Рабочая программа по обществознанию
рабочая программа по обществознанию (7 класс) на тему
Рабочая программа по обществознанию авторов Никитин А.Ф., Никитина Т.А. для 7 класса составлена с учётом ФГОС и примерной программы А.Ф. Никитина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pechat_programma_po_obshchestvoznaniyu.docx | 76.13 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей истории и обществознания Протокол №_____ от«___»___________2017г. | РАССМОТРЕНО Замдиректора по УВР ____________________________________ ___________________________________ «___»____________2017г. | УТВЕРЖДЕНО директор МАОУ «СОШ №40»г.УлаУдэ ___________________/Б.Д.Цыбикжапов приказ №__________ от «___»__________2017г. |
Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа №40»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
7-е классы (базовый уровень).
Составитель: Данилова Т.А. , учитель обществознания,
первая квалификационная категория
Улан-Удэ, 2017-2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным общеобразовательным стандартом основного общего образования, а также примерной авторской программе А.Ф. Никитина, изданной в сборнике «Рабочие программы, основной образовательной программой основного общего образования МАОУ СОШ №40 и Положением о рабочей программе. Примерная программа предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов.
Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с ФГОС ООО цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы содействовать:
1) воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности;
2) развитию личности, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической, правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; формированию способности к самоопределению, самореализации, самоконтроля;
3) формированию целостной картины общества, освоению тех знаний о сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
4)овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критичекси осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
5) формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений.
Обществознание является одним из ведущих гуманитарных предметов в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального опыта. Без него невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире. Однако, зачастую изучение фактических и теоретических сведений не подкрепляется связью с практикой, с умением переносить обществоведческие знания и умения на решение проблем в современных жизненных ситуациях.
Поэтому в основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования:
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно-ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплексом:
7 класс Учебник Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание. 7 класс. М.: Дрофа, 2016;
Рабочая тетрадь по обществознанию.7 класс. Федорова С.А. – М.: Дрофа, 2016 г.
Особенность данной рабочей программы определяется тем, что она основана на определенной специфике межпредметных связей (освоение нового содержания осуществляется с опорой на курсы «История», «Литература», «География», ОБЖ, МХК, на история таких наук, как физика, химия, биология). Межпредметные связи позволяют включать в учебный процесс исторические факты, литературные образы и, что особенно важно, обобщения, сформулированные при изучении тем различных учебных дисциплин, которые могут быть пройдены одновременно с изучением обществознания или опережая его. Учет меж предметных связей позволит устранить дублирование между новым и уже знакомым учащимся содержанием. Обществознание – учебный предмет, фундаментом которого являются научные знания о человеке и обществе, о влиянии различных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, оценка, интерпретация базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук, а также философии.
В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них — «Твои неотъемлемые права» — представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Вторая тема — «Под защитой закона» — даёт представление о деятельности правоохранительных органов, их функциях и полномочиях, а также о необходимости знания и соблюдения права.
Цель: создать условия для развития личности подростка в период его социального взросления, формировать познавательный интерес, критическое мышление в процессе восприятия социальной информации, определения собственной жизненной позиции.
Задачи:
- воспитание у подростков общероссийской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;
- освоение учащимися на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации;
- овладение обучающимися умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в рамках основных социальных ролей, характерных для подросткового возраста;
- формирование у подростков опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Личностными результатами учеников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания учениками школы проявляются:
- в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- в способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
- в овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
- использование элементов причинно-следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудивизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения учениками школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
Познавательной
- относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологи, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
Ценностно-мотивационной
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
Трудовой
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
Эстетической
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
Коммуникативной
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.
Планируемые результаты изучения обществознания
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
В учебно - тематическое планирование внесены следующие изменения.
В 7 классе авторская программа «Обществознание» Никитина А.Ф., Никитиной Т.И. рассчитана на 35 часов, из них 5 часов – резерв. Рабочая программа составлена на 34 часов за счет сокращения часов, отведенные автором 4 часа резервного времени были добавлены к темам «Регулирование поведения людей в обществе» (1 час – 2-ой урок), «Твои неотъемлемые права» (1 час – 14-ый урок), «Под защитой государства» (1 час – 33-ий урок), добавлен 1 час на повторение и обобщение изученного материала – итоговый урок (34-ый урок).
Приемы, методы и формы организации учебного процесса включают разнообразные виды самостоятельной работы: составление плана, интеллект-карты, схем, выполнение заданий практикумов, сравнительных таблиц, работа с учебником, подготовка сообщений, написание сочинений, составление рассказов по рисункам и иллюстрациям. Решение и составление познавательных задач. В соответствии с положением о внутри школьном контроле предусмотрено три вида контроля: входной, промежуточный, итоговый. Формы организации учебной деятельности
Формы организации учебной деятельности определяются видами учебной работы, спецификой учебной группы, изучаемым материалом, учебными целями.
Возможны следующие организационные формы обучения:
• классно-урочная (изучение нового, практикум, контроль, дополнительная работа, уроки-зачеты, уроки, выделенные для защиты творческих заданий). В данном случае используются все типы объектов. При выполнении проектных заданий исследование, осуществление меж предметных связей, поиск информации осуществляются учащимися под руководством учителя;
• индивидуальная и индивидуализированная. Позволяют регулировать темп продвижения в обучении каждого школьника сообразно его способностям. При работе в компьютерном классе по заранее подобранным информационным, практическим и контрольным заданиям, собранным из соответствующих объектов, формируется индивидуальная траектория учащегося;
• групповая работа. Возможна работа групп учащихся по индивидуальным заданиям. Предварительно учитель формирует блоки объектов или общий блок, на основании демонстрации которого происходит обсуждение в группах общей проблемы либо, при наличии компьютерного класса, обсуждение мини-задач, которые являются составной частью общей учебной задачи;
• внеклассная работа, исследовательская работа, кружковая работа;
• самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретенных знаний, выполнение индивидуальных заданий творческого характера.
