Подросток и его права
презентация к уроку по обществознанию (7 класс) на тему

Цель: Понимать взаимосвязь прав и обязанностей; роль и значение реализации прав в жизни подростка.

Основные используемые понятия:

детство, несовершеннолетие, права и обязанности, законы о правах детей, Конвенция о  правах ребенка, ратификация, декларация

Оборудование: пакет документов к уроку:

1.       Запись песни «Мы - маленькие дети» из к/ф «Приключения  Электроника».

2.       «Конвенция о правах ребенка»

3.        «Конституция» - выдержки из 2 главы

4.      Мультимедийная презентация «Подросток и его права»

Форма урока: комбинированный урок

План урока

1.   Понятие «детство» и отношение к детству в разные периоды истории.

2.   Права подростков.

3.   Защита прав подростка. Международные документы о правах детей.

4.   Обязанности граждан РФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podrostok_i_ego_prava.rar350.58 КБ

Предварительный просмотр:

Подросток и его права

Цель: Понимать взаимосвязь прав и обязанностей; роль и значение реализации прав в жизни подростка.

Основные используемые понятия:

детство, несовершеннолетие, права и обязанности, законы о правах детей, Конвенция о  правах ребенка, ратификация, декларация

Оборудование: пакет документов к уроку:

  1. Запись песни «Мы - маленькие дети» из к/ф «Приключения  Электроника».
  2. «Конвенция о правах ребенка»
  3.  «Конституция» - выдержки из 2 главы
  4. Мультимедийная презентация «Подросток и его права»

Форма урока: комбинированный урок

План урока

  1. Понятие «детство» и отношение к детству в разные периоды истории.
  2. Права подростков.
  3. Защита прав подростка. Международные документы о правах детей.
  4. Обязанности граждан РФ.

Ход занятия

I.        Организационный момент. Мотивация.

- Здравствуйте, ребята.

 Звучит запись песни «Мы - маленькие дети» из кинофильма «Приключения     Электроника».

Учитель: Знакомая песенка? Из какого кинофильма?

Наверно, каждый из вас бывал в такой ситуации, о которой поется в песне. Родители просят вас что-то сделать или заставляют учить уроки, а вы говорите: «Я еще маленький и хочу гулять»? Но когда вы хотите посмотреть фильм или прийти с прогулки позже обычного, то вы говорите родителям: «Я уже взрослый!»

Так все-таки, как к вам относиться? Как к взрослым или как к детям?

II. 1.  Учитель: Вспомните материал  уроков обществознания и скажите, что называется «детством»?

(Детство - особая стадия развития человека, когда он познает мир, учится быть взрослым)

Чем ребенок отличается от взрослого человека?

(Ребенок не обладает самостоятельностью, все решения за него принимают взрослые, дети нуждаются в опеке и защите.)

- Кто такие дети, ребенок? (ответ: ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия);

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (формулируем тему урока)

Тема нашего занятия «Подросток и его права».

Учитель: главная задача – не только познакомиться с правами подростков, но и понять необходимость соблюдения прав других людей  и выполнения своих обязанностей.

  Историческая справка:

Слово «ребенок» имеет интересное происхождение. Например, в Средние века во французском языке слово «дитя» означало человека низкого происхождения, зависимого: лакея, солдата, слугу.

До 18 века в английском языке слово «бой» мальчик относилось не только к ребенку, но и к мужчине до 50 лет, находящемуся в зависимом положении.

Русское слово «ребенок», вероятно, произошло от «раба» - зависимого или от «orbus» осиротевшего, потому что именно сироты выполняли самую тяжелую работу, «рабскую работу» по дому.

Древнее слово «отрок», буквально «не имеющий права голоса», означало и дитя, и подростка, и юношу.

  Учитель: Вспомним из уроков истории как относились к детям в разные периоды истории? Например, в древней Спарте или в России 16 века?

Выслушав ответы учащихся, учитель предлагает им ответить на вопрос:

Изменилось ли  со временем, по-вашему мнению, отношение общества к детям? (Изменения в обществе привели к пониманию ценности человеческой, а значит и детской жизни). 

2. Учитель: Какие ассоциации возникают у вас при слове «права человека»?

Ответы учащихся.

Итак, мы выяснили, что права человека – это возможность что-либо делать, поступать определенным образом, иметь что-то.

- Какие же права имеет подросток? Сейчас мы с вами проведем исследование и познакомимся с ними. Но прежде ответьте мне:

- Где зафиксированы основные права и обязанности граждан РФ? (В Конституции, главе 2)

- Что такое Конституция? (Основной закон нашей страны)

- Когда она была принята? (12 декабря 1993г.)

