Рабочая программа по обществознанию 8 класс
рабочая программа по обществознанию (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кяхтинская средняя общеобразовательная школа № 1»
671840, Республика Бурятия, г. Кяхта, ул. Рукавишникова, 6
тел. 8(30142) 91963
«Рассмотрено» Заседание МО Протокол № _____ от______________ 2017 г. Руководитель МО_________ подпись ________________________ ФИО | «Согласовано» Заместитель директора по НМР МБОУ «КСОШ №1» _________ /Суровцева С.В./ Дата «___»_________2017г. | «Утверждаю» Директор школы ___________/Максимов Л.А/ Приказ № ______________ от______________ 2017 г. |
Рабочая программа
«Обществознание»
8 класс
Составлена: Протасовой А.С.
учителем истории и обществознания
Кяхта
2017г.
Пояснительная записка
Преподавание обществознания в МОУ СОШ №1 г. Кяхта ведется в соответствии со следующими нормативными документами:
- Закона Российской Федерации «Об образовании»;
- Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).
2. Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 № 1312). . Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень). Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию.
- Базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации (Приказ Минобрнауки России от 30.08.52010 № 889);
- Устава МБОУ «Кяхтинская СОШ № 1».
Адресат, объем и сроки обучения.
Рабочая программа по обществознанию разработана для учащихся 8 класса, рассчитана на 35 часов (1 урок в неделю), сроком на 1 год.
Роль и место дисциплины.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важный элемент содержания учебного предмета обществознания – опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Актуальность. Курс «Обществознание» интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Возрастные особенности. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: от 14 до 15лет. Подросток продолжает оставаться школьником; учебная деятельность сохраняет свою актуальность, но в психологическом отношении отступает на задний план. Основное противоречие подросткового периода — настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них. Д.Б. Эльконин считал, что ведущей деятельностью детей этого возраста становится общение со сверстниками. Именно в начале подросткового возраста деятельность общения, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний) выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Главная потребность периода — найти свое место в обществе, быть «значимым» — реализуется в сообществе сверстников. Наиболее действенные формы работы: индивидуальная и групповая поисково-исследовательская деятельность, ориентирующая учащихся на самостоятельный поиск и обобщение разнообразного материала.
Особенности программного материала.
Основная цель курса заключается в подготовке учащихся к жизни в демократическом, правовом государстве, гражданском обществе путем формирования у них устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, его институтах, основных социальных связях и отношениях, политических и правовых средствах регулирования общественной жизни и т. д. Человек, получивший гражданское образование, по определению должен быть достойным членом гражданского общества, способным принимать участие в решении задач различного уровня — от бытовых до общегосударственных. А также, одной из важнейших целей курса является социализация учащихся.
Организация учебного процесса в 8 классе предполагает, в первую очередь, работу с учебным пособием «Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ под ред. Л.Н.Боголюбова. М., 2015»
Цель рабочей программы: практическая реализация основной общеобразовательной программы.
Цель курса:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях
Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовки учащихся. При реализации программы ориентируемся на широкий спектр форм и методов раскрытия содержания, а именно:
- Школьную лекцию.
- Семинарские занятия с использованием документов учебника и привлеченных дополнительных материалов из хрестоматий и других источников.
- Уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных как внутри и после текста параграфа, так и из заданий, ориентированных на вторую и третью часть Единого государственного экзамена.
- Самостоятельные работы школьников с учебником, задания, направленные на групповую форму.
- Написание сочинений-эссе.
- Уроки-презентации, творческие лаборатории, уроки-проекты и др.
- Уроки с использованием мультимедиа.
Всего предполагается проведение 3 повторно-обобщающих занятия.
