Методический материал по уроку обществознания " Моральный выбор - это ответственность"
учебно-методический материал по истории (8 класс) по теме
Анализ урока по обществознанию на тему "Моральный выбор - это ответственность" в технологии развития критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz.docx | 47.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ фрагмента урока по обществознанию
в 8-б классе по теме «Моральный выбор - это ответственность».
Урок был проведён с применением инновационной технологии развития критического мышления.
Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).
Задачами этой технологии является научить школьников:
- выделять причинно-следственные связи;
- рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
- отвергать ненужную или неверную информацию;
- понимать, как различные части информации связаны между собой;
- выделять ошибки в рассуждениях;
- делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
- избегать категоричности в утверждениях;
- быть честным в своих рассуждениях;
- определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
- выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;
- уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
- подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
- отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.
Актуальностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.
Принципы технологии развития критического мышления:
- активность учащихся в образовательном процессе;
- организация групповой работы в классе;
- развитие навыков общения;
- учитель воспринимает все идеи учеников как одинаково ценные;
- мотивация учащихся на самообразование через освоение приёмов ТРКМ;
-соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни;
-использование графических приёмов организации материала.
Структура урока в ТРКМ.
Вашему вниманию был представлен фрагмент урока, включающий стадию вызова и осмысления материала.
Тема урока | Моральный выбор – это ответственность |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Цель урока | Способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого курса моральный выбор, свобода, ответственность. |
Задачи урока | Образовательные 1. Показать связь между свободно выбранным поступком и ответственностью за сделанный выбор, поступок. 2. Подвести к пониманию, что только наличие ответственности делает выбор нравственным деянием. Развивающие Продолжить работу по развитию умений работать в группе, аргументировать свои суждения, применять полученные теоретические знания для определения социальноодобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях. Воспитательные Воспитание мотивов самосовершенствования. Дать возможность задуматься, что значит делать выбор. |
Содержание | Объем соответствует нормам. Структура материала была составлена в четком соответствии требованиям структуры урока по ТРКМ (стадии вызова и осмысления). На стадии вызова обучающиеся вспомнили свои знания по теме мораль, основные понятия, связанные с этой темой и упорядочили эти знания, применив прием кластер. Далее на этапе осмысления обучающимся были предложены видеофрагменты с ситуациями трудного морального выбора. Классу было предложено определить свою позицию в данных конфликтах. В результате осознания главной темы, понятий, связанных с ней, был использован графический способ представления информации «Рыбий скелет» В результате заполнения этой причинной карты обучающимися был сделан основной вывод урока («Моральный выбор – это нравственный конфликт в самом человеке, напрямую связанный с личной ответственностью»). |
Методы | - анализ визуального и аудио материала, текстов учебника - работа с понятиями - использование приемов ТРКМ: Кластер (на стадии вызова) «Фишбоун/рыбий скелет» (на стадии осмысления) |
Формы обучения | -индивидуальная -фронтальная |
Результативность | - создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся; - формирование и тренинг способов умственных действий учащихся; - высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся. Результативность урока была достигнута экономным и целесообразным расходованием времени урока, применением разнообразных методов и средств обучения. |
Практическая направленность | Воплощена в ориентации на подготовку к сознательному принятию решений в различных жизненных ситуациях. |
Выводы | Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию. Методическая структура урока соответствует поставленным целям и задачам. Были использованы приемы и формы работы, обеспечивающие активность и самостоятельность мышления обучающихся. Соблюдена логическая связь между новым материалом и ранее изученным. Урок насыщен современными образовательными технологиями. В целом урок можно считать успешным. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал к уроку обществознания в 9 классе по теме:"Конституция России"
Данный материал поможет учителю продуктивно ознакомить учащихся с темой урока.Учащиеся знают основы конституционного строя Российской Федерации; знают основные статьи Конституции РФ; владеют понятиями...
Моральный выбор- это ответственность!
Карточки для индивидуальной работы на уроках обществознания...
Моральный выбор- это ответственность!
Карточки для индивидуальной работы на уроках обществознания...
Моральный выбор - это ответственность
Разработка урока обществознания в 8 классе...
Урок-дискуссия по обществознанию на тему: "Моральный выбор — это ответственность"
Сценарий урока в форме дискуссии по обществознанию на тему "Моральный выбор – это ответственность". Проблемный вопрос урока: «Может ли быть свобода без ответствен...
Разработка урока по курсу "Обществознание" 8 класс Тема "Моральный выбор- это ответственность"
Урок по курсу "Обществознание"...
Технологическая карта урока "Моральный выбор-это ответственность"
Технологическая карта урока "Моральный выбор-это ответственность"...