Виды учебных занятий: урок - лекция, практическое занятие, сюжетно-ролевые игры, игры-обсуждения, беседы, лабораторные работы, проектная деятельность, дискуссия.
Формой проведения занятий по программе является урок (традиционная и нетрадиционная форма)
Приемы, методы и формы организации учебного процесса:
Разнообразные виды самостоятельной работы: составление плана, таблиц сравнительных, работа с учебником, сообщений, написание сочинений, эссе, выполнение проектов, презентаций, составление интеллект-карт.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- работа в парах;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные.
Формы контроля :
- терминологический диктант;
- тестирование;
- деловые игры;
- защита проектов;
- беседа;
- практикум;
- анализ фрагмента источников;
- работа в тетрадях на печатной основе;
- составление простого плана и развёрнутого плана;
- сообщения по теме и рефераты.
7 класс (34 часа)
Тема I. Регулирование поведения людей в обществе(9ч)
Роль социальных норм в жизни общества. Какие бывают нормы? Социальные нормы и их виды. Общие признаки социальных норм. Нормы обычаев - ритуалы, обряды, обычаи, традиции, мифы. Нормы: религиозные, моральные, правовые, деловые. Что регулируют нормы гражданских, экономических, политических, культурных, межнациональных и международных отношений? Что главное в человеке? Понятие морали. Добро - основа нравственности. Добро и зло. Мораль. Аморальное поведение. Неизбежность торжества добра над злом. Что можно, нельзя, нужно. Десять библейских заповедей. Правила поведения в обществе. Моральные (нравственные) нормы. Моральная позиция. О совести. Совесть - «человек в тебе». Происхождение слова «совесть». Совесть и вера в Бога. Кому мешает совесть? Жизнь - высшая ценность. Смысл жизни. Конечность жизни и бессмертие. Что заставляет людей жертвовать жизнью ради высоких целей? Почему люди любят Родину? Российская идентичность. Понятие патриотизма. Патриотизм и национализм. Нация. Патриоты и националисты. Интернационализм. Правовые нормы. Понятие «право», что оно означает? Как соотносятся право и мораль? Общие черты. Отличие правовых норм. Правовые нормы. Их особенности и виды.
Тема II. Твои неотъемлемые права(18ч)
Понятие государства. Государственные органы. Каждый человек хочет быть свободным! Блага свободы. Свобода в рамках закона и морали. Тоталитарное государство. Проявления свободы. Права и свободы человека. Анархия. Гражданин и государство. Ответственность государства перед гражданином. Ответственность гражданина перед государством. Обязанности граждан по Конституции РФ. Права ребенка. Как связаны права ребенка с правами человека. Документы о правах ребенка. Основные группы прав ребенка. Как организована правовая защита детей. Международные организации, защищающие права детей. Уполномоченный по правам ребенка при Президенте Российской Федерации. Право на жизнь. Право на благополучную жизнь. Право на имя и гражданство. Право на создание семьи. Право на здоровый образ жизни. Право на квалифицированную медицинскую помощь. Право на образование. Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Право на свободу слова. Свобода слова - условие свободного развития личности. Цензура. Право свободно высказывать свое мнение. Корректное использование этого права. Право на объединение. Право на создание детских организаций. Нужна ли для этого помощь взрослых? Где уместно создавать эти организации? Право мыслить и верить свободно. Что такое свобода совести? Чем отличается человек верующий от человека неверующего? Свобода в выборе веры. Религия. Приверженность вере отцов. Право на защиту: задержание. Административное задержание. Административное правонарушение. Уголовное преступление. Права несовершеннолетних. Адвокат. Как вести себя в процессе задержания. Права сотрудников правоохранительных органов. Права задержанного. Право на защиту: тюрьма. Лишение свободы - уголовное наказание за преступление. Условия пребывания в тюрьме или колонии. Гуманность. Чувство достоинства. Условия содержания в заключении несовершеннолетних в соответствии с их правами. Право на защиту: война. Война и дети. Дети - жертвы войны. Право на защиту детей в военное время. Дети на войне. Конвенция о правах ребенка защищает детей от войны. Право на защиту: наркотики. Наркомания - чума XXI века. Дети и наркотики. Эксплуатация детей наркодельцами. Защита детей от наркотиков. Право на защиту: эксплуатация несовершеннолетних. Предпринимательство. Рыночная экономика и эксплуатация труда. Безработица. Закон защищает детей от эксплуататоров. Трудовое законодательство. Где права, там и ответственность. Единство прав и обязанностей. Моральная ответственность. Правовая (юридическая) ответственность. Понятие «ответственность».
Тема III. Под защитой права(6ч)
Суд - защитник прав человека. Деятельность судов. Судебная защита прав и свобод человека. Как действует суд? Стоит ли бояться суда? Презумпция невиновности. Функции прокуратуры. Прокурор. Чем занимается прокурор? Обвинение и надзор. Участники судебного уголовного процесса. Полиция на страже правопорядка. Органы внутренних дел. Полиция. Чем занимается полиция? Нужно ли помогать полиции? Структура полиции. Участковые инспекторы, ГИБДД. Федеральный закон «О полиции». Права необходимо знать всем. Умение пользоваться правами. Правовая защита. Государство защищает граждан с помощью закона. Право на необходимую оборону.
