Элективный курс по обществознанию. 10-11 класс
рабочая программа по обществознанию (10, 11 класс) на тему
Элективный курс по обществознанию в 10-11 классе. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_10-11_klass.doc | 347 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 121»
СОГЛАСОВАНО заместителем директора по УР _____________(____________) | УТВЕРЖДЕНО приказом директора №______________от____________ | |
Рассмотрено на школьном методическом объединении Протокол № ___________от _____________- |
Рабочая программа
Элективный курс
Трудные вопросы обществознания
для 10-11 классов
на 2014-2015 учебный год
(среднее общее образование)
Форма обучения: очная
Объем учебного времени за год (10 класс): 35 часов
Объем учебного времени за год (11 класс): 34 часа
Режим занятий: 1 час в неделю
Составитель: Акушевич Вероника Анатольевна, учитель истории и обществознания первой категории
Исполнитель: Акушевич Вероника Анатольевна, учитель истории и обществознания первой категории
Снежинск-2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обоснование актуальности курса:
Данный курс предназначен для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы и представляет собой комплекс материалов, посвященных темам, традиционно вызывающим затруднения у учащихся при изучении курса обществознания в старшей школе.
Данный курс расширяет и углубляет знания, получаемые учащимися на уроках обществознания.
Интегрированный курс обществознания отличается насыщенностью сложных философских, социологических, экономических, политологических, правовых понятий и требует умений оперировать ими в развернутых ответах при решении проблемных задач, анализе источников, документа, написании эссе.
В условиях реформирования российской системы образования, поисков объективных оценок качества образования актуализировались проблемы подготовки учащихся и успешного прохождения ими итоговой аттестации в форме ЕГЭ. ЕГЭ по обществознанию относится к экзамену по выбору и входит в число тех предметов, которые являются наиболее востребованными.
Нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение курса:
Преподавание предмета «Обществознание» в 2014-2015 учебном году осуществляется в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования и науки РФ, Министерства образования и науки Челябинской области:
Федеральный уровень
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
- Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089.
- О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126.
- Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
- О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
- Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).
- Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
- Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования // Сборник нормативных документов. История / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
Региональный уровень
- Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
- Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.
- О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839.
- О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области / Письмо от 31.07.2009 г. №103/3404.
5. О преподавании учебных предметов «История» и «Обществознание» в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2014 – 2015 учебном году / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 30.06.2014 №03-02/4959.
Институциональный уровень
1. Положение о разработке и утверждении рабочих программ, курсов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ №121 от 22.05.2013 №72.
2. Об утверждении годового плана-графика работы МБОУ СОШ №121 / Приказ директора МБОУ СОШ №121 от 01.09.2014 №97.
3. Об утверждении учебного плана МБОУ СОШ №121 / Приказ директора МБОУ СОШ №121 от 01.09.2014 №99.
Цель программы:
Повышение качества подготовки учащихся по курсу обществознания.
Основными задачами элективного курса являются:
- повышение предметной компетентности обучающихся;
- закрепление навыков выполнения тестовых работ, заданий разного типа;
- отработать задания, которые отличаются высоким уровнем сложности.
Формы проведения занятий:
Основные формы проведения занятий курса – лекция и практикум.
В завершении каждой темы предполагается решение тренировочных заданий, что позволит закрепить теоретические знания на практическом уровне. Практикум предполагает знакомство со структурой экзаменационной работы по обществознанию, а также с особенностями выполнения заданий различных типов.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися. Деятельность учителя сводится к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов.
Ведущими методами изучения являются:
● речевая деятельность;
● практические умения для выполнения заданий различных видов.
Приёмы организации деятельности:
- лекция
- дискуссии
- написание эссе
- практическая работа
- самостоятельная работа
Возможны следующие виды деятельности учащихся:
- анализ источников;
- написание эссе;
- решение тренировочных заданий по обществознанию (КИМ ЕГЭ).
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса обществознания, а также пройдут необходимый этап подготовки к сдаче экзамена.
