Элективный курс по обществознанию. 10-11 класс
рабочая программа по обществознанию (10, 11 класс) на тему

Акушевич Вероника Анатольевна

Элективный курс по обществознанию в 10-11 классе. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_10-11_klass.doc347 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                     

          муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 121»

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                                                

заместителем директора по УР

_____________(____________)

УТВЕРЖДЕНО                                                                                                                                                              

приказом директора

№______________от____________

Рассмотрено

на школьном методическом объединении

Протокол № ___________от _____________-

Рабочая программа

Элективный курс

Трудные вопросы обществознания

 для 10-11 классов

на 2014-2015 учебный год

(среднее общее образование)

Форма обучения: очная

Объем учебного времени за год (10 класс): 35 часов

Объем учебного времени за год (11 класс): 34 часа

Режим занятий: 1 час в неделю

Составитель: Акушевич Вероника Анатольевна, учитель истории и обществознания первой категории

Исполнитель:  Акушевич Вероника Анатольевна, учитель истории и обществознания первой категории

Снежинск-2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обоснование актуальности курса:

Данный курс предназначен для учащихся 10-11  классов общеобразовательной школы и представляет собой комплекс  материалов, посвященных темам, традиционно вызывающим затруднения у учащихся при изучении курса обществознания в старшей школе.  

        Данный курс расширяет и углубляет знания, получаемые учащимися на уроках  обществознания.

        Интегрированный курс обществознания отличается насыщенностью сложных философских, социологических, экономических, политологических, правовых понятий и требует умений оперировать ими в развернутых ответах при решении проблемных задач, анализе источников, документа, написании эссе.

В условиях реформирования российской системы образования, поисков объективных оценок качества образования  актуализировались проблемы подготовки учащихся и успешного прохождения ими итоговой аттестации в форме ЕГЭ. ЕГЭ по обществознанию относится к экзамену по выбору и входит в число тех предметов, которые являются наиболее востребованными.

Нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение курса:

Преподавание предмета «Обществознание» в 2014-2015 учебном году осуществляется в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования и науки РФ, Министерства образования и науки Челябинской области:

Федеральный уровень

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
  2. Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089.
  3. О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126.
  4. Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
  5. О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
  6. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).
  7. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
  8. Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования // Сборник нормативных документов. История / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

Региональный уровень

  1. Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
  2. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.
  3. О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839.
  4. О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области / Письмо от 31.07.2009 г. №103/3404.

5. О преподавании учебных предметов «История» и «Обществознание» в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2014 – 2015 учебном году / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 30.06.2014 №03-02/4959.

Институциональный уровень

1. Положение о разработке и утверждении рабочих программ, курсов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ №121 от 22.05.2013 №72.

2. Об утверждении годового плана-графика работы МБОУ СОШ №121 / Приказ директора  МБОУ СОШ №121 от 01.09.2014 №97.

3. Об утверждении учебного плана МБОУ СОШ №121 / Приказ директора МБОУ СОШ №121  от 01.09.2014 №99.

Цель программы:

Повышение качества подготовки учащихся по курсу обществознания.

Основными задачами элективного курса являются:

  1. повышение предметной компетентности обучающихся;
  2.  закрепление навыков выполнения тестовых работ, заданий разного типа;
  3. отработать  задания, которые отличаются высоким уровнем сложности.

Формы проведения занятий: 
Основные формы проведения занятий курса – лекция и практикум. 

В завершении каждой темы предполагается решение тренировочных заданий, что позволит закрепить теоретические знания на практическом уровне. Практикум предполагает знакомство со структурой экзаменационной работы по обществознанию, а также с особенностями выполнения заданий различных типов. 

Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися. Деятельность учителя сводится к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных  и Интернет-ресурсов.
Ведущими методами изучения являются: 
● речевая деятельность; 
● практические умения для выполнения заданий различных видов. 
Приёмы организации деятельности: 
- лекция 
- дискуссии 
- написание эссе 
- практическая работа 

- самостоятельная работа

Возможны следующие виды деятельности учащихся: 
- анализ источников; 
- написание эссе; 
- решение тренировочных заданий по обществознанию (КИМ ЕГЭ). 
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса обществознания, а также пройдут необходимый этап подготовки к сдаче экзамена.

