Исследовательский проект "Современная семья глазами подростков"
проект по обществознанию (10 класс) на тему
Опрос «Современная семья глазами подростка» проводился по анкете, составленной учащимися на основе анкет ВЦИОМ. Первое исследование проведено в 2008, второе – в апреле 2016. В исследовании анализировались многие проблемы семьи, воспринятые школьниками как значимые. Знакомство со статьей поможет учителям обществознания в разработке собственных исследовательских проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Описание итогов исследовательского социологического проекта учащихся по обществознанию | 42.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательские проекты учащихся.
О результатах проекта «Современная семья глазами подростка».
Дети – не случайное приобретение
Иоанн Златоуст
Учащиеся школы № 38, выбравшие социально-экономическое направление, знакомятся с основами социологии, что помогает в работе над проектами. Как правило, это проекты информационного и исследовательского типов.
Информационные проекты направлены на сбор сведений о проблемах школьной жизни. Для их реализации подбираются типовые анкеты различных организаций (ВЦИОМ, Левада-центр и др.) по заданной проблеме, и результаты социологического опроса сравниваются с общероссийскими. Презентация результатов проходит через сайт школы и школьную газету.
Исследовательские проекты создаются в соответствии с интересами учащихся и предполагают самостоятельную разработку социологических анкет, их обработку и презентацию результатов на мероприятиях различного уровня.
Среди социологических проектов, созданных школьниками за последние годы, можно выделить наиболее значимые, такие, как: «Проблемы толерантности в школе № 38», «Сквернословие есть смерть души», «Современная семья глазами подростков», «Как прекрасен этот мир. О культуре», «Как прекрасен этот мир. О любви»
Некоторые проекты выполняются в режиме мониторинга.
Опрос «Современная семья глазами подростка» проводился по анкете, составленной учащимися на основе анкет ВЦИОМ. Первое исследование проведено в 2008, второе – в апреле 2016. В исследовании анализировались многие проблемы семьи, воспринятые школьниками как значимые. Опрос 2008 года проводился среди учащихся 10 и 6 классов – 55 анкет. В опросе 2016 года приняли участие 45 человек из 10 и 5 классов. 19 семей – 42% неполные.
Представим результаты мониторинга, исходившего от предположения, что семья — это тот специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого в отдельности.
В настоящее время для среднестатистической семьи характерны определенные жизненно важные функции, с исключением которых теряется смысл самого существования семьи. Среди важнейших функций, применительно к современной семье, можно выделить следующие:
1. Воспитательная функция.
2. Функция психологической разрядки.
3. Функция интеллектуального общения.
4. Функция хозяйственно-бытовых отношений.
Опираясь на результаты исследования семей школьников ГБОУ № 38, рассмотрим те из функций, которые исследовались в опросе.
- Воспитательная функция
Во всех семьях, принявших участие в исследовании, воспитание детей осуществляется на основе «женской психологии» (мамы занимаются воспитанием детей в 90 % случаях, а в 35 % случаях — бабушки). Отрадно, что 48% отцов заботятся о воспитании детей. (В 2008: 90 % - мамы, 20%– бабушки, 20% - отцы)
Общественное воспитание детей дошкольного и школьного возраста осуществляется также в основном женщинами. Поэтому из-за отсутствия в воспитании в ряде семей роли отца, с каждым годом более острыми становятся вопросы гендерной самоидентификации мальчиков, воспитания у них «мужских» качеств личности.
Во всех семьях детей наказывают. Наказание — один из методов воспитания. Лишь один подросток отметил, что его не наказывают, в его семье метод воспитания: «Любовь, прощение и ещё раз любовь»
Основные формы наказания: (первая цифра – результаты 2008 года, вторая – результаты 2016 года)
— чтение морали (70 %); 60%
— домашний арест (6 %); 8% (пятиклассников ставят в угол)
— окрики (35 %); 33%
— работа по дому (6 %); 27 % Работа по дому не должна быть наказанием!
— снизился показатель «отказ родителя от общения с ребенком» (16 %); 8%
— физическое наказание применяют в 11% семей. В 2008 году лишь 3 % семей применяли физическое наказание
— отказ в деньгах или покупке вещей, пользовании компьютером (17 %) 11%
Вопросы взаимоотношений родителей и детей в семье рассматривались с точки зрения детей. Анализ результатов показал:
— Большая часть детей (61 %) 88% удовлетворена отношениями с матерью, (15 %) 48% — отношениями с отцами. Т.е. каждый второй ребенок в 2016 году полностью адаптирован к условиям семейной жизни, воспринимает их как приемлемые для себя. В 2008 году только каждый шестой ребенок был адаптирован к условиям семейной жизни
— Эмоциональная близость ребенка с родителями, как правило, является источником сотрудничества. При этом эмоциональная дистанция детей с отцами может рассматриваться как тревожащий фактор.
— Как фактор внутрисемейных отношений может рассматриваться также восприятие детьми авторитета родителей. (67 %) 71% матерей и (42 %) 48 % отцов имеют полный авторитет у своих детей.
2. Функция психологической разрядки
Психологическая разрядка тесно связана с досугом, организацией свободного времени.
(30%) 48 % школьников любят проводить свободное время с родителями, (30%) 28 % предпочитают одиночество. (70%) 77 % готовы делить свободное время с друзьями.
Как показало данное исследование, есть родители, которые совсем не принимают участие в организации свободного времени своих детей.
«Важнее всего в воспитании — личный пример!» — все знают этот лозунг, но редко кто его глубоко осознает и тем более осуществляет.
3. Функция интеллектуального общения
Назначение функции интеллектуального общения — обеспечение взаимопонимания как наиболее прочного основания семьи. Каждому члену семьи нужен уют и комфорт, отношение доверия, чувство защищенности и покоя. Но, главное, человек нуждается в том, чтобы его выслушали, поняли и приняли таким, какой он есть.
Обеспечение функции интеллектуального общения происходит на фоне дефицита времени для общения и свидетельствует о том, что данная функция является особенно проблематичной. Поэтому настораживает тот факт, что каждый десятый родитель использует «отказ от общения с ребенком» как одну из форм наказания, и что родители чаще всего беседуют с детьми об учебе (в 62%) 70 % случаях. Для большинства родителей именно учеба, успеваемость являются наиболее актуальными проблемами воспитания, поэтому, в первую очередь, они говорят о ней, а уже потом о друзьях – (45%) 62 %. Чаще стали говорить о событиях дня: 91 % против 60% в 2008; реже о будущем - 40 % против 50 % в 2008, «о другом» 13% (раньше 25%). В одной семье ведутся беседы о фильмах.
Школьные годы воспринимаются родителями и педагогами как некий промежуточный этап жизни, а, скорее всего, как этап подготовки к будущей жизни. Дети с раннего детства оказываются в условиях не детства, а взрослой жизни («Учеба — твоя работа!») Вслед за проблемами успеваемости значимыми являются проблемы дисциплины, а также будущего профессионального образования, выбора профессии.
Требуя от детей, в первую очередь, успехов в учебе, родители способствуют понижению значимости семьи как условия счастливой жизни.
4. Семья как ведущий фактор воспитания
Семья может выступать как в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Лучший способ сделать ребенка хорошим – сделать счастливым.
Что же думают дети о своих родителях, о семьях, в которых воспитываются?
