Тема урока: Межличностные отношения.
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему
Тема урока: Межличностные отношения.
Цели и задачи: познакомить учащихся с сущностью межличностных отношений; исследовать сферу чувств как основу данных отношений; определить факторы, способствующие и препятствующие их эффективному выстраиванию.
Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать сущность межличностных отношений; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципами работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, работать с документами, анализировать проблемы, решать проблемные задания, работать в парах.
Формируемые УУД:
Предметные: применять понятийный аппарат (межличностные отношения, симпатия, антипатия, дружба) для раскрытия сущности межличностных отношений; анализировать симпатии и антипатии, возникающие в ходе общения между людьми; формировать целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей.
Метапредметные – 1) коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, формулировать свою точку зрения, быть готовым ее изменить (скорректировать); определять собственное отношение к явлениям современной жизни; 2) регулятивные: устанавливать целевые приоритеты; проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; 4) личностные: формирование мотивированности и направленности ученика на активное и эффективное выстраивание межличностных отношений; анализ собственных поступков с точки зрения гуманизма, почувствовать ответственность за свои решения; формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: 1) учебник «Обществознание» 6 класс., п/р Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, М., «Просвещение», 2012г.; рабочая тетрадь к учебнику «Обществознание», 6 класс, авт. Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова, М., «Просвещение», 2015
2) клубок ниток
Тип уроков: открытие нового знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема урока: Межличностные отношения. | 23.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Межличностные отношения.
Цели и задачи: познакомить учащихся с сущностью межличностных отношений; исследовать сферу чувств как основу данных отношений; определить факторы, способствующие и препятствующие их эффективному выстраиванию.
Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать сущность межличностных отношений; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципами работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, работать с документами, анализировать проблемы, решать проблемные задания, работать в парах.
Формируемые УУД:
Предметные: применять понятийный аппарат (межличностные отношения, симпатия, антипатия, дружба) для раскрытия сущности межличностных отношений; анализировать симпатии и антипатии, возникающие в ходе общения между людьми; формировать целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей.
Метапредметные – 1) коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, формулировать свою точку зрения, быть готовым ее изменить (скорректировать); определять собственное отношение к явлениям современной жизни; 2) регулятивные: устанавливать целевые приоритеты; проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; 4) личностные: формирование мотивированности и направленности ученика на активное и эффективное выстраивание межличностных отношений; анализ собственных поступков с точки зрения гуманизма, почувствовать ответственность за свои решения; формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: 1) учебник «Обществознание» 6 класс., п/р Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, М., «Просвещение», 2012г.; рабочая тетрадь к учебнику «Обществознание», 6 класс, авт. Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова, М., «Просвещение», 2015
2) клубок ниток
Тип уроков: открытие нового знания.
Ход урока
«Относись к людям так,
как хочешь, чтобы относились к тебе».
Золотое правило нравственности
- Организационный момент
- Мотивационно – целевой этап
- Послушайте притчу и ответьте на вопросы.
Один мулла хвастаться, что с любым человеком без слов найдет общий язык. Как – то в дороге ему представился случай продемонстрировать это своим спутникам. Встретившемуся на пути пастуху он показал указательный палец. Пастух показал ему два пальца. Далее мулла показал пастуху растопыренную ладонь с пятью пальцами. На что пастух в ответ показал ему кулак.
- Вот видите, - воскликнул мулла, - мы прекрасно поняли друг друга. Я ему показал палец, спрашивая: «Признаешь Аллаха, единого творца нашего?», он, показал два пальца, ответил: «И его, и Пророка его, Мухаммеда, тоже». Далее, показав пять пальцев, я спросил: «А соблюдаешь ли требование пять раз на дню читать намаз?» А он, показав кулак, ответил: «Я крепко придерживаюсь канонов Ислама».
Спутники решили узнать, так ли все понял пастух, и спросил его об этом.
- Он мне показал палец, и я подумал, что он хочет выколоть мне глаз. На что я ему ответил, что выколю ему оба глаза. Потом он показал ладонь, видимо говоря, что ударит меня по лицу. А я ответил, что дам ему кулаком по голове. Я его прекрасно понял, - ответил пастух.
Вопросы к классу
- Как вы поняли смысл этого рассказа?
(Ответы учеников.)
Тема урока: «Межличностные отношения»
- Предположите, о чем мы будем говорить.
- На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ответы учеников.)
План:
- Какие отношения называются межличностными.
- Чувства – основа межличностных отношений.
Проблемный вопрос уроков
- Почему одним людям мы симпатизируем, а других сторонимся?
III. Введение в новый материал
Люди – существа биосоциальные. Они не могут существовать вне человеческого общества. Поэтому неизбежно возникает проблема выстраивания отношений с другими людьми.
- Как правильно это делать?
- Что надо знать и учитывать в этом процессе?
Обсудим ответы на эти вопросы.
IV. Работа по теме уроков
- Какие отношения называются межличностными
Давайте попробуем вместе сформулировать определение этому понятию.
