Рабочая программа по обществознанию.
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему

Пескова Анна Агафоновна
Рабочая программа по обществознанию для профессий и специальностей социально-экономического профиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_obshchestvoznanie.docx81.68 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Байкальский колледж туризма и сервиса»

Тарбагатайский филиал

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора №

от « » сентября 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ. 04. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Уровень: базовый

Код, специальность: 19.01.17 Повар, кондитер

Форма обучения: очная

Профиль: социально-экономический

Срок освоения: 2 года 10 месяцев

Тарбагатай 2017


Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» разработана на основе:

1) ФГОС СОО по дисциплине «Обществознание», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» мая 2012 г. № 413, зарегистрированного Министерством юстиции РФ № 24480 от 07 июня 2012 г. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413»

        2) ФГОС СПО (далее – СПО) 19.01.17 Повар-кондитер, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ 2 августа 2013 г. № 798 (Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2013 г. № 29749)

        3) Примерная программа  общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» для профессий и специальностей среднего профессионального образования, одобренная ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2015 г.

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании ЦК УПР

от «5» сентября 2017 г., протокол № 1

Председатель ЦК УПР Тарбагатайский филиал

ГБПОУ  «БКТиС»:                                            

Согласовано:

Заведующий УПР Тарбагатайского филиала

ГБПОУ  «БКТиС»:                                                                        

Разработчик:

Преподаватель истории и обществознания: /А.А. Пескова/

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины………………………….4
  2. Тематическое планирование…………………………………………………………6
  3. Тематический план……………………………………………………………………..7
  4. Темы рефератов………………………………………………………………………22
  5. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины………………………….23
  6. Литература…………………………………………………………………………..25


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержанияучебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
  • гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
  • готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

метапредметных:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально- правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;
  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
  • владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания

предметных:

  • сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
  • владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
  • владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
  • сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
  • сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
  • владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
  • сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.


Тематическое планирование

Структура тематического планирования

Вид учебной работы

Количество

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

257

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

171

в том числе:

лабораторные работы

-

практические занятия

51

контрольные работы

6

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа студента (всего)

86

в том числе:

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

-

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

-подготовка рефератов

-подготовка сообщений

-эссе

-составление кроссвордов

-выполнение мультимедиа презентаций

  -составление таблиц

-составление схем

21

31

7

2

14

2

1

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


Тематический план

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1.1.

Введение.

Содержание учебного материала

1

1

Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО.

1

Контрольные работы

Входная контрольная работа.

1

Раздел 1.

Человек. Человек в системе общественных отношений.

29

Тема 1.1.

История воззрений на общество.

Содержание учебного материала

2

1

Сущность человека как проблема философии. Философские представления о социальных качествах человека.

2

Самостоятельная работа студентов.

1.Изучение дополнительных источников и подготовка сообщений по теме «Философы Древнего Востока о развитии общества»

2

Тема 1.2.

Человек, индивид, личность.

Содержание учебного материала

2

1

Понятия «человек», «индивид», «личность». Биосоциальная сущность человека. Самосознание. Социальная активность. Социализация личности.

2

Тема 1.3.

Сущность человеческой деятельности.

Содержание учебного материала

2

1

Субъект, объект, орудия деятельности. Цель и средства деятельности. Мотив деятельности. Потребности. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество.

Проблема смысла жизни в философии, в культуре человечества. Взаимосвязь смысла жизни человека и смысла жизни общества. Ценности и идеалы в современном обществе. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности.

2

Практические занятия.

«Деятельность как способ существования общества»

2

«Цель и смысл жизни человека».

2

Самостоятельная работа студентов.

1. Составление кроссворда по теме «Сущность человеческой деятельности»

2

Тема1.4.

Познавательная деятельность человека

Содержание учебного материала

2

1

Проблема познаваемости мира. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Понятие истины, ее критерии.

2

Самостоятельная работа студентов.

Подготовка мультимедиа презентации на тему «Познание».

2

Тема 1.5.

Научное и ненаучное познание.

Содержание учебного материала

2

1

Основные особенности научного мышления. Основные формы и методы научного познания. Основные виды ненаучного познания.

2

Тема 1.6.

Свобода в деятельности человека

Содержание учебного материала

2

1

Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

2

Тема 1.7.

Малая группа. Человек в группе.

Содержание учебного материала

2

1

Малые группы и их классификация. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды.

2

Тема 1.8.

Человек в учебной и трудовой деятельности.

Содержание учебного материала

1

1

Труд. Понятия профессия, специальность, квалификация. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.

3

Контрольная работа «Человек. Человек в системе общественных отношений».

1

Самостоятельная работа.

Изучение дополнительных источников и подготовка реферата по теме «Идеальный работник глазами работодателя».

3

Раздел 2.

Духовная культура человека  и общества.

27

Тема 2.1.

Духовная культура.

Содержание учебного материала

2

1

Понятие о культуре. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура-продукт информационного общества. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде.

3

Самостоятельная работа студентов.

1.Подготовка мультимедиа презентации на тему «Духовная культура».

2

Практические занятия «Культура»

2

Тема 2.2.

Наука и образование в современном мире.

Содержание учебного материала

2

1

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Ответственность ученого перед обществом. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование.

2

Практические занятия «Наука»

2

Самостоятельная работа студентов.

1.Подготовка мультимедиа презентации на тему «Деятели науки».

2

Тема 2.3.

Основные ценности и нормы морали.

Содержание учебного материала

2

1

Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Роль воспитания в становлении моральных качеств личности.

2

Тема 2.4.

Религия в современном мире.

Содержание учебного материала

2

1

Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.

3

Самостоятельная работа студентов.

1.Изучение дополнительных источников и подготовка реферата по теме «Религиозные объединения РФ».

3

Тема 2.5.

Искусство и его роль в жизни людей.

Содержание учебного материала

2

1

Понятие об искусстве. Искусство как особая форма общественного сознания. Виды искусства. Социальный характер искусства. Особенности развития современного искусства.

2

Тема 2.6.

Духовный мир личности.

Содержание учебного материала

1

1

Духовный мир личности. Духовность. Духовное производство. Духовные ценности. Мировоззрение. Типы мировоззрения.

2

Контрольная работа «Духовная культура человека и общества».

1

Раздел 3.

Общество как сложная динамическая система

16

Тема 3.1.

Общество и общественные отношения.

Содержание учебного материала

2

1

Представление об обществе как сложной динамической системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду.

2

Тема 3.2.

Развитие общества.

Содержание учебного материала

2

1

Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Регресс. Взаимосвязь прогресса и регресса. Противоречивость социального прогресса. Формационный подход к типологии обществ. Общественно-экономическая формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).

2

Практические занятия «Общественный прогресс».

2

Самостоятельная работа обучающихся

1.Изучение материалов СМИ и подготовка сообщения по теме «Особенности развития отдельных стран современного мира».

2

Тема 3.3.

Культура и цивилизация.

Содержание учебного материала

2

1

Понятие культура. Цивилизация. Взаимосвязь культуры и цивилизации. Цивилизационный подход к истории. Особенности современной цивилизации

2

Практические занятия «Типология обществ»

2

Тема 3.4.

Глобализация человеческого общества.

Содержание учебного материала

2

1

Особенности современного мира. Процессы глобализации. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

2

Самостоятельная работа студентов.

 Изучение дополнительных источников и подготовка сообщения «Глобальные проблемы современности»

2

Раздел 5.

 Экономика

52

Тема 5.1.

Экономика и ее роль в жизни современного общества.

Содержание учебного материала

2

1

Роль экономики при подготовке специалистов в современных условиях. Понятие об экономике. Даровые блага. Экономические блага. Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство. Ограниченность экономических ресурсов – главная проблема экономики. Границы производственных возможностей.

2

Практические занятия «Экономика как наука».

2

Самостоятельная работа студентов.

Изучение дополнительных источников и подготовка сообщения о лауреатах Нобелевской премии по экономике.

