Элективный курс по обществознанию в 9 классе "Семейное право"
элективный курс по обществознанию (9 класс) на тему
Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса. Он рассчитан на 11 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СТАРОСУРКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
АЛЬМЕТЬЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Руководитель МО Зам.директора по УВР Директор школы
______ (Сергиванова Л.В.) _______ (Алендукова Э.М.) _______ (Васильева И.В.)
Протокол № ___ от Приказ № ___ от
« __ » ____________ 2014 г. « __ » _____________ 2014 г. « __ » ___________ 2014 г.
Рабочая программа элективного курса по обществознанию
«Семейное право» в 9 классе.
Учитель истории
Сергиванова Людмила Владимировна
I квалификационная категория
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _________ от
« ____ » ____________ 2014 г.
2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изменения, происходящие в нашей стране и в мире, активно воздействуют на образование. Они требуют от него мобильности и адекватного ответа на современные требования общества, ставят его перед необходимостью пересмотра традиционных целей и ориентиров. Основной задачей образования становится создание условий развития школьника, которые обеспечат в будущем его готовность жить и успешно действовать в обществе. Решение этой задачи зависит, прежде всего, от видения семьи ребёнка себя, как активного участника школьной жизни, готового к сотрудничеству, образованию, творчеству. Детям не дано выбирать свою судьбу. Их судьба определяется в семье. Семья для ребёнка – некий дар свыше. Это предопределение, изменить которое (по крайней мере, до тех пор, пока не вырастет и не обретёт какую – то меру самостоятельности) не в силах. Впрочем, многие люди не в силах изменить это предопределение на протяжении всей своей жизни. Став взрослыми, они создают собственную семью «по образу и подобию той, в которой родились и выросли». К сожалению, воспитательное воздействие немалого числа семей в современных условиях не отвечает требованиям времени.
Данный курс предназначен для учащихся 9 класса. Предполагает обращение особого внимания на развитие духовно – нравственной и правовой культуры учащихся. Будет способствовать развитию у них ценностного отношения к семье, подготовке и пониманию значимости важнейших социальных ролей, предназначенных человеку и гражданину – дочь, сын; муж, жена; отец, мать; внук, внучка. Занятия по данному курсу дают возможность повысить уровень образованности в вопросах, касающихся семейного права, накопить конкретные знания по обозначенной теме и получить практические навыки, подготовить юношей и девушек к активному участию в деятельности гражданского общества, которое начинается, прежде всего, с семьи.
Программа рассчитана на 11 часов.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ КУРСА:
интеллектуальная сфера личности:
Способствование формированию у учащихся знаний основ семейного права;
Эмоционально – волевая сфера личности:
Способствование формированию у учащихся ответственности за собственные поступки, готовности взять на себя ответственность за самых близких и родных людей. Подготовка учащихся к восприятию окружающего мира. Способствование формированию у учащихся основ этики семейных отношений;
Действенно – практическая сфера:
Способствование овладению учащимися основами нравственно – правовых норм семейных отношений и умениями применять их на практике; развитие у учащихся правовой культуры в области семейных отношений.
ЗАДАЧИ КУРСА:
- способствовать развитию личности в период ранней юности, её правовой культуры через изучение норм семейного права;
- содействовать воспитанию активной жизненной и гражданской позиции, толерантности, ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям;
- обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания норм семейного права;
- обеспечить возможность применения на практике полученных знаний в области семейно – правовых отношений.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ:
при изучении материала элективного курса используются активные методы обучения:
- самостоятельная работа с текстами нормативно – правовых актов;
- беседы, интерактивные лекции, дискуссии;
- тестовый контроль;
- подготовка сообщений;
- конкурс;
- конференция;
- ролевая игра «Свободный микрофон»;
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Выпускники достигнут определённого уровня компетентности в сфере семейно - правовых и межличностных отношений (поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества).
