Рабочая программа элективного курса " Основы финансовой грамотности"
рабочая программа (9 класс)
Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Основы финансовой грамотности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Основы финансовой грамотности" Рабочая программа элективного курса | 600.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» составлена на основе учебной программы «Финансовая грамотность»: учебная программа. 8–9 классы общеобразовательных организаций / Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. — М.: ВитаПресс, 2014. , Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1577 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897”
Курс «Основы финансовой грамотности» является важным средством просвещения обучающихся 9-х классов и развития у них базовых финансовых установок: благосостояние, финансовая безопасность, принципы управления семейным бюджетом, кредитование и страхование. Знание основ финансовой грамотности позволит предотвратить такие финансовые риски как банкротство, бедность, финансовое мошенничество.
Финансовая грамотность – это отличный способ развития мотивации к получению доходов, развитию инициативы, самостоятельности.
Целью программы курса «Основы финансовой грамотности» является формирование у граждан разумного финансового поведения при принятии обоснованных решений по отношению к личным финансам и повышение эффективности защиты их прав как потребителей финансовых услуг.
Основными задачами являются:
- формирование базовых знаний о потреблении и потребителях, об общих принципах управления доходами и расходами семейного бюджета, свойствах и функциях денег;
- формирование у обучающихся умения вести элементарный учёт расходов и расходов личных финансов, навыков планирования семейного бюджета;
- формирование у обучающихся понимания необходимости долгосрочного финансового планирования.
Результатом освоения программы является развитие следующих основ финансовой грамотности:
- понимание смысла понятий потребности и экономические блага, ограниченность ресурсов;
- представления об основах действия рынка и сущности денег;
- сущность и необходимость кредитования и страхования;
- правила ведения учёта личных расходов и доходов, планирование;
- умение обращаться с банковской картой, оплачивать платежи через банкомат, отслеживать и контролировать коммунальные платежи, вычислять проценты по вкладу, сравнивать кредитные продукты, анализировать структуру расходов, пользоваться сетью Интернет для оплаты товаров, определять подлинность денежных единиц.
Мотивация изучения финансовой грамотности обучающимися формируется через интерактивные приёмы работы. Все занятия носят практико - ориентированный характер и позволяют научиться решать жизненные проблемы.
Программа рассчитана на 35 часов в 9классе в качестве элективного курса «Основы финансовой грамотности».
Требования к личностным результатам освоения курса:
- сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
- готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять обязанности, возникающие в связи с взаимодействием с различными финансовыми институтами;
-готовность и способность к финансово-экономическому образованию и самообразованию во взрослой жизни;
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в социально-экономической жизни общества
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
Познавательные:
- умение анализировать экономическую и/или финансовую проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для её решения;
- нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем;
- умение осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование своего финансового поведения;
- установление причинно-следственных связей между социальными и финансовыми явлениями и процессами;
- умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных и семейных финансов и оценивать последствия своих действий и поступков.
Регулятивные:
- умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её решению;
- проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения задач в области личных и семейных финансов;
- контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению финансовых вопросов на основе выработанных критериев;
- самостоятельное планирование действий по изучению финансовых вопросов, в том числе в области распоряжения личными финансами.
Коммуникативные:
- умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые цели;
- формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам;
- умение анализировать и интерпретировать финансовую информацию | |||
полученную из различных источников, различать мнение, доказательство, факты. | |||
Требования к предметным результатам освоения курса: | |||
- владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги. |
Структура курса
Курс финансовой грамотности в 9 классе состоит из шести разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни. Изучение каждого раздела заканчивается проведением контрольного мероприятия.
№ | Раздел | Кол-во часов |
Раздел 1 11 | Потребности и блага | 6 |
Раздел 2 | Рынок | 2 |
Раздел 3 | Риски в мире денег | 5 |
Раздел 4 | Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем | 8 |
Раздел 5 | Бюджет | 6 |
Раздел 6 | Банк и кредит | 7 |
Итого | 34 |
Фомы и методы организации учебно-познавательной деятельности
Лекция-беседа, которую в 9 классах целесообразно проводить для введения обучающихся в проблематику финансовой сферы. Для активного вовлечения обучающихся в учебный процесс необходимо использовать метод проблематизации. Привлечение обучающихся к активной деятельности осуществляется учителем с помощью создания проблемных ситуаций. Такая форма занятия обеспечит формирование у подростков умений выбирать оригинальные пути.
Лекция как трансляция знаний и постановка проблемы может проходить в следующих формах:
- просмотр документальных и художественных фильмов;
- просмотр видеолекций ведущих экономистов, политиков, бизнесменов.
Практикум является ведущей формой занятия для обучающихся 9 классов. Именно в этом возрасте важно самостоятельно осуществлять поисковую деятельность, получать опыт выполнения несложных финансовых действий.
Данное занятие может осуществляться в формате индивидуальной и групповой работы. На нём отрабатываются практические умения, происходит формирование компетенций в финансово-экономической сфере. Поисково-исследовательская работа, осуществляемая на практикумах, направлена на формирование компетенций в области поиска, обработки и анализа финансовой информации.
Таким образом, практикум может быть провёден в следующих формах:
- поиск информации в сети Интернет на сайтах государственных служб, финансовых организаций, рейтинговых агентств;
- поиск и анализ правовых документов по теме практической работы;
- разработка индивидуальных или групповых проектов;
- проведение мини-исследований;
- поиск информации для написания эссе;
Содержание
«Потребности и блага» 6 часов
Потребности человека. Экономические блага. Ограниченность ресурсов. Круговой поток товаров (услуг), ресурсов и денежных платежей в экономике.
Компетенции:
Понимать противоречия роста человеческих потребностей и ограниченности ресурсов.
Представлять процесс обмена товаров и услуг с помощью бартера и на деньги.
«Рынок» 2 часа
Рынок и механизм его действия на примере бытовых сделок. Цена товара: содержание и формирование, свободное рыночное ценообразование.
Компетенции:
Определять спрос и предложение, объяснять действие рыночного механизма.
Понимать структуру цены и роль издержек в её формировании.
«Риски в мире денег» 5 часов
Деньги. Функции денег: единица счета, средство обмена. Виды денег. Валюты разных стран. Курсы валют. Инфляция и реальный доход.
Компетенции:
Понимать сущность денег как средства обмена, сбережения, измерения стоимости и платежа.
Приводить примеры функций денег.
Понимать, что наличные деньги – не единственная форма оплаты товаров и услуг.
Знать, что обменные курсы могут изменяться во времени. Уметь различать российские деньги и иностранную валюту. Уметь определять подлинность денежных единиц. Уметь переводить стоимость валюты с помощью курсов.
Знать об обесценивании денежной единицы, различат понятия реальный и номинальный доход
«Семья и финансовые организации: как сотрудничать» 8 часов
Личные и семейные доходы. Труд как основной источник дохода. Заработная плата. Личный финансовый план. Сбережения. Коммунальные расходы и их учёт. Баланс расходов и доходов.
Компетенции:
Понимать, что такое личный доход и знать пути его повышения.
Понимать, что такое личные расходы, знать общие принципы управления расходами.
Определять роль умственного и физического труда в структуре доходов семьи.
Понимать влияние образования на последующую карьеру.
Осознавать важность образования, которое обеспечит доходы.
Понимать смысл заработной платы как денежного вознаграждения за трудовую деятельность на предприятии, фирме, в организации.
Видеть разницу между предпринимательской прибылью и заработной платой.
Видеть перспективы улучшения своего финансового положения и оценивать риски и угрозы.
Быть мотивированным на улучшение своего материального положения.
«Бюджет» 6 часов
Бюджет и его виды. Оценка доходов семейного бюджета. Оценка расходов семейного бюджета. Краткосрочные и долгосрочные потребности семьи. Роль налогов в семейном бюджете. Страхование как защита от рисков. Права потребителя.
Компетенции:
Уметь контролировать изменения в платёжных документах.
Понимать различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды
Осознавать необходимость учета и планирования доходов и расходов семьи, государства, личности.
Понимать, что такое личный и семейный доход и знать пути его повышения.
Понимать, что такое личные и семейные расходы, знать общие принципы управления расходами.
Уметь различать регулярные и нерегулярные источники дохода.
Уметь вести запись доходов и расходов, понимать обязательность декларации доходов и уплаты налогов.
Знать обязательные ежемесячные траты и актуальные потребности на данный момент. Понимать, что решения о покупках могут быть приняты под влиянием рекламы и давлением окружения.
Определять право на имущество и обязанность его содержать и сохранять.
«Банк и кредит» 8 часов
Банки и их функции. Механизм получения банковской прибыли. Банковский процент. Кредитные и депозитные операции банков. Банковский кредит и условия его предоставления. Банковская карта. Виды карт. Способы оплаты товаров через Интернет Банкротство и способы его избежать.
Компетенции:
Понимать роль банков как финансовых организаций необходимых для развития экономики.
Уметь объяснить источник прибыли банков, знать способы исчисления банковского процента.
Уметь различать кредитные и депозитные операции, вычислять выгоду от их проведения.
Знать условия предоставления кредита и уметь оценивать свои возможности для его получения, понимать обязательность выплаты кредита банку.
Уметь пользоваться банковской картой и знать правила безопасности при пользовании банкоматом.
Знать о платёжных системах в сети Интернет.
Осознавать роль финансовой грамотности в достижении благополучия и предотвращении банкротства.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема | Кол-во часов |
1 раздел Тема: «Потребности и блага». | ||||
1 | Потребности человека. | 1 | ||
2 | Экономические блага. | 1 | ||
3 | Ограниченность ресурсов. | 1 | ||
4 | Круговой поток товаров (услуг), ресурсов и денежных платежей в экономике. | 2 | ||
5 | Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля. | 1 | ||
2 раздел Тема: «Рынок». | ||||
6 | Рынок и механизм его действия на примере бытовых сделок. | 1 | ||
7 | Цена товара: содержание и формирование, свободное рыночное ценообразование. | 1 | ||
3 раздел Тема: «Риски в мире денег». | ||||
8 | Деньги. | 1 | ||
9 | Функции денег: единица счета, средство обмена. | 1 | ||
10 | Виды денег. | 1 | ||
11 | Валюты разных стран. | 1 | ||
12 | Курсы валют. | 1 | ||
13 | Инфляция и реальный доход. | 1 | ||
4 раздел Тема: «Семья и финансовые организации: как сотрудничать». | ||||
14 | Личные и семейные доходы. | 1 | ||
15 | Труд как основной источник дохода. | 1 | ||
16 | Заработная плата. | 1 | ||
17 | Личный финансовый план. | 1 | ||
18 | Сбережения. | 1 | ||
19 | Коммунальные расходы и их учёт. | 1 | ||
20 | Баланс расходов и доходов. | 1 | ||
5 раздел Тема: «Бюджет». | ||||
21 | Бюджет и его виды. | 1 | ||
22 | Оценка доходов семейного бюджета. | 1 | ||
23 | Оценка расходов семейного бюджета. | 1 | ||
24 | Краткосрочные и долгосрочные потребности семьи. | 1 | ||
25 | Роль налогов в семейном бюджете. | 1 | ||
26 | Страхование как защита от рисков. | 1 | ||
27 | Права потребителя. | 1 | ||
6 раздел Тема: «Банк и кредит». | ||||
28 | Банки и их функции. | 1 | ||
29 | Механизм получения банковской прибыли. | 1 | ||
30 | Банковский процент. | 1 | ||
31 | Кредитные и депозитные операции банков. | 1 | ||
32 | Банковский кредит и условия его предоставления. | 1 | ||
33 | Банковская карта. Виды карт. | 1 | ||
34 | Способы оплаты товаров через Интернет. | 1 | ||
35 | Итоговое занятие. | 1 |
Формы и методы оценивания учебных достижений обучающегося.
Итогом и основным результатом обучения станет индивидуальный проект «Личный финансовый план», при публичной презентации которого выпускники программы покажут степень готовности принимать решения в области управления личными финансами, основанные на анализе собственных целей и возможностей, текущей и прогнозируемой экономической ситуации, доступных финансовых инструментов.
При выполнении и презентации «Личного финансового плана» обучающиеся должны продемонстрировать общие проектные умения: планировать и осуществлять проектную деятельность; определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования; использовать доступные ресурсы для достижения целей; применять все необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.
Критерии оценивания проекта:
- постановка проблемы, решаемой в ходе реализации проекта;
- сформированность и реализованность целей и задач проекта;
- разработанность плана по подготовке и реализации проекта;
- качество реализации и представления проекта.
Список литературы и интернет-источников
1.Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014г.
2.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8–9 кл. обще-обр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014г.
Интернет-источники
1.http://ecsocman.hse.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент».
2.www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет».
3.www.cbr.ru – Центральный банк Российской Федерации.
4.www.cefir.ru – сайт Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Основы финансовой грамотности"
Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для учащихся 10-11классов для создания развивающего пространства, способствующего формированию универсальных учебных действий шк...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» (10класс)
Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности»для учащихся 10-х классов для создания развивающего пространства, способствующего формированию универсальных учебных действий шко...
Рабочая программа элективного курса "Основы финансовой грамотности"
Рабочая программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» составлена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов в соответствии и на основе ФГОС, авторской программы Лавреновой Е., ...
Рабочая программа элективного курса Основы финансовой грамотности
Рабочая программа элективного курса для 10 класса Основы финансовой грамогтности...
Рабочая программа, элективный курс "Основы финансовой грамотности"10 класс
Рабочая программа, элективный курс "Основы финансовой грамотности" 10 класс 35 часов...
Рабочая программа элективного курса "Основы финансовой грамотности"
Рабочая программа элективного курса "Основы Финансовой грамотности" для обучающихся 10-11 классов...
Рабочая программа элективного курса «Основы финансовой грамотности»
Рабочая программа элективного курса составлена для обучающихся 11 класса...