Уровень подготовки учащихся предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются: 
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; 
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; 
- исследование реальных связей и зависимостей; 
- умение развёрнуто обосновывать суждение, давать определения, проводить доказательства (в том числе от противного); 
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; 
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.); 
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации; 
- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); 
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); 
- уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации; 
владение навыками редактирования текста; 
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера; 
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если…»); 
- формулирование полученных результатов; 
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать; 
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; 
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута); 

Критерии оценки знаний по обществознанию

Критерии

5 (ОТЛ.)

4 (ХОР.)

3 (УД.)

2 (НЕУД.)

1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)

Удачное использование правильной структуры ответа (введение -основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5. Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

6. Причинно-следственные связи

Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность

Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности

Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности

Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности

Источник: Иоффе А.Н. Проблемы оценивания // Преподавание истории в школе» №1. 2006 г.

Нормы оценки знаний,  умений и навыков учащихся по обществознанию

Оценка 5:

        Ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса: правильно раскрыто содержание вопроса и использование карты и других источников знаний, ответ самостоятельный с ссылкой на дополнительные сведения.

Оценка 4:

        Ответ удовлетворяет раннее названным требованиям, он полный, правильный, есть неточности в изложении исторического материала, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

               Оценка 3: 

                Ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко излагает исторический материал, затрудняется в самостоятельном объяснении данного вопроса.

Оценка 2: 

          Ответ неправильный, не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя.

При оценивании письменных ответов оценка ставится:

  • за выполнение заданий в рабочей тетради  самостоятельно
  • за составление плана - простого, развернутого, тезисного, плана-конспекта
  • за словарный  диктант
  • за сочинение по определённой теме (1-2 страницы)
  • за тестовую  работу
  • за письменный реферат

Указания к оцениванию тематического тестирования

(перевод баллов теста в соответствии с 5-ти балльной системой)

Баллы теста

5-ти балльная шкала

20-22

5

16-19

4

11-15

3

0-10

2

Источник: О.В. Кишенкова. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10-11 классах. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. с. 113.

Основное содержание

10 класс

Введение (2 часа)

Тема « Человек»  (4 часа)

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.

Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Общественное и индивидуальное сознание. Формирование образа «я». Самосознание индивида и социальное поведение. Самооценка личности. Философия. Виды человеческих знаний. Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Самопознание, его формы. Научное познание, методы научных исследований. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания.

Тема «Общество»  (6 часов)

Системное строение общества. Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества.

Социальный прогресс. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость.

Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество. Многовариантность общественного развития.

Современный мир: особенности и проблемы. Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм. Компьютерная революция. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XX века. Современные военные конфликты. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

Тема «Духовная сфера общества»  (7 часов)

Цивилизация и культура. Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Феномен «второй природы». Образование. Общественная значимость и личностный смысл образования. Интеграция личности в систему национальной и мировой культуры. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.

Религия. Свобода совести. Веротерпимость. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность сектантства.

Искусство.

Мораль. Духовная жизнь человека,  ценности и нормы. Мотивы и предпочтения.

Тема «Социальные отношения»  (8 часов)

 Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности.

Социальные группы, их типы.

Этнические общности. Национальное самосознание. Нации. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Социальные взаимодействия и общественные отношения. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения.

Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль.

Отклоняющееся поведение, его типы. Наркомания, преступность, их социальная опасность

Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей.

Резерв учебного времени  (8 часов)

11класс

Тема « Экономика»  (8 часов)

Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы.

 Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. Рыночные отношения в современной экономике. Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок. Особенности развития фондового рынка в России.

Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России.

Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Общественные блага. Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Роль государства в экономике. Внешние эффекты. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг.

 Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.

Тема « Политическая сфера общества»  (8 часов)

Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть. Государство как главный институт политической власти. Функции государства. Политика как общественное явление.

Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Опасность политического экстремизма.

Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации.

Современный политический процесс.  Политическая элита особенности ее формирования в современной России. Политическая  идеология. Основные идейно-политические течения современности. Гражданские инициативы. Многопартийность. Политические партии и движения,  их классификация. Роль  партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Отличительные черты  выборов в демократическом обществе.  Роль  средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампании. Характер  информации распространяемой по каналам СМИ. Политический процесс. Особенности политического процесса в России. Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах.

Тема « Право»  (9 часов)

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.  

Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.

Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения.

Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу,  заключения и расторжения трудового договора.

