Формирование гражданской идентичности на уроках обществознания
презентация к уроку по обществознанию (5 класс) по теме
Цели, стоящие перед обществом на каждом витке развития, являются определяющими для изменения в системе ценностей и эталонов, которые в свою очередь определяют требования к качествам личности и содержанию гражданственности. Переход от педагогики индустриального периода, нацеленной на воспитание коллективизма без учета индивидуальных запросов личности к педагогике информационного общества, нацеленной на гармонию индивидуального и общественного, привел к тому, что для современного человека стали актуальны такие качества как самостоятельность, внутренняя свобода личности, способности к самоопределению и самоутверждению, инициативности и гражданская активность. Можно выделить основные качества составляющие гражданственность: патриотизм, законопослушность, доверие к государственной власти, ответственность за поступки, добросовестность, дисциплинированность, чувство собственного достоинства, внутренняя свобода, уважение к согражданам, социальная ответственность, активная гражданская позиция, гармоническое сочетание патриотических, национальных, интернациональных чувств и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_grazhdanskoy_identichnosti_na_urokah_obshchestvoznaniya.ppt | 2.38 МБ |
gi.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
НОВИЗНА И АКТУАЛЬНОСТЬ Формирование гражданской идентичности личности является ключевой задачей социокультурной модернизации общества, поэтому данный опыт является актуальным на сегодняшний день, и представляет практическую ценность для повышения качества учебно-воспитательного процесса
ЦЕЛЬ Формирование гражданской идентичности, воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины, гражданской ответственности, уважение к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям Развитие личности, ее нравственной и правовой культуры, способности к самореализации и позитивной социализации
ЗАДАЧИ Создание условий, способствующих свободному самостоятельному мышлению учащихся Использование в учебной деятельности форм и методов работы, формирующую гражданскую идентичность Развивать умение осмысления информации из разных источников, решение практических задач, формирование собственных оценочных суждений для формирования позитивного опыта применения полученных знаний
Объект изучения: Гражданская идентичность Предмет изучения: Формирование гражданской идентичности через деятельностный подход
Гражданское общество и государство Государство - -население (народ) -территория -власть Гражданское общество (начиная с работ И. Канта) - общество свободных и автономных субъектов - личностей и организуемых ими сообществ, осуществляющих свою деятельность во имя каждого человека и во имя рода в целом
Формирование гражданского общества в России Цель гражданского общества - создание возможностей и условий для -становления человека как свободной личности и всего общества Быть гражданином - быть свободным человеком, осуществляющим свою деятельность на основе свободного выбора и самоопределения, признавая и уважая интересы и право другой личности, в границах конвенциональных правил, устанавливаемых как баланс интересов групп общества.
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ Целостное отношение человека к социальному и природному миру, объединяющее общечеловеческую и национальную культуру, способность устанавливать баланс индивидуальных и общественных интересов Свобода выбора, сознательность и ответственность, активная жизненная Позиция, самоактуализация, творческая направленность, самотождественность (стремление быть в согласии с самим собой)
Кризис гражданской идентичности, «диффузия» идентичности - причины: дезинтеграция, глобализация, социальная неопределенность Формирование новых государств на пост- советском пространстве Активизация идентификационных процессов и рост национального самосознания народов и этнических групп России Миграционные процессы Пересмотр истории Утрата обществом ценностного единства Недостаточный уровень активности детских, подростковых и молодежных общественных организаций
Кризис гражданской идентичности «диффузия» идентичности - следствия Кризис идентичности личности (негативная идентичность, диффузия идентичности) Девиантное и делинквентное поведение Низкий уровень социальной активности Ксенофобия, национализм, шовинизм, мигрантофобия, межэтническая напряженность
Модель идентичности личности Социальная идентичность - осознание и переживание личностью сопричастности к определенному сообществу Гражданская идентичность и этническая идентичность - виды социальной идентичности. Системность формирования общечеловеческой, гражданской и этнической идентичности
Гражданская идентичность Осознание личностью принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющая личностный смысл Функции ГИ -принадлежности к группе -защитная -самореализации в политической и социальной активности
Структура гражданской идентичности Эмоциональный - принятие или непринятие своей принадлежности Ценностный - позитивное или негативное отношение к принадлежности Когнитивный - знание о принадлежности к данной социальной общности Поведенческий - гражданская активность
Показатели сформированности гражданской идентичности личности гражданственность патриотизм гражданская активность социально-критическое мышление, обеспечивающее когнитивную основу свободного жизненного выбора личности
Виды патриотизма духовно-религиозный личностный патриотизм патриотизм как чувство деятельностный патриотизм патриотизм как общественное явление государственный патриотизм классовый народный национальный гражданский рационально-критический патриотизм
Толерантность Толерантность позволяет сохранить баланс между народами, населяющих Россию.
