Разработка занятия Тема : Формирование и становление сильной личности на примере Исидора Никифоровича Барахова.
план-конспект по обществознанию на тему

Павлова Светлана Павловна

 Тип занятия: Поисково-исследовательский

 Цель занятия: Доказать Исидора Барахова как сильную личность

 Задачи:

- организовать получение знаний путем работы с источниками;

- развить коммуникативные навыки, способствовать совершенствованию поисково-исследовательской деятельности;

- воспитывать уважение к истории родного края.

 Структура занятия:

1.      Вступительное слово учителя.

2.      Организация работы по текстам.

3.       Сообщение по итогам практической работы.

4.       Сделать обобщающий вывод.

5.      Заключение занятия.

 Оборудование:

1.      Медиа-проектор

2.      Компьютер

3.      Выставка по теме занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_zanyatiya_po_teme_i._barahov.docx25.23 КБ
Файл samoanaliz_uroka.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

 Разработка занятия

  Тема : Формирование и становление сильной личности на примере  Исидора Никифоровича Барахова.

 Тип занятия: Поисково-исследовательский

 Цель занятия: Доказать Исидора Барахова как сильную личность

 Задачи:

- организовать получение знаний путем работы с источниками;

- развить коммуникативные навыки, способствовать совершенствованию поисково-исследовательской деятельности;

- воспитывать уважение к истории родного края.

 Структура занятия:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Организация работы по текстам.
  3.  Сообщение по итогам практической работы.
  4.  Сделать обобщающий вывод.
  5. Заключение занятия.

 Оборудование:

  1. Медиа-проектор
  2. Компьютер
  3. Выставка по теме занятия

 Ход занятия:

 Краткая биография

 Родился в 1898 г. в Харбалахском наслеге Верхневилюйского улуса в семье зажиточного крестьянина-скотовода.  В 1914г. закончил начальную школу в с. Верхневилюйск. В годы учебы в Учительской семинарии в г. Якутске знакомится с Е. М. Ярославским, занимается в его революционном кружке.  Окончил Вилюйское начальное училище, Якутскую учительскую семинарию. За период трудовой деятельности Барахов И.Н. работал в нижеперечисленных должностях: июль 1918г. – сентябрь 1918г. – уполномоченный губревкома по организации Советской власти в Вилюйском округе; октябрь 1918г. – апрель 1920г. – учитель в д.  Ясачная Китойской волости Иркутской области; июнь 1920г. – декабрь 1920г. – секретарь Якутрайбюро РКП(б); декабрь 1920г. – июнь 1921г. – участие в третьей Сибпартконференции и работе десятого съезда РКП(б); июнь 1921г. – ноябрь 1921г.  секретарь Вилюйского уездного бюро РКП(б); ноябрь 1921г. – февраль 1922г. – заведующий информационно-статистическим отделом Якутского губернского бюро РКП(б); март 1922г. –июль 1922г. -  секретарь  Якут РКП(б);  июль 1922г. – сентябрь 1922г. – комиссар экспедиционного отряда по Вилюйскому округу; январь 1923г. – июнь 1924г. – Председатель Совета народных комиссариатов (СНК) ЯАССР; сентябрь 1924г. – 1926г. – учеба на высших партийных курсах в г.  Москве; июнь 1926г. – март 1928г. – секретарь Якутского обкома ВКП(б); октябрь 1928г. – 1933г. – слушатель института Красной профессуры; август 1933г. – май 1936г. – пом.  зав. сектором по Восточно-Сибирским районам сельхозотдела ЦК ВКП(б); август 1933г. – февраль 1938г. – заместитель, затем заведующий сектором Сибири и Дальневосточного края сельхозотдела ЦК ВКП(б). Избирался членом ЦИК ЯАССР 1-5 созывов, членом ЦИК СССР (1924-1929), являлся членом Якутского обкома партии (1922-1928), делегатом X, XII,  XV съездов партии, III Сибирской партийной конференции (февраль 1921г.). И. Н. Барахов в 1938г. необоснованно репрессирован. 3 февраля 1938г.  арестван в  Москве на работе по делу «антисоветской националистической организации». 15 сентября 1938 г. Военная коллегия Верховного суда ССР приговорила его к высшей мере наказания, приговор приведен в исполнение в тот же день. Реабилитирован решением военной коллегии Верховного суда СССР 31 октября 1956г.

