конкурс школьных проектов "Формируем гражданское общество"
методическая разработка по обществознанию (11 класс) на тему
Предлагается методическая разработка школьного конкурса проектов для 11 класса по предмету "обществознание". Разработка включает план конкурса и методические рекомендации для детей для подготовки проектов. Короткая презентация проводится во время конкурса ведущим мероприятие учителем или учеником.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_formiruem_grazhdanskoe_obshchestvo.docx | 32.06 КБ |
rekomendatsii_k_proektu.docx | 18.44 КБ |
formiruem_grazhdanskoe_obshchestvo.pptx | 345.85 КБ |
Предварительный просмотр:
План проведения
внеклассного мероприятия «Социальный проект» для 9, 10, 11 классов в форме защиты проектов социальной направленности»
Цели:
- предметные – создание учебно-проектной ситуации, которая обеспечивает овладение такими ключевыми понятиями организационно-правовой формы политической и социальной деятельности; правовое государство, гражданское общество, механизмы взаимодействия общественных, политических организаций и государства;
- метапредметные – мотивация познавательной деятельности, умение организовывать учебное сотрудничество, находить общее решение, умение его формулировать и аргументировать; умение и навыки применять экономические знания в социальной практике;
- личностные – получение опыта участия в социально-значимом труде, развитие способности к самообразованию и развитию творческой деятельности.
- регулятивные: выработка умений и навыков получения необходимой информации, постановки целей и решения предложенной задачи, умение распределять время и планировать деятельность;
- коммуникативные: умение работать в группе, выработка лидерских и организаторских качеств участников группы.
Задачи: реализация системно-деятельностного похода к учебному процессу в форме публичной защиты групповых проектов по созданию общественно-политических организаций.
Подготовительная деятельность:
- Сформировать из класса несколько творческих партнерских групп с учетом личных интересов и предпочтений учеников, выявить в каждой группе возможного лидера.
- Предложить группам в качестве опережающего задания обдумать идею для своего общественно-политического или социального проекта. (Презентация)
- Изучить памятку и алгоритм действий, которые необходимы для составления проекта.
- Определить по алгоритму действий информацию, которую необходимо знать общественному деятелю для реализации проекта (памятка прилагается ).
- Подготовить оппонента и аудиторию для защиты проекта.
- Подготовить критерии оценки проекта для жюри.
- На мероприятие приглашаются директор школы, завуч, старшеклассники, представители школьной прессгруппы.
Оборудование для мероприятия: ноутбук, проектор, учебные материалы по теме, доступ к Интернет-ресурсам, таблички «жюри» «оппонент», карточки для розыгрыша порядка защиты проекта, бланки для подсчета итогов жюри и зрителей.
Презентация проекта может быть представлена в электронном виде.
Вступительное слово учителя:
Социология и политология – наука об обществе и политике. Этимологически этот термин образован из двух греческих слов – политика и общество (общественные и государственные дела) и logos (учение, слово). Если мы спросим у школьников об их интересе к этому разделу обществознания, то редко кто из них ответит положительно. Когда мы начинаем разбираться в существе вопроса, то картина резко меняется. Человек – существо общественное, мы не можем жить вне общества и вне государства. Случаи, когда человек резко изменяет привычный образ жизни, обрекает себя на одиночество, чрезвычайно редки и говорят о серьезных личностных проблемах.
В общественной и нашей жизни роль политики чрезвычайно велика, так как определяется ее функциями. Их можно долго перечислять, но мы выделим 4 основных:
1.Обеспечение целости и стабильности общества;
2.Мобилизация социальных ресурсов для удовлетворения общественных потребностей;
3.Предотвращение и цивилизованное разрешение социальных конфликтов;
Попробуйте доказать, как от реализации этих функций зависит жизнь нашего общества и каждого из нас?
Социология и политология развиваются как системы теоретического и прикладного знания о гражданском обществе и политике.
Теоретическая составляющая формирует фундаментальные знания о процессах политического и общественного развития.
Прикладная политология и социология предлагает конкретные рекомендации для достижения практических результатов в области деятельности различных общественных институтов, поведения различных социальных групп. Овладеть этими навыками непросто, но мы сегодня попробуем это сделать.
Значимую роль в общественно-политической жизни играют общественные организации и движения. В отличие от партий они не участвуют в борьбе за политическую власть, но представляют собой множественность выражения общественных интересов и групп влияния в рамках школы, поселка, муниципалитета и т.д..
Развития система общественных организаций и движений является показателем развитости гражданского общества и выразителем его интересов. Согласно этим признакам к общественным организациям можно отнести профсоюзы, союзы предпринимателей, кооперативные, молодежные, женские, ветеранские организации, творческие союзы (писателей, художников, кинематографистов и т.д.) . В это число входят разнообразные добровольные общества (научные, технические, культурно-просветительские, благотворительные, волонтерские и др.).
