РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» (10класс)
рабочая программа по экономике (10 класс)
Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности»для учащихся 10-х классов для создания развивающего пространства, способствующего формированию универсальных учебных действий школьников на экономическом содержании образования при введении федеральногогосударственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО).
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО Педагогическим Советом Протокол № 2 от 09.01.2019 Мнение Совета родителей учтено, Протокол от 11.12.2018 № 2 Мнение Совета обучающихся учтено, Протокол от 08.11.2018 № 2 | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школы № 403 Пушкинского района Санкт-Петербурга ____________________Н.В. Панфилова Приказ от 09.01.2019 № 6 |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 403
ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
(10класс)
Автор: Бычков Дмитрий Леонидович,
учитель истории и обществознания
ГБОУ школа № 403
Пояснительная записка.
1 Назначение программы.
Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности»для учащихся 10-х классов для создания развивающего пространства, способствующего формированию универсальных учебных действий школьников на экономическом содержании образования при введении федеральногогосударственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО).
2. Актуальность и целесообразность курса.
Социально-экономическое развитие страны и ее регионов характеризуется динамичными процессами в различных секторах жизнедеятельности. На процесс синхронизации развития секторов экономики и социальной сферы, а также всех государственных институтов существенное влияние оказывает состояние финансовой грамотности населения.
Финансовая грамотность - сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте. Важно отметить, что финансовая грамотность предполагает необходимость эффективного реагирования на постоянно изменяющиеся личные и внешние социально-экономические и политические обстоятельства. Обобщенное понятие финансовой грамотности определяется как умение эффективно использовать знания и навыки по управлению финансовыми ресурсами для достижения финансового благополучия. Другими словами, индивид на основе полученной им информации о существующих финансовых продуктах использует ее в процессе принятия решения о получении финансовых услуг, либо их предоставления.
Очевидно, что повышение финансовой грамотности обеспечивается финансовым образованием и защитой прав потребителей финансовых услуг. В этой связи можно утверждать, что причиной невысокой финансовой грамотности населения, является неадекватная современным требованиям система финансового образования.
По данным Национального агентства финансовых исследований (далее – НАФИ), которое регулярно проводит измерение уровня финансовой грамотности населения России, ее уровень можно охарактеризовать как невысокий.
Потребители финансовых услуг, в отличие от потребителя обычных товаров, не обладают достаточными компетенциями и не знают, где они могут получить достоверную и понятную информацию, например, о переходе на накопительное пенсионное страхование, о состоянии и преимуществах финансового рынка, принятие самостоятельного решения о выборе управляющей компании для накопительной части пенсии часто становится неразрешимой проблемой.
Казалось бы, существующая в течение многих лет система страхования широко используется населением, однако, как показывают исследования, около 20% населения при покупке финансовых услуг не читали контракт или не до конца понимали его смысл, но все равно подписывали его; 14% взрослого населения не умеет пользоваться платежными терминалами, каждый десятый вообще не знает о такой возможности или не имеет платежного терминала на расстоянии пешей доступности. Инвестируют свои средства в акции, облигации и другие финансовые инструменты сегодня менее 2% россиян.
Менее половины населения (45%) осуществляют учет личных финансов, еще меньше (32%) способны различить простейшие признаки финансовой пирамиды. По данным опроса НАФИ, 78% опрошенных потребителей ничего не знали о вступившем в силу законе «О национальной платежной системе», регулирующем электронные платежи.
Низкий уровень финансовой грамотности приводит к отрицательным последствиям для потребителей финансовых услуг, сдерживает развитие финансовых рынков, подрывает доверие к финансовым институтам и в целом государственной политике в этой сфере, обуславливает дополнительную нагрузку на бюджет, приводит к снижению темпов экономического роста.
С точки зрения экономики в целом недостаточный уровень знаний в области финансовых услуг означает низкую степень вовлечения широких слоев населения в их потребление, а, значит, ограничивает уровень и качество сбережений и инвестиций, определяющих потенциал экономического роста.
Финансовое образование молодежи способствует принятию грамотных решений, минимизирует риски и, тем самым, способно повысить их финансовую безопасность. Низкий уровень финансовой грамотности и недостаточное понимание в области личных финансов может привести не только к банкротству, но и к неграмотному планированию выхода на пенсию, уязвимости к финансовым мошенничествам, чрезмерным долгам и социальным проблемам, включая депрессию и прочие личные проблемы.
Цель финансового просвещения молодежи - доставка понятной качественной информации о финансовых инструментах «точно в срок» до каждого нуждающегося в ней потребителя.
Финансовая грамотность - это совокупность способностей, которые, хотя и приобретаются в процессе финансового образования в школе и вузе, но осваиваются и проверяются на практике в течение жизни.
Рассматривая финансовую грамотность и инвестиционную культуру, как составляющую социально-экономических компетенций современного человека, основной целью предлагаемого пособия является помощь педагогу в формировании у сегодняшних подростков и молодежи практических навыков использования финансовых инструментов. Главная образовательная и воспитательная задача – подготовить молодых людей к жизни в реальных условиях рыночной экономики, научить их эффективно использовать возможности, предоставляемые современным обществом, в том числе и финансовые услуги для повышения собственного благосостояния и успешности в целом.
Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.
Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников об управлении семейным бюджетом и личными финансами, функционировании фондового рынка и банковской системы, полученные при изучении базовых курсов обществознания и технологии, а выполнение творческих работ, практических заданий и итогового проекта позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни.
Кроме того, задачи с финансово-экономическим содержанием включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, ЕГЭ.
Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт образования определяет в качестве главных результатов - предметные, метапредметные, личностные результаты.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, что достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Универсальные учебные действия (УУД) - это обобщённые действия, обеспечивающие умение учиться. Обобщённым действиямсвойственен широкий перенос, т.е. обобщенное действие, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета, может быть использовано при изучении других предметов. Вэтой связи, реализация программы«Основы финансовой грамотности», выступает развивающим пространством способствующим формированию универсальных учебных действий школьников на экономическом содержании образования.
Целесообразность программы «Основы финансовой грамотности»заключается в овладении различными (в соответствии с ФГОС) видами деятельности (самостоятельной проектной, исследовательской деятельностью и др.) обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.
3. Целевая аудитория.
В осуществлении данного курса участвуют обучающиеся 10-х классов.
4. Цели и задачи реализации программы«Основы финансовой грамотности».
С целью обучения школьников деятельности в соответствии с ФГОС разработана программа «Основы финансовой грамотности».
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности старшеклассников, на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации. На настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы данного элективного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения.
Главная задача преподавания экономики на современном этапе – целенаправленность обучения на достижение конкретного конечного результата.
Это определило цели данного курса:
- содействие формированию разумного финансового поведения старшеклассников, их ответственного отношения к личным финансам, повышению финансовой безопасности и эффективности защиты их интересов как потребителей финансовых услуг.
Задачи:
- проинформировать школьников об основных финансовых инструментах и услугах, доступных всему населению страны;
- показать реальные возможности по повышению личной финансовой защищенности и росту уровня материального благополучия семьи;
- способствовать формированию у школьников нового типа мышления, содержащего установки на активное экономическое поведение, соответствующее их финансовым возможностям;
- научить школьников основам личного финансового планирования и формирования сбалансированных семейных бюджетов, позволяющим повышать свою финансовую независимость и материальное благосостояние на основе оптимального использования личных средств и внутренних резервов семейного потребления.
5. Методы и формы обучения.
Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:
- Экскурсии.
- Игры.
- Использование технических средств обучения, ресурсов интернета.
- Работа с источниками экономической информации.
- Интерактивные технологии.
- Индивидуальная работа.
Принцип отбора материала в соответствии со спецификой аудитории связан с необходимостью выделить те темы, которые будут способствовать формированию финансовой культуры, освоению базовых финансовых понятий и развитию базовых навыков эффективного и ответственного ведения личного бюджета, практических навыков принятия ответственных решений, необходимых для ориентации и социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни российского общества, а также для профессиональной ориентации выпускников.
На занятиях необходимо использовать игровые моменты, групповые, индивидуальные, коллективные, исследовательские и проектные формы работы.
Курс «Основы финансовой грамотности» имеет интегрированный характер, что осуществляется межпредметными связями с математикой (решение математических задач с экономическим содержанием), историей (например, история денег и т.д.), обществознанием (основы экономики), технологией.
Оценка результатов обучения
Учащиеся проходят процедуру оценки результатов обучения в форме входного и итогового компьютерного тестирования. Тест состоит из 20 заданий разной сложности. Дифференциация при составлении теста позволяет выполнить задания каждому школьнику на уровне его возможностей.
Для проверки практической части программы учащиеся защищают проекты по финансовой грамотности.
Критерии оценивания результатов
1. Тестирование. Задание считается выполненным, если учащийся отметил правильный ответ. Выполненное задание оценивается 1 баллом, невыполненное – 0 баллов. Оценка за выполнение тестовых заданий (если обучающийся набрал 12 баллов, работа считается выполненной):
«отлично» - 18-20 баллов;
«хорошо» - 15-17 баллов;
«удовлетворительно» - 12-14 баллов;
«удовлетворительно» менее 12 баллов.
2. Защита проекта. Процедура защиты предусматривает доклад учащегося по материалам проекта (исследования) с демонстрацией презентации (5-7 минут).
Доклад должен быть тщательно продуман и отрепетирован как устное выступление. Не следует делать его "по бумажке", зачитывая текст; исключение может составить только чтение цифровых данных и заключительных выводов доклада. Не следует перегружать доклад обзорными и заимствованными материалами, лучше сосредоточиться на собственных исследованиях и результатах. Перечень возможных форм презентаций.
- Выступление на научно-практических конференциях, социально-экономическая реклама, видеопрезентации и др.
- Оценка эссе.
Эссе — это свободное рассуждение на какую-либо тему. В ходе написания эссе ученик имеет возможность не просто проявлять свои творческие способности, а развивать их. Развитие каких-либо умений, а тем более их формирование осуществляется только в деятельности, поэтому чем больше ученик будет писать, тем больше у него будет развиваться умение мыслить самостоятельно.
Критерии:
1. Раскрытие смысла высказывания. Интерпретация авторского суждения – 1 балл
2. Логичность и системность изложения собственных мыслей – 2 балла
3. Правильно приведенные аргументы (два аргумента) – 2 балла (по 1 баллу)
6. Планируемые результаты обучения.
Предметные результаты изучения данного курса – приобретение школьниками компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение курса позволит учащимся сформировать навыки принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе.
Метапредметные результаты – развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента.
Личностными результатами изучения курса следует считать воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.
Таким образом, элективный курс способствует самоопределению учащегося в жизни, что повышает его социальную и личностную значимость, и является актуальным как с точки зрения подготовки квалифицированных кадров, так и для личностного развития ученика.
7. Деятельность педагога, работающего по ФГОС,
и функциональные обязанности участников системы профильного обучения.
Организационная, методическая деятельность педагога, работающего по ФГОС, и функциональные обязанности участников системы образования, а также порядок взаимодействия между ними представлены в таблицах 1,2:
Таблица 1. Деятельность педагога, работающего по ФГОС
при организации занятий с детьми
Предмет деятельности | Деятельность педагога, работающего по ФГОС |
Подготовка к занятиям | Пользуется сценарным планом, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения. |
Использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. | |
Основные этапы деятельности | Самостоятельная деятельность обучающихся. |
Главная цель педагога | Организовать деятельность детей:
постановке учебной задачи и т. д. |
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) | Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
Форма занятий | Групповая, индивидуальная. |
Нестандартное ведение занятий | Занятие ведут два и/или несколько педагогов. |
Взаимодействие сродителямиобучающихся | Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение педагога с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета. |
Образовательнаясреда | Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). |
Результаты обучения | Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные. |
Создание портфолио. | |
Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки. | |
Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. |
Таблица 2. Деятельность обучающихся в соответствии с ФГОС
Предмет деятельности | Деятельность обучающихся в соответствии с ФГОС |
Виддеятельности | Активные действия |
Самостоятельный поиск решения поставленной задачи | |
Самостоятельный выбор необходимых информационных ресурсов | |
Использование интернет-ресурсов самостоятельно | |
Уточнение вопроса (ученики задают вопросы с целью уточнить, пояснить детали задания) | |
Групповая работа (коммуникативная компетенция детей значительно развита, они свободно взаимодействуют в группах). Умеют применять правила работы в группе | |
Значительно расширен ассортимент учебных материалов (средства ИКТ и т. д.) | |
Самостоятельная деятельность детей на занятии осуществляется, в основном, для достижения поставленной цели | |
Учителем организована деятельность детей:
| |
Взаимодействие ученика и учителя | Активное включение обучающихся в образовательный процесс; постепенное выстраивание субъект-субъектных отношений |
Детям предоставлена возможность вариативного выполнения задания; учащиеся свободно выражают мысли, доказывают свою точку зрения, не боятся высказыватьмнения, противоположные мнению учителя | |
Результатыобучения | Дети могут самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, умеют применять знания на практике, способны действовать в нестандартных ситуациях |
Оценкадеятельностиобучающихся | Учителем формируется адекватная самооценка детей; учащиеся знакомы с критериями оценивания (на начальной стадии), у них есть опыт самоконтроля и самооценки |
8. Психолого-педагогические принципы, на основе которых построено
содержание программы.
