Программа элективного курса "Основы финансовой грамотности"
элективный курс (10, 11 класс)
Данная программа элективного курса рассчитана для 10-11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ek_ofg.docx | 139.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8с углубленным изучением
отдельных предметов» (МАОУ «Средняя школа №8»)
Утверждено
Приказом директора школы
от ___________________
Основы финансовой грамотности
Программа элективного курса
для учащихся 10-11 классов
Составители: Ю. Брехова, А.Алмосов, Д.Завьялов,
Д.Завьялов «Финансовая грамотность».
Учебная программа,М., «Вита-пресс», 2014
Преподаватель: Сороколетова Т.Е.-
учитель истории и обществознания
МАОУ «Средняя школа №8»
Г.Когалым, 2019.
Пояснительная записка
Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать те базовые понятия и навыки, которые в последующем позволят ему принимать оптимальные финансовые решения, с успехом решать возникающие финансовые проблемы, своевременно выявлять и предотвращать финансовые мошенничества. Актуальность программы в том, что она является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся в сфере экономики
Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, составленная на основе учебной программы курса «Финансовая грамотность» для дополнительного образования обучающихся 10-11 классов /Ю.В. Брехова, А.П.Алмосов, Д.Ю.Завьялов/.
Программа дополняет учебно- методический комплект по обществознанию под редакцией Л.Н. Боголюбова «Обществознание.10 класс»; «Обществознание. 11 класс. М.: «Просвещение», 2009.
Программа рассчитана на 68 часов и два года обучения.. Школьники 16–18 лет уже обладают необходимыми знаниями, навыками, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать темы, предлагаемые им в рамках курса «Финансовая грамотность». Именно в выпускных классах можно изучать темы, которые школьниками более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены. Кроме того, школьники 11 класса после окончания школы фактически выходят в самостоятельную жизнь, в которой знания о финансовых институтах и об особенностях взаимодействия с ними становятся чрезвычайно важными для полноценного вхождения в общество и достижения личного финансового благополучия.
Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности школьников 10–11 классов предполагает раскрытие ключевых вопросов функционирования финансовых институтов и взаимодействия с ними. В рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и пр. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др.
Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе.
Цели и планируемые результаты
Цель обучения: формирование у учащихся 10–11 классов необходимых
знаний, умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.
Планируемые результаты обучения
Требования к личностным результатам освоения курса:
• понимание принципов функционирования финансовой системы современного государства;
• понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
• понимание прав и обязанностей в сфере финансов.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
• владение умением решать практические финансовые задачи:
• владение информацией финансового характера, своевременный анализ
и адаптация к собственным потребностям,
• определение стратегических целей в области управления личными финансами;
• постановка стратегических задач для достижения личных финансовых целей;
• планирование использования различных инструментов в процессе реализации стратегических целей и тактических задач в области управления личными финансами;
• подбор альтернативных путей достижения поставленных целей и решения задач;
• владение коммуникативными компетенциями:
• нахождение источников информации для достижения поставленных целей и решения задач, коммуникативное взаимодействие с окружающими для
подбора информации и обмена ею;
• анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников.
Требования к предметным результатам освоения курса:
• владение основными понятиями и инструментами взаимодействия с
участниками финансовых отношений;
• владение основными принципами принятия оптимальных финансовых
решений в процессе своей жизнедеятельности.
Содержание курса «Основы финансовой грамотности» (34 ч.)
10 класс
Представленный тематический план состоит из отдельных модулей,
каждый из которых разбит на несколько занятий. В каждом занятии содержится
как теоретическая составляющая, так и практические задания, которые позволят
ученику закрепить знания, полученные в ходе изучения содержания занятия. По-
следовательность модулей выстроена таким образом, чтобы школьник имел воз-
можность изучить все вопросы для успешного решения в будущем стоящих перед
ним финансовых задач. Однако представленная последовательность модулей кур-
са не является безусловно заданной. В зависимости от логики преподавания учите-
ля, особенностей класса и прочих причин преподаватель имеет право изменять
представленную последовательность в оптимальном для выбранной ситуации ва-
рианте. В тематическом плане содержится общее количество часов, а также коли-
чество часов, за которые предполагается изучить выбранную тему и курс в целом.
Курс повышения финансовой грамотности требует деятельностного подхода
к процессу обучения, т. е. знания должны не противопоставляться умениям, а рас-
сматриваться как их составная часть. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого. Таким образом, изучение финансовой грамотности в школе даёт возможность обучающимся овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире денежных отношений.
Модуль 1«Личное финансовое планирование» (6 часов)
Вводная часть. Содержание и назначение предмета.
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — независимый регулятор финансовой системы России и защитник прав потребителей финансовых услуг.
Основные понятия:
• Человеческий капитал, деньги, финансы, финансовые цели, финансовое планирование, горизонт планирования, активы, пассивы, доходы (номинальные, реальные), расходы, личный бюджет, семейный бюджет, дефицит, профицит, баланс.
Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности
• Практикум. Составление текущего и перспективного личного (семейного)
бюджета, оценка его баланса;
• Практикум. Составление личного финансового плана (краткосрочного,
долгосрочного) на основе анализа баланса личного (семейного) бюджета,
анализ и коррекция личного финансового плана;
• Мини-проекты. «Планирование сбережений как одного из способов достижения финансовых целей»; «Сравнительный анализ сберегательных альтернатив».
Модуль 2 «Депозит» (4 часа)
Основные понятия:
• Сбережения, инфляция, индекс потребительских цен как способ измерения
инфляции, банк, банковский счет, вкладчик, депозит, номинальная и реальная процентная ставка по депозиту, депозитный договор, простой процентный рост, процентный рост с капитализацией, банковская карта (дебетовая, кредитная), банкомат, заемщик, финансовые риски, ликвидность.
Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности
• Практикум. «изучаем депозитный договор». «Анализ финансовых рисков при
заключении депозитного договора»;
• Мини-проекты. отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей вкладчика. Сравнительный анализ финансовых организаций для осуществления выбора
сберегательных депозитов на основе полученных критериев (процентных
ставок, способов начисления процентов и других условий);
• Мини-исследование. «Анализ возможностей интернет- банкинга для решения текущих и перспективных финансовых задач».
Модуль 3 «Кредит» (5 часов)
Основные понятия
• Банковский кредит, заемщик, виды кредита, принципы кредитования
(платность, срочность, возвратность), банковская карта (дебетовая, кредитная), номинальная процентная ставка по кредиту, полная стоимость кредита (ПСК), виды кредитов по целевому назначению (потребительский, ипотечный), схемы погашения
кредитов (дифференцированные и аннуитетные платежи), финансовые риски заемщика, защита прав заемщика, микрофинансовые организации, кредитная история, коллекторы, бюро кредитных историй, минимальный платеж по кредиту.
Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности
• Практикум. «Заключаем кредитный договор». «Анализ финансовых рисков
при заключении кредитного договора; расчет общей стоимости покупки при приобретении ее в кредит»;
• Мини-проекты. «отбор критериев для анализа информации о банке и предо-ставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей заемщика»; «Сравнительный анализ финансовых институтов для выбора кредита на основе предлагаемых критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий)»;
• Мини-исследование. «Анализ преимуществ и недостатков краткосрочного
и долгосрочного займов».
Модуль 4«Расчетно-кассовые операции» (3 часа)
Основные понятия
• Банковская ячейка, денежные переводы, валютно-обменные операции, банковские карты (дебетовые, кредитные, дебетовые с овердрафтом), риски при пользовании банкоматом, риски при использовании интернет-банкинга, электронные деньги.
Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности
• Практикум. «Заключаем договор о банковском обслуживании с помощью бан-ковской карты. Формирование навыков безопасного поведения владельца банковской карты»;
• Мини-проект. «Безопасное использование интернет-банкинга и электронных денег».
Модуль 5 «Страхование» (4 часа)
Основные понятия
• Страховые риски, страхование, страховщик, страхователь, выгодоприобретатель, страховой агент, страховой брокер, виды страхования для физических лиц (страхование жизни, страхование от несчастных случаев, медицинское страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности), договор страхования, страховая ответственность, страховой случай, страховой полис, страховая премия, страховой взнос,
страховые продукты.
Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности
• Практикум. Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов;
• тренинг. Развитие навыков планирования и прогнозирования. Формирование
навыков поведения, необходимых для защиты прав потребителя страховых услуг;
• Мини-проект. «Заключаем договор страхования» — сбор информации
о страховой компании и предоставляемых страховых программах, принципы отбора страховой компании для заключения договора; анализ договора страхования, ответственность страховщика и страхователя;
• Мини-проект. «Действия страховщика при наступлении страхового случая».
Модуль 6 «Инвестиции» ( 4 часа)
Основные понятия
• инвестиции, инфляция, реальные и финансовые активы как инвестиционные инструменты, ценные бумаги (акции, облигации), инвестиционный портфель, ликвидность, соотношение риска и доходности финансовых инструментов, диверсификация как инструмент управления рисками, ценные бумаги (акции, облигации,
векселя) и их доходность, валютная и фондовая биржи, ПиФы как способ инвестирования для физических лиц.
Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности
• Практикум. Формирование навыков анализа информации о способах
инвестирования денежных средств, предоставляемой различными информационными источниками и структурами финансового рынка (финансовые публикации, проспекты, интернет-ресурсы и пр.);
• Практикум. Расчет доходности финансовых инструментов с учетом инфляции;
• тренинг. Формирование представлений о способах и инструментах инвестирования для различных финансовых целей;
• Мини-проект. «Разработка собственной
стратегии инвестирования в соответствии с личным финансовым планом и отбор инструментов для ее реализации»;
• Мини-исследование. «Сравнительный анализ различных финансовых продуктов по уровню доходности, ликвидности и риска»;
• Мини-исследование. «Критический анализ интернет-трейдинга — инструмент для профессионалов и ловушка для любителей».
Модуль 7 «Пенсии» (2 часа)
Основные понятия
• Пенсия, государственная пенсионная система в РФ, Пенсионный фонд РФ
и его функции, негосударственные пенсионные фонды, трудовая и социальная пенсия, корпоративная пенсия, инструменты для увеличения размера пенсионных накоплений.
Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности
• тренинг. Развитие навыков планирования и прогнозирования;
• Мини-исследование. «Сравнительный анализ доступных финансовых инструментов, используемых для формирования пенсионных накоплений».
Модуль 8 «Налоги» (2 часа)
Основные понятия
• налоговый кодекс РФ, налоги, виды налогов, субъект, предмет и объект
налогообложения, ставка налога, сумма налога, системы налогообложения (пропорциональная, прогрессивная, регрессивная), налоговые льготы, порядок уплаты налога, налоговая декларация, налоговые вычеты.
Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности
• Практикум. Формирование практических навыков по оптимизации личного
бюджета в части применения налоговых льгот с целью уменьшения налоговых
выплат физических лиц;
• Практикум. Формирование практических навыков получения социальных
и имущественных налоговых вычетов как инструмента сокращения затрат на приобретение имущества, образование, лечение и др.
Модуль 9 «Пирамиды и финансовое мошенничество» (3 часа)
Основные понятия
• основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой безопасности, виды финансового мошенничества: в кредитных организациях, в интернете, по телефону, при операциях с наличными.
Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности
• тренинг. Формирование навыков безопасного поведения потребителя на финансовом рынке.
Учебно- тематический план «Основы финансовой грамотности» (34 часа)
10 класс
№ | Название модуля, темы | Количество часов |
Модуль 1. Личное финансовое планирование 6 часов | ||
1.1. | Человеческий капитал. Способы принятия решений в условиях ограниченности ресурсов. SWOT-анализ как один из способов принятия решений. | 2 часа |
1.2. | Домашняя бухгалтерия. Личный бюджет. Структура, способы составления и планирования личного бюджета | 1 час |
1.3. | Личный финансовый план: финансовые цели, стратегия и способы их достижения | 1 час |
1.4. | Деловой практикум. Составляем личный финансовый план и бюджет | 2 часа |
Модуль 2. «Депозит» | 4 часа | |
2.1 | Банк и банковские депозиты. Влияние инфляции на стоимость активов | 1 час |
2.2 | Как собирать и анализировать информацию о банке и банковских продуктах | 2 часа |
2.3 | Как читать и заключать договор с банком. Управление рисками по депозиту | 1 час |
Модуль 3. «Кредит» | 5 часов | |
3.1 | Кредиты, виды банковских кредитов для физических лиц. Принципы кредитования (платность, срочность, возвратность) | 1 час |
3.2 | Из чего складывается плата за кредит. Как собирать и анализировать информацию о кредитных продуктах | 2 часа |
3.3 | Как уменьшить стоимость кредита. Как читать и анализировать кредитный договор. Кредитная история. Коллекторские агентства, их права и обязанности | 1 час |
3.4 | Кредит как часть личного финансового плана. типичные ошибки при использовании кредита. Практикум: кейс «Покупка машины» | 1 час |
Модуль 4. «Расчетно-кассовые операции» | 3 часа | |
4.1 | Хранение, обмен и перевод денег — банковские операции для физических лиц | 1 час |
4.2 | Виды платежных средств. Чеки, дебетовые, кредитные карты, электронные деньги — правила безопасности при пользовании банкоматом | 1 час |
4.3. | Формы дистанционного банковского обслуживания — правила безопасного поведения при пользовании интернет-банкингом | 1 час |
Модуль 5. «Страхование» | 4 часа | |
5.1 | Страховые услуги, страховые риски, участники договора страхования. Учимся понимать договор страхования | 1 час |
5.2 | Виды страхования в России. Страховые компании и их услуги для физических лиц | 1 час |
5.3 | Как использовать страхование в повседневной жизни | 1 час |
5.4 | Практикум. Кейс «Страхование жизни» | 1 час |
Модуль 6. «Инвестиции» | 4 часа | |
6.1 | Что такое инвестиции, способы инвестирования, доступные физическим лицам. Сроки и доходность инвестиций | 1 час |
6.2 | Виды финансовых продуктов для различных финансовых целей. Как выбрать финансовый продукт в зависимости от доходности, ликвидности и риска. Как управлять инвестиционными рисками? Диверсификация активов как способ снижения рисков | 1 час |