Уровень подготовки учащихся предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- исследование реальных связей и зависимостей;
- умение развёрнуто обосновывать суждение, давать определения, проводить доказательства (в том числе от противного);
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
владение навыками редактирования текста;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если…»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);
Критерии оценки знаний по обществознанию
Критерии | 5 (ОТЛ.) | 4 (ХОР.) | 3 (УД.) | 2 (НЕУД.) |
1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение) | Удачное использование правильной структуры ответа (введение -основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) | Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов | Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя | Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы |
2. Умение анализировать и делать выводы | Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями | Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются | Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются | Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий |
3. Иллюстрация своих мыслей | Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу | Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия |
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) | Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений | Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений | Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними | Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы |
5. Работа с ключевыми понятиями | Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание | Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание | Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно | Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания |
6. Причинно-следственные связи | Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность | Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности | Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности | Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности |
Источник: Иоффе А.Н. Проблемы оценивания // Преподавание истории в школе» №1. 2006 г.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по обществознанию
Оценка 5:
Ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса: правильно раскрыто содержание вопроса и использование карты и других источников знаний, ответ самостоятельный с ссылкой на дополнительные сведения.
Оценка 4:
Ответ удовлетворяет раннее названным требованиям, он полный, правильный, есть неточности в изложении исторического материала, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Оценка 3:
Ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко излагает исторический материал, затрудняется в самостоятельном объяснении данного вопроса.
Оценка 2:
Ответ неправильный, не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя.
При оценивании письменных ответов оценка ставится:
- за выполнение заданий в рабочей тетради самостоятельно
- за составление плана - простого, развернутого, тезисного, плана-конспекта
- за словарный диктант
- за сочинение по определённой теме (1-2 страницы)
- за тестовую работу
- за письменный реферат
Указания к оцениванию тематического тестирования
(перевод баллов теста в соответствии с 5-ти балльной системой)
Баллы теста | 5-ти балльная шкала |
20-22 | 5 |
16-19 | 4 |
11-15 | 3 |
0-10 | 2 |
Источник: О.В. Кишенкова. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10-11 классах. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. с. 113.
Основное содержание
10 класс
Введение (2 часа)
Тема « Человек» (4 часа)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.
Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Общественное и индивидуальное сознание. Формирование образа «я». Самосознание индивида и социальное поведение. Самооценка личности. Философия. Виды человеческих знаний. Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Самопознание, его формы. Научное познание, методы научных исследований. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания.
Тема «Общество» (6 часов)
Системное строение общества. Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества.
Социальный прогресс. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость.
Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество. Многовариантность общественного развития.
Современный мир: особенности и проблемы. Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм. Компьютерная революция. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XX века. Современные военные конфликты. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.
Тема «Духовная сфера общества» (7 часов)
Цивилизация и культура. Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Феномен «второй природы». Образование. Общественная значимость и личностный смысл образования. Интеграция личности в систему национальной и мировой культуры. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.
Религия. Свобода совести. Веротерпимость. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность сектантства.
Искусство.
Мораль. Духовная жизнь человека, ценности и нормы. Мотивы и предпочтения.
Тема «Социальные отношения» (8 часов)
Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности.
Социальные группы, их типы.
Этнические общности. Национальное самосознание. Нации. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Социальные взаимодействия и общественные отношения. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения.
Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль.
Отклоняющееся поведение, его типы. Наркомания, преступность, их социальная опасность
Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей.
Резерв учебного времени (8 часов)
11класс
Тема « Экономика» (8 часов)
Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы.
Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. Рыночные отношения в современной экономике. Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок. Особенности развития фондового рынка в России.
Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России.
Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Общественные блага. Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Роль государства в экономике. Внешние эффекты. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
Тема « Политическая сфера общества» (8 часов)
Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть. Государство как главный институт политической власти. Функции государства. Политика как общественное явление.
Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Опасность политического экстремизма.
Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации.