- соответствие возрастным особенностям обучающихся;
- преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
- опора на ценности системы воспитательной работы образовательного учреждения;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка;
- доступность и наглядность;
- связь теории с практикой;
- сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
9. Социальное партнерство.
Занятия предполагают проектирование и реализацию инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательного учреждения. Содержание курса по выбору «Основы финансовой грамотности» предусматривает привлечение таких социальных партнеров, как отделение Сбербанка г.Санкт-Петербург, Налоговая инспекция г.Санкт-Петербург, Пенсионный фонд России г.Санкт-Петербург, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет», Главное Управление Центрального банкаРФ по Санкт-Петербургу.
10. Содержание программы элективного курса
«Основы финансовой грамотности».
Освоение содержания элективного курса «Финансовая грамотность» осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами базового уровня обществознания, истории, технологии, математики, предметами регионального компонента.Программа курса рассчитана на 1 час в неделю (17 часов в учебный год)
Тема 1. Банковские продукты (5 часов)
Банковская система. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть. Виды и принципы кредитования. Ипотечное кредитование. Кредитное бюро. Что такое кредитная история заемщика? Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов. Виды депозитов и банка.
Тема 2. Расчетно-кассовые операции. (1час)
Конвертируемость национальной валюты. Валютные курсы. Выбор банковской карты. Виды банковских карт.
Тема З. Страхование: что и как надо страховать. (3 часа).
Страховой рынок России: коротко о главном. Имущественное страхование как: защитить нажитое состояние. Особенности личного страхования Виды страховых продуктов. Если нанесен ущерб третьим лицам. Доверяй, но проверяй, или несколько советов по выбору страховщика. О пенсионной грамотности.
Тема 4. Основы налогообложения. (3 часа)
Система налогообложения в РФ. Классификация налогов. Принципы налогообложения. Что такое налоги и почему их надо платить. Основы налогообложения граждан. Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговая инспекция. Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет.
Тема 5. Личное финансовое планирование. (5 часов)
Роль денег в нашей жизни. Риски в мире денег.Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников. Виды финансовых пирамид. Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет. Семейный бюджет. Личный бюджет. Как составить личный финансовый план. Защита индивидуальных финансовых проектов.
Итоговый контроль по курсу.
11. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во час | Тип урока | Краткое содержание | Планируемые результаты | |||||||||
Раздел I. Банковские продукты 5 часов | ||||||||||||||
1 | Основные понятия кредитования. Виды кредитов. | 1 | Открытие новых знаний | Входное тестирование. (Приложение 1) Виды кредитов. Ипотечное кредитование. Принципы кредитования | Прохождение теста. Различать виды кредитования | |||||||||
2 | Условия кредитов. Что такое кредитная история заемщика? | 1 | Комбинированный урок | Необходимые документы при оформлении кредита Федеральный закон «О кредитных историях». Кредитное бюро, кредитная история | Научиться анализировать и сравнивать условия по кредиту в различных банках. Формирование осознанной необходимости соблюдения платежной дисциплины во избежание личного банкротства, поиска легитимных способов решения возможных проблем совместно с банком. | |||||||||
3 | Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов. | 1 | Практикум | Виды платежей по кредитам | Уметь рассчитывать размеры выплат по различным видам кредитов. | |||||||||
4 | Виды депозитов. Условия депозитов. Выбор банка. Открытие депозита. | 1 | Открытие новых знаний Комбинированный урок | Банковские депозиты: виды, особенности и доходность Способы начисления процентов по депозитам Критерии надежности банка. Условия открытия вклада | Приводить примеры виды банковских депозитов Вычислять простые и сложные проценты по депозиту Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации. | |||||||||
