"Суров закон, но он закон"
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Интеллектуально-правовая игра для учащихся 8- 9 классов "Суров закон, но это закон"
«Зачем законы соблюдаем мы?
Чтоб в мире не было войны,
Чтоб человек свободен был,
Чтоб жизнь свою и ближнего ценил!»
Цели игры:
- правовое просвещение
- формирование правовой культуры
- воспитание гражданских качеств
- практическое использование правовых знаний
Оборудование:
- Раздаточные материалы конкурсов
- Домашнее задание (эмблема, девиз, название команды)
- Компьютер
Детство – это особый период в жизни человека. Впереди целая жизнь, множество добрых дел. Общество ценит детство и в зависимости от своих возможностей старается его защитить. Права детей и подростков в современном обществе специально оговариваются в международных и отечественных правовых актах. Принято считать, что общество тем лучше устроено, чем лучше живётся в нём детям и старикам, самым слабым и незащищённым поколениям. От того, насколько хорошо вы разбираетесь в своих правах и обязанностях, зависит будущее нашей страны. В школе ваши права и обязанности закреплены в следующих документах: «Устав школы», «Правила для учащихся». А вот насколько хорошо вы разбираетесь в устройстве нашего правового общества, выяснит турнир, где вы покажете свои знания. Желаю вам удачи!
Проблемный вопрос: Почему люди совершают преступления? (ответы учащихся)
Каждый человек сам способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путём, зарабатывая необходимые деньги, или найти возможность лёгкой наживы, вступив на путь преступления.
I Разминка:
- Расшифруйте аббревиатуру ИДН? (Инспекция по делам несовершеннолетних)
- Мера воздействия на того, кто совершил проступок. (Наказание)
- Заключение под стражу. (Арест)
- Когда была принята Конвенция ООН о правах ребёнка? (20 ноября 1989 года)
- Решение суда о виновности или невиновности подсудимого? (Приговор)
- Правда ли, что совершеннолетние дети обязаны содержать нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей? (Да)
- Кто имеет право жестоко, грубо, оскорбительно общаться с ребёнком? (Никто)
- Совокупность правил поведения, узаконенных возможностей человека, регулируемых и охраняемых государством? (Право)
- Ссора, сопровождаемая взаимными побоями. (Драка)
- Тайное хищение личного имущества граждан (Кража)
- Вооружённое нападение с целью ограбления, убийства (Разбой)
- Действие, нарушающее закон? (Преступление)
- До скольких лет человек считается ребёнком? (до 18 лет)
14.Какая международная организация играет решающую роль в защите прав человека на международном уровне? (Организация Объединенных Наций)
II конкурс «Права человека»
УЧАСТНИКАМ раздаются контрольные листы с незаконченными фразами, в которых упомянуты герои сказок. Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу.
- Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на _____.
- Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на _____.
- Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право _____.
- Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино _____.
- Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на _____.
- Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в Страну дураков, они воспользовались правом _____ .
Ответы:
1.Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на личную неприкосновенность
2.Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на получение бесплатного образования.
- Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право пользоваться учреждениями культуры.
- Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино иметь имущество в собственности.
- Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на неприкосновенность жилища.
- Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в Страну дураков, они воспользовались правом уехать из своей страны и вернуться на родину.
Конкурс: «Разобрать ситуации».
Каждой команде будет дано по 3 ситуации. Команда, подумав 1 мин, должна сказать, какое правонарушение совершено. За каждый правильный ответ - 2 балла. За неполный ответ - 1 балл.
СИТУАЦИЯ №1
Пятеро 16-летних подростков встретили 15-летнего и потребовали у него денег. Он ответил, что денег нет. Тогда один из группы проверил у него карманы и нашел 100-рублевую купюру. Деньги 15-летнему подростку вернули, но за «обман» потребовали крупную сумму денег. Встретив его через несколько дней, кампания снова напомнила о деньгах. Получив отказ, подростки избили юношу.
Квалифицируйте состав преступления. Понесут ли подростки уголовную ответственность за преступление?
Решение: Да, по этому факту было возбуждено уголовное дело, подростки понесут уголовную ответственность, т.к. она наступает с 14 лет. Преступление: нанесение телесных повреждений, вымогательство, а также отягчающим вину обстоятельством является то, что оно совершено группой лиц.
Ситуация № 2
У гражданина Петрова похитили автомобиль. Вскоре воров поймали, осудили. Нашли и того, кому воры успели продать автомобиль на авторынке. Но новый собственник не знал, что машина приобретена незаконно.
Как будет решена эта ситуация?
Решение: По Гражданскому кодексу машину вернут законному владельцу. Покупатель никакого денежного возмещения не получит, потому что купил украденное.
Ситуация № 3
Ученики школы выпили в подъезде дома по бутылке вина. Затем вышли на улицу, ругались, кричали и приставали к прохожим, оскорбляли их нецензурной бранью.
Можно ли привлечь этих школьников к административной ответственности?
Решение: (Поведение школьников попадает под определение «мелкое хулиганство» и рассматривается законом как административный проступок, что влечет административную ответственность).
