Рабочая программа Обществознание 10 класс
рабочая программа по обществознанию (10 класс) по теме

Гагарин Василий Иванович

Рабочая программа по обществознанию среднего (полного) общего образования 10 класс составлена на основе таких нормативно-правовых документов и материалов, как: 

авторской программы по курсу обществознание, авторы: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев. 

федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089; 

примерной программы, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

 базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004. 

федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к· использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchestvo_10.doc220.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Больше-Кочинская средняя общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

/А.И.Теплоухова/

____________________

«___» __________ 2017 г.

Рабочая программа

предмета  обществознание

для среднего  общего образования

     в  10  классе (базовый уровень)

Составил:

Гагарин Василий Иванович

- учитель истории и обществознания

высшая квалификационная категория

Срок реализации программы: 1 год 
 

с.Б-Коча

2017 г.


Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального  компонента Государственного стандарта среднего общего образования (базовый  уровень) 2004 года по предмету «Обществознание»;
  • Примерной  программы среднего общего образования на базовом уровне;
  • Авторской  программы  "Обществознание.10—11 классы, базовый уровень" (140 ч) под редакцией Л. Н. Боголюбова, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора; Л. Ф. Ивановой, кандидата педагогических наук; А. Ю. Лазебниковой, доктора педагогических наук ("Просвещение".2007 год).
  • Письма  Министерства образования и науки РФ от 07.08.2014 № 08-1045 «Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования» (внесенные изменения выделены курсивом).
  • Положения образовательного учреждения «О рабочих программах»

Используемый учебно-методический комплект: учебник «Обществознание. 10 класс». Авторы: Л.Н.Боголюбов, и др.  (М. : Просвещение, 2011).   Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 70 учебных часов из расчёта 2 учебных часа в неделю.

                         

        Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей и задач:

  • Развитие  личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • Воспитание  общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • Освоение  системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
  • Овладение  умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • Формирование  опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

    Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами  являются:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
  • исследование реальных связей и зависимостей;
  • умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
  • объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
  • отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
  • передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
  • владение навыками редактирования текста;
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  • участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос:«Что произойдет, если...»);
  • формулирование полученных результатов;
  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
  • пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
  • Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Не менее 50% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности

Преобладающие виды работ:

  • с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
  • критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
  • анализ современных общественных явлений и событий;
  • освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т. п.);
  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  • аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
  • написание творческих работ по социальным дисциплинам.

При этом в программе предусмотрен резерв свободного учебного времени. Все это открывает возможность для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Данная программа, разработанная в лаборатории обществоведения Института содержания и методов обучения Российской академии образования, ориентирована на изложенные выше цели базового обществоведческого курса.

Преобладающие формы  контроля знаний, умений, навыков.

   Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная   аттестация, которые позволяют:

  • определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся  по предмету (согласно учебного плана);
  • установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
  • осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

     1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока.

Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п.  работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.

      2.Промежуточный контроль знаний обучающихся

    Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.

   Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.

   Промежуточный контроль знаний учащихся, временно обучающихся  в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, проводится на основе результатов текущего контроля, осуществляемого  в этих учебных учреждениях.      

     Промежуточный контроль обучающихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний  в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).

         3. Итоговая  аттестация обучающихся

     Итоговая аттестация обучающихся  10-х проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного  контроля и в  форме тестирования.  

Программа по обществознанию. 10 класс. Базовый уровень. (70 ч).

Раздел 1. Общество и человек (17 ч).

Глава 1. Общество (7 ч).

 

         Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). Важнейшие институты общества.

          Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь, взаимоотношение общества и природы. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Глобальные экологические проблемы. Природные бедствия. Развитие культуры. Новаторство, традиции в культуре, феномен «второй природы». Культура материальная. Проблема сохранения культурного наследия. Законодательство об охране памятников истории и культуры.

Глава 2. Человек (10 ч).

          Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды.

          Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека.

          Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения.

           Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания. Особенности научного познания. Научное мышление и современный человек. Мифология и познание. Коми-пермяцкий миф как источник познания. Жизненный опыт и здравый смысл. Что такое мировоззрение. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное. научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность.

           Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности. Познание человеком самого себя. Самооценка.

