План-конспект урока "Межличностные отношения", 7 класс
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) по теме
План-конспект урока, с приложением раздаточного материала и презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект урока | 37.56 КБ |
тест "Подросток в социальной среде" | 14.23 КБ |
Приложение для самостоятельной работы на уроке | 22.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ «МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ» , 7 КЛАСС.
Учитель Подрядчикова Светлана Владимировна
Цель и задачи урока:
1.Вывести на более высокий уровень обобщений знания и представления учащихся об особенностях межличностных отношений.
2.Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания.
3.Воспитывать стремление к реализации своих коммуникативных способностей.
Тип урока: урок – исследование проблемы.
Оборудование: раздаточный материал, компьютерная презентация.
Домашнее задание: §12, подобрать иллюстрации из Интернета по теме «Межличностные отношения глазами художников» и подобрать пословицы, поговорки, афоризмы по межличностным отношениям.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
1 | Организаци-онный момент | Здравствуйте! На протяжении уже нескольких уроков мы с вами изучаем тему «Подросток в социальной среде». Сегодня мы исследуем этот вопрос с другой стороны. | Для учащихся подготовлены бланки с тестом. Учащиеся готовятся к работе. | 0,5 |
2 | Проверка домашнего задания | Давайте посмотрим, какими знаниями по изученным темам раздела вы обладаете. Слайды 3-4. | Учащиеся выполняют тест на слайде, меняются листочками для проверки, проверяют и выставляют оценки, сверяясь со слайдом. | 6 |
3 | Постановка цели занятия перед учащимися | Мы уже выяснили на предыдущих уроках, что формирование и развитие личности, а также деятельность отдельного человека существенно зависят от социальной среды. Она представляет собой сложно организованное общество, в котором люди вступают друг с другом в разнообразные межличностные отношения. О них мы и поговорим сегодня на уроке. Слайды 1-2. С проблемой, которую мы будем исследовать на уроке, вы сталкивались не раз на бытовом уровне, на уроках истории, литературы и других уроках. Сегодня мы подведем под нее научную основу. Итак, тема урока: «Межличностные отношения» Слайд 5. Проблема исследования – Можно ли утверждать, что межличностные отношения дают нам информацию о человеке? Слайд 6. Мы рассмотрим следующие вопросы: Слайд 7.
| Учащиеся записывают тему урока, знакомятся с целями и задачами, планом урока. | 2 |
4 | Организация восприятия, осмысления новой информации творческое применение и добывание знаний, освоение способа деятельно-сти путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений | Как я вам уже говорила, жизнь человека немыслима без контактов с различными людьми. Эти контакты происходят постоянно. О них и пойдет речь на уроке, который я предлагаю провести в виде исследовательской работы. Изучать отношения между людьми всегда интересно и полезно. Займемся этими вопросами… Слайд 8. Часто слово «отношение» приходится слышать в самых разных значениях. Можно сказать: - Мне нравятся мои отношения с одноклассниками. - Отношения между нашими странами в последние годы значительно улучшились. - По данным последней переписи населения, я имею отношение к учащимся основной школы. - На уроке математики я находил отношение шести к двум. Слайды 9-11. - Сформулируйте, к чему относятся эти высказывания? - Какое слово является ключевым? Под межличностными отношениями понимают особенную связь человека с окружающими. Эта особенность связана с тем, что человек наделен чувствами и разумом, которые влияют на его связь с миром людей и вещей. При межличностных отношениях чаще всего два человека вступают в непосредственный контакт. Ученые-социологи установили, что только две причины заставляют людей вступать в контакты друг с другом. Что это за причины, мы выясним через анализ двух ситуаций. Первая ситуация: На автобусной остановке, услышав интересный рассказ, чужие люди стали обмениваться информацией. Вторая ситуация: Во время рассказа ваше внимание было привлечено к тому, как живо, образно, эмоционально говорил рассказчик, и вы решили познакомиться с ним поближе. Задание: определите, что заставило человека вступить в контакт в первом и во втором случае, есть ли различия в причинах контакта? И в первом и во втором случае вы вступили в отношения с людьми. - Это межличностные отношения? Да, такие отношения не возникнут в толпе, между случайно собравшимися людьми. В таких ситуациях люди близко не знакомятся, не раскрывают себя как личности. В межличностных отношениях обязательно присутствует нравственная окраска. - Какая ситуация для этого нужна? Межличностные отношения – это отношения в малой группе, возникающие между людьми в процессе их жизнедеятельности. Межличностные отношения во многом зависят от эмоций, взаимных чувств. Слайд 12. Чувства, которые условно могут быть отнесены к положительным, чаще всего вызывают симпатию в отношениях между людьми. Симпатия – это внутреннее расположение, привлекательность. Иногда трудно объяснить, чем именно тот или иной человек тебе симпатичен, это легче почувствовать, ощутить. Скорее всего, человек, вызывающий симпатию, обладает