Задание: Работая с главой 2 Конституции РФ и текстом паpаграфа 18 составьте таблицу  Права детей (1 колонку)

Права детей

Право на жизнь

Право знать своих родителей

Право на личную жизнь

Право выбирать место своего жительства

Право на труд

Право на отдых и досуг

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Право на социальное обеспечение

Право на образование

Свобода мысли, совести и религии

Учитель: Усложним задачу: Перечислите, какими из прав  вы реально пользуетесь в жизни.

-Какими редко? Почему?

Выслушиваются мнения ребят.

3. Защита прав подростка. Международные документы о правах подростка.

Учитель: Но права можно написать на бумаге и благополучно забыть о них.

- Как вы думаете, каким образом и кто может защитить ваши права?

В ответах учеников прозвучали следующие версии:

• Самозащита.

  • Правозащитные и иные органы государства.
  • Международные правовые документы.
  • Семья.

 Обратите, ребята, внимание на Международные правовые документы, защищающие ваши права.

На слайде:

   - Какой из них, по-вашему мнению, является основным для вас?

 Мини-лекция «Конвенция о правах ребенка»

Учитель: Ребята, все права детей всего мира записаны в специальном документе - Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций.

К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».

Конвенция - это соглашение, договор. Этот документ называют главным детским законом или мировой Конституцией прав ребенка.

Все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей. В их  числе и Россия. А это значит, что наше государство обязуется  уважать права ребенка и делать все для того, чтобы они стали реальными, чтобы не нарушались.

Самая важная цель Конвенции состоит в следующем: взрослые обязаны признать, что каждый ребенок - это полноценная и полноправная личность, а не собственность родителей или государства. И эта личность имеет свои права и обязанности. Всего в Конвенции 54 статьи. Они содержат подробный перечень прав ребенка.

Учитель: В 1990 году Россия ратифицировала Конвенцию о правах детей, а значит, обязалась привести все свое законодательство в соответствие с международными требованиями.

В России для защиты прав детей при Президенте РФ введена должность Уполномоченного по правам ребенка.

4. Обязанности подростков как граждан России.

  Учитель: Итак, государство предоставляет своим гражданам множество прав. С основными правами детей мы познакомились. Вот они перед вами – на слайде.

 - А что должен делать гражданин в ответ на те права, которые предоставляет ему государство?

Выслушиваются ответы учеников.(выполнять свои обязанности)

 На предыдущем уроке вы знакомились с обязанностями граждан России.  

Назовите мне их, чтобы закончить  заполнение таблицы.

Ответы детей. По окончании на слайде появляется таблица:

Права детей

Обязанности граждан РФ

Право на жизнь

соблюдать законы государства

Право знать своих родителей

платить налоги, сборы

Право на личную жизнь

защищать Отечество

Право выбирать место своего жительства

сохранять природу

Право на труд

заботиться о детях и нетрудоспособ ных родителях

Право на отдых и досуг

 беречь памятники культуры

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

 получить основное общее образование

Право на социальное обеспечение

Право на образование

Свобода мысли, совести и религии, своего мнения

- А какие обязанности есть у вас, подростков? Какие вы пока еще не выполняете ввиду неполной дееспособности.

Проверка выполнения задания. Работа с понятием.

Учитель: Представьте себе, что вы присутствуете на заседании дискуссионного клуба, где обсуждаются следующие вопросы:

- Как вы считаете, бывают ли права без обязанностей, а обязанности без прав?

Определите свою позицию и аргументируйте ее.

Обсуждение проблемы и подведение итогов.

Учитель: Следовательно, наличие огромного количества прав не предполагает анархии и беспорядка. Однако появляется проблема границ свободы, возможности и разумности ее определенных ограничений.

Хорошо известна одна история о хулигане, утверждавшем, что будучи свободным гражданином, он может двигать своим кулаком в любом направлении, но судья мудро ответил: «Свобода движения кулака ограничена положением носа вашего соседа».  Давайте проверим это на практике.

Физминутка. Прошу вас сесть прямо, расправить плечи и развести руки в сторону.

- Спасибо. Что вы почувствовали?  

5.        Ролевая игра «Юридическая консультация»

        Учитель: Всяким правом, всякой свободой надо уметь  пользоваться культурно. Полезно помнить, что и другие люди имеют такие же права. Предлагаю вам провести ролевую игру «Юридическая консультация». Давайте попробуем применить полученные знания. Задание: Итак, на ваших столах лежат документы, защищающие ваши права. На основании предложенных документов разберите ситуации, предложенные группам.

Обсуждение и решение ситуаций групп с обоснованием, ссылкой на Конституцию или Декларацию о правах ребенка

Задание 1 группе:

Ситуация № 1

Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

С ы н. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

Учитель. Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь  не прав.