Итоговое обобщение (5 часов)

Резерв учебного времени (4 часа)

Предполагаемые результаты: 
Предлагаемый учебный курс должен помочь учащимся: 
В приобретении учащимися опыта познавательной и практической деятельности, в который войдут: 
- работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета); 
- критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; 
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; 
- анализ современных общественных явлений и событий; 
- аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях о современных социальных проблемах;

- успешно сдать единый государственный экзамен обществознанию. 


Преподавание учебного курса осуществляется в кабинете, оснащенном АРМ учителя. Имеется доступ к информационным ресурсам сети Интернет.

Сроки реализации программы:

Согласно  Учебному плану МБОУ СОШ №121 и приказу № 99 от 01.09.2014 об организации работы МБОУ СОШ №121 в 2014-2015 учебном году учащиеся 10 класса обучаются 35 недель в учебном году. Программа рассчитана на 35 часов  и реализуется по 1 часу в неделю в 10 классе. Учащиеся 11 класса обучаются 34 недели в учебном году. Программа рассчитана на 34 часа  и реализуется по 1 часу в неделю в 11 классе.

Программа рассчитана на 69 часов и реализуется по 1 часу в неделю в 10 и 11 классе. Элективный курс является дополнением к рабочей программе по обществознанию.

      Учебно-методический комплекс:

Класс

Учебники, учебные пособия

Методические пособия

Дидактические материалы

Материалы для контроля

11

Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 11 класса. М.: Русское слово, 2011.

История Урала с древнейших времен до наших дней: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под общей редакцией И.С. Огоновской, Н.Н. Попова. – Екатеринбург: ИД «Сократ», 2004

Драгунов А.В., Моисеев А.П.,

Гитис М.С. Южноуральская панорама событий и достижений: книга для чтения по краеведению. Челябинск: АБРИС, 2007.

Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 10 класса. М.: Русское слово, 2011.

С.В. Агафонов. Рабочая тетрадь к учебнику обществознания, 10 класс. М.: «Русское слово - РС» 2009 г.

 Шевченко Н.И. Поурочные методические разработки к учебнику «Обществознание» А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой. 11 класс. М.: ООО « Русское слово – учебник», 2012 г.

Главные праздники современной России и Малой Родины: методические рекомендации / Предс. ред. В.М. Кузнецов. – Челябинск: «Край Ра», 2012

Парламентский урок : через прошлое к будущему! : метод. по-

собие / [сост. С. Н.Трошков, науч. ред. В. М. Кузнецов]. – Челябинск:

Книга, 2010. – 80 с.

Агафонов С.В. Схемы по обществознанию. 8-9, 10-11 классы. – М.: Русское слово», 2007

Обществознание в таблицах и схемах/ Составитель Сазонова Т.Г. СПб.: Виктория, 2005

Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10 – 11 кл. М.: Русское слово, 2005

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество часов

10 класс

1

Введение

2

2

Человек

4

3

Общество

6

4

Духовная сфера общества

7

5

Социальные отношения

8

6

Резерв учебного времени

8

Итог

35

11 класс

7

Экономика

8

8

Политическая сфера общества

8

9

Право

9

10

Итоговое обобщение

5

11

Резерв учебного времени

4

Итог

34

Всего

69

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

№ урока

Тема урока

№ урока по теме

планируемая

фактическая

10 класс

I полугодие

Введение (2 часа)

1

Структура работы  по обществознанию

1

2

Алгоритм написания эссе

2

Тема «Человек» (4 часа)

3

Природное и общественное в человеке

1

4

Понятие истины, ее критерии

2

5

Мышление и деятельность. Потребности человека

3

6

Решение заданий по теме

4

Дата

№ урока

Тема урока

№ урока по теме

планируемая

фактическая

Тема «Общество» (6 часов)

7

Системное строение общества. Социальные институты

1

8

Понятие общественного прогресса

2

9

Многовариантность общественного развития

3

10

-

11

Глобализация. Глобальные проблемы

4

-

5

12

Решение заданий по теме

6

Тема «Духовная сфера общества» (7 часов)

13

Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

1

14

Наука

2

15

Образование. Система образования РФ

3

16

Религия

4

Дата

№ урока

Тема урока

№ урока по теме

планируемая

фактическая

II  полугодие

17

Искусство

5

18

Мораль

6

19

Решение заданий по теме

7

Тема «Социальные отношения» (8 часов)

