Рабочая программа по обществознанию 9 класс
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кяхтинская средняя общеобразовательная школа № 1»
671840, Республика Бурятия, г. Кяхта, ул. Рукавишникова, 6
тел. 8(30142) 91963
«Рассмотрено» Заседание МО Протокол № _____ от______________ 2017 г. Руководитель МО_________ подпись ________________________ ФИО | «Согласовано» Заместитель директора по НМР МБОУ «КСОШ №1» _________ /Суровцева С.В./ Дата «___»_________2017г. | «Утверждаю» Директор школы ___________/Максимов Л.А/ Приказ № ______________ от______________ 2017 г. |
Рабочая программа
«Обществознание»
9 класс
Составлена: Протасовой А.С.
учителем истории и обществознания
Кяхта
2017г.
Пояснительная записка
Преподавание обществознания в МОУ СОШ №1 г. Кяхта ведется в соответствии со следующими нормативными документами:
- Закона Российской Федерации «Об образовании»;
- Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).
- Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 № 1312). Примерная программа основного общего образования по обществознанию.
- Базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации (Приказ Минобрнауки России от 30.08.52010 № 889);
- Устава МБОУ «Кяхтинская СОШ № 1».
Адресат, объем и сроки обучения.
Рабочая программа по обществознанию разработана для учащихся 9 класса, рассчитана на 34 часа (1 урок в неделю), сроком на 1 год.
Роль и место дисциплины в структуре основной образовательной программы. Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм , лежащих в основе правомерного поведения. Не менее важный элемент содержания учебного предмета обществознания – опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике. Данная программа разработана на основе Государственного стандарта, в полном соответствии с Обязательным минимумом содержания обществоведческого образования, интегрирует современные социологические, политические, правовые знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся данного возраста.
Актуальность данной программы обусловлена современными реалиями. Большая часть курса посвящена темам политики и правовой грамотности. Именно с силу возрастающей роли молодежи в современных политических процессах изучение данных тем становится особенно актуальным. Также данный курс является выпускным и многие школьники выбирают обществознание в качестве ГИА по выбору.
Возрастные особенности учащихся. Возрастные особенности учащихся 9-х классов не связаны с какими-либо качественными новообразованиями: здесь укрепляются и совершенствуются те процессы развития формального интеллекта, которые начались в подростковом возрасте. Однако определенная специфика здесь имеется и вызывается она своеобразием развития личности старшего школьника. Мышление старшего школьника приобретает личностный, эмоциональный характер; интеллектуальная деятельность здесь приобретает особую аффективную окраску, связанную с самоопределением старшего школьника и его стремлением к выработке своего мировоззрения. Именно это аффективное стремление (а не интеллектуальные операции сами по себе) создает своеобразие мышления в старшем школьном возрасте. На уроке старшеклассника отличает активность мышления, направленность на решение мыслительных задач, вкус к логическому упорядочиванию и систематизации, к поиску универсальных закономерностей, к самостоятельному нахождению способов обобщенной ориентировки в материале, к теоретическим обобщениям. В этом возрасте для школьника важно не усвоение отдельных фактов, частностей, деталей, а понимание сущности и смысла производимых действий, его интересует синтез части и целого, частного и общего, конкретного действия и общей схемы деятельности. Те формы работы на уроке, в которых эти тенденции находят удовлетворение, оказываются для старшего школьника не только наиболее привлекательными, но и самыми продуктивными.
.
Особенности программного материала.
Данная программа является составной частью учебно-методического комплекта по курсу «Обществознание» для 9 класса общеобразовательных учреждений и отражает особенности учебника Л.Н. Боголюбова « Обществознание» для 9 класса.
Программа ориентирована на реализацию следующих основных целей:
- ознакомить обучающихся с широкой совокупностью доступных для них знаний об общественной жизни;
- дать представление об основных понятиях, терминах, теориях, связанных с описанием и изучением социальных процессов;
- привлечь внимание обучающихся к культурологической, мировоззренческой, духовно-нравственной и философской тематике, сформировать интерес к изучению культуры общества в её различных сферах – науке, религии, искусстве и т.д.
Цель рабочей программы: практическая реализация основной общеобразовательной программы.
Цели изучения курса:
— создание условий для социализации личности;
— формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
— формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
— содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Содержание курса
Сферы жизни общества. Общество как динамическая система.
Сфера политики и социального управления. Власть. Роль политики в жизни общества. Политический режим. Демократия, ее развитие в современном мире. Разделение властей. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества. Право, его роль в жизни общества и государства. Понятие и признаки государства. Формы государства. Гражданское общество и правовое государство.
Норма права.
Нормативный правовой акт. Система законодательства. Субъекты права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Жилищные правоотношения. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны.
Национально-региональный компонент. Политическая система РБ. Органы государственной и муниципальной власти РБ. Конституция РБ.
