Рабочая программа по обществознанию 8 класс
рабочая программа по обществознанию (8 класс) на тему
Рабочая программа предназначена для изучения курса "Обществознание" в 8 классе к предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvoznanie_8_klass.doc | 200 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
1. Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для изучения курса «Обществознание» в 8 классе и составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по обществознанию для 5 - 9 классов[1], авторской программы по обществознанию к предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова[2] и обеспечивает конкретизацию содержания, объема, порядка изучения данной учебной дисциплины в рамках освоения основной образовательной программы (основного общего образования) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса в МБОУ города Мценска «Средняя школа №2»
Все учебники линии (5-9 классы) успешно прошли экспертизу РАН и РАО в 2014 г., входят в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях в 2017 - 2018 гг.
Класс | Кол-во часов по учебному плану | Уровень изучения | УМК |
5 | 1 | базовый | Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. «Обществознание» М: Просвещение , с 2012 г. |
6 | 1 | базовый | Боголюбов Л.Н. и др. «Обществознание» М: Просвещение, с 2012 г. |
7 | 1 | базовый | Боголюбов Л.Н. и др. «Обществознание» М: Просвещение, с 2012 г. |
8 | 1 | базовый | Боголюбов Л.Н. и др. «Обществознание» М: Просвещение, с 2012 г. |
9 | 1 | базовый | Боголюбов Л.Н. и др. «Обществознание» М: Просвещение, с 2012 г. |
Общая характеристика учебного предмета "Обществознание"
«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология. правоведение, этика, социальная психология), а также на знании философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
Обществознание в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.
Являясь одним из ведущих гуманитарных предметов в системе школьного образования, обществознание имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального опыта. Без него невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире. Однако спорность и противоречивость анализа общественного развития, оценок ключевых событий, которые существуют в современной науке, часто порождает острые мировоззренческие споры с явной политической окраской. Этот естественный процесс заметно осложняет преподавание обществознания в школе. К тому же анализ результатов современного школьного обществоведческого образования свидетельствует, что массовая школа не полностью обеспечивает функциональную грамотность учащихся. Зачастую овладение обществоведческим материалом у большинства учеников ограничивается запоминанием набора определений (часто бессистемно), не поднимаясь до уровня умений строить причинно-следственные объяснения, проводить анализ, давать самостоятельные аргументированные нравственные и гражданские оценки общественных событий. Изучение фактических и теоретических сведений часто не подкрепляется связью с практикой, с умением переносить обществоведческие знания и умения на решение проблем в современных жизненных ситуациях. Отсюда вытекают цели и задачи обществоведческого образования в основной школе , которые состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
• воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• развитию личности на исключительно важном этапе её социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности;
• формированию у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нём и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению обучающимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
• овладению обучающимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
• формированию у обучающихся опыта применения полученных знаний и умений дня определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для со- отнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Отбор учебного материала для содержания программы по обществознанию для основной школы осуществляется с учётом целей предмета, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 8 классов, особенностей данного этапа их социализации (расширение дееспособности, получение паспорта и др.), ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
2.Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучения и освоения содержания курса учебного предмета "Обществознание" в основной школе
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Критерии оценивания устного и письменного ответа по обществознанию:
Отметку "5" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).
Отметку "4" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).
Отметку "3" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Учащийся владеет в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).
Отметку "2" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем менее 30-50 %.