20

Социальная стратификация и мобильность

1

21

Социальные группы

2

22

Этнос. Межнациональные отношения

3

23

Социальный конфликт

4

24

Социальные нормы и социальный контроль

5

Дата

№ урока

Тема урока

№ урока по теме

планируемая

фактическая

25

Отклоняющееся поведение и его типы

6

26

Семья и брак

7

27

Решение заданий по теме

8

Резерв учебного времени (8 часов)

28

-

35

Резерв учебного времени

1

-

8

Дата

№ урока

Тема урока

№ урока по теме

планируемая

фактическая

11 класс

I полугодие

Тема «Экономика» (8 часов)

36

Экономика и экономическая наука. Факторы производства. Экономические системы

1

37

Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение

2

38

Банковская система. Ценные бумаги

3

39

Рынок труда. Безработица

4

40

Экономический рост и развитие. Инфляция

5

41

Роль государства экономики. Налоги. Государственный бюджет

6

42

Мировая экономика

7

43

Решение заданий по теме

8

Дата

№ урока

Тема урока

№ урока по теме

планируемая

фактическая

Тема «Политическая сфера общества» (8 часов)

44

Понятие власти. Государство и его функции

1

45

Политическая система

2

46

Типология политических режимов. Демократия

3

47

Гражданское общество и правовое государство

4

48

Политические партии и движения. Избирательная кампания в РФ

5

49

Политический процесс. Политическое участие. Политическая элита

6

50

Органы государственной власти РФ

7

II полугодие

51

Решение заданий по теме

8

Дата

№ урока

Тема урока

№ урока по теме

планируемая

фактическая

Тема «Право» (9 часов)

52

Право в системе социальных норм

1

53

Система российского права. Законотворческий процесс в РФ

2

54

Юридическая ответственность

3

55

Субъекты гражданского права.

4

56

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности

5

57

Административное право

6

58

Уголовное право

7

59

Семейное и трудовое право

8

60

Решение задание по теме

9

Дата

№ урока

Тема урока

№ урока по теме

планируемая

фактическая

Итоговое обобщение (5 часов)

61

Зачетное занятие по теме «Человек и общество»

1

62

Зачетное занятие по теме «Экономика»

2

63

Зачетное занятие по теме «Социальные отношения»

3

64

Зачетное занятие по теме «Политическая сфера»

4

65

Зачетное занятие по теме «Право»

5

Резерв учебного времени (4 часа)

66

-

69

Резерв учебного времени

1

-

4

Материально – техническое обеспечение:

№. п./п.

Наименование

кол-во (шт)

1.

Учебно-методическая и справочная литература

1.1.

Учебники и учебные пособия по истории

186

1.2.

Учебники и учебные пособия по обществознанию

151

1.3.

Словари

1

1.4.

Методические пособия

31

1.5.

Библиотека учителя

129

1.6.

Краеведческий материал

37

2.

Исторические карты (настенные)

120

3.

Демонстрационно-наглядный материал

3.1.

Учебные картины по истории Средних веков и начала Нового времени

55

3.2.

Портреты

85

3.3.

Военные ордена

6

3.4.

Учебные картины по истории Нового времени

96

3.5.

Учебные картины по истории Древнего мира

5

3.6.

Учебные картины по истории Средних веков

39

3.7.

Учебные картины по истории России

57

3.8.

Таблицы по Новейшей истории

4

3.9.

Таблицы по обществознанию

18

4.

Атласы ученические

4.1.

Всемирная история

94

4.2.

История России

91

Технические средства обучения:

№ п./п.

Наименование ТСО

Марка

Год приобретения

Инвентарный номер по школе

1

Экран настенный

2011

2

Компьютер (ноутбук)

Samsung Q330

2011

3

Принтер лазерный

HP LaserJet M 1130

2011

4

Проектор

EPSON

2011

5

Мышь компьютерная

Genius

2011

6

Колонки

SVEN SPS - 609

2011

7

Универсальный кронштейн для видеопроекторов

ARM MEDIA

2011

-

Список литературы:

Аверин А. Н., Бреева Е Б., Волгин Н.А, Храпылина Л. П. Социальная политика. М., 2008.

Автономов В.С. Введение в экономику. 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. М., 2006.

Адаир  Д. Психология власти. М., 2004.

Баглай М.В. Президенты Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки. М., 2008.

Баранов Н., Исаев Б. Политические отношения и политический процесс в современной России. СПб., 2008.

Бахрах Д.Н. Очерки теории российского права. М., 2008.

Биржа и ценные бумаги: словарь / сост. Л. Ш. Лозовский, А.А. Благодатин, Б.А. Райзберг. М., 2001.

