Мастер - класс «Индивидуальный образовательный маршрут при подготовке к ОГЭ с использованием педагогических технологий».
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс) на тему
Использование интерактивных технологий при подготовке учащихся к ОГЭ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16
352947, Г. Армавир, х. Красная Поляна,
ул. Советская, 47
Авторы:
Маслова Тамара Дмитриевна – заслуженный учитель Кубани.
Мешайкин Павел Михайлович- учитель истории и обществознания высшая квалификационная категория.
Мастер - класс «Индивидуальный образовательный маршрут при подготовке к ОГЭ с использованием педагогических технологий».
г. Армавир 2017 год.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ:
Использование интерактивных технологий при подготовке учащихся к ОГЭ.
Цель:
Применение на практике интерактивных технологий при подготовке учащихся к ОГЭ при построении индивидуальных образовательных маршрутов.
Задачи:
1.Возможности использования интерактивных технологий в работе учителя при подготовке к ОГЭ.
2.Раскрытие индивидуального потенциала каждого ученика и привлечение его к усвоению учебного материала при подготовке к ОГЭ, на основе дифференцированного подхода с использованием интерактивных технологий.
Использование интерактивных технологий при подготовке к ОГЭ и позволяет раскрыть потенциал каждого ученика, привлечь его к усвоению материала и получить качественный результат в короткие сроки, особенно при подготовке учащихся с заниженной мотивацией обучения. Поскольку именно эти дети имеют слабо развитое мышление, что является причиной слабого усвоения даже базового материала ОГЭ. Для подготовки можно использовать элементы технологий: КСО, кейс, дифференцированного обучения. Далее мы предлагаем алгоритм подготовки к ОГЭ с использованием групповой работы (КСО) с заданиями в мини – кейсах (кейс – технология) с учетом дифференцированного подхода к освоению материалов ОГЭ базового, повышенного и высокого уровня сложности.
Техника интерактивной подготовки состоит из нескольких этапов и проходит в формате субъект – субъект. Учащиеся самостоятельно работают над заданиями, учитель направляет и корректирует работу, консультирует, вводит в таблицу оценки базового, высокого и повышенного уровня. После работы каждый учащийся вносит данные в раздел «Самооценка», выданной учителем таблицы.
Предварительно дается общая проверочная работа, в результате которой определяется уровень усвоения материала каждого ученика на основании которого далее класс делится на группы:
- Группы, осваивающие базовый уровень, как правило - это учащиеся с заниженной мотивацией обучения. Для них готовятся мини – кейсы с заданиями – аналогами базовому уровню, отрабатываются, а затем берутся тесты из демоверсий, результаты отражаются в таблице.
- Группы, освоившие базовый уровень и осваивающие повышенный уровень. Для них готовятся мини – кейсы с заданиями альтернативными, аналогичными, на соответствие, задания отрабатываются, а затем ведется работа с демоверсиями. Результаты отражаются в таблице.
Учащиеся с высоким уровнем мотивации к обучению должны заниматься в отдельной группе. Работают по демоверсиям и кейсами с заданиями высокого и повышенного уровней сложности.
Усвоение базового уровня.
Ф.И.О. учащегося | Самооценка | Оценка учителя | Итого баллов | ||
оценка | баллы | оценка | баллы | ||
Такие же таблицы для высокого и повышенного уровней.
После каждой подготовки подводятся итоги, которые вносятся в общую итоговую таблицу, где отражены индивидуальные достижения учащихся при подготовке к экзаменам.
Ф.И.О. учащихся | Базовый уровень | Демоверсия | Повышенный уровень | Демоверсия | Высокий уровень | Полная демоверсия | ||||||
Раздел I | Раздел II | Раздел III | Раздел I | Раздел II | Раздел III | Раздел I | Раздел II | Раздел III | ||||
Если учащиеся освоили тот или иной кейс, ему предоставляется право выбора, в какой группе он будет работать.
Практическая часть.
Пример содержания мини-кейса базового уровня.