Раздел 2. Основные сферы общественной жизни (39 ч).

Глава 3. Духовная культура (9 ч).

               Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения.

           Основная задача и исторические формы образования. Приёмы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий.

           Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Различные определения религии; её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях.

            Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства».

Глава 4. Экономика (5 ч).

             Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.

             Экономическая культура: сущность и структура. Экономическая культура личности. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Роль экономической культуры и деятельности. Кредитование: его роль в современной экономике, домохозяйств, фирм и государств. Плюсы и минусы(риски) кредитования граждан. Потребительское кредитование. Ипотечный кредит

Глава 6. Социальная сфера (13 ч).

  Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, её влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.

  Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые и новые» богатые. Средний класс. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Социальные аспекты труда. Культура труда.

  Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный контроль. Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.

             Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Эволюция форм семьи. Удовлетворённость браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.

  Социальные процессы в современной России. Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодёжная субкультура.

  Глава 7. Политическая сфера (12ч).

        Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.

        Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.

                 Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства.

                 Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы.

                  Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Процедура голосования. Активность электората. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.

Раздел 3. Право.

Глава 8. Право как особая система норм (10 ч).

                  Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов.

                   Что такое источники права. Основные источники права. Виды нормативных актов.

                    Что такое правоотношение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.

                     Конституционное право. Административное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Экологическое право.

                    Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение.

                    Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного общества. Проблема общественного прогресса. Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса. Формы общественного прогресса.

        Резервные уроки (2ч).

Зачетные работы

№ зачета

 Темя зачета

Методическое обеспечение

1

Общество

Тест № 1

2

Человек

Тест № 2

3

Культура

Тест № 3

4

Экономика

Тест № 4

5

Социальная структура общества

Тест № 5

6

Нации. Семья. Молодежь.

Тест № 6

7

Политика

Тест № 7

8

Гражданин и государство

Тест № 8

9

Право

Тест № 9

УМК  и МТО

  • «Обществознание» (базовый уровень): для 10 класса — под редакцией Л. Н. Боголюбова, издательство «Просвещение».

Цифровые  образовательные ресурсы

  1. ЦОР «Обществознание 10-11» . электронный курс, издательство «Просвещение»
  2.  «Экономика. Электронный учебник»,  http://www.economy-bases.ru/t1.html
  3. Мультимедиа презентации
  4. Интернет ресурсы
  5. Электронные учебники: 1С: Школа.  «Обществознание 10-11 класс»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ

«Обществознание» 10класс (70ч)

(базовый уровень)

Программа: авт. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И.  М.: Просвещение, 2007

Учебник: « Обществознание» 10 класс Автор  Л.Н.Боголюбов, и др.Издательство: «Просвещение»,  Москва,  2011

№ урока

Тема урока

Требования к уровню

подготовки

Тип урока

Формы контроля

Понятия

Домашнее

задание

Дата

РАЗДЕЛ I. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (17 ч)

Тема  1. Общество (7 ч)

1

Введение

Основные обществоведческие термины, понятия

Знать основные положения по

теме «Обществоведение» 

Повторение терминологии

Устный

опрос.

2-3

Что такое общество

Понятие общества

Общество, страна, государство.

Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества.

Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа).

Знать основные положения по

теме урока 

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на вопросы, давать определение понятию «общество», выделяя его характерные признаки; различать понятия «государство, общество, страна» и давать определения; объяснять сущность экономической сферы общества, приводя конкретные примеры, характеризующие явления экономической жизни; объяснять сущность политической сферы общества, иллюстрируя свой ответ примерами событий политической жизни страны и зарубежных государств; объяснять сущность духовной сферы жизни общества, приводя в подтверждение своих мыслей конкретные примеры из области науки, культуры, религии, образования.

Изучение

нового ма-

териала.

Комбинированный материал

Устный

опрос.

Проблемные задания

Тестовые задания

Общество, общественные отношения, культура, социальные институты

Система общества.

социум, культура, закономерности общественного развития

Общество как система, общественный институт, сфера жизни общества, потребности человека

§ 1 учебника, вопросы

после § 1

4-5

Общество как сложная динамичная система.

