Рабочая программа по обществознанию
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)
Рабочая программа по обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_konstitutsiya_rf.docx | 31.61 КБ |
Рабочая программа по обществознанию 6-9 кл | 936.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока «Конституция РФ – основной закон государства»
Предмет: Обществознание
Класс: 8 класс
УМК: Л.Н.Боголюбов, А.И. Матвеев, «Обществознание. 8 класс», - М.: «Просвещение», 2013 г.
Тип урока: комбинированный урок
Цель: знакомство с содержанием и структурой Конституции РФ.
Задачи:
Образовательные: учащиеся должны знать:
- Понятие «Конституция»
- Историю создания Конституции РФ и условия ее принятия
- Структуру и содержание Конституции
- Государственное устройство РФ
- Функции Президента РФ
- Права и свободы гражданина РФ
Развивающие: учащиеся должны развивать:
- умения сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- Навыки работы с документами и историческими источниками
- способности анализировать реальные социальные ситуации
- умения логических операций мышления (анализ, синтезе, обобщение, сравнение, конкретизация) в работе с историческими документами, иллюстративным материалом, видеоматериалом
- умения творчески применять полученные знания;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения
- художественные и выразительные свойства языка;
- умение оценивать других людей и их деятельность через категории гуманности, непредвзятости;
- навыка самооценки, создание ситуации успеха при работе в группах.
Воспитательные:
- развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка
- формирование основы правовой культуры и гражданского самосознания; воспитание сознательной гражданской позиции
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, текст Конституции РФ, раздаточный материал
Методы: частично-поисковый, критическое мышление, «мозговой штурм», разминка (здоровье сберегающие технологии), деловая игра, метод анаграммы, проблемный.
Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, работа в парах.
Конспект урока
Содержание урока (этапы) | Психолого-педагогическое обоснование деятельности учителя | Ожидаемый результат со стороны ученика |
Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксирование отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку. | Подготовка учащихся к работе. Активизация произвольного внимания. Создание благоприятного психологического климата. | Готовность класса к работе. Учащиеся поделены на 4 группы, их задачей на этом этапе является выбрать лидера группы. |
Задача: «В начале XX века самое маленькое в мире государство, существовавшее на одном из островов, называлось Таволару. В нем проживало 180 человек» . - Как вы считаете, нужен ли жителям этого государства сборник законов или он необходим только большим государствам? Объясните свое мнение. - Скажите, ребята, а какие сборники законов мы изучали с вами на уроках истории. (Законы Хаммураппи, «Русская Правда» Ярослава Мудрого). - Вспомните, зачем эти правители создавали подобные сборники законов? | Необходимость актуализации опорных знаний с помощью вопросов и понятий, на которых базируется новая тема. Учитель задает вводные вопросы учащимся, ведется беседа по имеющимся знаниям. Развитие способностей учащихся аргументировать свою точку зрения, вести диалог. | Учащиеся решают предложенную задачу. Аргументируют свои ответы. Для ответа на второй и третий вопросы ребятам необходимо использовать полученные знания из курса История России (6 класс) и всеобщая история (5 класс). |
Учитель: В современной России основной закон государства – это Конституция. Что же это такое? Какие разделы, статьи она содержит? Все это мы узнаем сегодня на уроке. | Необходимость показать учащимся, что предстоит изучить на уроке, предоставить план урока. Смотивировать учащихся на изучение новой темы, пробуждение познавательного интереса. | Учащиеся заслушивают задачи и цель урока, записывают тему урока. |
Метод «Мозговой штурм». Учитель: Итак, КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution установление, устройство). Сам термин происходит от латинского слова «установление», которым в Древнем Рим обозначали важнейшие указы императоров Конституция – Основной Закон государства, нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, определяющий: - основы государственного строя; - организацию государственной власти; - отношения гражданина и государства. | Мотивация учащихся, привлечение их внимания. Развитие умения использовать знания социального опыта, умения систематизировать и анализировать полученные данные. Развитие умения взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы. | Учащиеся на листочках пишут все, что знают о конституции, любые ассоциации, связанные с ней. Через минуту группы обмениваются листочками, дополняя предыдущую информацию. Все это делают до тех пор, пока листочки не вернутся в свою группу. Затем все вместе выносят общую информацию на лист ватмана на доске. |
Работа с текстом. Учащимся предлагается выписать даты всех Конституций нашего государства в схему в правильном порядке (прил. 1). По окончании выполнения задания учитель показывает правильное заполнения и проверяет схемы учеников. | На данном этапе учащиеся не только получают информацию из текста, а выполняют перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в схему). При чтении документа они развивают умения работы с документом и поиска нужной информации в нем. | Учащиеся зачитывают текст и заполняют схему, затем проверяют правильность выполнения задания. |
Игра «Договор». Работа в парах. Учитель: Для выяснения, а как же все-таки проходило утверждение документа, предлагаю игру. У каждого на столе лежит подготовленный листочек с заголовком «власть» либо «народ». В течение 2 – 3 минут «власть» и «народ» работают над составлением списка своих прав и обязанностей, затем идет работа в парах – необходимо достичь единодушия при составлении списка, устраивающего обоих представителей. Если единодушие достигнуто – предлагаю пожать друг другу руки и озвучить всем результат. Учитель: Примерно так создавалась и Конституция – был достигнут некий договор между властью и народом. Конституция была принята всенародным голосованием, или референдумом. | Развитие коммуникативной деятельности учащихся. Учащиеся приобретают знания основных норм и правил, а также на собственном опыте понимают их роль как важных регуляторов жизни. Понятие «референдум» и процесс принятия Конституции учащиеся запомнят лучше, если попробуют сами это провести. | Учащиеся работают в парах, выписывают 2-3 права. Обмениваются информацией, общение заканчивается рукопожатием. |
