Методическая разработка урока "Выборы в РФ"
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме
Методическая разработка комбинированного урока с описанием применяемых методов деловой игры, взаимообучения,анализа документов. Разработка может использоваться во внеурочной деятельности, а также на уроках права.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку "Выборы в РФ" | 202.5 КБ |
urok_na_konkurs_2.docx | 32.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи урока: Познакомиться с определение избирательного процесса и его ходом Изучить нормативные документы, регулирующие избирательный процесс
Избирательный процесс- – это порядок и основные стадии в организации выборов.
Избирательный процесс: Назначение выборов Организация избирательных округов Создание избирательных комиссий Регистрация избирателей Выдвижение кандидатов на выборные должности и их регистрация Предвыборная борьба Процесс голосования по избирательным участкам Подведение итогов голосования подсчет результатов
Задача 1. Гражданин Б. вправе требовать внесения его в список избирателей и участвовать в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации независимо от того, была ли подана кассационная жалоба на приговор или нет, в связи с тем, что приговор, вынесенный в отношении него, вступает в законную силу лишь через 10 дней при условии вручения ему копии приговора в день суда).
Задача 2. Территориальная избирательная комиссия на своем заседании должна отменить решение участковой избирательной комиссии и обязать комиссию предоставить возможность гражданину С. проголосовать в связи с тем, что согласно п.16 ст.2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» к документам, заменяющим паспорт гражданина при выдаче избирательного бюллетеня, относится и удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу).
Задача 3. Согласно п. 9 ст. 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» если избиратель считает, что при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член комиссии обязан выдать избирателю новый бюллетень.
Вопросы для рефлексии - Что было самым трудным в ходе занятия? -Что было наиболее интересным в ходе занятия? -Что у нас получилось хорошо? Над чем надо еще подумать? Чему я научилась (ся) на занятие?
Домашнее задание Написать эссе на тему: « От моей политической активности зависит судьба моей Родины».
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации МО «Тулунский район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Булюшкинская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка урока обществознания. 9 класс.
Тема: «Выборы в Российской Федерации»
Автор: учитель истории и обществознания
Лобань Наталья Николаевна
2017
Тема: «Выборы в Российской Федерации»
Цель: повышение уровня начальных знаний избирательного процесса и правового воспитания будущих молодых избирателей на основе изучения Конституции РФ и Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации".
Задачи: 1.знакомство с избирательным процессом и его этапами;
2.формирование навыков работы с нормативно-правовыми актами;
3.повышение электоральной активности обучающейся.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: Конституция РФ, раздаточный материал: (карточки 1,2,3,4); памятка избирателя, избирательные бюллетени и протокол выборов для деловой игры, мультимедийный проектор, презентация, урна для бюллетеней.
План урока.
1.Организация обучающихся к занятиям. (1 мин.)
2.Повторительно-обучающая работа по пройденному материалу. (4 мин.)
3.Сообщение темы. Постановка целей и задач урока. (2мин.)
4. Работа по осмыслению и усвоению нового материала.
А. Избирательный процесс. Его этапы. (5 мин.)
Б. Работа по изучению нормативно-правовых актов.
- Изучение текста Конституции РФ. (3 мин)
-Изучение текста Федерального закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации". (5 мин.)
5.Работа по применению знаний на практике и формированию умений и навыков.
-Деловая игра «Выборы». (10 мин.)
6.Работа по закреплению предложенного материала. (6 мин.)
7. Подведение итогов урока. Рефлексия. (3 мин.)
8.Выдача домашнего задания. (1 мин.)
Содержание урока.
1.Организация обучающихся к занятиям.
2.Повторительно-обучающая работа по пройденному материалу.
Вопросы для беседы: дайте определение понятиям выборы, референдум. Чем выборы отличаются от референдума?Какова цель выборов? Кто участвует в выборах?
3.Сообщение темы. Постановка целей и задач урока.
Учитель. О каких формах участия граждан в политической жизни страны мы только что говорили? (Выборы, референдум). Сегодня на уроке мы рассмотрим материал о том, как проводятся выборы в России, т.е. об избирательном процессе. Как вы думаете, какие задачи на данном уроке мы должны решить? (ответы обучающихся фиксируются на доске, либо их можно предусмотреть и заранее написать на карточках). Ответы обобщаются, тем самым формулируется цель и задачи урока.
4. Работа по осмыслению и усвоению нового материала.
Избирательный процесс. Его этапы.
Избирательный процесс – это порядок и основные стадии в организации выборов.(Запись в тетрадь).
Работа в группах.
Карточка 1. На основании имеющихся у вас знаний определите правильную последовательность избирательного процесса.
- Создание избирательных комиссий
- Процесс голосования по избирательным участкам
- Назначение выборов
- Подведение итогов голосования подсчет результатов
- Организация избирательных округов
- Выдвижение кандидатов на выборные должности и их регистрация
- Регистрация избирателей
- Предвыборная борьба
Самопроверка.(Ответы на слайде).
