Открытый урок Сенють Павел Альбинович учитель истории
Политический режим современной России: демократия или авторитаризм? Цели и задачи урока: - Продолжение формирования у учащихся навыков аналитической деятельности.
- Формирование представления о возможности существования других взглядов и оценок, отличных от собственных.
- Закрепление умения собирать и анализировать материалы из различных источников, относясь к ним с критической точки зрения, рассматривая их в конкретном историческом и территориальном контексте.
- Анализ факторов, влияющих на политическое развитие современной России, характеристика противоречивости развития.
- Актуализация знаний учащихся по проблеме становления политического режима в современной России.
Тип урока: дебаты. Ключевые понятия и термины: политический режим, демократия, авторитаризм, тоталитаризм, конституция, права и свободы человека. Основные этапы подготовки урока: - Класс делится на 2 команды (сторонников демократии и сторонников авторитаризма) и получает опережающее задание. На этом этапе анализируются известные авторитетные журналы и газеты, печатающие информацию о политической жизни страны ( “АиФ”, “Российская газета”, “Коммерсант”, ) изучаются материалы сети ИНТЕРНЕТ, а также просматривают телевизионные передачи (“Итоги”, “Время”, “Зеркало”, “Времена” и т.д.). Изучается и анализируется законодательная база РФ.
- Команды готовят материал для проведения дебатов с точки зрения утверждения и отрицания.
- Все члены каждой команды принимают непосредственное участие в дебатах, команда сама определяет очерёдность выступления каждого из своих участников (спикеров) дебатов.
- Заранее определяется очерёдность выступления команд. (первыми выступают сторонники демократии, т.к. по Конституции РФ Россия – демократическое государство. )
- Приглашаются эксперты – учащиеся 11 кл., имеющие хорошую подготовку по обществоведению. (2 чел.)
ХОД УРОКА Порядок выступления | Спикер | Время выступления | Роль спикера | 1 | Вступительное слово учителя
целеполагание | 2 мин
1 мин
| Формулирует тему дебатов: Политический режим современной России: демократия или авторитаризм. Актуальность: сегодня существует очень много споров о политических преобразованиях правительства во главе с В.В. Путиным. Делаются выводы о том, что в России свёртываются преобразования, а личность Путина приобретает всё больше авторитарных черт. Вывод можно сделать, публично обсудив две позиции – сторонников демократии и сторонников авторитаризма. Объявляет формат работы на уроке: правила, хронология, этапы
| 2 | Выступает команда сторонников демократии | 7 мин | Заявляется позиция: мы считаем, что в России утвердился демократический режим. В организованной форме выдвигаются основные аргументы команды. Например: 1) В 1993 г. в России была принята Конституция, которая главной своей целью ставит обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина. 2) В экономической сфере активно развиваются рыночные отношения, свободная конкуренция. 3) В политической сфере можно наблюдать многопартийность, реальная возможность участия граждан в политической деятельности. Заканчивается выступление чётким формулированием утверждающей команды: таким образом, наша команда считает, что вышеперечисленные факты доказывают, в России утвердился демократический режим.
| 3 | Выступает команда сторонников авторитаризма | 7 мин | В организованной форме выдвигает аргументы команды. Например: 1) В сложившейся экономической и политической ситуации всё чаще раздаются голоса о приходе к власти “сильной руки”, которой, по мнению многих, является наш президент В.В.Путин. И в современной ситуации у него практически нет конкурентов. 2) Последние выборы в Государственную Думу показали, что в России во многом благодаря поддержке президента сложилась доминирующая партия “Единая Россия”. 3) Административный нажим в пользу одной партии подрывает основы демократии (свободу выбора и т.д.). | 4 | Раунд перекрёстных вопросов. (дискуссия во время раунда не допускается). | 10 мин. | Команды задают вопросы с целью принизить значение аргументов утверждающей команды. Например: 1) Не кажется ли вам, что наша Конституция только декларирует права и свободы, а на самом деле права человека в России постоянно ущемляются? 2) Если во главу угла в нашей стране ставятся права и свободы человека, то почему по обращениям в международные организации по правам человека Россия занимает одно из первых мест? 3) В странах, где сложился демократический политический режим правительство заботится о стариках и детях, а говоря о нашей стране, разве можно это утверждать? 1) Уже тот факт, что мы свободно можем обсуждать политику и поведение президента и правительства, разве не свидетельствует в пользу демократического режима? 2) Разве граждане России не имеют право выбирать власть? Авторитет нашего президента, велик, но это ещё не факт, что именно его изберут на новый срок. | 5 | Ведущий спикер команды сторонников демократии | 2 мин | Делает заключение: Демократию как систему У.Черчиль считал скверной, хотя всё остальное ещё хуже. Демократия хрупка, неудержима. Она нуждается в постоянном совершенствовании и защите. В странах, где утвердилась реальная демократия, на её развитие потребовалось более 200 лет. Поэтому наивно полагать, что в России всё сразу стало бы гладко. Но на сегодняшний день правительство и страна уже столько сделали на этом пути, что можно смело утверждать: Россия – демократическая страна. | 6 | Ведущий спикер команды сторонников авторитаризма | 2 мин | Делает заключение: Конечно возвращения к “советскому социализму” не произойдёт, но по способу осуществления власти в России уже сегодня установлен авторитарный режим в форме президентской республики. И именно авторитарный режим оказался способен эффективно реагировать на возникающие проблемы. | 7 | Выступают эксперты | 5 мин | В России сложилась незрелая демократия в сочетании с мягким авторитаризмом | 8 | Слово учителя рефлексия | 4 мин | Подведение итогов |
– Экспертам предоставляется слово по ходу дебатов для реплик. Они могут задавать вопросы командам по усмотрению ведущего. - По ходу игры эксперты заполняют специальный протокол, в котором фиксируют все аргументы и контраргументы, а по окончании дебатов, не совещаясь между собой, принимают решение, какой команде отдать предпочтение по результатам дебатов. Команда, набравшая большинство голосов, признаётся лучшей. Аргументы, доводы, контраргументы могут меняться в зависимости от решения учащихся. |