Учитель: Ребята, теперь я предлагаю познакомиться с содержанием нашей действующей Конституции. Давайте посмотрим ее текст. Скажите, сколько статей содержится в этом документе? (137 статей). Откройте статьи 1,7,14. Прочитайте вслух. Составьте синквейн на тему «Российское государство», используя содержание этих статей. Найдите статью 80. В ней говорится о нашем президенте. Продолжите предложения: Президент РФ – это … Президент РФ – это …. Президент РФ – определяет … Президент РФ – представляет… | Учащиеся развивают умения работы с документом, знакомятся с содержанием Конституции. Следует учесть, что невозможно изучить полное ее содержание в течение одного урока, а также трудность понимания ее содержания для данной возрастной группы. Поэтому предложены такие методы, как синквейн, а также продолжение предложений для знакомства с содержанием статей. Синквейн прост для написания, а предложения о президенте запомнятся учащимся. | Ребята читают и работают с текстом конституции. Находят необходимые статьи, составляют синквейн и предложения. Затем обмениваются написанным. |
Учащимся дана схема государственного устройства России.(Приложение 2) В схеме перепутаны названия органов власти. Учащимся предлагается составить их правильные названия, используя подсказки в статьях 80, 95, 110, 125, 126, 127. | Работа с анаграммой развивает логические и мыслительные операции, позволяет работать и переводить информацию из одной знаковой системы в другую. На данном этапе урока важно активизировать внимание учащихся, что удается благодаря использованию этого метода. | Учащиеся читают предложенные статьи Конституции, исправляют препетунные слова в таблице. Обмениваются мнениями и догадками. |
Работа с интерактивной картой. Учитель: Ребята, наша страна представляет собой федерацию. Федерация – это союз. Она состоит из областей, краев, автономных округов и т.д. Давайте посмотрим и проверим, все ли ее субъекты присутствуют на карте? Учащиеся находят статью 65 и обводят на экране те субъекты, которые там названы. (Прил. 3) | Использование наглядного метода. Позволяет познакомить учащихся с территориальным устройством государства. А также акцентировать внимание учащихся. Развитие умения выполнять практические задания (работа с картой). | Зачитывают статью, несколько учащихся по очереди выходят и отмечают субъекты на интерактивной карте. |
Работа с документом по группам. (Прил. 4) Учитель: Глава 2 Конституции РФ посвящена правам, свободам и обязанностям человека и гражданина. Я предлагаю вам сыграть в игру «Правоведы». Откройте Главу 2 На столе у вас различные ситуации, которые могут произойти с каждым из нас в любой момент. Используя текст Конституции, докажите, что в этих историях нарушены права человека. | Развитие познавательного интереса через изучение явлений и ситуаций социальной действительности. Изучение положений Конституции через конкретные примеры. Акцентирование на необходимости соблюдения прав и свобод человека как высшей ценности. Способность учащихся решать поставленные задачи, вести диалог и обмениваться мнениями. | Ребята изучают предложенные ситуации, находят нарушения прав, называют соответствующую статью. |
Учитель: Все права и свободы можно разделить на несколько групп: политические, личные, культурные, социальные, экономические. Давайте попробуем вместе разделить все права и свободы граждан. Для этого вам необходимо встать в круг.(Прил. 5) . | На данном этапе урока сосредоточить внимание учащихся, а также закрепить полученные знания, предлагается с помощью использования здоровье сберегающих технологий. Знакомство с видами прав и свобод граждан России. | Все дети встают вкруг в центре класса. На столах поставлены обозначение прав - личные - политические - социально-экономические, культурные Учитель зачитывает права человека по порядку. Учащиеся выбирают, за какой стол им сесть. Условие: учащиеся выборочно или по желанию объясняют свой выбор. |
Учитель: Ребята, так какое же значение для нас имеет Конституция? Я предлагаю вам послушать мнение президента РФ Д.А. Медведева о нашей Конституции, которое он озвучил в 2008 г., на торжественном заседании, посвященном 15-летию конституции (видео). http://www.youtube.com/watch?v=gSHBWT4sd30 Учитель: А теперь выскажите свое мнение. Никто из нас не будет отрицать ведущую роль Конституции РФ как основного закона нашей страны. А мы с вами не должны забывать о своих обязанностях по отношению к обществу и государству, вырабатывая в себе активную жизненную позицию. Какие ждут нас в будущем дела? Об этом думать мы должны все чаще. И если гражданин ты настоящий, Большой отдачи ждет от нас страна! | Развитие умения находить нужную социальную информацию в видео источниках, преобразовывать ее в соответствии с решаемой задачей, соотносить с собственным мнением, давать оценку взглядам, одобряемых в современном российском обществе. | Учащиеся заслушивает выступление Д.А. Медведева. На основе высказанного им мнения о роли Конституции в обществе, формулируют свои высказывания. Зачитывают стихотворение в свое заключение. |
На листе ватмана проверяются составленные предложения и слова. | Рефлексия. Развитие способностей к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля. | Учащиеся смотрят заполненный в начале урока кластер, исправляют неверные записи, уточняют и объясняют, что нового узнали на уроке о Конституции РФ. |
Параграф 18, написать мини-сочинение «Конституция РФ – основной закон государства». | Учитель комментирует домашнее задание, знакомит с правилами и критериями его оценивания. | Слушают учителя, записывают домашнее задание. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Улюкчиканская основная общеобразовательная школа»
«СОГЛАСОВАНО»: Зам.директора по УВР _________________ /Романова И.Б./ «___» сентября 20___ г. | «УТВЕРЖДЕНО»: Директор ___________ ____________/Эрхитуев А.Э/ «___» сентября 20___ г. |
Рабочая программа
Предмет:обществознание
Учитель: Дампилова Лидия Нимаевна
Класс: 6-9 классы
Год составления:2020
- Пояснительная записка:
Рабочая программа по учебному предмету история составлена на основании следующих документов и материалов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (статья 11, 12, 28), от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010г. №1897 (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 №1644).\
- Примерной программы ООО по обществознанию (базовый уровень) - М. "Просвещение" 2019 г. с учетом авторской программы:
- Основная образовательная программа ООО МБОУ « Улюкчиканская ООШ»