Борисюк В.И., Вайнштейн Г. И., Городецкая И.Е. и др.  Политические институты на рубеже тысячелетий. XX-XXI вв. Ростов, 2005.

Верещагина А., Понеделков А.В., Самыгин С., Старостин А. Основы политологии. Ростов н/Д, 2007.

Возжеников А. В., Выборнов М.А. Глобальные вызовы, угрозы и опасности современности. Приоритеты политики обеспечения национальной безопасности России / под ред. Д.В. Коростылева. М., 2007.

Гаджиев К.С. Политология. М., 2004.

Гершунский Б.С. Гражданское общество в России. Проблемы становления и развития: пособие для самообразования. М., 2005.

Глобализация: учебник / под ред. В. А. Михайлова, В.С. Буянова.  М., 2008

Графский В.Г. Г Всеобщая история права и государства. М., 2008.
Дробышевский С.А. История политических и правовых учений: основные классические идеи. М., 2008.

Дюверже М. Политические партии / пер. с фр. М., 2005.

Законные интересы / под ред. А.В. Малько. М., 2008.

Захарчук О. С. История политических и правовых учений в вопросах и ответах. М., 2006.

Зотов В.Д, Зотова Л.В. История политических учений. М., 2005.
Иванченко А.В. Российское народовластие: Развитие, современные тенденции и противоречия. М., 2005.

Иванченко А., Любарев А. Российские выборы от перестройки до суверенной демократии. М., 2007.

История государства и права зарубежных стран: учебник: в 2 т. / под ред. Н. А. Крашенинникова. М., 2008.

Кабашов С.Ю. Местное самоуправление в Российской Федерации: учебное пособие для вузов. М., 2009.

Кобликов А. С. Юридическая этика. М., 2008.

Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2009.
Кушлин В. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник. М., 2005.

Ланцов С. Политическая история России. СПб., 2009.
Литовченко А. А. Россия в мировой политике. М., 2006.
Ломакин В.К. Мировая экономика: учебник. М., 2007.

Лукашева Е. А. Человек. Право. Цивилизации: ценностно-нормативное измерение. М., 2009.

Лукин В.Н. Гражданское общество в глобальном мире: политический анализ проблем и стратегий развития. СПб., 2005.
Макконнелл К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: учебник. М., 2007.

Малкин Е., Сучков Е. Основы избирательных технологий. М., 2002.

Малько А. В., Саломатин А.Ю. Сравнительное правоведение. М., 2008.

Мальцев Г. В. Социальные основания права. М., 2007.
Маркетинг: большой толковый словарь / под ред. А. Л. Панкрухина. М., 2008.

Матвеев Р. Ф. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. М., 2008.

Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика. М., 2005.

Нартов Н.А. Геополитика. М., 2004.

Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства. М., 2008.

Нерсесянц В.С. Философия права. М., 2008.

Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица. М., 2004.
Подсумкова А. А., Масленникова Е.В., Наумов С.Ю. и др. Система государственного управления: учеб. пособие. М., 2009.
Политика в XXI веке: Вызовы и реалии: аналитический альманах. М., 2005.

Политология: энциклопедический словарь. М., 1993.

Популярная экономическая энциклопедия / гл. ред. А.Д. Некипелов. М., 2001.

Представительная власть в России: история и современность / под общей ред. Л.К. Слиски. М., 2004.

Проблемы теории государства и права: учебник / под ред. М.Н. Марченко, В.В. Субочева. М., 2001.

Райзберг Б.А. и др. Современный экономический словарь. М., 2007.

Румынина В.В. Основы права. М., 2008.

СМИ и политика в России: социологический анализ роли СМИ в избирательных кампаниях. М., 2000.

Тульчинский Г. Бизнес в России: проблема социального признания и уважения. М., 2006.

Халипов В.Ф.Энциклопедия власти. М., 2005.

Чанышев А.А. История политических учений. М., 2005.
Шнайдер Э. Политическая система Российской Федерации. М., 2002.

Экономика и управление, финансы и право / авт.-сост. Л.П. Кураков, В.Л. Кураков, А.Л. Кураков. М., 2004.

Перечень ЦОР:

1. Система Гарант. Энциклопедия Российского законодательства.

Учебно-методическое обеспечение (литература):

В качестве учебно-методического комплекса используются УМК издательства «Русское слово» по обществознанию для средней (полной) школы А.И. Кравченко и Е.А. Певцовой.

