Рабочая программа по обществознанию за 10 и 11 классы
рабочая программа по обществознанию (10, 11 класс) на тему
Рабочая программа состоит из пояснительной записки к курсу обществознания за 10 и 11 классы и календарно-тематического планирования.Рабочая программа по обществознанию составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта полного среднего образования по обществознанию (2004 г.) и программы «Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова. (2015г.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10-11_obshch.docx | 48.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель школьного Заместитель директора по учебно- Директор
методического объединения воспитательной работе «Крапивенская средняя школа
_____________/Л. Н. Иванова / «Крапивенская средняя школа № 24 имени Д.А. Зайцева»
Протокол № _____ № 24 имени Д.А. Зайцева» ____________ /И. Е. Рак/
от «___»__________201_г. _____________ /С. Н. Кожакин/ Приказ № _____
от «___»__________201_г. от «___»__________201_г.
Департамент образования администрации Тульской области
Комитет по образованию администрации МО Щекинский район
МБОУ
«Крапивенская средняя школа № 24 имени Героя Советского
Союза Д. А. Зайцева- центр образования село Крапивна»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по обществознанию 10-11 класс
Ивановой Людмилы Николаевны,
учителя высшей категории
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта полного среднего образования по обществознанию (2004 г.) и программы «Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, Л. Ф. Ивановой, А.И. Матвеева (2009 г.).
Изучение обществознания на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Общая характеристика учебного предмета «обществознания»
Обществознание — учебный предмет, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания.
Место учебного предмета «обществознание» в учебном плане
Обществознание в средней (полной) школе изучается в 10-11 классах. Общее кол-во времени обучения составляет 140 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 2 часа.
Календарно-тематический планирование 10 кл (.70 ч.)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Дата проведения | |
Глава 1. Общество (4 часа) | |||||
1-2 | Общество как совместная жизнедеятельность людей. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества.Общество и природа .Общество и культура.Понятие культуры.Многообразие культур. | 2 | Практикум Изучение нов. мат. | ||
3-4 | Общество как сложная динамичная система Многовариантность общественного развития.Эволюция и революция как формы социального изменения.Понятие общественного прогресса. | 2 | Комбинированный .Практикум | ||
Глава 2. Человек (12 часов) | |||||
Природа человека.Человек как продукт биологической и социокультурной эволюции Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. | 1 | Комбинированный | |||
Человек как духовное существо.МировоззрениеДуховные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. | 2 | Комбинированный. Практикум | |||
Деятельность - способ существования. Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения | 2 | Комбинированный Практикум | |||
6-8 | Познание и знание.Проблема познаваемости мира .Понятие истины,ее критерии. Наука. Основные особенностинаучного мышления .Естественные и Социально-гуманитарные науки.Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания. Особенности научного познания | 3 | Комбинированный Практикум | ||
9-11 | Человек в системе социальных связей. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности. Познание человеком самого себя. Самооценка | 1 | Комбинированный | ||
1 | |||||
12 | Общество и человек | 1 | ПОУ | ||
Глава 3. Духовная культура (8 часов) | |||||
1 | Культура и духовная жизнь общества. Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения | 1 | Комбинированный Практикум | ||
2 | 1 | ||||
3 | Наука и образование.Общественная значимость и личный смысл образования. Знания умения и навыки людей в условиях информационного общества.Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Гос. и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функция, история и формы высшего образования.р/к | 1 | Изучение нового материала Практикум | ||
4 | 1 | ||||
5 | Мораль. Религия.Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях | 1 | Комбинированный | ||
1 | |||||
Искусство и духовная жизньДуховная жизнь человека . Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства | 1 | Комбинированный | |||
Духовная культура. Знать основные положения раздела; уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | 1 | ПОУ | |||
Глава 4. Экономика (4 часа) | |||||
1 | Роль экономики в жизни общества. Влияние эк-ки на поведение людей. Основные ресурсы эк-ки. Роль труда и капитала в развитии эк-ки. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной эк-ки. Понятие структуры эк-ки. Пр-во, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции Фирмы и рынок -основные институты современной эк-ки. Отрасль и промышленные предприятия как | 1 1 | Изучение нового материала Практикум | ||
2 | |||||
3-4 | Экономическая культура. Эк-кая культура: сущность и структура. Эк-кая культура личности. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Роль эк-кой культуры и деятельности | 2 | Комбинированный Практикум | ||
Глава 5. Социальная сфера (14 часов) | |||||
1-2 | Социальная структура общества. Социальные группы.Социальная стратификация.Социальная мобильностьСоциальная роль.Социальные роли в юношеском возрасте.. | 1 | Комбинированный Практикум | ||
1 | |||||
3 | Социальные взаимодействия. Социальный конфликт. Неравенство, богатство, бедность. Определение и измерение богатства.. Социальные аспекты труда. Культура труда. | 1 | Комбинированный Практикум | ||
4 | 1 | ||||
5 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальные нормы.Виды социальных норм. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтенияОтклоняющееся поведение и его типы. Преступность. Социальный контроль | 3 | Комбинированный | ||
6 7 | |||||
8 | Нации и межнациональные отношения. Этнические общности . Межнациональные отношения, этно-социальные конфликты и пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в РФр/к. | 2 | Комбинированный |
| |
9 | |||||
10 | Семья и быт.Семья и брак . Проблема неполных семей .Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль | 1 | Комбинированный | ||
11 | 1 | ||||
12-13 | Социальное развитие и молодежь. Молодежь как социальная группа ,особенности молодежной субкультуры. | 2 | Проблемный Практикум | ||
14 | Социальная сфера. Знать основные положения главы; уметь анализировать; делать выводы; отвечать на вопросы. | 1 | ПОУ | ||
Глава 6. Политическая сфера (12 часов) | |||||
1 | Политика и власть. Политика как общественное явление .Понятие власти,государство,его функции | 1 | Комбинированный | ||
2 | 1 | ||||
3 | Политическая система.Типология политических режимов.Демократия.ее основные ценности и признаки . СМИ в политической системе общества. | 1 | Комбинированный Семинар | ||
4 | 1 | ||||
5 | Гражданское общество и правовое государство. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства р/к | 1 | Комбинированный Практикум | ||
6 | 1 | ||||
7-9 | Демократические выборы и политические партии.Политические партии и движенияПолитический процесс ,его особенности в РФ. Законодательство РФ о выборах . Избирательная компания в РФ..Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы | 2 | Комбинированный | ||
10 | Участие гражданина в политической жизни. Человек в политической жизни. Политическое участие . Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизнир/к | 1 | Диспут | ||
11 | 1 | ||||
12 | Политическая сфера | 1 | ПОУ | ||
Глава 7. Право как особая система норм (11 часов) | |||||
1 | Право в системе социальных норм. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов | 1 | Изучение нового мат. Конференция | ||
2 | 1 | ||||
3 | Источники права. Что такое источники права. Основные источники права. Виды нормативных актов | 1 | Комбинированный | ||
4-5 | Конституция в иерархии нормативных актов. Конституция- основной закон РФ | 2 | Практикум | ||
6 | Правоотношения и правонарушения. Что такое правоотношение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России | 1 | Комбинированный Практикум | ||
7 | 1 | ||||
8 | Современное российское законодательство. Конституционное право. Административное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Экологическое право | 1 | Комбинированный Практикум | ||
9 | 1 | ||||
10 | Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение | 1 | Комбинированный | ||
11 | Право | ПОУ | |||
Заключительные уроки (2 урока ) | |||||
1 | Общество в развитии. Многовариантность обществ. развития. Целостность и противореч-ть соврем. об-ва Проблема обществ прогресса. Общественный прогресс. Его критерии. Формы общественного прогресса | 1 | Комбинированный | ||
2 | 1 | ||||
1-3 | Резерв Итоговое повторение | 5 | Итоговое повторение |
Всего 70 часов
Календарно-тематическое планирование 11 кл (70 ч.)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Дата проведения | |||
Человек и экономика (28 часов) | |||||||
1-2 | Экономика: наука и хозяйство. Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда; их специфика. | 2 | Изучение нового материала Практикум | ||||
3-4 | Экономический рост и развитие. Понятие экономического роста. Факторы роста. экстенсивный и интенсивный рост. Экономическое развитие. Экономический цикл. Понятие ВВП. | 2 | Комбинированный урок Практикум | ||||
5-6 | Рыночные отношения в экономике Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика РФ. Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России. | 2 | Комбинированный урок Практикум | ||||
7-8 | Фирмы в экономике .Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты | 2 | Комбинированный урок Практикум | ||||
9-10 | Правовые основы предпринимательской деятельности. Правовые основы предпринимательства. Организационно-правовые формы. Стадии государственной регистрации фирмы.р/к | 2 | Комбинированный урок Практикум | ||||