- Учебный план МБОУ « Улюкчиканская ООШ» на 2020-2021учебный год
- Локальный нормативный акт МБОУ « Улюкчиканская ООШ» «Положение о рабочей программе учебного курса »
Программы общеобразовательных учреждений по обществознанию к предметной линии учебников (Л.Н. Боголюбова) М.: Просвещение, 2019
Рабочая программа по обществознанию ориентирована на предметную линию учебников Л.Н. Боголюбова, М.: Просвещение.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные:
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Метапредметные:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные:
6 класс
Ученик научится:
1) описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
2) сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
3) объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
4) приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
5) оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
6) решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
7) осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
8) самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.)
Ученик получит возможность научиться:
1) понимать социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
2) определять сущность общества как формы совместной деятельности людей;
3) выделять характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
4) определять содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
7 класс
Ученик научится:
- 1)использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
- 2)выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов;
- 3)распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
- 4)характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
- 5)различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
- 6)выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
- 7)на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях;
- 8)раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
- 9)различать отдельные виды социальных норм;
- 10)критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
- 11)раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
- 12)характеризовать специфику норм права;
- 13)раскрывать сущность процесса социализации личности
Ученик получит возможность научится:
- 1)наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
- 2)выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
- 3)использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
- 4)оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
- 5)оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
- 6)оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
- 7)аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
- 8)использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
8 класс
Ученик научится:
1)демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
2) распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
3) характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим;
4) оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
5) различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
6) выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
7) характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
8) на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
9) раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
10) конкретизировать примерами опасность международного терроризма
11) характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
12) описывать явления духовной культуры;
13) объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
14) оценивать роль образования в современном обществе;
15) различать уровни общего образования в России;
16) находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
17) описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
18) объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
19) учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
20) раскрывать роль религии в современном обществе;
21) характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры;
22) описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
23) объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
24) характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
25) выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
26) приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
27) описывать основные социальные роли подростка;
28) конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
29) характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
30) объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
31) характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе; 32) раскрывать основные роли членов семьи;
33) характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
34) выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов.
35) выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
36) объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
37) различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников;
38) раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
39) раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
40) характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
41) характеризовать механизм рыночного регулирования экономики;
42) анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
43) объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики;
44) анализировать структуру бюджета государства;
45) называть и конкретизировать примерами виды налогов;
46) характеризовать функции денег и их роль в экономике;
47) раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
48) анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
49) анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
50) формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт;
51) использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
52) раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
53) характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
54) использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
55) обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Ученик получит возможность научиться:
1) наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
2) выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
3) осознанно содействовать защите природы;
4) описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры; - характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
5) критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;
6) раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;- выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
7) выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов;
8) выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
9) формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
10) использовать элементы причинно- следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
11) находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа;
12) грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
13) сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
9 класс
Ученик научится:
1) объяснять роль политики в жизни общества;
2)различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
3)давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
4)различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
5)раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
6)называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
7)характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни;
8)характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
9)объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
10)раскрывать достижения российского народа;
11)объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
12)называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
13)осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
14) характеризовать конституционные обязанности гражданина;
15)характеризовать систему российского законодательства;
16) раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
17) характеризовать гражданские правоотношения;
18) раскрывать смысл права на труд;
19)объяснять роль трудового договора;
20)разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
21)характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
22)характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
23)конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
24)характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
25)раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
26)анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
27)исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
28)находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Ученик получит возможность научиться:
1)осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
2)соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы;
3)аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
4)использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ;
5)на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
6)оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
7)осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
3. Содержание учебного предмета
6 класс
Название раздела, темы | Количество часов на изучение раздела, темы | Основное содержание по разделам, темам с указанием названия контрольных (тестовых), практических, лабораторных работ | Кол-во контрольных (тестовых работ) по каждому разделу (теме) |
Введение | 1 | ||
Тема 1. «Человек в социальном измерении» | 14 | Принадлежность двум мирам. Человек - личность. Отрочество – особая пора. Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Потребности и способности человека. Когда возможности ограничены. Мир увлечений Деятельность человека. Труд – основа жизни. Учение – деятельность школьника. Познание человеком мира и себя. Практикум. «Человек». На пути к жизненному успеху. | 1 |
Тема 2. «Человек среди людей» | 11 | Отношения с окружающими. Общение. Человек в группе. Отношения со сверстниками. Конфликты в межличностных отношениях. Семья и семейные отношения. Практикум. «Человек среди людей». | 1 |
Тема 3. «Нравственные основы жизни» | 8 |
| 1 |
Итого: | 34 часов | 1 час |
7 класс
Название раздела, темы | Количество часов на изучение раздела, темы | Основное содержание по разделам, темам с указанием названия контрольных (тестовых), практических, лабораторных работ | Кол-во контрольных (тестовых работ) по каждому разделу (теме) |
Тема 1. “ Регулирование поведения людей в обществе” | 14 | Как устроена общественная жизнь. Что значит жить по правилам.. Зачем людям государство. Почему важны законы. Культура и ее достижения. | 1 |
Тема 2. “Человек в экономических отношениях” | 16 | Экономика и ее основные участники. Производственная деятельность человека. Обмен. Торговля. Реклама. Домашнее хозяйство. Бедность и богатство. Человек в обществе: труд и социальная лестница | 1 |
« Человек и природа» | 3 | Воздействие человека на природу. Охрана природы. Закон на страже природы | |
Итого: | 34 часов | 1 час |
8 класс
Название раздела, темы | Количество часов на изучение раздела, темы | Основное содержание по разделам, темам с указанием названия контрольных (тестовых), практических, лабораторных работ | Кол-во контрольных (тестовых работ) по каждому разделу (теме) |
Тема 1. «Личность и общество» | 4 | Что делает человека человеком? Человек, общество, природа. Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие общества. Как стать личностью | |
Тема 2. «Сфера духовной культуры» | 9 | Сфера духовной жизни. Мораль. Долг и совесть. Моральный выбор – это ответственность. Образование. Наука в современном обществе. Религия как одна из форм культуры. | |
Тема 3. «Социальная сфера» | 7 | Социальная структура общества. Социальные статусы и роли. Нации и межнациональные отношения. Отклоняющееся поведение Практикум. «Социальная сфера». Учимся жить в многонациональном обществе. | 1 |
Тема 4. «Экономика» | 14 | Экономика и ее роль в жизни общества. Главные вопросы экономики. Собственность. Рыночная экономика. Производство – основа экономики. Предпринимательская деятельность. Роль государства в экономике. Распределение доходов. Потребление. Инфляция и семейная экономика. Безработица и ее причины. Мировое хозяйство и международная торговля. Практикум. «Экономика». Учимся ориентироваться в основных экономических терминах и понятиях. | |
Итого: | 35 часов | 1 час |
9 класс
Название раздела, темы | Количество часов на изучение раздела, темы | Основное содержание по разделам, темам с указанием названия контрольных (тестовых), практических, лабораторных работ | Кол-во контрольных (тестовых работ) по каждому разделу (теме) |
Тема 1. Политика и власть | 10 | Государство. Политические режимы. Правовое государство. Гражданское общество и государство. Участие граждан в политической жизни. Политические партии и движения. Межгосударственные отношения. Практикум: «Учимся участвовать в жизни гражданского общества» | |
Тема 2. «Гражданин и государство» | 9 | Основы конституционного строя РФ. Права и свободы человека и гражданина. Высшие органы государственной власти в РФ. Россия – федеративное государство. Судебная система РФ. Правоохранительные органы РФ. Практикум: «Роль права в жизни граждан». | |
