рабочая программа по обществознанию 10 класс
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему
Рабочая программа по обществознанию. 10 класс. К учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова. 2016 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvoznanie_10_klass.doc | 229 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6» с. Саблинского
«Утверждаю» Директор МОУ СОШ с. Саблинского __________________ С.Л.Ильин Приказ №__ от «___» сентября 2017 года
| «Рассмотрено» на заседании МО протокол № 1 от «___» августа 2017 года Руководитель МО __________________ О.В.Корявкина | |||
Рабочая программа по обществознанию к учебнику «Обществознание» Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лабезниквой, М.Ю.Телюкиной для 10 класса МОУ СОШ№ 6 с. Саблинского, составленная по авторской программе Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, Л.Ф.Ивановой, А. И. Матвеева для 10 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень)
Составитель: учитель истории и обществознания Головко Н.Н.
Количество часов 68
2017- 2018 учебный год |
Пояснительная записка.
Рабочая программа по обществознанию для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (базовый уровень), Методических рекомендаций для руководящих и педагогических работников образовательных организаций Ставропольского края по организации образовательной деятельности в 2017/2018 учебном году, раздел Особенности реализации предметных концепций, авторской программы Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, Л.Ф.Ивановой, А. И. Матвеева, которая включена в сборник: Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание 6 -11 классы – М. «Просвещение» 2010 г, методического пособия « Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс» :учеб. пособие для общеобразоват. организаций : базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова,
Ю. И. Аверьянов и др.) М.: Просвещение, 2017 г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Календарно-тематическое планирование составлено по учебнику Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лабезниковой, М.Ю. Телюкиной и др. Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2016г.
Содержание курса представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Изучение предмета Обществознание призвано содействовать формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, становлению правосознания и гражданской позиции. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей и т.д. Данная дисциплина призвана помочь им ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.
Курс Обществознания в 10 классе включает изучение 3 тем. Программа рассчитана на 68 учебных часов, из расчёта 2 часа в неделю.
Формы контроля
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, рефератов, устных ответов.
Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими уроками ( в форме тестирования, работы с документами).
Форма промежуточной итоговой аттестации – тестирование.
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
- овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.
В ходе выполнения рабочей программы реализуется 10 % эквивалент национально-регионального компонента по примерному перечню тем.
Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения обществознания ученик должен:
Знать / понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением
Приоритетными умениями и навыками, универсальными способами деятельности и ключевыми компетенциями являются:
- Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
- Объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах
- Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации
- Применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах ( текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной , критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели( сжато, полно, выборочно).
- Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью( ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)
- Работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка СМИ
- Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- Участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза ( умениями отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»);
- Формулирование полученных результатов;
- Создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- Пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных , презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- Владение основными видами публичных выступлений ( высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога.
Содержание учебного предмета
Введение ( 1 час)
Глава 1. Человек в обществе. ( 18 часов)
Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества.
Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен «второй природы».
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость. Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество.
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека.
Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Формирование характера. Потребности, способности и интересы.
Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Самопознание, его формы. Самооценка личности. Формирование образа «Я». Виды человеческих знаний.
Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Философия. Искусство. Религия. Свобода совести. Веротерпимость.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.
Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности.
Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры.
Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение.
Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл.
Научное познание. Основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания.
Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук.
Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание.
Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя.
Глава 2. Общество как мир культуры.
Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство.
Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы научных исследований Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания. Наука как форма культуры. Роль науки в развитии человечества. Этика науки.
Образование. Тенденции современного образования. Непрерывность образования. Самообразование. Реформирование образовательного процесса.
Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность.
Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура.
Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.
Наука. Функции современной науки. Этика науки.
Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения.
Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства.
Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества.
Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений.
Понятие права. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Построение понятия «право как социальная норма». Характеристика функций права. Построение понятия «норма права». Характеристика структуры права (гипотеза, диспозиция, санкция). Определение понятий «правовой институт», «подотрасль права», «отрасль права», «система права».
Построение понятия «форма (источник) права». Характеристика различных видов источников права (правовой обычай, юридический прецедент, нормативно-правовой акт (закон, подзаконный акт).
Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину.