 Системное строение общества:

элементы и подсистемы. Общество как динамическая система

Социальное взаимодействие и общественные отношения. Важнейшие институты общества

институты общества..

Знать и характеризовать системное строение общества, выделять особенности социальной системы, ее подсистемы и элементы, анализировать процессы изменчивости и стабильности общества.

Знать основные положения по

теме урока.

Уметь объяснять взаимосвязь

всех сфер жизни общества на конкретных примерах; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; уметь работать с текстом учебника, выделять главное; решать проблемные вопросы; работать с материалами СМИ

Комбинированный урок

Устный

опрос

в форме

диспута; проверка домашнего задания Тестовые задания

§2   

6

Социальные институты и лифты

Подготовка к зачету №1

7

Зачет № 1 по теме «Общество»

Основные темы и понятия к теме «Общество»

тест

                               Тема 2. Человек (10 ч)

8

Природа и человек.

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды

Знать основные положения урока: что такое «природа» в узком и широком смысле слова; знать и применять разработанные человеком способы защиты природы.                                                         Уметь объяснять взаимосвязь человека, общества и природы; объяснять варианты вредного воздействия человека на общество, последствия возникающей дисгармонии между природой и обществом; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные

Дискуссия Комбинированный урок

Устный опрос, практические задания

антропогенез, социальная память, гоминиды

человечеств, исторический тип, культура

§3

9-10

Человек как духовное существо.

Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло.

 Мировоззрение и его роль в жизни человека

Что такое мировоззрение. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное, научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность.

Знать и характеризовать деятельность в сфере духовной культуры, объяснять процесс сохранения, распространение и освоение духовных ценностей.

Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные

Комбинированный урок- практикум

Устный опрос

Тестовые задания

Духовные ориентиры, идеал, патриотизм, гражданственность, мировоззрение

§4

11

Деятельность.

Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Многообразие видов деятельности.

 Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения

Знать и характеризовать социальную сущность деятельности человека, потребности и мотивы; разбираться в типологии деятельности. Знать основные положения по теме урока: что такое деятельность; что такое потребности; иерархическая теория потребностей.

Уметь 

характеризовать основные черты деятельности; определять мотивы деятельности; раскрывать на примерах многообразие видов деятельности; определять взаимосвязь деятельности и сознания

Комбинированный урок

Устный опрос

Тестовые задания

Деятельность, цель, мотив, убеждения, ценности, сознание, игра, труд, учение, творчество, потребность

сознание

§5, вопросы после параграфа

12-14

Познание и знание.

Роль знаний в жизни человека.

Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме.

Особенности научного познания

Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания. Особенности научного познания. Научное мышление и современный человек. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл.

Коми-пермяцкий миф как источник познания.

Урок с использованием регионального компонента

Знать основные положения урока, какова проблема познаваемости мира; что такое наука; основные особенности научного мышления; естественные и социально-гуманитарные науки; что представляет собой знание и процесс познания, основные положения по

теме урока, характеризовать познавательную деятельность, обсудить проблему познаваемости мира.

Уметь объяснять сущность чувственного и рационального познания; анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира; объяснять противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их разрешения; и различать факты и мнения, аргументы и выводы

Изучение нового материала.

Опрос

Тестовые задания

Знание, познание, мышление, понятие, суждение, восприятие, умозаключение, истина

Критерии истины

Относительная абсолютная истина, чувственное и рациональное познание, рационалисты, эмпирики восприятие, ощущение,  и др

Методы научного познания, научная теория, научная революция, научный закон,

§ б, 7под-

готовить материал о рациональном и чувственном познании

 

 

 

15-16

Человек в системе социальных связей.

Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социализация личности. Самосознание и самореализация. Самооценка.

Знать основные положения урока

Связь свободы и необходимости

Уметь характеризовать основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке

Комбинированный урок

Устный опрос

Тестовые задания

Личность, нравы, обычаи, самосознание, самореализация,

§7

Подготовка к зачету

17

Зачет № 2 по теме «Человек»

Тест № 2

РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ (39 ч)

Тема 3. Духовная культура (9 ч)

18-19

Культура и духовная жизнь.

Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения

Знать понятия по  теме урока: культура у различных народов; что представляют собой правила этикета и как они могут выражаться,  характеризовать деятельность в сфере духовной культуры, объяснять процесс сохранения, распространение и освоение духовных ценностей.

Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания

анализировать особенности культурных ценностей и объяснить сущность культурного наследия; делать выводы, отвечать на вопросы.

Комбинированный урок Изучение нового материала.

Тестовые задания

Устный опрос

Проблемные задания

Духовная сфера, диалог и виды культур, культурология, СМИ

духовная деятельность, духовный мир, духовное самоопределение личности, аксиология

§8

20-21

Наука и образование.

Основная задача и исторические

формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Правовые основы

школьного образования. Роль науки в современном обществе.

Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования.

Зарождение и развитие университетов.

Знать основные положения по

теме урока: что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки; что представляет собой высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ

Уметь осознанно выбирать вуз для продолжения обучения; разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней; разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы

 

Комбинированный урок

Тестовые задания

Устный опрос

НТП

Образование, наука, школа, университет

§9, вопросы

после параграфа

22-23

Мораль и религия.                       Категории морали. Становление нравственного в человеке. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире.. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях

Знать основные положения по теме урока: роль морали в жизни человека и общества; становление нравственного в человеке; что такое религия; особенности мировых религий.                                                         Иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме, тотемизме, магии и их проявлениях в истории человечества

Комбинированный урок

Устный

опрос

Мораль, религия

Тотемизм, фетишизм и анимизм

§10,

вопросы после параграфа

24-25

Искусство и духовная жизнь.

Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства»

 Знать основные положения по теме урока: что такое искусство и как оно соотносится с художественной культурой.

Уметь объяснять, кто является субъектом художественной культуры; анализировать произведение искусства, определяя ценности, которыми оно обладает

Лекция

Изучение нового материала.

Тестовые задания

Устный опрос

Искусство, виды искусства, жанр

Эстетическая культура

§ 11.вопросы параграфа

Подготовка к зачету

26

Зачет № 3 по теме «Культура»

Обобщение и повторение изученного

Тест № 3

                     Тема 4. Экономическая сфера (5 ч)

27- 28

Роль экономики в жизни общества.

Экономика, ее роль в жизни общества, сущность, структура и культура, проблемы. Экономика и социальная структура общества, интересы. Свобода и социальная ответственность.

Знать основные положения  по теме.    Уметь определять основные факторы производства, давать определение понятиям по теме

Изучение нового материала.

Устный опрос

Тестовые задания

Экономика, уровень жизни

Экономика, макроэкономика, микроэкономика

Обмен, производительность

Рынок, государственный бюджет, безработица,  конкуренция, сбережения, страхование, инфляция

§12

29-30

Экономическая культура.

Экономическая свобода

Знать основные положения  по теме.   Уметь определять основные факторы производства, давать определение понятиям по теме

Комбинированный

урок

Тестовые задания

Проблемные задания

§13

Подготовка к зачету

31

Зачет № 4 по теме «Экономика»

тест

                             Тема 5. Социальная сфера  (13 ч)

32-33

Социальная структура общества.      

Социальные страты.          Социальная структура как анатомический скелет общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение  и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Российская интеллигенция и средний класс

Знать  основные положения по теме урока: что такое социальный статус личности в обществе; социальная группа, социальные отношения; что такое социальная стратификация, какие существуют крупные страты в определенном обществе людей               Уметь разъяснять, апеллируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества; анализировать социальный образ, имидж личности; объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью; уметь анализировать положение человека  в обществе

Изучение нового материала Опрос

Тестовые задания

Проблемные задания

Социальное равенство, социальная группа, стратификация, мобильность, социальные интересы

§ 14.вопросы параграф

34

Социальные взаимодействия.

Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Неравенство богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Источники доходов класса богатых. Средний класс и  уровень жизни. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Социальные аспекты труда. Культура труда

Знать основные положения по теме урока: социальная связь и социальное взаимодействие; причины социальных конфликтов; сущность богатства и бедности; бедность, какие типы бедности выделяют социологи.

Уметь определять последствия социальных конфликтов; объяснять социальные аспекты труда, сущность и значение культуры труда; анализировать влияние неравенства на трудовую деятельность людей, их образ жизни

Практикум

Моделирование ситуаций

Стадии конфликта

§15

35-36

Социальные нормы и отклоняющееся поведение.    