Тема 3. «Основы российского законодательства» | 14 | Роль права в жизни человека, общества и государства. Правоотношения и субъекты права. Правонарушения и юридическая ответственность. Гражданские правоотношения. Право на труд. Трудовые отношения. Семья под защитой закона. Административные правоотношения. Уголовно-правовые отношения. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Практикум. «Учимся устраиваться на работу». | |
Итого: | 34 часа |
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 6 класс
№ урока | Раздел/тема | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
1 | Введение. | 1 | ||
ГЛАВА 1. ЧЕЛОВЕК В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ ( | 14 | |||
2-3 | Личность. Индивидуальность человека. | 2 | ||
4-5 | Как человек познает мир и самого себя. | 2 | ||
6-7-8 | Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. | 3 | ||
9-10 | Потребности человека. | 2 | ||
11-12 | На пути к жизненному успеху. | 2 | ||
13-14-15 | Практикум по теме «Человек в социальном измерении». | 3 | ||
ГЛАВА 2. ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ | 11 | |||
16-17 | Межличностные отношения. | 2 | ||
18-19-20 | человек в группе. | 3 | ||
21-22 | Общение. | 2 | ||
23-24 | Конфликты в межличностных отношениях. | 2 | ||
25-26 | Практикум по главе. | 2 | ||
ГЛАВА 3. НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ | 8 | |||
26-27 | Человек славен добрыми делами. | |||
28-29 | Будь смелым. | 2 | ||
30-31 | Человек и человечность. | 2 | ||
32 | Практикум по главе «Нравственные основы жизни». | 2 | ||
33 | Итоговое тестирование. | 1 | ||
34 | Итоговое повторение. | 1 |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 7 класс
№ Урока | Раздел/тема | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
Глава 1. Человек в социальном измерении | 14 | |||
1-2 | Что значит жить по правилам. | 2 | ||
3-4 | Права и обязанности граждан. | 2 | ||
5-7 | Почему необходимо соблюдать законы. | 2 | ||
8-9 | Защита отечества. | 2 | ||
10-12 | Для чего нужна дисциплина. | 2 | ||
13-14 | Виновен – отвечай. | 2 | ||
Глава 2. Человек в экономических отношениях | 16 | |||
15-16 | Экономика и её основные участники. | 2 | ||
17-20 | Мастерство работника. | 2 | ||
21-22 | Производство: затраты, выручка. Прибыль. | 2 | ||
23-24 | Виды и формы бизнеса. | 2 | ||
25-26 | Обмен, торговля, реклама. | 2 | ||
27 | Деньги, их функции. | 1 | ||
28 | . Экономика семьи. | 1 | ||
29 | «Карманные деньги: за и против». | 1 | ||
30 | «Бюджет моей семьи». | 1 | ||
Глава 3. Человек и природа | 3 | |||
31 | Человек — часть природы. | 1 | ||
32 | Охранять природу — значит охранять жизнь. | 1 | ||
33-34 | Закон на страже природы. | 2 |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 8 класс
№ Урока | Раздел/тема | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
Тема 1. Личность и общество | 4 | |||
1 | Быть личностью. | 1 | ||
2 | Общество как форма жизнедеятельности людей. | 1 | ||
3 | Развитие общества. | 1 | ||
4 | Повторение и систематизация знаний по теме «Личность и общество» (контроль знаний - тестирование) | 1 | ||
Тема 2. Сфера духовной культуры (9 часов) | 9 | |||
5 | Сфера духовной жизни. | 1 | ||
6-7 | Мораль. | 2 | ||
8 | Долг и совесть. | 1 | ||
9 | Моральный выбор – это ответственность. | 1 | ||
10 | Образование. | 1 | ||
11 | Наука в современном обществе. | 1 | ||
12 | Религия как одна из форм культуры. | 1 | ||
13 | Обобщение и систематизация по теме «Сфера духовной культуры». | 1 | ||
Тема 3. Экономика | 14 | |||
14 | Экономика и ее роль в жизни общества. | 1 | ||
15 | Главные вопросы экономики. | 1 | ||
16 | Собственность. | 1 | ||
17-18 | Рыночная экономика. | 2 | ||
19 | Производство – основа экономики. | 1 | ||
20 | Предпринимательская деятельность. | 1 | ||
21 | Роль государства в экономике. «Государственный бюджет Российской Федерации» . | 1 | ||
22 | Распределение доходов. «Банковская система России». | 1 | ||
23 | Потребление. | 1 | ||
24 | Инфляция и семейная экономика. «Бюджет государства и семьи». | 1 | ||
25 | Безработица, ее причины и последствия. | 1 | ||
26 | Мировое хозяйство и международная торговля. | 1 | ||
27 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономическая сфера» (контроль знаний – контрольная работа). | 1 | ||
Тема 4. Социальная сфера | 7 | |||
28 | Социальная структура общества. | 1 | ||
29 | Социальные статусы и роли. | 1 | ||
30-31 | Нации и межнациональные отношения. | 2 | ||
32 | Отклоняющееся поведение. | 1 | ||
33 | Обобщение по теме «Социальная сфера. | 1 | ||
34 | Урок обобщения за курс Обществознания за 8 класс (контроль знаний – контрольная работа) | 1 |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 9 класс
№ урока | Раздел/ тема | Часы | Дата | |
План | Факт | |||
Раздел Политика | 11 | |||
1 | Вводный урок. Политика и власть. | 1 | ||
2 | Государство. | 1 | ||
3-4 | Политические режимы. | 2 | ||
5 | Правовое государство. | 1 | ||
6 | Гражданское общество и государство. | 1 | ||
7 | Участие граждан в политической жизни. | 1 | ||
8 | Контрольная работа. | 1 | ||
9-10 | Политические партии и движения. | 2 | ||
11 | Межгосударственные отношения | 1 | ||
Гражданин и государство | 8 | |||
12 | Основы конституционного строя | 1 | ||
13-14 | Права и свободы человека и гражданина. | 2 | ||
15 | Высшие органы Государственной власти | 1 | ||
16 | Россия – федеративное государство | 1 | ||
17 | Судебная система РФ | 1 | ||
18 | Правоохранительные органы. | 1 | ||
19 | Практикум « Гражданин и государство» | 1 | ||
Контрольная работа. | ||||
Основы российского законодательства | ||||
20 | Право, его роль в жизни общества и государства. | 1 | ||
21 | Правоотношения и субъекты права. | 1 | ||
22-23 | Правоотношения и юридическая ответственность. | 2 | ||
24 | Гражданские правоотношения. | 1 | ||
25 | Право на труд. Трудовые правоотношения. | 1 | ||
26 | Семья под защитой закона | 1 | ||
27 | Административные правоотношения. | 1 | ||
28 | Уголовно – правовые отношения. | 2 | ||
29 | Правовое регулирование отношений в сфере образования. | 1 | ||
30 | Международно – правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | 1 | ||
31 | Контрольная работа. | 1 | ||
32-33 | Повторение | |||
34 | Повторение «Политика, право» | 1 |
Приложение
Контрольная работа 6 класс
Вариант 1
Задание 1. Как Вы думаете, почему наше государство заботится о том, чтобы улучшить условия труда врачей и обеспечить медицинские учреждения современным оборудованием?