II . Приемы формирования гражданской идентичности
Образовательные технологии 1. Технология развития критического мышления. 4. Проблемная технология; 2. Проектная технология 5. Интерактивные технологии 3. Кейс-технология; 7. Информационные технологии; 6. Игровые технологии;
Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии Дерево предсказаний Толстые и тонкие вопросы Модель постановки и решения проблемы, позволяет описать и попытаться решить целый круг проблем Дискуссия вырабатывает у учащихся опыт совместной деятельности. Письмо позволяет высказать свою точку зрения (эссе, синквейн, рефлексия – самооценка Деятельности учителя, ученика) Верные и неверные утверждения ("верите ли вы"), ключевые слова. Стратегия «Fishbone» Дискуссия, письмо Рефлексия Таблицы Эффективная лекция ТРКМ Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление . Приёмы стадии вызова. Кластеры вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного. Материал лекции делится на смысл.ед., передача каждой из них строится в технологическом цикле "вызов - осмысление -рефлексия"
педагогические технологии: рефлексивная исследовательская (проблемно-поисковая) коммуникативная (дискуссионная) имитационного моделирования (игровая) психологическая (самоопределенческая) деятельностная Проектная технология
III . Результативность
Качество знаний Класс 1 четверть 2 четверть 3 четверть 5 А 5-8 5-17 5-19 4-17 4-7 4-6 3-0 3-1 3-0 5 Б 5-7 5-17 5-19 4-18 4-8 4-6 3-0 3-0 3-0 5 В 5-3 5-11 5-4 4-14 4-10 4-17 3-7 3-4 3-3
Качество знаний
Качество знаний
Качество знаний
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ
Цели, стоящие перед обществом на каждом витке развития, являются определяющими для изменения в системе ценностей и эталонов, которые в свою очередь определяют требования к качествам личности и содержанию гражданственности. Переход от педагогики индустриального периода, нацеленной на воспитание коллективизма без учета индивидуальных запросов личности к педагогике информационного общества, нацеленной на гармонию индивидуального и общественного, привел к тому, что для современного человека стали актуальны такие качества как самостоятельность, внутренняя свобода личности, способности к самоопределению и самоутверждению, инициативности и гражданская активность. Можно выделить основные качества составляющие гражданственность: патриотизм, законопослушность, доверие к государственной власти, ответственность за поступки, добросовестность, дисциплинированность, чувство собственного достоинства, внутренняя свобода, уважение к согражданам, социальная ответственность, активная гражданская позиция, гармоническое сочетание патриотических, национальных, интернациональных чувств и др.
Госстандарт нового поколения предусматривает формирование знаний фундаментальных наук, воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной активности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, а с другой стороны – системы универсальных учебных действий, определяющих способности личности учиться, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.
Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработке ценностных ориентаций. Новая социальная ситуация развития подростков приводит к значительным трудностям в формировании гражданской позиции, поэтому переход к новой стратегии воспитания – социальности, конструирования гражданской идентичности как базовой предпосылки укрепления государственности, актуальна.
Формирование гражданской идентичности – сложный процесс. Для достижения результата актуально применение методов и форм деятельностного подхода в обучении.
Главное в деятельностном подходе – это деятельность самих учащихся, участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций, выполнение норм и требований школьной жизни, умение вести диалог, участие в общественной жизни, умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий.
Функция учителя – направляющая и корректирующая.
Формирование гражданской идентичности личности является ключевой задачей социокультурной модернизации общества.
Данный опыт является актуальным на сегодняшний день и представляет практическую ценность для повышения качества учебно-воспитательного процесса.
Объект изучения: гражданская идентичность.
Предмет изучения: формирование гражданской идентичности через деятельностный подход.
Цель моей инновационной деятельности – формирование гражданской идентичности, воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданской ответственности, уважение к социальным нормам, приверженность к гуманистическим и демократическим ценностям, развития личности, ее нравственной и правовой культуры, способности к самореализации и позитивной социализации.
Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:
1. создание условий, способствующих свободному самостоятельному мышлению учащихся
2. использовать в учебной деятельности формы и методы работы, формирующие гражданскую идентичность
3. развивать умения осмысления информации из разных источников решения практических задач, формирование собственных оценочных суждений на основе сопоставления фактов для формирования позитивного опыта применения полученных знаний.
Программа в 5 классе является вводно-пропедевтической по отношению к основной школе. С одной стороны она во многом строится на тех же дидактических единицах, что и в начальной школе, с другой стороны вводит новые единицы содержания. Логика программы в 5 классе предполагает восхождение от частного к общему. На этом этапе обеспечивается преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемый в начальной школе.
Курс предполагает содержательное наполнение примерно 50% учебного времени (из 35 часов), остальное время предназначается для активного освоения материала.
Формирование гражданской идентичности предполагает формирование следующих структурных компонентов:
- когнитивный (познавательный) - знания о власти, правовой организации общества, государственной символике, общественно-политических событиях, о выборах, политических лидерах, партиях и их программах, ориентация в их функциях и целях;
- эмоционально-оценочный (коннотативный) – рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения, желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни старны; самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия.
- формирование этнической идентичности и солидарности с малой родиной.
Неотъемлемой составляющей когнитивного компонента является правовое сознание. Важной составляющей правосознания российских граждан является социальные представления о справедливости, связанные, как правило, с коллективистическими ценностями, такими как следование общезначимым нормам, сохранение позитивных отношений, избегание межличностных конфликтов.
Патриотизм – как составляющая гражданской идентичности.
Формирование личностной гражданской идентичности через деятельностный подход.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает систему норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
3) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
4) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Описанная технология обучения – деятельностный метод – может применяться при изучении любого предмета. Главным его отличием от традиционного «наглядного» метода является то, что он обеспечивает включение учащихся в деятельность.
Кроме того, деятельностный метод создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода (то есть принципов деятельности, минимакса, психологической комфортности, целостного представления о мире, непрерывности, вариативности, творчества).
С другой стороны, деятельностный метод обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличит прочночть знаний. Таким образом, деятельностный метод отвечает необходимым требованиям к технологиям обучения, реализующим современные цели. Он дает возможность осваивать предметное содержание в соответствии с единым подходом, в соответствии с единой установкой на активизацию на внешних, так и внутренних факторов, определяющих развитие.
РАЗДЕЛ II. ПОСТРОЕНИЕ УРОКА. ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ.
Приемы формирования гражданской идентичности я покажу на примере уроков обществознания в 5 классе.
Пути формирования гражданской идентичности.
Применяю следующие образовательные технологии: эвристические беседы, развитие критического мышления, проектная технология, написание эссе.
Принципы работы.
1) Вычленяем значимую для решения проблемы информацию и саму проблему уточняем по мере знакомства с информацией
2) Сравниваем разные точки зрения, привлекая необходимые факты из различных источников
3) Различные приемы работы с различными видами текста (чтение с остановками).
При изучении темы «Гражданин – Отечества достойный сын» деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Урок начинается с вопроса:
«Как человек может служить Отечеству?»,
«Назвать ассоциации к слову гражданин»,
«Кто такой патриот?»,
«Обязательно ли гражданин – патриот своего Отечества?»,
Как вы считаете, как будет называться наша тема урока?».
При изучении темы используются приемы:
1. Вставьте пропущенное слово:
____________________ член общины или народа, состоящего под одним общим управлением, каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство.
2. Заполните схему: Основные права граждан Российской Федерации
3. Совершение путешествия в прошлое (Афинская демократия)
4. Объясните понятие «достойный сын Отечества», «гражданский поступок». Что означают эти понятия? Приведите примеры из истории гражданских поступков.
5. Для проверки усвоения материала проводится тренинг «Гражданин и обыватель».
В каждом из нас сочетаются черты гражданина и черты обывателя. Давайте попробуем разобраться в себе. Ответим на вопросы и заполним таблицу. Какие признаки гражданина я нахожу в себе? Какие черты обывателя я вижу в себе?
«Поступок, достойный гражданина». Подготовьте рассказ о своем гражданском поступке. Если, как вам кажется, такого вы не совершали, то расскажите о гражданском поступке другого человека.
При осуществлении рефлексии темы можно дать письменное задание: «Задай свой вопрос Президенту Российской Федерации».
Тема «Что значит быть патриотом», имеет большое воспитательное значение, формирует чувства любви к своей Родине, гордости за ее героическую историю и великий народ. Учащиеся изучали эту тему в 4 классе по предмету «Окружающий мир», поэтому проводится опережающее повторение.