5 | Экскурсия в банк | 1 | Экскурсия | Информация о банке и банковских продуктах | Составить рекламные буклеты о банковских продуктах | |||||||||
Раздел II. Расчетно-кассовые операции 1час | ||||||||||||||
6 | Валютный курс. Банковские карты. | 1 | Открытие новых знаний | Конвертируемость национальной валюты. Национальная валюта. Валютные курсы. Выбор банковской карты. Виды банковских карт (дебетовая и кредитная) | Решение познавательныхи практических задач, отражающих типичные экономические ситуации. Применение пластиковых карт в расчетах и платежах, различие между дебетовыми и кредитными картами. | |||||||||
Раздел III. Страхование3часа | ||||||||||||||
7 | Виды страхования в России. Страховые продукты. | 1 | Открытие новых знаний | Понятие страхования. Страхователь. Страховка. Страховщик. Договор страхования. Ведущие страховые компании в России Виды страховых продуктов | Оценка роли обязательного и добровольного страхования в жизни человека Составление таблицы «Страховые продукты с учетом интересов страхователя» | |||||||||
8 | Страхование имущества. Личное страхование. | 1 | Комбинированный урок. | Страхование имущества граждан.Особенности личного страхования | Анализ договора страхования, ответственность страховщика и страхователя. Алгоритм поведения страхователя в условиях наступления страхового случая | |||||||||
9 | Выбор страховой компании. | 1 | Практикум | Информация о страховой компании и предоставляемых страховых программах | Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов | |||||||||
Раздел IV. Основы налогообложения3 часа | ||||||||||||||
10 | Налоговый кодекс РФ. Виды налогов в РФ. | 1 | Открытие новых знаний | Изучение налогового законодательства РФ. Структура налоговой системы РФ. Классификация налогов РФ. Принципы налогообложения. | Формирование базовых знаний о налоговой системе РФ как инструменте государственной экономической политики. Составление схемы «Налоги их виды». | |||||||||
11 | Налоговые льготы в РФ. Обязанность и ответственность налогоплательщиков | 1 | Открытие новых знаний | Назначение налоговых льгот. Порядок и основания предоставления налоговых льгот. Права и обязанности налогоплательщика, налоговых органов. | Вычисление величины выплат по индивидуальному подоходному налогу. Осознание ответственности налогоплательщика и важности соблюдения налоговой дисциплины. | |||||||||
12 | Налоговый инспектор. | 1 | Деловая игра | Функции налогов. Налоговый вычет. Местные налоги | Расчет налогового вычета по НДФЛ. Расчет НДС. Заполнение основных разделов налоговой декларации | |||||||||
Раздел V. Личное финансовое планирование5часов | ||||||||||||||
13 | Роль денег в нашей жизни. Семейный бюджет. Личный бюджет. | 1 | Открытие новых знаний | Деньги. Финансовое планирование. Номинальные и реальные доходы Структура семейного бюджета. Источники семейного дохода Личный бюджет. Дефицит. Профицит. Баланс | Формулирование финансовых целей, предварительная оценка их достижимости Составление семейного бюджета Составление текущего и перспективного личного финансового бюджета | |||||||||
14 | Личные финансовые цели. Составление личного финансового плана. | 1 | Практикум | Личные финансовые цели, предварительная оценка их достижимости Личный финансовый план (ЛФП). Этапы построения ЛФП | Разработка стратегии сокращения расходной части личного бюджета и увеличения его доходной части (на конкретных примерах) Личный финансовый план | |||||||||
15 | Защита своего личного финансового плана | 1 | Представление личного финансового плана | Индивидуальный проект «Личный финансовый план» | ||||||||||
16-17 | Итоговое занятие | 2 | Итоговый урок | Итоговое тестирование. (Приложение 2) Защита исследовательских и творческих проектов | Прохождение теста. Индивидуальный проект. |
- Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы.
Основные источники
- Гражданский Кодекс РФ
- Зеленцова, А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика / А. В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М. :КноРус, 2012.
- Бокарев, А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации / А. А. Бокарев // Финансы. - 2010. - № 9..
- Налоговый Кодекс РФ
- Прутченков, А.Личная финансовая безопасность. Как ее можно обеспечить: ["шк. финансовая неделя": обучение финансовой грамотности школьников, родителей и педагогов] / А. Прутченков // Народное образование. - 2008. - № 10.
Дополнительная литература
- Завьялов, С. С. Повышение финансовой грамотности населения: опыт Главного управления Банка России по Курганской области / С.С. Завьялов // Деньги и кредит. - 2008. - № 9.
- Карпунин, М. А. "Свои деньги" - проект по повышению финансовой грамотности населения / М. А. Карпунин // Деньги и кредит. - 2008. - № 2.
3. А.П. Архипов Азбука страхования: Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений М.: Вита-Пресс, 2010 г.
4. В.С. Антономов «Введение в экономику». Учебник для 10-11 класса, М.: Вита-пресс, 2014
5. Ю.В. Брехова, Д. Ю. Завьялов, А. П. АлмосовФинансовая грамотность. 10-11 классы. Учебная программа М.: Вита-Пресс, 2016 г.
6.Н.И. Берзон Основы финансовой экономики. Учебное пособие. 10-11классы М.: Вита-Пресс, 2011 г.
7. А. Горяев, В. Чумаченко Финансовая грамота М.: Юнайтед Пресс, 2012 г.
8. И.В. Лисиц «Экономика, 1-2 часть. Учебник для 10-11 класса, М.: Вита-пресс, 2014
9. Н. Розанова Банк: от клиента до президента: Учебное пособие по элективному курсу для 8-9 классов М.: Вита-Пресс, 2008 г.
10. В.С. Савенок Как составить личный финансовый план и как его реализовать М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011 г.
- Аннотация сайтов.
- Фин-грамота. ру - www.fin-gramota.ru
Сайт Центра повышения финансовой грамотности. Удобный интерфейс позволяет пользователю в зависимости от возраста, пола и интересов выбрать тот раздел сайта, где представлена необходимая информация. Информационное наполнение и тематические разделы сайта помогут желающим повысить уровень своей финансовой культуры.
- Академия личных финансов - www.homecredit.ru
Сайт Банка Хоум Кредит. Интерес представляет раздел «Академия личных финансов», призванный помочь посетителю сайта сориентироваться в мире банковских продуктов и услуг. В этом разделе можно найти информацию, которая пригодится при выборе банковских продуктов.
- Мои умные деньги- www.visa.com.ru
Сайт корпорации Visa, создавшей крупнейшую в мире сеть розничных электронных платежей. Посетители сайта найдут здесь рекомендации по планированию бюджета и банковским услугам. Но особый акцент сделан на пластиковых картах – их видах, особенностям их использования, правилам безопасного использования карт.
- МЦФО - http://mmcfo.ru
Сайт Молодежного Центра изучения финансовых операций - региональной молодежной общественной организации, созданной для получения молодыми людьми практических навыков работы в области экономики и финансов. На сайте представлена разнообразная информация о фондовом рынке и его инструментах, рекомендации начинающему инвестору, торговые платформы для работы на фондовом рынке через Интернет. Но особый интерес представляет раздел о конкурсах, организуемых МЦФО среди молодых инвесторов – школьниках и студентах.
- Ученики Скруджа- ycheniki-skrudja.com
Сайт посвящен вопросам финансового просвещения. Тематика разнообразна – от личного финансового плана и семейной бухгалтерии до инвестиций на фондовом рынке и рынке недвижимости. Обширная библиотека книг, статей, аудио-книг и видеофильмов по финансовой грамотности.
- Доступно о деньгах - www.moneybasics.ru
Сайт создан при поддержке ДжиИ Мани Банка в продолжение программы корпоративной социальной ответственности, основанной на принципах Ответственного кредитования. И посвящен, в первую очередь, банковским кредитам – потребительским, ипотеке, кредитным картам.
- Основы финансовой грамотности – www.finbas.ru
Путеводитель по работе частных лиц с финансовыми организациями - банками, брокерами, ПИФами и ОФБУ. Знакомство с финансовыми инструментами – депозиты, ценные бумаги. Инвестиции на фондовом рынке и в альтернативные финансовые инструменты – памятные монеты и драгметаллы.
