Подросток и его права
презентация к уроку по обществознанию (7 класс) на тему
Цель: Понимать взаимосвязь прав и обязанностей; роль и значение реализации прав в жизни подростка.
Основные используемые понятия:
детство, несовершеннолетие, права и обязанности, законы о правах детей, Конвенция о правах ребенка, ратификация, декларация
Оборудование: пакет документов к уроку:
1. Запись песни «Мы - маленькие дети» из к/ф «Приключения Электроника».
2. «Конвенция о правах ребенка»
3. «Конституция» - выдержки из 2 главы
4. Мультимедийная презентация «Подросток и его права»
Форма урока: комбинированный урок
План урока
1. Понятие «детство» и отношение к детству в разные периоды истории.
2. Права подростков.
3. Защита прав подростка. Международные документы о правах детей.
4. Обязанности граждан РФ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podrostok_i_ego_prava.rar | 350.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Подросток и его права
Цель: Понимать взаимосвязь прав и обязанностей; роль и значение реализации прав в жизни подростка.
Основные используемые понятия:
детство, несовершеннолетие, права и обязанности, законы о правах детей, Конвенция о правах ребенка, ратификация, декларация
Оборудование: пакет документов к уроку:
- Запись песни «Мы - маленькие дети» из к/ф «Приключения Электроника».
- «Конвенция о правах ребенка»
- «Конституция» - выдержки из 2 главы
- Мультимедийная презентация «Подросток и его права»
Форма урока: комбинированный урок
План урока
- Понятие «детство» и отношение к детству в разные периоды истории.
- Права подростков.
- Защита прав подростка. Международные документы о правах детей.
- Обязанности граждан РФ.
Ход занятия
I. Организационный момент. Мотивация.
- Здравствуйте, ребята.
Звучит запись песни «Мы - маленькие дети» из кинофильма «Приключения Электроника».
Учитель: Знакомая песенка? Из какого кинофильма?
Наверно, каждый из вас бывал в такой ситуации, о которой поется в песне. Родители просят вас что-то сделать или заставляют учить уроки, а вы говорите: «Я еще маленький и хочу гулять»? Но когда вы хотите посмотреть фильм или прийти с прогулки позже обычного, то вы говорите родителям: «Я уже взрослый!»
Так все-таки, как к вам относиться? Как к взрослым или как к детям?
II. 1. Учитель: Вспомните материал уроков обществознания и скажите, что называется «детством»?
(Детство - особая стадия развития человека, когда он познает мир, учится быть взрослым)
Чем ребенок отличается от взрослого человека?
(Ребенок не обладает самостоятельностью, все решения за него принимают взрослые, дети нуждаются в опеке и защите.)
- Кто такие дети, ребенок? (ответ: ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия);
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (формулируем тему урока)
Тема нашего занятия «Подросток и его права».
Учитель: главная задача – не только познакомиться с правами подростков, но и понять необходимость соблюдения прав других людей и выполнения своих обязанностей.
Историческая справка:
Слово «ребенок» имеет интересное происхождение. Например, в Средние века во французском языке слово «дитя» означало человека низкого происхождения, зависимого: лакея, солдата, слугу.
До 18 века в английском языке слово «бой» мальчик относилось не только к ребенку, но и к мужчине до 50 лет, находящемуся в зависимом положении.
Русское слово «ребенок», вероятно, произошло от «раба» - зависимого или от «orbus» осиротевшего, потому что именно сироты выполняли самую тяжелую работу, «рабскую работу» по дому.
Древнее слово «отрок», буквально «не имеющий права голоса», означало и дитя, и подростка, и юношу.
Учитель: Вспомним из уроков истории как относились к детям в разные периоды истории? Например, в древней Спарте или в России 16 века?
Выслушав ответы учащихся, учитель предлагает им ответить на вопрос:
Изменилось ли со временем, по-вашему мнению, отношение общества к детям? (Изменения в обществе привели к пониманию ценности человеческой, а значит и детской жизни).
2. Учитель: Какие ассоциации возникают у вас при слове «права человека»?
Ответы учащихся.
Итак, мы выяснили, что права человека – это возможность что-либо делать, поступать определенным образом, иметь что-то.
- Какие же права имеет подросток? Сейчас мы с вами проведем исследование и познакомимся с ними. Но прежде ответьте мне:
- Где зафиксированы основные права и обязанности граждан РФ? (В Конституции, главе 2)
- Что такое Конституция? (Основной закон нашей страны)
- Когда она была принята? (12 декабря 1993г.)
