Занятие элективного курса" Подготовка в ГИА в 9 классе"
видеоурок по русскому языку (9 класс) по теме
Работа над частями А, Б и С ГИА в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_elektivnogo_kursa.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие элективного курса «Подготовка к ЕГЭ в 9 классе»
"И вот она, родная сторона, где вновь душа поэзии полна".
Опять она, родная сторона,
С ее зеленым, благодатным летом;
И вновь душа поэзии полна.
Да, только здесь могу я быть поэтом.
Н.А Некрасов
- Скажите, пожалуйста, ребята, к какой теме относится четверостишие, которое я только что прочитала? (“Родины, родной природы”).
- Да, действительно, это так, и выбрала это четверостишие я не случайно, потому что, как вы уже, очевидно догадались, единая разговорная тема нашего урока – это тема “Родины, родной природы”.
- Основная тема урока: РАБОТА НАД ЧАСТЯМИ А В С ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ.
- Цель урока: ВЫРАБАТЫВАТЬ НАВЫК РАБОТЫ С ЧАСТЯМИ А В С ЕГЭ (цели появляются на доске)
- А почему только на родной земле может творить поэт?
Читаю стихотворение еще раз.
- Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт? (метафора (“душа поэзии полна”), эпитеты (“зеленое, благодатное лето”, “родная сторона”), среди стилистических фигур можно отметить инверсию (родная сторона”, “зеленое, благодатное лето”, “поэзии полна”.) Текст отличается образностью, эмоциональностью).
- Давайте вспомним о структуре единого государственного экзамена по русскому языку.
(Состоит из трех частей, которые последовательно выполняются:
1 часть – сжатое изложение прослушанного текста;
2 часть – чтение и анализ печатного текста, сопоставление его содержания с текстом изложения, выполнение тестов;
3 часть – написание небольшого по объему сочинения-рассуждения на основе прослушанного и прочитанного текстов. (этапы постепенно появляется на доске).
- Прослушайте текст.
(В это время звучит музыка и демонстрируются фотографии с пейзажами средней полосы России на доске)
… Различная сила воздействия пейзажа зависит от степени его родственности нашим ощущениям.
Мы никогда не променяем на самые торжественные красоты тропиков и Запада наши скромные дали. Мы родились и жили “под сереньким ситцем этих северных тихих небес”, их красота слилась со всей нашей жизнью, они были ее свидетелями, и потому только мы можем с полной силой ее ощутить и понять. Исключения бывают редко.
Во время путешествий мы часто бываем восхищены блеском чужеземной природы, но она никогда не сможет затмить природу русскую. Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе свое. Ничто – ни лиловый пожар Эгейского моря, ни розовеющий мрамор и алые олеандры Эллады, ни синий сказочный воздух Сицилии, ни золотая тусклая дымка над бессмертным Парижем, - ничто не только не может приглушить нашу память о своей стране, но, наоборот, доводит ее до почти болезненной остроты. Я испытал это на себе, когда в туманных предосенних садах Версаля с их почернелой, как старая позолота, листвой, с их геометрической пышностью я – совсем не знаю почему – вспомнил крошечный городок Спас-Клепики. И у меня заныло сердце.
К.Г. Паустовский
- Каким чувством проникнут текст? (Чувством любви к родной природе).
- К какому типу речи относится данный текст? На слова какой части речи необходимо опираться, пересказывая описание? (существительные).
- На каком приеме построен текст? (антитеза: наши скромные дали, серенький ситец северных небес и блеск чужеземной природы, красоты тропиков).
- Попробуйте выделить микротемы в этом тексте и записать их как пункты плана.
- Теперь прочитайте следующий текст.
(1) Помню, бродили мы по одному из кавказских ботанических садов. (2) На табличках были написаны мудреные названия: питтоспорум, пестроокаймленная юкка, эвкалипт, лавровишня… (3)Уже не поражали нас к концу дня ни развесистость крон, ни толщина стволов, ни причудливость листьев.
(4) Но вот мы вдруг увидели совершенно необыкновенное дерево, подобного которому не было во всем саду. (5) Белое, как снег, и нежно-зеленое, как молодая травка, оно резко выделялось на общем, однообразном по колориту фоне. (6) Мы в этот раз увидели его новыми глазами и оценили по-новому. (7) Табличка гласила, что перед нами береза обыкновенная.
(8) А попробуйте лечь под березой на мягкую, прохладную траву, так чтобы только отдельные блики солнца и яркой полдневной синевы процеживались к вам сквозь листву. (9) Чего-чего не нашепчет вам береза, тихо склонившись к изголовью, каких не нашелестит ласковых слов, чудных сказок, каких не навеет светлых чувств!
(10) Что ж пальма! – под ней и лечь-то нельзя, потому что или вовсе нет никакой травы, или растет сухая, пыльная, колючая травка. (11) Словно жестяные или фанерные гремят на ветру листья пальмы, и нет в этом громе ни души, ни ласки.
(12) А может, и вся-то красота заморских краев лишь не уступает и приближается к тихой прелести среднерусского, левитановского, шишкинского, поленовского пейзажа?
(13) Привыкли. (14) Набаловались. (15) Не знаем, чем владеем. (16) Потому и тянет к черту на кулички, в так называемую экзотику. (17) А спросите у любого иностранца, он, не задумываясь, скажет, что самая экзотическая страна, несомненно, Россия.
По В.Солоухину
(Текст с заданиями выдается ребятам)
К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.
______________________________________________________________________
А-1 Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос: «Какова основная мысль этого текста?»
1) Даже в самых далеких странах можно встретить русскую березку.
2) Чужеземная природа способна затмить русскую природу.
3) Нужно уметь видеть и ценить красоту родной природы.
4) Нужно беречь и охранять природу.
А – 2 Как характеризует автора информация, заключенная в предложениях 8-9
1) Автор любит родную природу, умеет ценить ее неброскую красоту.
2) Автор текста восхищается красотой родной природы.
3) Автор текста способен увидеть в обыкновенной березе необыкновенное дерево.
4) Автор текста не способен оценить по достоинству красоту родной природы.
А-3 Ниже даны предложения из этого текста. В какой из этих пар содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?
1) 8) А попробуйте лечь под березой на мягкую, прохладную траву, так чтобы только отдельные блики солнца и яркой полдневной синевы процеживались к вам сквозь листву.
(10) Что ж пальма! – под ней и лечь-то нельзя, потому что или вовсе нет никакой травы, или растет сухая, пыльная, колючая травка.
2) (5) Белое, как снег, и нежно-зеленое, как молодая травка, оно резко выделялось на общем, однообразном по колориту фоне. (6) Мы в этот раз увидели его новыми глазами и оценили по-новому.
3) (4) Но вот мы вдруг увидели совершенно необыкновенное дерево, подобного которому не было во всем саду. (7) Табличка гласила, что перед нами береза обыкновенная.
4) (10) Что ж пальма! – под ней и лечь-то нельзя, потому что или вовсе нет никакой травы, или растет сухая, пыльная, колючая травка. (11) Словно жестяные или фанерные гремят на ветру листья пальмы, и нет в этом громе ни души, ни ласки.
А -4 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении:
(5) Белое, как снег, и нежно-зеленое, как молодая травка, оно резко выделялось на общем, однообразном по колориту фоне.
- эпитет
- сравнительный оборот
- метафора
- олицетворение
Ответы на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно запятыми.
_________________________________________________________________
В-1. Замените слово заморский из предложения 12 стилистически
нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ:
В-2 Из предложения 8 выпишите слово с непроизносимой согласной.
Ответ:
В -3 В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
А спросите у любого иностранца,(1) он,(2) не задумываясь,(3) скажет, (4)что самая экзотическая страна,(5) несомненно, (6)Россия.
Ответ:
В-4 В приведенном ниже предложении из прочитанного текста
пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.
Словно жестяные или фанерные гремят на ветру листья пальмы,(1) и нет в этом громе ни души,(2) ни ласки.
Ответ:
В-5 В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.
Табличка гласила, (1)что перед нами береза обыкновенная. А попробуйте лечь под березой на мягкую,(2) прохладную траву,(3) так чтобы только отдельные блики солнца и яркой полдневной синевы процеживались к вам сквозь листву. Что ж пальма! – под ней и лечь-то нельзя,(4) потому что или вовсе нет никакой травы,(5) или растет сухая, (6)пыльная, (7)колючая травка.
Ответ:
В-6 Замените словосочетание листья пальмы, построенное на основе управления синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:
В-7 Выпишите грамматическую основу предложения 6.
Ответ:
В-8 Среди предложений 1-3 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
Ответ:
В-9 Среди предложений 8 -11 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ:
В-10 Укажите количество грамматических основ в предложении 17.