11-12 | Слагаемые успеха в бизнесе. Основные источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. | 2 | Комбинированный урок Практикум | ||||
13-14 15 | Экономика и государство. Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоговая система в Российской Федерации. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг. | 3 | Комбинированный урок Практикум | ||||
16-17 | Финансы в экономике.Банковская система. Роль Центрального банка в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. | 2 | Комбинированный урок Практикум | ||||
18-19 | Занятость и безработица .Рынок труда. Понятие занятости и безработица. Причины и виды безработицы. | 2 | Комбинированный урок Практикум | ||||
20-21 | Государственная политика в области занятости. Основные направления гос. политики РФ в области занятости.Реализация политики занятости в Тульской области.р/к | 2 | Комбинированный урок Семинар | ||||
22-23 | Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. | 2 | Комбинированный урок Практикум | ||||
24-25 | Глобальные проблемы экономики. Проблемы глобализации экономики. Глобальные проблемы экономики и их причины. | 2 | Комбинированный урок Практикум | ||||
26-27 | Человек в системе экономических отношений .Рациональное экономическое поведение собственника,работника , потребителя , семьянина ,гражданина. | 2 | Комбинированный урок Практикум | ||||
28 | Человек и экономика | 1 | ПОУ | ||||
Проблемы социально-политической и духовной жизни. (14 часов) | |||||||
1-2 | Свобода в деятельности человека«Свобода есть осознанная необходимость», свобода и ответственность, характеристика особенностей свободного общества. | 2 | Изучение нового материала Практикум | ||||
3-4 | Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. р/к Религиозные объединения и организации в Российской Федерациии и в Тульской области р\к. Опасность сектантства. | 2 | Комбинированный урок Практикум | ||||
5-6 | Религиозные объединения и организации в РФ | 2 | Комбинированный урок Практикум | ||||
7 | Общественное сознание Общественное и индивидуальное сознание.Сущность и особенности, структура общественного сознания. общественная психология и идеология. | 1 | Комбинированный урок | . | |||
8-9 | Политическое сознание Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Политическая идеология и политическая психология. Современный терроризм и его опасность. Роль СМИ в политической жизни. | 2 | Комбинированный урок Практикум | ||||
10-11 | Политическая элита. Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России . Человек в политической жизни. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые. | 2 | Комбинированный урок Практикум | ||||
12-13 | Политическое лидерство | 2 | Комбинированный урок Практикум | ||||
14 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Проблемы социально-политической и духовной жизни» | 1 | Урок обобщение | ||||
Человек и закон (22 часа) | |||||||
1-2 | Современные подходы к пониманию права Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. | 2 | Изучение нового материала Практикум | ||||
3-4 | Гражданин Российской Федерации Гражданство в РФ. Законодательство РФ о выборах.Права и обязанности налогоплатильщиков.Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. | 2 | Урок-семинар | ||||
5-6 | Экологическое право Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы. | 2 | Комбинированный урок Практикум | ||||
7-8 | Гражданское право. Субъекты гражданского права.Имущественные права.Право на интеллектуальную собственность.Наследование. Неимущественные права;честь,достоинство,имя.Способы защиты имущественного и неимущественного права. . | 2 | Комбинированный урок Практикум | ||||
9-10 | Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. | 2 | Комбинированный урок Практикум | ||||
11-12 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Занятость и трудоустройство.Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования.Порядок оказания платных услуг. | 2 | Урок-семинар |
| |||
13-14 | Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс. Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. | 1 | Комбинированный урок Практикум | ||||
15-17 | Процессуальное право: уголовный процесс. Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. | 2 | Комбинированный урок Практикум | ||||
18-19 | Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство Конституционное судопроизводство. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система | 2 | Комбинированный урок Практикум | ||||
20-21 | Международная защита прав человека. Международная защита прав человека ив условиях мирного и военного времени.Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. | 2 | Комбинированный урок Практикум | ||||
22 | Человек и закон | 1 | ПОУ | ||||
1-2 | Заключительные уроки. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. | 2 | Урок-презентация | ||||
1-4 | Резерв Итоговое повторение | 4 | Урок обобщение |
Всего 70 часов
Основное содержание курса
Обществознание
10 КЛАСС (70 ч)
РАЗДЕЛ I. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК
Т е м а 1. Общество
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.
Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.
Т е м а 2. Человек
Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.
Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.
Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.
Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.
РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Т е м а 3. Духовная культура
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.
Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.
Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.
Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.
Т е м а 4. Экономическая сфера
Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики.
Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего с ъекта. Культура производства и потребления.
Т е м а 5. Социальная сфера
Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.
Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.
Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.
Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса.
Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.
Т е м а 6. Политическая сфера
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.
Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.
Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.
Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.
Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.
РАЗДЕЛ III. ПРАВО
Т е м а 7. Право как особая система норм Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.
Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.
Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.
Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.
Предпосылки правомерного поведения.
Правосознание. Правовая культура.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ
Обществознание
11 КЛАСС (70 часов)
РАЗДЕЛ IV. ЭКОНОМИКА
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли.
Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
Россия в глобальной экономике.
Повторительно-обобщающий урок
РАЗДЕЛ V. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.
Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.
Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.
Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Проблемы межрелигиозного мира.
РАЗДЕЛ VI. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.
Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство. Международная защита прав человека.
Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации
Название темы | Кол-во часов по программе | Кол-во часов по рабочей программе |
Общество | 4 ч. | 4 ч. |
Человек | 12 ч. | 12 ч. |
Духовная культура | 8 ч. | 8 ч. |
Экономическая сфера | 4 ч. | 4 ч. |
Социальная сфера | 14 ч. | 14 ч. |
Политическая сфера | 11 ч. | 12 ч. |
Право, как особая система норм | 10 ч. | 11 ч. |
Заключительные уроки | 2 ч. | 2 ч. |
Резерв времени | 5 ч. | 3 ч. |
10 класс
Название темы | Кол-во часов по программе | Кол-во часов по рабочей программе |
Экономика | 28 ч. | 28 ч. |
Проблемы социально-политического развития общества | 14 ч | 14 ч. |
Правовое регулирование общественных отношений | 20 ч. | 22 ч. |
Заключительные уроки | 2 ч. | 2 ч. |
Резерв времени | 6 ч. | 4 ч. |
11 класс
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения обществознания на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
уметь
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий.
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.
- Учебник: Обществознание : учеб. для учащихся 10,11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. — М.: Просвещение, 2013.
- Поурочное планирование 10, 11 класс. Под ред. Боголюбова. – М. Просвещение, 2013.
- ЕГЭ. Репетитор. Обществознание. Эффективная методика – М.: «Экзамен», 2007. -351с.
- Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 кл. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
- Программно – методические материалы: Обществознание. 10-11 кл. / сост. Т.И. Тюляева. – М.: Дрофа,2011.
- Тесты по обществознанию: пособие для подготовки к ЕГЭ, выпускному и вступительному тестированию. – М.: ИКЦ «МарТ», 2012.
Литература
1.Большой энциклопедический словарь.- М.: Дрофа, 1999. С. 231-288(обществознание)
2.Конституция РФ
3.Сборник законов РФ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию для 5 класса по программе Л.Н. Боголюбова
Рабочая программа является методической разработкой учителя истории и обществознания ГБОУ гимназии № 498 Павловича Романа Сергеевича. Состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планиро...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...