Рабочая программа по обществознанию 9 класс
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему

Рабочая программа по обществознанию для обучающихся 9-х классов по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._prog._po_obshch._9_klass.doc181.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897; программы Л.Н. Боголюбова  «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н.Боголюбова», М. : Просвещение», 2014. И на основе основной образовательной программы основного общего образования по ФГОС МБОУ СОШ №2 им. В.Н. Михайлова

Программа ориентирована на использование учебника «Обществознание»  9 класс под редакцией Л.Н. Боголюбов и др. М., «Просвещение», 2017.

Общая характеристика программы

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию; опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей и задач:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лег), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности» гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической' и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
  1. 1.2 Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

 «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. В  2017 –  2018 учебном  году  на  изучение  предмета «Обществознание»  в  9  классе  отводится  1  учебный  час  в  неделю и того 34 часа в год.  

1.3 Требования к уровню подготовки

В результате изучения обществознания ученик должен

знать/понимать:

• биосоциальную  сущность  человека,  основные  этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

• тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

• особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

• анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

• извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе  решения  познавательных  задач  по  актуальным  социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

• совершенствования собственной познавательной деятельности;

• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

• ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;

• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:

  • относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
  • знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
  • умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
  • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;
  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
  • знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;
  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Содержание рабочей программы

курса обществознания 9 класс (34 часа)

Введение (1 час)

Тема 1. Политика (9 ч)

Политика. Власть. Сущность государства. Суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Политический режим. Демократия. Правовое государство. Гражданское общество. Участие граждан в политической жизни. Местное самоуправление. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Тема 2. Право (18 ч)

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. Конституция — основной закон РФ.Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Трудовые правоотношения. Семейные правоотношения. Административные правоотношения. Понятие преступления. Социальные права. Жилищные правоотношения. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Заключительный урок (1 час)

Тематическое планирование:

Тема

Количество часов

Введение

1

Политика

12

Право

20

Заключительный урок

1

Календарно-тематическое планирование для 9 «Б» класса

Дата

Тема урока

Кол-во часов

По плану

По факту

1

Введение

1

2

Политика и власть

1

3

Государство, его отличительные признаки

1

4

Формы государства

1

5

Политические режимы

1

6

Развитие демократии в современном мире

1

7

Правовое государство

1

8

Гражданское общество и государства

1

9

Участие граждан в политической жизни страны

1

10

Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма

1

11

Политические партии и движения

1

12

Практикум по теме: "Политика"

1

13

Практикум по теме: "Политика"

1

14

Роль права в жизни общества и государства

1

15

Правоотношения и субъекты права

1

16

Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений

1

17

Понятия и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

1

18

Правоохранительные органы

1

19

Конституция РФ. Главные задачи Конституции

1

20

Конституционный строй

1

21

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека.

1

22

Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

1

23

Гражданские правоотношения

1

24

Гражданская дееспособность несовершеннолетних

1

25

Право на труд. Трудовые правоотношения.

1

27

Семейные правоотношения

1

28

Административные правоотношения

1

29

Уголовно-правовые отношения

1

30

Социальные права

1

31

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

1

32

Правовое регулирование отношений в сфере образования

1

33

Практикум по теме «Право»

1

34

Практикум по теме «Право»

1

35

Заключительный урок

1

Календарно-тематическое планирование для 9 «В» класса

Дата

Тема урока

Кол-во часов

По плану

По факту

1

Введение

1

2

Политика и власть

1

3

Государство, его отличительные признаки

1

4

Формы государства

1

5

Политические режимы

1

6

Развитие демократии в современном мире

1

7

Правовое государство

1

8

Гражданское общество и государства

1

9

Участие граждан в политической жизни страны

1

10

Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма

1

11

Политические партии и движения

1

12

Практикум по теме: "Политика"

1

13

Практикум по теме: "Политика"

1

14

Роль права в жизни общества и государства

1

15

Правоотношения и субъекты права

1

16

Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений

1

17

Понятия и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

1

18

Правоохранительные органы

1

19

Конституция РФ. Главные задачи Конституции

1

20

Конституционный строй

1

21

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека.

1

22

Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

1

23

Гражданские правоотношения

1

24

Гражданская дееспособность несовершеннолетних

1

25

Право на труд. Трудовые правоотношения.

1

27

Семейные правоотношения

1

28

Административные правоотношения

1

29

Уголовно-правовые отношения

1

30

Социальные права

1

31

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

1

32

Правовое регулирование отношений в сфере образования

1

33

Практикум по теме «Право»

1

34

Практикум по теме «Право»

1

35

Заключительный урок

1

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение учебного предмета «Обществознание»

  • Мультимедийный компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Экран проекционный.

Для учащихся:

Учебник:

Боголюбов Л.Н., А.Ю.Лазебниковаи др. 9 класс. - М. : Просвещение, 2016

Рабочая тетрадь. Обществознание. 9 класс. О. А. Котова, Т. Е. Лискова.

Для учителя:

  • Боголюбов и др. Обществоведение. Человек. Право. Экономика. Методическое пособие для учителя. М: Просвещение, 2006.
  • Поурочные разработки. Обществознание. 9 класс. Л. Н. Боголюбов, Е. И. Жильцова, А. Т. Кинкулькин и др.
  • Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. М. : Просвещение», 2013
  • Жадаев Д.Н. Обществознание. Компетентностно-ориентированные задания. 5,6,7 классы. – Ростов н/Д: Легион, 2011

Дополнительная литература для учителя:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации.
  • Кодекс об административных правонарушениях.
  • Конституция Российской Федерации.
  • Семейный кодекс РФ.
  • Трудовой кодекс РФ.
  • Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. – М. : Айрис-Пресс, 2010.
  • Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. – М. : Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.
  • Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы ; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. – М. : Рольф Айрис-Пресс, 2010.
  • Сычев, А. А. Обществознание : учеб. пособие / А. А. Сычев. – М. : Альфа-М, ИНФРА-М, 2010.
  • Тюляева, Т. И. Обществознание : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. – М. : Астрель, 2010.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...