Формирование гражданской идентичности на уроках истории, обществознания и ОРКСЭ
статья на тему

Выступление на конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_grazhdanskoy_identichnosti.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

 Лисина Наталья Александровна

МБОУ «Серго-Ивановская основная школа»

Гагаринский район с.Серго-Ивановское

Формирование гражданской идентичности

на уроках истории и ОРКСЭ в основной школе

Работа учителя истории и обществознания направлена в первую очередь на выполнение целей гуманитарного образования, обозначенных как приоритетные.

Главная цель изучения истории в современной школе – образование, воспитание и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. [ 3, с.5]

Гражданская идентичность есть осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл, основанное на признаке (качестве) гражданской общности, характеризующем ее как коллективного субъекта. Педагогический опыт учителя истории и обществознания направлен в большей степени на поиск путей формирования гражданина, на поиск условий, побуждающих школьников к осознанному деятельному участию в жизни класса, школы, семьи, социума, страны. Гражданская идентичность человека формируется на основе идентичности семейной, школьной, национальной и т.п.. Формированию той или иной идентичности способствуют главным образом гуманитарные предметы: особенно история и литература. Новый предмет – «Основы религиозных культур и светской этики» – также предложено преподавать не только педагогам начальных классов, но и специалистам историко-филологического профиля. Православие, рассматриваемое как часть исторического процесса и как явление повседневной жизни, занимает в истории народа определённое место и выполняет огромную общественную роль.

Я, как учитель истории, продолжая обучение школьников в следующих классах, представляю им исторический процесс через постепенное усложнение общества за счёт появления новых форм идентичности. Чем шире круг «своих», тем легче человеку жить и реализовывать себя в этом мире.  

Цель работы учителя - формирование гражданской идентичности, воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданской ответственности, уважение к социальным нормам, приверженность к гуманистическим и демократическим ценностям, развития личности, ее нравственной и правовой культуры, способности к самореализации и позитивной социализации.

Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:

1. создание условий, способствующих свободному самостоятельному мышлению учащихся

2. использование в учебной деятельности формы и методы работы, формирующие гражданскую идентичность

3. развитие умения осмысления информации из разных источников, решения практических задач

4.  формирование собственных оценочных суждений обучающихся на основе сопоставления фактов для формирования позитивного опыта применения полученных знаний.

Эти задачи решаются при использовании деятельностного подхода к обучению и воспитанию школьников.

Содержание системы воспитания гражданской идентичности обучающихся как на уроках истории и обществознания, так и на уроках православия включает в себя следующие направления реализации воспитательных задач:

1.Духовно-нравственное ценностное воспитание - формирование приоритетных ценностей гражданственности; уважения к основам государственного и общественного строя; патриотизма; гуманизма и нравственности, чувства собственного достоинства; социальной активности, ответственности.

2. Историческое воспитание на основе героической истории России, Смоленской области, своей семьи. Региональный компонент обладает огромным воспитательным потенциалом. Понимание политических, экономических, культурных особенностей и проблем региона способствует становлению гражданской позиции. Необходимо привлекать внимание не только к воинским подвигам, но и труду на благо страны.

3.Политико-правовое воспитание – знание  Конституции РФ, законов; понимание форм участия в работе институтов гражданского общества. Гражданин должен быть инициативным, деятельным, уметь применять свои знания и умения в жизни.

4. Патриотическое воспитание – воспитание гражданственности и любви к Родине, осознание культурно-исторических ценностей российского общества, формирование национального самосознания личности; формирование интереса к национальной культуре (формирование у детей внимания к духовной культуре своего народа, уважение к его самобытности).

 Необходимо отметить, что для успешной социализации и самоидентификации необходим некий эталон, на который надо ориентироваться и некая мера, которая позволит судить о степени успешности человека в обществе. К сожалению, в нашем современном обществе недостаточно сформированы или только формируются представления о ценностях и идеалах. А мерилом успешности является в основном материальное благополучие. Возникает проблема выбора эталона и ценностных ориентаций. Маленькие дети выбирают в качестве ориентира героев сказок, дети постарше – киногероев. На уроках истории мы знакомим с людьми, сделавшими огромный вклад в историю страны. По моему мнению, важно  показать детям ценностные ориентиры православия, так как в православии сформированы глубокие личностно значимые постулаты, помогающие видеть и оценивать свои поступки по шкале «добро-зло».  

Становление гражданской идентичности школьника должно пройти несколько этапов: получение знаний → формирование позитивного отношения к изученному → принятие на эмоциональном уровне → формирование поведенческих привычек. Основными этапами являются те, где важны личностные качества школьника, его желание   принять и осознать полученные знания и сделать их частью своей жизни. 

В доказательство всего выше сказанного, можно привести слова русского философа  И. А. Ильина о формировании патриотизма: « Никто не может указать другому человеку его Родину – ни воспитатели, ни друзья, ни общественное мнение, ни государственная власть. Патриотизм – есть состояние духовное, и поэтому он может возникнуть только самостоятельно – в личном, но подлинном и предметном духовном опыте. Нельзя любить по принуждению или по чужой указке; любовь может возникнуть только «сама», в легкой  и естественной предметной радости, побеждающей и умиляющей душу».[ 2, с. 249]

Формирование личностных УУД - наиболее сложная задача для современного педагога т.к.  любовь, уважение, гордость,  достоинство - эти чувства глубоко личные и трудно проверяемые.

В курсе «Основы религиозных культур и светской этики» для реализации личностных результатов каждый учебник содержит общие для всех 6 модулей уроки: урок 1 «Россия — наша Родина» и урок 30 «Любовь и уважение к Отчеству». Тема Родины, России, любви и уважения к Отчеству, единства разнообразных культурных и духовных традиций народов нашей страны лежит в начале учебной программы каждого предмета и ею же завершается. Также и в содержании каждого учебника эта тема системно представлена иллюстративным материалом, отражающим особенности российских культурных и религиозных традиций, учебным содержанием, которое раскрывается на материале отечественной истории. Кроме того, в основе содержания всех модулей лежат концептуальные понятия «мы — российский народ», «мы разные и мы вместе». И снова я подхожу к тому, что одним из важнейших факторов воспитания   является воспитание патриотизма, чувства единения со своей Родиной и культурой. А культура, это, прежде всего наши исторические корни, уходящие вглубь веков, неразрывно связанные с православием.

 Учебный курс ОРКСЭ позволяет решать не только конкретные задачи духовно- нравственного воспитания личности, но и выстраивать межпредметные связи между дисциплинами гуманитарного цикла (история, обществознание, литература). Умения и навыки, приобретенные в рамках курса ОРКСЭ, могут стать прочной образовательной платформой для ученика основной школы.

Наглядно представить связи и взаимовлияние  в преподавании некоторых моментов истории и ОРКСЭ можно по следующим позициям:

Рассматриваемые понятия

История

ОРКСЭ

Результат (изменение позиции ребенка)

Подвиг

Понятие героизма (воинского, трудового и др.)

Понятие жертвенности ради других

От «Я бы так не смог» до «Я должен это сделать»

Любовь

Любовь к Родине, семье, друзьям и т.п.

Любовь к ближнему как основа жизни и поведения

От «Если меня любят, то  и я буду любить» до «Я живу по совести независимо от отношения ко мне»

Национальная гордость

Великие полководцы, художники, писатели и т.п.

Великие молитвенники, защитники, святые земли Русской

От «Я горжусь своими предшественниками» до «Я уважаю тех, кто был до меня и хочу соответствовать их образам»

Культура

Известные памятники литературы, архитектуры, живописи и др.

Иконопись, храмовая архитектура, религиозная литература

От «Интересно было узнать» до «Надо беречь и сохранять»

 

25-26ноября 2014года в подмосковном наукограде Дубна на базе Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) состоялась XVII ежегодная конференция «Наука. Философия. Религия» на тему: «Национально-культурная идентичность в современной России: истоки, особенности, перспективы». Там было отмечено, что «показателем сформированности национально-культурной идентичности является следование своим традициям, обычаям (то есть их исполнение на деле), желание жить в своей стране, позитивное отношение к своей стране, культуре и т.д. Ощущение человеком дискомфорта в инокультурной среде, осознание им места своей страны в мировом сообществе, вклада своей нации в мировую культуру, готовность пожертвовать своей жизнью ради Родины означают сформированность идентичности на глубинном уровне. Готовность человека к самопожертвованию ради усвоенных национально-культурных ценностей есть высшая форма идентичности, что подтверждается многочисленными примерами из мировой и российской истории, а также из современной жизни.»

 Использование религиоведческих знаний в школьных курсах истории и обществознания в их интеграции и связи с историческими социологическими, культурологическими, философскими, правовыми и другими знаниями в учебно-воспитательной деятельности дает возможность оптимизировать процесс гражданского воспитания учащихся, расширить их представления о российском культурном пространстве. Это позволяет эффективнее воспитывать ценностное отношение учащихся к российскому обществу, его историческому и культурному наследию, формировать гражданскую идентичность школьника.

Список литературы

1. Вяземский Е.Е. Проблема фальсификации истории России и общее историческое образование.  Интернет-журнал  «Проблемы современного образования» №1,2012г

2. Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 томах; т.4  (гл 10. «О патриотизме») Москва Русская книга-1994г

3. Примерные программы по учебным предметам: История 5 – 9 классы.– М., Просвещение, 2010г.

4. Учебно-методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального пространства семьи и школы.

Федеральный институт развития образования, 2012г

Интернет- ресурсы

http://www.inion.ru/conf.Dubna-2014 

http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гражданской идентичности на уроках истории

Данный файл содержит краткое сообщение о формировании гражданской идентичности на уроках истории....

Формирование гражданской идентичности на уроках истории.

Личный опыт в сложном вопросе формирования гражданской идентичности....

Формирование гражданской идентичности на уроках истории.Из личного опыта.

Формирование гражданской идентичности.Из личного опыта....

Формирование гражданской идентичности на уроках истории и внеурочное время

    Разработка Федеральных образовательных стандартов предполагает внедрение программы формирования гражданской идентичности в образовательную школу,которая позволит обеспечить реализ...

Формирование гражданской идентичности на уроках обществознания

Цели, стоящие перед обществом на каждом витке развития, являются определяющими для изменения в системе ценностей и эталонов, которые в свою очередь определяют требования к качествам личности и содержа...

Статья "Формирование гражданской идентичности на уроках истории"

Более сотни народов проживает на территории Великой державы – России. Как сохранить свою культуру? Как сохранить те крупицы, которые не позволят раствориться во времени и пространстве пото...

Проектная работа на тему: «Деятельность учителя по формированию гражданской идентичности на уроках истории и обществознания»

Стратегической целью социального развития России в XXI веке является формирование гражданского общества и гражданской идентичности, построение правового государства, признание прав человека и его своб...