Рабочая программа по обществознанию 9 класс
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему
Рабочая программа по обществознанию для обучающихся 9-х классов по ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._prog._po_obshch._9_klass.doc | 181.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897; программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н.Боголюбова», М. : Просвещение», 2014. И на основе основной образовательной программы основного общего образования по ФГОС МБОУ СОШ №2 им. В.Н. Михайлова
Программа ориентирована на использование учебника «Обществознание» 9 класс под редакцией Л.Н. Боголюбов и др. М., «Просвещение», 2017.
Общая характеристика программы
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию; опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей и задач:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лег), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности» гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической' и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
- 1.2 Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
«Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. В 2017 – 2018 учебном году на изучение предмета «Обществознание» в 9 классе отводится 1 учебный час в неделю и того 34 часа в год.
1.3 Требования к уровню подготовки
В результате изучения обществознания ученик должен
знать/понимать:
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
• извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Содержание рабочей программы
курса обществознания 9 класс (34 часа)
Введение (1 час)
Тема 1. Политика (9 ч)
Политика. Власть. Сущность государства. Суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Политический режим. Демократия. Правовое государство. Гражданское общество. Участие граждан в политической жизни. Местное самоуправление. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Тема 2. Право (18 ч)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. Конституция — основной закон РФ.Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Трудовые правоотношения. Семейные правоотношения. Административные правоотношения. Понятие преступления. Социальные права. Жилищные правоотношения. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Заключительный урок (1 час)
Тематическое планирование:
Тема | Количество часов |
Введение | 1 |
Политика | 12 |
Право | 20 |
Заключительный урок | 1 |
Календарно-тематическое планирование для 9 «Б» класса
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | |
По плану | По факту | |||
1 | Введение | 1 | ||
2 | Политика и власть | 1 | ||
3 | Государство, его отличительные признаки | 1 | ||
4 | Формы государства | 1 | ||
5 | Политические режимы | 1 | ||
6 | Развитие демократии в современном мире | 1 | ||
7 | Правовое государство | 1 | ||
8 | Гражданское общество и государства | 1 | ||
9 | Участие граждан в политической жизни страны | 1 | ||
10 | Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма | 1 | ||
11 | Политические партии и движения | 1 | ||
12 | Практикум по теме: "Политика" | 1 | ||
13 | Практикум по теме: "Политика" | 1 | ||
14 | Роль права в жизни общества и государства | 1 | ||
15 | Правоотношения и субъекты права | 1 | ||
16 | Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений | 1 | ||
17 | Понятия и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. | 1 | ||
18 | Правоохранительные органы | 1 | ||
19 | Конституция РФ. Главные задачи Конституции | 1 | ||
20 | Конституционный строй | 1 | ||
21 | Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека. | 1 | ||
22 | Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. | 1 | ||
23 | Гражданские правоотношения | 1 | ||
24 | Гражданская дееспособность несовершеннолетних | 1 | ||
25 | Право на труд. Трудовые правоотношения. | 1 | ||
27 | Семейные правоотношения | 1 | ||
28 | Административные правоотношения | 1 | ||
29 | Уголовно-правовые отношения | 1 | ||
30 | Социальные права | 1 | ||
31 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов | 1 | ||
32 | Правовое регулирование отношений в сфере образования | 1 | ||
33 | Практикум по теме «Право» | 1 | ||
34 | Практикум по теме «Право» | 1 | ||
35 | Заключительный урок | 1 |
Календарно-тематическое планирование для 9 «В» класса
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | |
По плану | По факту | |||
1 | Введение | 1 | ||
2 | Политика и власть | 1 | ||
3 | Государство, его отличительные признаки | 1 | ||
4 | Формы государства | 1 | ||
5 | Политические режимы | 1 | ||
6 | Развитие демократии в современном мире | 1 | ||
7 | Правовое государство | 1 | ||
8 | Гражданское общество и государства | 1 | ||
9 | Участие граждан в политической жизни страны | 1 | ||
10 | Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма | 1 | ||
11 | Политические партии и движения | 1 | ||
12 | Практикум по теме: "Политика" | 1 | ||
13 | Практикум по теме: "Политика" | 1 | ||
14 | Роль права в жизни общества и государства | 1 | ||
15 | Правоотношения и субъекты права | 1 | ||
16 | Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений | 1 | ||
17 | Понятия и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. | 1 | ||
18 | Правоохранительные органы | 1 | ||
19 | Конституция РФ. Главные задачи Конституции | 1 | ||
20 | Конституционный строй | 1 | ||
21 | Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека. | 1 | ||
22 | Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. | 1 | ||
23 | Гражданские правоотношения | 1 | ||
24 | Гражданская дееспособность несовершеннолетних | 1 | ||
25 | Право на труд. Трудовые правоотношения. | 1 | ||
27 | Семейные правоотношения | 1 | ||
28 | Административные правоотношения | 1 | ||
29 | Уголовно-правовые отношения | 1 | ||
30 | Социальные права | 1 | ||
31 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов | 1 | ||
32 | Правовое регулирование отношений в сфере образования | 1 | ||
33 | Практикум по теме «Право» | 1 | ||
34 | Практикум по теме «Право» | 1 | ||
35 | Заключительный урок | 1 |
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение учебного предмета «Обществознание»
- Мультимедийный компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Экран проекционный.
Для учащихся:
Учебник:
Боголюбов Л.Н., А.Ю.Лазебниковаи др. 9 класс. - М. : Просвещение, 2016
Рабочая тетрадь. Обществознание. 9 класс. О. А. Котова, Т. Е. Лискова.
Для учителя:
- Боголюбов и др. Обществоведение. Человек. Право. Экономика. Методическое пособие для учителя. М: Просвещение, 2006.
- Поурочные разработки. Обществознание. 9 класс. Л. Н. Боголюбов, Е. И. Жильцова, А. Т. Кинкулькин и др.
- Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. М. : Просвещение», 2013
- Жадаев Д.Н. Обществознание. Компетентностно-ориентированные задания. 5,6,7 классы. – Ростов н/Д: Легион, 2011
Дополнительная литература для учителя:
- Гражданский кодекс Российской Федерации.
- Кодекс об административных правонарушениях.
- Конституция Российской Федерации.
- Семейный кодекс РФ.
- Трудовой кодекс РФ.
- Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. – М. : Айрис-Пресс, 2010.
- Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. – М. : Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.
- Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы ; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. – М. : Рольф Айрис-Пресс, 2010.
- Сычев, А. А. Обществознание : учеб. пособие / А. А. Сычев. – М. : Альфа-М, ИНФРА-М, 2010.
- Тюляева, Т. И. Обществознание : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. – М. : Астрель, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...