Современный политический процесс. Политическая элита особенности ее формирования в современной России. Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности. Гражданские инициативы. Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампании. Характер информации распространяемой по каналам СМИ. Политический процесс. Особенности политического процесса в России. Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах.
Тема « Право» (9 часов)
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.
Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.
Итоговое обобщение (5 часов)
Резерв учебного времени (4 часа)
Предполагаемые результаты:
Предлагаемый учебный курс должен помочь учащимся:
В приобретении учащимися опыта познавательной и практической деятельности, в который войдут:
- работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
- критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- анализ современных общественных явлений и событий;
- аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях о современных социальных проблемах;
- успешно сдать единый государственный экзамен обществознанию.
Преподавание учебного курса осуществляется в кабинете, оснащенном АРМ учителя. Имеется доступ к информационным ресурсам сети Интернет.
Сроки реализации программы:
Согласно Учебному плану МБОУ СОШ №121 и приказу № 99 от 01.09.2014 об организации работы МБОУ СОШ №121 в 2014-2015 учебном году учащиеся 10 класса обучаются 35 недель в учебном году. Программа рассчитана на 35 часов и реализуется по 1 часу в неделю в 10 классе. Учащиеся 11 класса обучаются 34 недели в учебном году. Программа рассчитана на 34 часа и реализуется по 1 часу в неделю в 11 классе.
Программа рассчитана на 69 часов и реализуется по 1 часу в неделю в 10 и 11 классе. Элективный курс является дополнением к рабочей программе по обществознанию.
Учебно-методический комплекс:
Класс | Учебники, учебные пособия | Методические пособия | Дидактические материалы | Материалы для контроля |
11 | Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 11 класса. М.: Русское слово, 2011. История Урала с древнейших времен до наших дней: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под общей редакцией И.С. Огоновской, Н.Н. Попова. – Екатеринбург: ИД «Сократ», 2004 Драгунов А.В., Моисеев А.П., Гитис М.С. Южноуральская панорама событий и достижений: книга для чтения по краеведению. Челябинск: АБРИС, 2007. Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 10 класса. М.: Русское слово, 2011. С.В. Агафонов. Рабочая тетрадь к учебнику обществознания, 10 класс. М.: «Русское слово - РС» 2009 г. | Шевченко Н.И. Поурочные методические разработки к учебнику «Обществознание» А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой. 11 класс. М.: ООО « Русское слово – учебник», 2012 г. Главные праздники современной России и Малой Родины: методические рекомендации / Предс. ред. В.М. Кузнецов. – Челябинск: «Край Ра», 2012 Парламентский урок : через прошлое к будущему! : метод. по- собие / [сост. С. Н.Трошков, науч. ред. В. М. Кузнецов]. – Челябинск: Книга, 2010. – 80 с. | Агафонов С.В. Схемы по обществознанию. 8-9, 10-11 классы. – М.: Русское слово», 2007 Обществознание в таблицах и схемах/ Составитель Сазонова Т.Г. СПб.: Виктория, 2005 | Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10 – 11 кл. М.: Русское слово, 2005 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Количество часов |
10 класс | ||
1 | Введение | 2 |
2 | Человек | 4 |
3 | Общество | 6 |
4 | Духовная сфера общества | 7 |
5 | Социальные отношения | 8 |
6 | Резерв учебного времени | 8 |
Итог | 35 | |
11 класс | ||