2

Тема 5.2.

Факторы производства. Прибыль и рентабельность.

Содержание учебного материала

2

1

Факторы производства. Факторные доходы. Заработная плата. Формы оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда. Структура прибыли. Планирование прибыли. Рентабельность. Рента. Земельная рента. Научные подходы к категории процент. Основные теории происхождения процента.

2

Практические занятия «Производство»

2

Тема 5.3.

Типы экономических систем.

Содержание учебного материала

2

1

Традиционная экономика. «Чистая» рыночная экономика. Механизм свободного образования цен. Принцип рациональности. Основные государственные функции при рыночной экономике. Административно-командная экономика. Условия функционирования командной экономики. Смешанная экономика. Модели смешанной экономики.

2

Самостоятельная работа студентов. Изучение дополнительных источников и подготовка сообщения о Великой депрессии в Америке.

2

Тема 5.4.

Собственность и конкуренция.

Содержание учебного материала

2

1

Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических отношений. Собственность как экономическая категория в современном понимании. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия.

2

Практические занятия «Собственность»

2

Самостоятельная работа студентов.

Подготовка мультимедиа презентации на тему «Собственность»

2

Тема 5.5.

Семейный бюджет.

Содержание учебного материала

2

1

Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. Личный располагаемый доход. Реальная и номинальная заработная плата, и реальные и номинальные доходы.

Закон Энгеля.

2

Самостоятельная работа студентов.

Составление эссе «Современная семья»

2

Тема 5.6.

Виды и структура рынков.

Содержание учебного материала

2

1

Понятие рынка. Функции рынка. Основные виды рынков. Структура рынка. Инфраструктура рынка.

2

Практические занятия «Рынок»

2

Тема 5.7.

Спрос и предложение.

Содержание учебного материала

2

1

Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Агрегированная функция спроса. Концепция равновесия рынка. Устойчивость равновесия. Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение. Эластичность предложения.

2

Тема 5.8.

Сущность и виды предпринимательства

Содержание учебного материала

2

1

Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности.

2

Самостоятельная работа студентов.

Изучение дополнительных источников и подготовка реферата «Роль малого бизнеса в развитии экономики Республики Бурятия».

3

Тема 5.9.

 Человек на рынке труда.

Содержание учебного материала

2

1

Проблемы спроса на экономические ресурсы. Фактор труд и его цена. Рынок труда и его субъекты. Цена труда. Понятие заработной платы. Форма оплаты труда. Организация оплаты труда. Безработица.  Причины безработицы. Социальные последствия безработицы. Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения

2

Практические занятия «Экономика потребителя»

2

Самостоятельная работа студентов.

Подготовка эссе «Рынок труда и молодежь».

2

Тема 5.10.

Деньги и банки.

Содержание учебного материала

2

1

Деньги: сущность и функции. Роль денег в экономике. Понятие банковской системы. Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики. Понятие и функции коммерческих банков. Виды банковских операций. Специализированные кредитно-финансовые учреждения. Измерение уровня инфляции. Типы инфляции. Причины возникновения инфляции. Социально-экономические последствия инфляции.

2

Самостоятельная работа студентов. Подготовка мультимедиа презентации на тему «Возникновение и эволюция денег на Руси».

2

Тема 5.11.

Роль государства в экономике.

Содержание учебного материала

2

1

Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства. Принципы и цели государственного регулирования. Правовое регулирование экономики. Финансовое регулирование. Социальное регулирование. Общественные блага и спрос на них.

2

Практические занятия «Государство и экономика»

2

Самостоятельная работа студентов. Изучение дополнительных источников и подготовка сообщения по теме «Фискальная (налоговая) политика и ее роль в стабилизации экономики».

1

Тема 5.12.

Налоги и налогообложение.

Содержание учебного материала

2

1

Система налогообложения. Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания. Принципы и методы построения налоговой системы. Система и функции налоговых органов.

2

Тема 5.13 .