Резерв – 1 час
Технология оценивания учебных успехов.
В ее основе два правила.
1) Оцениваться может все, а отметка ставится только за решение продуктивной задачи (задания).
2) Учитель и ученик определяют оценку и отметку совместно на основе алгоритма самооценивания: 1.Какое было задание? 2.Удалось получить результат? 3.Верно или с ошибками? 4.Сам или с чьей-то помощью? 5.По каким признакам мы различаем отметки? 6.Какой отметки заслуживает решение этой задачи.
Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.
Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону не достижения.
Практика показывает, что для описания достижений обучающихся целесообразно установить следующие пять уровней.
Оценка «5»: последовательное, логически выстроенное предъявление информации в устной или письменной форме, анализ и обобщение новой информации, установление связей между новой и уже известной информацией, применение полученной информации для решения познавательных и практических задач, проявление оценочных умений, в том числе и самооценка.
Оценка «4»: последовательное, логически выстроенное предъявление информации в устной или письменной форме, анализ новой информации, установление связей между новой и уже известной информацией, применение полученной информации для решения познавательных и практических задач, проявление оценочных умений.
Оценка «3»: фрагментарное, недостаточно логически выстроенное предъявление информации в устной или письменной форме, затруднённое установление связей между новой и уже известной информацией, затруднённое применение полученной информации для решения познавательных и практических задач.
Оценка «2»: фрагментарное предъявление информации в устной или письменной форме, затруднённое применение полученной информации для решения познавательных и практических задач.
Критерии оценки самостоятельных, практических, контрольных работ учащихся
Оценка «5»: узнавание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка полученной информации, допускаются отдельные неточности.
Оценка «4»: узнавание, понимание, применение, анализ полученной информации, допускаются отдельные негрубые ошибки.
Оценка «3»: узнавание, понимание, затруднённое применение полученной информации, допускаются отдельные грубые ошибки.
Оценка «2»: неполное узнавание, затруднённое понимание полученной информации, множественные ошибки.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебники:
- Никитин А. . Обществознание. 7 класс. М.: Дрофа, 2016; Рабочая тетрадь к УМК Никитина
Дополнительная литература для учеников:
- Практикум по обществознанию. М.: Рольф, 2002.
- Боголюбов Л.Н. Рабочие тетради по обществознанию. 5-9 класс. М., 2010.
- Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. — М., 1997.
- Драчук B. C. Рассказывает геральдика / B. C. Драчук. — М., 1977.
- Кишенкова О. В. Путешествие юного гражданина: 5 кл. М., 1997.
- Коломинский Я. Л. Человек: психология: кн. для учащихся ст. классов. М.: Просвещение, 1986.
- Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. М., 2001. — Ч. 2.
- Сухомлинский В. А. Хрестоматия по этике. М., 1990. — Разд. Гармония труда, счастья и долга.
- Что такое. Кто такой. В 3 т. — М.: Педагогика-Пресс, 1994.
- Шведова И. Т. Азбука для детей и взрослых. М., 1992. — Вып. 1. Экономика.
Я познаю мир: Психология. М., 2001
1. Нормативные и программные документы.
- Закон «Об образовании РФ».
- проект государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на2013-2020годы.
2. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 5 – 9 классы. Стандарты второго поколения. М: Просвещение 2010.
3. Учебно – методическое пособие. Рабочие программы. Обществознание. 5 – 9 классы. Сост. Т.И. Никитина М: Дрофа 2012.
4. Интернет ресурсы: standart.edu.rufgos.isiorao.rueducom.ru
Литература для учителя обществознания (основная школа):
- Безбородое А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. — М., 2008.
- Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод, пособие / С. А. Морозова. - СПб., 2001.
- Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М., 2007.
- Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова. — СПб., 2001.
- Тишков В. А. Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тиш-ков. - М., 2010.
- Кравченко А. И. Социология и политология: учеб.пособие для студентов средних проф. учеб. заведений / А. И. Кравченко. — М., 2000.
- Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб.пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. — М., 2003.
- Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб.пособие / Б. А. Исаев. — СПб., 2008.
- Кравченко А. И. Основы социологии: учеб.пособие для студентов средних спец. учеб. заведений / А. И. Кравченко. - М., 2004.
- Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. — М., 2005.
Цифровые образовательные ресурсы:
- http://www.rsnet.ru/— Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).
- http://www.president.kremlin.ru/— Президент Российской Федерации.
- http://www.rsnet.ru/— Судебная власть Российской Федерации.
- http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf— Собрание законодательства Российской Федерации.
- http://www.socionet.ru— Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
- http://www.ifap.ru— Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.
- http: //www.gks.ru— Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.
- http://www.alleng.ru/edu/social2.htm— Образовательные ресурсы Интернета — обществознание.
- http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social— Обществознание в школе (дистанционное обучение).
- http://www.lenta.ru— актуальные новости общественной жизни.
- http://www.fom.ru— Фонд общественного мнения (социологические исследования).
- http://www.ecsocman.edu.ru— Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал.
- http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html— Граждановедение. Приложение к «Учительской газете».
- http://www.50.economicus.ru— 50 лекций по микроэкономике.
- http://www.gallery.economicus.ru— Галерея экономистов.
- http://www.be.economicus.ru— Основы экономики. Вводныйкурс.
- http://www.cebe.sib.ru— Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю.http://www.mba-start.ru/— Бизнес-образование без границ.
