Рабочая программа по обществознанию
рабочая программа по обществознанию на тему
Рабосая программа по обществознанию за 2017-2018 гг.: 9-10 кл..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_2017-2018_obshchestvo_9_klass.doc | 127 КБ |
rp_2017-2018_obshchestvo_10_klass.docx | 57.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Солонецкая средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ Солонецкой СОШ
от ___. ___. 2017 г. ____
Директор МБОУ Солонецкой СОШ
______________ Е.В.Григорьева
Рабочая программа
на 2017– 2018 учебный год
по обществознанию
курс обществознание
основное общее образование, _ 9__класс
Количество часов __32__
Учитель Арженовскова Татьяна Ивановна.
Программа разработана на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по обществознанию, «Просвещение» 2004г
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета ___________Н.И.Кошенская
МБОУ Солонецкой СОШ ____ ___________ 2017г
от___________2017г №_____
______Н.И.Кошенская
Раздел 1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по обществознанию в 9 классе составлена в соответствии с примерной программой по обществознанию для основного общего образования. Программа в полном объёме соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, утвержденному приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004
1.Нормативно-правовая документация.
1. Закон РФ «Об образовании»№ 122 – ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 №313-ФЗ;
2.Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004
3.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004
4.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2017-18 учебный год, утвержденный приказом МО РФ № 2080 от 24.12.2010 г.;
5.Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»
6. Образовательные программы МБОУ Солонецкой СОШ на 2017-2018г.
7. Учебный план МБОУ Солонецкой СОШ на 2017-2018г.
2.Место предмета в базисном учебном плане.
По годовому календарному учебному графику школы на 2017- 2018 учебный год для 9 класса предусмотрено 34 учебные недели, ,1 ч в неделю, в связи с праздничными днями 02.05.2018, 09.05.2018 настоящая рабочая программа будет пройдена за 32ч. в год за счет сокращения итогового повторения .
3.Цель обучения:
дать целостное представление об обществе, в котором живем, основных сфер общественной жизни, о процессе восприятия социальной (в том числе правовой) информации и определения собственной позиции; правовой культуры, основы политических знаний, способности к самоопределению и самореализации.
4.Задачи обучения:
- содействие воспитанию гражданственности учащихся на гуманистические и демократические ценности;
- развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях;
- развитие личности в ответственный период социального взрасления, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации в обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях.
Раздел 2. Планируемые результаты подготовки обучающихся по обществознанию в 9 классе:
В результате изучения курса обществознания обучающиеся должны
знать/понимать:
- основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;
- Конституция РФ –основной закон страны;
- основные положения разделов курса – «Политика», «Право»;
- разъяснять смысл высказываний по основным разделам.
уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выделять их общие черты и различия;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.);
-различать в социальной информации факты и мнения;
- объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы;
- характеризовать смысл основных понятий по курсу;
- анализировать текст Конституции и других нормативных актов.
- давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении.
Владеть компетенциями.
- Информационно- поисковой;
- Учебно-познавательной;
- Коммуникативной;
- Рефлексивной;
- Смыслопоисковой.
