Методический материал по уроку обществознания " Моральный выбор - это ответственность"
учебно-методический материал по истории (8 класс) по теме

Чуприн Максим Васильевич

Анализ урока по обществознанию на тему "Моральный выбор - это ответственность" в технологии развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz.docx47.14 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ фрагмента урока по обществознанию

в 8-б классе по теме «Моральный выбор - это ответственность».

Урок был проведён с применением инновационной технологии развития критического мышления.

Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).

Задачами этой технологии является научить школьников:

  • выделять причинно-следственные связи;
  • рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
  • отвергать ненужную или неверную информацию;
  • понимать, как различные части информации связаны между собой;
  • выделять ошибки в рассуждениях;
  • делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
  • избегать категоричности в утверждениях;
  • быть честным в своих рассуждениях;
  • определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
  • выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;
  • уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
  • подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
  • отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.

Актуальностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.

Принципы технологии развития критического мышления:

- активность учащихся в образовательном процессе;

- организация групповой работы в классе;

- развитие навыков общения;

- учитель воспринимает все идеи учеников как одинаково ценные;

- мотивация учащихся на самообразование через освоение приёмов ТРКМ;

-соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни;

-использование графических приёмов организации материала.

Структура урока в ТРКМ.

Кластер.gif

Вашему вниманию был представлен фрагмент урока, включающий стадию вызова и осмысления материала.

Тема урока

Моральный выбор – это ответственность

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цель урока

Способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого курса моральный выбор, свобода, ответственность.

Задачи урока

Образовательные

1. Показать связь между свободно выбранным поступком и ответственностью за сделанный выбор, поступок.

2. Подвести к пониманию, что только наличие ответственности делает выбор нравственным деянием.

Развивающие

Продолжить работу по развитию умений  работать в группе, аргументировать свои суждения, применять полученные теоретические знания для определения социальноодобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях.

Воспитательные

Воспитание мотивов самосовершенствования. Дать возможность задуматься, что значит делать выбор.

Содержание

Объем соответствует нормам. Структура материала была составлена в четком соответствии требованиям структуры урока по ТРКМ (стадии вызова и осмысления). На стадии вызова обучающиеся вспомнили свои знания по теме мораль, основные понятия, связанные с этой темой и упорядочили эти знания, применив прием кластер. Далее на этапе осмысления обучающимся были предложены видеофрагменты с ситуациями трудного морального выбора. Классу было предложено определить свою позицию в данных конфликтах. В результате осознания главной темы, понятий, связанных с ней, был использован графический способ представления информации «Рыбий скелет» В результате заполнения этой причинной карты обучающимися был сделан основной вывод урока («Моральный выбор – это нравственный конфликт в самом человеке, напрямую связанный с личной ответственностью»).

Методы

- анализ визуального и аудио материала, текстов учебника

- работа с понятиями

- использование приемов ТРКМ:

        Кластер (на стадии вызова)

        «Фишбоун/рыбий скелет» (на стадии осмысления)

Формы обучения

-индивидуальная

-фронтальная

Результативность

- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;

- формирование и тренинг способов умственных действий учащихся;

- высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся.

Результативность урока была достигнута экономным и целесообразным расходованием времени урока, применением разнообразных методов и средств обучения.

Практическая направленность

Воплощена в ориентации на подготовку к сознательному принятию решений в различных жизненных ситуациях.

Выводы

Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию.

Методическая структура урока соответствует поставленным целям и задачам.

Были использованы приемы и формы работы, обеспечивающие активность и самостоятельность мышления обучающихся.

Соблюдена логическая связь между новым материалом и ранее изученным.

Урок насыщен современными образовательными технологиями.

В целом урок можно считать успешным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал к уроку обществознания в 9 классе по теме:"Конституция России"

Данный материал поможет учителю продуктивно ознакомить учащихся с темой урока.Учащиеся знают основы конституционного строя Российской Федерации; знают основные статьи Конституции РФ; владеют понятиями...

Моральный выбор- это ответственность!

Карточки для индивидуальной работы на уроках обществознания...

Моральный выбор- это ответственность!

Карточки для индивидуальной работы на уроках обществознания...

Моральный выбор - это ответственность

Разработка урока обществознания в 8 классе...

Урок-дискуссия по обществознанию на тему: "Моральный выбор — это ответственность"

Сценарий урока в форме дискуссии по обществознанию на тему "Моральный выбор – это ответственность". Проблемный вопрос  урока: «Может ли быть свобода без ответствен...

Технологическая карта урока "Моральный выбор-это ответственность"

Технологическая карта урока "Моральный выбор-это ответственность"...