Часть 1
Вариант № 1057458
1. Задание 1 № 621
В узком смысле слова под обществом следует понимать
1) территорию, имеющую определенные границы
2) социальную организацию страны
3) объединение любителей старинных книг
4) политическую организацию государства
Ответ: 3
2. Задание 2 № 901
Эти потребности человека выражаются в стремлении сохранить и защитить свою жизнь, своих родных и жилище от вторжения, стихийных бедствий, дискомфорта. Это
1) духовные потребности
2) социальные потребности
3) физиологические потребности
4) потребности в безопасности
Ответ: 4
3. Задание 3 № 1896
Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу?
1) купание верующих в проруби в праздник Крещения
2) покупка гражданами одежды из искусственного меха
3) открытие выставки художников-маринистов
4) создание сети национальных парков и заповедников
Ответ: 4
4. Задание 4 № 1519
Верны ли следующие суждения о деятельности?
А. Деятельность человека и активность животного не имеют отличий.
Б. Деятельность человека направлена на удовлетворение его потребностей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 2
5. Задание 5 № 1587
Право человека иметь собственное мнение, любые убеждения и следовать им называется
1) патриотизмом
2) свободой совести
3) эгоизмом
4) гуманизмом
Ответ: 2
6. Задание 6 № 948
Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.
Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 3
7. Задание 7 № 658
Переполнение сферы обращения бумажными деньгами из-за их чрезмерного выпуска по сравнению с потребностями, выраженными в действительных деньгах — золоте, называется
1) дефицитом
2) инфляцией
3) девальвацией
4) конкуренцией
Ответ: 2
8. Задание 8 № 907
Что относится преимущественно к экономической сфере общества?
1) потребление духовных ценностей
2) распределение материальных благ
3) создание правовых норм
4) обмен культурными достижениями
Ответ: 2
9. Задание 9 № 1653
В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет рыночный характер?
1) Государство устанавливает размер заработной платы работникам.
2) Министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную прибыль.
3) Несовершеннолетним работникам предоставлены льготные условия труда.
4) Производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить.
Ответ: 4
10. Задание 10 № 1494
Верны ли следующие суждения?
А. В условиях рыночной экономики невозможно существование государственной собственности.
Б. Государственная собственность является основой командной экономики.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 2
11. Задание 11 № 1873
Что отличает семью от других малых групп?
1) совместное проведение досуга
2) совместное ведение хозяйства
3) общие интересы
4) наличие групповых правил и норм
Ответ: 2
12. Задание 12 № 1625
Примером какой социальной нормы является выражение «платье невесты должно быть белым»?
1) моральной
2) традиции
3) религиозной
4) эстетической
Ответ: 2
13. Задание 13 № 292
Верны ли следующие суждения об этносах?
А. Племена, народности, нации — это виды этносов.
Б. Членов любой этнической общности объединяет единство языка, верований и гражданства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 1
14. Задание 14 № 324
Признаком любого государства является
1) многопартийность
2) разделение властей
3) суверенитет
4) парламентаризм
Ответ: 3
15. Задание 15 № 728
В государстве Н. существуют президент и парламент. При этом правительство формируется на парламентской основе, то есть из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте. Правительство государства Н. ответственно перед парламентом. В условиях какой формы правления возможна подобная ситуация?
1) конституционной монархии
2) парламентской республики
3) абсолютной монархии
4) президентской республики
Ответ: 2
16. Задание 16 № 450
Верны ли следующие суждения о политике?
А. Любые властные отношения носят политический характер.
Б. Политика как сфера общественной жизни сложилась в индустриальном обществе.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 4
17. Задание 17 № 141
Административным проступком является
1) безбилетный проезд в автобусе
2) неуплата алиментов
3) отказ вернуть долг соседу
4) опоздание на учёбу
Ответ: 1
18. Задание 18 № 483
Что относится к полномочиям Президента Российской Федерации?
1) определение основных направлений внутренней политики
2) разработка и принятие законов
3) управление федеральной собственностью
4) разработка и исполнение бюджета РФ
Ответ: 1
19. Задание 19 № 50
В каком из приведённых случаев вступает в действие Закон РФ «О защите прав потребителей»?
1) Склад принял на хранение партию продуктов, не имеющих сертификата соответствия.