7 | Экономика | 8 |
8 | Политическая сфера общества | 8 |
9 | Право | 9 |
10 | Итоговое обобщение | 5 |
11 | Резерв учебного времени | 4 |
Итог | 34 | |
Всего | 69 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата | № урока | Тема урока | № урока по теме | |
планируемая | фактическая | |||
10 класс | ||||
I полугодие | ||||
Введение (2 часа) | ||||
1 | Структура работы по обществознанию | 1 | ||
2 | Алгоритм написания эссе | 2 | ||
Тема «Человек» (4 часа) | ||||
3 | Природное и общественное в человеке | 1 | ||
4 | Понятие истины, ее критерии | 2 | ||
5 | Мышление и деятельность. Потребности человека | 3 | ||
6 | Решение заданий по теме | 4 |
Дата | № урока | Тема урока | № урока по теме | |
планируемая | фактическая | |||
Тема «Общество» (6 часов) | ||||
7 | Системное строение общества. Социальные институты | 1 | ||
8 | Понятие общественного прогресса | 2 | ||
9 | Многовариантность общественного развития | 3 | ||
10 - 11 | Глобализация. Глобальные проблемы | 4 - 5 | ||
12 | Решение заданий по теме | 6 | ||
Тема «Духовная сфера общества» (7 часов) | ||||
13 | Понятие культуры. Формы и разновидности культуры | 1 | ||
14 | Наука | 2 | ||
15 | Образование. Система образования РФ | 3 | ||
16 | Религия | 4 |
Дата | № урока | Тема урока | № урока по теме | |
планируемая | фактическая | |||
II полугодие | ||||
17 | Искусство | 5 | ||
18 | Мораль | 6 | ||
19 | Решение заданий по теме | 7 | ||
Тема «Социальные отношения» (8 часов) | ||||
20 | Социальная стратификация и мобильность | 1 | ||
21 | Социальные группы | 2 | ||
22 | Этнос. Межнациональные отношения | 3 | ||
23 | Социальный конфликт | 4 | ||
24 | Социальные нормы и социальный контроль | 5 |
Дата | № урока | Тема урока | № урока по теме | |
планируемая | фактическая | |||
25 | Отклоняющееся поведение и его типы | 6 | ||
26 | Семья и брак | 7 | ||
27 | Решение заданий по теме | 8 | ||
Резерв учебного времени (8 часов) | ||||
28 - 35 | Резерв учебного времени | 1 - 8 |
Дата | № урока | Тема урока | № урока по теме | |
планируемая | фактическая | |||
11 класс | ||||
I полугодие | ||||
Тема «Экономика» (8 часов) | ||||
36 | Экономика и экономическая наука. Факторы производства. Экономические системы | 1 | ||
37 | Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение | 2 | ||
38 | Банковская система. Ценные бумаги | 3 | ||
39 | Рынок труда. Безработица | 4 | ||
40 | Экономический рост и развитие. Инфляция | 5 | ||
41 | Роль государства экономики. Налоги. Государственный бюджет | 6 | ||
42 | Мировая экономика | 7 | ||
43 | Решение заданий по теме | 8 |
Дата | № урока | Тема урока | № урока по теме | |
планируемая | фактическая | |||
Тема «Политическая сфера общества» (8 часов) | ||||
44 | Понятие власти. Государство и его функции | 1 | ||
45 | Политическая система | 2 | ||
46 | Типология политических режимов. Демократия | 3 | ||
47 | Гражданское общество и правовое государство | 4 | ||
48 | Политические партии и движения. Избирательная кампания в РФ | 5 | ||
49 | Политический процесс. Политическое участие. Политическая элита | 6 | ||
50 | Органы государственной власти РФ | 7 | ||
II полугодие | ||||
51 | Решение заданий по теме | 8 |
Дата | № урока | Тема урока | № урока по теме | |
планируемая | фактическая | |||
Тема «Право» (9 часов) | ||||
52 | Право в системе социальных норм | 1 | ||
53 | Система российского права. Законотворческий процесс в РФ | 2 | ||
54 | Юридическая ответственность | 3 | ||
55 | Субъекты гражданского права. | 4 | ||
56 | Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности | 5 | ||
57 | Административное право | 6 | ||
58 | Уголовное право | 7 | ||