Ответ:
- Приступим к заданию части С. Это сочинение-рассуждение.
Вспомним структуру его построения.
Тезис.
Доказательство. (докажем это….)
- Аргумент…….
- Аргумент…….
Вывод. (итак, таким образом и т.д.)
Вспомните слова, которые помогают нам связать части этого текста.
Анализ ученической работы. (Достоинства, недостатки)
Д.З: Написать небольшое сочинение-рассуждение .Объясните, как вы понимаете смысл последней фразы текста: «А спросите у любого иностранца, он, не задумываясь, скажет, что самая экзотическая страна, несомненно, Россия».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.
(1) Помню, бродили мы по одному из кавказских ботанических садов. (2) На табличках были написаны мудреные названия: питтоспорум, пестроокаймленная юкка, эвкалипт, лавровишня… (3)Уже не поражали нас к концу дня ни развесистость крон, ни толщина стволов, ни причудливость листьев.
(4) Но вот мы вдруг увидели совершенно необыкновенное дерево, подобного которому не было во всем саду. (5) Белое, как снег, и нежно-зеленое, как молодая травка, оно резко выделялось на общем, однообразном по колориту фоне. (6) Мы в этот раз увидели его новыми глазами и оценили по-новому. (7) Табличка гласила, что перед нами береза обыкновенная.
(8) А попробуйте лечь под березой на мягкую, прохладную траву, так чтобы только отдельные блики солнца и яркой полдневной синевы процеживались к вам сквозь листву. (9) Чего-чего не нашепчет вам береза, тихо склонившись к изголовью, каких не нашелестит ласковых слов, чудных сказок, каких не навеет светлых чувств!
(10) Что ж пальма! – под ней и лечь-то нельзя, потому что или вовсе нет никакой травы, или растет сухая, пыльная, колючая травка. (11) Словно жестяные или фанерные гремят на ветру листья пальмы, и нет в этом громе ни души, ни ласки.
(12) А может, и вся-то красота заморских краев лишь не уступает и приближается к тихой прелести среднерусского, левитановского, шишкинского, поленовского пейзажа?
(13) Привыкли. (14) Набаловались. (15) Не знаем, чем владеем. (16) Потому и тянет к черту на кулички, в так называемую экзотику. (17) А спросите у любого иностранца, он, не задумываясь, скажет, что самая экзотическая страна, несомненно, Россия.
По В.Солоухину
К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.
______________________________________________________________________
А-1 Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос: «Какова основная мысль этого текста?»
1) Даже в самых далеких странах можно встретить русскую березку.
2) Чужеземная природа способна затмить русскую природу.
3) Нужно уметь видеть и ценить красоту родной природы.
4) Нужно беречь и охранять природу.
А – 2 Как характеризует автора информация, заключенная в предложениях 8-9
1) Автор любит родную природу, умеет ценить ее неброскую красоту.
2) Автор текста восхищается красотой родной природы.
3) Автор текста способен увидеть в обыкновенной березе необыкновенное дерево.
4) Автор текста не способен оценить по достоинству красоту родной природы.
А-3 Ниже даны предложения из этого текста. В какой из этих пар содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?
1) 8) А попробуйте лечь под березой на мягкую, прохладную траву, так чтобы только отдельные блики солнца и яркой полдневной синевы процеживались к вам сквозь листву.
(10) Что ж пальма! – под ней и лечь-то нельзя, потому что или вовсе нет никакой травы, или растет сухая, пыльная, колючая травка.
2) (5) Белое, как снег, и нежно-зеленое, как молодая травка, оно резко выделялось на общем, однообразном по колориту фоне. (6) Мы в этот раз увидели его новыми глазами и оценили по-новому.
3) (4) Но вот мы вдруг увидели совершенно необыкновенное дерево, подобного которому не было во всем саду. (7) Табличка гласила, что перед нами береза обыкновенная.
4) (10) Что ж пальма! – под ней и лечь-то нельзя, потому что или вовсе нет никакой травы, или растет сухая, пыльная, колючая травка. (11) Словно жестяные или фанерные гремят на ветру листья пальмы, и нет в этом громе ни души, ни ласки.
А -4 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении:
(5) Белое, как снег, и нежно-зеленое, как молодая травка, оно резко выделялось на общем, однообразном по колориту фоне.
