Урок по теме «В чем сущность свободы» ?
презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему

Шарина Ольга Александровна

Аннотация урока

Данный урок предназначен для работы на начальном  этапе по теме: «Свобода в деятельности человека». Учащиеся  знакомятся с различными смыслами и аспектами понятия “свобода”; анализируют  некоторые  философские, социально-политические, морально-этические проблемы, имеющие  не только общественно-философский, но и глубоко личностный смысл; выявляют  различные подходы к решению этих проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon svoboda.pdf890.52 КБ
Файл v_chem_sushchnost_svobody.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок по теме «В чем сущность свободы» ?

Класс, предмет и тип урока: 10 класс, история, урок – исследование.

Урок: постановки учебной задачи

Аннотация урока

Данный урок предназначен для работы на начальном  этапе по теме: «Свобода в деятельности человека». Учащиеся  знакомятся с различными смыслами и аспектами понятия “свобода”; анализируют  некоторые  философские, социально-политические, морально-этические проблемы, имеющие  не только общественно-философский, но и глубоко личностный смысл; выявляют  различные подходы к решению этих проблем.

Цели и задачи  урока:

Цель урока:

Учебная:  организация работы по усвоению нового понятия темы, выявление его сущностных характеристик, владение научной терминологией, ключевыми понятиями.

Развивающая: развитие самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками, соотношение  категории «свобода» «ответственность» и «выбор».

Воспитательная:  формирование у  учащихся мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности.

 Задачи:

 • раскрыть различные смыслы и аспекты понятия «свобода», показать практическую связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность»;

 • развивать умение анализировать учебный материал, рассуждать, объяснять понятия, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения;

 • способствовать процессу социализации учащихся посредством воспитания необходимых для жизни в современном социуме качеств личности.

Оборудование урока:

  • ПК
  • Мультимедийный проектор
  • Раздаточный материал:  притча: «Уроки  Соломона», высказывания великих людей о свободе, выдержки из философских и богословских  трудов  о свободе, учебник (Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 11 класс).

Э        этап урока

№ слайда

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.М

    О

    Т

    И

    В

    А

    Ц

    И

    О

    Н

    Н

    Ы

    Й

№1

№2

№3

Вводное слово учителя о свободе : О ней мечтает и к ней стремится все живое на земле. За нее сражаются на баррикадах и погибают на полях сражений. Ее воплощают в скульптурах и изображают на полотнах великие художники. О ней пишутся стихи и складываются притчи. Ознакомление учащихся с притчей (см. приложение №1). Мотивация учащихся на определение темы урока и цели, определения   путей ее  решения . Расставление аспектов свободы в порядке логики и значимости.

Слушают учителя, анализируют притчу, определяют ее смысл, и аспекты свободы заявленные в ней. Определяют тему урока и цель, предлагают пути ее решения. Возможные варианты ответов: Свободу нельзя навязать, это должно быть внутренним побуждением или внутренней необходимостью, СВОБОДА  ограничена, но есть выбор, свободой нужно уметь пользоваться, для этого необходимы условия; трактовки свободы разные.

Приблизительная тема: В чем сущность свободы 

Возможные варианты решения -  определение следующих  аспектов свободы :

  1. Свобода ограничена, почему не может быть абсолютной свободы
  2. Свобода - это возможность выбора.
  3. Свобода это ответственность.
  4. Свобода это внутренняя необходимость.
  5. Свобода внутренняя и внешняя.
  6.  Условия свободы. Цена свободы.

2. И

     С

     С

     Л

     Е

     Д

     О

     В

     А

     Т

     Е

     Л  

     Ь

     С

     К

     И

     И

Организация работы учащихся по определенному алгоритму действий.

Выберите близкий вам аспект свободы  из указанных вариантов и используя собственные знания, а также предложенные выдержки из философских трудов и высказывания великих людей ,  представьте итог в одной из выбранных вами форм (таблица, схема, тезисы, или в любой другой, наиболее полно, отражающей вашу позицию) . но помните, что сделанное вами  должно быть научно и логично и обоснованно.

Работа с высказываниями и документами.

Создание творческого продукта

3.а

   Н

   А

   Л

   И

   Т

   И

   Ч

   Е

   С

   К

   И

   Й

№4

№5

 №6

№7

Поощряет  работу учащихся и в качестве  эмоциональной раскраски  в занятии предлагает  выражать свое отношение к наиболее понравившемуся продукту деятельности хлопками

Предлагают и обосновывают свои наработки. Высказывают свое отношение к творчеству других.

4. З

    А

    К

    Р

    Е

    П

    Л

    Я

    Ю

    Щ

    И

    Й

Предлагает разные варианты закрепления:

  1.  Поскольку ответственность наиболее значимая черта свободы продолжить предложение об ответственности  (См. приложение 2) ;
  2.  Составить синквейн по пройденному материалу, (раздача  памятки по составлению синквйна) Приложение №3

Задает альтернативное домашнее задание:

1. эссе на тему: «Свободный человек, которого я знаю».

2. Социологическое исследование : «Условия необходимые для свободы»

Вопросы для анкеты: Мое понимание свободы»

Показывает  ролик: на тему: «Мое понимание свободы»

Учащиеся отвечают на

«Я ответственен за...» (за что я могу и готов принять на себя ответственность);

— «Я ответственен перед...» (перед кем и перед чем я готов быть ответственен);

— «Я не обязан нести ответственность за...» (за какие аспекты жизни я не хочу или не готов брать ответственность на себя);

— «Ответственный человек — это...» (какие качества личности соответствуют такому определению человека).

1. Обществознание: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень; под ред. Л.Н. Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2006.

 2. Большая книга афоризмов. Изд. 2-е, исправленное. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

 3. 4. Источник «Диалог о свободе» - автор неизвестен.

Правила написания синквейна:

1-я строка: название темы, выраженное одним словом (существительным или местоимением);

2-я строка: определение темы в двух прилагательных или причастиях;

3-я строка: три глагола, показывающие действия в рамках данной темы;

4-я строка: фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме;

5-я строка: завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.

Темы (первые строки) задаются исходя из тех ключевых слов, которые оказались самыми значимыми для вас в течение занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Свобода и ответственность".

Разработка урока №10 по предмету ОРКСЭ, модуль  "Основы светской этики"....

план-конспект урока по теме "Сущность жизни и свойства живого" 9 класс

Задачи: выяснить, существует ли конкретное понятие "жизнь"; рассмотреть общие признаки живого; сформировать представление об уровнях организации живой природы. Оборудование: таблицы по общей биол...

технологическая карта урока № 9, тема урока «Свобода и моральный выбор человека».по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики"

Данный урок предполагает ознакомление с такими понятиями:Свобода, моральный выбор, ситуация морального выбора, моральный конфликт....

урок истории в 5 классе по теме "Земледельцы Аттики теряют свободу"

план-конспект урока по истории Древнего мира для 5 класса по теме "Земледельцы Аттики теряют свободу"...

Тема урока: Что англичане считают началом своих свобод?

Разработка технологической карты урока проверки, коррекции и контроля знаний по историиПедагогические цели:усвоить ключевые понятия темы: парламент, Великая хартия вольности, палата лордов, палата общ...

Разработка урока по обществознанию в 9 классе по теме "Право, его сущность и особенности"

Цель: Охарактеризовать экономическую сферу общества, выявить значение экономики  в жизни общества. Задачи:  рассмотреть  значения понятия «экономика»;-охарактеризовать факторы прои...