6.3 | . Фондовый рынок и его инструменты. Как делать инвестиции. Как анализировать информацию об инвестировании денежных средств, предоставляемую различными информационными источниками и структурами финансового рынка(финансовые публикации, проспекты, интернет-ресурсы и пр.) Как сформировать инвестиционный портфель.Место инвестиций в личном финансовом плане | 1 час |
6.4 | Практикум. Кейс «Куда вложить деньги» | 1 час |
Модуль 7. «Пенсии» | 2 часа | |
7.1 | Что такое пенсия. Как работает государственная пенсионная система в РФ. Что такое накопительная и страховая пенсия. Что такое пенсионные фонды и как они работают | 1 час |
7.2 | Как сформировать индивидуальный пенсионный капитал? Место пенсионных накоплений в личном бюджете и личном финансовом плане | 1 час |
Модуль 8. «Налоги» | 2 часа | |
8.1 | Для чего платят налоги. Как работает налоговая система в РФ. Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная налоговые системы. Виды налогов для физических лиц | 1 час |
8.2 | Как использовать налоговые льготы и налоговые вычеты | 1 час |
Модуль 9. «Защита от мошеннических действий на финансовом рынке» | 3 часа | |
9.1 | Основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой безопасности, виды финансового мошенничества. Мошенничества с банковскими картами | 1 час |
9.2 | Махинации с кредитами | 1 час |
9.3 | Мошенничества с инвестиционными инструментами. Финансовые пирамиды | 1 час |
Итоговое занятие | 1 час | |
Итого: | 34 часа |
Модуль 2. «Депозит» (обществознание, экономика, право, математика, информатика) -4 часа
1. — 1 ч.
2. — 2 ч.
3.— 1 ч.
Модуль 3. «Кредит» (обществознание, экономика, математика, информатика) -5 ч.
1. — 1 ч.
2— 2 ч.
3.
— 1 ч.
4. — 1 ч.
Модуль 4. «Расчетно-кассовые операции» (обществознание, экономика, право, ОБЖ)- 3 часа
1. — 1 ч.
2. — 1 ч.
3.— 1 ч.
Модуль 5. «Страхование» (обществознание, экономика, право, ОБЖ)- 4 часа
1. — 1 ч.
2— 1ч.
3— 1 ч.
4. — 1 ч.
Модуль 6. «Инвестиции» (обществознание, экономика, математика, информатика)- 4 часа
1. — 1 ч.
2. — 1 ч.
3
— 1 ч.
4. — 1 ч.
Модуль 7. «Пенсии» (обществознание, экономика, право) - 2 часа
1.
— 1 ч.
2. — 1 ч.
Модуль 8. «Налоги» (обществознание, экономика, право, математика)- 2 часа
1. — 1ч.
2. — 1 ч.
Модуль 9. «Защита от мошеннических действий на финансовом рынке» (обществознание, экономика, право, ОБЖ) - 3 часа
1— 1 ч.
2— 1 ч.
3.— 1 ч.
Итоговое занятие — 1 ч.
ИТОГО— 34 часа
Содержание курса «Основы финансовой грамотности» (34 ч.) 11 класс
Перечень дидактических единиц, подлежащих изучению на занятиях
Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни
Базовые понятия и знания:
Банковская система, коммерческий банк, депозит, система страхования вкладов, кредит, кредитная история, процент, ипотека, кредитная карта, автокредитование, потребительское кредитование.
Понятие банковской системы, виды депозитов, порядок начисления простых и сложных процентов, порядок возмещения вкладов, основные параметры депозита, виды кредитов, характеристики кредита, параметры выбора необходимого вида кредита.
Личностные характеристики и установки
Понимание особенностей функционирования банка как финансового посредника, взаимосвязей риск – процентная ставка по депозиту, вид кредита – процентная ставка по кредиту, ключевых характеристик выбора депозита и кредита.
Умения
Выбирать подходящий вид вложения денежных средств в банке, сравнивать банковские вклады и кредиты, защищать свои права, проводить предварительные расчёты по платежам по кредиту с использованием формулы простых и сложных процентов, оценивать стоимость привлечения средств в различных финансовых организациях.
Компетенции
Выбирать оптимальный вид инвестирования средств с использованием банков, рассчитывать собственную долговую нагрузку, подбирать оптимальный вид кредитования, знать свои права и порядок их защиты, сравнивать различные варианты вложения денежных средств в банке.
Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста
доходов
Базовые понятия и знания
Фондовый рынок, ценная бумага, акция, облигация, вексель, пай, паевой инвестиционный фонд, общий фонд банковского управления, брокер, дилер, валюта, валютный курс, рынок FOREX.
Понятие фондового рынка, виды ценных бумаг, разновидности паевых
инвестиционных фондов, отличия паевых инвестиционных фондов от общих
фондов банковского управления, виды профессиональных участников ценных
бумаг, типы валютных сделок.