Построение понятий «правомерный» и «неправомерный поступок». Характеристика видов правонарушений (преступление, проступок (административный, гражданско-правовой, дисциплинарный)). Определение понятия «юридическая ответственность». Характеристика видов юридической ответственности: уголовной, гражданско-правовой, материальной, дисциплинарной. Соотнесение вида ответственности и мер наказания.
Право в системе социальных норм. Источники права. Нормы права. Функции права.
Система права. Правоотношения. Дееспособность и правоспособность. Законность. Правомерное поведение. Правосознание и правовая культура. Правонарушение и юридическая ответственность.
Права человека и международные документы по правам человека. Права ребёнка и их защита.
Воинская обязанность. Альтернативная служба.
Права и обязанности налогоплательщиков.
Система российского законодательства. Законотворческий процесс в России. Право законодательной инициативы и законодательной деятельности. Институт президентства в России.
Конституционное право. Конституция – основа государственного права. Основы конституционного строя России. Гражданин РФ, его права и свободы, конституционные обязанности.
Административное право. Административные правонарушения. Административная ответственность. Виды административных наказаний. Экологическое правонарушение.
Гражданские правоотношения. Гражданский кодекс РФ. Субъекты гражданского права. Понятие юридического и физического лица. Гражданско-правовые споры. Право собственности и его защита.
Трудовые правоотношения. Права и обязанности работника и работодателя. Трудовой кодекс РФ. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях. Профсоюзы.
Семейные правоотношения. Брак и условия его заключения. Права и обязанности супругов, родителей и детей.
Основные понятия и институты уголовного права. Преступление и наказание. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Международное право. Международное гуманитарное право. Основные положения и принципы.
Календарно-тематическое планирование
№ уроков | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Дата проведения | Тип урока | Основные понятия | Основные требования к знаниям, умениям, навыкам
|
1. | Курс обществознания: цели, задачи, формы работы. | 1 |
| Вводный урок |
|
|
Глава 1. Человек в обществе (18 ч.) | ||||||
2. | Что такое общество. | 1 |
| Комбинированный урок | Общество, государство, страна. Узкий и широкий смысл понятия «общества» | Знать: - основные положения по теме урока. Уметь: - характеризовать особенности деятельности человека, её отличия от любых форм активности животных. - объяснять природу и характер общественных отношений. - раскрывать соотношение понятий «природа» и «общество»; «общество» и «культура». - с помощью причинно-следственного анализа устанавливать взаимосвязь общества и природы. |
3. | Общество и культура. | 1 | Комбинированный урок | Общество, общественные отношения. Науки об обществе. | ||
4. | Общество как сложная динамическая система. Социальные институты. | 1 |
| Комбинированный урок | Экономическая , политическая, духовная, социальная сферы жизни общества. | |
5. | Социальные институты. | 1 | Комбинированный урок | Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества. | ||
6. | Диагностическая контрольная работа. | 1 |
| Урок- контроля знаний |
| Проверка знаний, умений анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы |
7. | Динамика общественного развития. Р.К. Особенности эволюционного развития Ставропольского края. | 1 |
| Комбинированный урок | Общество как социальная организация страны, основные признаки общества, движущие силы развития. Различные аспекты познания родного края.
