Программа элективного курса: "Основы финансовой грамотности"
элективный курс по экономике (10 класс) по теме
Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.
Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников об управлении семейным бюджетом и личными финансами, функционировании фондового рынка и банковской системы, полученные при изучении базовых курсов обществознания и технологии, а выполнение творческих работ, практических заданий и итогового проекта позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни.Кроме того, задачи с финансово-экономическим содержанием включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_elektiv_ekonom.fin_._gr.34_16-17.doc | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ C ИНТЕРНАТОМ
«ЛИЦЕЙ ИМЕНИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ»
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол № 1 от «29» августа 2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ___________ /Борисов Д.В. Приказ № ___ от «1» сентября 2016 г. |
Рабочая программа элективного курса
«Основы финансовой грамотности»
для учащихся 10 «Г»
(социально-экономического профиля)
Автор-составитель: Лащенкова М.Ю.,
учитель истории и обществознания
2016-2017
Рассмотрено на заседании кафедры Протокол № от «» 2016 г. Зав.кафедрой ___________ / | Согласовано Зам.директора по НМР ___________ / от «» 2016 г. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.
Обучение основам финансовой грамотности в школе является актуальным, так как создает условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.
Обеспечивая выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и доступность качественного образования для учащихся всех категорий, наша школа создаёт условия для получения дополнительного экономического образования, в том числе его прикладных аспектов – финансовой грамотности, основ потребительских знаний в 10 классе в рамках элективного курса.
Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников об управлении семейным бюджетом и личными финансами, функционировании фондового рынка и банковской системы, полученные при изучении базовых курсов обществознания и технологии, а выполнение творческих работ, практических заданий и итогового проекта позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни.
Кроме того, задачи с финансово-экономическим содержанием включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы ЕГЭ.
Рабочая программа элективного курса составлена в соответствии с УМК Бреховой Юлии Викторовны «Финансовая грамотность», а также в соответствии со следующими документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Информация о Проекте представлена на официальном сайте Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/om/fingram/
3. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации http://www.misbfm.ru/node/11143.
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности старшеклассников на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Главная задача преподавания экономики на современном этапе – целенаправленность обучения на достижение конкретного конечного результата.
Это определило цели данного курса:
- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;
-создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;
- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.
Задачи:
- изучить нормативные и методические документы Минобрнауки по повышению уровня финансовой грамотности и финансово-экономического образования учащихся;
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
Методы и формы обучения
Для достижения поставленных целей и с учетом вышесказанного в основе организации занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии, основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного процесса, критическом анализе полученной информации различного типа, деятельностные технологии, проектная и исследовательская деятельность, игровая технология.
На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности, учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированные экономические задачи.
Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:
- Игры.
- Использование технических средств обучения, ресурсов интернета.
- Работа с источниками экономической информации.
- Анализ инструментов финансовых рынков, экономической ситуации на отдельных рынках.
- Интерактивные технологии.
- Индивидуальная работа.
Описание места учебного курса в учебном плане
Настоящая программа предназначена для 10 - го класса.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения
курса «Основы финансовой грамотности»
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками планирования и оценки собственных экономических действий в сфере управления семейным бюджетом, личными финансами.
Итогом и основным результатом обучения станет индивидуальный проект «Личный финансовый план», при публичной презентации которого выпускники программы покажут степень готовности принимать решения в области управления личными финансами, основанные на анализе собственных целей и возможностей, текущей и прогнозируемой экономической ситуации, доступных финансовых инструментов.
При выполнении и презентации «Личного финансового плана» учащиеся должны продемонстрировать общие проектные умения: планировать и осуществлять проектную деятельность; определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования; использовать доступные ресурсы для достижения целей; применять все необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.
Планируемые результаты обучения
Предметные результаты изучения данного курса – приобретение школьниками компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение курса позволит учащимся сформировать навыки принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе.
Метапредметные результаты – развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента.
Личностными результатами изучения курса следует считать воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.
Таким образом, элективный курс способствует самоопределению учащегося в жизни, что повышает его социальную и личностную значимость, и является актуальным как с точки зрения подготовки квалифицированных кадров, так и для личностного развития ученика.