1. Баранов П.А. Обществознание: Право: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ – 2011. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.

2. Баранов П.А. Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «Политика». – М.: АСТ: Астрель, 2009.

3. Баранов П.А. Обществознание: Социальные отношения: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ – 2011. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.

4. Баранов П.А. Обществознание: Человек и общество: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ – 2011. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.

5. Баранов П.А. Обществознание: Экономика: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ – 2011. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.

6. Баранов П.А. Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «Человек». «Познание» – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.

7. Баранов П.А. Обществознание в таблицах: 10-11 класс: справ. Материалы. – М.: АСТ: Астрель, 2010.

8. Баранов П.А. Право: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: профильный уровень / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, К.С. Романов; под общ. ред. Г.А. Бордовского. – М.: Вентана-Граф, 2009.

9. Единый государственный экзамен. Обществознание: справ. Материалы, контрол.-трениров. упражнения, задания с развернутым ответом: учеб. Пособие для 10-11 кл./ С.В. Борисов и др. Под общ. ред. Л.Д. Ибрагимовой. – Челябинск: «Взгляд», 2006.

10. Единый государственный экзамен 2011. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2011.

11. Клименко А.В. Обществознание: учеб. Пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы / А.В. Клименко, В.В. Румынина. – М.: Дрофа, 2008.

12. Королькова Е.С. Обществознание: Тема «Право»: тестовые задания базового и повышенного уровня сложности А18 - А22. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.

13. Королева Г.Э. Экономика: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г.Э. Королева, Т.В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2009.

14. Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 10  класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД  «Русское слово - РС», 2011.

15. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 11  класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД  «Русское слово - РС», 2011.

16. Лазебникова А.Ю. ЕГЭ 2010. Обществознание. Типовые тестовые задания / А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая, Е.С. Королькова. – М.: Экзамен,  2010.

17. Лазебникова А.Ю. ЕГЭ 2010. Обществознание: репетитор. – М.: Эксмо, 2009.

18. Лазебникова А.Ю. ЕГЭ 2011. Обществознание: репетитор. – М.: Эксмо, 2010.

19. Лазебникова А.Ю. ЕГЭ 2011. Обществознание. Типовые тестовые задания / А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая, Е.С. Королькова. – М.: Экзамен,  2011.

20. Лазебникова А.Ю. ЕГЭ 2011. Обществознание. Типовые тестовые задания / А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая, Е.С. Королькова. – М.: Экзамен,  2011.

21. Лазебникова А.Ю. ЕГЭ. Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ / А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова, Е.Л. Рутковская. – М.: Экзамен, 2010.

22. Махоткин А.В. Обществознание в схемах и таблицах: Пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений и абитуриентов / А.В. Махоткин, Н.В. Махоткина. – М.: Эксмо, 2006.

23. Обществознание. 10 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. / Авт. – сост. И.А. Шемаханова. – Ярославль: Академия развития, 2011.

24. Половникова А.В. Обществознание: Задания с кратким ответом: часть В: Темы: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право». – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.

25. Половникова А.В. Обществознание:  Темы: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право»: тестовые задания повышенного уровня сложности В4, В6, В7. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.

26. Половникова А.В. Обществознание:  Темы: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право»: тестовые задания базового уровня сложности В1- В3, В5. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.

27. Рутковская Е.Л. ЕГЭ 2010. Обществознание: сборник заданий / Е.Л. Рутковская, Т.Е. Лискова, О.А. Котова и др. – М.: Эксмо, 2010.

28. Рутковская Е.Л. Обществознание. Тема «Человек и общество»: тестовые задания базового и повышенного уровня сложности: А1 – А4 / Е.Л. Рутковская. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.

29. Рутковская Е.Л. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена по обществознанию / Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010.

30. Рутковская Е.Л., Котова О.А., Лискова Т.Е. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных заданий / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2010.

31. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2010: Обществознание / авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2010.

32. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2011: Обществознание / авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.

33.  Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2011: Обществознание / авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.

34. Человек и общество: учеб. пособие по обществознанию для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; Под общ. Ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М.: Просвещение, 1999.

35. Чернышева О.А. Обществознание. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ (С8, С9). Эссе, сложный план развернутого ответа, 10-11 классы: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2011.

36. Чернышева О.А. Обществознание. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ. Эссе, сложный план развернутого ответа, 10-11 классы: учебно-методическое пособие. – изд. 2-е, дополн. -  Ростов н/Д: Легион, 2011.