Ядром таких движений являются инициативные группы, клубы, союзы, создание которых регулируется специальным законодательством, которому мы как законопослушная часть общества будем следовать.
Сегодня наши инициативные творческие группы попробуют представить нам свои социальные инициативы в виде проектов, которые мы с Вами должны оценить.
Учитель: позвольте представить присутствующим членов жюри и оппонентов. Все присутствующие могут задавать вопросы участникам команды при защите проекта.
Ответы будут учитываться при оценке работы команды.
Оглашаются порядок проведения и условия конкурса.
- Формируются инициативные творческие группы.
- Обсуждение и оформление проектов (название, вид деятельности, социальная база, цели и задачи общественно-политического или социального проекта).
- Обосновывается необходимость реализации проекта.
- Представление проекта в электронном виде.
- Участники могут использовать любые источники информации (опросы общественного мнения, консультации, интернет, телефон, учебники и т.п.).
- На предварительную подготовку выделяется несколько дней, на окончательную подготовку, представление и защиту проекта определяется 15-20 минут.
- Порядок представлений проектов разыгрывается по жребию
- Присутствующие в классе оппонент, участники конкурса и жюри могут задавать вопросы группе по существу проекта.
Оценка качества проекта по 10 балльной шкале:
- Логика и грамотность формулировки целей и задач проекта.
- Обоснование и реалистичность проекта.
- Оригинальность идеи.
- Массовость участия в защите проекта.
- Уровень обществоведческих теоретических знаний, показанных в процессе защиты проекта .
- Качество презентации проекта.
Музыкальная пауза.
Группы работают над подготовкой проектов.
Разыгрывается порядок защиты проектов.
Объявляется защита с участием оппонентов, задающих уточняющие вопросы.
Жюри заполняет таблицу с баллами по ходу конкурса.
№ | Название проекта | логика и грамотность формулир. проекта | обоснование реалис- тичность проекта | ориги- нальность идеи | массов. участия | уровень теоретич. знаний | качество презентации и защиты проекта | Кол-во баллов до 10 | место |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
1. | |||||||||
2. | |||||||||
3. | |||||||||
4. | |||||||||
5. |
Жюри проводит подсчет баллов выставленных зрителями
Объявление результатов по общей сумме баллов и по каждой из номинаций.
Заключительное слово :
Развитие гражданского общества – единственный эффективный путь обновления российской политической, культурной и экономической систем, ключевое условие для гражданского общества.
Знакомство с практической стороной общественной деятельности, развитие деловых управленческих качеств и умений работать в команде – основная цель нашего мероприятия достигнута.
Учитель благодарит участников, комментирует достоинства работы призеров и номинантов, вручает призы.
Приложение 1
№ | Название проекта | логика и грамотность формулир. проекта | обоснование реалис- тичность проекта | ориги- нальность идеи | массов. участия | уровень теоретич. знаний | качество презентации и защиты проекта | Кол-во баллов до 10 | место |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
1. | |||||||||
2. | |||||||||
3. | |||||||||
4. | |||||||||
5. |
Приложение 2
Памятка для творческих групп
«Политический проект»
Цель: формирование политической культуры у школьников с целью способствования формированию гражданского общества.
Задачи: - создать модель общественной организации, определить ее цели и задачи;
- определить социальную базу - социальную группу с соответствующими
целям интересами;
- составить проект программы организации;
- разработать проект Устава, определить методы и средства деятельности,
организационные формы и внешние атрибуты (название, эмблему, цвета и т.д.).
Примерная типология групповых интересов
- сфера экономических и трудовых интересов (ветераны, инвалиды, молодежные, благотворительные организации);
- социальная сфера (предприниматели, профсоюзы, потребительские организации);
- сфера досуга и отдыха ( спорт, туризм, филателисты, собаководы, историческая реконструкция и т.д.);
- сфера религии , науки и культуры (союзы художников, писателей, композиторов и т.д.);
- политическая сфера (экологические, антивоенные, правозащитные);
- многоцелевые группы (организация избирательных кампаний)
.
Примерный перечень общественно-политических движений и организаций:
консервативные, реформаторские, революционные, контрреволюционные, женские, молодежные, правозащитные, экологические, потребительские.
Функции
1.Выявление и удовлетворение интересов и потребностей членов организации.
2.Функция социальной интеграции и мобилизации (объединения и активизации).
3.Функция социализации членной группы.
4.Репрезентативная функция (защита интересов членов организации).
Воздействие общественных организаций на власть.
А) Воздействие посредством электорального представительства (через участие в выборах).