59 | Семейное и трудовое право | 8 | ||
60 | Решение задание по теме | 9 |
Дата | № урока | Тема урока | № урока по теме | |
планируемая | фактическая | |||
Итоговое обобщение (5 часов) | ||||
61 | Зачетное занятие по теме «Человек и общество» | 1 | ||
62 | Зачетное занятие по теме «Экономика» | 2 | ||
63 | Зачетное занятие по теме «Социальные отношения» | 3 | ||
64 | Зачетное занятие по теме «Политическая сфера» | 4 | ||
65 | Зачетное занятие по теме «Право» | 5 | ||
Резерв учебного времени (4 часа) | ||||
66 - 69 | Резерв учебного времени | 1 - 4 |
Материально – техническое обеспечение:
№. п./п. | Наименование | кол-во (шт) |
1. | Учебно-методическая и справочная литература | |
1.1. | Учебники и учебные пособия по истории | 186 |
1.2. | Учебники и учебные пособия по обществознанию | 151 |
1.3. | Словари | 1 |
1.4. | Методические пособия | 31 |
1.5. | Библиотека учителя | 129 |
1.6. | Краеведческий материал | 37 |
2. | Исторические карты (настенные) | 120 |
3. | Демонстрационно-наглядный материал | |
3.1. | Учебные картины по истории Средних веков и начала Нового времени | 55 |
3.2. | Портреты | 85 |
3.3. | Военные ордена | 6 |
3.4. | Учебные картины по истории Нового времени | 96 |
3.5. | Учебные картины по истории Древнего мира | 5 |
3.6. | Учебные картины по истории Средних веков | 39 |
3.7. | Учебные картины по истории России | 57 |
3.8. | Таблицы по Новейшей истории | 4 |
3.9. | Таблицы по обществознанию | 18 |
4. | Атласы ученические | |
4.1. | Всемирная история | 94 |
4.2. | История России | 91 |
Технические средства обучения:
№ п./п. | Наименование ТСО | Марка | Год приобретения | Инвентарный номер по школе |
1 | Экран настенный | 2011 | ||
2 | Компьютер (ноутбук) | Samsung Q330 | 2011 | |
3 | Принтер лазерный | HP LaserJet M 1130 | 2011 | |
4 | Проектор | EPSON | 2011 | |
5 | Мышь компьютерная | Genius | 2011 | |
6 | Колонки | SVEN SPS - 609 | 2011 | |
7 | Универсальный кронштейн для видеопроекторов | ARM MEDIA | 2011 | - |
Список литературы:
Аверин А. Н., Бреева Е Б., Волгин Н.А, Храпылина Л. П. Социальная политика. М., 2008.
Автономов В.С. Введение в экономику. 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. М., 2006.
Адаир Д. Психология власти. М., 2004.
Баглай М.В. Президенты Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки. М., 2008.
Баранов Н., Исаев Б. Политические отношения и политический процесс в современной России. СПб., 2008.
Бахрах Д.Н. Очерки теории российского права. М., 2008.
Биржа и ценные бумаги: словарь / сост. Л. Ш. Лозовский, А.А. Благодатин, Б.А. Райзберг. М., 2001.
Борисюк В.И., Вайнштейн Г. И., Городецкая И.Е. и др. Политические институты на рубеже тысячелетий. XX-XXI вв. Ростов, 2005.
Верещагина А., Понеделков А.В., Самыгин С., Старостин А. Основы политологии. Ростов н/Д, 2007.
Возжеников А. В., Выборнов М.А. Глобальные вызовы, угрозы и опасности современности. Приоритеты политики обеспечения национальной безопасности России / под ред. Д.В. Коростылева. М., 2007.
Гаджиев К.С. Политология. М., 2004.
Гершунский Б.С. Гражданское общество в России. Проблемы становления и развития: пособие для самообразования. М., 2005.
Глобализация: учебник / под ред. В. А. Михайлова, В.С. Буянова. М., 2008
Графский В.Г. Г Всеобщая история права и государства. М., 2008.
Дробышевский С.А. История политических и правовых учений: основные классические идеи. М., 2008.
Дюверже М. Политические партии / пер. с фр. М., 2005.
Законные интересы / под ред. А.В. Малько. М., 2008.
Захарчук О. С. История политических и правовых учений в вопросах и ответах. М., 2006.
Зотов В.Д, Зотова Л.В. История политических учений. М., 2005.