37. Чернышева О.А. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ – 2011: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2010.

Ресурсы Интернета по обществознанию

http://www.constitution.ru - Конституция Российской Федерации

http:// www.uznay-prezidenta.ru - Президент России гражданам школьного возраста

http://www.rfdeti.ru - Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка

http://www.youthrussia.ru - Национальный совет молодёжных и детских объединений России

http://sernyarossii.ru - Семья России

http://www.detskiedorniki.ru - Забота о детях с особыми нуждами

http://www.unicef.ru - Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ)

Рекомендуемые сайты

http: //evolbiol.ru/ markov_anthropogenes. htm

http: //expert.ru/

http: //slon.ru/

http: //scepsis.ru/

http: //www.antropogenez. ru/

http://www.ege.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений

http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал

http://www.som.fio.ru -  сайт Федерации Интернет - образования, сетевое объединение методистов

http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения

http://www.levada.ru – Левада-Центр изучения общественного мнения

http://www.elibrary.ru/defaultx.asp  - научная электронная библиотека

Перечень

цифровых образовательных ресурсов (далее именуются  - ЦОР) и

 инновационных учебно-методических комплексов (далее именуются - ИУМК)

Наименование

Предмет

Вид

Кол-во

Издательство, год издания

Обществознание 8 – 11 класс.  М\медийн. уч. пособие

Обществозн-е

ИУМК

1

ЗАО «Новый диск», 2004

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

Энциклопедия

ЦОР

1

ООО «Кирилл и Мефодий», 2007

1С: Школа. Экономика 9-11кл. Практикум.

Экономика

ИУМК

1

ООО 1С, 2004

1С: Школа. Экономика и право 9-11кл.

Экономика

ИУМК

1

ООО 1С, 2004

Экспресс подготовка. Обществознание 9-11кл.

Обществозн-е

ЦОР

1

ЗАО «Новый диск», 2005

Боголюбов Л.Н. Обществознание Человек и общество Ч.1. 10 кл. (3,4 ч.)

Обществозн-е

ЦОР

1

ЗАО Просвещение-Медиа, 2007

Боголюбов Л.Н. Обществознание Человек и общество Ч.2. 11 кл. (3,4 ч.)

Обществозн-е

ЦОР

1

ЗАО Просвещение-Медиа, 2007

Автономов В.С. Введение в экономику 9-10 кл.  Кн.1. (3,4 ч.)

Экономика

ЦОР

1

ЗАО 1С, 2007

Автономов В.С. Введение в экономику 9-10 кл.  Кн.1. (3,4 ч.)

Экономика

ЦОР

1

ЗАО 1С, 2007

Автономов В.С. Введение в экономику 9-10 кл.; 9-11кл. (1,2 ч.)

Экономика

ЦОР

1

ЗАО 1С, 2008

Липсиц И. В. Экономика 10-11 кл. (1,2 ч.)  

Экономика

ЦОР

1

ЗАО 1С, 2008

Тесты по обществознанию. Подготовка к выпускным экзаменам - 9,11 кл.

История

ЦОР

1

Корпорация «Диполь», 2008

Парламентский урок: через прошлое к будущему

Обществозн-е

DVD (видео)

1

ГОУ ДПО ЧИППКРО, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по обществознанию 10-11 класс "Общество, человек, деятельность"

Элективный курс по обществознанию 10-11 класс "Общество, человек, деятельность"...

Элективный курс по обществознанию для 11 класса "Современная экономика"

Курс по микроэкономике- теория потребительского поведения и спроса...

Элективный курс по обществознанию в 9 классе "Семейное право"

Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса. Он рассчитан на 11 часов....

Элективный курс по обществознанию для 11 класса

Элективный курс способствует качественной подготовке учащихся 11 классов к правильному решению экзаменационных тестов в формате ЕГЭ....

Элективный курс "Вопросы обществознания" для 11 класса

Программа элективного курса "Вопросы обществознания" для подготовки к ЕГЭ...

Элективный курс по обществознанию для 9 класса "Практическое обществознание"

Данный  курс  предназначен для подготовки учащихся  9-х классов к ОГЭ в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащих...

Программа элективного курса по обществознания для 10 класса «Сочинения по обществознанию: политология, социология, философия»

Программа элективного курса составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 10-11 классы, профильный уровень (Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова. &laq...