Личностные характеристики и установки
Понимание порядка функционирования фондового рынка, функций
участников рынка, особенностей работы граждан с инструментами такого рынка, осознание рисков, с которыми сталкиваются участники фондового рынка в процессе его функционирования, понимание структуры и порядка работы ва лютного рынка.
Умения
Выбирать подходящий инструмент инвестирования на фондовом рынке, выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных бумаг, рассчитывать уровень доходности по инвестициям, анализировать информацию для принятия решений на фондовом рынке.
Компетенции
Знание и выбор инструментов фондового рынка, работа с информационными потоками для принятия оптимальных финансовых решений на рынке, расчёт необходимых показателей эффективности работы на фондовом рынке,определение и нейтрализация основных рисков, связанных с работой на фондовом рынке.
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить
и чем грозит неуплата
Базовые понятия и знания
Налоговая система, налоги, пошлины, сборы, ИНН, налоговый вычет, пеня по налогам, налоговая декларация.
Основания взимания налогов с граждан, налоги, уплачиваемые гражданами, необходимость получения ИНН и порядок его получения, случаи, в которых необходимо заполнять налоговую декларацию, знание случаев и способов получения налоговых вычетов.
Личностные характеристики и установки
Осознание необходимости уплаты налогов, понимание своих прав и обязанностей в сфере налогообложения, ориентация в действующей системе налогообложения.
Умения
Пользоваться личным кабинетом на сайте налоговой инспекции и получать актуальную информацию о начисленных налогах и задолженности, заполнять налоговую декларацию, оформлять заявление на получение налоговоговычета, рассчитывать сумму налогов к уплате.
Компетенции
Организовывать свои отношения с налоговыми органами, своевременно реагировать на изменения в налоговом законодательстве.
Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать,
чтобы не попасть в беду
Базовые понятия и знания
Страхование, страховой полис, имущественное страхование, личное страхование, страхование ответственности, страховой случай, страховая выплата,
обязательное и добровольное страхование, франшиза, страховая сумма, страховая стоимость, страховая премия.
Страховой рынок, основные участники страхового рынка, особенности развития страхового рынка в России, классификация страховых продуктов, условия осуществления различных видов страхования, алгоритм действий при наступлении страховых случаев, особенности выбора страховой компании.
Личностные характеристики и установки
Осознать цель, задачи и принципы страхования, понимать важность при-
обретения страховых услуг, уметь правильно выбирать страховые продукты,
знать преимущества и недостатки условий договоров страхования.
Умения
Понимать содержание договора страхования, уметь работать с правилами страхования, уметь актуализировать страховую информацию, уметь правильно выбрать условия страхования, уметь оперировать страховой терминологией, разбираться в критериях выбора страховой компании.
Компетенции
Понимать нужность и важность процедуры страхования, проводить
сравнение страховых продуктов, принимать правильные решения о страховании на основе проведения анализа жизненной ситуации, оценивать надёжность страховой компании, оценивать правильность и прозрачность условий
страхования.
Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять
Базовые понятия и знания
Бизнес, уставный капитал, привлечённый капитал, бизнес-план, доходы, расходы, прибыль, бухгалтерский учёт, маркетинг, менеджмент, налоги, риски, малый и средний бизнес.
Понятие малого и среднего бизнеса, порядок формирования уставного
капитала, структура доходов и расходов, порядок расчёта прибыли, необходи-мость и назначение бухгалтерского учёта, функции маркетинга и менеджмента в
работе предприятия, порядок расчёта и уплаты налогов в малом и среднем биз-несе, определение рисков и их снижение.
Личностные характеристики и установки
Понимание порядка функционирования предприятия, роли уставного и
привлечённого капиталов в его развитии, необходимости учёта доходов и расходов в процессе ведения бизнеса.
Умения
Определять потребность в капитале для развития бизнеса, составлять бизнес-план, рассчитывать прибыль, налоги, знать порядок уплаты
налогов в малом и среднем бизнесе, строить структуру управления на предприятии.
Компетенции
Знание ключевых этапов создания бизнеса, структуры бизнес-плана, финансовых расчётов, необходимых для ведения бизнеса, знание основ маркетинга и менеджмента, необходимых для управления вновь созданным пред-
приятием.
Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения
Базовые понятия и знания
Инвестиции, инвестирование, инвестиционный портфель, стратегия инвестирования, инвестиционный инструмент, диверсификация инвестиционного портфеля, финансовый риск, доходность, срок инвестирования, сумма инвестирования, финансовая пирамида, Хайп, фишинг, фарминг.
Виды рисков при осуществлении финансовых операций, способы защиты от финансовых мошенничеств, знания о признаках финансовой пирамиды.
Личностные характеристики и установки
Понимание взаимосвязей риск – доходность инвестиционных инструментов, ключевых характеристик выбора стратегии инвестирования, особенностей
функционирования мошеннических финансовых схем.
Умения
Различать стратегии инвестирования, выбирать приемлемую для себя стратегию инвестирования с позиции приемлемого уровня риска и доходности, рассчитать доходность инвестиций, диверсифицировать инвестиционный портфель с точки зрения минимизации рисков и приемлемости доходности, распознать финансовую пирамиду среди множества инвестиционных предложений, отличить фишинговый сайт от подлинного, защитить себя от фарминга и фишинга.
Компетенции
Сравнивать и выбирать оптимальный вариант размещения своего капитала в различные инвестиционные инструменты, оценивать доходность своих ин-вестиций, определять уровень риска инвестиционного портфеля.
Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного
накопления
Базовые понятия и знания
Пенсия, пенсионная система, пенсионный фонд, управляющая компания, негосударственное пенсионное обеспечение.
Способы финансового обеспечения в старости, основания получения пенсии по старости, знание о существующих программах пенсионного обеспечения.
Личностные характеристики и установки
Осознание факторов, влияющих на размер будущей пенсии, рисков, присущих различным программам пенсионного обеспечения, понимание личной ответственности в пенсионном обеспечении.
Умения
Влиять на размер собственной будущей пенсии, с помощью калькулятора,
размещённого на сайте Пенсионного фонда России, рассчитывать размер пен-
сии, выбирать негосударственный пенсионный фонд.
Компетенции
Управление собственными пенсионными накоплениями, выбор оптимального направления инвестирования накопительной части своей будущей пенсии, выбор негосударственного пенсионного фонда с точки зрения надёжности и доходности.
Учебно-тематический план «Основы финансовой грамотности» (11 класс)
Используется система обозначений типов занятий: Л — лекция, ПС — проблемный семинар, П — практикум, К — контроль, И — игра.
№ темы | Название темы | Форма занятий | Кол- во ч | |
Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни 5 часов | ||||
1.1 | Банковская система | Л/П | 1 | 1 |
1.2. | Как сберечь деньги с помощью депозитов | Л/П | 1 | 1 |
1.3. | Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах | Л/П | 1 | 1 |
1.4 | Кредит: зачем он нужен и как его получить | Л/П | 1 | 1 |
1.5 | Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть | Л/П | 1 | 1 |
Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов 5 часов | ||||
2.1. | Что такое ценные бумаги и какие они бывают | Л/П | 1 | 1 |
2.2. | Профессиональные участники рынка ценных бумаг | Л/П | 1 | 1 |
2.3. | Граждане на рынке ценных бумаг | Л/П | 1 | 1 |
2.4. | Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления | Л/П | 1 | 1 |
2.5 | Операции на валютном рынке: риски и возможности | Л/П | 1 | 1 |
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата 4 часа | ||||
3.1. | Что такое налоги и почему их нужно платить | Л/П | 1 | 1 |
3.2. | Основы налогообложения граждан | Л/П | 1 | 1 |
3.3. | Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет | Л/П | 2 | 1 |
Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду 5 часов | ||||
4.1. | Страховой рынок России: коротко о главном | Л/П | 1 | 1 |
4.2. | Имущественное страхование: как защитить нажитое состояние | Л/П | 1 | 1 |
4.3 | Здоровье и жизнь- высшие блага: поговорим о личном страховании | Л/П | 1 | 1 |
4.4 | Если нанесен ущерб третьим лицам | Л/П | 1 | 1 |
4.5 | Доверяй, но проверяй, или несколько советов по выбору страховщика | Л/П | 1 | 1 |
Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять 5 часов | ||||
5.1 | Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать | Л/П | 1 | 1 |
5.2 | Пишем бизнес-план | Л/П | 1 | 1 |
5.3 | Расходы и доходы в собственном бизнесе | Л/П | 1 | 1 |
5.4 | Налогообложение малого и среднего бизнеса | Л/П | 1 | 1 |
5.5. | С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен | Л/П | 1 | 1 |
Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения 5 часов | ||||
6.1 | Финансовые риски и стратегии инвестирования | Л/П | 1 | 1 |
6.2 | Финансовая пирамида или как не попасть в сети мошенников | Л/П | 1 | 1 |
6.3 | Виды финансовых пирамид | Л/П | 1 | 1 |
6.4 | Виртуальные ловушки или как не потерять деньги при работе в сети Интернет | Л/П | 1 | 2 |
6.5 | Сюжетно-ролевая игра, ток –шоу «Все слышат» | И | 1 | - |
Модуль 7. Обеспеченная старость: возможность пенсионного накопления 4 часа | ||||
7.1 | Думай о пенсии смолоду, или как формируется пенсия | Л/ПС | 1 | 1 |
7.2 | Как распорядиться своими пенсионными накоплениями | Л/П | 1 | 1 |
7.3 | Как выбрать негосударственный пенсионный фонд | Л/П | 1 | 1 |
7.4 | Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд» | И | 1 | - |
Итоговый контроль по курсу | К | 1 | - | |
Итого | 34 часа |
Формы и методы организации учебной деятельности учащихся в процессе обучения
В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использовать-
ся следующие формы занятий:
Лекция. В процессе лекции педагог последовательно и системно излагает и объясняет учебный материал, содержащийся в пособии. Ведущими принципами и одновременно критериями эффективности лекций по финансовой грамотности считаются: оптимальное сочетание их обучающих, воспитывающих, развивающих функций, системность, ясность изложения и активизация мышления учеников, аргументированность суждений, учёт особенностей аудитории (профиль класса), сочетание теории и практики, сочетание логики изложения с творческой импровизацией учителя, использование технических средств.
Наряду с традиционным видом лекции активизировать диалоговые и творческо-поисковые формы проведения образовательной работы позволят лекции-дискуссии с участием представителей финансового сектора, бизнеса,
профессорско-преподавательского состава вузов.
Практикум. Практическое занятие как форма организации образовательного процесса носит обучающий характер, направлено на формирование определённых практических умений и навыков в области управления личными финансами, является связующим звеном между теоретическим освоением учеником предмета и применением его положений в реальной жизненной ситуации.
Практическое занятие может быть проведено в различных формах:
– проблемный семинар;
– презентация докладов;
– решение кейсов;
– решение финансовых головоломок и пр.
Игра. Данный урок осуществляется путём моделирования жизненной ситуации, связанной с принятием финансового решения. Целью данного моделирования ситуации является выработка модели поведения в подобных ситуациях, приобретение опыта такого рода деятельности.
Контроль. Данный урок проводится с целью проверки освоенных знаний
и умений.На усмотрение учителя могут быть использованы другие формы обучения.
Формы и методы оценивания результатов обучения и аттестации учащихся
Необходимым элементом процесса обучения является контроль. Контроль
знаний, умений и навыков, которые были сформированы у школьника, требует
определённой системы оценивания с выделением чётких критериев такого оце-
нивания. Поскольку в процессе обучения предполагается использование различ-
ных видов деятельности, то и система критериальной оценки должна строиться с
учётом различий в такой деятельности. Задача учителя – заранее ознакомить уча-
щихся с критериями оценивания их деятельности, что позволит школьникам впо-
следствии чётко осознавать цели и задачи, стоящие перед ними в процессе обуче-
ния, и выбирать оптимальные пути достижения поставленных целей и решения
задач. В процессе преподавания курса «Финансовая грамотность» предполагается
использование учителем двух видов контроля: текущего и итогового.
Целью текущего контроля является оценка активности работы школьника
на уроке, уровень осознания обсуждаемого материала, креативность в решении
поставленных задач. Текущий контроль может проводиться как в форме тести-
рования, решения практических задач и ситуаций, так и в форме деловой игры.
Целью итогового контроля является оценка выполнения требований к лич-ностным, интеллектуальным и предметным результатам освоения курса. Итоговый
контроль проводится в форме итогового тестирования или деловой игры, позволя-
ющей оценить все аспекты подготовки школьника по вопросам, которые поднима-
лись в процессе изучения курса «Финансовая грамотность». Результаты итогового
контроля позволят учителю корректировать методику преподавания, выявлять
темы и вопросы, которым следует уделить более пристальное внимание.
При изучении курса «Основы финансовой грамотности» наиболее эффек- тивными являются практико-ориентированные образовательные технологии, которые позволяют приобрести специальные компетенции в процессе решения практических учебных задач. Учитывая высокую степень актуальности тематики планируется в качестве основных образовательных технологий применить игровую и проектную, а также обратить внимание на учебную исследовательскую деятельность. В процессе проектирования учащиеся систематизируют полученные знания, применяют навыки анализа и прогнозирования, моделируют процессы, происходящие на финансовых рынках.
Игровая технология
позволяет организовать
изучение процесса
управления личными
финансами, погружая
обучающихся в реальную
среду финансового рынка,
адресовать к текущим
данным о процентных
ставках, уровне доходности
финансовых активов,
об условиях страхования
и налогообложения, которые
публикуются в открытых
источниках
В процессе игры
обучающиеся приобретают
опыт практической
деятельности в современных
условиях финансового
рынка, на основе
которого достигаются
планируемые результаты,
предусмотренные
программой курса
В процессе игры
обучающиеся приобретают
опыт практической
деятельности в современных
условиях финансового
рынка, на основе
которого достигаются
планируемые результаты,
предусмотренные
программой курса
Программно-методическое обеспечение
Печатные издания
Основная литература
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: матери-
алы для учащихся 10–11 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 400 с.
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: методи-
ческие рекомендации для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 80 с.
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: учебная
программа. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 16 с.
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: кон-
трольные измерительные материалы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 48 с.
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: матери-
алы для родителей. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 112 с.
Матюшина Е.В. Практикум «Основы финансовой грамотности», Пенза,2019
Чумаченко В.В., Горяев А.П. УМК «Основы финансовой грамотности» (учебник и рабочая тетрадь), М. «Просвещение», 2016.