Практическое использование приобретенных знаний в повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
-сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Раздел 3.Содержание курса «Обществознание» в 9 классе.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в об-ществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нрав-ственная сфера, право. В содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. На каждом из этапов реа-лизуются межпредметные связи с курсом «История» и другими учебными дисциплинами. Курс обществознания ориентирован на учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений «Общесвознание 9 кл» под ред. Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой М «Просвещение» 2010г.Учебник составлен в соответствии с современным уровнем . Отбор материала, форма его подачи и язык изложения соответствует возрастным особенностям учащихся. Рабочая программа составлена с учетом регионального компонента и учебного плана образовательного учреждения. В соответствии с направлением школы реализуется школьный компонент. В целом программа и стандарты со-ответствуют учебнику. В рамках реализации регионального компонента изучается модуль по антикоррупции: при изучении темы «Уголовно-правовые отношения» -анкета по отношению к проблеме коррупции (1ч), отдельный урок по теме «Как решить проблему коррупции. Законодательная власть.» Программа построена с учетом дифференцированного подхода – предусмотрен репродуктивный и продуктивный( повышенной трудности) уровень подготовки учащихся. При проведении итогового контроля даются тесты с разноуровневыми заданиями. В течении года идет подготовка к ГИА -ОГЭ–отработка заданий части 1,2,3, заполнение бланков
№ | Раздел, тема | Содержание учебной темы | Требования к знаниям, умениям обучающихся |
1 | Политика | Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ. Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ. Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе. | Знать: - что мораль и право неразрывно взаимосвязаны; - что право связано с юридическими законами и государством; - что право- это система общеобязательных правил поведения, установленных государством. Называть основные признаки права. Объяснять отличие права от других социальных норм. Комментировать некоторые определения права. Характеризовать основные понятия. Объяснять, почему важно знать, в чьих руках находится власть в государстве. Доказывать свою точку зрения. Раскрывать смысл положения «Право выше власти» Называть факторы возникновения государства. Раскрыть смысл определений понятия «государство». Объяснять, с какими явлениями общественной жизни связано возникновение и развитие правового государства. Государство как основной политический институт. Гражданское общество. Признаки государства. Функции государства. Типы государств. Структура гражданского общества. Признаки гражданского общества. Причины возникновения гражданского общества, условия возникновения и развития гражданского общества. Условия формирования гражданского государства. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. |
2 | Право | Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства. Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. Конституция — основной закон РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ. Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних. Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Социальные права. Жилищные правоотношения. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. Правовое регулирование отношений в сфере образования. | Знать понятие права, его роль в жизни человека, общества и государства.. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства. Понятие правонарушения. Называть признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Структура правоохранительных органов. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. Знать, что конституция: - обладает высшей юридической силой; - провозглашает основные права и свободы человека и гражданина; - базируется на ценностях нравственных, демократических, патриотических. Уметь объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы. Характеризовать смысл основных понятий. Анализировать тексты. Знать: - основания возникновения трудовых отношений; - стороны трудовых отношений; - рабочее время и время отдыха Потребность человека в семье. Правовые основы семейно-брачных отношений. Принципы счастливого детства. Права и обязанности супругов. Имущественные отношения супругов Социальные права. Конституция РФ. Приватизация. Право на социальное обеспечение. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах Закон РФ «Об образовании», конвенция о правах ребенка. Конституция РФ о праве на образование Основные положения Международного гуманитарного права. Источники международного гуманитарного праваУметь анализировать основные статьи Конституции РФ и Всеобщей Декларации прав человека. Делать выводы. отвечать на вопросы. Сравнивать положения международных документов по правам человека |
№ | Тема урока | дата | Форма организации учебных занятий | Основной вид дея-ти | |
Введение (1ч) | |||||
1 | Вводный урок | 06.09 | Урок -знакомство | Групповая работа | |
Политика (10ч) | |||||
2 | Политика и власть | 13.09 |
Диагностическая работа | Групповая работа | |
3 | Государство. | 20.09 | Анализ диагн.работы. | Групповая работа | |
4 | Политические режимы | 27.09 | Урок-дебаты; | Групповая работа индивид работа | |
5 | Правовое государство | 04.10 | семинар | Групповая работа с понятиями, заполнение таблицы | |
6 | Правовое государство | 11.10 | семинар | Работа с понятиями. Взаимопроверка. тестирование | |
7 | Гражданское общество и государство | 18.10 | Урок-конференция | Поисково-исследовательская деятельность | |
8 | Участие граждан в политической жизни | 25.10 | Урок-дебаты | Проектная работа, анализ источников из СМИ | |
9 | Политические партии и движения | 01.11 | Урок-дебаты | Проектная работа анализировать, высказывать собственную точку зрения по программе политических партий России | |
10 | Политические партии и движения | 15.11 | семинар | Проектная работа анализировать, высказывать собственную точку зрения по программе политических партий России | |
11 | Контрольная работа по теме «Политика» | 22.11 | Контрольный | Тестирование | |
Право (21ч) | |||||
12 | Право и его роль в жизни общества и государства. Анализ контр.раб | 29.11 | Изучения нового материала | Групповая работа Характеризовать естественное право. Аргументировать свою точку зрения | |
13 | Правоотношения и субъекты права | 06.12 | Урок-практикум | Групповая работ Сходство и отличия правоотношений от других социальных отношений | |
14 | Правонарушения и юриди-ческая ответственность | 13.12 | Урок-практикум | Групповая работа Признаки и виды правонарушений; виды юридической ответственности; презумпция невиновности | |
15 | Правоохранительные органы | 20.12 | Изучение нового материала | Групповая работа | |
16 | Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ | 27.12 | Поисково -творческий | Групповая работа с документами Классификация прав и свобод человека | |
17 | Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ | 17.01 | Поисково-практический | Групповая работа. Зачет Уметь объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы | |
18 | Как решить проблему кор-рупции. Законодательная власть. | 24.01 | Урок-лекция | Групповая работа | |
19 | Права и свободы человека и гражданина | 31.01 | Урок-презентация | Защита творческих работ | |
20 | Права и свободы человека и гражданина | 07.02 | Практикум | Индивидуальное тестирование | |
21 | Гражданские правоотношения | 14.02 | Решение задач | Заполнение таблиц Особенности гражданских правоотношений | |
22 | Право на труд. Трудовые правоотношения | 21.02 | Урок-практикум | Групповая работа с документами Решать практические задачи по трудовым право-отношениям ( работа с трудовым кодексом | |
23 | Семейные правоотношения | 28.02 | Урок -презентация | Работа с учебником | |
24 | Административные правоотношения | 07.03 | Урок-лекция | Выполнение заданий | |
25 | Уголовно-правовые отношения | 14.03 | Урок-лекция | Групповая работа Особенности уголовного права, преступление, уголовное наказание для несовершеннолетних | |
26 | Уголовно-правовые отношения | 21.03 | Практикум | Решение заданий Различать основания для привлечения к уголовной ответственности. Решать учебные ситуационные задачи. Анкета по отношению к коррупции в РФ. | |
27 | Социальные права | 04.04 | Урок добычи информации | Работа с учебником . Объяснять свою точку зрения | |
28 | Международно-правовая защита жертв международных конфликтов. | 11.04 | Урок-зачет | Сам раб по теме «Права и свободы» | |
29 | Международно-правовая защита жертв международных конфликтов. | 18.04 | Урок-лекция | Групповая работа Анализ сам.раб | |
30 | Всеобщая Декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка | 25.04 | Семинар | Работа с источниками, анализ основных статей Конституции РФ и Всеобщей Декларации прав человека. Делать выводы. | |
31 | Правовое регулирование отношений в сфере образования | 16.05 | Конференция | Групповая работа Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал | |
32 | Контрольная работа по теме «Право» | 23.05 | Урок- обобщение | Индивидуальная работа |
Раздел 4.Календарно-тематическое планирование по обществознанию в 9 клас
Раздел 5.
Для внесения изменени
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Солонецкая средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ Солонецкой СОШ
от ___. ___. 2017 г. ____
Директор МБОУ Солонецкой СОШ
______________ Е.В.Григорьева
Рабочая программа
на 2017– 2018 учебный год
по обществознанию
Среднее общее образование (класс)__10_
Количество часов __66_______
Учитель ___Арженовскова Татьяна Ивановна__
Программа разработана на основе Федерального Государственного стандарта,
программы среднего общего образования по обществознанию, «Просвещение» 2004г.,
на основе авторской программы Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой,
Л.Ф.Ивановой, А. И. Матвеева («Программы общеобразовательных учреждений.
Обществознание 6 - 11 классы» – М. «Просвещение», 2010 г)
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ Солонецкой СОШ от ___.___.2017 г. № ___ _________ Н.И.Кошенская | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________ Н.И. Кошенская ___.___.2017 г. |
Раздел 1.
Пояснительная записка
1.Нормативно-правовая документация
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание», составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и примерной программы по обществознанию Министерства Образования и науки РФ.
Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются:
- Закон РФ «Об образовании» (ст. 32. п.2.7)
- Приказ Минобразования и науки РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе»;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.4.2821 -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Стандарт среднего общего образования по обществознанию;
- Примерная программа курса «Обществознание» для 10 - 11 классов (базовый уровень), рекомендованная Минобразования и науки РФ;
- авторская программа Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, Л.Ф.Ивановой, А. И. Матвеева, которая включена в сборник: Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание 6 -11 классы – М. «Просвещение» 2010 г;
- Основная образовательная программа МБОУ Солонецкой СОШ на 2017-2018 уч.г.
- Учебный план МБОУ Солонецкой СОШ на 2017-18г.
2.Место предмета в базисном учебном плане
По годовому календарному учебному графику школы на 2017- 2018 учебный год для 10 класса предусмотрено 35 учебных недель, по учебному плану школы на 2017-2018 учебный год на изучение обществознания отводится 2 ч. в неделю, следовательно, настоящая рабочая программа (должна быть) спланирована на 70 ч. в год.
В связи с тем, что 4 урока выпадают на нерабочие праздничные дни (23.02.2018-2 урока, 09.03.2018- 2 урока) программа будет выполнена в полном объеме за 66 ч. в год за счет уменьшения часов на повторение в конце учебного года.
3.Цель обучения
Изучение обществознания в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
1. Развитие личности в период ранней юности, её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
2. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
3. Освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально- экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования.
4.Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности, умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные, освоение способов познавательной, коммуникативной деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства.
5. Формированиеопыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно- бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
4.Задачи обучения
Задачи курса вносят существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества и школы:
- содействиесамоопределению личности, созданию условий для ее реализации;
- формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
- воспитание гражданственности и любви к Родине;
- созданиеу учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;
- выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;
- интеграция личности в систему национальных и мировой культур;
- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;
- помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;
- ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Раздел 2.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание» в 10 классе
В результате изучения обществознания ученик должен
знать и понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных, оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- готовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах, определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Личностными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
Предметными результатами освоения содержания программы по обществознанию являются:
1) относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
2) знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
3) знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
4) умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
5) понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
6) знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
7) приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
8) знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
9) понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
10) знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
11) понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; понимание значения коммуникации в межличностном общении;
12) умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.
Раздел 3.
Содержание учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)
РАЗДЕЛ 1.ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК
Тема 1. Общество
Понятие об обществе. Общество как совместная жизнедеятельность людей Общество и природа Общество и культура. Науки об обществе Структура общества. Особенности социальной системы. Взаимосвязь экономической, социальной, политической, духовной сфер жизни общества. Социальные институты.
Тема 2. Человек
Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и её мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Познание и знание.Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и её критерии Многообразие форм человеческого знания Социальное и гуманитарное знания.. Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение и социализация личности Единство свободы и ответственность личности.
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ
Тема 3. Духовная культура
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: массовая, народная и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информацииНаука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.Мораль и религия. Мораль, её категории. Религия, её роль в жизни общества. Нравственная культураИскусство и духовная жизнь Искусство, его формы, Основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.
Тема 4 Экономическая сфера
Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура общества. Взаимовлияние экономики и политики. Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.