Работа по изучению нормативно-правовых актов.
Работа в парах.
-Работа с текстом Конституции РФ.Учитель.Ещё в Древнем Риме все жители делились на граждан и неграждан. Вспомните, какие права были у граждан? (право голосовать). Многие стремились стать гражданами, потому что это была почётная обязанность: избирать и быть избранным, т. е. можно было влиять на власть. А в каком документе закреплены основные права и обязанности граждан РФ? Прочитайте текст Конституции РФ(ст. 32) и ответьте на вопросы карточки № 2.
Карточка 2.
1. О каком праве граждан РФ идет речь в статьях Конституции РФ?
2. Что означает избирать и быть избранным?
3. Кто не имеет избирательного права?
-Работа с текстом Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации".Учитель.Чтобы выборы не проходили стихийно, существуют определённые правила их проведения, закреплённые законодательством. ТаковФедеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации". Ознакомьтесь с отрывками из него и ответьте на вопросы.
Карточка 3.Статья 3 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации"
- Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
- Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах…
Статья 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации"
Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации …и иными правовыми актами…, быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.
Вопросы к документу:
- С какого возраста граждане РФ имеют право принимать участия в выборах?
- Что означает фраза «Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным»?
- Означает ли это, что человек совсем не должен голосовать, потому что не хочет идти на выборы?
Учитель. Участие в выборах – дело добровольное. Но это проявление ответственности и правовой культуры каждого гражданина. Гражданин постоянно выбирает – в политической, социальной сферах и делает это, потому что неравнодушен к судьбе своей страны, города или села. Вряд ли можно назвать настоящим гражданином человека, который в день выборов отсиживается дома. Ведь чем активнее и сознательнее участвует в управлении страной ее население, тем скорее страна приходит к удовлетворительному уровню своего развития.
Пока возраст не дает вам права принять участие в таких выборах. Но сегодня у нас есть уникальная возможность принять участие в выборах президента планеты Школяндия.Войти в роль избирателя вам поможет «Памятка избирателя».(Приложение 1).
5.Работа по применению знаний на практике и формированию умений и навыков.
Деловая игра «Выборы». (Приложение 2,3)
- Выступление кандидатов с предвыборными программами.
- Заполнение «избирателями» бюллетеней. Голосование.
- Подсчет голосов «комиссией», распределение мест.
- Сообщение результатов выборов. (После работы по закреплению нового материала)
6.Работа по закреплению предложенного материала. (Пока идет подсчет голосов).
Карточка 4. (ответы на слайде).
Задача 1.За три дня до дня голосования житель города А. гражданин Б. (в этот день ему исполнилось 18 лет) был приговорен судом города к трем годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, находящейся на территории избирательного округа по выборам депутатов ГД ФС РФ. В день голосования, находясь в следственном изоляторе, он потребовал допустить его к участию в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и внести его в список избирателей по избирательному участку, образованному в следственном изоляторе.
Вправе ли гражданин Б. участвовать в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации?
Ответ.Гражданин Б. вправе требовать внесения его в список избирателей и участвовать в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации независимо от того, была ли подана кассационная жалоба на приговор или нет, в связи с тем, что приговор, вынесенный в отношении него, вступает в законную силу лишь через 10 дней при условии вручения ему копии приговора в день суда).
Задача 2. В день голосования в территориальную избирательную комиссию обратился гражданин С. с жалобой на действия участковой избирательной комиссии. Гражданин С. в день голосования пришел в помещение для голосования избирательного участка, где он внесен в списки избирателей для реализации своего избирательного права. Для получения избирательного бюллетеня им было предъявлено удостоверение личности военнослужащего. Участковая избирательная комиссия своим решением отказала гражданину С. в выдаче избирательного бюллетеня?
Каковы должны быть действия территориальной избирательной комиссии?
Ответ.Территориальная избирательная комиссия на своем заседании должна отменить решение участковой избирательной комиссии и обязать комиссию предоставить возможность гражданину С. проголосовать в связи с тем, что согласно п.16 ст.2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» к документам, заменяющим паспорт гражданина при выдаче избирательного бюллетеня, относится и удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу).
Задание 3.На выборах представительного органа местного самоуправления избиратель в ходе досрочного голосования в участковой избирательнойкомиссии при заполнении бюллетеня допустил ошибку. Он обратился к члену комиссии, выдавшему ему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного.
Как должен поступить член участковой избирательной комиссии?
Ответ.Согласно п. 9 ст. 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» если избиратель считает, что при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член комиссии обязан выдать избирателю новый бюллетень.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Какие задачи были поставлены на уроке? Были они выполнены?
В чем проявляется взаимосвязь активного и сознательного участия граждан в управлении страной и уровнем ее развития?
