Рабочая программа обществознание 6 класс
рабочая программа по обществознанию (6 класс) на тему
Рабочая программа обществознание 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvoznanie_6_klass.doc | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
муниципального образования «Город Донецк»
(МБОУ СОШ №7 г.Донецка)
УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ СОШ №7 г.Донецка
_____________Н.Н.Пилипчук
Приказ от _________ № ___
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по________________________________________________________________
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования
___________________________________________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указание класса)
Количество часов______________
Учитель____________________________________________
Ф.И.О.
Программа разработана на основе
___________________________________________________
(указать примерную программу/программы, автора, издательство, год издания)
Пояснительная записка.
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы».М.: «Просвещение».2011.
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Реализация рабочей программы способствует:
-развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
-воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
-овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
-формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Характеристика учебного предмета.
«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе.
«Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
Место учебного предмета в учебном плане.
Согласно Учебному плану МБОУ СОШ №7 на 2016-2017 учебный год на изучение обществознания отводится 1 час в неделю.
Результаты освоения:
Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:
-мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
-заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;
-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются:
-в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
-в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;
-в способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;
-в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.
Предметными результатами освоения данного курса являются:
относительно целостное представление о человеке;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.
Содержание учебного предмета.
6 класс (34 ч)
Глава 1. «Человек в социальном измерении»
Введение. Что изучает обществознание. Отличие обществознания от истории.
Связь с другими дисциплинами.
Человек — личность. Что такое личность. Индивидуальность — плохо или хорошо? Сильная личность — какая она?
Человек познает мир.
Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен.
Учимся узнавать и оценивать себя.
Человек и его деятельность. «Птицу узнают по полету, а человека — по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна...
Потребности человека.
Какие бывают потребности. Мир мыслей. Мир чувств.
Учимся размышлять.
На пути к жизненному успеху.
Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких - залог успеха. Выбор жизненного пути.
Практикум.
Глава 2. «Человек среди людей».
Межличностные отношения. Какие отношения называют межличностными. Чувства- основа межличностных отношений. Виды межличностных отношений. Учимся взаимодействовать с окружающими.
Человек в группе. Какие бывают группы. Группы, которые мы выбираем. Кто может быть лидером. Что можно, что нельзя и что за это бывает. О поощрениях и наказаниях. С какой группой тебе по пути. Учимся совместно всей группой делать полезные дела.
Общение. Что такое общение. Каковы цели общения. Как люди общаются. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Слово-серебро, молчание-золото. Учимся общаться.
Конфликты в межличностных отношениях. Как возникает межличностный конфликт. Семь раз отмерь…Как не проиграть в конфликте. Учимся вести себя в ситуации конфликта.
Глава 3. «Нравственные основы жизни».
Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе - значит, хорошее. Главное правило доброго человека. Учимся делать добро.
Будь смелым. Что такое страх. Смелость города берет. Имей смелость сказать злу «нет». Учимся побеждать страх.
Человек и человечность. Прояви внимание к старикам. Практикум.
Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Введение. Как работать с учебником | 1 |
2 | Человек в социальном измерении. | 14 |
3 | Человек среди людей. | 10 |
4. | Нравственные основы жизни. | 9 |
Всего | 34 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
- Обществознание. 6 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; , изд-во «Просвещение». - М. : Просвещение, 2015.
- Обществознание. 6 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. - М. : Просвещение, 2015.
- Обществознание. 6 класс : поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват.учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Ф. Ивановой. - М. : Просвещение, 2010.
- Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М. : Дрофа, 2008.
- И.А.Буйволова Рабочие программы по учебникам под редакцией Л.Н.Боголюбова. Волгоград, 2010г.
- Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М. : Школа-Пресс, 2000.
- Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи... : метод, разработки социально-психолог. тренингов / А. С. Прутченков. - М. : Новая школа, 1996.
- Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М. : Российское педагогическое агентство, 1996.
- Прутченков, А. С. Школа жизни : метод, разработки социально-психолог. тренинга / А. С. Прутченков. - М. : Международная Педагогическая Академия, 1998.
- Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по общество-знанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М. : Дрофа, 2008.
- Примерные программы основного общего образования. Обществознание : 5-9 классы. - М. : Просвещение, 2010.
- Правовое воспитание школьников : 5-9 классы : конспекты занятий / сост. О. В. Летнева. -Волгоград: Учитель, 2006.