положительными качествами, совершает поступки, которые тебя привлекают, которые ты готов разделить. Правда, иногда положительное отношение вызывается приписываемыми человеку качествами, которые только кажутся симпатичными. Если идеал и реальность не совпадают – возникает разочарование. А от него один шаг до антипатии. Антипатия – отношение, прямо противоположное симпатии. Слайд 13. Возможно, вас удивит, что в словаре русского языка содержится около 150 слов, обозначающих чувства. Много, не правда ли? Вряд ли кто-то может перечислить их все. Однако всю гамму чувств, составляющих основу межличностных отношений, можно свести в две большие группы: те чувства, которые сближают людей, объединяют их, вызывают положительное отношение, и те чувства, которые отношения затрудняют, разъединяют, мешают сотрудничеству. Попробуйте сейчас сами определить, какие чувства сближают, а какие – разъединяют людей. Слайд 14. (Приложение 2) Понять другого – важное условие межличностных отношений. Ученые установили интереснейшую закономерность, то, как другие относятся к вам, во многом определяется тем, как вы относитесь к себе. Они называют это – важнейшим законом межличностных отношений. (Задание 2 в Приложении 2). Слайд15.Вы должны, используя эти слова, сформулировать закон, который по-другому мы называем «золотым правилом нравственности». Слайд16.Вот так выглядит «золотое правило нравственности». Как вы его понимаете? Слайд 17. Назовите виды межличностных отношений. Слайд 18. Определите их. Слайд 19. Что включает в себя каждый вид? Главное, чем межличностные отношения отличаются от всех иных контактов людей, состоит в том, что эти отношения носят обоюдный характер. Обычно это подчеркивается частицей «взаимо» (взаимопонимание – они меня понимают). Слайд 20. Попробуйте установить связь между различными этапами межличностных отношений. Слайд 21. | Учащиеся отвечают, что все эти высказывания относятся к определенной связи либо между человеком и группой людей, либо между двумя людьми, либо между двумя величинами, а то и между странами; между. Учащиеся отвечают (в приведенных ситуациях, как и при любых контактах, основой выступает потребность, желание, которое необходимо удовлетворить. Однако конкретные причины контакта в обоих случаях были разными: в первом – интерес к информации, во втором – интерес к человеку; Нет. Межличностные отношения – это эмоционально окрашенная связь между людьми.). Учащиеся отвечают (Малая группа, знакомство, совместная деятельность) Учащиеся выполняют задание №1 на бланке. Учащиеся выполняют задание 2 на слайде. Учащиеся дают свои варианты ответа. Перечисляют виды; Отгадывают термины на слайде; Характеризуют виды отношений. Учащиеся выполняют задание 3 на бланке. | 18 |
5 | Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний | Слайд 22. В основе межличностных отношений лежат взаимодействие и взаимопонимание. Эти положения мы с вами сейчас и исследуем. Слайд 23. Разбейтесь на 3 команды (командам раздаются задания). Инструкция. Сейчас вам предстоит выполнить задание без слов. Необходимо точно соблюдать инструкцию. Нужно как можно быстрее собрать прямоугольник из частей. Нельзя отбирать детали у другого, разговаривать, мешать другому. Выполнив задание, поднимите руку. После его выполнения необходимо прокомментировать деятельность группы по памятке, вложенной в пакет с заданием (Приложение 4). По моему сигналу вы приступаете к работе. Анализ тренинга. Слово предоставляется группам для анализа своих действий в том порядке, в котором они выполнили задание. Вывод: Как вы и заметили, наиболее успешными были те группы, в которых участники не мешали, а по возможности кооперировали свои действия. Взаимопонимание начинается с познания самого себя. Хотите узнать, как к вам относятся окружающие? Для этого нам необходимо ответить на 9 вопросов теста «Познай себя». Слайд 24. | Разбиваются на команды. Учащиеся выполняют задание в группе, затем анализируют свои действия. Учащиеся выступают с анализом своих действий по алгоритму, делают выводы об успешности работы. Учащиеся выполняют тест на бланке. | 13 |
6 | Подведение итогов урока, контроль результатов, оценка знаний | Слайды 25-26. Давайте подведем итоги. - С какими видами и особенностями межличностных отношений мы познакомились? Что объединяет разные виды межличностных отношений? - Можно ли утверждать, что межличностные отношения дают нам информацию о человеке? Ответ аргументируйте. Слайд 27. Слайд 28. Вывод: Итак, межличностные отношения человека весьма разнообразны. Все это подчеркивает, что многообразие проявлений человека и богатство мира вокруг него требуют и многообразия познания, сочетания разных способов и форм познавательной деятельности. Оценки за урок… | Учащиеся отвечают на вопросы. Учащиеся делают выводы по проблеме урока и сравнивают свои выводы с выводом урока на слайде. | 5 |
7 | Домашнее задание | Запишите домашнее задание к следующему уроку. Слайд 29. | Учащиеся записывают домашнее задание. | 0,5 |
Предварительный просмотр:
ТЕСТ «ПОДРОСТОК В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ»
1.Средства массовой информации являются:
А) ближайшей социальной средой подростка,
Б) дальней социальной средой подростка,
В) не входят в социальную среду подростка.