Беседа-вызов.
1. Как называлась наша страна в прошлом? А как сейчас?
2. А как бы ты ответил на вопрос «Что такое Родина?», «Что значить любить Родину?», «За что человек любит свою Родину?»
Назовем тему нашего урока. Прием «Таблица вопросов». Тонкие и толстые вопросы.
Задание 1. Прочитаем статью 1 Конституции РФ.
Российская Федерация – Россия есть демократическое государство с республиканской формой правления.
Что означает слово «демократия»?
Задание 2. Выпишите значение слова «Федерация»
Задание 3. Напишите название субъекта РФ, в котором ты живешь.
Задание 4. Выпиши права субъектов Федерации
Задание 5. Каково устройство РФ.
Прием самостоятельной работы с текстом.
Беседа «Что объединяет народы РФ?»
Задание: Составьте не менее 3-х предложений со словами патриот, патриотизм.
Самостоятельная работа по тексту учебника стр.159-160: «Объясни, что значит быть патриотом?». Приведите примеры, проявления патриотизма. А что можешь сделать ты, чтобы проявить патриотизм? А что дает человеку принадлежность к Отечеству?
В рубрике «Картинная галерея» плакат «Родина – мать зовет». Объясните название плаката.
Письменная рефлексия.
Задание: Напишите письмо сверстнику, живущему далеко от твоего дома. Расскажи о своей малой Родине.
Тема: «Символика России» продолжает знакомство учащихся с государственной символикой РФ. Из курса «Окружающий мир» ребята знают, что символами государства является герб, флаг, гимн. Знакомы им и слова Государственного гимна в его новой редакции. В 5 классе сведения о государственной символике расширяются и дополняются. Продолжается знакомство учащихся с правилами пользования государственных символов.
Прием – вызов. Обсудим: Как вы понимаете «Символика России»? Какое значение для государства имеют государственные символы: герб, флаг, гимн?
Работа с текстом стр.164-165. Фрагмент ст.1 Закона РФ «О государственном гербе РФ». Выпишите новые слова: геральдический, скипетр, держава.
Работа с иллюстрацией с изображением современного Государственного российского герба. Найдите на нем все обозначенные в тексте элементы.
Для углубления знаний учащихся организуется работа по тексту рубрики «Путешествие в прошлое» (стр.165).
Прием работы с текстом.
Задание:
1. Раздели текст на смысловые части
2. Озаглавь каждую часть
3. Кратко запиши основную мысль текста
4. Когда официально двуглавый орел стал символом власти государства на Руси?
5. Опиши герб субъекта РФ, в котором ты живешь.
Рассказ учителя. Стр.166. Фрагмент указа царя Алексея Михайловича о толковании герба. Выбор символов и цвета государственной символики носит не случайный характер, а подчинен сложившимся традициям.
Беседа. Что такое флаг? Какие бывают флаги? Что для страны значит флаг? Что для каждого человека значит флаг?
Какие чувства вы испытываете, слыша гимн?
Прочитайте отрывок из гимнов разных времен и напиши главную мысль каждого из них. (стр. 56-57. Пособие)
Задание. Мини-проект.
Тема «Мы – многонациональный народ», включает ряд фундаментальных для нашего сознания и морали гуманистических идей: мы – многонациональный народ; мы – единый народ; национальности не являются ни заслугой, ни недостатком человека; к каждой национальности нужно относиться с уважением.
Все идеи взаимосвязаны. Говоря о многонациональности нашей страны, учитель обосновывает мысль о том, что мы россияне – единый народ.
Сама тема очень деликатная, дети должны чувствовать постоянно исходящие от учителя – взаимность, доброжелательность, уважение, понимание. Сам учитель обязан твердо придерживаться гуманистических позиций, уметь их обосновывать, отстаивать, защищать убедительно.
Приемы работы.
Эвристическая беседа. Как ты понимаешь название параграфа?
Задание. Прочитайте отрывок из преамбулы к Конституции РФ. Что значит выражение «соединенные общей судьбой на своей земле». Можешь ли ты привести примеры общей судьбы народов России?
Рассмотри карту на стр. 158-159. Какие можно сделать выводы, изучив карту? Какой народ был основателен и главным строителем нашего огромного государства?