В) Посредством представительства интересов (в СМИ, выборных органах и т.д.)
Формы и методы деятельности
- выдвижение кандидатов в состав органов власти;
- поддержка близких политических партий и кандидатов;
- участие в разработке законодательных и других политических актов;
- участие в работе парламентских комиссий и др. госорганов;
- организация пропагандистских кампаний в СМИ, сбор подписей под требованием забастовок, митингов, согласованных с органами власти в определенном законом порядке;
- организация общественно-полезных акций: субботников, очистки территорий, организации волонтерской деятельности, сбора средств, вещей,
- организация благотворительных акций, концертов, базаров и т.д.
Предварительный просмотр:
«Формируем гражданское общество»
Цель: формирование гражданской позиции и политической культуры у школьников с целью способствования формированию гражданского общества.
Задачи: - создать модель общественной организации, определить ее цели и задачи;
- определить социальную базу - социальную группу с интересами соответствующими
целям;
- составить проект программы организации;
- разработать проект Устава, определить методы и средства деятельности,
организационные формы и внешние атрибуты (название, эмблему, цвета и т.д.).
Примерная типология групповых интересов
- сфера экономических и трудовых интересов (ветераны, инвалиды, молодежные, благотворительные организации);
- социальная сфера (предприниматели, профсоюзы, потребительские организации);
- сфера досуга и отдыха ( спорт, туризм, филателисты, собаководы, историческая реконструкция и т.д.);
- сфера религии , науки и культуры (союзы художников, писателей, композиторов и т.д.);
- политическая сфера (экологические, антивоенные, правозащитные);
- многоцелевые группы (организация избирательных кампаний)
.
Примерный перечень общественно-политических движений и организаций:
консервативные, реформаторские, революционные, контрреволюционные, женские, молодежные, правозащитные, экологические, потребительские.
Функции
1.Выявление и удовлетворение интересов и потребностей членов организации.
2.Функция социальной интеграции и мобилизации (объединения и активизации).
3.Функция социализации членной группы.
4.Репрезентативная функция (защита интересов членов организации).
Воздействие общественных организаций на власть.
А) Воздействие посредством электорального представительства (через участие в выборах).
В) Посредством представительства интересов (в СМИ, выборных органах и т.д.)
Формы и методы деятельности
- выдвижение кандидатов в состав органов власти;
- поддержка близких политических партий и кандидатов;
- участие в разработке законодательных и других политических актов;
- участие в работе парламентских комиссий и др. госорганов;
- организация пропагандистских кампаний в СМИ, сбор подписей под требованием забастовок, митингов, согласованных с органами власти в определенном законом порядке;
- организация общественно-полезных акций: субботников, очистки территорий, организации волонтерской деятельности, сбора средств, вещей,
- организация благотворительных акций, концертов, базаров и т.д.
Приложение 1
№ | Название проекта | логика и грамотность формулир. проекта | обоснование реалис- тичность проекта | ориги- нальность идеи | массов. участия | уровень теоретич. знаний | качество презентации и защиты проекта | Кол-во баллов до 10 | место |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
1. | |||||||||
2. | |||||||||
3. | |||||||||
4. | |||||||||
5. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
внеклассное мероприятие «Политический проект» для 9, 10, 11 классов в форме защиты проектов социально-политической направленности Цели: - предметные – создание учебно-проектной ситуации, которая обеспечивает овладение такими ключевыми понятиями организационно-правовой формы политической и социальной деятельности; правовое государство, гражданское общество, механизмы взаимодействия общественных, политических организаций и государства; - метапредметные – мотивация познавательной деятельности, умение организовывать учебное сотрудничество, находить общее решение, умение его формулировать и аргументировать; умение и навыки применять экономические знания в социальной практике; - личностные – получение опыта участия в социально-значимом труде, развитие способности к самообразованию и развитию творческой деятельности.
Задача: реализация системно-деятельностного похода к учебному процессу в форме публичной защиты групповых проектов по созданию общественных организаций.
Подготовительная деятельность Сформировать из класса несколько творческих партнерских групп с учетом личных интересов и предпочтений учеников, выявить в каждой группе возможного лидера. Предложить группам в качестве опережающего задания обдумать идею для своего общественно или социального проекта. (Презентация) Изучить памятку и алгоритм действий, которые необходимы для составления проекта. Определить по алгоритму действий информацию, которую необходимо знать общественному деятелю для реализации проекта (памятка прилагается ). Подготовить оппонента и аудиторию для защиты проекта. Подготовить критерии оценки проекта для жюри. На мероприятие приглашаются директор школы, завуч, старшеклассники, представители школьной прессгруппы .