Ситуация №4
30.01.2014 г., в 14.30, во дворе дома по ул. Ломоносова поссорились 3 подростка: Николай, Артём, Вадим. В ходе ссоры Вадим нанес 2 удара Артёму в правый бок, Николай ударил в левый бок. Затем Вадим пнул Артёма и нанес 1 удар в грудь и 1 удар в плечо. При этом Николай сдерживал Артёма, скрестив ему руки за спину. Все действия причинили Артему физическую боль.
(Уголовное преступление - нанесение побоев. Но подростки не достигли возраста уголовной ответственности. За данное преступление ответственность наступает с 16 лет.)
Практикум
- Как себя вести в случае задержания сотрудниками милиции?
- Ребята, а как вы думаете, вправе ли представитель закона задержать вас на улице в позднее время? И почему? (Ребята высказываются, приводят примеры).
Конечно, они беспокоятся о вашем здоровье, о вашей жизни.
А как надо себя при этом вести вам: вырываться, кричать, убегать? (ребята говорят).
Во-первых, отвечать спокойно на вопросы милиционера, не бояться, не говорить неправду. Например: вы с друзьями поздно возвращаетесь с тренировки…
Во-вторых, вы можете сообщить представителям закона номер телефона родителей или позвоните им сами.
А за какие правонарушения вас могут доставить в милицию?
Правильно:
1.Нарушение правил дорожного движения
2.Распитие спиртных напитков и пива в общественных местах (т.е. любое место за пределами твоей квартиры) и появление в пьяном виде.
3.Мелкое хулиганство (драка, злословие и т.д.).
4.Незаконная продажа.
5.Злостное неповиновение.
А теперь поговорим о ваших правах.
1.Если вас не задерживают, а просто предлагают пройти побеседовать. Ваши действия? (ребята отвечают). - Вы правы. Не грубите, а вежливо, но твердо откажитесь.
2. Но вас могут пригласить в качестве очевидца происшествия. Что в этом случае делаете вы? (ребята отвечают). - Да. В этом случае вы можете пойти в отделение милиции только по доброй воле. При этом вы должны знать, что вас не могут пригласить в качестве свидетеля: такое приглашение должно быть оформлено в виде повестки, которую вручает почтальон, вы имеете право отказаться от свидетельских показаний – вам не грозит за это ответственность, если вам нет16 лет.
3.А чем «очевидец» отличается от «свидетеля»? Как вы думаете? (ребята отвечают).
Очевидец – не несет ответственности за свои слова, он говорит то, что видел или то, что думает по поводу происшествия. Поэтому может сказать неправду.
Свидетель – это лицо, на которое указал подозреваемый или потерпевший. Он несет уголовную ответственность за дачу ложных показаний.
Предположим, вас привели в отделение милиции.
- Знайте, дежурный должен немедленно сообщить о вашем задержании родителям, Если вы совершили незначительное правонарушение, то после составления протокола вас должны немедленно отпустить или дождаться ваших родителей, чтобы они забрали вас домой.
- Если вы совершили более серьезное правонарушение, то вас могут задержать в административном порядке – не более 3 часов (время после составления протокола).
- Вас не имеют права помещать в камеру предварительного заключения (КПЗ), если там уже находятся взрослые!
- Вас могут заключить по стражу, если вы подозреваетесь в совершении тяжкого преступления. Это решение принимает только суд.
Допрос несовершеннолетнего должен проходить при педагоге, при адвокате. При этом родители могут присутствовать, но их присутствие не обязательно. Помните, любые действия сотрудников милиции вы можете обжаловать!
- Определить виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений.
- Установите соответствие.
Виды ответственности:
А- административная ответственность.
Г – гражданско – правовая.
У- уголовная.
Д - дисциплинарная
Виды нарушений:
1. Порвал учебник одноклассника (Г).
2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А).
3. Избил одноклассника (У).
4. Совершил кражу мобильного телефона (У).
5. Совершил прогул в школе (Д).
6. Переходил дорогу в неположенном месте (А).
7. Разбил мячом окно (Г).
8. Нецензурно выражался в общественном месте (А).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по физике на тему: «II закон Ньютона. Применение законов Ньютона»
Одна из проблем профилизации старшей школы - недостаточное количество учащихся для комплектования профильных классов. Физика преподается в большинстве школ на базовом уровне. Данный тест позволяет гот...
Конспект урока физики в 10 классе по теме «Закон инерции. История открытия Галилеем закона инерции. Первый закон Ньютона»
Урок разработан на основе примерной программы Ю.И. Дик, Л.Э. Генденштейн...
Разработка родительского собрания "Законы жизни семьи, законы жизни класса"
Форма проведения: родительский тренинг – выведение формулы родительской педагогики....
Правовая игра "Закон для нас! Закон внутри нас!"
Внеклассное мероприятие по обшествознанию для 8-9 классов. Способствует формированию правовой культуры у учащихся....
Конституция - илнең төп законы. Конституция - основной закон государства.
Сценарий классного часа...
Конспект родительского собрания на тему: "Законы жизни семьи, законы жизни класса"
Конспект родительского собрания...
Контрольная работа по теме "Законы постоянного тока. Закон Ома для полной цепи", 10 класс
Контрольная работа составлена для проверки знаний обучающихся по темам "Законы постоянного тока. Закон Ома для полной цепи."...