Иванченко А.В. Российское народовластие: Развитие, современные тенденции и противоречия. М., 2005.
Иванченко А., Любарев А. Российские выборы от перестройки до суверенной демократии. М., 2007.
История государства и права зарубежных стран: учебник: в 2 т. / под ред. Н. А. Крашенинникова. М., 2008.
Кабашов С.Ю. Местное самоуправление в Российской Федерации: учебное пособие для вузов. М., 2009.
Кобликов А. С. Юридическая этика. М., 2008.
Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2009.
Кушлин В. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник. М., 2005.
Ланцов С. Политическая история России. СПб., 2009.
Литовченко А. А. Россия в мировой политике. М., 2006.
Ломакин В.К. Мировая экономика: учебник. М., 2007.
Лукашева Е. А. Человек. Право. Цивилизации: ценностно-нормативное измерение. М., 2009.
Лукин В.Н. Гражданское общество в глобальном мире: политический анализ проблем и стратегий развития. СПб., 2005.
Макконнелл К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: учебник. М., 2007.
Малкин Е., Сучков Е. Основы избирательных технологий. М., 2002.
Малько А. В., Саломатин А.Ю. Сравнительное правоведение. М., 2008.
Мальцев Г. В. Социальные основания права. М., 2007.
Маркетинг: большой толковый словарь / под ред. А. Л. Панкрухина. М., 2008.
Матвеев Р. Ф. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. М., 2008.
Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика. М., 2005.
Нартов Н.А. Геополитика. М., 2004.
Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства. М., 2008.
Нерсесянц В.С. Философия права. М., 2008.
Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица. М., 2004.
Подсумкова А. А., Масленникова Е.В., Наумов С.Ю. и др. Система государственного управления: учеб. пособие. М., 2009.
Политика в XXI веке: Вызовы и реалии: аналитический альманах. М., 2005.
Политология: энциклопедический словарь. М., 1993.
Популярная экономическая энциклопедия / гл. ред. А.Д. Некипелов. М., 2001.
Представительная власть в России: история и современность / под общей ред. Л.К. Слиски. М., 2004.
Проблемы теории государства и права: учебник / под ред. М.Н. Марченко, В.В. Субочева. М., 2001.
Райзберг Б.А. и др. Современный экономический словарь. М., 2007.
Румынина В.В. Основы права. М., 2008.
СМИ и политика в России: социологический анализ роли СМИ в избирательных кампаниях. М., 2000.
Тульчинский Г. Бизнес в России: проблема социального признания и уважения. М., 2006.
Халипов В.Ф.Энциклопедия власти. М., 2005.
Чанышев А.А. История политических учений. М., 2005.
Шнайдер Э. Политическая система Российской Федерации. М., 2002.
Экономика и управление, финансы и право / авт.-сост. Л.П. Кураков, В.Л. Кураков, А.Л. Кураков. М., 2004.
Перечень ЦОР:
1. Система Гарант. Энциклопедия Российского законодательства.
Учебно-методическое обеспечение (литература):
В качестве учебно-методического комплекса используются УМК издательства «Русское слово» по обществознанию для средней (полной) школы А.И. Кравченко и Е.А. Певцовой.
1. Баранов П.А. Обществознание: Право: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ – 2011. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.
2. Баранов П.А. Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «Политика». – М.: АСТ: Астрель, 2009.
3. Баранов П.А. Обществознание: Социальные отношения: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ – 2011. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.
4. Баранов П.А. Обществознание: Человек и общество: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ – 2011. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.
5. Баранов П.А. Обществознание: Экономика: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ – 2011. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.
6. Баранов П.А. Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «Человек». «Познание» – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.
7. Баранов П.А. Обществознание в таблицах: 10-11 класс: справ. Материалы. – М.: АСТ: Астрель, 2010.
8. Баранов П.А. Право: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: профильный уровень / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, К.С. Романов; под общ. ред. Г.А. Бордовского. – М.: Вентана-Граф, 2009.
