Урок «Подросток и трудовое право»
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме

Григорьева Светлана Юрьевна

Урок по теме "Подросток и трудовое право". Урок изучения нового материала. Содержит основные вопросы трудового законодательства, моделирование правовых ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podrostok_i_trudovoe_pravo_grigoreva.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Подросток и трудовое право»

Жанр:  урок

Автор: Григорьева С.Ю..

Дата разработки: 2011г., ноябрь

Класс: 9 класс

Ожидаемые результаты:

Личностные

-сознательное отношение к правам и обязанностям работника;

- развитие различных сторон жизни общества

- направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни

Предметные:

- рассказывать об основных правах и обязанностях, и особенностях правового положения несовершеннолетних работников

- усвоение основных норм и правил трудового права, осознание их роли в регулировании трудовых отношений

- умение применять эти нормы и правила в конкретных ситуациях, для защиты своих права в области трудового права

- знание особенности труда как одного из основных видов деятельности

- понимание значения коммуникаций в межличностных отношениях

Метапредметные

- способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать модель поведения и способы своей деятельности

- умение выполнять практические задачи, выбирать верные критерии для объяснения положений

- умение организовывать свою деятельность

Оборудование: 

1) высказывания:

                              «Труд облагораживает человека» В.Г.Белинский.

                               «Без труда не может быть чистой и радостной жизни»    

                               А.П.Чехов

 2) схемы:

                               «Права работника», «Обязанности работника», «Источники                      

                               трудового права», «Порядок расторжения трудового    

                               договора», «Участники трудовых отношений».

3) раздаточный материал:

                               задачи, тесты, извлечения из Конституции РФ и КЗоТ

4) мультимедиа (презентация к уроку)

Ход урока: 

1. Актуализация опорных знаний.

          Всем нам известно, какое значение играет право в нашей жизни. Все мы хотим жить в правовом государстве. Хотим, чтобы соблюдались и защищались наши права.

          Для определения темы и целей нашего урока, мне бы хотелось  предложить вам несколько ситуаций, с которыми вы могли уже встретиться или встретитесь в будущем.

Разыгрываются  диалоги.

1.

Кирилл: Здравствуйте, я хотел бы поступить на работу курьером в вашу редакцию, так как знаю, что у вас есть вакансия для несовершеннолетних работников.

Редактор: Молодой человек, откуда у вас такая информация?

Кирилл: Об этом я узнал на молодёжной бирже труда.

Редактор: Да в нашей редакции есть место для подростков, но мне не выгодно принимать Вас на работу. Поэтому, извините, я вам отказываю,

2.

Чертежница конструкторского бюро Таня, 17 лет: Подпишите, пожалуйста, заявление на очередной отпуск. Я проработала в бюро 9 месяцев и имею право на ежегодный оплачиваемый отпуск.

Начальник бюро: Нет, я не имею права подписать Вам это заявление, так как очередной отпуск за первый год работы может быть предоставлен только по истечении 11 месяцев непрерывной работы.

3.

Вечером в семье Игнатовых разгорелся спор. Дело в том, что 17-ти летняя

Ира, окончив школу, решила пойти работать; её знакомые предложили

девушке устроиться на работу в ночной клуб — сначала помогать на кухне, а там видно будет.

- Ира, не смей даже об этом думать, - кричал отец Иры, - это не место для

девчонки!

- Папа, ну почему! Там очень красиво, музыка играет, люди такие нарядные.

- Я всё равно пойду! — со слезами в голосе говорила Ира.

- Ирочка! Отец прав, - пыталась убедить дочь мама, - ну подумай, чему ты

там можешь научиться?!

- Мама, вы с папой отстали от жизни, ничего не понимаете, я уже взрослая,

сама за себя решаю. Я так решила, - говорила Ира.

На следующий день вечером, когда Ира вернулась домой, родители сидели на кухне, ждали её...

Объявление темы, учебных результатов, хода урока.

Как, по-вашему, о чём шла речь в этих диалогах?

Как бы вы сформулировали тему нашего урока?

               В жизни каждому выпадает свой путь, своя судьба. Многое зависит от самого человека, от его желаний, планов возможностей. Немало от внешних обстоятельств, от условий его жизни. Окончив 9 класс, девушка или юноша оказываются перед выбором: учиться дальше или начинать самостоятельный трудовой путь. Есть и третий вариант — поступить на работу и продолжать учиться вечером.