Задание 2. Составьте рассказ о своей игровой деятельности, используя следующий план. 1) В какие игры играете Вы и Ваши сверстники? Чем данные игры Вам интересны? 2) Какие знания и умения необходимы для успеха в указанных Вами играх? Как Вы думаете, почему психологи рекомендуют отдавать предпочтение не компьютерным играм, а играм в реальной жизни?
Задание 3. Специалисты Центра «Журавушка» провели опрос среди обучающихся 6-х классов о том, какой способ поведения в конфликтной ситуации предпочитают шестиклассники. Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в графическом виде.
-Как ответила наибольшая доля опрошенных? Предположите почему.
-Как Вы оцениваете выбор большинства: позволит ли такая позиция избежать конфликтов среди шестиклассников? Выскажите свою позицию по этому вопросу. Объясните свой ответ.
-Какой ответ на вопрос дали бы Вы, если бы участвовали в опросе?
Задание 4. Писателю К.Г. Паустовскому принадлежит следующее высказывание: «Что такое талант? Трижды и четырежды труд».
- Как Вы понимаете смысл слова «талант»?
- Дайте своё объяснение смысла высказывания.
- Как Вы думаете, почему важно, чтобы каждый человек трудился?
Задание 5. Некоторые семьи в современном мире включают три, четыре или более поколений родственников (см. фотографию).
- В чём, по Вашему мнению, достоинство многопоколенной семьи, чем могут быть вызваны разногласия родственников в таких семьях?
- Чем, по Вашему мнению, следует руководствоваться при распределении семейных обязанностей?
Задание 6. Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение о нашей стране, используя все приведённые ниже понятия: Личность, общение, ребенок, воспитание, понимание, психологи.
Вариант 2.
Задание 1. В нашей стране все дети, достигшие возраста 6 лет и 6 месяцев, учатся в школе. 1. Как Вы думаете, почему наше государство заботится о том, чтобы все дети могли учиться?
Задание 2. Подумайте о том, какое место занимает труд в Вашей жизни. Составьте рассказ о видах своего труда, используя следующий план. 1) Чем Вы занимаетесь, когда трудитесь дома? Для чего Вы трудитесь дома? 2) В каких видах общественно полезного труда (труда на благо своей школы, жителей своего населённого пункта и др.) Вы могли бы участвовать или участвовали? В чём Вы видите полезность такого труда для себя и своих сверстников?
Задание 3.В государстве Z был проведён опрос совершеннолетних граждан о том, как они предпочитают проводить своё свободное время. Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в графической форме.
- Как ответила наибольшая доля опрошенных? Предположите почему.
- Как Вы думаете, много или мало людей не имеют свободного времени? Объясните свой ответ.
- Какой ответ на вопрос дали бы Вы, если бы участвовали в опросе?
Задание 4. Политическому деятелю Никколо Макиавелли принадлежит следующее высказывание: «Кто сам хороший друг, тот имеет хороших друзей».
- Как Вы понимаете смысл слова «дружба»?
- Дайте своё объяснение смысла высказывания.
- Какое значение в жизни человека имеет дружба?
Задание 5. В современном мире большинство видов деятельности требует работы не одного специалиста, а целой команды (см. фотографию).
- В чём, по Вашему мнению, преимущество, а в чём трудность работы в команде?
- Какое правило взаимодействия членов команды, по Вашему мнению, может способствовать её успешной работе?
Задание 6. Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение о нашей стране, используя все приведенные ниже понятия: Семья, Группа, Брак, Обязанности, Функции, Дети.
Контрольная работа 7 класс
Вариант 1.
Задание 1
В ст. 34 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Свобода предпринимательской деятельности».
2. Взрослые могут многое рассказать о своей предпринимательской деятельности, но в школьные годы главная деятельность — это учёба. Проанализируйте своё свободное от учёбы время. Составьте рассказ о своих способностях к экономической деятельности, используя следующий план:
1) Какие у Вас есть способности к экономической деятельности? Какое имущество Вам потребуется для реализации своих способностей?
2) В каких видах экономической деятельности Вы могли бы участвовать или участвовали?
В чём Вы видите пользу такого участия для себя и своих сверстников?
Задание 2
Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальные нормы бывают только формальные.
2) Обряды представляют собой совокупность действий, установленных обычаями или ритуалами.
3) Этикет — принятая в определенных социальных кругах система правил поведения.
4) Социальные нормы помогают сохранить порядок в обществе, являются эталоном поведения.
5) Обычаи относятся к формальным нормам и содержатся в современных законах.
Задание 3
В 2013 г. в странах Z и Y один из фондов изучения общественного мнения провёл среди совершеннолетних граждан опрос: «Что, по Вашему мнению, сейчас важнее всего для развития Вашей страны?».
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
1. Как ответила наибольшая доля опрошенных в стране Z? Предположите почему.
2. Одни люди в стране Y считают обеспечение гражданских прав и свобод, развитие инициатив граждан приоритетом для развития страны; другие, наоборот, приоритет видят в развитии технологий. Какое мнение среди опрошенных преобладает? Какие технологии могут обеспечить развитие страны?