Продолжи: Народы РФ объединяет… 1) культура, 2)…
Работа с текстом учебника «Что такое национальность?» (стр.188). Учимся уважать людей любой национальности.
Заполни таблицу: Мои мысли о…
В левую колонку выпиши цитаты из текста, которая понравилась тебе, удивила, в правой колонке запиши свои мысли.
Цитата | Мои мысли |
Прочитай отрывок из стихотворения Ф.И. Тютчева «Два единства».
Единство – возвестил оракул наших дней, -
Быть может спаяно железом лишь и кровью…
Но мы попробуем спаять его любовью, -
А там увидим, что прочнеет…
Задание. Запишите основную мысль стихотворения.
Беседа.
«Что такое национальность?».
«Почему национальность не является ни заслугой человека, ни его недостатком?»
Рефлексия. Давайте выработаем правила, как нужно относиться к людям другой национальности.
Используя метод проекта в 5 классе, осуществляется преемственность с начальной школой. Если в начальной школе проектные задачи носят обучающий характер в части, касающейся общеучебных умений и навыков: организации работ взаимодействия учащихся в процессе ее выполнения, поиск нужной информации, работа проходит под руководством учителя. В 5 классе особенности предметных проектных задач состоит в том, что ребята используют весь известный им арсенал средств и предметных способов действий в различных ситуациях.
Главная цель – научиться ставить перед собой цели, планировать свои действия, самим контролировать и оценивать свои действия и результаты, а также действия и результаты своих сверстников. Подобные задачи уже приближаются к учебному проекту, но младшие школьники еще не самостоятельны в выборе средств, способов действий.
Темы внеклассной проектной деятельности.
1. Урок «Мы – многонациональный народ». Проект «Создай свое государство»
Последовательность работы:
1. Придумай свое государство – остров, нарисуй в виде географической карты, укажи столицу, города, сеть железных и шоссейных дорог.
2) определи структуру власти в этом государстве, права и обязанности его граждан, род их занятий.
3) Опиши свое государство, сделай к тексту рисунки.
2. Урок «Символы государства». Создай герб своей семьи
3. Урок «Что значит быть патриотом?». Создание коллажа «Моя Родина».
4.Изготовление книжки «Правила жизни для счастливых граждан»
1) Придумай название государства, в котором будут жить счастливые люди
2) Определи какие права и обязанности должны иметь граждане придуманного государства, чтобы они жили счастливо.
3) Напиши для них отдельно права и отдельно обязанности
4) Оформи правила жизни для счастливых граждан в виде небольшой книжки.
5. Урок «Семья – ячейка общества». Напиши о своих близких, бабушке и дедушке.
6. Урок «Будь смелым».
1) Определи причины возникновения страха
2) Чем полезен страх?
3) В чем его вред?
4) Рекомендации как преодолеть страх.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование гражданской идентичности позволит обеспечить реализацию основных требований общества к образовательной системе:
- формирование гражданской и культурной идентичности учащихся как граждан России;
- достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России;
- духовно-нравственное развитие личности на основе усвоения общечеловеческих нравственных норм и ценностей и формирования моральной компетентности;
- формирование у школьников правовой культуры и социально-политической компетентности; формирование активной жизненной позиции, самостоятельности и умения действовать в соответствии с правовой и общественно-политической системой государства;
- воспитание патриотизма;
- воспитание толерантного сознания.
Процесс формирования гражданской идентичности длительный, и результат можно получить не сразу. Главное – мы формируем личность ребенка как на уроках. Так и во внеурочной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование гражданской идентичности на уроках истории
Данный файл содержит краткое сообщение о формировании гражданской идентичности на уроках истории....
Формирование гражданской идентичности на уроках истории, обществознания и ОРКСЭ
Выступление на конференции...
Формирование гражданской идентичности на уроках русского языка и литературы
Выступление на педагогическом совете школы сопровождается презентацией...
Формирование гражданской идентичности на уроках истории.
Личный опыт в сложном вопросе формирования гражданской идентичности....
Формирование гражданской идентичности на уроках истории.Из личного опыта.
Формирование гражданской идентичности.Из личного опыта....
Формирование гражданской идентичности на уроках русского языка и литературы.
Статья о необходимости и актуальности формирования в детях гражданской идентичности....
Проектная работа на тему: «Деятельность учителя по формированию гражданской идентичности на уроках истории и обществознания»
Стратегической целью социального развития России в XXI веке является формирование гражданского общества и гражданской идентичности, построение правового государства, признание прав человека и его своб...