- Обществознание. Право. Экономика : сб. материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области / авт.-сост. Е. И. Колусева, Т. А. Корнева. - Волгоград : Учитель, 2006. - 123 с
- Гражданский кодекс Российской Федерации.
- Кодекс об административных правонарушениях.
- Конституция Российской Федерации.
- Семейный кодекс РФ.
- Трудовой кодекс РФ.
19.Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М. : Айрис-Пресс, 2010.
Печатные пособия.
Демонстрационные таблицы:
- Человек познает мир.
- Внутренний мир и социализация человека.
- Человек, природа, общество
- Социальная система общества.
- Взаимодействие людей в обществе.
- Культура и духовная жизнь.
Информационно-коммуникативные средства.
.Технические средства обучения.
Мультимедийный компьютер. Мультимедийный проектор. Экран проекционный.
Учебно-практическое оборудование.
Планируемые результаты
В результате изучения обществознания ученик должен знать /понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений;
ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах; - оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носите
лей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения; - самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления,
справки и т. п.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Название раздела программы, темы урока | Тип урока Вид контроля | Элементы содержания урока | Характеристика основных видов деятельности ученика | Домашнее задание |
1 | 06.09. | Что изучает обществознание? | Объяснение нового материала | Введение в предмет | Формулировать свою точку зрения и доказывать её | С.4-5 |
Глава 1 «Человек в социальном измерении» 14 часов | ||||||
2 | 13.09 | Человек- личность. | Объяснение нового материала | Зачем человек рождается. Что такое наследствен-ность. Наследственность- биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность | Формулировать определение нас-ледственности. Характеризовать человека как биологическое и социальное существо. Приводить примеры различных ва-риантов воспитания человека | П.1 С.8-12 |
3 | 20.09 | Индивидуаль-ность-плохо или хорошо? | Комбинирован-ный | Что такое личность. Индивидуальность – плохо или хорошо? Сильная личность – какая она? | Давать характеристике человеку как личности. Приводить конкретные примеры сильной личности | П.1с.12-15 |
4 | 27.09 | Практикум по теме «Человек-личность» | Комбинирован-ный | П.1, с.16-17 | ||
5 | 04.10 | Человек познает мир. | Комбинирован-ный | Познание мира и себя. Что такое самосознание. Способности человека. | Объяснять ,что такое познание и самосознание. Приводить примеры | П.2, с.18-20 |
6 | 11.10. | На что ты способен | Урок-дискуссия | П.2, с.20-23 | ||
7 | 18.10 | Практикум по теме «Человек познает мир» | Комбинирован-ный | Познание мира и себя. Что такое самосознание и самооценка. На что ты способен. | Давать оценку себе, своим действиям и поступкам. Характеризовать особенности познания человеком мира. Сравнивать себя и свои качества с другими людьми | П 2, с.23-24 |
8 | 25.10 | Человек и его деятельность | Комбинирован-ный | Деятельность человека, её основные формы. Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности | Характеризовать деятельность человека, её отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами раз-личные мотивы деятельности. Использовать причинно-следственный анализ для выявления связи между деятельностью и становлением личности | П.3, с.26-28 |
9 | 08.11 | Жизнь человека многогранна. | Комбинирован-ный | Потребности человека-биологические социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства | Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер. Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлением духовного мира человека, его мыслей и чувств | П.3,с.28-31 |
10 | 15.11 | Потребности человека. | Комбинирован-ный | |||
11 | 22.11 | Практикум по теме »Потребности человека». | комбинирован ный | Отличительные черты деятельности человека. Духовный мир человека. | П.4с.39-40 | |
12 | 29.11 | На пути к жизненному успеху. | Урок ознакомления с новым материалом | Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду. Выбор профессии. | Показывать на конкретных примерах слагаемые жизненного успеха. . Исследовать практические ситуации, связанные с отношениями в труду и выбору профессии., Выражать свою точку зрения | П.5, с.41-44 |
13 | 06.12 | Поддержка близких залог успеха. | Комбинирован-ный | Взаимопонимание и взаимопомощь. Выбор своего дела. | П.5, с.44-45 | |
14 | 13.12 | Практикум по теме «На пути к жизненному успеху» | Комбинирован-ный | П.5, с.47-48 | ||