3. Какой ответ на вопрос Вы дали бы, если бы участвовали в опросе? Почему?
Задание 4
Американскому государственному деятелю XVIII–XIX вв. Томасу Джефферсону принадлежит следующее высказывание: «Законы должны идти рука об руку с прогрессом человеческой души».
1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «прогресс человеческой души»?
2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
3. Как Вы думаете, почему важно, чтобы каждый человек осознанно следовал правовым нормам?
Задание 5
Семену 13 лет. Какие права есть у Семена? Запишите цифры, под которыми указаны верные ответы.
1) участвовать на выборах в качестве избирателя
2) вносить вклады в банк
3) покупать в магазине конфеты
4) получать подарки от родителей
5) устраиваться работать курьером в каникулярное время
6) давать согласие на изменение своего имени и фамилии
Задание 6
Семен перебежал дорогу на красный сигнал светофора, в результате чего создал аварийную ситуацию на проезжей части. Какой вид социальных норм нарушил Семен?
Задание 7
Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение о роли законов в общественной жизни, используя все приведённые ниже понятия.
Право; законы; государство; порядок; Конституция РФ; юридическая ответственность
Вариант 2.
Задание 1
В ст. 43 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Каждый имеет право на образование».
2. В подростковом возрасте главная деятельность — это учёба в школе. Проанализируйте своё свободное от учёбы в школе время и место дополнительного образования в нем. Составьте рассказ о видах дополнительного образования, используя следующий план:
1) Какие виды дополнительного образования существуют? Для чего люди получают дополнительное образование?
2) Какие виды дополнительного образования Вы могли бы получать или получаете?
В чём Вы видите пользу дополнительного образования для себя и своих сверстников?
Задание 2
Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Законы это правила, которые устанавливает и охраняет государство.
2) Законы обязаны соблюдать все.
3) Асоциальное поведение всегда связано с нарушением правовых норм, законов.
4) Законы призваны утверждать и защищать справедливость.
5) Законы дают неограниченную свободу людям.
Задание 3
Фонд Общественное мнение в январе 2016 г. провёл опрос совершеннолетних россиян о том,
сколько примерно времени в день они проводят в Интернете.
Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в графическом виде.
1. Как ответила наибольшая доля опрошенных? Предположите почему.
2. Одни люди проводят в интернете менее получаса; другие — от получаса до часа. Какая категория среди опрошенных преобладает? Какие полезные ресурсы можно посещать в интернете для самообразования или подготовки к выполнению домашнего задания?
3. Какой ответ на вопрос Вы дали бы, если бы участвовали в опросе?
Задание 4
Немецкому общественному и политическому деятелю XIX в. Карлу Марксу принадлежит следующее высказывание: «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав».
1. Как Вы понимаете смысл термина «обязанности»?
2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
3. Как Вы думаете, почему важно, чтобы каждый человек осознанно выполнял свои обязанности?
Задание 5
Даниле исполнилось 14 лет. Какие права появились у Данилы после достижения 14-летнего возраста? Запишите цифры, под которыми указаны верные ответы.
1) участвовать на выборах в качестве избирателя 2) вносить вклады в банк
3) покупать в магазине конфеты 4) получать подарки от родителей
5) устраиваться работать курьером в каникулярное время
6) давать согласие на изменение своего имени и фамилии
Задание 6
Мария Олеговна решила купить себе автомобиль. Как называется организация, куда следует обратиться Марии Олеговне для получение на определенный срок денег, при условии их постепенного возврата с процентами?
Задание 7
Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение правах и обязанностях человека и гражданина РФ, используя все приведённые ниже понятия.
Конституция РФ; конституционные обязанности; конституционные права; гражданские (личные) права; политические права; культурные права.
Контрольная работа 8 класс
ВАРИАНТ 1
- Общество, в самом широком смысле слова, означает
1 | естественную среду обитания |
2 | объединение всех людей на земле |
3 | определенную группу людей по интересам |
4 | стадию исторического развития народа |
- В результате научного открытия, ученые изобрели новое лекарство от рака. Данный факт непосредственно связан со сферой
1 | экономики |
2 | духовной культуры |
3 | политики |
4 | социальных отношений |
3. Отметьте верное суждение о взаимодействии природы и современного общества
1) | И в природе и в обществе действуют объективные законы развития |
2) | Общество на современном этапе полностью подчинило себе природу |
3) | Человек и общество не способны противодействовать природной стихии |
4) | Общество развивается, а природа неизменна, статична |
4. Какие из приведенных социальных фактов, явлений характерны для обществ традиционного типа?
1 | парламентаризм, демократические ценности, фабричное производство |
2 | электронные сети, глобализация, высокие технологии |
3 | община, мелкотоварное ремесло, сословная иерархия |
4 | многопартийность, массовое производство, социальное законодательство |
5. К глобальным экологическим проблемам современного мира относится
1 | расширение деятельности транснациональных компаний |
2 | углубление разрыва в развитии между бедными и богатыми странами |
3 | деятельность международных террористических организаций |
4 | загрязнение вод мирового океана отходами вредных производств |
6. Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «традиционное общество».
Сословное деление, родовая аристократия, сельская община, массовое производство, патриархальная семья.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.
- Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.
