Формирование гражданской идентичности на уроках русского языка и литературы.
статья (5 класс) на тему
Статья о необходимости и актуальности формирования в детях гражданской идентичности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_grazhdan_skoy_identichnosti.docx | 13.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование гражданской идентичности на уроках русского языка и литературы
Детство играет важную роль в жизни человека. Заложенные в детстве нравственные, культурные приоритеты определяют весь жизненный путь человека. В последнее время становится актуальным обсуждение вопросов, связанных с гражданской идентичностью и, на мой взгляд, центральной задачей современной школы должно стать воспитание гражданина своей страны - России.
Именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь детей и подростков.
Среди учебных дисциплин, обеспечивающих предметную основу для формирования гражданской идентичности личности, на первый план выходят такие предметы, как русский язык и литература.
На своих уроках учителя русского языка и литературы начинают знакомить детей с укладом жизни русского и других народов России прежде всего с устного народного творчества: со сказок, былин, пословиц, песен, загадок и так далее. Устное творчество любого народа содержит, на мой взгляд, богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма.
На уроках литературы дети читают и анализируют классические произведения русской литературы, литературы народов России и мира. Наряду с произведениями Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Толстого дети изучают произведения Габдуллы Тукая, Мусы Джалиля, Расула Гамзатова, Шекспира, Рея Бредбери, Мольера и других поэтов и писателей. Знакомя детей с литературой других народов, мы создаём условия для формирования готовности личности к диалогу в поликультурном обществе и основу формирования толерантности.
В детском и подростковом возрасте герои литературных произведений задают эталоны и образцы Личности, которая определяет задачи саморазвития и самовоспитания учащегося.
Например, читая произведения о войне, на примере главных героев дети видят черты характера, присущие русскому человеку, солдату, герою Великой Отечественной войны – несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество.
При анализе текста произведения, разбирая те или иные поступки героев, учащиеся отвечают на вопросы: “Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?”, “А как бы ты поступил на его месте?”. Эти вопросы рождают чувство сопричастности учащегося к событиям прошлого или современности, что делает такой урок личностно ориентированным.
Хорошим помощником учителя в воспитании гражданской идентичности на уроках русского языка является правильный подбор дидактического материала: тексты упражнений могут быть о родном крае, о разных уголках нашей огромной страны, о знаменитых людях-соотечественниках и событиях, которыми гордится наша страна.
Большое воспитательное значение имеет работа со словарями: толковыми, фразеологических оборотов, синонимов, словообразовательных и так далее.
Описывая в сочинениях своих близких, свой двор, свою комнату, дети начинают понимать слово Родина, как не нечто абстрактное, далекое, а как близкое, находящееся рядом, как часть их жизни.
Также в своей работе по патриотическому воспитанию необходимо использовать воспитательные возможности не только уроков литературы и русского языка, но и внеклассной работы: выпуск газет, краеведческие экскурсии, встречи с ветеранами, спортсменами, политиками, посещение музеев, театров, участие в научно-практических конференциях, конкурсах.
Именно в школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о жизни общества, взаимоотношениях между людьми. И от нас, от педагогов и родителей, зависит, как наши дети будут относиться к людям, к своей стране, к миру, станут ли они достойными гражданами России.
Автор статьи: Сибгатуллина Альбина Наиловна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.
В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...
Гражданское образование на уроках русского языка и литературы
Методические материалы по формированию гражданственности на уроках русского языка и литературы...
Формирование гражданской идентичности на уроках русского языка и литературы
Выступление на педагогическом совете школы сопровождается презентацией...
"Воспитание российской гражданской идентичности на уроках русского языка с использованием технологии развития критического мышления"
Работа над формированием гражданской идентичности в каждом классе различна и зависит об общей подготовки учащихся, специфики программного материала по русскому языку и межпредметных связей русского яз...
Формирование гражданской идентичности на уроках русского языка и литературы
laquo;Как только кто-либо говорит о делах государства: «Что мне до этого?» - следует считать, что государство погибло.» Жан Жак Руссо (1712-...
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» Сроки реализ
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы ...