Тренировочные тексты к ОГЭ по обществознанию (часть 2)
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс) по теме
Тренировочные тексты к ОГЭ по обществознанию (часть 2)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teksty_k_oge_po_obshchestvoznaniyu_9_klass.docx | 32.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Прочитайте текст и выполните задания
Маркетинговую деятельность осуществляет каждое предприятие. Основная задача маркетинга — работа с рынком, формирование спроса на продукцию, предлагаемую предприятием, обеспечение ее сбыта. В условиях рынка проблема сбыта для предприятия становится самой важной. Мало произвести товар, нужно суметь его продать, поскольку произведенный товар — это затраты производителя, а товар реализованный — это уже доход. Именно маркетинговая деятельность позволяет превратить потребности покупателей в доходы продавца. На многих предприятиях созданы специальные отделы, занимающиеся маркетинговой деятельностью. Специалисты, работающие в области маркетинга, называются маркетологами.
Для того чтобы продать товар, необходимо провести исследование рынка. Оно должно дать ответы на следующие вопросы: Что надо продавать? Кому можно продавать? Где и как продавать? Как управлять движением товара? Собственно говоря, с исследования рынка должна начинаться работа по созданию предприятия. Прежде чем организовывать фирму, которая будет производить какой-либо товар, стоит оценить, а будет ли этот товар пользоваться спросом, производит ли уже кто-то этот товар? Если да, то готовы ли покупатели приобретать этот товар в большем количестве, по какой цене они могут это делать? Если товар пока никем не предлагается на рынке, то нужен ли он, станут ли покупатели его приобретать, или придется провести серьезную работу, чтобы убедить покупателей, что эта новинка — именно то, чего им так долго не хватало. Какую цену можно будет назначить на новый товар?
Но и когда предприятие уже организовано и действует, маркетинговые исследования не теряют своей актуальности. Их задача — понять, что хочет потребитель, каковы его вкусы и предпочтения и как они могут измениться с течением времени, как усовершенствовать товар, чтобы продлить срок его «жизни» на рынке, как заставить покупателей приобретать его в большем объеме. Для того чтобы одержать победу над конкурентами, товар должен не только выгодно отличаться по технико-экономическим показателям, но должен быть более дешевым при покупке и более надежным в эксплуатации. При этом маркетинг переходит в практическую деятельность, связанную с доведением товара до потребителя. На этой стадии маркетинг должен обеспечить сбыт возможно большего количества товара, необходимый уровень прибыли, максимальное удовлетворение потребителя, с тем чтобы сформировать у него желание приобретать этот товар не только сегодня, но и завтра.
(По материалам энциклопедии для школьников)
23.1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
23.2. Какова основная задача специалистов-маркетологов? Почему их деятельность важна для фирмы?
23.3. Каковы задачи маркетологов на этапах создания предприятия, производства товаров, сбыта товаров? Укажите задачу маркетолога на каждом из перечисленных этапов работы фирмы.
23.4. Как маркетолог может узнать о вкусах и предпочтениях потребителей? С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт выскажите три предположения.
23.5. Анна Петровна приобрела недорогую стиральную машину известной марки. Машина оказалась простой в эксплуатации и экономичной. Теперь Анна Петровна советует приобрести такую же машину всем своим знакомым.
В чем проявилась конкурентоспособность данной стиральной машины? Приведите фрагмент текста, который может помочь вам ответить на вопрос.
23.6. Существует мнение, что умелый маркетолог может обеспечить сбыт любого, даже неконкурентоспособного товара. Согласны ли вы с этим мнением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
Прочитайте текст и выполните задания
Рынок — это механизм взаимодействия продавцов и покупателей. Каждый из нас ежедневно вступает в экономические отношения. Отправляясь в магазин за покупками, приобретая билет на автобус, оплачивая коммунальные услуги, мы выступаем в качестве покупателей. Спрос — это количество товара, которое потребители готовы купить по данной цене в данный период времени. Чем выше цена, тем меньшее количество продукции приобретают покупатели. Чем ниже цена (до определенного предела), тем больший объем приобретается.
Такая связь между ценой и количеством востребованной продукции характерна почти для всех товаров. Но есть и исключения. В условиях дефицита, экономической нестабильности рост цен вызывает увеличение спроса на товары первой необходимости длительного хранения. Существует и еще целый ряд товаров, спрос на которые увеличивается с ростом цены. Это товары, связанные не с потреблением, а с накоплением, — акции, ценные бумаги, драгоценные металлы, предметы искусства, антиквариат и другое. Все эти предметы приобретаются, как правило, для того, чтобы со временем перепродать их по более высокой цене. Поэтому и спрос на такие товары с ростом их цены увеличивается. Но это лишь исключения. Во всех остальных случаях спрос на товар увеличивается со снижением цены и уменьшается с ее ростом, то есть связь между количеством и ценой товара обратная.