             Современная молодёжь очень требовательна.

      Какие требованная имеются у вас к законодательству о труде?

Использую прием мозгового штурма

Высказывания ребят

- хорошо оплачиваться

- удобный график, работа в свободное время

- интересный

- не очень тяжелый

- безопасный…

               Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями регулирования законом труда несовершеннолетних.

   Прием мозгового штурма – актуализация знаний полученных ранее

      Что такое отрасль права?

(Отрасль права - это совокупность правовых норм, которые    

                                   регулируют отношения в какой либо области)

Какая отрасль права будет регулировать трудовые отношения? (трудовое право)

Откуда мы с вами будем узнавать о нормах трудового права? 

Конституция, КЗоТ, Указы Президента, нормативные акты министерства, коллективные договора, приказы, распоряжения администрации предприятия — все эти документы называются источниками права.

В данном случае нам предстоит познакомиться с положениями Конституции и Отдельными статьями Кодекса Законов о труде и решать практические задачи.

Как вы думаете, почему мы будем с вами обращаться только к этим документам?

Конституция — это основной закон государства и в ней содержаться общие положения,

КЗоТ— основной свод законов, регламентирующий отношения в сфере трудовой деятельности.

Изучение новой темы:

Прием работа в малых группах

Что бы узнать об особенностях правового положения несовершеннолетних работников, мы должны изучить основные правовые документы.

Перед вами на столе находятся извлечения из первоисточников.

Приступаем к изучению статьи 37 текста Конституции.

1.  3наомство с текстом Конституции РФ.

Ст.37.  Работая с текстом, отметьте права и гарантии, которыми обладает каждый человек согласно Конституции.

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещён.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающим требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы...

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Какими правами согласно статьи З7 Конституции обладает каждый человек?

(Составление кластера «Имеет право на»…)

Какие гарантии предоставляются человеку в области труда? 

(Гарантии, установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, ежегодный отпуск).

Прием работа в малых группах

Познакомимся с положениями Кодекса Законов о Труде.

2. Изучим статью 63.

Ст.63. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора.

          Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими

возраста 16 лет. В случаях получения, основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие  возраста 15 лет.

            С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и др. трудовой договор может быть заключён с учащимися, достигшими возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учёбы время лёгкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения.

Как называется данная статья?

С  какого возраста можно начинать трудовую деятельность?

Прием моделирования правовой ситуации.

(Умение решать поставленную задачу, выбирая правильные критерии оценки)

Представьте, что вы находитесь в юридической консультации и к вам

пришёл посетитель  с просьбой разрешить возникшую проблему.

Задача 1. 13-летний Д. пришёл наниматься  на работу грузчиком в магазин, родители дали согласие на то, чтобы ребёнок работал в свободное от учебы время.

Ответьте на вопрос посетителя, примут  его на работу или нет? 

При ответе необходимо опираться на правовую норму.

3. Работа с текстом КЗоТ.

Ст.94. Продолжительность ежедневной работы (смены).                          

           Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

для работников в возрасте от 15 до 16 лет 5 часов, в возрасте от 16 до 18 лет — 7 часов, для учащихся... совмещающих в течение учебного года учёбу с работой, в возрасте от 14 до 16 лет — 2,5 часа, в возрасте от 16 до 18 лет — 3,5 часа.

И снова к нам в юридическую консультацию пришёл посетитель.

Задача 2. 15- летний К. в свободное от учёбы время работает курьером по доставке почты. Начальник почтового отделения установил для подростка рабочий день продолжительностью 4 часа.

Правомочны ли действия начальника почты?

4. Работа с текстом КЗоТ.

Ст. 122 Порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков.  

               Оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у

работника по истечении б месяцев его непрерывной работы в данной организации.

             До истечения б месяцев непрерывной работы оплачиваемый отпуск по заявлению работника должен быть предоставлен:

Работникам в возрасте до 18 лет...

Ст. 267. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до 18 лет.

             Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до 18 лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время.

