Конспект урока "Признаки и виды правонарушений"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему
Урок разработан по образовательной программе "обществознание" (9 класс) в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pku_priznaki_i_vidy_pravonarusheniy.docx | 50.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Признаки и виды правонарушений»
Цели: раскрыть понятие «правонарушение», рассмотреть его признаки виды, сформировать у учащихся понимание сущности и особенностей различных правонарушений, продолжить развитие навыков решения ситуативных задач.
Задачи:
образовательные: формировать понимание того, что такое правонарушение; вооружить учащихся системой знаний о видах и признаках правонарушений; познакомить учащихся с сущностью и содержанием понятия ответственность, рассмотреть ее виды.
развивающие: совершенствовать работу с данными понятиями для полного запоминания и восприятия, сформировать умение решать правовые ситуативные задачи.
воспитательные: воспитывать у школьников уважительное отношение к праву и умения соотносить поступок и ответственность.
Тип урока: изучение нового материала.
Обеспечение урока:
учебник Обществознание. 9 класс /Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеев и др. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2017
презентация «Признаки и виды правонарушений»
карточки (приложение №1)
кроссворд (приложение №2)
Основные понятия: правонарушение, противоправность, деяние, действие, бездействие, вина, неосторожность, умысел, преступление, юридическая ответственность, презумпция невиновности.
Оформление доски:
Тема урока: «Правоотношения и субъекты права» В словарь: правонарушение, противоправность, деяние, действие, бездействие, вина, неосторожность, умысел, преступление, юридическая ответственность, презумпция невиновности. Домашнее задание: § 10, вопросы «проверь себя» на стр. 86 проработать устно. *составить облако тегов по теме урока |
Ход урока:
- Организационный этап.
- приветствие, фиксация отсутствующих;
- проверка подготовленности классного помещения;
- организация внимания обучающихся
- Постановка цели и задач урока. Выход на тему урока.
????????????????
- Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос. Чем правоотношения отличаются от других социальных отношений? Что такое субъективное право? Что такое юридическая обязанность? Чем юридическая обязанность отличается от моральной обязанности? Что такое субъективное право? Что означает понятие «мера»? | Работа с карточками (приложение №1) |
- Первичное усвоение новых знаний.
Правонарушение. Признаки правонарушения.
Разбор слова:
правоНАРУШение
Какие два корня можно выделить в этом слове?
Если быть внимательным, то, не зная, точного определения можно легко понять его значение: нарушение права.
Правонарушение – это противоправное деяние (действие или бездействие) нарушающие нормы права.
ДЕЯНИЕ
Действие (активное поведение) | Бездействие (пассивное поведение) |
Вопрос классу: как вы думаете, можно ли считать правонарушением желание или мысль нарушить какую-либо правовую норму?
ответ: правонарушением можно считать лишь совершенное деяние.
Вина – это отношение лица к противоправному поведению и его последствиям.
Чтобы установить вину, необходимо ответить на вопросы: как лицо совершило деяние, каковы были его цели, замыслы, побуждения. Исходя из этого выделяют две формы вины:
1) неосторожность
2) умысел
Юридическая ответственность.
За совершение правонарушений наступает юридическая ответственность.
Юридическая ответственность - применение мер государственного принуждения к лицу, совершившему правонарушение.
Пока вина нарушителя не доказана, виновным он не считается, привлечь его к юридической ответственности невозможно – это принцип презумпции невиновности.
Виды правонарушений и юридической ответственности.
Учащиеся, самостоятельно, пользуясь учебником, на странице 82-83. заполняют 1 и 2 колонки таблицы в тетради.
Вид правонарушения | Юридическая ответственность | Какого возраста? |
Преступление | Уголовная ответственность | С 14 частичная, полная – с 16 лет |
Дисциплинарный проступок | Дисциплинарная и материальная | С 16 лет |
Административный проступок | Административная | С 16 лет |
Гражданский проступок | Гражданская | С 14 лет – частичная, с 18 – полная |
- Закрепление изученного материала.
Учащимся предлагается решить кроссворд по теме урока и осуществить взаимопроверку.
(приложение №2)
- Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
§ 10, вопросы «проверь себя» на стр. 86 проработать устно.
*составить облако тегов по теме урока
- Рефлексия.
Учащимся предлагается назвать три момента урока, которые на их взгляд наиболее удались и предложить одно действие , которое улучшит их работу и работу всего класса на следующем уроке.
Приложение №1
Приложение №2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9 |
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По горизонтали:
1.Принцип, согласно которому каждый обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана - ____________ невиновности.
6. Форма вины, при которой специальный умысел совершения правонарушения отсутствовал.
7. Отношение лица к противоправному поведению и его последствиям.
8.Виновное, общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ.
По вертикали:
2.Действие или бездействие.
3. Сознательность, намерение
4. Противоправное деяние (действие или бездействие) нарушающие нормы права.
5.Отвенность, которая наступает за совершение правонарушений.
9.Главный признак правонарушения.
Ответ:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
| ю |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
| д |
| 3 |
|
|
| р |
|
|
|
|
| 9 |
|
|
| 1 | п | р | е | з | у | м | п | ц | и | я |
|
|
|
| п |
|
|
|
| р |
| я |
| м |
|
|
| д |
|
|
|
|
| р |
|
|
|
| а |
| н |
| ы |
| 7 | в | и | н | а |
|
|
| о |
|
|
|
| в |
| и |
| с |
|
|
| ч |
|
|
|
|
| т |
|
|
|
| о |
| е |
| е |
|
|
| е |
|
|
|
|
| и |
|
|
|
| н |
|
|
| л |
|
|
| с |
|
|
|
|
| в |
|
|
|
| а |
|
|
|
|
|
|
| к |
|
|
|
|
| о |
|
|
|
| р |
|
|
|
|
|
|
| а |
|
|
|
|
8 | п | р | е | с | т | у | п | л | е | н | и | е |
| я |
|
|
|
|
| р |
|
|
|
| ш |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| а |
|
| 6 | н | е | о | с | т | о | р | о | ж | н | о | с | т | ь |
| в |
|
|
|
| н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| н |
|
|
|
| и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| о |
|
|
|
| е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по обществознанию 9 класс " Правонарушение. Виды правонарушения"
урок для учащихся 9 класса с применением обучающих структур по ситнгапурской методике преподавания...
Виды правонарушений и ответственность за них
Сценарий беседы...
Конспект занятия по профилактике правонарушений с использованием элементов киноклуба
Конспект занятия по профилактике правонарушений с использованием элементов киноклуба...
Родительское собрание на тему: «Виды правонарушений несовершеннолетних и ответственность за них» 7 класс
Родительское собрание: Виды правонарушений несовершеннолетних и ответственность за них. 7 класс...
Конспект урока по обществознанию "Правонарушения и юридическая ответственность"
в данном материале можно ознакомиться с основными понятиями, а также с оновными типовыми задачами по теме "Правонарушения и юридическая ответственность"....
Конспект урока по теме "Правонарушения и юридическая ответственность"
Урок изучения нового материала. "Правонарушения и юридическая ответственность" Фориролвать представления учащихся о видах правонарушений, об ответственности за правонарушения. Уметь находить...
Виды правонарушений
На уроке надо узнать, что такое правонарушения.Виды правонарушений....