(обсуждение)
Итак, мы выяснили ряд моментов, связанных с этим понятием, и давайте проверим, близки ли были мы к истине. Посмотрим, как автор вашего учебника определяет, что же такое межличностные отношения. Стр. 108.
(читаем)
Давайте запишем определение в тетрадь.
(пишем)
- Ещё раз, это….. взаимосвязи. Давайте заострим наше внимание на этом слове. Выделим приставку в этом слове – «взаимо». Какие слова с этой приставкой вы ещё знаете?
(ответы учеников)
Что же обозначает «взаимо» - обоюдно.
В межличностных отношениях есть всегда двое или несколько человек, которые вступают в контакт. Какие же бывают эти контакты, давайте попробуем определить при помощи иллюстраций на стр. 50.
- кто прокомментирует иллюстрации в учебнике
(работа с иллюстрацией).
- Чувства – основа межличностных отношений
- Что же является особенностью межличностных отношений? (чувства)
- Все верно, наши отношения с другими людьми складываются на основе того, что мы чувствуем по отношению к определенному человеку. Хотим мы того или не хотим, у нас возникают эмоциональные переживания, чувства, которые сближают нас с другим человеком, либо отталкивают от него. Чувства – это то, что у нас с вами возникает внутри, когда мы общаемся с человеком.
Есть чувства, которые способствуют сближению людей, есть чувства, наоборот, людей разобщающие.
Давайте разберем некоторые аспекты межличностных отношений, чтобы вы смогли понять, как они влияют на вашу жизнь.
Задание:
Выполните задание, на с. 51 учебника, обозначенное вопросом. Для этого вам необходимо поработать в парах, из предложенного списка человеческих чувств выберите те, которые, на ваш взгляд, объединяют людей и способствуют их разобщению, внесите данные в табличку.
«+» | «-» |
Чувства, объединяющие людей _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ | Чувства, способствующие разобщению людей _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ |
- Что же у вас получилось?
- Какие бы вы ещё добавили чувства, объединяющие людей?
- А чувства, которые способствую разобщению?
- Какие люди вызывают вас симпатию?
- Всегда ли впоследствии они оправдывают это чувство?
(Ответы учеников.)
Чувство, противоположное симпатии, получило название антипатия.
- Какие люди вызывают у вас антипатию?
- Всегда ли ваши чувства оправданны?
(Ответы учеников.)
Итак, мы выяснили, что человек, вызывающий у вас антипатию, на ваших глазах, возможно, совершил поступок, противоречащий вашим моральным устоям. Или ваши вкусы диаметрально противоположны… Или он просто не похож на вас… Причин может быть много.
Чтобы отношения с другими людьми доставляли нам радость, они должны быть нормальными. Нормальные отношения между людьми возможны, если они способны сочувствовать, сопереживать, ставить себя в положение другого человека. Понимание людьми друг друга зависит от характера взаимоотношений между ними.
И ваш успех в мире межличностных отношений будет зависит от того, сумеете ли вы найти взаимопонимание и установить взаимодействие.
V. Рефлексия
Наш урок подходит к концу.
- Вам понравился урок?
- Чему научил нас этот урок?
- Какие полезные, нужные знания вы извлекли из этого урока?
- Какова была цель нашего урока? Достигли ли мы ее?
(Ответы учеников.)
VI. Подведение итогов.
Смогли ли мы разобраться в сущности межличностных отношений? Проверим это.
Сейчас проведем игру «Клубок». Передавая клубок по кругу, называйте качество личности, которое помогает вам жить в обществе.
- Что же получилось? Все связаны. Вот так связаны между собой все люди – связаны деятельностью, событиями, желаниями, поступками. Но иногда нить может оборваться. Потяните нить каждый на себя. Для того чтобы в обществе люди понимали друг друга, нужны определённые правила. Взаимоотношениям, общению, которые дарят радость – надо учиться. И мы вернемся к этому правилу, которое является поистине золотым – «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».
Домашнее задание
Прочитать § 6 учебника стр. 50 – 52, вопросы устно 1-3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Межличностные отношения", 7 класс
План-конспект урока, с приложением раздаточного материала и презентации....
Технологическая карта к уроку: "Межличностные отношения". 6 класс.
Урок соответствует ФГОС ООО....
Презентация к уроку "Межличностные отношения". 6 класс.
Презентация к уроку по обществознанию. 6 класс....
Презентация к уроку "Межличностные отношения"
Презентация к уроку обществознания по теме "Межличностные отношения" в 6 классе поможет наглядно представить изучаемый материал....
Тест по теме "Общение. Межличностные отношения"
Варианты тестовой работы по обществознанию для 6 класса....
Тема урока: « Межличностные отношения».
Тема урока: « Межличностные отношения».Тип урока: урок усвоения новых знаний.Цель урока: сформировать самостоятельное представление об общении как потребности человека...
Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».
Тема урока: « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...