Девиантное поведение                Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный контроль.

Знать: нормы и что такое социальный контроль и самоконтроль.                                         Уметь приводить примеры, характеризующие виды социальных норм; определять причины отклоняющегося поведения; объяснять социальную опасность преступности

Изучение нового материала. Урок диспут

Опрос,

Социальные нормы, социальный контроль, отклоняющееся поведение, преступность

§16

Сообщения

37

Зачет № 5 по теме «Социальная структура общества»

Тест № 5

38-39

Нации и межнациональные отношения. 

Межнациональные конфликты.

Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Мирные и военные формы взаимоотношения народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и социальные проявления

Знать межнациональные отношения.        Уметь  разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на конкретные исторические примеры; пояснять сущность этноцентризма и его влияние на взаимоотношения с разными народами; анализировать этнические конфликты; уважительно относиться к представителям других национальностей

Изучение нового материала. дискуссия

Тестовые задания

Проблемные задания

Этнические общности

Национальное самосознание, национализм

§17

40-41

Семья и быт.

Семья в современном обществе.

Семья как функциональный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о  нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы разводов. Последствия развода, его социальная роль

Знать и характеризовать семью как социальный институт, познакомиться с психологией семейных отношений, выяснить и проанализировать проблемы семейного воспитания, описать особенности гендерного поведения.

Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания

Изучение нового материала

Семья, брак

§18

42-43

Социальное развитие и молодежь. Молодежные субкультуры.

Социальные процессы в современной России. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура

Знать актуальные проблемы нашего общества и молодежи; как изменяются социальные роли человека в молодые годы; какие льготы предусмотрены для несовершеннолетних работников

Уметь характеризовать особенности молодежи как социальной группы

Урок-диспут

Молодежная субкультура

§19

44

Зачет № 6 по теме «Нации. Семья. Молодежь»

Тест № 6

Тема 6. Политическая сфера (12 ч)

45-46

Политика и власть. Политические отношения

Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть

Знать формы проявления влияния в обществе; власть, ее виды

Уметь анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть

Изучение нового материала

Политика, власть , политическая партия, многопартийность, избирательная система, политические институты, политическая система, политические отношения, форма государства, политический режим, признаки правового государства, гражданское общество, местное самоуправление, референдум, выборы, политическое участие, политическая культура

§20

47-48

Политическая система. Политический режим

Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Сущность и квалификация  политических режимов

Знать и характеризовать политическую деятельность, сопоставлять понятия «власть» и «политика», анализировать типологию властных отношений.

Уметь участвовать в дискуссии, работать с документами; работать в группе, выступать публично; формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

Изучение нового материала. Обобщение и систематизация знаний практикум

Тестовый контроль

§21

49

Зачет № 7 по теме «Политика»

Тест №7

50-51

Гражданское общество. Правовое  государство.                         Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства

Знать политическая система общества и роль государства в ней; основные признаки государства; основные функции государства; политический режим и его типы

Уметь давать разъяснение слову государство Употребляемому в различных значениях; анализировать причины и условия возникновения государства, основные функции государства; анализировать виды монополии государства и виды политических режимов

Изучение нового материала. Обобщение и систематизация знаний 

§22

52-53

Демократические выборы .

 Политические  партии.

Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы

Знать основные положения по теме урока.                                                         Уметь участвовать в дискуссии, работать с документами; работать в группе, выступать публично; формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

Урок - игра дискуссия

§23

54-55

Участие граждан в политической жизни. Голосование как форма участия граждан в политической жизни общества. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни

Знать, что представляет собой голосование, референдум и каков их механизм.                                        Уметь объяснять сущность активного и пассивного избирательного права; анализировать собственные и чужие политические симпатии и определять факторы, способствующие политической активности населения; объяснять противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их решения

Дискуссия

диспут

Устный опрос

§24

56

Зачет № 8 по теме «Гражданин и государство»

Тест № 8

РАЗДЕЛ III. ПРАВО (10 ч)

Тема 7. Право как особая система норм (10 ч)

57-58

Право в системе социальных норм.    Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов

Знать основные положения по теме урока.                                                          Уметь пояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права; определить нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация

Комбинированный урок    Изучение нового материала

Тестовый контроль

Система права, источники права, мораль, норма права, отрасль права, институт права, НПА, Конституция, правоотношения, правонарушения, юридическая ответственность, судебная защита, дееспособность, правоспособность, правосознание, правомерное поведение, правовая культура

Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение

§25

59

Источники права.                          Основные источники права. Виды нормативных актов

Знать основные положения по теме урока.                                      Уметь  разъяснять сущность основных понятий темы; определять особенности правоотношений; определять особенности правонарушений; объяснять различие между проступком и преступлением; называть главные черты юридической ответственности; объяснять основные цели деятельности судебной системы

Изучение нового материала

Устный опрос

§26

60-61

Правоотношения и правонарушения.                                  Что такое  правоотношение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России

Знать основные положения по теме урока,  общие черты и специфику отраслей российского права; отличие трудового договора от гражданско-правовых  договоров; различие проступка и преступления

Изучение нового материала. Обобщение и систематизация знаний

Тестовый контроль

Устный опрос

§27

62

Современное российское законодательство Конституционное право. Административное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Экологическое право.

Знать основные положения по теме урока

Уметь пояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права; определить нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация

Изучение нового материала. Обобщение и систематизация знаний

практикум

Устный опрос

§28

63-64

Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение

  что такое правосознание, его основные элементы; каким образом взаимодействуют право и правосознание; правомерное поведение и его признаки; предпосылки правомерного поведения

Комбинированный

Опрос

§29

65

Зачет № 9 по теме «Право»

Тест № 9

Итоговые уроки (2 ч)

66-67

Общество в развитии.

Много вариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного общества. Проблема общественного прогресса. Формы общественного прогресса

Знать основные положения по теме урока.                                                          Уметь пояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права; определить нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация

Изучение нового материала. Обобщение и систематизация

Итоговое тестирование

Контрольная работа

§30

68

Контрольно-обобщающий урок

69-70

Резерв времени — 2ч.

Тесты:

  1. Статград 2014 – 2015 – тематические и итоговые работы по курсу обществознания 10  класса.
  2. Тесты по обществознанию. 10  класс. К уч. Боголюбова Л.Н. и др. (базовый уровень). Краюшкина С.В.

                                                                                               Нормы оценок по обществознанию. Базовый уровень

Критерии

5 (отл.)

4(хор)

3 (уд)

2 (неуд.)

1.Организация ответа (введение, основная часть, заключение)

Удачное использование правильной структуры ответа (введение, основная часть, заключение); определение темы; ораторское искусство (при устном ответе).

Использование структуры ответа, но не всегда удачное; встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя.

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы.

2.Умение анализировать и делать выводы.

Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов.

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме, ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны, не все противоречия выделяются.

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны и задаются только с помощью учителя, противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме; нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему, неумение задать вопрос, даже с помощью учителя, нет понимания противоречий

3.Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствует друг другу

Смешивается теоретический и практический материал, между ними нет соответствия

4.Научная корректность, точность в использовании фактического материала

Отсутствуют фактические ошибки, детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные, факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются, факты отделяются от мнений.

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях, детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем. Факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы.

5.Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание.

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно, правильное доступное описание.

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятие, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

6.Причинно-следственные связи

Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; четкая последовательность

Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности

Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности.

Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности.

Автор критериев: доцент Федеральной академии повышения квалификации, кандидат исторических наук А. Н. Иоффе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 8 класс обществознание

Рабочая программа 8 класс обществознание...

Рабочая программа 9 класс обществознание

Рабочая программа 9 класс обществознание...

Рабочая программа "Обществознание" 6 класс

Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др....

рабочая программа обществознание 9 класс база

рабочая программа по обществознанию 9 класс базовый уровень Л.Н. Боголюбов...

Рабочая программа 6 класс обществознание

Рабочая программа 6 класс обществознание...

Рабочая программа 10 класс обществознание

Рабочая программа 10 класс по обществознанию...

Рабочая программа обществознание 9 класс

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса, составлена в соответствии  с федеральным компонентом государственного образовательного  стандарта основного общего образования (приказ МО и ...