№ | Наименование разделов и тем программы | Элементы содержания | Количество часов | Требования к уровню подготовки учащихся обучающихся | Вид контроля | Информационное сопровождение | Д/З |
1 | Что делает человека человеком? | Биологическое и социальное в человеке. | 1 | Понимать социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми | Беседа. | Учебный текст | §1 |
2 | Человек, общество, природа. | Взаимосвязь природы и общества. Положительные и отрицательные последствия взаимовлияния | 1 | Понимать системные признаки общества | Фронтальный опрос. | Работа с источниками Таблицы, схемы | §2 |
3 | Общество, как форма жизнедеятельности людей | Общество. Сферы жизни общества. Общество как система. | 1 | Различать сферы жизни общества, уметь выделять особенности каждой | Проверочная работа. | Работа с источниками Таблицы, схемы | §3 |
4 | Развитие общества | Развитие общества. Эволюция. Прогресс. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество. | 1 | Знание отличительные особенности типов обществ | Заполнение таблицы. | Учебный текст | §4 |
5 | Как стать личностью | Личность. Признаки и потребности личности. | 1 | Уметь выделять отличительные признаки личности | Фронтальный опрос | Работа с источниками Таблицы, схемы | §5 |
6 | Сфера духовной жизни | Духовная сфера жизни общества. Материальная и духовная культура. | 1 | Умения анализировать духовную сферу жизни общества | Работа по карточкам | Учебный текст | §6 |
7 | Повторно-обобщающий урок | 1 | Тестирование | Повторение | |||
8 | Мораль | Мораль. Нравственность. Золотое правило морали. | 1 | Называть нравственные основы жизни человека | Беседа. | Работа с источниками Таблицы, схемы | §7 |
9 | Долг и совесть | Долг. Совесть. Вина. Выбор поведения. | 1 | Фронтальный опрос. | §8 | ||
10 | Моральный выбор – это ответственность | Моральный выбор. Ответственность перед обществом. | 1 | Проверочная работа. | §9 | ||
11 | Образование | Ступени образования в РФ. Начальное, основное, среднее полное образование. Профессиональное образование. | 1 | Уметь выделять главные особенности и называть характерные признаки изучаемых объектов | Заполнение таблицы. | Работа с источниками Таблицы, схемы | §10 |
12 | Наука в современном обществе | Наука. Типология наук. Научное исследование. | 1 | Фронтальный опрос | §11 | ||
13 | Религия как одна из форм культуры | Религия. Виды религиозных организаций. Функции религии. | 1 | Работа по карточкам | §12 | ||
14 | Практикум | 1 | Решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала | Практическая работа. Выполнение заданий в РТ | Рабочая тетрадь | §13 | |
15 | Социальная структура общества | Структура. Социальные общности. Социальные группы. Социальные институты. | 1 | Определять составляющие и их признаки в социальной структуре общества | Беседа. | Работа с источниками Таблицы, схемы | §14 |
16 | Социальные статусы и роли | Социальный статус. Предписанный, приобретённый статусы. Социальные роли. Ролевый конфликт. | 1 | Фронтальный опрос. | §15 | ||
17 | Нации и межнациональные отношения | Нация. Этнос. Признаки нации. Национальная политика РФ. Межнациональные отношения. | 1 | Проверочная работа. | Учебный текст | §16 | |
18 | Отклоняющееся поведение | Нормы социума. Девиация положительная и отрицательная. | 1 | Называть виды отклоняющегося поведения | Заполнение таблицы. | Работа с источниками Таблицы, схемы | §17 |
19 | Практикум | 1 | Решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала | Практическая работа. Выполнение заданий в РТ | Рабочая тетрадь | Повторение | |
20 | Повторно-обобщающий урок | 1 | Тестирование | Повторение | |||
21 | Экономика и ее роль в жизни общества | Потребности. Ресурсы. Блага экономические и свободные. Альтернативная стоимость | 1 | Определять проблемы современной экономики. Выделять ее особенности. | Фронтальный опрос | Работа с источниками Таблицы, схемы | §18 |
22 | Главные вопросы экономики | Что производить? Сколько производить? Для кого производить? | 1 | Фронтальный опрос | §19 | ||
23 | Собственность | Собственность. Право пользования, распоряжения. | 1 | Пользоваться и разбираться в экономических категориях | Беседа. | §20 | |
24 | Рыночная экономика | Рынок. Конкуренция. Спрос. Предложение. | 1 | Работа по карточкам | Учебный текст | §21 | |
25 | Производство – основа экономика | Производство. Распределение. Обмен. Потребление. | 1 | Фронтальный опрос | Работа с источниками Таблицы, схемы | §22 | |
26 | Предпринимательская деятельность | Предпринимательство. Прибыль. Доход. Расход. | 1 | Фронтальный опрос | Учебный текст | §23 | |
27 | Практикум | 1 | Решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала | Практическая работа. Выполнение заданий в РТ | Рабочая тетрадь | §24 | |
28 | Роль государства в экономике | Основные вопросы государственного регулирования Экономических процессов. | 1 | Определять и формулировать ключевую роль государства в экономике | Тестирование | Учебный текст | §25 |
29 | Распределение доходов | Бюджет. Издержки. Распределение доходов. | 1 | Ориентироваться в основных экономических процессах | Беседа. | Работа с источниками Таблицы, схемы | §26 |
30 | Потребление | Основы потребления. Потребитель. | 1 | Фронтальный опрос. | §27 | ||
31 | Инфляция и семейная экономика | Понятие инфляции. Семейный бюджет. | 1 | Проверочная работа. | §28 | ||
32 | Безработица, ее причины и последствия | Безработица. Причины и последствия. Виды безработицы. | 1 | Заполнение таблицы. | §29 | ||
33 | Мировое хозяйство и международная торговля | Мировое хозяйство. Макроэкономические процессы. | 1 | Фронтальный опрос | §30 | ||
34 | Практикум | 1 | Решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала | Практическая работа. Выполнение заданий в РТ | Рабочая тетрадь | §31 | |
35 | Повторно-обобщающий урок | 1 | Тестирование | Повторение |
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (14-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Таким образом, необходимым является создание при изучении истории благоприятных условий школьникам не только для развития теоретического мировоззрения, но и умения самостоятельно решать возникающие проблемы, ставить перед собой личностно-значимые задачи, находить им решения, а так же развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся.