№ | Наименование разделов и тем программы | Элементы содержания | Количество часов | Требования к уровню подготовки учащихся обучающихся | Вид контроля | Информационное сопровождение | Д/З |
1 | Политика и власть | Политическая сфера жизни общества. Власть. Основания, ресурсы, виды власти. Особенности политической власти. Функции власти. Органы государственной и муниципальной власти в РФ и РБ. Монархия. Республика. Унитарное, федеративное, конфедеративное государственной устройство. Тоталитаризм. Авторитаризм. Признаки демократии | 1 | Называть признаки системности общества, отличия сфер жизни общества | Фронтальный опрос | Учебный текст | Повторение |
2 | Государство как политический институт | 1 | Проверка схемы | §1 | |||
3 | Формы государства | 1 | Знать органы и функции органов государственной и муниципальной власти РФ и РБ | Проверка таблицы | Работа с источниками Таблицы, схемы | §2 | |
4 | Политические режимы | 1 | §3 | ||||
5 | Органы государственной власти РФ | 1 | §4 | ||||
6 | Контрольно-обобщающий урок «Органы государственной власти РФ» | 1 | Фронтальный опрос | §5 | |||
7 | Правовое государство | Правовое государство. Разделение властей. Признаки правового государства. Формы и виды политического участия. Абсентеизм. Политическая партия. Партийная система. Общественно-политические движения | 1 | Выделять характерные признаки правового государства | Фронтальный опрос | Текст Конституции РФ | §6 |
8 | Гражданское общество и государство | 1 | Различать понятия «гражданство», «граждане» и «гражданское общество» | Тестирование | Повторение | ||
9 | Политическое участие | 1 | Называть характерные черты форм государства, приводить примеры | Фронтальный опрос. Письменная проверочная работа | Работа с источниками Таблицы, схемы | §7 | |
10 | Политические партии и движения | 1 | §8 | ||||
11 | Контрольно-обобщающий урок «формы политического участия» | 1 | Повторение | ||||
12 | Право и его роль в жизни общества и государства | Правовая сфера. Виды правовых документов. Юридические и физические лица как субъекты права | 1 | Знать признаки правового государства. Называть основные формы ПУ | Тестирование | Учебный текст | §9 |
13 | Правоотношения и субъекты права | 1 | Письменная проверочная работа | §10 | |||
14 | Правонарушения и юридическая ответственность | Правонарушения. Правовая ответственность. Правоохранительные органы РФ и их функции | 1 | Называть отличительные признаки субъектов права. Различать полномочия правоохранительных органов | Фронтальный опрос | Работа с источниками Таблицы, схемы | §11 |
§12 | |||||||
15 | Правоохранительные органы | 1 | Учебный текст | §13 | |||
16 | Контрольно-обобщающий урок «Правонарушения» | 1 | Повторение | ||||
17 | Конституция РФ. | Конституция РФ. Конституция РБ. Основы федерального и регионального конституционного строя | 1 | Знать основные статьи и положения Конституций РФ и РБ. | Проверка схемы Фронтальный опрос | Работа с источниками Таблицы, схемы Тексты Конституции РФ и РБ | §15 |
18 | Основы конституционного строя РФ | 1 | §14 | ||||
19 | Контрольно-обобщающий урок «Конституция РФ» | 1 | Тестирование | Повторение | |||
20 | Права и свободы человека и гражданина | Права и свободы человека, гражданина, несовершеннолетнего, ребенка | 1 | Знать отличия прав и свобод человека, гражданина, несовершеннолетнего, ребенка | Заполнение таблицы | Работа с источниками Таблицы, схемы | §16,§17 |
21 | Права ребенка и их защита | 1 | Работа с текстом | §18 | |||
22 | Правовой статус несовершеннолетнего | 1 | Фронтальный опрос | Работа с источниками Таблицы, схемы | §19 | ||
23 | Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина | 1 | §20 | ||||
24 | Контрольно-обобщающий урок «Права человека и гражданина» | 1 | Тестирование | Повторение | |||
25 | Гражданские правоотношения | Права и свободы человека. Гражданина. Трудовые и семейные правоотношения | 1 | Знать основные права и свободы человека и гражданина. Знать основные семейные и трудовые правовые нормы | Индивидуальный контроль | Работа с источниками Таблицы, схемы | §21 |
26 | Право на труд. Трудовые правоотношения | 1 | Работа по карточкам | §22 | |||
27 | Семейные правоотношения | 1 | Фронтальный опрос | §23 | |||
28 | Контрольно-обобщающий урок «Виды правоотношений» | 1 | Письменная проверочная работа | Повторение | |||
29 | Административные правоотношения | Признаки административного права. Административные правоотношения. | 1 | Выделять и отличать признаки административных правоотношений | Тестирование | Работа с источниками Таблицы, схемы | §24 |
30 | Уголовно-правовые правоотношения | Отраслевые правоотношения. Специальные, социальные права. | 1 | Уметь определять основные особенности правоотношений по отраслям и сферам жизни общества | Фронтальный опрос | Работа с источниками Таблицы, схемы | §25 |
31 | Социальные права | 1 | Беседа | §26, §27 | |||
32 | Контрольно-обобщающий урок «Виды правоотношений» | 1 | Индивидуальный контроль | Повторение | |||
33 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов | Основы гуманитарного права. Вооруженные конфликты. | 1 | Знать основы современного гуманитарного права | Фронтальный опрос | Учебный текст | §28 |
34 | Правовое регулирование отношений в сфере образования | Законодательство в сфере образования. Права и обязанности учащихся | 1 | Уметь определять основы права | Фронтальный опрос | Работа с источниками | §29 |
Требования к уровню подготовки учащихся на базовом уровне:
знать/понимать
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания;
уметь
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
• систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных обществ. событиях, определения личной гражд. позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Перечень учебно-методического обеспечения по курсу.
