Рабочие программы по обществознанию 8-11 класс
календарно-тематическое планирование по обществознанию (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Белокриницкая Мария Михайловна

Рабочие программы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана

«Средняя общеобразовательная школа №2»

 

    «Согласовано»                                                                                                                                                                                   «Утверждено»

заместитель директора                                                                                                                                                                           Приказ №____

по учебно-воспитательной                                                                                                                                                                    от «__»_________2017 года

работе                                                                                                                                                                                                    Директор МБОУ «СОШ №2»                                      ______/_________________                                                                                                                                                                 ________/___________________

Оксененко Н.В.                                                                                                                                                                                      Рыжова Н.Р.

Рабочая программа по обществознанию

8 класс

68 часов

    Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;

Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией  Л.Н.Боголюбова. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.- М. Просвещение, 2014                                                                                                             

                                                                                                                                                                             

         

                                                                                                                                                                            Составитель:

учитель истории и обществознания

Белокриницкая Мария Михайловна

2017год

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Личностные результаты:  

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных  источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления  жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Календарно – тематическое планирование

Глава I . Личность и общество (10 часов)

№ урока

Наименование темы урока

Практические работы

Формы контроля

дата

 Примечание

план

факт

 1

Вводное занятие

№ урока

Наименование темы урока

Практические работы

Формы контроля

дата

 Примечание

план

факт

 2

Быть личностью

3

Влияние общества на становление личности

 4

   

Общество как форма жизнедеятельности

Фронтальный и индивидуальный опрос

5

Ступени развития общества (типы обществ)

 6

Развитие общества

7

Проверочная работа «Стадии становления общества»

8

Глобальные проблемы современности

сообщения

9

Реформы и реформаторы

Презентация о  великих реформаторов

10

Контрольная работа «Личность и общество»

Контрольная работа

Глава II. Сфера духовной культуры ( 16часов)

11

Сфера духовной культуры

12

Культура России

Доклады на тему: выдающиеся культурные памятники России с древних времен и до наших дней

13

Культура народов России

14

Культура личности и общества

Фронтальный опрос

15

Мораль

Индивидуальные карточки с заданиями

16

Долг и совесть

сообщения

17

Моральный выбор- это ответственность

18

Проверочная работа «Основы духовной культуры»

19

Образование

тест

20

Наука в современном обществе

21

Урок-практикум «Выдающиеся ученые России и их открытия»

семинар

22

Религия как одна из форм культуры

23

Мировые религии и их идеи

24

Религиозные организации и объединения

25

Практикум по разделу «Сфера духовной культуры»

Практическая работа «Сфера духовной культуры»

26

Контрольная работа «Сфера духовной культуры»

Контрольная работа

 Глава III. Экономика ( 27 часов)

27

Экономика и ее роль в жизни общества

28

Главные вопросы экономики

тест

29

Экономические системы

Заполнение таблицы

30.

Собственность, формы собственности

31.

Рыночная экономика

32

Рыночное равновесие. Теория «невидимой руки» рынка.

33

Производство- основа экономики

34

Экономические факторы производства

35

Экономическая специализация

36

Предпринимательская деятельность

опрос

37

Организационно-правовые формы предпринимательства

38

Роль государства в экономике

39

Политика протекционизма

40

Налоги: роль в экономике

41

Государственный бюджет

 42

Проверочная работа «Рынок и рыночные отношения»

43

Распределение доходов

44

Экономические меры социальной поддержки населения

45

Потребление

46

Социальное страхование

47

Закон «О защите прав потребителя»

Работа с документом

48

Инфляция :понятие, виды, причины и последствия

49

Семейная экономика

50

Безработица, ее причины и последствия

сообщения

51

Мировое хозяйство и международная торговля

52

Международные экономические  организации

53

Контрольная работа по разделу «Экономика»

Контрольная работа

Глава IV. Социальная сфера (15 часов).

54

Социальная структура общества

Самостоятельное составление схемы «Социальная структура общества»

55

Социальная мобильность

56

Социальная стратификация

57

Социальные группы

58

Социальный конфликт: причины, пути разрешения.

59

Социальные статусы и роли

тест

60

Проверочная работа «Социальная структура общества»

61

Нации и межнациональные отношения

Фронтальный и индивидуальный опрос

62

Межнациональные отношения в современном обществе

63

Этно-социальные конфликты в современном мире

64

Проверочная работа «Межэтнические отношения в современном мире»

65

Отклоняющееся поведение

сообщения

66

Позитивное девиантное поведение

67

Делинквентное поведение

68

Контрольная работа по разделу « Социальная сфера»

Контрольный тест

Учебно- методический комплекс

  1. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2013. Рекомендован Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2016-2017учебный год.
  2.  Рабочая тетрадь по обществознанию. 8 класс. К учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова «Обществознание. 8 класс». – М.: Просвещение, 2016г.              
  3.  Поурочные разработки по обществознанию. 8 класс / под редакцией Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2015г.
  4. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 8 класс / сост. А.В. Поздеев. –  М.: ВАКО, 2015г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана

«Средняя общеобразовательная школа №2»

 

  «Согласовано»                                                                                                                   «Утверждено»

заместитель директора                                                                                                        Приказ №____

по учебно-воспитательной                                                                                                  от «__»_________2017 года

работе                                                                                                                                   Директор МБОУ «СОШ №2»  

 ______/_________________                                                                                              ________/___________________

Оксененко Н.В.                                                                                                                    Рыжова Н.Р.

Рабочая программа по обществознанию

9 класс

2017-2018уч.год

68часов

Рабочая программа составлена на основе  Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;  авторской программы под редакцией Л.Н. Боголюбова «Обществознание 5-9 класс»», издательство «Просвещение», 2015 г.

                                                                                                                   

                                                                                                                                                                                 Составитель:

учитель истории и обществознания

Белокриницкая Мария Михайловна

2017год

Пояснительная записка

к рабочей программе по обществознанию 9 класс

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Обществознание».

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий 
и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

Содержание учебного предмета «Обществознание».

ПОЛИТИКА (27ч.).

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей. Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства.

Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности.

Развитие демократии в современном мире.

Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества

и правового государства в Российской Федерации. Местное самоуправление.

Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе.

Референдум. Выборы в Российской Федерации. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

ПРАВО (41ч.).

Право и его роль в жизни общества и государства.

Принципы права. Субъекты права.

Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления).

Система законодательства. Правовая информация.

Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и принципы юридической ответственности. Правомерное поведение.

Понятие прав, свобод и обязанностей.

Презумпция невиновности.

Конституция Российской Федерации. Основы

конституционного строя Российской Федерации. Народовластие.

Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной

власти в Российской Федерации.

Конституционные основы судебной системы Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд Российской Федерации. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Жилищные правоотношения.

Календарно-тематическое планирование

 Глава I. Политика (27 часов)

№ урока

Наименование темы урока

Дата

 Примечание

план

факт

 1

Политическая сфера общества: понятие, сущность

2

Политическая власть, виды политической власти

3

Политическая система и ее подсистем

4

СМИ- «Четвертая власть»

5

 Государство. Теории происхождения государства

6

Формы правления

7

Формы территориально-государственного устройства

8

 Политические режимы

9

Демократия

10

 Правовое государство

11

Законодательная власть в России. Федеральное Собрание.

12

Урок- практикум «Полномочия Федерального Собрания». Работа с Конституцией.

13

Законодательная власть Республики Хакасия. Верховный Совет РХ.

14

Исполнительная власть в РФ. Правительство РФ.

15

Урок- практикум «Полномочия Правительства РФ». Работа с Конституцией.

16

Исполнительная власть в Республике Хакасия. Правительство РХ.

17

Контрольная работа за I четверть

18

Судебная власть в  РФ

18

Политическая жизнь общества и политическое сознание

19.

 Гражданское общество и  государство

20

Местное самоуправление: формы, суть.

21

Политический статус личности

22

 Участие граждан в политической жизни

23

Политическое лидерство

24

 Политические партии и движения

25

Урок- практикум «Политические партии РФ  и их программы»

26

Урок-практикум «Моя политическая программа»

27

Самостоятельная работа по разделу «Политика»

Глава II. Право (41 час)

28

 Право, его роль в жизни общества и государств

29-30

Урок –практикум «Выдающиеся памятники отечественного права (до 1906года)

31

Система законодательства в РФ

32

Контрольная работа за II четверть

33

 Правоотношения и субъекты права

34

 Правонарушения и юридическая ответственность

35

Виды юридической ответственности

36

Юридическая ответственность подростка

37-38

 Правоохранительные органы

39

Урок-практикум «История становления и развития правоохранительных органов в России»

40

Самостоятельная работа «Правоотношения и юридическая ответственность»

41

 Конституция Российской Федерации. Этапы развития.