2) Гражданин приобрёл для личного пользования автомобиль, в котором была обнаружена бракованная деталь.
3) Гражданин приобрёл для перепродажи в другом городе партию оказавшегося недоброкачественным товара.
4) Фирма поставила аптекам города партию лекарств с истекшим сроком годности
Ответ: 2
20. Задание 20 № 919
Верны ли следующие суждения о конституции?
А. Конституция обладает высшей юридической силой.
Б. Конституция является сводом всех законов государства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 1
Источник: https://soc-oge.sdamgia.ru
Карточка учета
№ задания | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 |
Ф.И.ученика | Ф.И.ученика | Ф.И.ученика | |
Всего баллов | |||
Оценка |
Шкала перевода набранных баллов в школьную отметку:
20-17 баллов = отметка 5
16-12 баллов = отметка 4
11-9 баллов = отметка 3
Проверил________________________________________________________
Часть 2.
21. Задание 21 № 1474
В приведённом списке указаны черты сходства и черты различия между прямыми и косвенными налогами. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия.
1) обязательный безвозмездный платеж
2) устанавливается в виде надбавки к цене или тарифу
3) не могут быть переложены на других лиц
4) взимаются как с юридических, так и с физических лиц
Черты сходства | Черты отличия | ||
Ответ: 1423
22. Задание 22 № 394
Установите соответствие между наказаниями и видами правонарушений: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
НАКАЗАНИЕ |
| ВИД ПРАВОНАРУШЕНИЕ |
А) судимость Б) выговор В) лишение свободы Г) предупреждение |
| 1) преступление 2) проступок |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
|
|
|
|
Ответ: 1212
23. Задание 23 № 1321
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Каждый возраст хорош по-своему. (Б) Подростковый возраст — переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. (В) Также в это время происходит развитие личности человека.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
А | Б | В |
|
|
|
Ответ: 211
24. Задание 24 № 1699
Учащиеся 9 «А» и 9 «Б» классов решали обществоведческую задачу: «15-летний Иван учится в 9 классе. Он хочет поработать в свободное от учёбы время. Вправе ли он заключить трудовой договор?» Результаты выполнения задачи (в % от числа решавших задачу) приведены в таблице.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Наименьшая доля учеников в каждом из классов выбрали правильный ответ.
2) Ученики 9 «Б» выполнили работу лучше, чем ученики 9 «А», обосновав свой ответ тем, что это должен быть лёгкий труд, не причиняющий вреда их здоровью.
3) Ученики 9 «А» выполнили работу лучше, чем ученики 9 «Б», указав, что заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.
4) Лишь каждый десятый из учащихся обоих классов указал правильное условие заключения трудового договора.
5) В 9 «Б» правильный ответ дали больше учащихся, чем в 9 «А».
Ответ: 24
25. Задание 25 № 1825
В стране Z был проведён опрос совершеннолетних граждан о том, какой подход к проблеме прав человека является более правильным. Результаты опроса по двум возрастным группам (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме.
Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Опрошенные обеих групп абсолютно безразличны к проблеме прав человека.
2) Как у людей среднего возраста, так и у людей постарше нет единого подхода к проблеме прав человека.
3) Люди более старшего возраста проявляют большую политическую активность, чем граждане среднего возраста.
4) В стране Z отсутствует гражданское общество.
5) Люди среднего возраста в большей мере, чем люди постарше, готовы отстаивать свои интересы даже в ущерб интересам государства.
Ответ: 25
Источник: https://soc-oge.sdamgia.ru
Карточка учета
№ задания | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 |
Ф.И.ученика | Ф.И.ученика | Ф.И.ученика | |
21 | |||
22 | |||
23 | |||
24 | |||
25 | |||
Всего баллов | |||
Оценка |
Шкала перевода набранных баллов в школьную отметку:
6 баллов = отметка 5
5-4 балла = отметка 4
3 балла = отметка 3
Проверил________________________________________________________
Часть 3
Пример содержания мини-кейса повышенного уровня.
26. Задание 26 № 1448
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Любая концепция человека исходит из наличия в нём природного и разумного. С этим связано различие дисциплин, изучающих человека. Разумная сторона исследуется философией и другими гуманитарными дисциплинами, а животная — биологией, медициной и другими науками.