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
- значимость семьи для подростков, участвовавших в опросе, достаточно велика. Об этом говорит факт, что (55%) 60% расценивают отношения в семье как хорошие и (30%) 22%- как нормальные. Увеличилось количество детей, с 8% до 18%, оценивающих отношения как конфликтные, треть детей не хотят иметь в будущем такую же семью, как семья родителей. 67 % хотят иметь семью, похожую на родительскую (раньше только треть хотела иметь подобную семью)
- Главной ценностью в жизни современного человека семью называют 100 % подростков. (66% из них считают семью очень важной для себя ценностью, остальные – важной). В 2008 ГОДУ – 76 %
- К сожалению, только четверть опрошенных считает, что семья полностью подготовила их к встрече с первой любовью, материнством, отцовством, научила умению строить счастливую семью и быть за неё в ответе. С 10% до 22% повысилось количество ответов детей, считающих, что родители им ничего не дали в этом плане. С 60% до 46% уменьшилось число детей, считающих, что семья подготовила их частично. 6 % не могут ответить на этот вопрос
- (70 %) 57 % опрошенных считают счастливой семью, где царят любовь и доверие. 97% подростков назвали любовь одной из главных ценностей современного человека. (78% - 2008) Интересно, что наличие в семье двух родителей считают фактором счастливой семьи 55% опрошенных. Раньше – всего 20%. Свою семью считают счастливой 26 % учащихся.
- На вопрос, сколько детей хотели бы иметь в семье, более половины подростков ответили, что двоих- троих, четверть планирует иметь одного ребенка. Треть опрошенных ответили положительно на вопрос о возможности в будущем взять приемного ребенка на воспитание.
26 % не хотят воспитывать приемного ребенка.
На основании этих данных можно сделать вывод о позитивном отношении к семье и материнству у современных подростков.
5. Ценностные приоритеты современных подростков.
Помимо семьи и любви, среди главных ценностей в жизни современного человека подростки назвали:
Дружба (75 %) - 97 % (51% отметили особую важность для себя)
Здоровье (72 %) - 90 % (44 %- очень важно)
Образование (67 %) 95 % (из них 40 % ответов - очень важно. Почти все ответы об особой важности принадлежат пятиклассникам)
Карьера (35 %) 59%
Интересная работа (37 %) 53%
Богатство (18 %) 46% (важно – оценили одним баллом)
Патриотизм – (18 %) - 55% (15% - очень важно). Рост значительный.
Религия – 28 % (важно). В 2008 году эту позицию не отмечали
Хобби – 69% (важно). В 2008 году эту позицию не отмечали.
Итак, полученные данные позволяют выявлять некоторые тенденции развития взаимоотношений в современной семье.
Приложение 1. Анкета для проведения опроса ( мониторинга)
Анкета «Современная семья» Анкетирование анонимно. Выбор ответа отмечайте любым значком В графе «Другое» можно дополнить ответ.
1 .Поддерживаете ли вы отношения с бабушками и дедушками? | ||||
Живем вместе | Оказываем помощь при болезни | |||
Ходим к ним в гости | Они помогают воспитывать детей | |||
Помогаем друг другу материально | Не общаемся | |||
Другое 2.На ком в Вашей семье, как правило, лежат заботы о воспитании детей? | ||||
Мама | Соседи | |||
Отец | Друзья | |||
Бабушка | Учитель, школа | |||
родственники | Ни на ком |
Другое,
З.С кем Вы любите проводить свободное время? С родителями С друзьями Один (одна)
4.0бщаясь с родителями, о чем Вы беседуете?
Об учебе | Беседуем очень редко | ||
О друзьях | О будущем | ||
О событиях дня | другое | ||
5.К кому (куда) Вы обратились бы за помощью и поддержкой в случае острой необходимости? | |||
Мама | Друзья | ||
Отец | В школу | ||
Родственники | Другое | ||
б.Кто в Вашей семье является безусловным авторитетом для Вас? | |||
Мама | |||
Отец | |||
Бабушка, дедушка | |||
Брат, сестра | |||
Другое |
7.Как Вы оцениваете отношения в Вашей семье?