15 | 20.12 | Повторительно-обобщающий урок по главе «Человек в социальном измерении». | Комбинирован-ный | Что такое личность? Что дает человеку познание самого себя? Самообразование. Деятельность. Потребности человека. Духовный мир. Успех в жизни. Его слагаемые. | Приводить конкретные примеры. Выражать свою точку зрения. | Повт. гл.1 |
Глава 2. Человек среди людей. 10 часов | ||||||
16 | 27.12 | Межличностные отношения. | Комбинирован-ный | Какие отношения называют межличностными.От чего зависят межличностные отношения. Симпатия и антипатия. Виды межличностных отношений. Стили межличностных отношений. | Характеризовать учебу как основной труд школьника. Опираясь на примеры из художественной литературы, выявлять позитивные результаты учения. Оценивать собственное умение учиться. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний | П.6, с.50-52 |
17 | 10.01 | Виды межличностных отношений. | Комбинирован-ный | П.6 с.52-56 | ||
18 | 17.01 | Человек в группе. | Урок-практикум | Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Иллюстрировать примерами значимость това-рищеской поддержки сверстников для человека. | П.7, с.58-60 | |
19 | 24.01 | Что можно, чего нельзя и что за это бывает. | Комбинирован-ный | П.7, с.61-65 | ||
20 | 31.01 | Общение. | Урок ознакомле ние с новым материалом | Понятие общения. цели общения. Как люди общаются. | П.8с.67-71 | |
21 | 07.02 | Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. | Комбинирован-ный | Проанализировать особенности общения людей разного возраста и разных социальных групп. | П.8, с.71-74 | |
22 | 14.02 | Практикум по теме «Общение». | Комбинирован-ный | П.8, с.75-78 | ||
23 | 21.02 | Конфликты в межличностных отношениях. | Урок-конференция | П.9, 79--80 | ||
24 | 28.02 | Как не проиграть в конфликте. | Комбинирован-ный | Важность взаимопонимания и взаимопомощи | Формулировать свою точку зрения на выбор пути из конфликта. Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его ре-зультаты. Находить и извлекать ин-формацию о жизни людей, нашедших свое призвание в жизни | П.14, с.80-82 |
25 | 07.03 | Повторительно-обобщающий урок по главе 2. «Человек среди людей». | Урок-рассуждение | |||
Глава 3. Нравственные основы жизни. 9 часов | ||||||
26 | 14.03 | Человек славен добрыми делами. | Урок объяснения нового материала | Что такое добро. | Анализировать и приводить примеры добрых поступков. | П.10, с.86-88 |
27 | 28.03. | Главное правило доброго человека. | Комбинирован-ный | Мораль. Золотое правило морали. | П.10 с.88-91, | |
28 | 04.04 | Будь смелым. | Комбинирован-ный | П.11, с.92-94 | ||
29 | 11.04 | Имей смелость сказать злу «нет» | Комбинирован-ный | Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «смелость». Приводить примеры и давать оценку поступкам людей, представленным в СМИ | П.11, с.96-97 | |
30 | 18.04 | Практикум по теме «Будь смелым». | Комбинирован-ный | Характеризовать и конкретизировать примерами поступки людей. | П.11,с.198-99 | |
31 | 25.04 | Человек и человечность. | Урок объяснение нового материала | П.12, с.100-102 | ||
32 | 02.05 | Прояви внимание к старикам. | Забота о слабых и пожилых. Анализ ситуаций | П.12 с.102-104 | ||
33 | 16.05 | Повторительно-обобщающий урок по главе 3. «Нравственные основы жизни». | тест | Человек славен добрыми делами. Доброе- значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро | Характеризовать и конкретизировать примерами проявление добра. Приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали. Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали | с.107 |
34 | 23.05 | Повторительно-обобщающий урок. | Урок обобщения и систематизации знаний | Смелость. Страх -защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу. Человечность. Гуманизм. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке. | На конкретных примерах дать оценку проявления мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противо-действия проявлениям зла |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 8 класс обществознание
Рабочая программа 8 класс обществознание...
Рабочая программа 9 класс обществознание
Рабочая программа 9 класс обществознание...
Рабочая программа "Обществознание" 6 класс
Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др....
рабочая программа обществознание 9 класс база
рабочая программа по обществознанию 9 класс базовый уровень Л.Н. Боголюбов...
Рабочая программа 6 класс обществознание
Рабочая программа 6 класс обществознание...
Рабочая программа 10 класс обществознание
Рабочая программа 10 класс по обществознанию...
Рабочая программа обществознание 9 класс
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса, составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МО и ...