план-конспект урока по обществознанию в 5 классе
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему
план -конспект урока по обществознанию в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»
План-конспект урока
по обществознанию
в 5 классе МОУ «Акчеевская средняя общеобразовательная школа»
на тему «Семья и семейные отношения»
Разработал: Галдина Светлана Алексеевна
слушатель курсов профессиональной переподготовки «Обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Проверил: _________/А.Х.Мещеров/
Тема урока: «Семья и семейные отношения»
Дата проведения: 13.02.17
Класс: 5
Тип урока: открытие нового знания
Цели по содержанию:
обучающие: дать определение понятию «семья», ознакомить с функциями семьи
развивающие: способствовать формированию умения формулировать определения, анализировать таблицы, решать логические задачи, высказывать свое мнение
воспитывающие: формировать представление о семье как о частичке общества, первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека
Основные термины, понятия: «семья», «брак», «ценности»
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные | Мета предметные УУД | Личностные УУД |
Научатся: Определять функции семьи, характеризовать семейно-правовые отношения Получат возможность научиться: Формулировать определения, анализировать таблицы, решать логические задачи, высказывать свое мнение | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы Коммуникативные: участвуют в коллективом обсуждении проблем; обмениваются мнениями Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий, оценивают свою деятельность | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают свою учебную деятельность |
Используемая технология: обучение в сотрудничестве, игровая, ИКТ
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I.Мотивация к учебной деятельности | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Организация фронтальной работы с классом. Слайд 1 - Что изображено на картинках? - О чем они? | Рассматривают картинки. Готовят ответы на вопросы. | Личностные: формируется понимание необходимости создания семьи Коммуникативные: развитие устной речи; применяют правила делового сотрудничества |
II.Актуализация знания; | Актуализация опорных знаний и способов действий | Организует беседу по обсуждению картинок к уроку. -О чем сегодня будем говорить? -Кого мы называем родными людьми? | Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга |
III.Изучение нового материала. | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: | Подводит детей к выводу, предлагает назвать варианты темы и цели урока, организует обсуждение. Слайд 2 - Как вы думаете на какие вопросы мы должны ответить в течении урока? - Давайте попробуем ответить на вопрос – Что такое семья? Слайд 4 щелчок - У вас есть на столах текст, составьте из слов определение. (Семья, на, группа, кровном, это, малая, основанная, родстве, или, браке, взаимной, которой, помощью, и, члены, ответственностью, быта, связаны, общностью.) «Семья – это малая группа основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и ответственностью». Слайд 4 щелчок -На основании определения выделите характерные признаки семьи. Слайд 4 щелчок - Зачем люди создают семьи? Слайд 5 - Вам поможет учебник с.26 второй абзац. - Что такое брак? Слайд 6 щелчок Брак (брачный союз) — постоянный союз мужчины с женщиной с целью создания семьи и продолжения рода». - Как называют людей вступивших в брак? Слайд 6 щелчок Люди, состоящие в браке, называются супругами или супружеской парой. Мужчина - муж или супруг, женщина - жена или супруга. Организует парную работу над составлением и анализом таблицы «Какую роль или какую функцию выполняют семьи? Слайд 7 -Какие функции выполняет семья? -Проанализируйте каждую функцию. -Приведите примеры. Организует устную проверку. Слайд 8 - Как вы думаете государство заботится о семьях? Организует работу с учебником, с. 28 (самостоятельно прочитать, парами ответить на вопросы: - Назовите источники семейного права. (конституция, семейный кодекс) слайд 10 -Как вы понимаете слова «семья, материнство»? -Какие особенности семейного объединения отмечены в тексте кодекса? Слайд 11 - Все мы знаем о том, что семьи бывают разные. - Давайте приведем примеры. - А теперь приведем все сказанное вами в систему. У вас на столах есть тексты сделайте из них таблицы. Слайд 14-16 | Предлагают свои варианты темы и цели урока. Записывают тему урока: «Семья и семейные отношения».
Слайд 3Ответы уч-ся 1.Что такое семья? 2. Зачем люди создают семьи? 3. Какую роль выполняют семьи? 3. Какие бывают семей. 4. Как государство заботится о семье? Отвечают на поставленные вопросы, формулируют определение. Признаки: Слайд 4 щелчок
Анализируют схему, высказывают свое мнение, приводят примеры. (воспроизводят таблицу в правильной форме) Проводят самопроверку Парами отвечают на поставленные вопросы Дети приводят примеры: (много детей, один ребенок, с мамой проживают, с бабушками и дедушками и т.д.) Работа в группах. Проверка совместно с учителем. | Регулятивные: самостоятельно формулируют тему и цель урока после предварительного обсуждения Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга Познавательные: проявляют умение работать с информацией Познавательные: проявляют умение работать с информацией Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга |
IV. Первичное осмысление и закрепление | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | Слайд 17 Задание: оцените высказывания. Если высказывание верное (истинное) отвечаем «ДА». Если высказывание неверное (ложное), отвечаем «Нет». 1.Семья в отличие от других малых социальных групп, характеризуется родственными отношениями. 2.Семья Ульяновых является родственной расширенной, она состоит из супругов и их детей. 3. Семья Ивановых является нуклеарной, у них трое детей и совместно с ними проживают дедушка с бабушкой. 4.Отношения в семье влияют на самочувствие и родителей и детей. 5.Семья, в которой один ребенок, называется неполной. 6.Дети могут влиять на психологический климат в семье. 7.Государство заботится о благополучии семьи. 8.Семья –важнейшая ценность, которая определяет благополучие не только человека, но всего государства. Слайд 19 Подведем итоги:
(Семья объединяет людей, которые являются друг другу кровными или близкими родственниками. Семья образуется тогда, когда мужчина и женщина вступают в брак. Семья –обязательная часть любого общества, любого государства. Главное ее предназначение состоит в том, чтобы не иссяк род человеческий, появлялись все новые и новые поколения, развивалось общество. Государство заботится о благополучии семей. Чем больше в государстве благополучных семей, тем сильнее и благополучнее государство.) | Отвечают на вопросы Проводят взаимопроверку Слайд 18 Отвечают на вопросы | Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества Познавательные: проявляют умение работать с информацией Регулятивные: проводят взаимопроверку |
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | Организует рефлексию слайд 20
Ставит отметки Организует обсуждение | Проводят рефлексию- выявляют, что получилось, что- нет. Ставят себе отметки по шаблону. | Регулятивные: оценивание своей работы Коммуникативные: высказывают собственное мнение Личностные: самоопределение, корректировка личности |
VI. Домашнее задание | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Слайд 21 Дает домашнее задание (исходя из того, как дети выполнили базовую часть заданий):
| Слушают, задают вопросы, записывают домашнее задание |
Используемые информационно-технологические ресурсы:
- Обществознание. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2015
- Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание. Рабочая тетрадь. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.
- Программа по курсу «Обществознание» для 5 – 9 классов под редакцией Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2012
Самоанализ урока
Дата проведения: 13.02.2017г.
Тема урока: «Семья и семейные отношения».
Цели урока:
- Личностные. Сформировать отношение к семье, как к одной из важнейших ценностей человека.
- Mетапредметные. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, определять собственное отношение к событиям современной жизни, формулировать свою точку зрения, составлять план действий, осуществлять расширенный поиск информации, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления, давать определения понятий.
- Предметные. Создать целостное представление о семье, научить понимать роль мотивов в формировании семьи, научить объяснять ключевые понятия, проводить сравнительный анализ семейного уклада в прошлом и настоящем.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.
Тип урока: открытие нового знания.
Цели урока реализовывались:
- Личностные. Уважительное отношение к семье формировалось через постановку и решения проблемных ситуаций, через выполнение творческих заданий, ознакомление с отдельными статьями Семейного Кодекса.
- Метапредметные. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие ребята учились через прием «Мозговой штурм» и игру «цепочка», определять собственное отношение к событиям в современной жизни дети могли через толкование пословиц и поговорок, а так же разбор жизненных ситуаций.
- Предметные. Учащиеся научились объяснять слова семья, поколение, узнали побудительные мотивы создания семьи, проводить сравнительный анализ семейного уклада учились при составлении схемы распределения обязанностей всех членов семьи, работе с иллюстрациями стр. 26-27, а так же при знакомстве с документами: Конституция РФ, Семейный Кодекс РФ.
Определены уровни освоения знаний и формирование (применение) учебных действий:
- формулирование определения понятия «семья»;
- выявление вопросов, отражающих функции семьи в обществе;
- раскрытие вопроса по проблеме ответственности государтсва и семьи в воспитании детей
Организационный момент показал, что класс к уроку готов. Мотивационно-целевой этап позволил детям выявили круг вопросов и тему урока. Дети определили функции семьи через составление схемы, раскрыли роль государства в защите семьи, материнства и детства, определили зону ответственности государства и семьи за воспитание детей. На протяжении всего урока класс был активен.
Класс по уровню подготовленности разноуровневый. Учитывая это, дети на уроке были разделены по группам при этом учитывался уровень подготовленности и эмоциональной совместимости. Задания строились по принципу доступности и подготовленности обучающихся. При подготовке к уроку учитывались основные программные требования и образовательные стандарты. Материал урока входит в систему уроков изучающих общество в целом. На уроке присутствовала межпредметная и метопредметная связь. На уроке использовались частично поисковый и репродуктивный методы. Применялись различные формы организации: познавательная деятельность учащихся, групповая, фронтальная, индивидуальная. Использовались элементы психологического тренинга, использовались репродукции, слайды, музыкальное сопровождение. При объяснении нового материала в полной мере работала доска и мультемидийный аппарат. Отличительная особенность класса заключается в том, что учащиеся могут мобилизоваться, работать быстрыми темпами, умеют формировать свой ответ и задавать вопросы, аргументировать изложенный материал. Каждый ответ сопровождался фактами и примерами. Эту особенность класса я постаралась использовать на протяжении всего урока. В ходе урока создавались условия положительной мотивации учения. В ходе урока реализовывались следующие принципы дидактики:
- принцип гуманности (через весь урок я постаралась провести идею толерантного отношения к себе и людям и обществу в целом)
- принцип наглядности
- принцип связи событий с реальной жизнью
- принцип маевтики
- принцип историзма
- принцип тезауруса
- принцип проблемности в обучении
и реализованы следующие методы обучения:
- коммуникативный
- познавательный
- преобразовательный
- систематизирующий
Учитывая, что я в своей педагогической деятельности использую методику критического мышления, на некоторых этапах урока применяла элементы данной технологии. В итоге урока мы ответили на поставленный в начале урока вопрос и тем самым изучили новую тему. Я считаю, что со всеми целями и задачами урока мы справились в основном.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект обобщающего урока алгебры в 10 классе школы глухих по теме “Функции”
Данный урок алгебры является обобщающим в системе уроков по теме "Функции". Систематизация знаний глухих учащихся реализуется в ходе составления текста. При этом используются различные виды наглядно-п...

план-конспект открытого урока по обществознанию в 8 классе.
План-конспект открытого урока в 8Б классе по теме "Предпринмаптельская деятельность" по программе Боголюбова....

План – конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе по теме «Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты»
Цели и задачи урока:1) познакомить с уровнями межэтнических отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений, показать сущность межнационального сотрудничества, причины и природу межэтн...

План-конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе. Тема: «Налоги»
Ход урока Организационный момент I.Текущий контроль знаний и умений учащихся 1. Проверочные тесты 2. Вопросы и задания учащимся: а) зада...

Разработка плана-конспекта интегрированных уроков (история+обществознание+кубановедение) по теме: Понятие общества в эпоху камня и бронзы на древнейшей стадии истории развития человека в пределах территории Краснодарского края.
Конспект трех интегрированных уроков....

План-конспект открытого урока по Обществознанию по теме «Образование в жизни человека»
План-конспект открытого урока по Обществознанию по теме «Образование в жизни человека» Наименование учебного предмета: ОбществознаниеКласс: 5 -АУровень общего о...

План-конспект интегрированного урока по обществознанию и математике в шестом классе
Конспект содержит информацию об основных этапах урока, тип урока, цель, задачи и планируемые результаты....