9. Единый государственный экзамен. Обществознание: справ. Материалы, контрол.-трениров. упражнения, задания с развернутым ответом: учеб. Пособие для 10-11 кл./ С.В. Борисов и др. Под общ. ред. Л.Д. Ибрагимовой. – Челябинск: «Взгляд», 2006.
10. Единый государственный экзамен 2011. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2011.
11. Клименко А.В. Обществознание: учеб. Пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы / А.В. Клименко, В.В. Румынина. – М.: Дрофа, 2008.
12. Королькова Е.С. Обществознание: Тема «Право»: тестовые задания базового и повышенного уровня сложности А18 - А22. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.
13. Королева Г.Э. Экономика: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г.Э. Королева, Т.В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2009.
14. Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011.
15. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011.
16. Лазебникова А.Ю. ЕГЭ 2010. Обществознание. Типовые тестовые задания / А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая, Е.С. Королькова. – М.: Экзамен, 2010.
17. Лазебникова А.Ю. ЕГЭ 2010. Обществознание: репетитор. – М.: Эксмо, 2009.
18. Лазебникова А.Ю. ЕГЭ 2011. Обществознание: репетитор. – М.: Эксмо, 2010.
19. Лазебникова А.Ю. ЕГЭ 2011. Обществознание. Типовые тестовые задания / А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая, Е.С. Королькова. – М.: Экзамен, 2011.
20. Лазебникова А.Ю. ЕГЭ 2011. Обществознание. Типовые тестовые задания / А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая, Е.С. Королькова. – М.: Экзамен, 2011.
21. Лазебникова А.Ю. ЕГЭ. Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ / А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова, Е.Л. Рутковская. – М.: Экзамен, 2010.
22. Махоткин А.В. Обществознание в схемах и таблицах: Пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений и абитуриентов / А.В. Махоткин, Н.В. Махоткина. – М.: Эксмо, 2006.
23. Обществознание. 10 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. / Авт. – сост. И.А. Шемаханова. – Ярославль: Академия развития, 2011.
24. Половникова А.В. Обществознание: Задания с кратким ответом: часть В: Темы: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право». – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.
25. Половникова А.В. Обществознание: Темы: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право»: тестовые задания повышенного уровня сложности В4, В6, В7. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.
26. Половникова А.В. Обществознание: Темы: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право»: тестовые задания базового уровня сложности В1- В3, В5. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.
27. Рутковская Е.Л. ЕГЭ 2010. Обществознание: сборник заданий / Е.Л. Рутковская, Т.Е. Лискова, О.А. Котова и др. – М.: Эксмо, 2010.
28. Рутковская Е.Л. Обществознание. Тема «Человек и общество»: тестовые задания базового и повышенного уровня сложности: А1 – А4 / Е.Л. Рутковская. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.
29. Рутковская Е.Л. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена по обществознанию / Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010.
30. Рутковская Е.Л., Котова О.А., Лискова Т.Е. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных заданий / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2010.
31. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2010: Обществознание / авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2010.
32. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2011: Обществознание / авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
33. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2011: Обществознание / авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
34. Человек и общество: учеб. пособие по обществознанию для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; Под общ. Ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М.: Просвещение, 1999.
35. Чернышева О.А. Обществознание. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ (С8, С9). Эссе, сложный план развернутого ответа, 10-11 классы: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2011.
36. Чернышева О.А. Обществознание. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ. Эссе, сложный план развернутого ответа, 10-11 классы: учебно-методическое пособие. – изд. 2-е, дополн. - Ростов н/Д: Легион, 2011.
37. Чернышева О.А. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ – 2011: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2010.