Хорошие Конфликтные
Нормальные Не знаю
8.Хотите ли Вы в будущем иметь такую же семью, как у Ваших родителей? Да
Нет
9. Кто является для Вас авторитетом:
Мать
Бабушка, дедушка
Брат, сестра
Нет доверительных отношений
10.Как Вы считаете, подготовила ли Вас семья к встрече с первой любовью, отцовством,
материнством, умению строить счастливую семью, быть за неё в ответе?
Да Частично
Нет Не знаю
11. Какую семью Вы считаете счастливой? Полную, где есть отец и мать Семью, где царит любовь и доверие Другое (что именно)
12.Сколько детей Вы хотели бы иметь в своей будущей семье?
13. Могли бы Вы взять в свою будущую семью приемного ребенка?
Да
Нет
Не знаю
Да, если не будет своих детей
14. Основные формы наказания в Вашей семье?
Чтение морали Отказ родителей от общения с ребенком
Физическое наказание Домашний арест
Отказ в деньгах или покупке вещей
Окрики Работа по дому
Другое
15. Что, на Ваш взгляд, является главной ценностью в жизни современного человека:
семья хобби
интересная работа карьера
богатство образование
любовь религия
дружба патриотизм
здоровье другое
Оцените Ваш ответ в баллах: 0 - не важны; 1- важны; 2- очень важны
Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе:
Ваш пол Возраст Количество детей в семье
В полной или неполной семье проживаете (нужное подчеркнуть)
Спасибо за сотрудничество!
Список литературы
- Современная семья http://www.vevivi.ru/best/Sovremennaya-semya-ref227920.html
- Функции современной семьи http://doshkolniki.org/doshkolnaya-pedagogika/246-funkczii-sovremennoj-semi.html
- Социально-педагогические особенности современной семьи http://www.ronl.ru/dissertatsii/pedagogika/256170/
- С.Н.Варламова, А.В. Носкова, Н.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян. Социологические исследования. 2006. № 11. С. 61-73.
- Н.Ю.Пахомова. Метод учебного проекта. Москва: АРКТИ. – 2004.- 78 с.
- И.С.Сергеев. Как организовать проектную деятельность учащихся. Москва: АРКТИ. – 2004.- 78 с. http://ecsocman.hse.ru/articles/16000363/j16075282/page9.html
- В.В. Солодников. Семья: социологическая и социально-психологическая парадигмы. Социологические исследования. 1994. № 6. С. 130-138. http://ecsocman.hse.ru/articles/16000363/j16075282/page9.html
- Е.Р. Ярская-Смирнова, П,В. Романов, Е.П. Антонова Домашнее насилие над детьми: стратегии объяснения и противодействия
Социологические исследования. 2008. Т. 7. № 1 http://ecsocman.hse.ru/articles/16000363/j16075282/page9.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание"Семья - глаза в глаза"
Форма проведения дискуссия,тренинг,игра. Способствует сближению родителей и детей....
Совместное родительское собрание "Семья - глаза в глаза"
Родительское собрание "Семья - глаза в глаза" проводится в начале учебного года с целью выявления наиболее существенных проблем в семейных отношениях ваших воспитанников и их родителей, п...
Методическая разработка классного часа в 7 классе "Семья - глаза в глаза"
Это методическая разработка классного часа в 7 классе, посвященная Дню семьи. Цель: способствовать укреплению взаимодействия семьи и школы....
Исследовательские проекты учащихся. О проекте "Современная семья глазами подростка". Статья
Представлено описание проекта (мониторинга), изучения мнений учащихся о проблемах семьи. Проект проводился в два этапа. Первое социологическое исследование проведено школьниками в 2008 году, вто...
Разработка родительского собрания "Семья - "Глаза в глаза"
Родительское собрание о семье...
Анкета «Взаимодействие с семьей» (диагностика микроклимата в семье глазами ребенка)
Анкета для обучающихся...
Родительское собрание, 7-ой класс. «Семья – глаза в глаза»
Родительское собрание, 7-й класс. "Семья-глаза в глаза"...