Вопросы для рефлексии.
-Что было самым трудным в ходе занятия?
- Что было наиболее интересным в ходе занятия?
- Что у нас получилось хорошо? Над чем надо еще подумать? Чему я научилась (ся) на занятие?
8. Выдача домашнего задания. Написать эссе на тему: «От моей политической активности зависит судьба моей Родины».
Методика проведения
Данный урок – комбинированный. Этот тип урока выбран не случайно, т.к. дает большие возможности для реализации поставленных целей и задач, нежели урок другого типа. Материал для урока подобран так, что им можно пользоваться в классе с любым уровнем подготовки обучающихся.
1. Для этапа повторительно-обучающей работы по пройденному материалу был выбран метод беседы, т.к. есть необходимость еще раз озвучить теоретический материал необходимый для восприятия новой темы.
2. На этапе сообщения темы, постановки целей и задач урокаприменяется метод критического мышления. Цель урока обучающиеся формулируют сами.
3. Для этапа работы по осмыслению и усвоению нового материалабыли выбраны следующие методы:
А. При знакомстве обучающихся с определением избирательного процесса и его основными стадиями применяется метод критического мышления. С опорой на имеющиеся у них знания по проблеме, полученные как на уроках, так и в процессе накопления жизненного опыта, школьники должны предположить, в какой последовательности идут основные стадии данного процесса. В ходе выполнения задания развиваются такие высшие мыслительные функции как анализ, синтез. Данный вид работы групповой, т.к. жизненный опыт и знания у обучающихся на разном уровне, следовательно здесь применяется метод взаимообучения.
Б. При изучении нормативно-правовых актов применяется метод анализа текстового материал, который позволяет усвоить основные положения документов.Кроме этого, нормативный материал для анализа подобран так, что позволяет воспитывать электоральной активности обучающейся. Данный вид работы осуществляется в парах, при этом активизируется метод взаимообучения.
4. На этапе работы по применению знаний на практике и формированию умений и навыков применялся метод деловой игры.Данный метод дает возможность смоделировать процесс выборов и спроецировать на себя роль избирателя. В ходе деловой игры используется оборудование избирательного участка - урна для бюллетеней.
Методика подготовки деловой игры (игра готовится заранее).
-Планируется тема выборов. (В нашем случае выборы президента недавно открытой планеты Школяндия).
-Выдвигаются кандидаты на роль президента
-Учителем назначаются члены избирательной комиссии (3 человека).
-Проводится инструктаж кандидатов и членов избиркома.
-Кандидаты готовят предвыборную программу (выступление на 1,5 – 2 минуты).
-Члены избиркома готовят избирательные бюллетени и протоколы.
5. В ходе закрепления предложенного материала используется метод решения познавательных задач. Данный метод позволяет не только закрепить материал, но и правильно распорядиться полученными знаниями, применить их.Текст задач составлен с опорой на полученные на уроке знания. Однако, первая задача не столь однозначна. Для ее решения необходимы знания, полученные ранее, следовательно, имеет место метод актуализации знаний.
6. Подведение итогов урока построено на методе критического мышления с применением метода рефлексии.
Приложение 1.
Памятка избирателя.
Твои избирательные права:
- Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать.
- Гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, имеет право баллотироваться в представительные органы всех уровней.
- Гражданин России имеет право избирать и быть избранным независимо от пола, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, вероисповедания.
- Гражданин Российской Федерации, достигнув 35 лет, имеет право выдвигать свою кандидатуру на должность президента страны.
Порядок голосования:
- Голосование производится лично, по предъявлению паспорта гражданина РФ или документа, заменяющего его. (п.16 ст.2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») Голосование за других избирателей не допускается.
- Избирателю выдается бюллетень, заполняющийся в специально оборудованной кабине, где не допускается присутствие посторонних лиц.
- Голосование проводится путем нанесения в избирательном бюллетене любого знака в квадрате напротив фамилии кандидата, в пользу которого сделан выбор.
- Испорченный бюллетень заменяется избирательной комиссией участка на новый. (п. 9 ст. 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
- Заполненный бюллетень опускается в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования.
Приложение 2.
Избирательный бюллетень.
Избирательный бюллетень выбора президента планеты Школяндия.
1. | Иванов Петр | |
2. | Петров Иван | |
3. | Михайлов Михаил |
Приложение 3.
Протокол выборов.
Протокол № 1
Выборы президента планеты Школяндия.
1 | Всего участвовало в выборах | |
2 | Выдано бюллетеней | |
3 | Количество бюллетеней за кандидата____________ | |
4 | Количество бюллетеней за кандидата____________ | |
5 | Количество бюллетеней за кандидата__________ | |
6 | Количество недействительных бюллетеней |
Председатель УИК _____________/______/
Секретарь УИК ____________/______/
Член УИК ____________/______/
Избирательное право
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind
Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...