Сценарий урока с элементами тренинга. Урок обществознания в 6 классе по теме "Учимся общению"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) по теме
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. Направлен на формирование ценностного отношения к общению. Развивает коммуникативные навыки (умение слушать, становиться на точку зрения других, работать сообща, и др.), потребность во взаимопомощи. Формирует Эго-компетентность: знание своих ресурсов, слабых и сильных сторон, умение подать себя. Формирует психологический климат в коллективе, способствующий снятию комплексов замкнутости, застенчивости. Отличная презентация к уроку размещена на моей страниуе портала infourok
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok._obshchenie.docx | 32.96 КБ |
inf._list_obshchenie.docx | 113.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обществознания в 6 кл. Учитель Скабёлкин К.Ю.
Тема. Учимся общению.
Цель: способствовать формированию коммуникативной компетентности и культуры общения шестиклассников.
Задачи:
- Формировать ценностное отношение к общению, развивать коммуникативные навыки (умение слушать, становиться на точку зрения других, работать сообща, и др.), потребность во взаимопомощи.
- Формировать Эго-компетентность: знание своих ресурсов, слабых и сильных сторон, умение подать себя.
- Формировать психологический климат в коллективе, способствующий снятию комплексов замкнутости, застенчивости.
Оборудование: проектор, презентация, информационные листы.
Тип урока. Урок с элементами тренинга.
Форма: работа в группах.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Учитель. Наша жизнь очень стремительная, интересная, полная многих неожиданностей, но в ней существуют важнейшие вещи, которые люди ценят больше всего, называя их бесценными, потому что приобрести эти вещи нельзя, ни за какие деньги. Как вы думаете, что это может быть? (если не прозвучали слова «знание» и «общение», учитель может сам предложить их детям) |
|
СЛАЙД 1 Памятка.
|
|
Посмотреть видео. Определить тему. Когда учащиеся назвали тему, можно добавить, что урок необычный с элементами тренинга, все что вы сегодня узнаете и чему научитесь вы можете использовать в жизни!!! https://youtu.be/_JfA8gJvwB0 Задачи урока. | Тема. Общение. Учимся общению. Задачи:
|
| 1 группа – Телеграмма. Расшифровать Слово ОБЩЕНИЕ. Каждую букву этого слова необходимо использовать для характеристики слова. О – опыт, обаяние, обнять; Б – близкие, балагур, баловень; Щ – щедрый, щадить, щуриться; Е – единство, единоличник; Н – навык, надежда, найти; И – игра, интернет, идея, интеллект; Е – естественно. 2 группа – Дать определение понятиям ОБЩЕНИЕ и ДРУЖБА с научной точки зрения. Приведи примеры дружбы из мира книг, фильмов, мультфильмов. Общение – это взаимные деловые и дружеские отношения людей. При этих взаимоотношениях словами, видом и поведением люди оказывают влияние на мысли и чувства друг друга. Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. 3 группа – Расскажите о средствах общения. Вербальные – речь (устная, письменная). Невербальные – взгляд, мимика, движения, жесты, голос, интонация. Подтверждают примерами (неречевые средства). 4 группа – Рассмотри рисунки. Какое выражение лица вам более приятно? Почему? Свои ответы обоснуйте. |
Объединиться в пары, повернуться лицом друг к другу, закрыть глаза, коснуться друг друга ладонями перед собой. «Сейчас мы будем беседовать и выражать эмоции ладонями». Выразить злость (гнев), тоску, безразличие, благодарность, веселье. Теперь сами друг другу «повыражайте» какие-то чувства, при этом соблюдайте два правила: а) не говорить, что задумал, пусть собеседник догадается сам. Посчитать, сколько раз догадался; б) обязательно закончить чем-то хорошим.
| Можно включить во время работы тихую спокойную музыку. |
Задание №2. Работа в группах (4 – 5 мин) СЛАЙД 9 К вам в гости пришел мальчик. Он очень хочет общаться и найти себе друзей, но не знает как. Помогите ему. Дайте ему имя. Слева от него пишем то, что нам мешает общаться, справа – то, что помогает.