42

Конституционный строй РФ. Основы государства.

43

Урок-практикум «Основы статуса человека и гражданина»

44

Общечеловеческие правовые документы

45

Урок-практикум «Изучение Конвенции ООН о правах ребенка»

46

Гражданские право-

Отношения

47

Гражданская дееспособность несовершеннолетних

48

Урок-практикум «Изучаем Гражданский кодекс»

49

Решение задач по гражданскому праву

50

Федеральный закон «О защите прав потребителей»

51

Право на труд.

Трудовые правоотношения

52

Контрольная работа за III четверть

53

Семейные правоотношения

54

Урок- практикум «Изучаем семейный кодекс»

55

Административные правоотношения

56

Урок-практикум «Изучаем административный кодекс»

57

Уголовно- правовые отношения

58

Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних

59

Преступление и проступок

60

Социальные права

61

Социальная политика государства

62

Международное гуманитарное право

63

Урок – практикум «Изучаем Женевскую конвенцию»

64

Международные конфликты: история и современность

65

Самостоятельная работа «Источники права»

66

Правовое регулирование отношений в сфере образования

67

Урок –практикум « Изучаем закон «Об образовании»

68

Контрольная работа за IV четверть



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

 «Согласовано»

заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

________/________________/

Оксененко Н.В.

«Утверждено»

Приказ № ____

от «____»   ______  201__ года

Директор МБОУ «СОШ №2»

__________/_______________/

Рыжова Н.Р.

Рабочая программа

 по обществознанию

     

10 класс (профильный уровень)

2017 – 2018 учебный год

102 уч.часа

Программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, программы общеобразовательных  учреждений по обществознанию  6-11 классы. Авторы : Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев.-М.: Просвещение, 2009.

УМК Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. Уровень./[Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова]; под ред. Л.Н. Боголюбова; Рос.акад. наук, Рос.акад. образования, изд-во «Просвещение».-5-е изд. – М.: Просвещение, 2011.-415с.- (Академический школьный учебник)

                                 

                                                                                                                                                                          Составитель:

                                                                                                          учитель истории и обществознания

                                                                                                          Белокриницкая Мария Михайловна

2017 год

В результате изучения обществознания учащийся  должен:

 Знать/понимать 

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности,  место и роль человека  в системе общественных отношений;  тенденции развития общества в целом  как сложной динамичной  системы, а также важнейших социальных институтов;  

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,  механизмы правового регулирования;  особенности социально-гуманитарного познания.

 Уметь: 

- определять сущностные характеристики изучаемого объекта, сравнивать, сопоставлять, оценивать и классифицировать объекты по указанным критериям;

-  объяснять изученные положения на предлагаемых конкретных примерах;

-  получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию    анализировать, систематизировать полученные данные;

- владеть способами познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимыми для участия в жизни гражданского общества и государства;

-  обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

-  применять полученные знания и умения для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере;

-  соотносить свои действия и действия других людей с нормами поведения, установленными законом; - содействовать правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

 - самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  - участвовать в проектной деятельности, владеть приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

- создавать собственные произведения, идеальные модели социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

- пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Содержание учебного предмета.

РАЗДЕЛ I. Человек как творец и творение культуры  (36 часов)

ТЕМА 1. Эволюционный базис человечества (18 часов)

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека. Культурные составляющие эволюции. Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Формирование характера. Потребности, способности и интересы.  Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Понятие истины, её критерии. Самопознание, его формы. Самосознание. Индивидуальное и коллективное самосознание. Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения Общественное сознание и философия. Роль философии по отношению к наукам. Знание и познание. Истина и её критерии. Ступени познания. Сущность научного познания. Науки в системе социально-гуманитарного знания.

 ТЕМА 2. Цивилизация и культура (18 часов)  

Цивилизация. Многовариантность общественного развитие Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Мораль. Искусство. Художественная культура. Общественная значимость образования. Образованный человек. Образование в РФ. Роль государства в российском образовании. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества. Дистанционное обучение.  Религия. Свобода совести. Веротерпимость. Мировые религии. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность сектантства. Конфессии в России. Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы научных исследований. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания.  