Целостный образ человека складывается как сумма этих познаний. Но две стороны человеческой природы расцениваются далеко не как равные. Согласно философии, только разум является определяющим в человеке, ибо подчиняет страсти души и контролирует телесное поведение. Биология, наоборот, объявляет главной другую половину, считает человека высшим животным, разум которого генетически зависит от природы...
Однако и философия, и религия, и биология одинаково возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие. Таким образом, проблема состоит не в том, чтобы примирить эти подходы путём простого суммирования накопленных ими знаний, а в том, чтобы выйти на новое определение человека и вписать его в природу без того, чтобы переоценивать его своеобразие: человек противостоит остальной природе не как житель иного, высшего мира, а как существо, в котором осуществляется план самой природы.
(по Б.В. Маркову)
27. Задание 27 № 1449
Какие две группы наук о человеке выделяет автор? Как расценивается человеческая сущность науками, входящими в каждую из этих групп?
28. Задание 28 № 1450
Автор пишет, что «и философия, и религия, и биология возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие». Приведите по одному примеру, подтверждающему утверждение автора.
29. Задание 29 № 1451
Автор пишет, что человек противостоит остальной природе не как житель иного, высшего мира, а как существо, в котором осуществляется план самой природы. Какая глобальная проблема порождается деятельностью человека, в основе которой лежит убеждение, что люди могут распоряжаться природой как существа иного, высшего мира? Приведите любые два примера решения современным обществом этой проблемы и объясните, как каждый из приведённых вами примеров иллюстрирует преодоление человечеством подобного подхода к природе.
30. Задание 30 № 1452
Укажите объекты изучения гуманитарных и общественных наук? Приведите примеры.
31. Задание 31 № 1453
Автор пишет, что «любая концепция человека исходит из наличия в нём природного и разумного». Приведите по два примера наличия в человеке этих двух сторон — природной и разумной.
Источник: https://soc-oge.sdamgia.ru
Карточка учета
№ задания | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 |
Ф.И.ученика | Ф.И.ученика | Ф.И.ученика | |
26. | |||
27. | |||
28. | |||
29. | |||
30. | |||
31. | |||
Всего баллов | |||
Оценка |
Шкала перевода набранных баллов в школьную отметку:
13-10 баллов = отметка 5
9-8 баллов = отметка 4
7-6 баллов = отметка 3
Проверил________________________________________________________
После проведения работы по индивидуальному маршруту дается контрольное задание по демоверсии, и итоги выставляются в общий экран успеваемости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов при подготовке к ЕГЭ
Мастер-класс в рамках подготовки к ЕГЭ. В этой разработке я делюсь с вами тем, как я готовлю детей с разным математическим уровнем к успешной сдаче единого государственного экзамена....
Проект «Использование технологии индивидуального образовательного маршрута при подготовке к ЕГЭ по русскому языку»
Проект на тему «Использование технологии индивидуального образовательного маршрута при подготовке к ЕГЭ по русскому языку» создан для более успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку учащимися вечерней...
Индивидуальный образовательный маршрут по подготовке к ОГЭ по математике
Индивидуальный образовательный маршрут по подготовки к ОГЭ по математике учащейся 9 «Б» класса...
Индивидуальный образовательный маршрут по подготовке к ОГЭ по русскому языку
подготовка слабоуспевающих учеников к сдаче огэ...
Индивидуальный образовательный маршрут для подготовки к ГВЭ 11 класс
Индивидуальный образовательный маршрут для подготовки к ГВЭ в 11 классе предназначен для подготовки к итоговой аттестации по математике. ИОМ использовался при подготовке к экзамену в форме ГВЭ в 11 кл...
Использование технологии индивидуального образовательного маршрута при подготовке к экзамену по русскому языку
Индивидуальная образовательная траектория- это право ученика на собственный путь. Результат реализации личностного потенциала ученика в образовании через осуществление соответствующих видов деят...
Построение индивидуального образовательного маршрута при подготовки к ЕГЭ с использованием портала РЕШУ ГИА
Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного проц...