Учитель. Существуют так называемые зоны общения. Для них характерны определённые правила. Интимная зона (15 - 45 см) допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерны негромкий голос, прикосновения, доверительность. Личная зона (45 - 120см) - беседа с друзьями, коллегами. Характерен лишь зрительный контакт. Социальная зона (120 - 400 см) - официальные встречи в кабинетах, т.е. с теми, кого не очень хорошо знают. Публичная зона (более 400 см) - общение в большой группе людей, в лекционной аудитории, классе. | |
Слайд 11 Первое впечатление о человеке складывается за первые 10-15 секунд. Чтобы расположить к себе человека, нужно сделать 4 психологических "подарка": комплимент, улыбка, имя собеседника, поднятие его значимости. | |
СЛАЙД 12 Учитель. Хотелось бы сегодня затронуть и такую важную тему современности, как преобладание в современной жизни виртуального общения: по телефону, в социальных сетях.
Проблема. Какое общение полезнее для человека: виртуальное или реальное? |
|
Презентация ответов. СЛАЙД 13 | 1 гр. - Закончи предложения.
2 гр. - Из предложенных букв составь слова и ответишь на вопрос:
ТЬСЕРМПОИТ – терпимость КИСТЕРНЬОНС – искренность ПРЕЬАДНОСТН – преданность 3 гр. - Почему возникают барьеры общения? Дополни предложения и получишь высказывание известного писателя Михаила Рощина.
4 гр. - С кем бы вы хотели общаться из мира кино и фильмов? Перечисли героев, объясни, почему ты хочешь с ними общаться. |
Если позволит время. Инсценировка упражнений. Если времени не будет, убрать этот пункт. | 1 гр. – упражнение «Мы с тобой одной крови» 2 гр. – упражнение «То, что я люблю» 3 гр. – упражнение «Поменяйтесь местами» 4 гр. – упражнение «Преобразование» |
Учитель. Человек должен уметь планировать свой день, организовывать свое рабочее и свободное время. Уметь правильно общаться, знать, кому и как доверять свои мысли, идеи, правильно решать конфликты. Всему этому можно и необходимо учиться. | |
| |
| 1 ряд – с родителями. 2 ряд – с взрослыми (в т.ч. с учителями) 3 ряд – с ровесниками. |
| |
СПАСИБО СЛАЙД 16 |
1 группа. Подготовить инсценировку. Упражнение «Мы с тобой одной крови»
Цель игры: направить мышление учащихся на поиск сходства у различных людей по разнообразным вариантам признаков.
Процедура: задача игроков - найти сходство с участниками тренинга и пригласить в круг ученика на основании этого сходства. Примечание: можно передавать друг другу при этом какое-либо движение, например, соприкасаться ладонями. Ведущий начинает: например: «Я выбираю Олю, потому что мы с ней живем в одном доме». Оля выходит в круг и ищет сходство со следующим учеником в классе (ведущий занимает место Оли). Игра продолжается до последнего участника группы.
2 группа. Подготовить инсценировку. Упражнение «То, что я люблю».
Цель: знакомство, введение в тренинговую ситуацию, самораскрытие, снятие напряжения.
Подростки рассаживаются по кругу. Один из участников представляется остальным и завершает предложение «Я люблю…». Второй выступающий сначала повторяет имя и высказывание предыдущего участника, затем добавляет собственную комбинацию. Третий повторяет оба варианта и потом представляется сам. Так происходит и дальше по кругу. В конце игры староста делает вывод: все мы разные, но давайте поищем сходства у своих одноклассников.
3 группа. Подготовить инсценировку. Упражнение «Поменяйтесь местами».
Цель: продолжить поиск сходства, снятие напряжения после урока.
Задача игроков: убрать 1 стул, поскольку количество стульев на 1 меньше, чем участников, по команде ведущего дети называют признак, по которому меняются местами участники тренинга, например: «Меняются местами те, у кого хорошее настроение, у кого в одежде присутствует белый цвет и т.д.» Ведущим становится тот, кому не хватило стула.