| Знать: -понятия темы. Уметь: - описывать представления о потребностях человека, подходы к их классификации. - характеризовать и конкретизировать примерами, фактами, ситуациями сущность деятельности, её мотивы и многообразие. - выделять основания различных классификаций видов деятельности . |
8. | Проблема общественного прогресса. | 1 |
|
Комбинированный урок | ||
9. | Социальная сущность человека. | 1 |
| Комбинированный урок | Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Природа как предпосылка выделения человека и общества. | Знать основные понятия,. Уметь: -описывать современные представления о природе человека и конкретизировать фактами социальной жизни её проявления. - характеризовать человека как личность объяснять взаимосвязь человека, общества и природы. |
10. | Самосознание и самореализация. | 1 | Комбинированный урок | Самопознание, его формы. Самооценка личности. Формирование образа «Я». | Знать: сущность, признаки и виды мировоззрения. Уметь: - раскрывать сущность процессов самосознания и самореализации. - опорой на личный опыт называть и конкретизировать примерами ориентиры достижения жизненного успеха. | |
11. | Деятельность – способ существования людей. | 1 |
|
| Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. | Знать: - что такое деятельность; - что такое потребности; - иерархическую теорию потребностей. Уметь: - излагать сущность различных подходов к вопросу познаваемости мира. - выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать её. - раскрывать смысл понятия «истина». |
12. | Многообразие видов деятельности | Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности. | ||||
13. | Познавательная и коммуникативная деятельность. | 1 |
| Комбинированный урок | ||
14. | Особенности научного познания. | Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение. Научное познание. Основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания. | Знать: - сущность процесса познания. Уметь: - характеризовать формы познания, критерии истины, виды знаний. - описывать особенности научного познания, его уровни и соответствующие им методы. - объяснять связь и взаимопроникаемость социального и гуманитарного знания, роль коммуникаций в познавательной деятельности. | |||
15. | Свобода и необходимость в деятельности человека. | 1 |
| Комбинированный урок | Свобода. Необходимость. Свободное общество. Возможна ли абсолютная свобода. Свобода как осознанная необходимость. Свобода и ответственность. Основания свободного выбора.
| Знать: - место человека в системе социальных связей, факторы, социализирующие личность Уметь: - излагать различные трактовки понимания свободы человека. - раскрывать смысл понятий «свобода человека» и «свободное общество». - описывать внешние ограничители свободы и внутренние регуляторы поведения человека. -объяснять невозможность абсолютной свободы человека в обществе. |
16. | Свобода и ответственность | |||||
17. | Современное общество. Р.К. Устав края о разграничении предметов ведения российской Федерации и края | 1 |
| Комбинированный урок | Знать: - особенности и сущность самопознания, и способы самореализации личности. Уметь: - характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; -обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства | |
18. | Глобальная информационная экономика. | 1 | Комбинированный урок | |||
19. | Противодействие международному терроризму. | 1 | Комбинированный урок | Знать: -что терроризм общественно опасное, угрожающее явление современного мира. Уметь: - анализировать социальные явления с разных сторон, выявлять проблему, сопоставлять и оценивать различные точки зрения по данному вопросу; -выделять главное, высказывать свою точку зрения, приводить доказательства. | ||
Глава 2 . Общество как мир культуры (7 часов) | ||||||
20. | Духовная культура общества. | 1 |
| Урок изучения нового материала | Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная.
| Знать: - особенности духовной жизни общества. Уметь: - описывать основные духовные ценности. - характеризовать институты культуры и их функции. - распознавать формы культуры по их признакам. - иллюстрировать примерами многообразие культур, проявления народной, массовой, элитарной культур, а также субкультур и контркультуры в обществе. |
21. | Институты культуры. | 1 |
| Комбинированный урок | ||
22. | Духовный мир личности. | 1 |
| Комбинированный урок |
| |
23. | Мораль. | 1 |
| Комбинированный урок | Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. | Знать: - содержание понятия «мораль» “моральный поступок”, «золотое правило нравственности»; Уметь: -характеризовать изменчивость моральных норм, особенности принципов морали и значение моральной регуляции отношений в обществе. - давать моральную оценку конкретных поступков людей и их отношений. -иллюстрировать примерами ситуации морального выбора. -аргументировать собственный моральный выбор. |
24. | Устойчивость и изменчивость моральных норм. | 1 |
| Комбинированный урок | Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. | |
25. | Промежуточная контрольная работа. | 1 |
| Урок -контроля знаний |
| Проверка знаний основных положений раздела: умений анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы |
26. | Наука и образование. | 1 |