Общество представлено взаимосвязью и взаимодействием четырех ______________(1): экономической, политической, социальной и духовной. Общественное _______________ (2) – один из наиболее важных элементов общества. Оно в наиболее полной форме представлено в экономической сфере, хотя и не сводится к ней. Как и материальное, духовное производство целенаправленно, оно удовлетворяет определенные __________________ (3). Продуктом и содержанием духовного производства является ______________(4).
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.
А) | производство |
Б) | общество |
В) | общественные потребности |
Г) | культура |
Д) | сфера |
Е) | население |
Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово.
Получившуюся последовательность букв перенесите в таблицу.
1 | 2 | 3 | 4 |
- Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
1) | Человек в процессе своей жизнедеятельности приобретает знания и опыт. |
2) | Человек осваивает опыт, накопленный предками, а также, передает свои знания следующим поколениям. |
3) | Думается, что приобретенное расширяет поле человеческих возможностей, делает человека более свободным в принятии решений. |
4) | Только знающий и опытный человек способен на самостоятельные решения и поступки. |
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер,
Б) характер оценочных суждений.
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
1 | 2 | 3 | 4 |
- Социологическая служба в 2005 и 2015 гг. провела социологический опрос совершеннолетних россиян, задавая им вопрос: «Какое из следующих суждений о том, что значит для человека работа, более всего подходит лично Вам?»
Результаты (в % от числа отвечавших) представлены в таблице:
Сформулируйте не менее двух существенных различий в результатах опросов. Выскажите предположение о том, чем объясняется каждое из различий.
- Прочтите текст и выполните задания.
- Составьте план текста.
- Какое отличие между неолитической революцией и современным экологическим кризисом называет автор? Каково, по мнению автора, ключевое условия преодоления экологического кризиса?
- Автор говорит о неизбежно наступлении кризиса общества. Объясни смысл понятия «общество». Какие принципы формирования новой цивилизации, с точки зрения автора, должны лежать в её основе?
- Назовите любую глобальную проблему современности, кроме экологической.
ВАРИАНТ 2
- К общественным отношениям относятся связи между
1 | отдельными людьми и их группами |
2 | программистом и персональным компьютером |
3 | географическими условиями и разделением труда |
4 | работниками и орудиями труда |
2.Среди приведенных примеров деятельности людей укажите те, которые иллюстрируют экономическую деятельность.
А | разработка газового месторождения |
Б | выборы депутатов парламента |
В | изменение ставки банковского процента |
Г | оказание услуг страхования |
Д | художественное чтение стихотворения |
Выберите правильную комбинацию букв:
АВГ | 2 | АГД | 3 | БВД | 4 | ВГД |
Примером влияния природных факторов на развитие общества является
1) | создание древнейшего памятника писаного права – законов Хаммурапи |
2) | возникновение первых очагов цивилизации в долинах крупных рек: Нила, Инда, Хуанхэ |
3) | походы Александра Македонского на Восток |
4) | борьба древней Руси с набегами кочевников: печенегов и половцев |
4.Какой из перечисленных признаков характеризует общество как индустриальное?
1) | широко развиваются электронные средства связи |
2) | основу экономики составляет крупное машинное производство |
3) | общество имеет многонациональный состав |
4) | в обществе существует имущественное неравенство |
5. Во второй половине ХХ века человечество столкнулось с группой проблем, от решения которых зависит его будущее. Эти проблемы в науке получили название
Общечеловеческие | |
2 | Глобальные |
3 | Планетарные |
4 | Всеобщие |
6. Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «биологические потребности».
В пище, в отдыхе, в еде, в красоте, в поддержании теплового баланса, в защите .
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.
- Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.
Общество отличает тесная _________(1) и взаимообусловленность всех элементов. Точно также как и _________(2) все они являются частью единого комплекса. Такого, что, затронув или уничтожив один из компонентов, можно поставить под угрозу самое существование социального мира.
Сложная система социальных связей и взаимодействий пронизывает все __________(3) общества сверху донизу. Принимая какое-либо политическое ___(4), мы сможем проследить его последствия во всех сферах.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.
А) | народ |
Б) | Государство |
В) | Сфера |
Г) | Природа |
Д) | Взаимосвязь |
Е) | Решение |
Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово.
Получившуюся последовательность букв перенесите в таблицу.
1 | 2 | 3 | 4 |
- Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
1) | Крестьянство в России в начале XIX века составляло около 92 % населения. |
2) | Дворянство, в основном, мелкопоместное, не превышало 1%. |
3) | Меньшинство населения обладало сословными привилегиями. |
4) | Очевидно, данное общество можно считать традиционным. |
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер,
Б) характер оценочных суждений.
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
1 | 2 | 3 | 4 |
9.Социологическая служба в стране Z в 2005 и 2015 гг. провела опросы среди городской молодежи, задавая им вопрос: «Удовлетворены ли вы образованием, которое получаете в настоящее время?»
Результаты (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме:
Сделайте вывод об удовлетворенности граждан высшим образованием. Приведите (используя данные диаграммы) три обоснования этого вывода.
10.Прочтите текст и выполните следующие задания:
10.1 Составьте план текста.
10.2 Какие возможности общество обеспечивает личности, соответствующей его требованиям? Какими средствами должен пропагандироваться образ идеальной личности?
10.3 Автор говорит о том, что современный молодой человек должен быть прагматически ориентирован, но ограничен принципами гуманистической морали. Объясните смысл понятия «мораль». В каком случае, считает автор, будет достигнут воспитательный эффект?
10.4 Назовите любой признак, по которому возможно деление на социальные группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...