Перечень учебно-методического обеспечения:
- Л.Н. Боголюбов « Обществознание» учебник для 8-х кл.
- А.Ф. Никитин «Основы обществознания», учебник для 8-х классов общеобразовательных учреждений
- А.Н. Иоффе, О.В. Кишенкова Рабочая тетрадь по основам обществознания для 8 класса, М. «Новый учебник».
- Е.И. Жильцова, А.Ю. Лазебникова, А.И. Матвеев. Рабочая тетрадь по курсу «Введение в обществознание».
Список литературы:
- Орлов А. В. Практическая юридическая энциклопедия молодого человека.
- Первые шаги: начальный курс обучения правам человека. Учебное пособие.
- Права человека — твои и мои. Материалы конференции «Права ребенка и школа в открытом обществе.
- Права человека накануне XXI века. Российско-американский диалог /под ред. Б.Гросса и др.
- Подхолзин Б. А. Юридический путеводитель.
- Популярная экономическая энциклопедия / под ред. А. Д. Некипелова и др.
- Пронькин В. Н. Живое право: занимательная энциклопедия практического
права
«Рассмотрено» Заседание МО Протокол №__ от_________2017 г. Руководитель МО____________подпись ФИО | «Согласовано» Заместитель директора по НМР МБОУ «КСОШ №1» _______/Суровцева С.В/ Дата « »_________2017 г | «Утверждаю» Директор школы __________/Максимов Л.А/ Приказ № _____ от _____________2017 г. |
Календарно-тематическое планирование уроков
обществознанию
2017-2018 учебный год
(35 ч. – 1ч. в неделю)
Класс 8
УМК: Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ под ред. Л.Н.Боголюбова. М., 2015;
Составлена: Протасовой А.С.
учителем истории и обществознания
Кяхта 2017
№ | Тема | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Что делает человека человеком? | ||
2 | Человек, общество, природа. | ||
3 | Общество, как форма жизнедеятельности людей | ||
4 | Развитие общества | ||
5 | Как стать личностью | ||
6 | Практикум | ||
7 | Повторно-обобщающий урок | ||
8 | Сфера духовной жизни | ||
9 | Мораль | ||
10 | Долг и совесть | ||
11 | Моральный выбор – это ответственность | ||
12 | Образование | ||
13 | Наука в современном обществе | ||
14 | Религия как одна из форм культуры | ||
15 | Практикум | ||
16 | Социальная структура общества | ||
17 | Социальные статусы и роли | ||
18 | Нации и межнациональные отношения | ||
19 | Отклоняющееся поведение | ||
20 | Практикум | ||
21 | Повторно-обобщающий урок | ||
22 | Экономика и ее роль в жизни общества | ||
23 | Главные вопросы экономики | ||
24 | Собственность | ||
25 | Рыночная экономика | ||
26 | Производство – основа экономика | ||
27 | Предпринимательская деятельность | ||
28 | Роль государства в экономике | ||
29 | Распределение доходов | ||
30 | Потребление | ||
31 | Инфляция и семейная экономика | ||
32 | Безработица, ее причины и последствия | ||
33 | Мировое хозяйство и международная торговля | ||
34 | Практикум | ||
35 | Повторно-обобщающий урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...