Дети. Сын нарушает право соседей на отдых в тишине (Ст. 37 КонституцииРФ). Он не уважает права других  людей.

Ситуация № 4

Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка  

              запрещено насилие над детьми!

Учитель. Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.

Дети. Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса).

              Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе.  

              Ее права действуют, если не нарушают права других!

Задание 2 группе:

Ситуация № 2.

    Бойкий мальчик Дима, прочитав о том, что он имеет полное право свободно выражать свое мнение, начнет на любом уроке «реализовывать свое право», то и дело, перебивая учителя,  задавая ему десятки вопросов, споря с ним по поводу и без повода.

- Дима, ты мешаешь мне работать, - скорее всего, скажет в этом случае учитель.

-А я имею такое право, вот в ст. 12, 13, 14 Конвенции о правах ребенка об этом сказано, - ответит Дима.

Вопрос: Что вы ответите Диме в этой ситуации?

Дети: Другие ученики имеют право на образование (ст.43 Конституции РФ). А он мешал учителю вести урок и нарушал их права. 

Ситуация № 5

Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики!  

                      Ведь дети ее   только что помыли!

И в а н о в. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым  

                     делом –  рисованием!

Учитель. Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?

Д е т и. А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права

               других учеников.

Задание 3 группе:

         Ситуация № 3

Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

С ы н. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает  

           использовать труд  детей!

Учитель. Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав?

Примерные ответы детей:

  • Нет, он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор вынести - за собой. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству.
  • Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать ее право и помогать ей.

Ситуация № 6.

Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?

 П е т р о в. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Учитель. Правильно ли рассуждает Петров?

Дети. Его одноклассники имеют право на образование(ст.43 Конституции РФ). А он бегал и нарушал их права.  

               Петров не уважает права других людей.

Учитель: Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих ситуаций?

Дети. Конвенцию «О правах ребенка».

Учитель. А чего они совершенно не знают?

Дети. Они не знают, что обязаны уважать права других людей.

Учитель: Обратите внимание - обязанностей у вас не меньше, чем прав. Как вы думаете, чем это можно объяснить?    Ответы детей.

Учитель: Какое же правило должен помнить человек при взаимоотношениях с другими людьми?

Статья 29 Всеобщей Декларации прав человека: «Каждый человек обязан уважать права других, уважать общество…» Следовательно, речь идет и об ответственности подростка.

III. Подведение итогов занятия

Вернемся к главному вопросу нашего урока  и сделаем вывод.

Что делать, чтобы люди уважали права детей?

Учащиеся предлагают вывод занятия, который после доработки формулируется учителем:

Вывод:

Если ты хочешь, чтобы уважали твои права - уважай права других людей.

IV.Рефлексия

  • Что вы узнали нового?
  • Чем ребенок отличается от взрослого человека?

—        Почему потребовалось создание специального закона, защищающего права детей?

—Как называется международный закон, защищающий права детей? Когда он был  принят?

— Ребята, понравилось ли вам выступать в роли юристов?

— Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права?       

Примерные ответы детей:

  • Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.
  • Понравилось разбирать ситуации, разъяснять права.
  • Свои права знать нужно, но нужно помнить и про обязанности, не нарушать прав других людей.

Домашнее задание: § 18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Подросток и трудовое право»

Урок по теме "Подросток и трудовое право". Урок изучения нового материала. Содержит основные вопросы трудового законодательства, моделирование правовых ситуаций....

Презентация. Урок-дискуссия: "Подросток и его права"

В презентации даётся определение, что такое дискуссия. Выявляются права подростка...

Конспект открытого урока "Подросток и его права"

Ф.И.О.   Курова Елена Валентиновна, учитель истории и обществознания  ОУ: ГБОУ СОШ №10 «ОЦ ЛИК» г.о. Отрадный  Предмет:    обществознание Класс:    7Т...

Подросток и его права 7 класс

Цель:ОбучающаяПознакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка.РазвивающаяРазвивать у учащихся умение анализировать полученную информацию, выделять в ней ...

Консультация "Подросток и взрослый:правила взаимодействия"

Консультация поможет педагогам и специалистам, работающим с подростками,  повысить свою компетентность в вопросах воспитания подростков, расширит представления об особенностях подросткового перио...

Игра "Подросток и его права"

Цель: повышение правовой культуры воспитанников, эффективности профилактики и предупреждения преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, развитие навыков работы в команде....

"Подросток в мире прав".

10.05.2023 года с подростками проведено мероприятие "Подросток в мире прав". Задачами мероприятия являлось: 1.Познакомить несовершеннолетних с разными аспектами последствий правонарушений, с...