«Обществознание 9кл» под ред. Л.Н.Боголюбова. М.: «Просвещение», 2010г
Настольная книга учителя обществознания. Справочно-методическое пособие. М.: «Астрель» 2003г.
«Граждановедение» 5-9кл. Я.В.Соколов. Ростов-на-Дону. 1992г.
«Основы правоведения» В.О.Мушинский.: М.: «Международные отношения». 1996г.
Справочник по обществознанию. М.: «Астрель». 2005г
Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 классы. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановского.- М.: Просвещение. 2005;
Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 классы, под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Т.Кинкулькина.- М.: Просвещение, 2005.
Список литературы:
Домашек Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
Дыдко С. Н. Обществознание. 8-11 классы: справ, материалы / С. Н. Дыдко. - М.: ACT : Астрель : ПолиграфИздат, 2010.
Иоффе А. Н. Обществознание. 9 класс: справ, материалы / А. Н. Иоффе, О. В. Кишенкова. - М.: ACT: Хорвест : Астрель, 2006.
Сазонова Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М.: Виктория Плюс, 2007.
Обществознание. 9 класс: тесты и тренировочные упражнения / авт.-сост. О. А. Северина. - Волгоград: Учитель, 2008.
Лопухов, А. М. Словарь терминов и понятий по обществознанию / А. М. Лопухов. - М.: Айрис-Пресс, 2010.
«Рассмотрено» Заседание МО Протокол №__ от_________2017 г. Руководитель МО____________подпись ФИО | «Согласовано» Заместитель директора по НМР МБОУ «КСОШ №1» _______/Суровцева С.В/ Дата « »_________2017 г | «Утверждаю» Директор школы __________/Максимов Л.А/ Приказ № _____ от _____________2017 г. |
Календарно-тематическое планирование уроков
обществознания
2017-2018 учебный год
(34 ч. – 1ч. в неделю)
Класс 9
УМК: Обществознание 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/
под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. М., 2010;
Составлена: Протасовой А.С.
учителем истории и обществознания
Кяхта 2017
№ | Тема | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Политика и власть | ||
2 | Государство как политический институт | ||
3 | Формы государства | ||
4 | Политические режимы | ||
5 | Органы государственной власти РФ | ||
6 | Контрольно-обобщающий урок « Органы государственной власти РФ » | ||
7 | Правовое государство | ||
8 | Гражданское общество и государство | ||
9 | Политическое участие | ||
10 | Политические партии. | ||
11 | Контрольно-обобщающий урок «Формы политического участия» | ||
12 | Право и его роль в жизни общества и государства | ||
13 | Правоотношения и субъекты права | ||
14 | Правонарушения и юридическая ответственность | ||
15 | Правоохранительные органы | ||
16 | Контрольно-обобщающий урок «Правонарушения» | ||
17 | Конституция РФ | ||
18 | Основы конституционного строя РФ | ||
19 | Контрольно-обобщающий урок « Конституция РФ » | ||
20 | Права и свободы человека и гражданина | ||
21 | Права ребенка и их защита | ||
22 | Правовой статус несовершеннолетнего | ||
23 | Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина | ||
24 | Контрольно-обобщающий урок «Права человека и гражданина» | ||
25 | Гражданские правоотношения | ||
26 | Право на труд. Трудовые правоотношения | ||
27 | Семейные правоотношения | ||
28 | Контрольно-обобщающий урок «Виды правоотношений» | ||
29 | Административные правоотношения | ||
30 | Уголовно-правовые правоотношения | ||
31 | Социальные права | ||
32 | Контрольно-обобщающий урок «Виды правоотношений» | ||
33 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов | ||
34 | Правовое регулирование отношений в сфере образования |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...