Урок-дискуссия по обществознанию на тему: "Моральный выбор — это ответственность"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)
Сценарий урока в форме дискуссии по обществознанию на тему "Моральный выбор – это ответственность". Проблемный вопрос урока: «Может ли быть свобода без ответственности?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-diskussiya_po_obshchestvoznaniyu_na_temu_moralnyy_vybor_-_eto_otvetstvennost.docx | 17.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Моральный выбор – это ответственность»
Обществознание, 8 класс, базовый уровень
Форма урока: урок – дискуссия
Тип урока: урок применения знаний и умений
Цели урока:
- Предметные: уметь объяснять понятия «свобода» и «ответственность», понимать их связь, и их значение в жизни общества.
- Метапредметные: различать сущность значения свободы в различных сферах общественной жизни; строить причинно-следственные связи; делать умозаключения; аргументировать свои ответы; решать проблемы и принимать решения коллективно; принимать другую точку зрения.
- Личностные: понимать значение в жизни общества понятий «свобода» и «ответственность»; совершать действия, не ограничивающие свободу других; нести ответственность за результаты своих действий; выступать публично; выражать свое мнение.
Задачи урока:
- развивать у учащихся осознанное понимание значимости данных понятий в реальной человеческой жизни;
- умение действовать сообразно нравственным законам человеческого существования.
Основные понятия урока: свобода, ответственность.
Основные средства обучения: карточки для работы в группах, интерактивная доска со слайдом.
Подготовка учебного помещения, оборудование мест: места для 5 микрогрупп (столы и стулья полукругом для каждой отдельной группы).
Ход урока:
Проблемный вопрос урока: «Может ли быть свобода без ответственности?»
Учитель: На протяжении многих веков в слово «свобода» каждый вкладывал свой смысл и трактовал по-разному. Сегодня мы попробуем найти свой подход к данному слову и понять, что же оно все-таки значит. А конкретное название темы нашего урока будет загадкой, которую мы отгадаем к концу. Урок проведем в форме дискуссии.
Класс помогает учителю сформулировать правила ведения дискуссии и зафиксировать их на доске.
Учитель: каждая группа получит карточку с заданием. Вам потребуется выполнить его коллективно, а затем выступить с вашим ответом перед всем классом. Наша цель состоит в том, чтобы выработать общее мнение на вопрос «Что такое свобода».
Каждая группа получает следующие карточки:
Карточка № 1
1. «Свобода – это не стесняемое никакими ограничениями развитие сил и способностей, полное раскрытие личности»
2. Дайте собственное объяснение этого определения.
3. Выразите свое согласие или несогласие с определением и аргументируйте свой выбор.
Карточка № 2
1.«Свобода – это отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в деятельности»
2. Дайте собственное объяснение этого определения.
3.Выразите свое согласие или несогласие с определением и аргументируйте свой выбор.
Карточка № 3
1. «Свобода – это наличие прав и их гарантированность»
2. Дайте собственное объяснение этого определения.
3.Выразите свое согласие или несогласие с определением и аргументируйте свой выбор.
Карточка № 4
1. «Свобода – это реализация своих творческих замыслов, воплощение намеченных задач»
2. Дайте собственное объяснение этого определения.
3.Выразите свое согласие или несогласие с определением и аргументируйте свой выбор.
Карточка № 5
1.«Свобода – это сознательный выбор человека из ряда возможных направлений в его мыслях и поступках какого-либо одного направления»
2. Дайте собственное объяснение этого определения.
3.Выразите свое согласие или несогласие с определением и аргументируйте свой выбор.
Каждая группа оформляет свой ответ, а затем выступает по проблеме. После того, как все выступили, начинается обсуждение, в ходе которого класс приходит к мнению о том, что свобода – это возможность действовать по своему усмотрению, а абсолютной свободы не существует.
Вопрос всему классу: Как вы думаете, что имел в виду Н.А. Бердяев, когда сказал следующее: «Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко»?
Происходит обмен мнениями. Учитель обобщает ответы. Класс приходит к выводу, что свобода трудна потому, что предполагает еще и ответственность за выбор действий и их результаты.
Учитель: часто люди имея свободу, распоряжаются ею во вред другим. Нужно ли ограничивать свободу? Прочитайте текст на слайде и ответьте на вопрос.
Отрывок на слайде: «Чем демократичнее закон, чем больше он признает общечеловеческие ценности, тем большей свободой обладает человек в такой стране. Но свобода каждого из нас заканчивается там, где начинаются права другого человека» Учитель: Почему наша свобода заканчивается там, где начинаются права другого человека?
Происходит обмен мнениями. Предположительный ответ: потому, что пользуясь своей свободой в полной мере, человек может придти к тому, что случайно или намеренно ограничивают чужую.
Учитель: в чем такое ограничение может возникнуть? Приведите примеры.
Класс отвечает: например, молодому парню захотелось новую куртку, и это его право, его выбор. Но вместо покупки в магазине, он крадет ее у кого-то в гардеробе. Тем самым, он не ограничивает себя в свободе, делая то, что ему хочется, но при этом вредит другим.
Вопрос к классу: Но ведь люди с таким поведение не остаются безнаказанными, верно?
Класс: Да, их преследует закон и совесть.
Учитель: То есть Мы еще раз убеждаемся в том, что свобода – это ответственность, ответственность за наши поступки вне зависимости от нашего желания. Теперь Вы можете предположить, как именно называлась тема урока?
Ученики делятся предположениями, озвучивается правильный ответ: «Может ли быть свобода без ответственности?».
Конец урока.
Результаты проведенного урока:
- повышенный познавательный интерес на протяжении всего занятия;
- развитие логического, творческого, критического мышления;
- освоение основных дидактических единиц;
- развитие литературной, правильно построенной речи;
- развитие умения поддержать аргументами свою позицию;
- опыт работы в команде;
- развитие чуткости, толерантности, эмпатии по отношению к окружающим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа и Понтий Пилат
Разработка урока по литературе. Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат. К уроку прилагается иллюстративная презентация...
Классный час в 5 классе на тему: «Моральный долг и ответственность пятиклассников».
Классный час в 5 классе на тему:«Моральный долг и ответственность пятиклассников » формирует у пятиклассников представления о моральных нормах, моральном долге, моральных о...
Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Моральный выбор", 8 класс
Разработка предназначена для проведения уроков по обществознанию, в 8классе , раздел "Сфера духовной жизни" и связана с проблемой морального выбора и моральной ответственностью человека....
«Проектирование активных методов обучения на уроках обществознания и права». Разработка урока- дискуссии.
Тема урока «Правовое государство и гражданское общество» Тема дискуссии «Становление гражданского общества в России» Цель дискуссии:-побуждение учеников к поиску общего р...
Методический материал по уроку обществознания " Моральный выбор - это ответственность"
Анализ урока по обществознанию на тему "Моральный выбор - это ответственность" в технологии развития критического мышления....
УРОК-ДИСКУССИЯ (для учащихся 10х классов) «ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: МОРАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»
Цель: формирование навыков само регуляции, знакомство с юридической ответственностью несовершеннолетних, анализ ее моральных аспектов....
Разработка урока по курсу "Обществознание" 8 класс Тема "Моральный выбор- это ответственность"
Урок по курсу "Обществознание"...