- http://www.businessvoc.ru— Бизнес-словарь.
- http://www.hpo.opg— Права человека в России.
- http://www.uznay-prezidenta.ru— Президент России — гражданам школьного возраста.
- http://www.ombudsman.gov.ru— Уполномоченный по правам человека вРоссийской Федерации: официальный сайт.
- http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm— Декларация прав школьника.
- http://www.school-sector.relarn.ru/prava/— Права и дети в Интернете.
- http://www.chelt.ru— журнал «Человек и труд».
- http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm— Духовная жизнь общества.http: //www, countries. ru /library, htm— Библиотека по культурологии.
- http://www.russianculture.ru/— Культура России.
- http://www.ecolife.ru/index.shtml— Экология и жизнь. Международный экологический портал.
- http://www.ecosysterna.ru/— Экологический центр «Экосистема».
- http://www.priroda.ru/— Национальный портал «Природа России».
- http://www.fw.ru— Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).
- http: //www.glossary.ru/— Глоссарий по социальным наукам.
- http://www.ihtik.libru/encycl/index.html— Энциклопедии, словари, справочники.
- Обществознание: 8—11 классы: программное средство учебного назначения на основе мультимедиа. — М., 2004.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№ п/п | Наименование раздела (темы) и тем каждого урока | Характеристика деятельности обучающихся (основные учебные умения и действия) | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечание |
Регулирование поведения людей в обществе (9 часов) | |||||
Приводить конкретные примеры норм обычаев. Используя дополнительную литературу из разных источников, рассказывать, когда и почему возникли религиозные нормы, приводить примеры из жизни. Работать с информацией в форме схем «Нормы», «Социальные нормы», «Нормы обычаев». Обосновывать собственное мнение, зачем надо соблюдать социальные нормы и может ли общество развиваться без них. Приводить примеры и определять функции деловых (корпоративных) норм. | |||||
Роль социальных норм в жизни общества. | Предметные результаты: Объяснять значение слова «норма», что регулируют нормы, какие виды норм выделяют. Характеризовать понятие «социальные нормы», их признаки. Классифицировать социальные нормы по видам. Рассказывать о нормах обычаев. Объяснять, что регулируют деловые нормы. Показывать значение моральных норм в обществе. Объяснять, зачем существуют и что регулируют нормы по литических (гражданских, экономических, культурных и международных) отношений. Рассказывать о религиозных нормах. Метапредметные результаты: Приводить конкретные примеры норм обычаев. Используя дополнительную литературу из разных источников, рассказывать, когда и почему возникли религиозные нормы, приводить примеры из жизни. Работать с информацией в форме схем «Нормы», «Социальные нормы», «Нормы обычаев». Обосновывать собственное мнение, зачем надо соблюдать социальные нормы и может ли общество развиваться без них. Приводить примеры и определять функции деловых (корпоративных) норм. | 1 | Сентябрь, 1 неделя | ||
Регулирование и поведение людей в обществе | Предметные результаты: Объяснять значение слов «норма», «традиция», «закон». Характеризовать значения слов, их признаки. Объяснять, зачем существуют и что регулируют нормы по литических (гражданских, экономических, культурных и международных) отношений. Метапредметные результаты: Приводить конкретные примеры. Используя дополнительную литературу из разных источников, рассказывать, когда и почему возникли нормы, традиции, законы, приводить примеры из жизни. Работать с информацией в форме схем. Обосновывать собственное мнение. | 1 | Сентябрь, 2 неделя | ||
Что главное в человеке? | Предметные результаты: Характеризовать понятия «мораль», «нравственность». Определять, какую роль мораль играет в обществе. Описывать проявления добра и зла. Объяснять смысл слова «нравственный». Формулировать определение понятия «аморальное (безнравственное) поведение» Метапредметные результаты: Приводить конкретные примеры из жизни, литературы, кинофильмов проявления добра (зла) людьми. Анализировать конкретные ситуации аморального поведения людей. Оценивать собственное поведение с позиции нравственности, корректировать его. Обосновывать собственное мнение, почему доброму человеку жить труднее, чем злому. Приводить примеры из русских сказок образов, олицетворяющих добро и зло. | 1 | Сентябрь, 3 неделя | ||
Что можно, нельзя, нужно? | Предметные результаты: Характеризовать понятие «моральные нормы». Объяснять, для чего они нужны. Рассказывать о библейских заповедях. Объяснять, что такое моральная позиция. Характеризовать значение правил поведения в обществе. Метапредметные результаты: Обосновывать собственное мнение о необходимости соблюдения норм в семье, коллективе, обществе. Приводить конкретные примеры общепринятых правил по ведения в обществе. Оценивать свои поступки: соблюдаете ли вы моральные нор мы, есть ли у вас твердая моральная позиция; корректировать собственное поведение. Использовать дополнительную информацию из разных источников и рассказывать о древнейших моральных нормах, библейских заповедях. Формулировать несколько собственных правил поведения (в классе, дома, на улице). | 1 | Сентябрь, 4 неделя | ||
О совести | Предметные результаты: Характеризовать понятие «совесть». Рассказывать о происхождении этого слова. Объяснять смысл понятия «вера». Объяснять, как понимают совесть верующие люди. Характеризовать общечеловеческие ценности. Метапредметные результаты: Приводить примеры из жизни, литературы и кинофильмов, как поступают люди по совести. Анализировать конкретные ситуации, когда вы совершали поступки, продиктованные совестью. Показывать на примерах, как связаны вера и совесть. Формулировать и обосновывать собственное мнение о том, нужна ли совесть в современном мире. | 1 | Октябрь, 1 неделя | ||
Высшая ценность. Долг, жизнь, смысл жизни | Предметные результаты: Объяснять смысл понятия «жизнь». Определять, почему жизнь является высшей ценностью. Формулировать, в чем люди видят смысл жизни. Характеризовать понятие «долг». Метапредметные результаты: Приводить конкретные примеры, когда люди совершали подвиги, жертвовали жизнью ради своей Родины. Формулировать собственное мнение, в чем состоит смысл жизни, в чем вы его видите. Характеризовать собственное поведение с точки зрения того, как вы цените собственную жизнь, следите за здоровьем, интересно ли живете; делать выводы и корректировать свое от ношение к себе. | 1 | Октябрь, 2 неделя | ||
Почему люди любят Родину? | Предметные результаты: Формулировать определение понятия «российская идентичность», из чего она складывается. Характеризовать патриотизм и его проявления. Сравнивать понятия «интернационализм» и «патриотизм». Определять, что такое нация. Характеризовать национализм, чем он опасен. Метапредметные результаты: Приводить конкретные примеры из современной жизни и нашей истории проявления патриотизма. Приводить конкретные примеры интернационализма. Описывать, какие народы входят в нацию нашей страны и называются россияне. Обосновывать собственное мнение, почему опасен национализм, приводить примеры из истории. Формулировать собственное определение понятия «российская идентичность»; определять, как это чувство проявляется в вас. | 1 | Октябрь, 3 неделя | ||
Правовые нормы, их особенности. | Предметные результаты: Характеризовать понятие «право», его функции. Определять правовые нормы и их отличительные черты, от ношения в обществе, которые они регулируют. Сравнивать моральные и правовые нормы. Определять место и роль правовых норм в системе социальных норм. Метапредметные результаты: Использовать свои знания по истории Древнего мира и рас сказывать о возникновении права. Систематизировать в таблице общие черты и отличия правовых и нравственных норм. Приводить конкретные примеры регулирования общественных отношений правовыми нормами. Обосновывать собственное мнение, почему правовые нормы являются общеобязательными, устанавливаются и охраняются государством. | 1 | Октябрь, 4 неделя | ||
Практикум 1 * Во всех практикумах учебника предусматриваются данные виды деятельности учеников. | Предметные результаты: Работать совместно в группе. Принимать участие в дискуссии, формулировать, обосновывать и аргументировать собственное мнение. Делать собственные выводы из прочитанного. Комментировать мнения известных ученых, писателей. Работать с информацией в табличном виде. Классифицировать и систематизировать информацию в виде схемы. Работать с текстами или документами. Составлять план, формулировать и обосновывать собственные выводы. | 1 | Ноябрь, 1 неделя | ||
Твои неотъемлемые права (17 часов) | |||||
Работать с информацией, представленной в схеме «Конституционные права и свободы человека и гражданина РФ». Приводить конкретные примеры конституционных гражданских и политических прав граждан в России, комментировать и показывать их проявление в жизни. Рассматривать и анализировать конкретные ситуации, когда вы используете свои социальные права. Обосновывать собственное мнение в подготовленном вами проекте, реферате на тему «Почему надо знать свои конституционные права?» | |||||
Каждый человек хочет быть свободным! | Предметные результаты: Характеризовать понятие «свобода». Называть документ, в котором зафиксированы права и свободы граждан РФ. Классифицировать по видам основные права и свободы граждан России. Перечислять основные конституционные права и свободы. Характеризовать тоталитарное государство. Определять понятие «анархия». Метапредметные результаты: Работать с информацией, представленной в схеме «Конституционные права и свободы человека и гражданина РФ». Приводить конкретные примеры конституционных гражданских и политических прав граждан в России, комментировать и показывать их проявление в жизни. Рассматривать и анализировать конкретные ситуации, когда вы используете свои социальные права. Обосновывать собственное мнение в подготовленном вами проекте, реферате на тему «Почему надо знать свои конституционные права?». | 1 | Ноябрь, 3 неделя | ||
Гражданин и государство | Предметные результаты: Характеризовать понятие «государство», что оно включает. Перечислять государственные органы власти в РФ. Формулировать определение понятия «гражданин». Характеризовать ответственность государства перед гражданами. Называть документ, где зафиксирована эта ответственность. Перечислять обязанности граждан перед государством по Конституции РФ. Метапредметные результаты: Использовать свои знания по истории Древнего мира и рас сказывать о возникновении первых государств. Работать с информацией, представленной в схеме «Обязанности граждан по Конституции РФ», комментировать конкретные обязанности и приводить примеры из жизни. Обосновывать собственное мнение, почему обязанности граждан и ответственность государства перед гражданами зафиксированы в Основном Законе страны. Использовать дополнительные источники, в том числе Интернет, называть налоги и обосновывать, почему их надо платить. | 1 | Ноябрь, 4 неделя | ||
Практикум 2 * Во всех практикумах учебника предусматриваются данные виды деятельности учеников. | Предметные результаты: Работать совместно в группе. Принимать участие в дискуссии, формулировать, обосновывать и аргументировать собственное мнение. Делать собственные выводы из прочитанного. Комментировать мнения известных ученых, писателей. Работать с информацией в табличном виде. Классифицировать и систематизировать информацию в виде схемы. Работать с текстами или документами. Составлять план, формулировать и обосновывать собственные выводы. | 1 | Декабрь, 1 неделя | ||
Права ребенка | Предметные результаты: Называть основной международный документ, в котором закреплены права человека. Характеризовать понятие «дети». Показывать связь прав взрослого человека и ребенка. Называть международные документы, где закреплены права ребенка. Перечислять основные группы прав ребенка, закрепленные в Конвенции о правах ребенка. Метапредметные результаты: Рассказывать об истории принятия и о содержании основных документов о правах ребенка. Обосновывать собственное мнение, зачем детям нужно знать свои права. Работать с информацией, представленной в виде схемы «Права ребенка», классифицировать права ребенка по видам. Обосновывать свое мнение, в какой стране легче обеспечить права ребенка (богатой или бедной) и почему. Приводить конкретные примеры из жизни нарушения прав ребенка. Рассказывать на конкретных примерах, как соблюдаются права ребенка в вашем регионе. | 1 | Декабрь, 2 неделя | ||
Твои неотъемлемые права | Предметные результаты: Называть основной международный документ, в котором закреплены права человека. Характеризовать понятие «ребенок». Показывать связь прав взрослого человека и ребенка. Называть международные документы, где закреплены права ребенка. Перечислять основные группы прав ребенка, закрепленные в Конвенции о правах ребенка. Метапредметные результаты: Рассказывать об истории принятия и о содержании основных документов о правах ребенка. Обосновывать собственное мнение, зачем детям нужно знать свои права. Работать с информацией, представленной в виде схемы «Права ребенка», классифицировать права ребенка по видам. Обосновывать свое мнение, в какой стране легче обеспечить права ребенка (богатой или бедной) и почему. Приводить конкретные примеры из жизни нарушения прав ребенка. Показывать на конкретных примерах, как соблюдаются права ребенка в нашем регионе (Бурятии). | 1 | Декабрь,3 неделя | ||
Как организована правовая защита детей | Предметные результаты: Называть международные организации, защищающие права ребенка. Перечислять российские организации, защищающие права ребенка, и их функции. Характеризовать функции Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ. Объяснять, как осуществляется правовая защита детей в нашей стране, в школе, какую работу проводит в школе школьный уполномоченный по правам ребенка. Метапредметные результаты: Рассказывать подробно о деятельности одной из международных организаций, защищающих права ребенка, использовать для этого ресурсы Интернета. Приводить конкретные примеры деятельности Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ. Приводить конкретные примеры обеспечения правовой защиты ребенка в вашем городе. | 1 | Декабрь, 4 неделя | ||
Право на благополучную жизнь | Предметные результаты: Объяснять, что такое детская благополучная жизнь. Рассматривать права, которые призваны обеспечить ребенку благополучную жизнь, и ее составляющие. Характеризовать право на жизнь. Характеризовать права ребенка на имя и гражданство. Метапредметные результаты: Работать с информацией и классифицировать составляющие понятия «детская благополучная жизнь» в виде таблицы. Использовать ресурсы Интернета и приводить примеры жизни детей в разных странах, сравнивать показатели качества их жизни. Обосновывать собственное мнение по поводу важности и необходимости прав ребенка на имя и гражданство. Использовать информацию из разных источников для подготовки реферата или доклада о праве детей в нашей стране на пользование богатствами культуры | 1 | Январь, 2 неделя | ||
Право на свободное слово | Предметные результаты: Объяснять, какую роль в жизни человека играет свободное слово. Называть документы, в которых впервые было закреплено право на свободу слова. Рассказывать, что говорится в Конвенции о правах ребенка о свободе слова. Определять смысл понятия «цензура». Метапредметные результаты: Приводить конкретные примеры использования вами права свободно выражать свое мнение. Приводить примеры цензуры в истории нашей страны. Обосновывать собственное мнение, что свобода слова возможна только в демократических государствах | 1 | Январь, 3 неделя | ||
Право на объединение. Политика | Предметные результаты: Характеризовать право детей на объединение. Определять понятие «ассоциация». Характеризовать понятие «политика». Рассказывать об истории детских организаций в России. Объяснять роль и назначение детских организаций. Метапредметные результаты: Рассказывать на конкретном примере о деятельности детских организаций. Обосновывать собственное мнение о том, нужны ли сейчас детские и молодежные организации и почему. Иллюстрировать конкретными примерами участие детей и молодежи в политике страны. Использовать информацию из разных источников, в том числе Интернета, и подготовить доклад или реферат о детских и юношеских организациях, существовавших в нашей стране и за рубежом. Рассказывать, в какой детской организации вы участвуете и почему или хотели бы принять участие в создании новой организации | 1 | Январь, 4 неделя | ||
Право ребенка мыслить и верить свободно | Предметные результаты: Объяснять, почему право на свободу мысли, совести и религии является одним из основных прав человека и ребенка. Давать определение понятия «совесть». Показывать, как связаны вера и совесть. Рассказывать, каким ограничениям может подвергаться свобода совести. Метапредметные результаты: Использовать свои знания по истории Средних веков и рас сказывать о религиозных войнах в Европе, причинах их возникновения. Приводить конкретные примеры ограничения свободы со вести ребенка. Иллюстрировать конкретными примерами из жизни право ребенка на свободу мысли (или религии) в нашей стране сегодня. Сравнивать характеристики понятий «атеист» и «верующий». Оценивать себя, как вы используете свое право мыслить и верить свободно | 1 | Февраль, 1 неделя | ||
Практикум 3 * Во всех практикумах учебника предусматриваются данные виды деятельности учеников. | Предметные результаты: Работать совместно в группе. Принимать участие в дискуссии, формулировать, обосновывать и аргументировать собственное мнение. Делать собственные выводы из прочитанного. Комментировать мнения известных ученых, писателей. Работать с информацией в табличном виде. Классифицировать и систематизировать информацию в виде схемы. Работать с текстами или документами. Составлять план, формулировать и обосновывать собственные выводы | 1 | Февраль, 2 неделя | ||
Право на защиту: задержание | Предметные результаты: Характеризовать административное правонарушение и уголовное преступление. Объяснять, какие права есть у человека при задержании, о чем ему следует помнить. Рассказывать, каковы условия допроса несовершеннолетнего. Классифицировать и сравнивать функции адвоката и прокурора. Метапредметные результаты: Приводить конкретные примеры административного задержания. Проанализировать конкретную ситуацию из кинофильма, литературы допроса несовершеннолетнего, соблюдения его права на защиту. Сравнивать в табличной форме признаки административного правонарушения и уголовного преступления. Называть органы правопорядка, приводить их функции. Использовать информацию из разных источников и формулировать собственное определение понятия «презумпция не виновности». Обосновывать собственное мнение, почему право на защиту возможно только в демократическом, правовом государстве | 1 | Февраль, 3 неделя | ||
Право на защиту: тюрьма | Предметные результаты: Рассказывать, за что несовершеннолетние могут попасть в места заключения. Характеризовать условия содержания осужденных несовершеннолетних в колониях. Приводить положения Конвенции о правах ребенка, защищающие права несовершеннолетних, лишенных свободы. Характеризовать понятия «гуманность» и «чувство достоинства». Показывать, в чем проявляется гуманность уголовного закона по отношению к несовершеннолетним. Метапредметные результаты: Анализировать конкретные ситуации, за что несовершенно летние попадают в места лишения свободы. Использовать дополнительные источники информации и рассказывать о воспитательных колониях для несовершеннолетних. Приводить конкретные примеры из жизни, кинофильмов, кто защищает права несовершеннолетних, когда они нарушены. Иллюстрировать конкретными примерами из жизни, кино фильмов, как можно перевоспитать несовершеннолетнего подростка. Обосновывать собственное мнение, почему к детям не применяются смертная казнь и пожизненное заключение | 1 | Февраль, 4 неделя | ||
Право на защиту: война | Предметные результаты: Рассказывать, как Конвенция о правах ребенка защищает детей от войны. Объяснять, с какого возраста по Конвенции дети могут принимать участие в боевых действиях. Характеризовать понятие «терроризм», рассказывать, почему он является глобальной проблемой XXI в. Метапредметные результаты: Показывать на конкретных примерах, какие страдания приносят людям, и в первую очередь детям, войны. Использовать дополнительные источники информации и подготовить рассказ о детях — героях Великой Отечественной войны. Рассказывать о терактах, совершенных на территории на шей страны, в которых пострадали дети. Рассказывать об известных вам из новостей современных военных конфликтах и участии в них детей (Сирия, Украина) | 1 | Март, 1 неделя | ||
Право на защиту: наркотики | Предметные результаты: Рассказывать, что такое наркотики, в чем их опасность. Объяснять, почему наркоманию называют «чумой XXI века». Приводить положения Конвенции о правах ребенка, защищающие детей от наркотиков. Характеризовать меры защиты детей от наркотиков. Метапредметные результаты: Приводить конкретные примеры из жизни профилактической работы с детьми о вреде наркотиков, как уберечься от наркодельцов. Использовать дополнительные источники информации, в том числе Интернет, и приводить статистику роста детской наркомании и числа детей, погибших от наркотиков. Делать для себя выводы. Рассказывать на конкретных примерах, чем опасна наркомания, к чему она приводит. Обосновывать свое мнение, почему подростки, осознавая всю опасность наркомании, пробуют и употребляют наркотики. Что надо сделать, чтобы отвлечь и уберечь их от этого?(проект) | 1 | Март, 2 неделя | ||
Право на защиту: эксплуатация несовершеннолетних | Предметные результаты: Характеризовать эксплуатацию детского труда. Объяснять, что требует Конвенция о правах ребенка от государств, подписавших ее, для защиты детей от эксплуатации, в том числе сексуальной. Рассказывать, как российское трудовое законодательство защищает права несовершеннолетних, какие льготы они имеют. Объяснять, с какого возраста могут работать дети в России. Формулировать определение понятия «предпринимательство». Метапредметные результаты: Приводить конкретные примеры из истории, литературы, современной жизни эксплуатации труда детей. Анализировать статьи Трудового кодекса РФ, регламентирующие работу несовершеннолетних. Приводить конкретные примеры из жизни, когда подростки занимаются предпринимательством. Обосновывать собственное мнение, как знание прав в области трудового законодательства помогает подросткам защитить себя от эксплуатации. Систематизировать информацию в таблице «Права и льготы несовершеннолетних по ТК РФ» | 1 | Март, 3 неделя | ||
Где права, там и ответственность | Предметные результаты: Объяснять, как связаны права и обязанности человека. Характеризовать понятие «моральная ответственность». Давать определение понятия «правовая ответственность». Показывать, как влияет нравственное воспитание человека на его отношение к своим обязанностям. Метапредметные результаты: Приводить конкретные примеры из жизни моральной ответственности человека. Анализировать конкретную ситуацию правонарушения и, используя дополнительные источники информации, показывать правовую ответственность за его совершение. Объяснять, как вы лично понимаете ответственность гражданина (или свою) перед Родиной. Обосновывать собственное мнение, в чем состоит моральная ответственность человека | 1 | Апрель, 1 неделя | ||
Практикум 4 * Во всех практикумах учебника предусматриваются данные виды деятельности учеников. | Предметные результаты: Работать совместно в группе. Принимать участие в дискуссии, формулировать, обосновывать и аргументировать собственное мнение. Делать собственные выводы из прочитанного текста, просмотренного фильма. Комментировать мнения известных ученых, писателей. Работать с информацией в табличном виде. Классифицировать и систематизировать информацию в виде схемы. Работать с текстами или документами. Составлять план, формулировать и обосновывать собственные выводы | 1 | Апрель, 2 неделя | ||
Под защитой права (6 часов) | |||||
Приводить конкретные примеры случаев, когда человек обращается в суд. Анализировать конкретную ситуацию из кинофильмов, литературы рассмотрения дел в суде. Использовать дополнительные источники информации и подготовить выступление об одном из известных российских адвокатов, его громком деле. Обосновывать собственное мнение, почему принцип презумпции невиновности действует только в демократическом, правовом государстве | |||||
Суд-защитник прав человека | Предметные результаты: Характеризовать, что такое суд и зачем человек идет в суд. Описывать, как происходит рассмотрение дел в суде. Объяснять, что такое презумпция невиновности. Рассказывать, кто защищает человека в суде. Метапредметные результаты: Приводить конкретные примеры случаев, когда человек обращается в суд. Анализировать конкретную ситуацию из кинофильмов, литературы рассмотрения дел в суде. Использовать дополнительные источники информации и подготовить выступление об одном из известных российских адвокатов, его громком деле. Обосновывать собственное мнение, почему принцип презумпции невиновности действует только в демократическом, правовом государстве | 1 | Апрель, 3 неделя | ||
Функции прокуратуры | Предметные результаты: Характеризовать деятельность прокурора и его функции. Объяснять, какова роль прокурора в суде. Характеризовать прокуратуру и ее функции. Объяснять, что такое надзор. Давать определение понятия «обвинение», объяснять, кто и как поддерживает обвинение в суде. Описывать некоторые виды преступлений, например бандитизм и разбой. (приглашение на урок специалиста) Метапредметные результаты: Приводить конкретные примеры из жизни, литературы, кинофильмов деятельности прокурора. Использовать дополнительные источники информации и систематизировать материал в таблице «Участники судебного процесса и их функции». Обосновывать собственное мнение, способно ли уголовное наказание исправить преступника. Систематизировать информацию о функциях прокуратуры в виде схемы. Приводить из новостей конкретные примеры бандитизма или разбоя. Использовать дополнительную литературу и называть виды наказаний, следующие за эти преступления | 1 | Апрель, 4 неделя | ||
Полиция на страже правопорядка | Предметные результаты: Объяснять, зачем в государстве нужна полиция. Рассказывать об истории создания полиции и о милиции в России. Характеризовать функции полиции. Называть, какие подразделения входят в органы внутренних дел России, чем они занимаются. (приглашение на урок специалиста)Рассказывать, какой закон регулирует деятельность полиции, когда и почему он был принят. Метапредметные результаты: Рассказывать о работе полиции (милиции) на конкретных примерах из кинофильмов или новостей. Приводить конкретные примеры работы сотрудников ГИБДД. Обосновывать собственное мнение по поводу того, что нужно сделать, чтобы преступники боялись полицейских и у российских полицейских был бы такой же авторитет, как у их американских коллег. Показывать на конкретных примерах из жизни работу участковых инспекторов; рассказывать, знаете ли вы своего участкового(приглашение на урок специалиста) | 1 | Май, 1 неделя | ||
Права необходимо знать всем | Предметные: научатся определять, почему человеческому обществу нужен порядок, каковы способы установления порядка в обществе, в чем смысл справедливости, почему свобода не может быть безграничной. Метапредметные: самостоятельно выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы; участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера; применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания. | 1 | Май, 2 неделя | ||
Практикум 5 * Во всех практикумах учебника предусматриваются данные виды деятельности учеников. | Предметные результаты: Работать совместно в группе. Принимать участие в дискуссии, формулировать, обосновывать и аргументировать собственное мнение. Делать собственные выводы из прочитанного. Комментировать мнения известных ученых, писателей. Работать с информацией в табличном виде. Классифицировать и систематизировать информацию в виде схемы. Работать с текстами или документами. Составлять план, формулировать и обосновывать собственные выводы | 1 | Май, 2 неделя | ||
Под защитой государства | Предметные результаты: Описывать, что означает правовая защита. Объяснять, какие возможности защиты своих прав и законных интересов имеются у граждан. Называть, в каком документе констатируется гарантия государственной защиты прав и свобод человека и гражданина РФ. Характеризовать понятие «необходимая оборона», объяснять, когда она применяется, каковы ее пределы и ответственность. Метапредметные результаты: Приводить конкретные примеры из жизни самостоятельной защиты граждан своих прав. Обосновывать собственное мнение, почему человек должен знать свои права и уметь ими пользоваться. Анализировать конкретную ситуацию из жизни применения человеком права на необходимую оборону, ответственность за превышение ее пределов. Приводить конкретные примеры из жизни, кинофильмов, какой вклад могут внести простые граждане в борьбу с преступностью. Использовать дополнительные источники информации и формулировать собственное определение понятия «моральный вред», каково наказание за его нанесение, приводить примеры из жизни | 1 | Май, 3 неделя | ||
Резерв (1 час) | |||||
34. | Итоговое повторение | В письменной форме провести тестовый контроль по изученному в курсе обществознания материалу | 1 | Май, 4 неделя | |
Итого: | 34 |
Приложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...