Государственный бюджет. Государственный долг

Содержание учебного материала

2

1

Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и профицит государственного бюджета. Роль государства в кругообороте доходов и расходов.

2

Самостоятельная работа студентов.

Изучение дополнительных источников и подготовка сообщения по теме «Бюджетный дефицит и концепции его регулирования».

2

Тема 5.14.

Валовый продукт и национальный доход общества.

Содержание учебного материала

2

1

Понятие валового внутреннего продукта. Цели национального производства и состав ВВП. Методы расчета ВВП. Метод потока расходов. Метод потока доходов. Метод добавленной стоимости. Неравенство доходов и его измерение. Номинальный и реальный ВВП.

2

Тема 5.15 .

Международная экономика.

Содержание учебного материала

1

1

Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда.  Международная торговая политика. Государственная политика в области международной торговли. Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики.  Глобальные экономические проблемы.

2

Практические занятия«Мировая экономика»

2

Контрольная работа «Экономика».

1

Самостоятельная работа студентов.

Изучение дополнительных источников и подготовка сообщения по теме «Мировой опыт свободных экономических зон».

2

Раздел 6.

Социальные отношения.

26

Тема 6.1.

Социальная структура и социальные отношения.

Содержание учебного материала

2

1

Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. Социальный статус и престиж. Престиж профессиональной деятельности.

2

Практические занятия«Социальная стратификация»

2

Тема 6.2.

Социальный контроль и отклоняющееся поведение.

Содержание учебного материала

2

1

Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Опасность наркомании и алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

3

Практические занятия «Социальное поведение»

2

Самостоятельная работа студентов.

1.Изучение дополнительных источников и подготовка сообщений по теме «Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи».

2

Тема 6.3.

Конфликт и протестное движение.

Содержание учебного материала

2

1

Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов.

2

Самостоятельная работа студентов

Составление эссе «Конфликты и их опасность»

2

Тема 6.4.

Важнейшие социальные общности и группы.

Содержание учебного материала

2

1

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Молодежь как социальная группа. Особенности социализации молодежи. Особенности молодежной субкультуры. Молодежный экстремизм. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.

2

Практические занятия.

«Молодежь»

«Семья»

2

2

Самостоятельная работа студентов.

1.Изучение дополнительных источников и подготовка сообщений по теме «Национальные стереотипы и предрассудки: как и почему они возникают»?

2

Раздел 7.

Политика

33

Тема 7.1.

Политическая система и ее роль в жизни общества.

Содержание учебного материала

2

1

Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система. Ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств.

2

Практические занятия

«Государство и политическая система общества»

2

Самостоятельная работа студентов.

1.Эссе на тему «Государство – это мы…»

1

Тема 7.2.

Три составляющих формы государства.

Форма правления.

Содержание учебного материала

2

1

Форма государства, форма правления. Монархия. Абсолютная монархия. Ограниченная (конституционная) монархия. Республика. Парламентская республика. Президентская республика. Смешанная республика. Территориально-государственное устройство, политический режим. Избирательное право. Избирательная система. Избирательный процесс: понятие, принципы. Формы и процедура избирательного процесса.

2

Практические занятия «Форма государственного устройства и форма политического режима».

2

Самостоятельная работа студентов.

1.Составление таблицы «Типология публичных выборов в РФ».

2

Тема 7.3.

Гражданское общество и правовое государство.

Содержание учебного материала

2

1

Понятие правового государства. Основы правового государства. Признаки правового государства. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации.

2

Тема 7.4.

Демократия.

Содержание учебного материала

2

1

Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах.

2

Тема 7.5.

Политический статус личности.

Содержание учебного материала

2

1

Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита. Гражданство. Принципы гражданства. Способы приобретения гражданства.

2

Практические занятия

«Личность и политика».

2

Самостоятельная работа студентов.

1.Изучение материалов СМИ и периодических изданий и подготовка сообщения по теме «Участие подростков в политической жизни государства».

2

Тема 7.6.

Политическая идеология.

Содержание учебного материала

2

1

Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм.

2

Практические занятия

«Политическая идеология».