4 группа. Подготовить инсценировку. Упражнение «Преобразования».
Цель: продолжить поиск сходства, узнавание друг друга.
Участники по очереди произносят предложения, заканчивая их по-своему.
* Если бы я был(а) книжкой, то я был(а) бы…(словарем, сказкой, стихами и т.д.)
* Если бы я был(а) явлением природы, то я был(а) бы… (ветром, дождем, радугой, солнцем и т.д.)
* Если бы я был(а) песней, то был(а) бы…
* Если бы я был(а) взрослым, то был(а) бы…
* Если бы я был(а) учителем, то был(а) бы …
* Если бы я был(а) бы
* Если бы я был(а) бы
(если кто-то не может себя определить – берем помощь класса)
Ф И З М И Н У Т К А
Игра «Слон»
Учитель спрашивает у детей: - Вы знаете как чихает слон? А хотите узнать? Сейчас я каждой команде скажу кодовое слово, которое вы запомните и произнесете громко хором по моей команде. Учитель подходит к каждой группе и шепотом говорит кодовое слово.
1 группа - ящики.
2 группа - хрящики.
3 группа - мячики.
4 группа – потащили.
И затем, по взмаху руки ведущего, все дети кричат одновременно, но каждая группа кричит свое слово.
Учитель: Вот так чихает слон!
Предварительный просмотр:
Информационный лист I группы.
Задание №1.
Расшифровать Слово ОБЩЕНИЕ. Каждую букву этого слова необходимо использовать для характеристики слова.
О –
Б –
Щ –
Е –
Н –
И –
Е –
Задание №2. К вам в гости пришел мальчик. Он очень хочет общаться и найти себе друзей, но не знает как. Помогите ему. Дайте ему имя. Слева от него пишем то, что нам мешает общаться, справа – то, что помогает.
Мешает общаться. Помогает общаться
Задание №3. Закончи предложения.
- Главная цель общения – это
- В ходе общения происходит –
- Я хочу, чтобы люди, с которыми я общаюсь –
Оценочный лист.
№ | Фамилия ученика | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Работа на уроке | Итоговая отметка |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 |
Староста группы ___________________________________________________________
Информационный лист II группы.
Задание №1.
Дать определение понятиям ОБЩЕНИЕ и ДРУЖБА с научной точки зрения. Приведи примеры дружбы из мира книг, фильмов, мультфильмов.
Задание №2. К вам в гости пришел мальчик. Он очень хочет общаться и найти себе друзей, но не знает как. Помогите ему. Дайте ему имя. Слева от него пишем то, что нам мешает общаться, справа – то, что помогает.
Мешает общаться. Помогает общаться
Задание №3. Из предложенных букв составь слова и ответишь на вопрос:
- Чем сильна дружба?
ТЬСЕРМПОИТ –
ИСКТЕРНЬОНС –
ПРЕЬАДНОСТН –
Оценочный лист.
№ | Фамилия ученика | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Работа на уроке | Итоговая отметка |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 |
Староста группы ___________________________________________________________
Информационный лист III группы.
Задание №1.
Расскажите о средствах общения. Какие бывают средства общения? Как мы их используем? Свой рассказ подтверди примерами.
Задание №2. К вам в гости пришел мальчик. Он очень хочет общаться и найти себе друзей, но не знает как. Помогите ему. Дайте ему имя. Слева от него пишем то, что нам мешает общаться, справа – то, что помогает.
Мешает общаться. Помогает общаться
Задание №3. Почему возникают барьеры общения? Дополни предложения и получишь высказывание известного писателя Михаила Рощина.
- Попробуй не наступать, а ____________________.
- Не забирать, а __________________________.
- Не кулак показать, ________________ протянуть.
- Не разорвать, а ___________________.
Оценочный лист.
№ | Фамилия ученика | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Работа на уроке | Итоговая отметка |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 |
Староста группы ___________________________________________________________
Информационный лист IV группы.
Задание № 1.
Рассмотри рисунки. Какое выражение лица вам более приятно? Почему? Свои ответы обоснуйте.
Задание №2. К вам в гости пришел мальчик. Он очень хочет общаться и найти себе друзей, но не знает как. Помогите ему. Дайте ему имя. Слева от него пишем то, что нам мешает общаться, справа – то, что помогает.
Мешает общаться. Помогает общаться
Задание №3. С кем бы вы хотели общаться из мира кино и фильмов? Перечисли героев, объясни, почему ты хочешь с ними общаться.
Оценочный лист.
№ | Фамилия ученика | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Работа на уроке | Итоговая отметка |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 |
Староста группы ___________________________________________________________
1 группа.
Подготовить инсценировку. Упражнение «Мы с тобой одной крови»
Цель игры: направить мышление учащихся на поиск сходства у различных людей по разнообразным вариантам признаков.
Процедура: задача игроков - найти сходство с участниками тренинга и пригласить в круг ученика на основании этого сходства. Примечание: можно передавать друг другу при этом какое-либо движение, например, соприкасаться ладонями. Ведущий начинает: например: «Я выбираю Олю, потому что мы с ней живем в одном доме». Оля выходит в круг и ищет сходство со следующим учеником в классе (ведущий занимает место Оли). Игра продолжается до последнего участника группы.
____________________________________________________________________________
2 группа.
Подготовить инсценировку. Упражнение «То, что я люблю».
Цель: знакомство, введение в тренинговую ситуацию, самораскрытие, снятие напряжения.
Подростки рассаживаются по кругу. Один из участников представляется остальным и завершает предложение «Я люблю…». Второй выступающий сначала повторяет имя и высказывание предыдущего участника, затем добавляет собственную комбинацию. Третий повторяет оба варианта и потом представляется сам. Так происходит и дальше по кругу. В конце игры староста делает вывод: все мы разные, но давайте поищем сходства у своих одноклассников.
3 группа.
Подготовить инсценировку. Упражнение «Поменяйтесь местами».
Цель: продолжить поиск сходства, снятие напряжения после урока.
Задача игроков: убрать 1 стул, поскольку количество стульев на 1 меньше, чем участников, по команде ведущего дети называют признак, по которому меняются местами участники тренинга, например: «Меняются местами те, у кого хорошее настроение, у кого в одежде присутствует белый цвет и т.д.» Ведущим становится тот, кому не хватило стула.
_________________________________________________________________________
4 группа.
Подготовить инсценировку. Упражнение «Преобразования».
Цель: продолжить поиск сходства, узнавание друг друга.
Участники по очереди произносят предложения, заканчивая их по-своему.
* Если бы я был(а) книжкой, то я был(а) бы…(словарем, сказкой, стихами и т.д.)
* Если бы я был(а) явлением природы, то я был(а) бы… (ветром, дождем, радугой, солнцем и т.д.)
* Если бы я был(а) песней, то был(а) бы…
* Если бы я был(а) взрослым, то был(а) бы…
* Если бы я был(а) учителем, то был(а) бы …
* Если бы я был(а) бы рекой, то был(а) бы …
* Если бы я был(а) бы страной, то был(а) бы …
(если кто-то не может себя определить – берем помощь класса)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие с элементами тренинга для учащихся 5 классов «Что мы знаем друг о друге»
Цели: способствовать формированию коммуникативной компетентности и культуры общения пятиклассников в период адаптации к школе.Задачи:формировать ценностное отношение к общению, развивать коммуни...
Урок обществознания 10 класс личность и общение
Личность и общение...
Занятие с элементами тренинга для учащихся 5 класса
Занятие с элементами тренинга на сплочение класса (5 класс).Переход в среднее звено предъявляет повышенные требования к личностному и интеллектуальному развитию учащихся, к степени сформированно...
урок обществознания 6 класс по теме "Общение"
урок обществознания в 6 классе по теме "Общение" разработан по ФГОС...
урок обществознания 10 класс "Общение -как обмен информацией"
10 класс, урок обществознания по теме "Общение как обмен информацией"...
Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»
Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»...
Презентация к уроку обществознания 6 класс по теме: "Общение"
Электронная разработка к уроку. Возможно использование в дистанционном формате....