Задача З. 17 летний чертежник Волков проработал в учреждении 9 месяцев и подал заявление о предоставлении ему очередного отпуска в летнее время. Начальник отдела, ссылаясь на то, что во - первых, летом и так много сотрудников находится в отпуске он отпустить Волкова в очередной отпуск не может а, во-вторых, для того, что бы пойти в отпуск необходимо проработать в учреждении 11 месяцев.

Соответствовало ли закону решение начальника отдела?

4. Работа с КЗоТ.

Ст. 70. Испытание при приёме на работу.

              При заключении трудового договора соглашением сторон может быть обусловлено испытание работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе.

              Испытание при приёме на работу не устанавливается для:

лиц, не достигших возраста 18 лет;

молодых специалистов впервые поступающих на работу...

Задача 4. Несовершеннолетний Потапов устроился на предприятие «Луч». В распоряжении о приеме на работу с его согласия было указано условие об испытательном сроке продолжительностью 3 месяца. По истечении 3-х месяцев работника уволили, признав  неудовлетворительным результат испытания.

Правомерно ли был уволен Потапов? Почему?

Задача 5. Ольга после окончания библиотечного колледжа заключила трудовой договор с администрацией библиотеки.  В договор было включено условие об испытательном сроке.

Правомерно ли включение такого условия в данном случае в трудовой договор?

           Я думаю, посетители нашей юридической консультации остались довольны, они получили квалифицированную помощь и чётко усвоили, на что имеет право несовершеннолетний работник.

Как вы думаете, почему закон защищает несовершеннолетних в области труда?

             Каждый из вас знает, что нет прав без обязанностей. Обладая правами, подразумевается, что человек должен соблюдать и определённые обязанности. Не исключение и правовое регулирование трудовых отношений.

Как вы думаете, какие обязанности должен иметь каждый работник?

5. Работа с текстом КЗоТ.

Ст. 21. Основные права и обязанности работника.

           Работник обязан:

добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации; соблюдать трудовую дисциплину;

выполнять установленные нормы труда;

соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда; бережно относиться к имуществу работодателя и других работников.

Задача 6. 16-ти летний слесарь Павлов опоздал на работу. Директор завода попросил Павлова написать объяснительную записку и объявил ему выговор в приказе. Павлов написал объяснительную записку, но с объявлением выговора не согласился и пообещал обжаловать действия директора завода, поскольку, по мнению юноши, несовершеннолетние не подлежат дисциплинарным наказаниям за мелкие проступки.

Прав ли слесарь Павлов?

Какой вывод следует из этой ситуации?

Если в области прав трудовое законодательство даёт преимущество несовершеннолетним, то в области обязанностей существует равенство. Вернёмся к нашим диалогам, с которых мы начали урок.

Подведение итогов. 

-  Кто из вас желает подвести итог сегодняшнего урока?

Несовершеннолетние работники пользуются преимущество в области трудовых отношений, у них имеется много льгот, у них больше прав, но вот обязанности у подростков такие же как и у взрослых работников

5. Домашнее задание.

Написать эссе на  тему «Подросток и право на труд»

( что меня устраивает или неудовлетворяет в правовом положении, как несовершеннолетнего работника, что бы я хотел изменить в трудовом законодательстве ит.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Труд и трудовое право

Конспект урока обществознание в 9 классе...

"Трудовое право" - урок по праву в 11 классе

Урок нацелен на расширение, обобщение и систематизацию знания обучающихся об отраслях права, роли трудового права в жизни человека...

Конспект открытого урока "Подросток и его права"

Ф.И.О.   Курова Елена Валентиновна, учитель истории и обществознания  ОУ: ГБОУ СОШ №10 «ОЦ ЛИК» г.о. Отрадный  Предмет:    обществознание Класс:    7Т...

урок по теме "Трудовое право"

урок по теме "Трудовое право"...

Урок по теме "Трудовое право"

Урок в 9 классе из раздела "Право"....

Конспект урока обществознания с использование информационно-коммуникационных технологий. Тема. Трудовое право. Трудовые отношения.

Урок должен содействовать формированию представлений учащихся о трудовом законодательстве и роли труда в жизни человека. Ожидаемые результаты: учащиеся овладевают знаниями в области трудовых прав ...

Конспект открытого урока по теме "Трудовое право"

Размещённый материал включает развёрнутый конспект урока для 9 класса по теме "Трудовое право"....


 

Комментарии

Игошева Надежда Антоновна

БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ, ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ.