Урок по обществознанию "Собственность"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) по теме
Урок в 8 классе по разделам "Экономика" и "Право". Урок соответвует требованиям ФГОС. На уроке используется системно-деятельностный и индивидуальный подход.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок в 8 классе | 51.07 КБ |
Предварительный просмотр:
IV конкурс учителей истории, обществознания и права
«Через урок - к правовому просвещению»
Козлова Людмила Геннадьевна
Учитель истории и обществознания
МКОУ СОШ п. Ключи
Кирово-Чепецкого района
Кировской области
Предмет: Обществознание 8 класс
Тема раздела: Экономика.
Тема урока: Собственность.
Общедидактическая цель: создать условия для формирования у учащихся знаний о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина.
Обучающая цель: способствовать усвоению знаний о понятии собственность через работу с различными источниками информации
Развивающая цель способствовать обучению умения сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; презентовать и самостоятельно оценивать итоги своей работы:
Воспитательная цель: средствами учебного занятия воспитание уважительного отношения к праву собственности
Тип урока: изучение нового материала
ФОПД: индивидуальная самостоятельная работа, парная
Форма урока по организации содержания: урок-практикум
Методы обучения: частично-поисковый, проблемного обучения
Предполагаемые результаты урока:
Личностные результаты
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к собственности через разрешение различных жизненных ситуаций
Метапредметные результаты
умение собирать информацию из различных источников и её фиксировать в виде таблицы, схемы;
Предметные результаты
умение понимать и правильно использовать основные экономические термины
характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности;
решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
Оборудование: проектор, ноутбук, презентация.
Средства обучения: презентация урока, медиаматериалы, объяснение учителя, раздаточные материалы, Интернет.
Учебники и литература:
«Обществознание» 8 класс / Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение,2010;
Тесты по обществознанию. 8класс. К учебнику под редакцией Боголюбова Л.Н. «Обществознание. 8 класс». ФГОС
Средства Интернет
Ход урока.
- Организационный момент. Учащиеся проверяют готовность к уроку: памятки, пакет материалов, учебники, тетради
2. Мотивация. Учитель предлагает игру «Заявка», т.е. написать как можно больше терминов, связанных с темой «Экономические системы», используя буквы слова производитель. Учащиеся вспоминают термины, В это время учитель создает ситуацию-провокацию, забирая одну из вещей, принадлежащих детям прямо из портфеля, вызывая естественное недоумение и недовольство учащихся.
Учитель организует обсуждение ситуации, выявляя затруднения.
- Что вызвало у вас недоумение? Почему?
- Зачем я дала вам задание? (Чтобы отвлечь от своих действий)
- Что чувствовал каждый из вас, видя мои действия? Учащиеся дают пояснения, пытаются доказать, что портфель, все, что в нем находится, являются личными вещами, собственностью ученика. Тот, в чей рюкзак заглянул учитель, испытали недовольство, унижение.
3. Целеполагание. Учитель формулирует тему урока «Собственность» (слайд 1), предлагает цель и задачи урока. (Слайд 2). Какие вопросы у вас возникли по теме? Предлагаю обозначить уровень знаний по теме и интересующие вас вопросы в векторе развития, а в тетради записать вашу личную задачу урока с опорой на Слайд 2: узнать, научиться, понять, применить в практической деятельности.
Учащиеся в векторе развития (Приложение 1) определяют уровень знаний по теме и аргументируют выбор, ставят собственную задачу, афишируют на векторе развития.
4. Актуализация знаний и умений. Учитель организует индивидуальную работу с понятием «Собственность» через выбор заданий на учет ассиметрии головного мозга (Приложение 2).
Учащиеся презентуют работу, выделяют существенные признаки понятия Слайд 3.
Учитель рассказывает о субъектах и объектах собственности Слайд 5 и предлагает задание для закрепления понятия. Что лишнее? Слайд 4. – Человек не может быть собственностью. Это рабство. Оно запрещено Конституцией РФ.
5. Первичное восприятие информации. Учитель предлагает парам выбрать и выполнить задания. Приложение 3.
6. Осознание и осмысление информации.
Пары презентуют результаты деятельности. Вывешивают на доску в виде «Педагогического забора»
Учитель предлагает задавать уточняющие вопросы и предлагает задание для закрепления.
- С какой целью на слайде 7 указан сайт – источник. – Учащиеся: это способ защиты права собственности.
- Какие еще способы защиты права собственности Вы знаете? – Учащиеся анализируют слайд 13-14 и говорят, что есть законные и незаконные способы защиты. Использование незаконных способов влечет юридическую ответственность. В соответствии с Гражданским Кодексом РФ материальная ответственность наступает с 14 лет.
По окончании выступлений учащиеся вновь оценивают уровень знаний по теме в векторе развития.
7. Закрепление ЗУН
Учитель предлагает пройти к доске, вывешенной информации, прочитать, зафиксировать в тетради, задать уточняющие вопросы.
8. Применение учебного материала в знакомой ситуации.
Учащиеся выполняют задания на Слайд 10- 11. Вставьте пропущенные термины и назовите способ создания собственности.
9. Применение учебного материала в новой ситуации.
Учитель предлагает выполнить индивидуальные задания: охарактеризовать правовую ситуацию по плану. (Приложение 4, Слайд 14, 15)
В МКОУ СОШ п. Ключи по распоряжению главы администрации Кирово-Чепецкого района установлена пожарная сигнализация. – Субъект Орган местного самоуправления; объект Сигнализация; Основание Создание; правомочие Распоряжение; форма Муниципальная
10. Контроль ЗУН
Учащиеся выполняют уровневые тестовые задания
11. Рефлексия
Учитель предлагает отметить уровень достижения результатов на векторе развития, проанализировать выполненные на уроке задачи, ответив на вопросы:
- Чему я научился на уроке?
- Какие мои действия способствовали достижению личной и общей цели?
- Какая форма работы была наиболее результативной?
- В каких жизненных ситуациях я могу использовать знания и умения, полученные на уроке?
- Над чем еще предстоит работать?
12. Домашнее задание (разноуровневое по выбору)
Параграф 13 стр. 101 – 107
1.Выучить понятия, записи в тетради
Задание 2 ответы на вопросы учебника
Задание 2 на выбор Написать эссе
«У собственности есть свои обязанности, так же как и права» У.Драммонд
Приложения к уроку.
Приложение 1
Задачи урока
- называть характерные черты и признаки собственности, субъектов и объекты собственности, формы собственности
- приводить примеры правомочий собственника, оснований приобретения права собственности
- описывать способы защиты права собственности,
- оценивать поведение человека с точки зрения прав собственника
Приложение 2
Задания для индивидуальной работы на выбор с учетом ассиметрии головного мозга
1. Составьте понятие на доске, изменяя существительные именительного падежа.
2.Используя учебную статью, выпишите главное понятие урока
3. Составьте собственное понятие
4.Найдите в Интернет понятие Собственность.
5. Нарисуйте понятие собственность и объясните свой рисунок.
Приложение 3
Задания парам
Группа 1 Основания приобретения права собственности
- Рассмотрите слайд 4, опишите с опорой на учебник стр105 – 106 основания приобретения права собственности,
- Дополните перечень, представьте рассказ
Группа 2. Правомочия собственника
- Используя фрагмент Гражданского Кодекса РФ и статью учебника стр. 103 абзац 1-3 составьте схему Правомочия собственника
- Представьте схему и приведите примеры правомочий
Группа 3. Формы собственности в России
- Используя текст учебника стр 105 абзац 1-3, фрагмент Гражданского кодекса РФ ст. 212,214,215 и Конституцию РФ ст. 8, 35,36 составьте таблицу «Формы собственности в России»
- Представьте таблицу на бумаге, приведите примеры различных форм собственности
Формы собственности | Частная | |||
Государственная | Муниципальная | Иные формы | ||
Объекты | Магазин, земля, предприятие, литературное произведение | Шельф, золотой запас, памятники культуры, ВМФ, военный завод | МКОУ СОШ п. Ключи, медпункт, детский сад | Здания, транспорт, офисная техника |
Кто распоряжается | Физические и юридические лица | Государство Субъекты Российской федерации | Муниципальные органы власти городов, сел, поселков | Общественные организации Религиозные организации Объединения фонды |
Приложение 4.
Ситуации для анализа.
План.
- Объект собственности (что?)
- Субъект собственности (кто?)
- Основания приобретения права собственности
- Правомочие собственника
- Форма собственности
- Способ защиты собственности
В МКОУ СОШ п. Ключи по распоряжению главы администрации Кирово-Чепецкого района установлена пожарная сигнализация.
Покупатель, приобретший телевизор ненадлежавшего качества имеет право обменять его на аналогичный качественный телевизор на основе Закона о защите прав потребителей.
Фирма «Вятка-тур» обратилась в суд на гражданина, не оплатившего экскурсию по Золотому кольцу.
Гражданина Р., скрывшего от государства найденный клад золотых монет, привлекли к уголовной ответственности.
Гражданин Н, завещал сыну построенный семьей дом.
Н.Нырялкин, спасая утопающего, угнал и сломал катер лодочной станции.
Гонщиков решил покататься на асфальтоукладчике, но не смог пригнать его обратно, оставив в придорожной канаве.
Приложение 5
Тестовые задания для контроля ЗУН
1. Русский промышленник и меценат А.П. Бахрушин подарил собранную им коллекцию предметов русской старины и книг Историческому музею. Какое право собственника иллюстрируется этим примером?
1) владеть
2) распоряжаться
3) пользоваться
4) Наследовать
2.Ниже приведен ряд терминов, все они за исключением одного, относятся к понятию «собственность». Найдите термин, выпадающий из общего ряда.
Владение, пользование, распоряжение, охрана, определение судьбы вещи, извлечение пользы.
3. Отметь знаком + основания приобретения права собственности
Хищение чужого имущества
+Изготовление вещи для индивидуального пользования
Присвоение имущества
+Получение имущества по наследству
Вымогательство имущества
+Получение имущества в подарок
Вымогательство имущества
4. Закончи фразы
Государственной собственностью может быть ---------
Частной собственностью не может быть ---------
- Вставьте пропущенные термины
Основой любой экономической системы является та или иная форма собственности.
Хотя часто собственность понимается как имущество, однако, собственность это не вещь, а отношения между людьми по поводу вещей.
В современной экономике есть место и для государственных предприятий, например в сфере оборонной промышленности и транспорта, и для акционерных, и для частных.
Все формы собственности равно защищены законом, им предоставлены равные условия для развития.
Но все же именно частная собственность является основой инициативы и предприимчивости, динамичного развития общества.
Частная собственность в её многообразных формах является фундаментом рыночной экономики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...