Дополнительная литература
Управление личными финансами: теория и практика: учеб. пособие для
будущих профессионалов в сфере финансов / под ред. А. П. Алмосова,
Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАН-
ХиГС, 2013. – 182 с.
Рабочая тетрадь к учебному курсу. Управление личными финансами:
теория и практика: учеб.-метод. пособие / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бре-
ховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС,
2013. – 80 с.
Энциклопедия личных финансов: популярное издание / под ред.
А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала
ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013. – 122 с.
Путеводитель по финансовой грамотности для воспитанников детских до-
мов: учеб. пособие / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во
Волгоградского филиала РАНХиГС, 2013. – 100 с.
Рабочая тетрадь к учебному курсу «Путеводитель по финансовой гра-
мотности для воспитанников детских домов»: учеб.-метод. пособие / под ред.
А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала
РАНХиГС, 2013. – 60 с.
Брехова Ю. В. Как распознать финансовую пирамиду / Ю. В. Брехова. –
Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2011. – 24 с. – (Простые финансы).
Алмосов А. П. Кредиты, которые нас разоряют / А. П. Алмосов, Ю. В. Бре-
хова. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. – 28 с. –
(Простые финансы).
16
Алмосов А. П. Как сохранить, чтобы не потерять / А. П. Алмосов, Ю. В.
Брехова. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. – 28 с. –
(Простые финансы).
Интернет-ресурсы
1. www.ereport.ru – обзорная информация по мировой экономике.
2. www.cmmarket.ru – обзоры мировых товарных рынков.
3. www.rbc.ru/РосБизнесКонсалтинг – информационное аналитическое
агентство.
4. www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы экономики.
5. www.cefir.ru – ЦЭФИР – Центр экономических и финансовых исследо-
ваний.
6. www.beafnd.org – Фонд Бюро экономического анализа.
7. www.vopreco.ru – журнал «Вопросы экономики».
8. www.tpprf. ru – Торгово-промышленная палата РФ.
9. www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – Объединённая биржа.
10. www.economy.gov.ru/minec/ma – Министерство экономического раз-
вития РФ.
11. www.minpromtorg.gov.ru – Министерство торговли и промышленно-
сти РФ.
12. www.fas.gov.ru – Федеральная антимонопольная служба РФ.
13. http://www.minfin.ru/ru – Министерство финансов РФ.
14. www.cbr.ru - Центральный банк РФ.
15. www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.
16. www.nalog.ru – Федеральная налоговая служба РФ.
17. www.wto.ru – Всемирная торговая организация.
18. www.worldbank.org/eca/russian – Всемирный банк.
19. www.imf.org – Международный валютный фонд
Планируемые результаты
К концу обучения
учащиеся должны знать:
- Как экономить деньги.
- Насколько важно ставить финансовые цели, как долгосрочные, так и краткосрочные.
- Как инвестировать свои деньги и заставить их работать на себя.
- Как создать бюджет и распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды.
- Как с помощью современных технологий и систем сохранять контроль над своими деньгами.
- О том, что он единственный в мире человек, который может принимать решения о своих деньгах.
- О практике пожертвований, чтобы помочь другим нуждающимся.
- Как принять решение — потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих нужд и покупок.
- Как работают банки.
- Как зарабатывать деньги и достигать своих финансовых целей.Чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами, когда станет взрослым.
- Чтобы он имел возможность жить с комфортом
учащиеся должны уметь:
- Составлять небольшие бизнес планы
- Правильно распределять доходы и расходы в семье
- Решать экономические задачи
- Решать задачи по вычислению пени
- Решать задачи по налогам
- Создавать презентации
- Правильно оформлять рефераты и доклады
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Финансовая грамотность"
Рабочая программа элективного курса "Финансовая грамотность"...
Календарно-тематическое планирование к элективному курсу "Финансовая грамотность" 7 класс
Календарно-тематическое планирование к элективному курсу "Финансовая грамотность" 7 класс 34 часа в год....
Программа к элективному курсу "Финансовая грамотность" 7 класс
Данная программа является интегрированной программой (5-7 класс) элективного курса "Финансовая грамотность" 34 часа в год....
Рабочая программа Элективного курса "Финансовая грамотность" 8-9 класс
Рабочая программа курса «Основы финансовой грамотности» направленана достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобще...
Рабочая программа элективного курса _Финансовая грамотность_ 7-9 класс
Рабочая программа элективного курса «Финансовая грамотность» для учащихся 7-9 классов разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:Федеральным законом от 29.12.2...
10-11 класс Рабочая учебная программа Элективного курса «Финансовая грамотность»
Рабочая программа создана на основе : "Финансовая грамотность": материалы для учащихся. 10-11 классы общеобразовательной организации.Брехова Ю.В.,Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Издательство Bak...
Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 5 класса
Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность»Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 5 клас...