Тема 5. Социальная сфера
Социальная структура Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия Социальный конфликт Социальные аспекты труда. Культура труда Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальные норм, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль. Национальные отношения.Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений. Семья и быт. Семья как социальный институт Семья в современном обществе. Бытовые отношения Культура топоса. Молодежь в современном обществе. Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте Молодёжная субкультура
Тема 6. Политическая сфера
Политика и власть Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система Структура и функции политической системы Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России. Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества. Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы Многопартийность Политическая идеология Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическая культура
РАЗДЕЛ 3. ПРАВО
Тема 7. Право как особая система норм
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Систему судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России Современное российское законодательство. Основы государственного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения Правосознание. Правовая культура.
Заключение
Общество в развитии. Многовариативность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.
Раздел 4.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения урока | Тема урока | Форма организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности | |
Раздел I. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (16 ч) | |||||
Тема 1. Общество (4 ч) | |||||
1 | 01.09 | Что такое общество | Урок-исследование | Высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определения понятий. | |
2 | 01.09 | Общество и природа. Общество и культура. | Урок-практикум | Объяснять сущность сфер общества, объяснять взаимосвязь всех сфер на конкретных примерах. Уметь работать в группах. | |
3 | 08.09 | Общество как сложная динамическая система. | Урок-анализ | Работа с материалами СМИ, решение проблемных вопросов. | |
4 | 08.09 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Общество» | Урок контроля и коррекции | Высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определения понятий. | |
Тема 2. Человек (12 ч) | |||||
5 | 15.09 | Природа человека. | Урок-практикум | Знать понятия, объяснять взаимосвязь человека, общества и природы, уметь высказывать свое мнение | |
6 | 15.09 | Науки о человеке. | Урок - конференция | Иллюстрация ответа конкретными примерами. | |
7 | 22.09 | Человек как духовное существо. | Комбинированный урок | Высказывать свое мнение, характеризовать моральные ценности, знать понятия | |
8 | 22.09 | Мировоззрение и его роль в жизни человека. | Урок - лекция | Работа в группах, систематизация информации в виде таблицы | |
9 | 29.09 | Деятельность – способ существования людей. | Комбинированный урок | Знать понятия, характеризовать черты деятельности, определять ее мотивы. | |
10 | 29.09 | Многообразие деятельности. | Урок - практикум | Раскрывать на примерах многообразие видов деятельности, определять взаимосвязь деятельности и сознания. | |
11 | 06.10 | Познание и знание | Урок - лекция | Знать понятия, объяснять сущность чувственного и рационального познания. | |
12 | 06.10 | Истина и ее критерии | Комбинированный урок | Анализировать собственные и чужие взгляды на познание мира, объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их разрешения. | |
13 | 13.10 | Ненаучное познание. Многообразие форм человеческих знаний. | Урок - практикум | Анализировать текст документа по вопросам. | |
14 | 13.10 | Человек в системе социальных связей | Комбинированный урок | Знать связь свободы и необходимость. Характеризовать основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке. Выделять признаки понятия «личность». | |
15 | 20.10 | Человек в системе социальных связей | Урок - практикум | Анализировать таблицу, делать необходимые выводы. | |
16 | 20.10 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Общество и человек» | Урок контроля и коррекции | Демонстрировать знания по основным положениям раздела. Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | |
Раздел II. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ (37 ч) | |||||
Тема 3. Духовная культура (8 ч) | |||||
17 | 27.10 | Культура и духовная жизнь общества | Комбинированный урок | Знать понятия темы, разъяснять сущность понимания культуры у различных народов | |
18 | 27.10 | Многообразие культур | Урок - конференция | Анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия | |
19 | 17.11 | Наука в современном обществе | Урок - лекция | Характеризуют науку как вид познания и сферу жизни общества, решать проблемные задачи | |
20 | 17.11 | Образование | Урок - исследование | Объяснять, что представляет собой образование как институт общества, характеризовать особенности правового статуса ученика современной школы, разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней | |
21 | 24.11 | Мораль | Комбинированный урок | Составлять синквейн по теме «Мораль», выполнять проблемные задания | |
22 | 24.11 | Религия | Урок - практикум | Знать понятия, особенности мировых религий, определять становление нравственного в человеке, составлять таблицу и словарь по теме. | |
23 | 01.12 | Искусство и духовная жизнь | Мультимедийная лекция с элементами практической работы | Анализировать произведения искусства, пояснять, кто является субъектом художественной культуры. Аргументировать разные оценки перспектив духовного развития современной России. | |
24 | 01.12 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Духовная культура» | Урок контроля и коррекции | Демонстрировать знания по основным положениям раздела. Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | |
Тема 4. Экономическая сфера (4 ч) | |||||
25 | 08.12 | Роль экономики в жизни общества | Лекция с элементами самостоятельной работы | Объяснять значение понятий, определять поведение предпринимателя, менеджера, наемного работника в экономической сфере | |
26 | 08.12 | Структура экономики. Экономические системы | Урок - практикум | Решать творческие задачи по проблемам ориентации в сложных процессах экономической жизни. | |
27 | 15.12 | Экономическая культура | Комбинированный урок | Знать основные элементы экономической культуры, объяснять суть и значение грамотного и нравственно-ценного поведения человека в экономике | |
28 | 15.12 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономическая сфера» | Урок контроля и коррекции | Демонстрировать знания по основным положениям раздела. Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | |
Тема 5. Социальная сфера (14 ч.) | |||||
29 | 22.12 | Социальная структура общества | Урок – лекция с элементами практической работы | Анализировать социальный образ, имидж личности, объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью, пояснять на примерах как принадлежность к определенному классу оказывает влияние на жизнь людей, | |
30 | 22.12 | Социальная структура общества | Урок - практикум | Анализировать положение человека в обществе с использованием изученных социологических понятий. | |
31 | 29.12 | Социальные отношения и взаимодействия | Комбинированный урок | Определять последствия социальных конфликтов. Объяснять социальные аспекты труда. | |
32 | 29.12 | Социальные аспекты труда, культура труда | Урок - исследование | Анализировать влияние неравенства на трудовую деятельность людей, их образ жизни, анализировать разные позиции в отношении поляризации общества и причины, способствующие этому, причины подтолкнувшие людей к порогу бедности. | |
33 | 12.01 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение | Урок - практикум | Составление таблицы «Виды социальных норм» Приводить примеры по видам социальных норм. | |
34 | 12.01 | Девиантное поведение | Комбинированный урок | Анализ дополнительных материалов, выполнение проблемных заданий. | |
35 | 19.01 | Можно ли победить преступность? | Урок - исследование | Работа в группах Решение проблемных задач | |
36 | 19.01 | Нации и межнациональные отношения. | Комбинированный урок | Разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на исторические примеры. Анализировать этнические конфликты современного общества | |
37 | 26.01 | Межнациональные конфликты и пути их преодоления | Урок - конференция | Представлять в виде презентации результаты самостоятельной работы | |
38 | 26.01 | Семья и быт | Лекция с элементами беседы | Уметь описывать жизненный цикл семьи, анализировать мотивы и причины распада семьи, семейные отношения и находить грамотные варианты выхода из конфликтных жизненных ситуаций. | |
39 | 02.02 | Семья и быт | Урок - практикум | Анализировать документ. Написать эссе | |
40 | 02.02 | Социальное развитие и молодёжь | Комбинированный урок | Характеризовать особенности молодежи как социальной группы, представлять в виде схемы, какие льготы предусмотрены для несовершеннолетних, актуальные проблемы молодежи. | |
41 | 09.02 | Социальное развитие и молодёжь | Урок - практикум | Анализировать документы, решать проблемные задания | |
42 | 09.02 | Социальная сфера. Повторительно-обобщающий урок | Урок контроля и коррекции | Демонстрировать знания по основным положениям раздела. Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | |
Тема 6. Политическая сфера. (11 ч.) | |||||
43 | 16.02 | Политика и власть | Урок - лекция | Характеризовать формы проявления влияния в обществе, пояснять, что такое власть, ее виды, анализировать конкретные ситуации, связанные с борьбой за власть. | |
44 | 16.02 | Политические институты и отношения | Комбинированный урок | Анализировать документ, выполнять проблемные задания по теме урока | |
45 | 02.03 | Государство как политический институт и его функции | Урок - исследование | Составлять схему «Политическая система», называть признаки и функции государства, уметь их анализировать. Давать разъяснения слову «государство» употребляемому в различных значениях. | |
46 | 02.03 | Политические режимы | Урок - практикум | Анализировать разновидности политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории и современности. Работать с дополнительными источниками. | |
47 | 16.03 | Правовое государство | Комбинированный урок | Составлять кластер по теме «Правовое государство», анализировать документ, выполнять проблемные задания по теме урока | |
48 | 16.03 | Гражданское общество | Комбинированный урок | Объяснять основные понятия темы, что представляет собой институт «гражданства», анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, анализировать взаимоотношения государства и общества. | |
49 | 30.03 | Средства массовой коммуникации и их роль в повседневной жизни | Урок - анализ | Работать в группах, представлять результаты своей работы в виде презентации | |
50 | 30.03 | Демократические выборы и партии. Партийные системы | Комбинированный урок | Характеризовать типологии политических партий и их сущность. Выполнять творческие задания | |
51 | 06.04 | Избирательная система | Урок- практикум | Определять сходство и различие мажоритарной и пропорциональных политических систем. | |
52 | 06.04 | Участие гражданина в политической жизни | Комбинированный урок | Работать с материалами СМИ, высказывать свою точку зрения и работать в группах. | |
53 | 13.04 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Политическая сфера» | Урок контроля и коррекции | Демонстрировать знания по основным положениям раздела. Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | |
Раздел 3. ПРАВО (11 ч.) | |||||
Тема 7. Право как особая система норм (13 ч.) | |||||
54 | 13.04 | Право в системе социальных норм | Урок - лекция | Объяснять, в чём заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют между ними различия. Анализировать документ, выполнять проблемные задания | |
55 | 20.04 | Система права. Нормы права | Комбинированный урок | Анализировать схемы, таблицы. | |
56 | 20.04 | Источники права | Урок - практикум | Составлять схему «Источники права», анализировать документ, выполнять проблемные задания по теме | |
57 | 27.04 | Правоотношения и правонарушения | Комбинированный урок | Дать определение основных понятий темы, определять особенности правонарушений. Объяснить различия между проступком и преступлением, называть главные черты юридической ответственности. | |
58 | 27.04 | Система судебной защиты Российской Федерации | Комбинированный урок | Анализировать документ, выполнять проблемные задания по теме урока | |
59 | 04.05 | Современное российское законодательство. Конституционное право | Урок - лекция | Объяснять общие черты и специфику отраслей российского права, определять сходство и отличие проступка от преступления | |
60 | 04.05 | Основы административного, гражданского права | Комбинированный урок | Работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | |
61 | 11.05 | Основы трудового, семейного права | Урок - практикум | Решать творческие и проблемные задания по теме урока, высказывать собственную точку зрении или обосновывать известные. | |
62 | 11.05 | Основы уголовного, экономического права | Комбинированный урок | Работа в группах, представление результатов совей деятельности в виде сообщения по плану | |
63 | 18.05 | Предпосылки правомерного поведения | Урок – лекция с элементами самостоятельной работы | Характеризовать элементы правосознания, объяснять предпосылки правомерного поведения. Выполнять задания на соотнесение понятий. | |
64 | 18.05 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Право как особая система норм» | Урок контроля и коррекции | Демонстрировать знания по основным положениям раздела. Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | |
65-66 | 25.05 | Повторение пройденного | Урок контроля и коррекции | Демонстрировать знания по основным положениям за весь курс |
Раздел 5.
Для внесения изменений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...