- Азбука финансов - www.azbukafinansov.ru
Создатели сайта стремились помочь людям разного возраста и достатка приобрести знания и умения, которые помогут им осознанно принимать финансовые решения. Сайт тематически делится на несколько разделов, каждый из которых ориентирован на свою аудиторию: «для Школы» - будет полезен преподавателям и учащимся; «для Дома» - взрослому населению; «для Работы» - предпринимателям и работодателям; «для Организации» - партнерам и потенциальным участникам программы повышения финансовой грамотности.
- Финансовая грамотность - myfinance.ane.ru
Сайт создан группой разработчиков Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации с целью повышения финансовой грамотности граждан России. Как принимать финансовые решения? Какой кредит выбрать? Куда вложить свободные средства? Какой вариант ипотеки использовать для приобретения жилья? Как застраховать себя, своих близких и своё имущество? Ответы на эти вопросы найдут посетители сайта.
Методические приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Контрольно-измерительные материалы для входного тестирования элективного курса «Основы финансовой грамотности» (1 ч.).
Тест для контроля знаний и умений
Контроль знаний проводится в форме стандартизованных и ограниченных во времени электронных испытаний.
Вид применяемых контрольно-измерительных материалов - традиционный тесты, который содержит список вопросов и различные варианты ответов.
1. Гражданка провела свой летний отпуск на популярном пляжном курорте. В каком из видов экономических отношений приняла участие гражданка?
1. потребление
2. производство
3. распределение
4. обмен
- В сложной экономической обстановке в условиях спада производства правительство пошло на признание своего государства банкротом и заявило о невозможности выплатить государственный долг своим кредиторам. О каком экономическом явлении идет речь?
1.девальвации
2.либерализации цен
3.дефолте
4.денационализации
3.Какое из приведенных понятий по смыслу обобщает, объединяет остальные?
1.банковский процент
2.факторные доходы
3.предпринимательская прибыль
4.заработная плата
4. Верны ли суждения о семейном бюджете:
а) в семейном бюджете не учитываются деньги на карманные расходы;
б) семейный бюджет всегда рассчитывается на один год?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. Установите соответствие между приведенными понятиями и их определениями.
К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
1) бюджет | А) вознаграждение, которое банк выплачивает лицам, временно предоставляющим в его распоряжении денежные средства |
2) процент | Б) смета расходов и доходов |
3) оптимизация | В) процесс выбора наилучшего варианта из возможных |
Ответ: 1____ 2_____ 3_______
6. По способам взимания налоги подразделяются на:
1.налоги с физических и юридических лиц
2.федеральные, региональные, местные
3.внутренние и внешние
4.прямые и косвенные
7.Налогообложению не подлежит:
1.прибыль
2.государственная пенсия
3.доход
4.собственность
8.Уплата налогов:
1.является добровольной
2.осуществляется по усмотрению налоговой инспекции
3.является конституционной обязанностью граждан
4.зависит от имущественного положения гражданина
9.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано:
1)доход, 2) имущество, 3) прибыль,4) объект налогов, 5) наследство, 6) отдельный вид деятельности
Ответ: ___________
10.Маржа банка равна:
1.процентам по кредитам;
2.процентам по вкладам;
3.разнице между процентами по кредитам и вкладам;
4.прибыли банка
11.Увеличение учётной ставки ЦБ скорее всего приведёт:
1.к снижению процентов по кредитам;
2.к увеличению процентов по кредитам;
3.никак не скажется на ссудном проценте;
4.росту выдачи кредитов
12.Процентная ставка, под которую ЦБ выдает кредит коммерческим банкам:
1.норма обязательных резервов;
2.разность между процентными ставками по кредиту и депозиту;
3.депозитарный процент;
4.учетная ставка
13.Кредит, предоставляемый под залог недвижимого имущества, называется:
1) ипотечным;
2) банковским;
3) коммерческим;
4) лизинговым
14.Правом эмиссии денег в Российской Федерации наделен:
1) Международный банк;
2) коммерческий банк;
3) Сберегательный банк;
4) Центральный банк РФ
15. Продавец по законодательству о защите прав потребителей — это:
1) организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;
2) организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;
3) организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;
4)индивидуальный предприниматель, осуществляющий импорт товара для его
последующей реализации на территории РФ
16. В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель) отвечает за недостатки:
1) во всех случаях;
2) в случае, если недостатки возникли после передачи товара потребителю, вследствие нарушения потребителем правил использования товара;
3) в случае, если недостатки возникли после передачи товаров потребителю, вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения, транспортировки, действия третьих лиц или непреодолимой силы;
в случае, если недостатки возникли вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы
17. Верны ли следующие суждения о правах потребителя:
а) Потребитель имеет право возвратить только некачественный товар.