Ресурсы Интернета по обществознанию
http://www.constitution.ru - Конституция Российской Федерации
http:// www.uznay-prezidenta.ru - Президент России гражданам школьного возраста
http://www.rfdeti.ru - Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка
http://www.youthrussia.ru - Национальный совет молодёжных и детских объединений России
http://sernyarossii.ru - Семья России
http://www.detskiedorniki.ru - Забота о детях с особыми нуждами
http://www.unicef.ru - Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ)
Рекомендуемые сайты
http: //evolbiol.ru/ markov_anthropogenes. htm
http: //expert.ru/
http: //slon.ru/
http: //scepsis.ru/
http: //www.antropogenez. ru/
http://www.ege.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
http://www.som.fio.ru - сайт Федерации Интернет - образования, сетевое объединение методистов
http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
http://www.levada.ru – Левада-Центр изучения общественного мнения
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp - научная электронная библиотека
Перечень
цифровых образовательных ресурсов (далее именуются - ЦОР) и
инновационных учебно-методических комплексов (далее именуются - ИУМК)
№ | Наименование | Предмет | Вид | Кол-во | Издательство, год издания |
Обществознание 8 – 11 класс. М\медийн. уч. пособие | Обществозн-е | ИУМК | 1 | ЗАО «Новый диск», 2004 | |
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия | Энциклопедия | ЦОР | 1 | ООО «Кирилл и Мефодий», 2007 | |
1С: Школа. Экономика 9-11кл. Практикум. | Экономика | ИУМК | 1 | ООО 1С, 2004 | |
1С: Школа. Экономика и право 9-11кл. | Экономика | ИУМК | 1 | ООО 1С, 2004 | |
Экспресс подготовка. Обществознание 9-11кл. | Обществозн-е | ЦОР | 1 | ЗАО «Новый диск», 2005 | |
Боголюбов Л.Н. Обществознание Человек и общество Ч.1. 10 кл. (3,4 ч.) | Обществозн-е | ЦОР | 1 | ЗАО Просвещение-Медиа, 2007 | |
Боголюбов Л.Н. Обществознание Человек и общество Ч.2. 11 кл. (3,4 ч.) | Обществозн-е | ЦОР | 1 | ЗАО Просвещение-Медиа, 2007 | |
Автономов В.С. Введение в экономику 9-10 кл. Кн.1. (3,4 ч.) | Экономика | ЦОР | 1 | ЗАО 1С, 2007 | |
Автономов В.С. Введение в экономику 9-10 кл. Кн.1. (3,4 ч.) | Экономика | ЦОР | 1 | ЗАО 1С, 2007 | |
Автономов В.С. Введение в экономику 9-10 кл.; 9-11кл. (1,2 ч.) | Экономика | ЦОР | 1 | ЗАО 1С, 2008 | |
Липсиц И. В. Экономика 10-11 кл. (1,2 ч.) | Экономика | ЦОР | 1 | ЗАО 1С, 2008 | |
Тесты по обществознанию. Подготовка к выпускным экзаменам - 9,11 кл. | История | ЦОР | 1 | Корпорация «Диполь», 2008 | |
Парламентский урок: через прошлое к будущему | Обществозн-е | DVD (видео) | 1 | ГОУ ДПО ЧИППКРО, 2010 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по обществознанию 10-11 класс "Общество, человек, деятельность"
Элективный курс по обществознанию 10-11 класс "Общество, человек, деятельность"...
Элективный курс по обществознанию для 11 класса "Современная экономика"
Курс по микроэкономике- теория потребительского поведения и спроса...
Элективный курс по обществознанию в 9 классе "Семейное право"
Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса. Он рассчитан на 11 часов....
Элективный курс по обществознанию для 11 класса
Элективный курс способствует качественной подготовке учащихся 11 классов к правильному решению экзаменационных тестов в формате ЕГЭ....
Элективный курс "Вопросы обществознания" для 11 класса
Программа элективного курса "Вопросы обществознания" для подготовки к ЕГЭ...
Элективный курс по обществознанию для 9 класса "Практическое обществознание"
Данный курс предназначен для подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащих...
Программа элективного курса по обществознания для 10 класса «Сочинения по обществознанию: политология, социология, философия»
Программа элективного курса составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 10-11 классы, профильный уровень (Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова. &laq...