| Урок изучения нового материала | Основная задача и исторические формы образования. Государственное и частное образование, школьное и дошкольное. Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы научных исследований Естественные и социально-гуманитарные науки. | Знать сущность, основные функции и общественную значимость науки и образования. Уметь: - описывать особенности науки и образования в современном обществе, иллюстрировать их примерами. - объяснять социальный смысл моральных требований к научному труду. - выявлять связь науки и образования. - характеризовать ступени и уровни образовательной подготовки в системе образования Российской Федерации. Выражать и |
27. | Образование в современном обществе. | 1 |
| Комбинированный урок | ||
28. | Религия и религиозные организации. | 1 |
| Комбинированный урок | Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. | Знать смысл понятий «религия», «религиозное сознание». Уметь: - характеризовать религию как форму культуры, особенности религии как социального института. - сравнивать светское и религиозное сознание. - различать мировые и национальные религии. - иллюстрировать примерами многообразие исторически сложившихся религиозно-нравственных систем. - описывать отношения государства и религии в РФ. |
29. | Религия и религиозные организации в современной России. | 1 |
| Комбинированный урок | ||
30. |
Что такое искусство. | 1 |
| Комбинированный урок | Различные трактовки искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. | Знать: Что такое искусство. Функции искусства. Структура искусства. Современное искусство Уметь: -характеризовать искусство, его место в жизни общества. - сравнивать искусство с другими формами духовной культуры и выявлять его отличительные черты. - описывать многообразие функций искусства. - различать виды искусства, излагать различные подходы к их классификации. |
31. | Современное искусство. | 1 |
| Урок с элементами дискуссии. | ||
32. | Р.К. Культурное своеобразие края как составной части Российской цивилизации. | 1 |
| Урок-анализ | Различные аспекты познания родного края. |
Знать: - основы и специфику культуры, как формы духовной сферы общества. Уметь : -характеризовать массовую культуру, этапы её становления. - устанавливать связь возникновения массовой культуры с общественными изменениями, характерными для индустриального общества. - выявлять влияние технических достижений на развитие массовой культуры. - описывать СМИ их роль и функции. |
33. | Массовая культура. | 1 | Комбинированный урок | Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры | ||
34. | Средства массовой информации и массовая культура | 1 | ||||
35. | Проверочная контрольная работа по теме «Общество как мир культуры». | 1 | Урок -контроля знаний |
| Проверка знаний основных положений раздела: умений анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | |
Тема 3. Правовое регулирование общественных отношений. (4 ч.) | ||||||
36. | Современные походы к пониманию права. | 1 |
| Урок изучения нового материала | Понятие права. Построение понятия «право как социальная норма». Характеристика функций права. | Знать: - Нормативный подход к праву. Теорию естественного права. Уметь: - излагать различные подходы к пониманию права. - выявлять достоинства и недостатки естественно-правового и нормативного подходов. - характеризовать особенности естественного права. - перечислять естественные (неотчуждаемые) права человека. - - объяснять взаимосвязь естественного и позитивного права. |
37. | Взаимосвязь естественного и позитивного права. | 1 |
| Комбинированный урок |
| |
38. | Право в системе социальных норм. | 1 |
| Комбинированный урок | Право в системе социальных норм. Источники права. Нормы права. Функции права.
| Знать: - Основные признаки права. Нормы права. Отрасли права. Уметь: С - сопоставлять право с другими социальными нормами. - перечислять признаки, объединяющие различные социальные регуляторы и признаки, отличающие правовые нормы от других видов социальных норм. - классифицировать нормы и отрасли права. - называть основные отрасли российского права и сферы общественных отношений, ими регулируемые. - выявлять отличие института права от отрасли права. |
39. | Р.К. Взаимодействие местной и центральной власти по урегулированию экономических процессов в крае. | 1 |
| Урок-исследование. | Различные аспекты познания родного края. | Уметь анализировать, пояснять, аргументировано высказывать свою точку зрения |
40. | Источники права. | 1 |
| Урок изучения нового материала | Построение понятия «форма (источник) права». Характеристика различных видов источников права (правовой обычай, юридический прецедент, нормативно-правовой акт (закон, подзаконный акт)). | Знать: - Что такое источник права. Основные источники (формы) права. Уметь: - называть и характеризовать источники российского права. - иллюстрировать примерами различные источники права. - выявлять преимущества нормативного акта перед другими источниками. - различать юридическую силу различных видов нормативных актов, выстраивать их иерархию. - называть предметы ведения РФ, субъектов РФ и их совместного ведения. - описывать законотворческий процесс, его стадии, особенности принятия конституционных законов. |
41. | Законотворческий процесс в Российской Федерации. | 1 |
| Комбинированный урок | Система российского законодательства. Законотворческий процесс в России. Право законодательной инициативы и законодательной деятельности. Институт президентства в России. | |
42. | Правоотношения и правонарушения. | 1 |
| Урок-исследование. | Правоотношение. Правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.