2

Тема 7.7.

Политические партии и движения.

Содержание учебного материала

2

1

Политические партии и движения, их классификация. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

2

Самостоятельная работа студентов.

1.Изучение дополнительных источников и составление портретов лидеров современной России.

3

Тема 7.8.

Роль СМИ в политической жизни общества.

Содержание учебного материала

1

1

Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.

2

Контрольная работа «Политика».

1

Самостоятельная работа студентов.

1.Изучение дополнительных источников и подготовка реферата по теме «Четвертая власть и ее роль в политической жизни».

3

Раздел 8.

Право, как социальный феномен.

16

Тема 8.1.

Понятие права. Право в системе социальных норм.

Содержание учебного материала

2

1

Право в системе социальных норм. Принципы права. Функции права. Правовые и моральные нормы.

2

Тема 8.2.

Норма права. Система права.

Содержание учебного материала

2

1

Норма права. Признаки нормы права. Виды норм права.  Структура нормы права. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право. Правовое регулирование.

2

Тема 8.3.

Формы (источники) права.

Содержание учебного материала

2

1

Основные формы права. Нормативно-правовые акты и их характеристика. Признаки Конституции. Отличие Конституции от других нормативно-правовых актов.  Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативно-правовых актов.

2

Тема 8.4.

Правосознание. Правоотношение.

Содержание учебного материала

2

Правосознание. Структура правосознания. Правовые отношения и их структура. Правоспособность. Дееспособность.

2

Тема 8.5.

Правонарушение и юридическая ответственность.

Содержание учебного материала

2

1

Правомерное и противоправное поведение. Признаки правонарушения. Состав правонарушения. Виды правонарушений. Юридическая ответственность. Признаки юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Функции юридической ответственности.

2

Практические занятия.

«Правонарушение и юридическая ответственность»

2

Самостоятельная работа студентов.

Подготовка мультимедиа презентации на тему «Юридическая ответственность».

2

Тема 8.6.

Права и свободы человека и гражданина.

Содержание учебного материала

2

1

Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Правовой статус человека и гражданина. Личные права. Политические права и свободы. Экономические и социальные права. Основные обязанности граждан РФ. Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

2

Практические занятия «Права и обязанности человека и гражданина».

2

Раздел 9.

Основные отрасли права.

25

Тема 9.1.

Конституционное (государственное) право России.

Содержание учебного материала

2

1

Конституционное право, как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.

2

Самостоятельная работа студентов.

1.Изучение дополнительных источников и составление схем прохождения законопроектов в РФ».

1

Тема 9.2.

Административное право.

Содержание учебного материала

2

1

Административные проступки. Административная ответственность. Порядок производства по делам об административных правонарушениях.

2

Практические занятия.

«Административное право»

2

Самостоятельная работа студентов.

1.Изучение дополнительных источников и подготовка сообщения «Административная ответственность в РФ».

2

Тема 9.3.

Гражданское право.

Содержание учебного материала

2

1

Физические лица. Юридические лица. Организационно-правовые формы юридических лиц. Гражданско-правовые договоры. Правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи. Право на интеллектуальную собственность. Основания обретения права собственности. Личные неимущественные права  граждан. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

2

Самостоятельная работа студентов.

Изучение материалов СМИ о защите прав потребителей и подготовка сообщения.

2

Тема 9.4.

Трудовое право.

Содержание учебного материала

4

1

Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

2

Практические занятия «Трудовое право».

2

Самостоятельная работа студентов.

1.Изучение дополнительных источников и подготовка реферата «Право на труд в РФ».

3

Тема 9.5.

Семейное право.

Содержание учебного материала

2

1

Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.

2

Тема 9.6.

Уголовное право.

Содержание учебного материала

2

1

Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Виды преступлений. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Порядок обжалования судебных решений в уголовном процессе.

2

Практические занятия «Уголовное право».

1

Самостоятельная работа студентов.

1.Изучение дополнительных источников и подготовка реферата «Уголовная ответственность в РФ».

3

Раздел 10.