РАЗДЕЛ II. Общество как сложная динамическая система (13 часов)

ТЕМА 3. Системное строение общества. Социальный прогресс (13 часов) 

Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Сферы общества. Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества. Социальная политика. Социальный контроль. Самоконтроль. Социальный прогресс и регресс. Эволюция, реформа, революция.  Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость. Цивилизация, формация. Процессы глобализации. Глобализация. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Современные военные конфликты. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.  

РАЗДЕЛ III. Социальные отношения (32часа)

 ТЕМА 4. Социальные группы в прошлом и сегодня (12 часов)

 Социальные группы. Типология. Этнические общности. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.  

ТЕМА 5. Социализация (12 часов) 

Социальный статус. Статусная роль. Сущность социализации и её виды. Юность как этап социализации. Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры.  

ТЕМА 6. Социальная стратификация и мобильность (8 часов) 

Стратификация. Её сущность. Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы.  Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения.  Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность.  

РАЗДЕЛ IV. Человек в системе общественных отношений  (18 часов)

ТЕМА 7. Общественные отношения и социальное поведение (11 часов)

Сущность общественных отношений. Формы взаимоотношений. Формы массового поведения. Социальное движение. Конфликт и протестное движение. Социальное поведение. Рациональное поведение. Девиантное и делинквентное  поведение. Преступность несовершеннолетних.  

ТЕМА 8. Личность и её духовная сфера (7 часов) 

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.  Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение, его типы. Общественная значимость и личностный смысл образования. Личность. Человеческая психика. Мотивы и потребности. Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение.

Календарно- тематическое планирование

Раздел I. Человек как творец и творение культуры  (36 часов)

Глава 1.  Эволюционный  базис  человечества   (18 часов)

№ урока

Наименование темы урока

Дата

Примечание

план

факт

 1

 Вводный урок

2-3

 Эволюционная  цепочка  человека.

4-5

Культурные  составляющие  эволюции

6-7

Сознание и  деятельность

8-9

Самосознание Урок  лекция  с элементами  дискуссии

10-11

Общественное  сознание  и  философия

12-13

Знания и познание  Урок лабораторного типа с элементами дискуссии

14

Практикум. Работа с источниками информации

15

Система  социально-гуманитарного знания

16-17

Обобщение и систематизация знаний  по теме  «Эволюционный  базис человечества»

18

Повторение по теме «Эволюционный  базис  человечества»

Глава 2.  Цивилизация  и культура (18 часов)

19-20

Цивилизация  и  культура

21-22

Сущность культуры

23

Урок практикум : составление плана «Культура»

24-25

Искусство

26-27

Общественная значимость образования.

28-29

Образование в Российской   Федерации

30-31

Знания и умения в информационную эпоху

32-33

Религии и конфессии

34-35

Конфессии в  России

36

Обобщение и систематизация знаний по теме «Цивилизация и культура»

РАЗДЕЛ II. Общество как сложная динамическая система (13 часов)

ТЕМА 3. Системное строение общества. Социальный прогресс (13 часов)

37-38

Взгляд на общество  в истории

39-40

Общество и его  основные сферы

41-42

Общественные (социальные)  институты  и социальная  защит

43-44

Социальный  контроль

45-46

Социальный  прогресс

47-48

Глобализация

49

Урок обобщения и систематизации по теме «Системное  строение  общества. Социальный  прогресс»

РАЗДЕЛ III. Социальные отношения (32часа)

ТЕМА 4. Социальные группы в прошлом и сегодня (12 часов)

50-51

Социальные  группы

52, 53,54

Этнос и этнические  отношения

55

практикум «Работа с документом» С1-С4

56-57

Семья  и брак

58-59

Современная  демографическая ситуация в России

60-61

Обобщение и систематизация по теме «Социальные группы в прошлом и сегодня»

ТЕМА 5. Социализация (12 часов)

62,63,64

Социальный  статус и социальная роль

65-66

Сущность социализации

67-68

Юность  как этап  социализации.

69-70

Молодежь и молодежная  субкультура

71

Практикум: составление плана: Этапы социализации

72-73

Обобщение и систематизация знаний по теме  «Социализация

ТЕМА 6. Социальная стратификация и мобильность (8 часов)

74,75,76

Социальная  стратификация

77-78

Стратификация  и мобильность

79

практикум: работа с заданиями С7, С8

80-81

Обобщение и систематизация по теме  «Социальная  стратификация  и мобильность»

РАЗДЕЛ IV. Человек в системе общественных отношений  (18 часов)

ТЕМА 7. Общественные отношения и социальное поведение (11 часов)

82-83

Общественные  отношения  и социальное  взаимодействие

84-85

Конфликт  и протестное  движение

86

практикум: работа с документом С1С4

87-88

Социальное  поведение

89-90

Девиантное  поведение

91-92

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Общественные отношения  и социальное поведение»

ТЕМА 8. Личность и её духовная сфера (7 часов)

93-94

Личность

95

Духовная жизнь  человека

96

практикум решение заданий части В

97-98

Ценности  и  идеалы  личности

99

Обобщение и систематизация

100

Повторение  по 1 разделу Человек, Ощество, Познание

101

повторение по разделу Социальная сфера, Духовная сфера

102

 Итоговое повторение «Человек в современном обществе»



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана

«Средняя общеобразовательная школа №2»

 

     «Согласовано»                                                                                                                                               «Утверждено»

 заместитель директора                                                                                                                                       Приказ №____

по учебно-воспитательной                                                                                                                                 от «__»_________2017 года

работе                                                                                                                                                                   Директор МБОУ «СОШ №2»

________/___________________                                                                                                                       ________/_________________

Оксененко Н.В.                                                                                                                                                                                        Рыжова Н.Р.

Рабочая программа по обществознанию

11 класс (профильный уровень)

2017-2018уч.год

102 часа

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию и авторской программы Кравченко, А. И. Обществознание: программа курса 10–11 классов общеобразовательных учреждений / А. И. Кравченко. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.

                                                                                                                                                  Составитель:

учитель истории и обществознания

Белокриницкая Мария Михайловна

2017год

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения обществознания ученик должен

знать/понимать:

– биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

– тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

– необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

– особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

– характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

– анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

– объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

– раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– для успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

– совершенствования собственной познавательной деятельности;

– критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

Содержание программы

РАЗДЕЛ 1         Экономика (32 часа)

Тема 1. Что такое экономика

Экономика и экономическая наука.

Тема 2. Факторы производства

Факторы производства и факторные доходы.

Тема 3. Современный рынок

Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. Рыночные отношения в современной экономике.

Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок. Особенности развития фондового рынка в России.

Основные понятия: рыночная экономика, товар, услуги, потребитель, деньги, спрос, предложение, цена, себестоимость, рынок, рыночная инфраструктура, конкуренция, совершенная конкуренция, олигополия, монополия, ипотечный кредит, ценные бумаги, фондовый рынок, акция, облигация.

Тема 4. Измерители экономического развития

Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Общественные блага. Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Основные понятия: добавленная стоимость, валовый внутренний продукт, экономический рост, экономическое развитие, экономические циклы, рецессия, депрессия, общественные блага, социальное государство, социальные программы, инфляция, дефляция, эмиссия, банк.

Тема 5. Государство и экономика

Роль государства в экономике. Внешние эффекты. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг.

Основные понятия: внешние эффекты экономической деятельности, налог, акциз, государственный бюджет, государственный долг, внутренний долг, внешний долг.

Тема 6. Труд

Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России.

Основные понятия: рынок труда, занятость, безработица, биржа труда, служба занятости населения.

Тема 7. Особенности современной экономики России

Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.

Основные понятия: переходная экономика, золотовалютные резервы, Стабилизационный фонд.

Тема 8. Мировая экономика и международная торговля

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.

Основные понятия: мировая экономика, вывоз капитала, мировое хозяйство, международная торговля, экспорт, импорт, протекционизм.

Повторение и обобщение

РАЗДЕЛ 2           Политика (34 часа)

Тема 9. Власть и государство

Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть. Государство как главный институт политической власти. Функции государства. Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Опасность политического экстремизма. Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации.

Основные понятия: политический институт, Конституция, политическая система общества, власть, политическая власть, государственная власть, гражданское общество, правовое государство, государство, унитарное государство, федерация, конфедерация, политический режим, форма правления, абсолютизм, тирания, диктатура, тоталитаризм, демократия, прямая демократия, представительная демократия.

Тема 10. Современный политический процесс

Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности. Гражданские инициативы. Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ. Политический процесс. Особенности политического процесса в России. Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах.

Основные понятия: политическая партия, политическая программа, политическая идеология, коммунизм, утопический социализм, социал-демократия, либерализм, консерватизм, фашизм, общественные движения, выборы, электорат, избирательная процедура, избирательная система, мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система, активное избирательное право, пассивное избирательное право, ценз, референдум, средства массовой информации, избирательные технологии, пропаганда, элита, политическая элита, контрэлита, политический процесс, политическое действие.

Обобщающий контроль

РАЗДЕЛ 3   Правовое регулирование общественных отношений (36 часов)

Тема 11. Право в системе социальных норм. Система российского права

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Основные понятия: обычаи, религиозные нормы, моральные нормы, нормы права, институт права, отрасль права, частное право. Публичное право, нормативный правовой акт, закон, правотворчество, парламентские слушания.

Тема 12. Гражданство в Российской Федерации

Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину. Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.

Основные понятия: гражданство, российское гражданство, гражданин, иностранец, лицо без гражданства, двойное гражданство, правовой статус, компетенция, альтернативная гражданская служба, экологическое право, природоохранные нормы, природоресурсные нормы, экологические правонарушения.

Тема 13. Правовое регулирование отношений в области образования

Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Основные понятия: образование, государственные образовательные стандарты.

Тема 14. Правовое регулирование гражданских правоотношений

Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Основные понятия: гражданское право, договор, вещь. Информация, коммерческая тайна, государственная тайна, физическое лицо, гражданская правоспособность, гражданская дееспособность, юридическое лицо, предпринимательская деятельность, предприниматель, полное товарищество, товарищество на вере (коммандитное), общество с ограниченной ответственностью. Акционерное общество, кооператив, унитарное предприятие, право собственности, интеллектуальная собственность, патент.

Тема 15. Брачно-семейные правовые отношения

Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.

Основные понятия: брак, семья, брачный договор.

Тема 16. Правовое регулирование трудовой деятельности

Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.

Основные понятия: трудовое право, трудовые правоотношения, коллективный договор, работник, работодатель, правила внутреннего трудового распорядка.

Тема 17. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система.

Основные понятия: социальное страхование, пенсия, страховой стаж, материнский (семейный) капитал.

Тема 18. Споры, порядок их рассмотрения

Споры, порядок их рассмотрения. Конституционное судопроизводство. Основные правила и принципы гражданского процесса.

Основные понятия: правосудие, юрисдикция, инстанция, исковое заявление, истец, ответчик, доказательства.

Тема 19. Особенности административной юрисдикции

Особенности административной юрисдикции.

Основные понятия: административная ответственность.

Тема 20. Уголовный процесс

Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения.

Основные понятия: уголовный процесс, ювенальная юстиция, заявление о преступлении, явка с повинной, понятой, потерпевший, обвиняемый, свидетель, уголовное наказание, конфискация имущества.

Тема 21. Международное право

Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Основные понятия: международное право, ратификация, международная организация, неправительственная международная организация, дискриминация. Международное гуманитарное право.

Обобщающий контроль

Календарно- тематическое планирование

 Глава 1. Экономика ( 32часа)

№ урока

Наименование темы урока

дата

примечание

план

факт

1

Что изучает экономика?

2

 Методы экономической науки. Микроэкономика и макроэкономика

3

Факторы производства

4

 Рынок и его функции. Сильные стороны и недостатки рынка 

        

5

 Рынок и государство. Функции государства в рыночной экономике

6

Функционирование рынка. Спрос и его факторы. Индивидуальный и рыночный спрос

7

 Предложение. Факторы, формирующие предложение. Индивидуальное и рыночное предложение

8

 Установление рыночного равновесия

9

Конкуренция и ее виды

10

Издержки производства и прибыль. Финансирование бизнеса

11

Экономические рост и развитие

12

Валовой внутренний продукт ВВП

13

Валовой национальный продукт ВНП

14

Общественные блага и социальное государство

15

Инфляция. Банки

16

 Уровень жизни. Потребительская корзина. Прожиточный минимум

17

Неравномерность распределения доходов в обществе

18

Экономические функции государства

19

Налогово- бюджетная политика государства

20

Государственный бюджет и государственный долг

21

Рынок труда, занятость и безработица

22

Особенности современной экономики России

23

Иностранные инвестиции и российская экономика

24

Экономическая специализация регионов России

25

Мировая экономика и международная торговля

26

 Современная классификация стран

27

Внешнеторговая политика государств. Свобода торговли и протекционизм

28

 Международный валютный рынок

29

Платежный баланс страны и проблемы его регулирования 

30-31-32

Повторение и обобщение по главе «Экономика»

Глава 2. Политика (34часа)

33

Политическая система общества

34

Компоненты политической системы

35

Политическая власть

36

Разновидности власти

37

 Легитимность власти, механизм функционирования различных типов политической власти

38

Гражданское общество и правовое государство

39

История возникновения правового государства

40

Российская модель правового государства

41

Проблема формирования гражданского общества и правового государства в Российской Федерации

42

Государство как политический институт

43

Формы государственного устройства и правления

44

Политические режимы

45

Демократия

46

Политические партии: сущность, структура, генезис становления

47

Партийные системы

48

Урок-практикум «Изучение политических программ российских партий»

49

Опасность политического экстремизма

50

Общественно- политические движения

51

Выборы: система и люди

52

Избирательные системы

53

«Четвертая власть»

54

Политическая элита: сущность, структура и функции.

55

Теория элит и теория заговора

56

Политическое лидерство

57

Политический процесс. Особенности политического процесса в России.

58

Политическое действие: понятие, типы и виды

59

Политические конфликты и политические кризисы

60

Политические идеологии и их основные положения

61

Политическая социализация

62

Международные отношения и внешняя политика страны

63

Геополитика и национальная безопасность государства

64,65,66

Повторение и обобщение по главе «Политика»

Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений (36 часов)

67

Право в системе социальных норм

68

Институты права

69

Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации

70

Федеральное Собрание Российской Федерации

71

Федеральное Собрание Российской Федерации

72

Правительство Российской Федерации

73

Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации

74

Законотворческий процесс в Российской Федерации

75

Гражданство в Российской Федерации

76

Права и обязанности граждан

77

Правовое регулирование отношений в области образования

78

Правовое регулирование гражданских правоотношений

79

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности

80

Право собственности и его виды

81

Наследственное право

82

Правовое регулирование отношений супругов

83

Алиментные обязательства

84

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

85

Правовое регулирование трудовой деятельности.

86

Трудоустройство и занятость

87

Порядок взаимоотношений работников и работодателей.

88

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения

89

Споры и порядок их рассмотрения

90

Особенности административного права

91

Понятие муниципального права. Органы местного самоуправления и их полномочия

92

Ответственность органов местного самоуправления

93

Уголовный процесс

94

Понятие и система экологического права

95

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

96

Международно-правовые механизмы охраны окружающей среды

97

Международное право и международные организации

98

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени

99

Повторение и обобщение по главе 3 «Правовое регулирование общественных отношений»

100,101,102

Итоговое обобщение

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Литература

1. Боголюбов  Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. – М. : Дрофа, 2008.

2. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. – М. : Просвещение, 2001.

3. История. Обществознание. 5–11 классы : внеклассные мероприятия / авт.-сост. Л. Л. Кочергина. – Волгоград : Учитель, 2009.

4. Кравченко А. И. Задачник по обществознанию. 10–11 классы : учеб. пособие / А. И. Кравченко. – М. : ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2003.

5. Кравченко А. И. Тесты по обществознанию. 10–11 классы / А. И. Кравченко. – М. : ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2003.

6. Лазебникова  А. Ю. ЕГЭ 2011. Обществознание. Типовые тестовые задания / А. Ю. Лазебникова [и др.]. – М. : Эксмо, 2011.

7. Лазебникова А. Ю. Современное школьное обществознание : метод. пособие для учителя с дидактическими материалами / А. Ю. Лазебникова. – М. : Школа-Пресс, 2000.

8. Лазебникова А. Ю. Обществознание. ЕГЭ : метод. пособие для подготовки к экзамену / А. Ю. Лазебникова, М. Ю. Брандт. – М. : Экзамен, 2005.

9. Обществознание. 5–11 классы : развернутое тематическое планирование по программе А. И. Кравченко / авт.-сост. Г. А. Борознина. – Волгоград : Учитель, 2010.

10. Обществознание. 6–11 классы : проектная деятельность учащихся / авт.-сост. О. А. Северина. – Волгоград : Учитель, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию для 5 класса по программе Л.Н. Боголюбова

Рабочая программа является методической разработкой учителя истории и обществознания ГБОУ гимназии № 498 Павловича Романа Сергеевича. Состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планиро...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...