Содержание учебного предмета
Обществознание, 8 класс
(1 час в неделю, 34 часа)
Раздел I. Личность и общество
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Раздел II. Сфера духовной культуры
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения. Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека. Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков. Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование. Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Раздел III. Социальная сфера
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Раздел IV. Экономика
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора). Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем. Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами. Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит. Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Календарно-тематическое планирование
8 класс (34 часа)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Дата по плану | Дата по факту | ||
предметные | метапредметные | личностные | |||||
Раздел 1 Личность и общество. | 7 | ||||||
1 | Введение. Стартовая диагностика. | 1 | Выполняют различного вида задания по курсу обществознания 7 класса разного уровня сложности | Выявляют особенности и признаки объектов; Приводят примеры в качестве доказательств выдвигаемых положений. взаимодействуют в ходе работы, ведут диалог; проявляют интерес к новому учебному материалу. | Проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания. | ||
2 | Что делает человека человеком? | 1 | Назовут отличия человека от животного; перечислят виды деятельности человека; смогут доказать, что человек существо биосоциальное. | Установят причинно-следственные связи и зависимости между объектами; Планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, слушают друг друга. | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе., но и в решении проблемных заданий всей группы, выражают положительное отношение к процессу познания. | ||
3 | Человек, общество, природа. | 1 | Смогут дать определение понятию «природа»; Сформулируют значение природы в жизни человека; докажут, что человек лишь звено в цепи развития природы. | Выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы. Участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. | Применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность. | ||
4 | Общество как форма жизнедеятельности людей. | 1 | Дадут определения понятиям: общество, общественные отношения, социальные нормы; смогут охарактеризовать основные сферы жизни общества; сформулируют основные ступени развития общества. | Выявляют особенности и признаки объектов; Приводят примеры в качестве доказательств выдвигаемых положений. взаимодействуют в ходе работы, ведут диалог; проявляют интерес к новому учебному материалу | Проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания. | ||
5 | Развитие общества. | 1 | Приведут примеры эволюционного развития общественных отношений; охарактеризуют основные глобальные проблемы человечества; смогут назвать основные принципы решения экологических проблем. | Установят причинно-следственные связи и зависимости между объектами; Планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, слушают друг друга. | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе., но и в решении проблемных заданий всей группы, выражают положительное отношение к процессу познания. | ||
6 | Как стать личностью. | 1 | Дадут определения понятиям: индивид, личность, адаптация, интеграция; смогут перечислить этапы становления личности; смогут назвать агентов социализации. | Самостоятельно выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы. Участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера | Применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность. | ||
7 | Урок обобщения по теме « Личность и общество» | 1 | Выполняют различного вида задания по темам раздела (включая типовые задания ОГЭ) разного уровня сложности; осуществляют анализ работы и коррекцию ошибок. | Осуществляют критериальное оценивание, проводят саморефлексию | Адекватно понимают причины успешности/неуспешности | ||
Глава 2 Сфера духовной культуры. | 8 | ||||||
8 | Сфера духовной жизни. | 1 | Назовут отличительные признаки духовной сферы; перечислят особенности духовной жизни современной России. | Самостоятельно выделят и сформулируют цели, Участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, принимают позицию партнера | Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих | ||
9 | Мораль. | 1 | Дадут определение понятиям: мораль, нравственность; смогут назвать основные духовные ценности и нормы морали; приведут примеры к категориям: добро и зло. | Самостоятельно выделят и сформулируют тему и цель урока, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, составляют план и последовательность действий. | Применяют правила делового сотрудничества, сравнивают различные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность. | ||
10 | Долг и совесть. | 1 | Приведут примеры того, как связаны долг и общество, смогут охарактеризовать долг общественный и долг моральный; дадут определение понятию «совесть». | Самостоятельно сформулируют тему и цели урока, ставят учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих | ||
11 | Моральный выбор- это ответственность. | 1 | Докажут на примерах, в чем выражается свобода выбора; назовут признаки взаимосвязи свободы и ответственности; смогут назвать последствия безответственного поведения. | Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, самостоятельно создают алгоритм действий при решении проблемы. | Определяют целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии культуры | ||
12 | Образование. | 1 | Дадут определение понятию «образование»; смогут назвать значения образования в современном мире; выделят основные ступени образования. | Овладеют целостными представлениями о качествах личности человека, привлекают информацию, полученную раннее для решения учебной задачи; участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют способность к взаимодействию | Сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность, сохраняют мотивацию к учебной деятельности. | ||
13 | Наука в современном обществе. | 1 | Дадут определение понятию «наука»; выделят элементы современного научного знания; назовут нравственные принципы труда ученого. | Овладеют целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную раннее, для решения учебной задачи. | Сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность, сохраняют мотивацию к учебной деятельности. | ||
14 | Религия как одна из форм культуры. | 1 | Назовут значение религии в жизни общества; смогут назвать религиозные организации и объединения; перечислят основные принципы свободы совести. | Самостоятельно выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы. Участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера | Применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность. | ||
15 | Урок –обобщения по теме «Сфера духовной культуры». | 1 | Выполняют различного вида задания по темам раздела (включая типовые задания ОГЭ) разного уровня сложности; осуществляют анализ работы и коррекцию ошибок | Осуществляют критериальное оценивание, проводят саморефлексию | Адекватно понимают причины успешности/неуспешности | ||
Глава 3. Социальная структура общества. | 5 | ||||||
16 | Социальная структура общества. | 1 | Смогут назвать социальные группы и основные критерии разделения общества на группы; выделят основные виды социальной мобильности; приведут примеры социальных конфликтов и путей их разрешения. | Выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательств выдвигаемых положений; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, допускают существования различных точек зрения. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности | ||
17 | Социальные статусы и роли. | 1 | Смогут назвать отличительные признаки социального статуса и социальной роли; выделят виды статусов, дадут определение понятиям: гендер, гендерная роль. | Планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала. | Сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность, сохраняют мотивацию к учебной деятельности. | ||
18 | Нации и межнациональные отношения. | 1 | Дадут определения понятиям: этнос, нация, национальность; назовут значения национальных традиций; смогут определить основные опасности межнациональных конфликтов. | Устанавливают причинно-следственные связи зависимости между объектами, планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, слушают друг друга. | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания. | ||
19 | Отклоняющееся поведение. | 1 | Назовут признаки и виды отклоняющегося поведения; смогут охарактеризовать виды отклоняющегося поведения; перечислят виды наказаний. | Овладеют целостными представлениями о качествах личности человека, планируют цели и способы взаимодействия, учитывают ориентиры, данные учителем, для решения поставленной задачи. | Сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность, сохраняют мотивацию к учебной деятельности. | ||
20 | Урок обобщения по теме «Социальная структура общества» | 1 | Выполняют различного вида задания по темам раздела (включая типовые задания ОГЭ) разного уровня сложности; осуществляют анализ работы и коррекцию ошибок | Осуществляют критериальное оценивание, проводят саморефлексию | Адекватно понимают причины успешности/неуспешности. | ||
Глава 4. Экономика | 14 | ||||||
21 | Экономика и ее роль в жизни общества. | 1 | Дадут определения понятиям: экономика, потребности, ресурсы; приведут примеры ограниченности ресурсов; смогут определить альтернативную стоимость выбора. | Ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные их решения. | Сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность, сохраняют мотивацию к учебной деятельности. | ||
22 | Главные вопросы экономики. | 1 | Смогут назвать основные вопросы экономики; перечислят способы повышения эффективности производства; охарактеризуют основные типы экономических систем. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, выбирают наиболее эффективные способы решения учебных задач. | Проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | ||
23 | Собственность. | 1 | Дадут определение понятиям: имущественные отношения, собственность, право собственности; назовут формы собственности и формы их защиты. | Ставят и формулируют цели и проблему урока, адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач. | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своей успешности. | ||
24 | Рыночная экономика. | 1 | Дадут определения понятиям: рынок, рыночная экономика, конкуренция, спрос, предложение; назовут условия функционирования рынка; охарактеризуют механизм установления равновесной цены. | Овладевают целостными представлениями о качествах личности человека, привлекают информацию, полученную раннее, для решения учебной задачи; планируют цели и способы взаимодействия. | Сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность, сохраняют мотивацию к учебной деятельности. | ||
25 | Производство – основа экономики. | 1 | Дадут определение понятиям: отрасль экономики, товар, услуга, факторы производства; смогут назвать основные факторы производства; определят роль разделения труда и специализации в современной экономике. | Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности | Проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении; ориентируются на их мотивы и чувства. | ||
26 | Предпринимательская деятельность. | 1 | Смогут назвать роль предпринимательства в экономике; перечислят цели фирм и ее основные организационно-правовые формы; охарактеризуют 3 вида рыночного предпринимательства. | Ставят и формулируют цели и проблему урока, осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своей успешности. | ||
27 | Роль государства в экономике. | 1 | Назовут круг экономических проблем, регулируемых любым государством; перечислят способы воздействия на экономику государством; дадут определение понятию «налог» и перечислят виды налогов в РФ. | Установят причинно-следственные связи и зависимости между объектами; Планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, слушают друг друга. | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе., но и в решении проблемных заданий всей группы, выражают положительное отношение к процессу познания. | ||
28 | Распределение доходов. | 1 | Назовут источники доходов населения; выявят основные причины неравенства людей в получаемых доходах; охарактеризуют экономические меры по социальной поддержке населения. | выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы. Участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. | Применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность. | ||
29 | Потребление. | 1 | Назовут способы влияния на объем и структуру потребительских расходов; перечислят различные виды страховых услуг; охарактеризуют связь между доходом и потреблением. | Самостоятельно выделят и сформулируют цели, Участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, принимают позицию партнера | Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих | ||
30 | Инфляция и семейная экономика. | 1 | Дадут определение понятиям: номинальный доход, реальный доход, инфляция; перечислят основные формы сбережения граждан; смогут назвать виды банковских услуг. | Самостоятельно выделят и сформулируют тему и цель урока, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, составляют план и последовательность действий. | Применяют правила делового сотрудничества, сравнивают различные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность. | ||
31 | Безработица, ее причины и последствия. | 1 | Дадут определения понятиям: безработица, занятость; смогут назвать причины безработицы; перечислят экономические и социальные последствия безработицы. | Самостоятельно сформулируют тему и цели урока, ставят учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих | ||
32 | Мировое хозяйство и международная торговля. | 1 | Дадут определение понятию «мировое хозяйство»; назовут выгоды стран от участия в международном разделении труда; перечислят особенности политики протекционизма и свободной торговли. | Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, самостоятельно создают алгоритм действий при решении проблемы. | Определяют целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии культуры | ||
33 | Итоговая диагностика. | 1 | Выполняют различного вида задания по темам раздела (включая типовые задания ОГЭ) разного уровня сложности; осуществляют анализ работы и коррекцию ошибок | умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности | Воспитание ценностных ориентиров. | ||
34 | Итоговое обобщение за год. | 1 | Знать основные положения курса. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; - работать с текстом учебника, выделять главное | Умение работать с различными видами тестовых заданий различной сложности | Воспитание ценностных ориентиров. |
4. Материально - техническое обеспечение образовательного процесса
Нормативные и программные документы.
Федеральный закон « Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;
ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897);
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе на 2017-2018 учебный год;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 5 – 9 классы.
Обществознание. Планируемые результаты . Система заданий. 5-9 класс",М: Просвещение,2015 г.*(под ред. Г.С.Ковалёвой)
Учебно-методическое пособие. Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 – 9 классы» М: Просвещение, 2012.
Учебно-методические материалы
Обществознание 8 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2015
Иванова Л.Ф. Поурочные разработки по обществознанию 7класс.М:Просвещение
2014г.
Котова О.А., Лискова Т.Е. Рабочая тетрадь по обществознанию 7класс М:Просвещение 2017
Цифровые образовательные ресурсы:
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание.
http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html — Граждановедение. Приложение к «Учительской газете». http://www.hpo.opg — Права человека в России. http://www.uznay-prezidenta.ru — Президент России — гражданам школьного возраста. http://www.mshr-ngo.ru — Московская школа прав человека. http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт.
http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm — Декларация прав школьника. nttp://www.school-sector.relarn.ru/prava/ — Права и дети в Интернете. http://www.chelt.ru — журнал «Человек и труд». http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества. http: //www, countries. ru /library, htm — Библиотека по культурологии. http://www.russianculture.ru/ — Культура России.
[1] Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2011
[2] Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников Л.Н.Боголюбова 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...