- В результате изучения элективного курса учащиеся должны:
- знать основные термины (Семья, семейное право, СК РФ, брак, регистрация брака, расторжение брака, брачный договор, члены семьи, права и обязанности супругов, права и обязанности родителей и детей);
- понимать тенденции развития семьи, как важнейшего социального института; механизмы правового регулирования семейных отношений;
- уметь характеризовать порядок и условия заключения и расторжения брака;
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения;
- осуществлять поиск социальной информации;
- оценивать действия субъектов семейных отношений с точки зрения социальных норм;
- формулировать на основе приобретённых знаний собственные суждения и аргументы по проблемам семейных отношений;
- применять полученные знания в процессе решения познавательных задач
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: успешного выполнения ролей дочери и сына, внучки и внука; решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной действительности; предвидения возможных последствий определённых социальных действий; оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права; осуществления конструктивного взаимодействия с членами семьи.
УСЛОВИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАЧЁТА ПО КУРСУ И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК:
форма итоговой аттестации по курсу – зачёт. Для получения зачёта по итогам курса, необходимо непосредственное участие в ролевой игре, а также подготовка и выступление с сообщением не менее 2 раз, участие в конференции, выполнение тестовых заданий.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:
Введение.
Понятие и источники семейного права.
Что такое готовность к браку.
Брачный возраст. Осознание молодыми людьми того, что они берут на себя определенные обязательства друг перед другом, ответственность за будущую семью, будущих детей. Понимание духовно-нравственной и правовой основы брака. Мотивы вступления в брак: любовь, желание создать семью, вырастить и воспитать детей как ведущие мотивы заключения брака.
Психологическая готовность молодежи к браку. Наличие у будущих супругов глубокого чувства любви, уважения, доверия, взаимной преданности. Общность их взглядов на содержание семейной жизни, идеал семейного счастья. Распределение ролей и обязанностей в семье. Готовность уступить, простить оплошность, помочь супругу (супруге) достойно преодолевать трудности. Направленность на другого человека, способность считаться с его индивидуальными особенностями, ценить и уважать его творческие стремления.
Здоровье супругов и будущего потомства.
Генетические аспекты брака. Нравственные и физические последствия добрачной половой распущенности. Значение целомудрия для здоровья будущего потомства. Законы наследственности. Влияние предшествовавших половых связей на потомство. Выбор будущего супруга (супруги).
Семья и ее функции.
Основная функция семьи - продолжение человеческого рода, рождение и воспитание детей. Необходимость сочетания интересов семьи с интересами общества. Важность наличия в каждой семье нескольких детей. Роль семьи в жизни общества и укреплении государственности.
Этапы развития семьи.
Средний и старший супружеский возраст. Эволюция отношений и чувств в разные периоды супружества.
Правовые основы брака и семьи.
Что такое брак по любви. Порядок и условия заключения брака.
Права и обязанности супругов.
Супруги. Имущественные отношения супругов. Брачный договор. Порядок расторжения брака.
Дети в семье.
Взаимоотношения родителей и детей. Права и обязанности родителей.
Дети – объект правовой защиты.
Права ребёнка. Конвенция о правах ребёнка. Права ребёнка в основных юридических документах РФ.
7 занятие. Семья и школа.
Семья и школа.
8 занятие. Зачётный урок.
День семьи – праздник детства.
Календарно-тематическое планирование
№ | тема | Кол-во часов | содержание | дата проведения | |
план | факт | ||||
1. | Введение. | 1 | Понятие и источники семейного права. | ||
2. | Что такое готовность к браку | Брачный возраст. Осознание молодыми людьми того, что они берут на себя определенные обязательства друг перед другом, ответственность за будущую семью, будущих детей. Понимание духовно-нравственной и правовой основы брака. Мотивы вступления в брак: любовь, желание создать семью, вырастить и воспитать детей как ведущие мотивы заключения брака. Психологическая готовность молодежи к браку. Наличие у будущих супругов глубокого чувства любви, уважения, доверия, взаимной преданности. Общность их взглядов на содержание семейной жизни, идеал семейного счастья. Распределение ролей и обязанностей в семье. Готовность уступить, простить оплошность, помочь супругу (супруге) достойно преодолевать трудности. Направленность на другого человека, способность считаться с его индивидуальными особенностями, ценить и уважать его творческие стремления. | |||