| Знать: Что такое правоотношение. Что такое правонарушение. Уметь: - показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений. - перечислять и конкретизировать фактами социальной жизни признаки правонарушения. - выявлять специфику преступления как вида правонарушения. - называть признаки юридической ответственности и её основные виды. - описывать судебную систему РФ. |
43. | Развитие права в современной России | 1 |
| Комбинированный урок | ||
44. | Предпосылки правомерного поведения | 1 |
| Комбинированный урок | Правомерное поведение. Правосознание и правовая культура. Правонарушение и юридическая ответственность. | Знать: -институты права; - понимать основополагающие принципы российского права, правила действия нормативно- правовых актов. Уметь: - описывать структуру и уровни правосознания. - называть элементы правовой культуры, показывать их взаимосвязь. - перечислять функции правовой культуры. - различать правовую культуру личности и правовую культуру общества. - выявлять специфику современной правовой культуры. - объяснять причины правового нигилизма и раскрывать способы его преодоления. - классифицировать и иллюстрировать примерами виды правомерного поведения . |
45. | Правомерное поведение | 1 |
| Комбинированный урок | Построение понятий «правомерный» и «неправомерный поступок». Характеристика видов правонарушений (преступление, проступок (административный, гражданско-правовой, дисциплинарный)). Определение понятия «юридическая ответственность». Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение. | |
46. | Гражданин Российской Федерации | 1 |
| Урок-исследование. | Гражданские правоотношения. Гражданский кодекс РФ. Субъекты гражданского права. Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину. Гражданин РФ, его права и свободы, конституционные обязанности. Способы защиты гражданских прав. | Знать: - смысл понятия «гражданство»,основания приобретения гражданства в РФ, отличительные особенности понятия «права человека» и «права гражданина» Уметь: - перечислять конституционные обязанности гражданина РФ. - характеризовать воинскую обязанность, возможности альтернативной гражданской службы, права и обязанности налогоплательщиков. -обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями, иллюстрировать эту взаимосвязь примерами. - выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения гражданских обязанностей. |
47. | Права и обязанности налогоплательщика | 1 |
| Урок-исследование | ||
48. | Гражданское право. | 1 |
| Комбинированный урок | ||
49. | Защита гражданских прав. | 1 |
| Комбинированный урок | ||
50. | Семейное право. | 1 |
| Комбинированный урок | Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. | Знать: Права и обязанности супругов. Права и обязанности детей и родителей. Уметь: - называть необходимые условия заключения брака и расторжения брака согласно Семейному кодексу РФ. - объяснять причины имеющихся ограничений для заключения брака. - раскрывать права и обязанности супругов, родителей и детей. - характеризовать пути и способы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей |
51. | Права и обязанности детей и родителей. | 1 |
| Комбинированный урок | Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов | |
52. | Р.К. Социальные программы развития Ставропольского края. | 1 |
| Урок-исследование. | Различные аспекты познания родного края. | Уметь анализировать, пояснять, аргументировано высказывать свою точку зрения |
53. | Правовое регулирование занятости и трудоустройство. | 1 |
|
| Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
| Знать : - смысл понятий «трудовые правоотношения», «работник», «работодатель», «занятость», «социальное обеспечение». Уметь : - определять особенности трудовых правоотношений. - характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора, обязательные и возможные дополнительные условия, включаемые в трудовой договор, основные права и обязанности субъектов трудового права. - называть и иллюстрировать примерами виды социального обеспечения. |
54. | Занятость населения. Социальная защита и социальное обеспечение. | 1 |
| Урок изучения нового материала | ||
55. | Экологическое право. | 1 |
| Комбинированный урок | Экологическое правонарушение. Понятие юридического и физического лица. Гражданско-правовые споры. Право собственности и его защита. | Знать: - смысл понятий «экологические отношения», «благоприятная окружающая среда», «экологическое правонарушение». Уметь: - выявлять специфику экологических отношений. - описывать структуру экологического права. - перечислять объекты экологического права и основные экологические права граждан, закреплённые в Конституции РФ. - характеризовать способы защиты экологических прав. - объяснять, почему право на благоприятную окружающую среду является одной из современных общечеловеческих ценностей. - аргументировать важность соблюдения природоохранных и природоресурсных норм. |
56. | Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения. | 1 |
| Комбинированный урок | Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. | |
57. | Процессуальные отрасли права. | 1 |
| Урок-лекция | Гражданский процесс. Арбитражный процесс. Уголовный процесс. Административная юрисдикция | Знать: - смысл понятий «процессуальное право», «судопроизводство», «гражданский процесс», «арбитражный процесс», «уголовный процесс», «административная юрисдикция». Уметь: - оОписывать основные принципы гражданского и уголовного судопроизводства. - называть законодательные акты, представляющие правила гражданского, арбитражного, уголовного судопроизводства. - перечислять участников гражданского и уголовного процессов, субъекты административной ответствен-ности, участников производства по делам об административных правонарушениях. - характеризовать ход, стадии (этапы) прохождения дела в суде. |
58. | Административная юрисдикция. | 1 |
| Комбинированный урок | Административное право. Административные правонарушения. Административная ответственность. Виды административных наказаний. | |
59. | Конституционное судопроизводство. | 1 |
| Комбинированный урок | Судьи Конституционного суда. Принципы конституционного судопроизводства. Основные стадии конституционного судопроизводства | Знать: - содержание и объяснять цель конституционного судопроизводства в РФ. Уметь: - характеризовать требования, предъявляемые к судьям Конституционного суда, и сферу их компетенции. - описывать основные стадии конституционного судопроизводства. - называть и иллюстрировать с помощью фактов социальной жизни принципы конституционного судопроизводства. |
60. | Принципы конституционного судопроизводства. | 1 |
| Урок-исследование | ||
61. | Международная защита прав человека | 1 |
| Комбинированный урок | Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни. Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного уголовного суда. Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человек
| Знать: функции и полномочия ООН и её структурных подразделений в области прав человека. Уметь: - описывать структуру и компетенции организаций, защищающих права человека в рамках Совета Европы. - перечислять международные соглашения по вопросам защиты прав человека. - объяснять основную идею международных документов, направленных на защиту прав и свобод. - называть виды международных преступлений. - выявлять особенности международного уголовного суда и специфику судебного преследования за совершение международных преступлений. |
62. | Полномочия международного уголовного суда | 1 |
| Комбинированный урок | ||
63. | Правовые основы антитеррористической политики Российского государства. | 1 |
| Комбинированный урок | Правовая база противодействия терроризму в России. Органы власти, проводящие политику противодействия терроризму. Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму | Знать : -понятия «противодействие терроризму», «террористический акт»; -полномочия и функции государственных органов и силовых структур в организации антитеррористической деятельности. Уметь: - характеризовать российское законодательство, регулирующее общественные отношения в сфере противодействия терроризму. - описывать полномочия органов власти по противодействию терроризму. - называть и конкретизировать основные направления деятельности Национального антитеррористического комитета. - раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму. |
64. | Обобщающее повторение по теме: «Человек в XXI веке». | 1 |
| Повторительно-обобщающий урок | Человек и глобальные вызовы современного общества. Человек в мире информации. Человек и ценности современного общества | Объяснять причинно-следственные связи изученных социальных объектов. Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами изученных явлений и |
65. | Р.К. Край как часть Российской Федерации | 1 |
| Комбинированный урок | Различные аспекты познания родного края.
| Знать и характеризовать особенности Ставропольского края. Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные |
66. | Р.К. Регион – составная часть России и мира | 1 |
| Комбинированный урок | ||
67. | Итоговая контрольная работа в рамках промежуточной аттестации в форме тестирования | 1 |
| Урок -контроля знаний |
| Проверка знаний основных положений раздела: умений анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы |
68. | Р.К. Край, в котором мы живем: различные аспекты познания родного края. | 1 |
| Комбинированный урок | Различные аспекты познания родного края.
| Знать и характеризовать особенности Ставропольского края. Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...