Анализируя спрос на различные товары, можно проследить еще одну интересную закономерность. Спрос на некоторые товары является взаимозависимым.
На рынке существуют группы товаров, способные заменять друг друга. Масло — маргарин, чай — кофе, мыло — стиральный порошок, говядина — свинина — мясо птицы. Все это примеры товаров-заменителей. Соответственно, изменение цены одного из таких товаров вызывает изменение спроса на другой товар.
Кроме товаров-заменителей на рынке присутствуют товары, которые дополняют друг друга: музыкальный центр — компакт-диски, автомобиль — бензин — автосервис, фотоаппарат — фотопленка, карты памяти — услуги по проявке и печати и т.д. Спрос на эти товары также взаимосвязан.
Анализируя динамику спроса, производители прогнозируют реакцию потребителей на различные изменения и за счет этого имеют возможность «подстроить» свое поведение на рынке товаров под реакцию покупателей.
(По материалам энциклопедии для школьников)
31.1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
31.2. Какова зависимость между ценой и количеством товара, востребованного потребителями? Какие два исключения из этой зависимости приведены в тексте?
31.3. Объясните мысль автора о том, что «рынок — это механизм взаимодействия продавцов и покупателей». С опорой на текст и знания курса дайте два объяснения.
31.4. Спрос на какие группы товаров является взаимозависимым? На примере любых товаров (услуг) каждой группы проиллюстрируйте взаимозависимость спроса на них.
31.5. Известно, что весной покупательницы начинают активно готовиться к летнему пляжному сезону. В этот момент предложение диетических продуктов, товаров и услуг для коррекции фигуры увеличивается и становится более разнообразным. Объясните поведение производителей. Какая фраза текста может помочь вам в объяснении?
31.6. Нередко высказывается мнение, что снижение цены товара ниже определенного предела приводит к уменьшению спроса на товар. Согласны ли вы с этим мнением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
Прочитайте текст и выполните задания
Многие века, начиная с возникновения государства, общество было разбито на разные классы, сословия, касты и т. д. В России XIX века были помещики, крестьяне, буржуазия, рабочие, ремесленники, дворяне, священники, купцы, мещане, офицерское сословие, казаки. Общество было довольно сложным и дифференцированным .
После Октябрьской революции 1917 года все значительно упростилось: дворянское сословие, буржуазия, купечество были уничтожены. Остались — рабочий класс, крестьянство и интеллигенция. Последняя считалась даже не классом, а некой «прослойкой» между двумя классами.
В настоящее время российское общество снова дифференцируется, возвращаясь к нормальной социальной сложности. Вновь появился класс капиталистов, скромно называющихся предпринимателями, который внутри себя делится по сферам своей деятельности (промышленность, торговля, банки) и уровням дохода. Появился класс мелких предпринимателей, имеющих свое небольшое дело: магазин, ларек, гараж по ремонту и т. д.
Очень сложным по своему внутреннему устройству стал рабочий класс — здесь и промышленные (внутри себя крайне неоднородные в силу различия отраслей, уровня квалификации), и сельскохозяйственные рабочие, и полубезработные, и полностью безработные.
Вновь появились служащие — многомиллионный отряд, самый большой по численности в любом современном обществе. Здесь государственные служащие высшего звена (министры, директора крупных государственных компаний); инженерно-технический персонал предприятий; работники сферы обслуживания: коммунальных предприятий, транспорта, связи; военно служащие.
Особое место принадлежит интеллигенции: учителям, ученым, писателям, художникам, артистам — людям, занимающимся духовным производством, производством и распространением новых идей, культурных ценностей, воспитанием и образованием.
В каждом обществе есть и еще одна часть населения, часто довольно внушительная — так называемые маргинальные слои, занимающие неустойчивое положение в обществе. Они вышли из одной социальной общности и пока не включились в другую — не выстроили новую систему связей, не усвоили новых ценностей, не приняты новой группой как свои.
(По материалам энциклопедии для школьников)
3.1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
3.2. Как вы понимаете фразу: «Общество было довольно сложным и дифференцированным»? Используя содержание текста, дайте два объяснения.
3.3. Какие изменения произошли в современном российском обществе? Используя содержание текста, укажите четыре изменения.
3.4. Кого называют маргиналами? Используя содержание текста, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два примера маргинальных групп и кратко поясните каждый пример.
3.5. В чем проявляется особое место интеллигенции в современном обществе. Используя содержание текста и знания курса, дайте три объяснения.
3.6. Люди занимают неодинаковое положение в обществе, им в разной степени доступны ценимые в этом обществе блага. Нередко высказывается суждение, что социальное неравенство необходимо для полноценного развития общества. Согласны ли вы с этим суждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своего мнения.
Прочитайте текст и выполните задания
Семейный кодекс РФ, извлечения
Статья 16.
1. Брак прекращается вследствие смерти или вследствие объявления судом одного из супругов умершим.
2. Брак может быть прекращен путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов, а также по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным.
Статья 17.
Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка. <...>
Статья 19.
1. При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния.
2. Расторжение брака по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей производится в органах записи актов гражданского состояния, если другой супруг: признан судом безвестно отсутствующим; признан судом недееспособным; осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет. <...>
Статья 21.
1. Расторжение брака производится в судебном порядке при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 19 настоящего Кодекса, или при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака. <...>
Статья 24.
1. При расторжении брака в судебном порядке супруги могут представить на рассмотрение суда соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, о порядке выплаты средств на содержание детей и (или) нетрудоспособного нуждающегося супруга, о размерах этих средств либо о разделе общего имущества супругов.
35.1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
35.2. Какие основания для прекращения брака установлены Семейным кодексом РФ? Какое обстоятельство ограничивает право мужа на расторжение брака? Объясните, почему.
35.3. Какие органы власти осуществляют расторжение брака? При каких обстоятельствах расторжение брака происходит в каждом из них?
35.4. Почему закон допускает расторжение брака без согласия одного из супругов? Используя текст, знания курса и личный социальный опыт, приведите три объяснения.
35.5. В этой семье двое детей - совершеннолетний сын и несовершеннолетняя дочь. Семье принадлежит городская квартира, участок земли за городом, машина. Жена много лет не работает, муж содержит семью. Супруги подали на развод. Какой орган власти будет осуществлять расторжение брака? Почему? Какие вопросы он должен будет разрешить при вынесении решения о расторжении брака?
35.6. Нередко высказывается суждение, что для сохранения института семьи необходимо вообще запретить разводы. Согласны ли вы с этим суждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своего мнения.
Прочитайте текст и выполните задания
Голосование — способ принятия решения группой людей (собранием, электоратом), при котором общее мнение формулируется путем подсчета голосов членов группы. В демократической системе голосование проводится при выборах должностных лиц и при принятии решений, касающихся сообщества.
Голосование может быть открытым или тайным. При открытом голосовании не скрывается, как проголосовал тот или иной участник. При закрытом голосовании, наоборот, принимаются меры, чтобы эта информация была недоступна. Это необходимо для защиты проголосовавших «неправильно» от преследования. Если способы открытого голосования разнообразны — от собрания участников в помещении или на открытом воздухе до голосования с использованием Интернета, то для закрытого голосования необходимы специальные помещения и приспособления (например, избирательный участок, оборудованный кабинками и урнами для голосования). При оценке результатов голосования подсчитываются голоса. Во многих видах голосования каждый участник имеет один голос; однако возможны и другие варианты.
В большинстве стран принятие участия в голосовании — личное дело каждого. Существуют, однако, страны (Австралия, Бельгия, Бразилия), в которых голосование на выборах в органы государственной власти обязательно.
То, что в стране проводится голосование, не означает, что такая страна автоматически является демократической. В некоторых странах кандидаты назначаются заранее, и конкурентов на выборах нет.
Голосование проводится различными способами, В гладиаторских боях зрители использовали жестикуляцию, чтобы проголосовать, оставить ли жить побежденного гладиатора. Большой палец вверх означал жизнь, палец вниз означал смерть. Позже голосование проводилось посредством криков и стука оружием. До наших дней сохранилось голосование поднятием руки. 8М8-голосование используется в различных интерактивных программах, играх, опросах. Стоимость зависит от оператора мобильной связи и от условий самого голосования. Интернет-голосование применяется в различных официальных и неофициальных опросах. Бюллетени используются в большинстве стран мира на официальных выборах и референдумах.
(По материалам открытой Интернет-энциклопедии
«Википедия» )
27.1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
27.2. Какие виды голосования названы в тексте? Чем они различаются?
