Мастер - класс «Индивидуальный образовательный маршрут при подготовке к ОГЭ с использованием педагогических технологий».
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс) на тему

Использование интерактивных технологий при подготовке учащихся к ОГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 16

352947, Г. Армавир, х. Красная Поляна,

ул. Советская, 47

Авторы:

 Маслова Тамара Дмитриевна –  заслуженный  учитель Кубани.

Мешайкин Павел Михайлович- учитель истории и  обществознания  высшая  квалификационная категория.

Мастер - класс «Индивидуальный образовательный маршрут при подготовке к ОГЭ с использованием педагогических технологий».

       http://www.studio-mix.info/wp-content/uploads/2014/06/oge.jpg

г. Армавир 2017 год.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ:

Использование интерактивных технологий при подготовке учащихся к ОГЭ.

  Цель:

    Применение на практике интерактивных технологий при подготовке учащихся к ОГЭ при построении индивидуальных образовательных маршрутов.

   Задачи:

   1.Возможности использования интерактивных технологий  в работе учителя при подготовке к ОГЭ.

   2.Раскрытие индивидуального потенциала каждого ученика и привлечение его к усвоению учебного материала при подготовке к ОГЭ, на основе дифференцированного подхода с использованием интерактивных технологий.

    Использование интерактивных технологий при подготовке к ОГЭ и  позволяет раскрыть потенциал каждого ученика, привлечь его к усвоению материала и получить качественный результат в короткие сроки, особенно при подготовке учащихся с заниженной мотивацией обучения. Поскольку именно эти дети имеют слабо развитое мышление, что является причиной слабого усвоения даже базового материала ОГЭ. Для подготовки можно использовать элементы технологий: КСО, кейс, дифференцированного обучения.  Далее мы предлагаем алгоритм подготовки к ОГЭ с использованием групповой работы (КСО) с заданиями в мини – кейсах (кейс – технология) с учетом дифференцированного подхода к освоению материалов ОГЭ  базового, повышенного и высокого уровня сложности.

      Техника интерактивной подготовки состоит из нескольких этапов и проходит в формате субъект – субъект. Учащиеся самостоятельно работают над заданиями, учитель направляет и корректирует работу, консультирует, вводит в таблицу оценки базового, высокого и повышенного уровня. После работы каждый учащийся вносит данные в раздел «Самооценка», выданной учителем таблицы.

   Предварительно дается общая проверочная работа, в результате которой определяется уровень усвоения материала каждого ученика на основании которого далее класс делится на группы:

  1. Группы, осваивающие базовый уровень, как правило - это учащиеся с заниженной мотивацией обучения. Для них готовятся мини – кейсы с заданиями – аналогами базовому уровню, отрабатываются, а затем берутся тесты из демоверсий, результаты отражаются в таблице.
  2. Группы, освоившие базовый уровень и осваивающие повышенный уровень. Для них готовятся мини – кейсы с заданиями альтернативными, аналогичными, на соответствие, задания отрабатываются, а затем ведется работа с демоверсиями. Результаты отражаются в таблице.

Учащиеся с высоким уровнем мотивации к обучению должны заниматься в отдельной группе. Работают по демоверсиям и кейсами с заданиями высокого и повышенного уровней сложности.

 Усвоение базового уровня.

Ф.И.О. учащегося

Самооценка

Оценка учителя

Итого

баллов

оценка

баллы

оценка

баллы

   Такие же таблицы для высокого и повышенного уровней.

После каждой подготовки подводятся итоги, которые вносятся в общую итоговую таблицу, где отражены индивидуальные достижения учащихся при подготовке к экзаменам.

Ф.И.О. учащихся

Базовый уровень

Демоверсия

Повышенный уровень

Демоверсия

Высокий уровень

Полная демоверсия

Раздел I

Раздел II

Раздел III

Раздел I

Раздел II

Раздел III

Раздел I

Раздел II

Раздел III

   Если учащиеся освоили тот или иной кейс, ему предоставляется право выбора, в какой группе он будет работать.

Практическая часть.

Пример содержания мини-кейса базового уровня.

