план-конспект урока по теме "Сущность жизни и свойства живого" 9 класс
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме
Задачи: выяснить, существует ли конкретное понятие "жизнь"; рассмотреть общие признаки живого; сформировать представление об уровнях организации живой природы.
Оборудование: таблицы по общей биологии, отражающие свойства живых организмов.
Ход урока
I. Изучение нового материала (в ходе лекции)
каждый организм, живущий на Земле, представляет системы, которая обладает признаками, отсутствующими у неживых систем. Но среди этих признаков нет ни одного такого, который бы относился только к живым организмам.
Примеры: ледник способен к росту, подвижен, присутствует обмен веществ с окружающей средой, есть развитие, но нет воспроизведения себе подобных. Камень, упавший со скалы, распадается на массу мелких камней, подобных себе, но они не способны к росту, не обладают раздражимостью и подвижностью.
Поэтому при описании живого организма нужно учитывать все свойства живого. В связи с тем, что четкого понятия "жизнь" нет, рассмотрим признаки, отличающие живое от неживого:
1. Сходный химический состав и единый принцип строения.
Соотношение химических элементов в живых и неживых организмах различно.
В живых организмах в основном 4 элемента: углерод (С), кислород (О), водород (Н), азот (N).
Они участвуют в образовании сложных органических молекул (белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры).
У живых организмов, кроме вирусов, клеточное строение.
2. Все живые организмы представляют собой "открытые системы".
энергия солнечная или химическая --> живой организм<--питательные вещества
3.Обмен веществ обеспечивает постоянство.
вещества, необходимые для жизни --> живой организм--> продукты жизнедеятельности
4. Реакция организмов на изменение факторов окружающей их среды. Избирательность.
5. Развитие живых организмов.
У живых организмов, в отличие от неживых, развитие характеризуется упорядоченностью, постепенностью, последовательностью. Есть индивидуальное развитие (онтогенез) и историческое развитие (филогенез) живых организмов.
6. Размножение - бесполое и половое.
7. Наследственность и изменчивость - свойства живых организмов.
8. Адаптация - приспособленность в строении, функции, поведении - отвечает образу жизни.
9.Целостность и дискретность.
Целостность - живая материя, определенным образом организована, подчинена ряду специфических законов, характерных для нее.
Дискретность - любая биосистема состоит из обособленных, но тесно взаимосвязанных элементов. Принцип дискретности лег в основу представлений об уровнях организации живой природы (УОЖ)
УОЖ - это функциональное место биологической структуры определенной степени сложности в общей "системе систем" живого.
Выделяют виды УОЖ:
молекулярный, клеточный, тканевой, органный;
организменный (реальный носитель жизни), популяционно-видовой, биоценотический, биосферный
Отсюда следует, что общая биология изучает законы, характерные для всех уровней организации живого.
II. Закрепление знаний. Ответить на вопросы 1-5, стр.13 учебника.
III. Домашнее задание: п/ф 3, краткое содержание вводного раздела на стр.13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект интегрированного урока обществознания и английского языка в 7 классе на тему «Подросток в группе» «Teenager in a Group»
Разработка интегрированного урока английского языка и обществознания для 7 класса на тему "Подросток в группе", проведенного в рамках эксперимента "Интеграция английского языка и предметов школьной пр...
План-конспект интегрированного урока английского языка и обществознания в 9 классе на тему: "Правовая ответственность"
Интегрированный урок английского языка и обществознания в 9 классе на тему: "Правовая ответственность" ставит своей целью на основе имеющихся у учащихся знаний расширить понятие «право»; сформир...
План-конспект открытого урока по англ. яз во 2-м классе "Учимся описывать героя" с использованием системно-деятельностного подхода
Урок составлен в соответствии с требованием ФГОС и построен в русле системно-деятельносного подхода с использованием интерактивной доски...
ПЛАН КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА На тему: «Лепка фигуры человека» 2 класс Скульптура.
Тема: Лепка фигуры человекаЦель: Научить с помощью пластичного материала лепить фигуру человека, передавать объем тела, конфигурацию, позу, характер, пропорции. Прививать аккуратность в работе, развив...
План-конспект открытого урока по родному языку (кумыкский) в 6 классе на тему:"Склонение имён существительных по падежам","Атлыкъланы гелишлеге гёре тюрлениши"
План-конспект открытого урока по родному языку (кумыкский) в 6 классе на тему:"Склонение имён существительных по падежам","Атлыкъланы гелишлеге гёре тюрлениши"...
Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.
Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...
План-конспект открытого урока по информатике и ИКТ в 8 классе Тема урока: «Файлы и файловая система»
Урок по информатике по теме: "Файлы и файловая система" с презентацией...