Задание: Работая с главой 2 Конституции РФ и текстом паpаграфа 18 составьте таблицу Права детей (1 колонку)
Права детей | |
Право на жизнь | |
Право знать своих родителей | |
Право на личную жизнь | |
Право выбирать место своего жительства | |
Право на труд | |
Право на отдых и досуг | |
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь | |
Право на социальное обеспечение | |
Право на образование | |
Свобода мысли, совести и религии |
Учитель: Усложним задачу: Перечислите, какими из прав вы реально пользуетесь в жизни.
-Какими редко? Почему?
Выслушиваются мнения ребят.
3. Защита прав подростка. Международные документы о правах подростка.
Учитель: Но права можно написать на бумаге и благополучно забыть о них.
- Как вы думаете, каким образом и кто может защитить ваши права?
В ответах учеников прозвучали следующие версии:
• Самозащита.
- Правозащитные и иные органы государства.
- Международные правовые документы.
- Семья.
Обратите, ребята, внимание на Международные правовые документы, защищающие ваши права.
На слайде:
- Какой из них, по-вашему мнению, является основным для вас?
Мини-лекция «Конвенция о правах ребенка»
Учитель: Ребята, все права детей всего мира записаны в специальном документе - Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций.
К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».
Конвенция - это соглашение, договор. Этот документ называют главным детским законом или мировой Конституцией прав ребенка.
Все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей. В их числе и Россия. А это значит, что наше государство обязуется уважать права ребенка и делать все для того, чтобы они стали реальными, чтобы не нарушались.
Самая важная цель Конвенции состоит в следующем: взрослые обязаны признать, что каждый ребенок - это полноценная и полноправная личность, а не собственность родителей или государства. И эта личность имеет свои права и обязанности. Всего в Конвенции 54 статьи. Они содержат подробный перечень прав ребенка.
Учитель: В 1990 году Россия ратифицировала Конвенцию о правах детей, а значит, обязалась привести все свое законодательство в соответствие с международными требованиями.
В России для защиты прав детей при Президенте РФ введена должность Уполномоченного по правам ребенка.
4. Обязанности подростков как граждан России.
Учитель: Итак, государство предоставляет своим гражданам множество прав. С основными правами детей мы познакомились. Вот они перед вами – на слайде.
- А что должен делать гражданин в ответ на те права, которые предоставляет ему государство?
Выслушиваются ответы учеников.(выполнять свои обязанности)
На предыдущем уроке вы знакомились с обязанностями граждан России.
Назовите мне их, чтобы закончить заполнение таблицы.
Ответы детей. По окончании на слайде появляется таблица:
Права детей | Обязанности граждан РФ |
Право на жизнь | соблюдать законы государства |
Право знать своих родителей | платить налоги, сборы |
Право на личную жизнь | защищать Отечество |
Право выбирать место своего жительства | сохранять природу |
Право на труд | заботиться о детях и нетрудоспособ ных родителях |
Право на отдых и досуг | беречь памятники культуры |
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь | получить основное общее образование |
Право на социальное обеспечение | |
Право на образование | |
Свобода мысли, совести и религии, своего мнения |
- А какие обязанности есть у вас, подростков? Какие вы пока еще не выполняете ввиду неполной дееспособности.
Проверка выполнения задания. Работа с понятием.
Учитель: Представьте себе, что вы присутствуете на заседании дискуссионного клуба, где обсуждаются следующие вопросы:
- Как вы считаете, бывают ли права без обязанностей, а обязанности без прав?
Определите свою позицию и аргументируйте ее.
Обсуждение проблемы и подведение итогов.
Учитель: Следовательно, наличие огромного количества прав не предполагает анархии и беспорядка. Однако появляется проблема границ свободы, возможности и разумности ее определенных ограничений.
Хорошо известна одна история о хулигане, утверждавшем, что будучи свободным гражданином, он может двигать своим кулаком в любом направлении, но судья мудро ответил: «Свобода движения кулака ограничена положением носа вашего соседа». Давайте проверим это на практике.
Физминутка. Прошу вас сесть прямо, расправить плечи и развести руки в сторону.
- Спасибо. Что вы почувствовали?
5. Ролевая игра «Юридическая консультация»
Учитель: Всяким правом, всякой свободой надо уметь пользоваться культурно. Полезно помнить, что и другие люди имеют такие же права. Предлагаю вам провести ролевую игру «Юридическая консультация». Давайте попробуем применить полученные знания. Задание: Итак, на ваших столах лежат документы, защищающие ваши права. На основании предложенных документов разберите ситуации, предложенные группам.
Обсуждение и решение ситуаций групп с обоснованием, ссылкой на Конституцию или Декларацию о правах ребенка
Задание 1 группе:
Ситуация № 1
Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
С ы н. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!