Содержание программы элективного курса
«Основы финансовой грамотности» 34 часа
Освоение содержания элективного курса «Финансовая грамотность» осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами базового уровня обществознания, истории, технологии, математики, предметами регионального компонента.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Тип урока | Краткое содержание | Планируемые результаты |
Раздел I. Банковские продукты | |||||
1 | Основные понятия кредитования. Виды кредитов. | 1 | Открытие новых знаний. | Виды кредитов. Ипотечное кредитование. Принципы кредитования. | Различать виды кредитования. |
2 | Условия кредитов. | 1 | Мини-проект. | Необходимые документы при оформлении кредита. | Мини –проект «В каком банке выгоднее взять кредит?» Научиться анализировать и сравнивать условия по кредиту в различных банках. |
3 | Виды депозитов. | 1 | Открытие новых знаний. | Банковские де-позиты: виды, особенности и доходность. Маржа. | Приводить примеры виды банковских депозитов. |
4-5 | Условия депозитов. | 2 | Деловая игра «Проценты». | Способы начисления процентов по депозитам. | Вычислять простые и сложные проценты по депозиту. |
6-7 | Выбор банка. | 2 | Практикум. | Критерии надежности банка. Условия открытия вклада. | Решение познава-тельных и практи-ческих задач, отра-жающих типичные экономические ситуации. |
Раздел II. Расчетно-кассовые операции | |||||
8 | Валютный курс. | 1 | Практикум. | Конвертируемость национальной валюты. Национальная валюта. Валютные курсы. | Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации. |
9-10 | Банковские карты. | 2 | Деловая игра «Банковская система». | Выбор банковской карты. Виды банковских карт (дебетовая и кредитная). | Применение пластиковых карт в расчетах и платежах, различие между дебетовыми и кредитными картами. |
Раздел IV. Инвестиции | |||||
11 | Основные правила инвестирования: как покупать и продавать ценные бумаги. | 1 | Деловая игра «Инвестируем в акции». | Инструменты личного финансирования на финансовых рынках и их особенности. | Анализ информации о способах инвестирования денежных средств, предоставляемой различными информационными источниками и структурами финансового рынка. |
12 | Денежный рынок и рынок капиталов. | 1 | Урок – обсуждение. | Рынок. Функции рынка. Рынок капитала. Инвес-тирование. Фон-довый рынок. | Составление и анализ схемы «Структура рынка капитала». |
13-14 | Рынок ценных бумаг. | 2 | Комбинированный урок. | Ценные бумаги. Виды ценных бумаг. Операции на рынке ценных бумаг. | Расчет доходности методом простых и сложных процентов. |
15 | ПИФ: структура, виды, особенности работы. | 1 | Деловая игра «Выбираем ПИФ». | ПИФ. Виды и типы ПИФов, особенности их работы. Правила безопасности при обращении с ПИФами. | Расчет стоимости паев инвестиционных фондов. |
16 | Управляющие компании и НПФ | 1 | Комбинированный урок. | Внебюджетные фонды России. Пенсионная система России. Способы увеличения пенсии. | Анализ различных способов размещения средств потребителя и их преимущества и недостатки. |
17 | Выбор управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда | 1 | Практикум | Критерии выбора управляющей компании и негосударственного пенсионного фонда. | Анализ различных финансовых продуктов по уровню доходности, ликвидности и риска. |
18 | Банки - ПИФы | 1 | Игра | Инвестиционный пай. ПИФы. Принципы работы ПИФов. Покупка паев ПИФов. | Анализ динамики изменения стоимости паев ПИФов в реальных условиях рынка. |
Раздел V. Страхование | |||||
19 | Виды страхования в России. | 1 | Деловая игра «Страхование». | Понятие страхования. Страхователь. Страховка. Страховщик. Договор страхования. Ведущие страховые компании в России. | Оценка роли обязательного и добровольного страхования в жизни человека. |
20 | Страхование имущества. | 1 | Урок – обсуждение. | Страхование имущества граждан. | Анализ договора страхования, ответственность страховщика и страхователя. |
21 | Личное страхование. | 1 | Комбинированный урок. | Особенности личного страхования. | Алгоритм поведения страхователя в условиях наступления страхового случая. |
22 | Страховые продукты. | 1 | Урок – дискуссия. | Виды страховых продуктов. | Составление таблицы «Страховые продукты с учетом интересов страхователя». |
23 | Выбор страховой компании. | 1 | Практикум. | Информация о страховой компании и предоставляемых страховых программах. | Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов. |
Раздел VI. Основы налогообложения | |||||
24-25 | Налоговый кодекс РФ. | 2 | Открытие новых знаний. | Изучение налогового законодательства РФ. Структура налоговой системы РФ. | Формирование базовых знаний о налоговой системе РФ как инструменте государственной экономической политики. |
26-27 | Виды налогов в РФ. | 2 | Деловая игра «Налоги». | Классификация налогов РФ. Принципы налогообложения. | Составление схемы «Налоги их виды». |
28 | Налоговые льготы в РФ. | 1 | Практикум. | Назначение налоговых льгот. Порядок и основания предоставления налоговых льгот. | Вычисление величины выплат по индивидуальному подоходному налогу. |
29 | Обязанность и ответственность налогоплательщиков. | 1 | Открытие новых знаний. | Права и обязанности налогоплательщика, налоговых органов. | Осознание ответственности налогоплательщика и важности соблюдения налоговой дисциплины. |
30 | Налоговый инспектор. | 1 | Деловая игра. | Функции налогов. Налоговый вычет. Местные налоги. | Расчет налогового вычета по НДФЛ. Расчет НДС. |
Раздел VII . Личное финансовое планирование | |||||
31 | Роль денег в нашей жизни. Семейный бюджет. | 1 | Деловая игра «Деньги любят счет». | Деньги. Финансовое планирование. Номинальные и реальные доходы. | Формулирование финансовых целей, предварительная оценка их достижимости. |
32 | Личный бюджет, финансовые цели. | 1 | Практикум. | Личный бюджет. Дефицит. Профицит. Баланс. | Составление текущего и перспективного личного финансового бюджета. |
33-34 | Защита своего личного финансового плана. | 2 | Урок – конференция. | Представление личного финансового плана. | Индивидуальный проект «Личный финансовый план». |
Учебно-методическое обеспечение
1. А.П. Архипов, Азбука страхования: Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений М.: Вита-Пресс, 2010 г.
2. Ю.В. Брехова, Д. Ю. Завьялов, А. П. Алмосов, Финансовая грамотность. 10-11 классы. Учебная программа М.: Вита-Пресс, 2016 г.
3. Н.И. Берзон, Основы финансовой экономики. Учебное пособие. 10-11классы М.: Вита-Пресс, 2011 г.
4. А. Горяев, В. Чумаченко Финансовая грамота М.: Юнайтед Пресс, 2012 г.
5. Н. Розанова Банк: от клиента до президента: Учебное пособие по элективному курсу для 8-9 классов М.: Вита-Пресс, 2008 г.
6. В.С. Савенок, Как составить личный финансовый план и как его реализовать М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011 г.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. www.nlu.ru
2. www.banki.ru
3. www.banki.ru
4. www.nalog.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа элективного курса "Основы личной финансовой грамотности"
Программа курса "Основы личной финансовой грамотности" ориентирована на учащихся 9-11-х классов. Автор данной работы ставит цель повысить финансовую грамотность школьников....
Программа элективного курса "Основы финансовой грамотности для учащихся 10-11 классов"
Программа элективного курса для у.ащихся 10-11 классов...
Рабочая программа элективного курса "Основы финансовой грамотности"
Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для учащихся 10-11классов для создания развивающего пространства, способствующего формированию универсальных учебных действий шк...
Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для учащихся 10-11 классов
Актуальность программы продиктована развитием финансовой системы и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи...
Рабочая программа элективного курса " Основы финансовой грамотности"
Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Основы финансовой грамотности"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» (10класс)
Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности»для учащихся 10-х классов для создания развивающего пространства, способствующего формированию универсальных учебных действий шко...
Рабочая программа элективного курса "Основы финансовой грамотности"
Рабочая программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» составлена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов в соответствии и на основе ФГОС, авторской программы Лавреновой Е., ...