3. | Здоровье супругов и будущего потомства | 1 | Генетические аспекты брака. Нравственные и физические последствия добрачной половой распущенности. Значение целомудрия для здоровья будущего потомства. Законы наследственности. Влияние предшествовавших половых связей на потомство. Выбор будущего супруга (супруги). | ||
4. | Семья и ее функции | 1 | Основная функция семьи - продолжение человеческого рода, рождение и воспитание детей. Необходимость сочетания интересов семьи с интересами общества. Важность наличия в каждой семье нескольких детей. Роль семьи в жизни общества и укреплении государственности. | ||
5. | Этапы развития семьи | 1 | Средний и старший супружеский возраст. Эволюция отношений и чувств в разные периоды супружества. | ||
6. | Правовые основы брака и семьи. | 1 | Что такое брак по любви. Порядок и условия заключения брака. | ||
7. | Права и обязанности супругов. | 1 | Супруги. Имущественные отношения супругов. Брачный договор. Порядок расторжения брака. | ||
8. | Дети в семье. | 1 | Взаимоотношения родителей и детей. Права и обязанности родителей. | ||
9. | Дети – объект правовой защиты. | 1 | Права ребёнка. Конвенция о правах ребёнка. Права ребёнка в основных юридических документах РФ. | ||
10. | Семья и школа. | 1 | Семья и школа. | ||
11. | Зачётный урок. | 1 | Праздник «День семьи – праздник детства» |
ЛИТЕРАТУРА:
- Конституция РФ
- СК РФ
- Основы государства и права, А.Ф. Никитин, М., «Дрофа»,2007
- А.Ф. Никитин Семейное право. Дополнительные материалы к учебнику. М., 2000.
- Материалы интернет – сайтов ://WWW.megabook.ru, http://zakon.edu.ru
- Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 2005.
- Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы (2-е изд.) / Серия "Справочники". – Ростов н/Д: "Феникс", 2004.
- Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. материалы к курсу "Этика и психология семейной жизни": Кн. для учителя. – М.: Просвещение,2008.
- Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2009.
- Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
- Особенности обучения и психического развития школьников 13 – 17 лет/ Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова; науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1988.
- Панкова Л.М. У порога семейной жизни: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2011.
- Петровский А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? – М.: Педагогика, 2006.
- Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
- Семейный Кодекс Российской Федерации. – М.: "Издательство ЭЛИТ", 2005.
- Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2007.
- Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю. – М.: Просвещение, 2009.
- Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/05/picture-56160.jpg)
Программа элективного курса по обществознанию 11 класс "Избирательное право"
Курс рассчитан на 17 часов, предназначен для учащихся 11 классов ивключает в себя теоретические и практические занятия Задачи курса: развитие интереса к изучению истории избирательно...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/30/picture-446382-1685462754.jpg)
Программа элективного курса по обществознанию и праву «Азбука общественных и правовых отношений»
Данная программа создана для учащихся 11 класса общеобразовательных школ. Программа рассчитана на один год обучения. Актуальность программы определяется потребностью овладения основными ключевым...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/28/picture-488332-1411887226.jpg)
Проект «Нужна ли королю защита?» (элективный курс по обществознанию "Защита прав потребителей")
Население нашей планеты составляет свыше 6 млрд. человек. Каждый человек строго индивидуален, но есть то, что нас всех объединяет. Например, то, что все мы потребители. Пусть в разной мере, но все мы ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/29/picture-675441-1443527558.jpg)
элективный курс по обществознанию «Вопросы права, экономики и социологии в курсе обществознания»
данный материал содержит элективный курс для 10 класса, который поможет в подготовке к ЕГЭ....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/04/picture-1065745-1538682631.jpg)
Разработка занятия "Избирательное право и процесс, выборы и референдум"для элективного курса по обществознанию "Подготовка к ОГЭ по обществознанию" 9 класс.
Тема занятия «Избирательное право и процесс, выборы и референдум»Занятие элективного курса "Подготовка к ОГЭ по общнствознанию" , 9 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/29/picture-541069-1417261098.jpg)
Элективный курс по обществознанию для 7 класса "Защита прав потребителей"
Элективный курс «Защита прав потребителей» создан в рамках организации предпрофильной подготовки для учащихся 7-х классов общеобразовательной школы в соответствии с основными положениями к...
Элективный курс по обществознанию «Права и обязанности несовершеннолетних», для обучающихся 7-х классов, 34 часа
Курс направлен на формирование правовой культуры учащихся, расширяет знания учащихся по различным отраслям права....