Учитель. Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
Дети. Сын нарушает право соседей на отдых в тишине (Ст. 37 КонституцииРФ). Он не уважает права других людей.
Ситуация № 4
Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка
запрещено насилие над детьми!
Учитель. Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.
Дети. Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса).
Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе.
Ее права действуют, если не нарушают права других!
Задание 2 группе:
Ситуация № 2.
Бойкий мальчик Дима, прочитав о том, что он имеет полное право свободно выражать свое мнение, начнет на любом уроке «реализовывать свое право», то и дело, перебивая учителя, задавая ему десятки вопросов, споря с ним по поводу и без повода.
- Дима, ты мешаешь мне работать, - скорее всего, скажет в этом случае учитель.
-А я имею такое право, вот в ст. 12, 13, 14 Конвенции о правах ребенка об этом сказано, - ответит Дима.
Вопрос: Что вы ответите Диме в этой ситуации?
Дети: Другие ученики имеют право на образование (ст.43 Конституции РФ). А он мешал учителю вести урок и нарушал их права.
Ситуация № 5
Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики!
Ведь дети ее только что помыли!
И в а н о в. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым
делом – рисованием!
Учитель. Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?
Д е т и. А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права
других учеников.
Задание 3 группе:
Ситуация № 3
Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?
С ы н. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает
использовать труд детей!
Учитель. Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав?
Примерные ответы детей:
- Нет, он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор вынести - за собой. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству.
- Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать ее право и помогать ей.
Ситуация № 6.
Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?
П е т р о в. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
Учитель. Правильно ли рассуждает Петров?
Дети. Его одноклассники имеют право на образование(ст.43 Конституции РФ). А он бегал и нарушал их права.
Петров не уважает права других людей.
Учитель: Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих ситуаций?
Дети. Конвенцию «О правах ребенка».
Учитель. А чего они совершенно не знают?
Дети. Они не знают, что обязаны уважать права других людей.
Учитель: Обратите внимание - обязанностей у вас не меньше, чем прав. Как вы думаете, чем это можно объяснить? Ответы детей.
Учитель: Какое же правило должен помнить человек при взаимоотношениях с другими людьми?
Статья 29 Всеобщей Декларации прав человека: «Каждый человек обязан уважать права других, уважать общество…» Следовательно, речь идет и об ответственности подростка.
III. Подведение итогов занятия
Вернемся к главному вопросу нашего урока и сделаем вывод.
Что делать, чтобы люди уважали права детей?
Учащиеся предлагают вывод занятия, который после доработки формулируется учителем:
Вывод:
Если ты хочешь, чтобы уважали твои права - уважай права других людей.
IV.Рефлексия
- Что вы узнали нового?
- Чем ребенок отличается от взрослого человека?
— Почему потребовалось создание специального закона, защищающего права детей?
—Как называется международный закон, защищающий права детей? Когда он был принят?
— Ребята, понравилось ли вам выступать в роли юристов?
— Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права?
Примерные ответы детей:
- Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.
- Понравилось разбирать ситуации, разъяснять права.
- Свои права знать нужно, но нужно помнить и про обязанности, не нарушать прав других людей.
Домашнее задание: § 18
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Подросток и трудовое право»
Урок по теме "Подросток и трудовое право". Урок изучения нового материала. Содержит основные вопросы трудового законодательства, моделирование правовых ситуаций....
Презентация. Урок-дискуссия: "Подросток и его права"
В презентации даётся определение, что такое дискуссия. Выявляются права подростка...
Конспект открытого урока "Подросток и его права"
Ф.И.О. Курова Елена Валентиновна, учитель истории и обществознания ОУ: ГБОУ СОШ №10 «ОЦ ЛИК» г.о. Отрадный Предмет: обществознание Класс: 7Т...
Подросток и его права 7 класс
Цель:ОбучающаяПознакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка.РазвивающаяРазвивать у учащихся умение анализировать полученную информацию, выделять в ней ...
Консультация "Подросток и взрослый:правила взаимодействия"
Консультация поможет педагогам и специалистам, работающим с подростками, повысить свою компетентность в вопросах воспитания подростков, расширит представления об особенностях подросткового перио...
Игра "Подросток и его права"
Цель: повышение правовой культуры воспитанников, эффективности профилактики и предупреждения преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, развитие навыков работы в команде....
"Подросток в мире прав".
10.05.2023 года с подростками проведено мероприятие "Подросток в мире прав". Задачами мероприятия являлось: 1.Познакомить несовершеннолетних с разными аспектами последствий правонарушений, с...