27.3. В каких ситуациях организуется голосование? Укажите любые четыре ситуации. Какие способы голосования приведены в тексте? Приведите любые пять способов.
27.4. Используя содержание текста, обществоведческие знания и личный социальный опыт, объясните следующие ситуации:
А) на выборах в органы власти 1 избиратель имеет только 1 голос, а в 8М8- или Интернет-голосовании это правило обычно не соблюдается;
Б) к выборам в органы государственной власти допускаются дееспособные граждане с 18 лет, а в SМS-или Интернет-голосовании возрастные и иные ограничения не соблюдаются;
В) голосование на выборах в органы государственной власти бесплатно для участников, а SМS-голосование всегда предполагает оплату.
27.5. Всегда ли организация голосования свидетельствует о демократичности организации государства в целом? Почему? Какой фрагмент текста может помочь вам в объяснении?
27.6. Выскажите свое отношение к принятой в некоторых демократических странах практике принуждения граждан к участию в выборах в органы государственной власти. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
Прочитайте текст и выполните задания
Гражданский кодекс РФ, извлечения
Статья 230.
1. Лицо, задержавшее безнадзорный или пригульный скот или других безнадзорных домашних животных, обязано возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в милицию или в орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника.
2. На время розыска собственника животных они могут быть оставлены лицом, задержавшим их, у себя на содержании и в пользовании либо сданы на содержание и в пользование другому лицу, имеющему необходимые для этого условия. <...>
Статья 231.
1. Если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них. При отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшихся у него животных они поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления.
2. В случае явки прежнего собственника животных после перехода их в собственность другого лица прежний собственник вправе при наличии обстоятельств, свидетельствующих о сохранении к нему привязанности со стороны этих животных или о жестоком либо ином ненадлежащем обращении с ними нового собственника, потребовать их возврата на условиях, определяемых по соглашению с новым собственником, а при недостижении соглашения — судом.
Статья 232.
В случае возврата безнадзорных домашних животных собственнику лицо, задержавшее животных, и лицо, у которого они находились на содержании и в пользовании, имеют право на возмещение их собственником необходимых расходов, связанных с содержанием животных, с зачетом выгод, извлеченных от пользования ими. Лицо, задержавшее безнадзорных домашних животных, имеет право на вознаграждение. <...>
16.1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
16.2. Что обязан сделать человек, задержавший безнадзорных животных? Используя личный социальный опыт, приведите пример ситуации, когда необходимо создать особые условия для содержания задержанного безнадзорного животного.
16.3. Кто, согласно Гражданскому кодексу, по истечении 6 месяцев с момента заявления о задержании может стать собственником безнадзорного животного?
16.4. Проиллюстрируйте примерами следующие права лица, задержавшего и содержавшего безнадзорных животных до появления хозяина: а) возмещение расходов на содержание животного; б) получение вознаграждения. Проиллюстрируйте примером право хозяина задержанного животного при определении возмещаемой суммы за содержание животного зачесть выгоду, полученную лицом, задержавшим и содержавшим безнадзорное животное до появления хозяина.
16.5. Ирина Петровна подбирает на улице бродячих собак и кошек, выхаживает их и устраивает в семьи. Распространяется ли на нее действие, статей 230—232 Гражданского кодекса РФ? Поясните свой ответ. Приведите фрагмент текста, который может помочь вам в ответе на вопрос и пояснении.
16.6. Справедливо ли, что прежний собственник безнадзорного животного может вернуть его даже после перехода в собственность другого лица? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебное пособие «Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ (часть А и В)»
В пособии представлена характеристика трудностей при выполнении заданий ЕГЭ по русскому языку в частях А и В. Автором подобраны учебно-тренировочные материалы на владение лексическими, синтаксич...
Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)
В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...
Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)
В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...
вариант тренировочных заданий в формате ЕГЭ (ПИСЬМЕННАЯ ЧАСТЬ)
Государственная (итоговая) аттестация по немецкому языку учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования...
Тренировочные тексты на тему СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ И НИ
Тренировочные тексты на тему СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ И НИ...
1 Тренировочные тексты по теме Распорядок дня 3 класс
Материал содержит тексты и стихотворение по теме "Распорядок дня".Можно использовать как дополнение к учебнику "Спектрум" для 3 класса. Авторы Гальскова и др.Позволяет отработать т...
Тренировочный языковой материал для проведения устной части ВПР по английскому языку в 8 классе.
Материал содержит образцы заданий по устной части ВПР для 8 класса...