б) Закон устанавливает определенный срок для возврата потребителем качественного товара.
1.верно только а;
2.верно только б;
3.верны оба суждения;
4.оба суждения неверны
18. Все перечисленные ниже органы, за исключением одного, защищают права потребителя:
1)органы местного самоуправления, 2) налоговая инспекция, 3) общественные организации, 4) судебные органы
Найдите и укажите орган, «выпадающий» из этого ряда.
Ответ ___________________________________________
Ключи:
1 – 1) 2 – 3)
3 – 2) 4 – 4)
5 – 1-б, 2-а, 3-в 6 – 4)
7 – 2) 8 – 3)
9 – 4) 10 – 3)
11 – 3) 12 – 4)
13 – 1) 14 – 4)
15 – 2) 16 – 3)
17 – 2) 18 – 2)
Критерии оценивания результатов
Тестирование. Задание считается выполненным, если учащийся отметил правильный ответ. Выполненное задание оценивается 1 баллом, невыполненное – 0 баллов. Оценка за выполнение тестовых заданий (если обучающийся набрал 12 баллов, работа считается выполненной):
«отлично» - 18-20 баллов;
«хорошо» - 15-17 баллов;
«удовлетворительно» - 12-14 баллов;
«удовлетворительно» менее 12 баллов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Итоговое тестирование (1 ч.)
Тест для контроля знаний и умений
Контроль знаний проводится в форме стандартизованных и ограниченных во времени электронных испытаний.
Вид применяемых контрольно-измерительных материалов - традиционный тесты, который содержит список вопросов и различные варианты ответов.
Критерии оценивания результатов.
Тестирование. Задание считается выполненным, если учащийся отметил правильный ответ. Выполненное задание оценивается 1 баллом, невыполненное – 0 баллов. Оценка за выполнение тестовых заданий (если обучающийся набрал 12 баллов, работа считается выполненной):
«отлично» - 18-20 баллов;
«хорошо» - 15-17 баллов;
«удовлетворительно» - 12-14 баллов;
«удовлетворительно» менее 12 баллов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Темы для эссе:
«Культура, знание, идея – основные ресурсы экономики будущего»
«Роль денег в нашей жизни»
«Менее всего экономика может создать нового человека. Экономика относится к средствам, а не к целям жизни» (Н. Бердяев)
«Если деньги не служат тебе, они станут господствовать над тобой» (Ф. Бэкон)
Критерии оценивания результатов.
Эссе — это свободное рассуждение на какую-либо тему. В ходе написания эссе ученик имеет возможность не просто проявлять свои творческие способности, а развивать их. Развитие каких-либо умений, а тем более их формирование осуществляется только в деятельности, поэтому чем больше ученик будет писать, тем больше у него будет развиваться умение мыслить самостоятельно.
Критерии:
1. Раскрытие смысла высказывания. Интерпретация авторского суждения – 1 балл
2. Логичность и системность изложения собственных мыслей – 2 балла
3. Правильно приведенные аргументы (два аргумента) – 2 балла (по 1 баллу)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Основы финансовой грамотности"
Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для учащихся 10-11классов для создания развивающего пространства, способствующего формированию универсальных учебных действий шк...
Рабочая программа элективного курса " Основы финансовой грамотности"
Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Основы финансовой грамотности"...
Рабочая программа элективного курса "Основы финансовой грамотности"
Рабочая программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» составлена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов в соответствии и на основе ФГОС, авторской программы Лавреновой Е., ...
Рабочая программа элективного курса Основы финансовой грамотности
Рабочая программа элективного курса для 10 класса Основы финансовой грамогтности...
Рабочая программа, элективный курс "Основы финансовой грамотности"10 класс
Рабочая программа, элективный курс "Основы финансовой грамотности" 10 класс 35 часов...
Рабочая программа элективного курса "Основы финансовой грамотности"
Рабочая программа элективного курса "Основы Финансовой грамотности" для обучающихся 10-11 классов...
Рабочая программа элективного курса «Основы финансовой грамотности»
Рабочая программа элективного курса составлена для обучающихся 11 класса...