Часть 1

Вариант № 1057458

1. Задание 1 № 621

В узком смысле слова под обществом следует понимать

 

1) территорию, имеющую определенные границы

2) социальную организацию страны

3) объединение любителей старинных книг

4) политическую организацию государства

Ответ: 3

2. Задание 2 № 901

Эти потребности человека выражаются в стремлении сохранить и защитить свою жизнь, своих родных и жилище от вторжения, стихийных бедствий, дискомфорта. Это

 

1) духовные потребности

2) социальные потребности

3) физиологические потребности

4) потребности в безопасности

Ответ: 4

3. Задание 3 № 1896

Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу?

 

1) купание верующих в проруби в праздник Крещения

2) покупка гражданами одежды из искусственного меха

3) открытие выставки художников-маринистов

4) создание сети национальных парков и заповедников

Ответ: 4

4. Задание 4 № 1519

Верны ли следующие суждения о деятельности?

 

А. Деятельность человека и активность животного не имеют отличий.

Б. Деятельность человека направлена на удовлетворение его потребностей.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 2

5. Задание 5 № 1587

Право человека иметь собственное мнение, любые убеждения и следовать им называется

 

1) патриотизмом

2) свободой совести

3) эгоизмом

4) гуманизмом

Ответ: 2

6. Задание 6 № 948

Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

 

А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.

Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 3

7. Задание 7 № 658

Переполнение сферы обращения бумажными деньгами из-за их чрезмерного выпуска по сравнению с потребностями, выраженными в действительных деньгах — золоте, называется

 

1) дефицитом

2) инфляцией

3) девальвацией

4) конкуренцией

Ответ: 2

8. Задание 8 № 907

Что относится преимущественно к экономической сфере общества?

 

1) потребление духовных ценностей

2) распределение материальных благ

3) создание правовых норм

4) обмен культурными достижениями

Ответ: 2

9. Задание 9 № 1653

В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет рыночный характер?

 

1) Государство устанавливает размер заработной платы работникам.

2) Министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную прибыль.

3) Несовершеннолетним работникам предоставлены льготные условия труда.

4) Производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить.

Ответ: 4

10. Задание 10 № 1494

Верны ли следующие суждения?

 

А. В условиях рыночной экономики невозможно существование государственной собственности.

Б. Государственная собственность является основой командной экономики.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 2

11. Задание 11 № 1873

Что отличает семью от других малых групп?

 

1) совместное проведение досуга

2) совместное ведение хозяйства

3) общие интересы

4) наличие групповых правил и норм

Ответ: 2

12. Задание 12 № 1625

Примером какой социальной нормы является выражение «платье невесты должно быть белым»?

 

1) моральной

2) традиции

3) религиозной

4) эстетической

Ответ: 2

13. Задание 13 № 292

Верны ли следующие суждения об этносах?

 

А. Племена, народности, нации — это виды этносов.

Б. Членов любой этнической общности объединяет единство языка, верований и гражданства.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 1

14. Задание 14 № 324

Признаком любого государства является

 

1) многопартийность

2) разделение властей

3) суверенитет

4) парламентаризм

Ответ: 3

15. Задание 15 № 728

В государстве Н. существуют президент и парламент. При этом правительство формируется на парламентской основе, то есть из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте. Правительство государства Н. ответственно перед парламентом. В условиях какой формы правления возможна подобная ситуация?

 

1) конституционной монархии

2) парламентской республики

3) абсолютной монархии

4) президентской республики

Ответ: 2

16. Задание 16 № 450

Верны ли следующие суждения о политике?

 

А. Любые властные отношения носят политический характер.

Б. Политика как сфера общественной жизни сложилась в индустриальном обществе.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 4

17. Задание 17 № 141

Административным проступком является

 

1) безбилетный проезд в автобусе

2) неуплата алиментов

3) отказ вернуть долг соседу

4) опоздание на учёбу

Ответ: 1

18. Задание 18 № 483

Что относится к полномочиям Президента Российской Федерации?

 

1) определение основных направлений внутренней политики

2) разработка и принятие законов

3) управление федеральной собственностью

4) разработка и исполнение бюджета РФ

Ответ: 1

19. Задание 19 № 50

В каком из приведённых случаев вступает в действие Закон РФ «О защите прав потребителей»?

 

1) Склад принял на хранение партию продуктов, не имеющих сертификата соответствия.

2) Гражданин приобрёл для личного пользования автомобиль, в котором была обнаружена бракованная деталь.

3) Гражданин приобрёл для перепродажи в другом городе партию оказавшегося недоброкачественным товара.

4) Фирма поставила аптекам города партию лекарств с истекшим сроком годности

Ответ: 2

20. Задание 20 № 919

Верны ли следующие суждения о конституции?

 

А. Конституция обладает высшей юридической силой.

Б. Конституция является сводом всех законов государства.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 1

Источник: https://soc-oge.sdamgia.ru

Карточка учета

задания

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Ф.И.ученика

Ф.И.ученика

Ф.И.ученика

Всего баллов

Оценка

Шкала перевода набранных баллов в школьную отметку:

20-17 баллов = отметка 5

16-12 баллов = отметка 4

11-9 баллов = отметка 3

Проверил________________________________________________________

Часть 2.

21. Задание 21 № 1474

В приведённом списке указаны черты сходства и черты различия между прямыми и косвенными налогами. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия.

 

1) обязательный безвозмездный платеж

2) устанавливается в виде надбавки к цене или тарифу

3) не могут быть переложены на других лиц

4) взимаются как с юридических, так и с физических лиц

 

Черты сходства

Черты отличия

Ответ: 1423

22. Задание 22 № 394

Установите соответствие между наказаниями и видами правонарушений: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

 

НАКАЗАНИЕ

 

ВИД ПРАВОНАРУШЕНИЕ

А) судимость

Б) выговор

В) лишение свободы

Г) предупреждение

 

1) преступление

2) проступок

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

Ответ: 1212

23. Задание 23 № 1321

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

 

(А) Каждый возраст хорош по-своему. (Б) Подростковый возраст — переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. (В) Также в это время происходит развитие личности человека.

 

Определите, какие положения текста

 

1) отражают факты

2) выражают мнения

 

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

А

Б

В

 

 

 

Ответ: 211

24. Задание 24 № 1699

Учащиеся 9 «А» и 9 «Б» классов решали обществоведческую задачу: «15-летний Иван учится в 9 классе. Он хочет поработать в свободное от учёбы время. Вправе ли он заключить трудовой договор?» Результаты выполнения задачи (в % от числа решавших задачу) приведены в таблице.

 

https://soc-oge.sdamgia.ru/get_file?id=7158&png=1

 

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Наименьшая доля учеников в каждом из классов выбрали правильный ответ.

2) Ученики 9 «Б» выполнили работу лучше, чем ученики 9 «А», обосновав свой ответ тем, что это должен быть лёгкий труд, не причиняющий вреда их здоровью.

3) Ученики 9 «А» выполнили работу лучше, чем ученики 9 «Б», указав, что заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.

4) Лишь каждый десятый из учащихся обоих классов указал правильное условие заключения трудового договора.

5) В 9 «Б» правильный ответ дали больше учащихся, чем в 9 «А».

Ответ: 24

25. Задание 25 № 1825

В стране Z был проведён опрос совершеннолетних граждан о том, какой подход к проблеме прав человека является более правильным. Результаты опроса по двум возрастным группам (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме.

 

https://soc-oge.sdamgia.ru/get_file?id=7730&png=1

 

Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Опрошенные обеих групп абсолютно безразличны к проблеме прав человека.

2) Как у людей среднего возраста, так и у людей постарше нет единого подхода к проблеме прав человека.

3) Люди более старшего возраста проявляют большую политическую активность, чем граждане среднего возраста.

4) В стране Z отсутствует гражданское общество.

5) Люди среднего возраста в большей мере, чем люди постарше, готовы отстаивать свои интересы даже в ущерб интересам государства.

Ответ: 25

Источник: https://soc-oge.sdamgia.ru

Карточка учета

задания

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Ф.И.ученика

Ф.И.ученика

Ф.И.ученика

21

22

23

24

25

Всего баллов

Оценка

Шкала перевода набранных баллов в школьную отметку:

6 баллов = отметка 5

5-4 балла = отметка 4

3 балла = отметка 3

Проверил________________________________________________________

Часть 3

Пример содержания мини-кейса повышенного уровня.