Вступительное слово учителя: Социология и политология – науки об обществе. Этимологически этот термин образован из двух греческих слов – политика и социум ( общественные и государственные дела ) и logos ( учение, слово ). Если мы спросим у школьников об их интересе к этому разделу обществознания, то редко кто из них ответит положительно. Когда мы начинаем разбираться в существе вопроса, то картина резко меняется. Человек – существо общественное, мы не можем жить вне общества и вне государства. Случаи, когда человек резко изменяет привычный образ жизни, обрекает себя на одиночество, чрезвычайно редки и говорят о серьезных личностных проблемах. В общественной и нашей жизни роль политики чрезвычайно велика, так как определяется ее функциями.
Основные функции политики 1.Обеспечение целости и стабильности общества; 2.Мобилизация социальных ресурсов для удовлетворения общественных потребностей; 3.Предотвращение и цивилизованное разрешение социальных конфликтов; Попробуйте доказать, что от реализации этих функций не зависит жизнь нашего общества и каждого из нас?
Теоретическая и прикладная политология Политология развивается как целостная система теоретического и прикладного знания о политике. Теоретическая составляющая формирует фундаментальные знания о процессах политического и общественного развития. Прикладная политология предлагает конкретные рекомендации для достижения практических результатов в области деятельности политических и общественных институтов, поведения различных социальных групп. Овладеть этими навыками непросто, но мы сегодня попробуем это сделать.
Политические и общественные организации и движения Значимую роль в общественно-политической жизни играют общественные организации и движения. В отличие от партий они не участвуют в борьбе за политическую власть, но представляют собой разновидности групп интересов и групп влияния на власть. Развития система общественных организаций и движений является показателем развитости гражданского общества и выразителем его интересов. Согласно этим признакам к общественным организациям можно отнести профсоюзы, союзы предпринимателей, кооперативные, молодежные, женские, ветеранские организации, творческие союзы (писателей, художников, кинематографистов и т.д.) . В это число входят разнообразные добровольные общества (научные, технические, культурно-просветительские, благотворительные, волонтерские и др.). Ядром таких движений являются инициативные группы, клубы, союзы, создание которых регулируется специальным законодательством, которому мы как законопослушная часть общества будем следовать.
Условия и порядок проведения конкурса Формируются инициативные творческие группы. Обсуждение и оформление проектов (название, вид деятельности, социальная база, цели и задачи общественно-политического или социального проекта). Обосновывается необходимость реализации проекта. Представление проекта в электронном виде. Участники могут использовать любые источники информации (опросы общественного мнения, консультации, интернет, телефон, учебники и т.п.). На предварительную подготовку выделяется несколько дней, на окончательную подготовку, представление и защиту проекта определяется 15-20 минут. Порядок представлений проектов разыгрывается по жребию Присутствующие в классе оппонент, участники конкурса и жюри могут задавать вопросы группе по существу проекта.
Оценка качества проекта по 10 балльной шкале: Логика и грамотность формулировки целей и задач проекта. Обоснование и реалистичность проекта. Оригинальность идеи. Массовость участия в защите проекта. Уровень обществоведческих теоретических знаний, показанных в процессе защиты проекта . Качество презентации.
Подведение итогов конкурса Жюри проводит подсчет баллов выставленных зрителями, жюри, оппонентами. Объявление результатов по общей сумме баллов и по каждой из номинаций.
заключение Развитие гражданского общества – единственный эффективный путь обновления российской политической, культурной и экономической систем, ключевое условие для развития общества. Знакомство с основами и практической стороной политической и общественной деятельности, развитие деловых управленческих качеств и умений работать в команде – основная цель нашего мероприятия достигнута. Учитель благодарит участников, подводит итоги конкурса, комментирует достоинства работы призеров и номинантов, вручает призы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданское общество
Презентация к уроку обществознания для 8 класса...
Методическая разработка урока Политические режимы. Гражданское общество и правовое государство
Урок проводился в рамках Всероссийской конференции "Воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании" по секции "Развитие критического мышления"...
Роль семьи в нравственном воспитании подрастающего поколения, в ориентировании его на ценности гражданского общества
Лекторий для родителей. Л.Н. Толстой:«из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».Но что означают нравс...
СМИ: между властью и гражданским обществом
Урок обществознания в 11 классе с презентацией с применением интерактивных средств...
"Демократия и гражданское общество".
Презентацию можно использовать для работы на уроках обществознания в 10-11 классах по темам:"Демократия", "Становление гражданского общества"....
методическая разработка урока по обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"
Урок по обществознанию в 11 классе по теме "Правовое государство и гражданское общество" с презентацией....
Гражданское общество и государство. Значение гражданского общества в воспитании антикоррупционного мышления
Гражданское общество и государство.Значение гражданского общества в воспитании антикоррупционного мышления...