- эпитет
- сравнительный оборот
- метафора
- олицетворение
Ответы на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно запятыми.
_________________________________________________________________
В-1. Замените слово заморский из предложения 12 стилистически
нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ:
В-2 Из предложения 8 выпишите слово с непроизносимой согласной.
Ответ:
В -3 В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
А спросите у любого иностранца,(1) он,(2) не задумываясь,(3) скажет, (4)что самая экзотическая страна,(5) несомненно, (6)Россия.
Ответ:
В-4 В приведенном ниже предложении из прочитанного текста
пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.
Словно жестяные или фанерные гремят на ветру листья пальмы,(1) и нет в этом громе ни души,(2) ни ласки.
Ответ:
В-5 В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.
Табличка гласила, (1)что перед нами береза обыкновенная. А попробуйте лечь под березой на мягкую,(2) прохладную траву,(3) так чтобы только отдельные блики солнца и яркой полдневной синевы процеживались к вам сквозь листву. Что ж пальма! – под ней и лечь-то нельзя,(4) потому что или вовсе нет никакой травы,(5) или растет сухая, (6)пыльная, (7)колючая травка.
Ответ:
В-6 Замените словосочетание листья пальмы, построенное на основе управления синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:
В-7 Выпишите грамматическую основу предложения 6.
Ответ:
В-8 Среди предложений 1-3 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
Ответ:
В-9 Среди предложений 8 -11 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ:
В-10 Укажите количество грамматических основ в предложении 17.
Ответ:
Д.З: Написать небольшое сочинение-рассуждение .Объясните, как вы понимаете смысл последней фразы текста: «А спросите у любого иностранца, он, не задумываясь, скажет, что самая экзотическая страна, несомненно, Россия».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Д.З: Написать небольшое сочинение-рассуждение .Объясните, как вы понимаете смысл последней фразы текста: «А спросите у любого иностранца, он, не задумываясь, скажет, что самая экзотическая страна, несомненно, Россия».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Д.З: Написать небольшое сочинение-рассуждение .Объясните, как вы понимаете смысл последней фразы текста: «А спросите у любого иностранца, он, не задумываясь, скажет, что самая экзотическая страна, несомненно, Россия».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Д.З: Написать небольшое сочинение-рассуждение .Объясните, как вы понимаете смысл последней фразы текста: «А спросите у любого иностранца, он, не задумываясь, скажет, что самая экзотическая страна, несомненно, Россия».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Д.З: Написать небольшое сочинение-рассуждение .Объясните, как вы понимаете смысл последней фразы текста: «А спросите у любого иностранца, он, не задумываясь, скажет, что самая экзотическая страна, несомненно, Россия».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие элективного курса по теме: "Деловой стиль. Апелляция" в 11 классе.
Апелляция-вид заявления выпускника, недовольного результатом своей работы. В нашей школе мы практикуем написание деловых бумаг на 2-х языках (русском, татарском). Поэтому занятия считаем бинарными....
Изучение художественных средств языка на занятиях элективного курса «Уроки словесности» в 9 классе Пособие для учителя
Изучение художественных средств языка на занятиях элективного курса «Уроки словесности» в 9 классеПособие для учителя Предлагаемое пособие – попытка оказать конкретную помощь учителю ...
Конспект занятия элективного курса в 10 классе "Культура делового общения"
В конспекте занятия по теме "Культура делового общения" содержатся все необходимые материалы для проведения элективного курса. В презентации представлены основные особенности проведения занятия....
Занятие элективного курса по математике 9 класса подготовки к ГИА. Модуль «Геометрия». Решение задач по теме «Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции»
Материал содержит план-конспект занятия по теме:"Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции", презентации, тесты....
Конспект занятия элективного курса "Основы механизации сельского хозяйства" Занятие 21 "Косилка роторная КРН-210"
На сегодняшнем занятии мы детально познакомимся с другой косилкой. Эта косилка отличается от уже изученной тем, что в ней ножи вращаются, причем навстречу друг другу. Называется она косилка рото...
План практического занятия элективного курса "Астрономия" для 9 класса на тему "Солнечные затмения"
Занятие элективного курса "Астрономия" для 9 класса на тему "Солнечные затмения"...
Тематическое планирование занятий элективного курса Историография (10-11 классы)
Элективный курс предназначен для углубленного изучения истории в 10-11 классах...
Комментарии
Данное занятие проводилось