26. Задание 26 № 1448

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Любая концепция человека исходит из наличия в нём природного и разумного. С этим связано различие дисциплин, изучающих человека. Разумная сторона исследуется философией и другими гуманитарными дисциплинами, а животная — биологией, медициной и другими науками.

Целостный образ человека складывается как сумма этих познаний. Но две стороны человеческой природы расцениваются далеко не как равные. Согласно философии, только разум является определяющим в человеке, ибо подчиняет страсти души и контролирует телесное поведение. Биология, наоборот, объявляет главной другую половину, считает человека высшим животным, разум которого генетически зависит от природы...

Однако и философия, и религия, и биология одинаково возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие. Таким образом, проблема состоит не в том, чтобы примирить эти подходы путём простого суммирования накопленных ими знаний, а в том, чтобы выйти на новое определение человека и вписать его в природу без того, чтобы переоценивать его своеобразие: человек противостоит остальной природе не как житель иного, высшего мира, а как существо, в котором осуществляется план самой природы.

 

(по Б.В. Маркову)

27. Задание 27 № 1449

Какие две группы наук о человеке выделяет автор? Как расценивается человеческая сущность науками, входящими в каждую из этих групп?

28. Задание 28 № 1450

Автор пишет, что «и философия, и религия, и биология возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие». Приведите по одному примеру, подтверждающему утверждение автора.

29. Задание 29 № 1451

Автор пишет, что человек противостоит остальной природе не как житель иного, высшего мира, а как существо, в котором осуществляется план самой природы. Какая глобальная проблема порождается деятельностью человека, в основе которой лежит убеждение, что люди могут распоряжаться природой как существа иного, высшего мира? Приведите любые два примера решения современным обществом этой проблемы и объясните, как каждый из приведённых вами примеров иллюстрирует преодоление человечеством подобного подхода к природе.

30. Задание 30 № 1452

Укажите объекты изучения гуманитарных и общественных наук? Приведите примеры.

31. Задание 31 № 1453

Автор пишет, что «любая концепция человека исходит из наличия в нём природного и разумного». Приведите по два примера наличия в человеке этих двух сторон — природной и разумной.

Источник: https://soc-oge.sdamgia.ru

Карточка учета

задания

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Ф.И.ученика

Ф.И.ученика

Ф.И.ученика

26.

27.

28.

29.

30.

31.

Всего баллов

Оценка

Шкала перевода набранных баллов в школьную отметку:

13-10 баллов = отметка 5

9-8 баллов = отметка 4

7-6 баллов = отметка 3

Проверил________________________________________________________

После проведения работы по индивидуальному маршруту дается контрольное задание по демоверсии, и итоги выставляются в общий экран успеваемости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов при подготовке к ЕГЭ

Мастер-класс  в рамках подготовки к ЕГЭ. В этой разработке я делюсь с вами тем, как я готовлю детей с разным математическим уровнем к  успешной сдаче единого государственного экзамена....

Проект «Использование технологии индивидуального образовательного маршрута при подготовке к ЕГЭ по русскому языку»

Проект на тему «Использование технологии индивидуального образовательного маршрута при подготовке к ЕГЭ по русскому языку» создан для более успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку учащимися вечерней...

Индивидуальный образовательный маршрут по подготовке к ОГЭ по математике

Индивидуальный образовательный маршрут по подготовки к ОГЭ по математике учащейся  9 «Б» класса...

Индивидуальный образовательный маршрут для подготовки к ГВЭ 11 класс

Индивидуальный образовательный маршрут для подготовки к ГВЭ в 11 классе предназначен для подготовки к итоговой аттестации по математике. ИОМ использовался при подготовке к экзамену в форме ГВЭ в 11 кл...

Использование технологии индивидуального образовательного маршрута при подготовке к экзамену по русскому языку

Индивидуальная образовательная траектория- это право ученика на собственный путь. Результат реализации личностного потенциала ученика в образовании через осуществление соответствующих видов деят...

Построение индивидуального образовательного маршрута при подготовки к ЕГЭ с использованием портала РЕШУ ГИА

Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного проц...