Система органов государственной власти в Российской Федерации.

8

Тема 10.1.

Судебная система Российской Федерации.

Содержание учебного материала

1

1

Понятие системы судебной власти. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации. Система судов общей юрисдикции. Система арбитражных судов. Система мировых судей.

2

Самостоятельная работа студентов.

1.Изучение дополнительных источников и подготовка сообщения «Организация деятельности мировых судей».

2

Тема 10.2.

Правоохранительные органы Российской Федерации.

Содержание учебного материала

2

1

Органы юстиции РФ. Адвокатура. Нотариат. Органы прокураторы РФ. Федеральная служба безопасности РФ. Министерство внутренних дел РФ. Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков.

2

Контрольные работы

Дифференцированный зачет.

1

Самостоятельная работа студентов.

1.Изучение дополнительных источников и подготовка сообщения «Правовые основы деятельности адвокатов».

2

Всего:

234


Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов (на выбор)

  • Человек, индивид, личность - взаимосвязь понятий
  • Влияние   характера   человека   на   его   взаимоотношения с окружающими людьми
  • Проблема познаваемости мира в трудах ученых
  • Я или мы - взаимодействие людей в обществе
  • Индустриальная революция - плюсы и минусы
  • Глобальные проблемы человечества
  • Современная массовая культура - достижение или деградация?
  • Наука в современном мире -все ли достижения полезны человеку?
  • Кем быть? Проблема выбора профессии.
  • Современные религии
  • Роль искусства в обществе
  • Экономика современного общества
  • Структура современного рынка товаров и услуг
  • Безработица    в     современном    мире    - сравнительная характеристика уровня и причин безработицы в разных странах.
  • Я и мои социальные роли
  • Современные социальные конфликты
  • Современная молодежь - проблемы и перспективы
  • Этносоциальные конфликты в современном мире
  • Семья как ячейка общества
  • Политическая власть - история и современность
  • Политическая система современного российского общества
  • Содержание внутренних и внешних функций государства на примере современной России.
  • Формы   государства -   сравнительная   характеристика (два государства на выбор: одно из истории, другое современное).
  • Формы участие личности в политической жизни
  • Политические партии современной России
  • Право и социальные нормы
  • Система права и система законодательства
  • Развитие прав человека в ХХ - начале XXI вв.
  • Характеристика отрасли российского права (на выбор).

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

личностные:  

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;  
  • российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;  гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;  
  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
  • готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
  •  готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  •   осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;  
  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

метапредметные:  

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать  деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;  
  • владение навыками познавательной, учебно- исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;  
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках  информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;  
  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач;  
  • умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;  
  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
  •   владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания

предметные:

  •  сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
  •   владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;  
  • владение умениями выявлять причинно- следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
  •   сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
  •   сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
  •   владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
  •   сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки явлений и процессов общественного развития.

оценка выполненных индивидуальных проектов, практических заданий, рефератов, сообщений, электронных презентаций. текущий контроль в форме устного опроса

оценка выполненных индивидуальных проектов, рефератов, сообщений, электронных презентаций.

 Текущий контроль в форме устного опроса оценка выполненных индивидуальных проектов, рефератов, сообщений, электронных презентаций.

текущий контроль в форме устного опроса

Текущий контроль в форме устного опроса

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета оценка выполненных индивидуальных проектов, рефератов, сообщений, электронных презентаций

Литература

Для студентов

  1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. –М., 2017
  2. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум: учеб. пособие. –М., 2017
  3. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания: учеб. пособие. –М., 2017
  4. Горелов А.А., Горелова Т.Г. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник. –М., 2017

Для преподавателей

1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016)

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N41

3. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол от28 июня 2015 г.

Интернет-ресурсы

http:// history, standart. edu. ru - История России. Обществознание: Учебно-методический комплект для школы

http:// www. openclass. ru/communities/ - Открытый класс: сетевые образовательные сообщества

www.school-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов

http:// festival. 1 september.ru/ subjects - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...