2.Определите пример косвенного влияния на подростка:
А) родители из-за плохих оценок не отпустили подростка на каток
с друзьями,
Б) другу подростка за хорошее окончание учебного года
купили новый компьютер,
В) после победы подростка в велогонке
друзья стали относиться к нему более уважительно.
3.Количество социальных групп на Земле:
А) меньше численности живущих людей,
Б) превышает численность живущих людей,
В) совпадает с численностью населения Земли.
4.Баскетбольный кружок является:
А) малой социальной группой,
Б) большой социальной группой,
В) политической группой.
5.В составе социальной группы у человека:
А) формируются определенные ценности,
Б) вырабатываются правила и нормы поведения,
В) формируется речь,
Г) верно все перечисленное.
6.Понятие «конформизм» означает:
А) отстаивание своей собственной точки зрения,
Б) изменение своего мнения или поведения под влиянием другого
человека или группы,
В) противопоставление своего мнения или поведения группе.
ТЕСТ «ПОДРОСТОК В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ»
1.Средства массовой информации являются:
А) ближайшей социальной средой подростка,
Б) дальней социальной средой подростка,
В) не входят в социальную среду подростка.
2.Определите пример косвенного влияния на подростка:
А) родители из-за плохих оценок не отпустили подростка на каток
с друзьями,
Б) другу подростка за хорошее окончание учебного года
купили новый компьютер,
В) после победы подростка в велогонке
друзья стали относиться к нему более уважительно.
3.Количество социальных групп на Земле:
А) меньше численности живущих людей,
Б) превышает численность живущих людей,
В) совпадает с численностью населения Земли.
4.Баскетбольный кружок является:
А) малой социальной группой,
Б) большой социальной группой,
В) политической группой.
5.В составе социальной группы у человека:
А) формируются определенные ценности,
Б) вырабатываются правила и нормы поведения,
В) формируется речь,
Г) верно все перечисленное.
6.Понятие «конформизм» означает:
А) отстаивание своей собственной точки зрения,
Б) изменение своего мнения или поведения под влиянием другого
человека или группы,
В) противопоставление своего мнения или поведения группе.
7.В отношении к другим людям, к делу, к себе, к вещам,
к природе проявляется
А) интеллект человека, Б) здоровье человека,
В) возраст человека, Г) характер человека.
8.По ведущей деятельности группы бывают:
А) постоянные и временные, Б) устойчивые и неустойчивые,
В) учебные и трудовые, Г) большие и малые.
9.По характеру отношений группы бывают:
А) формальные и неформальные,
Б) спортивные и творческие,
В) учебные и трудовые,
Г) большие и малые.
10.Общество – это
А) определенная группа людей, объединившихся для совместной
деятельности,
Б) определенный этап исторического развития человечества,
В) человечество в целом,
Г) правильны все определения.
7.В отношении к другим людям, к делу, к себе, к вещам,
к природе проявляется
А) интеллект человека, Б) здоровье человека,
В) возраст человека, Г) характер человека.
8.По ведущей деятельности группы бывают:
А) постоянные и временные, Б) устойчивые и неустойчивые,
В) учебные и трудовые, Г) большие и малые.
9.По характеру отношений группы бывают:
А) формальные и неформальные,
Б) спортивные и творческие,
В) учебные и трудовые,
Г) большие и малые.
10.Общество – это
А) определенная группа людей, объединившихся для совместной
деятельности,
Б) определенный этап исторического развития человечества,
В) человечество в целом,
Г) правильны все определения.
Предварительный просмотр:
Задания на урок
1. Посмотрите на список предложенных качеств. Распределите их в два столбика: в один те, что объединяют людей, в другой - те, что разъединяют их. Объясните свой выбор.
Удовольствие, радость, блаженство, зависть, восторг, горе, восхищение, обида, гнев, гордость, тоска, доверие, скука, уважение, нежность, благодарность, любовь.
2. Используя эти слова, сформулировать закон, который по-другому мы называем «золотым правилом нравственности».
Относись, хотел, чтобы, так, как, к, относились, другим, к, ты, тебе, бы.
3. Ты знаешь, что характер межличностных отношений обоюдный. 1) Попытайся восстановить логику развития межличностных отношений.
взаимо….. взаимо… взаимо… 2) Объясни связь этих этапов построения межличностных отношений.
Тест «Познай себя»
Как к вам относятся окружающие?
1.Бывает ли так, что человек вам не понравился с первого взгляда?
А) часто,
Б) иногда,
В) никогда.
2.Если с вами заговорит незнакомый человек, сделаете ли вы вид, что не замечаете его?
А) часто,
Б) иногда,
В) никогда.
3.Когда кто-то рассказывает вам что-нибудь «по секрету», вы держите «язык за зубами»?
А) часто,
Б) иногда,
В) никогда.
4.Обращаются ли к вам за помощью или советом?
А) часто,
Б) иногда,
В) никогда.
5.Общаясь с людьми, вы отказываетесь выслушать то, что волнует их, ради обсуждения своих собственных проблем?
А) часто,
Б) иногда,
В) никогда.
6.Позволяете ли вы говорить критичным тоном, с сарказмом (насмешкой) или с нотами агрессии?
А) часто,
Б) иногда,
В) никогда.
7.Если у вас что-то не получается, вы пытаетесь переложить свою вину на кого-нибудь другого?
А) часто,
Б) иногда,
В) никогда.
8.Когда вы встречаете нового человека в доме или в классе, вы пытаетесь первым завести знакомство?
А) часто,
Б) иногда,
В) никогда.
9.Если друзьям срочно понадобилась ваша помощь, вы, не раздумывая, бросаете свою работу, домашние дела и занятия, чтобы помочь им?
А) часто,
Б) иногда,
В) никогда.
Ключ к тесту
а | б | в | |
1 | 0 | 10 | 5 |
2 | 0 | 10 | 0 |
3 | 10 | 0 | 0 |
4 | 10 | 5 | 10 |
5 | 0 | 5 | 10 |
6 | 0 | 5 | 10 |
7 | 0 | 5 | 10 |
8 | 10 | 5 | 0 |
9 | 10 | 5 | 0 |
Подсчитайте баллы.
80-100. Это очень высокий результат. Если вы отвечали честно, то вы цените и уважаете людей, а они, в свою очередь, считают вас надежным человеком. Вы не свернете со своего пути ради похвалы и награды, но ваши поступки принесут вам первое и второе.
45-75. Людям, которые попали в этот диапазон, обычно помогают при условии, что они расширят сферу своих интересов. Им хочется, чтобы их любили, но они ничего для этого не делают, предпочитая отгородиться от мира.
0-40. Люди, которые попали в эту группу, настолько стеснительны, что просто бояться быть на виду. Но как только они вылезают из своей «скорлупы», то еще больше привлекают к себе внимание окружающих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
План-конспект урока в 9 классе по английскому языку на тему: “British Writers”(«Британские писатели») составлен по основам УМК для 9 класса, автор УМК «English,9» Student\'s Book ,(В.П. Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова). Учитель английского языка Луц
Место в учебном плане: Unit 1«Reading…? Why not? » Lesson 3 «Famous British Writers» Материал может быть использован при изучении Раздела 1 (Unit 1) на уроках разного типа:объясне...
План-конспект урока "Международные отношения в XVI-XVIII вв." по Всеобщей истории
К план-конспекту прилагается презентация Power Point....
План-конспект урока в 5 классе "Планы на выходные"
Материал представляет собой план конспект урока в 5 классе "Планы на выходные " УМК М.З Бибилетова " Английский с удовольствием"...
Круглый стол План-конспект занятия «Добрые отношения между нами», презентация "Добро и зло"
Круглый столПлан-конспект занятия «Добрые отношения между нами», презентация "Добро и зло"...
Круглый стол План-конспект занятия «Добрые отношения между нами»
Круглый стол План-конспект занятия «Добрые отношения между нами»...
Круглый стол План-конспект занятия «Добрые отношения между нами»
Круглый столПлан-конспект занятия «Добрые отношения между нами»...