 Текст №1. Исидор в детстве

 В десять лет (1908г.) поступил в Верхневилюйскую начальную школу, жил у купца Егора Потапова. Л каникулы проводил у родителей в Харбалахе и работал наравне с хамначчитами отца на сенозагатовке, поверхностном улучшении сенокосных и пастбищных угодий. Хамначчиты  очень любили своего молодого хозяина. Отцу не нравилось, что сын больше и лучше общается с его хамначчитами, чем с отцом, но он надеялся на то, что по мере взросления придет самосознание состоятельного человека.

 Задание к тексту №1.  Сделайте обобщающий вывод в психологии, характере маленького Исидора.

 Примерные ответы учащихся:

  1. Трудолюбивый
  2. Не различал бедных и богатых, относился со всеми наравне.

Текст №2. Обучение в Верхневилюйской начальной школе. 

 В Верхневилюйской начальной школе он учился у известного учителя Василия Григорьевича Монастырева.  В то время широко использовались методы наказания учащихся за плохую подготовленность к урокам. В.Г. Монастырев таких учащихся ставил в угол на колени, дергал за уши, иногда оставлял без обеда. Вместе с тем его ученики продолжали учебу или становились известными наслежными писарями и делопроизводителями.

 Задание к тексту №2. В чем мы видим роль учителя в жизни Исидор Барахова?

 Примерные ответы учащихся:

  1. Требовательное, строгое отношение учителя В. Г. Монастырева послужило к становлению Исидора сильной личностью.
  2.  Именно эти качества учителя в то время тянули мальчика к дальнейшей, высококачественной учебе.

Текст №3.

 В 12 лет (1910г.) поступил учиться в Вилюйское городское училище.   Жил, по договоренности отца, у купца Николая Алексеевича Расторгуева. В 1913г. Вилюйскому училище присвоили статус высшего училища, то есть выпускник училища получал неполное среднее образование и имел право поступить в любое учебное заведение среднего образования. У истоков образовательного пути Исидора стояли такие выдающиеся представители просвещения, как П. Х. Староватов, С. А. Новгородов, А. Е. Кулаковский, М. Н. Ж ирков. В 1914г. Исидор закончил данное училище. Всю зиму и лето работал у купца Н. А. Расторгуева, а осенью в Верхневилюйской управе – переписчиком дел. Потом по совету политссыльного Т. П. Альфера перешел писарем представителя земской управы Вилюйского округа Г. Ф. Корякина. С ним Исидор договорился о том, что когда он поедет  в Якутск,  возьмет с собой его.

 Отец Исидора  Никифор Иванов (Барахов) был доволен успехами сына, думал, что  обучившись, он пойдет по стопам отца и станет известным, крупным купцом.

 Задание к тексту №3.  Какую роль в жизни Исидора сыграло обучение в Вилюйском высшем училище?

 Примерные ответы учащихся:

  1. Знакомство и обучение у знаменитых в то время людей тянули мальчика к дальнейшей, высокоуровневой учебе.
  2. Именно присвоение высшего статуса Вилюйскому училищу в те годы, когда учился Исидор, сыграли огромную роль в потребности дальнейшего образования.

 Текст №4. Поступление в Якутскую учительскую семинарию.

В 1915г. И. Барахов поступил в Якутскую учительскую семинарию.

 Здесь он – сын состоятельного крестьянина Никифора Ивановича Иванова (Барахова), - представлялся как сын бедного крестьянина и написал следующее заявление:  Мне очнь хочется учиться дальше, но мои родители очень бедные.  В связи с этим прошу Вас, Ваше превосходительство, принять меня в Ваше училище и назначить стипендию.

 Задания к тексту №4.

  1. Оправдал ли надежду отца Исидор? В чем мы это видим?
  2. Как вы думаете, почему Исидор пишет такое заявление, ведь его отец имел средства и вполне мог обучить его в семинарии?

 Текст №5. Посещение подпольных кружков.

 В семинарии Исидор познакомился и в дальнейшем подружился с Максимом Аммосовым, Платоном Ойунским, Степаном Васильевым и др.  Начиная с 1916 г. политический ссыльный большевик Ем.  Ярославский организовал подпольный литературный кружок «Первые шаги» для учащейся молодежи Якутской учительской семинарии.

 Ем.  Ярославский говорил,   что скоро у некоторых из нас окончится срок ссылки, хочется оставить ядро из молодежи. Стало очевидным  создание новых подпольных кружков, в которых можно было вести теоретическую и политическую закалку  всесторонне подготовленных партийных кадров к предстоящим революционным боям. В конце 1916г. решением подпольной Якутской партийной организации РСДРП был создан марксисткий  политико-теоретический кружок «Юный социал-демократ» под руководством Ем. Ярославского. Состав кружка тщательно подбирался самим Ярославским. Исидор Барахов стал активным участником кружка, как и его друзья. Члены кружка выполняли разные задания большевиков: посещали митинги, собирали на них трудящихся города,  распространяли и расклеивали по городу номера первой в Якутии большевистской газеты «Социал-демократ», читали её материалы трудящимся, занимались революционной агитацией, помогали изданию большевистских прокламаций на якутском языке.

  Задание к тексту №5.   В чем мы видим роль политических ссыльных в формировании и становлении Исидора как сильная личность?

 Выступление учителя: Школа жизни, которую прошел И.  Барахов.

 Революционные митинги, формирование новых органов власти, первомайская демонстрация трудящихся города Якутска и близлежащих селений, выступление молодых якутских социал-демократов на митингах и демонстрациях на якутском языке – это была школа поступков, действий, которую не мог дать ни один кружок.

  Личный пример выдающихся представителей партии большевиков, их беззаветная вера в правоту идей и теории маркситского учения, их бескомпромиссная борьба за равенство, свободу и братству людей труда – это была школа поступков, действий, которую не могла дать ни одна школа.

 Быстрые решительные действия, высокая  дисциплина  ответственность, безусловная  коллегиальность  свержении якутского  губернатора и полицмейстера – это была школа поступков, действий, которую могла дать только РСДРП(Б).

       

 Текст №6. Исидор в руководящей работе.

 Необычная личная скромность, вдумчивость и неторопливость в решении любого вопроса, требовательность, в первую очередь, к себе, а также ко всем, кто вместе с ним работал, уравновешенность характера и сознание большой своей ответственности – все это в немалой степени позволяло ему успешно решать многие проблемы партийного руководства.  Работать на такой руководящей работе, как первый секретарь обкома партии, было очень трудно.  Эта работа требовала огромных усилий, напряжение ума, воли и конечно, больших затрат энергии.

 Работая в ЦК, он мог бы легко получить новую более свободную и удобную квартиру в Москве, но этого не сделал и даже не пытался.   На вопросы по этому поводу говорил: «Зачем нам это?». Обстановка квартиры, где жила семья Барахова, была не только скромной, но и по новому стандарту, бедной. Ничего лишнего – кроме необходимой для жизни непритязательной мебели и скромного убранства. Чувствовалось, что хозяевам квартиры совсем был чужд мир вещей, их всецело поглощала работа.

 Задание к тексту №6.  Оцените характер и быт Исидора Барахова.

 Обобщенный вывод занятия:

  1. С раннего возраста был приучен к труду.
  2.  Постоянно сталкиваясь с несправедливостью, рано задавался вопросом: почему так несправедливо устроены жизнь и мир?
  3.  Уже в школьные годы проявились элементы протеста против несправедливости.
  4.  Естественная тяга к образованию, знанию и прогрессу.
  5.  Природные способности и стремление учиться должны были найти поддержку, благодатную почву: политические ссыльные, т.е. ему в начале жизненного пути встретились демократически или революционно настроенные люди, давшие благословение на учебу, на постижение истины, на поиск, справедливости и счастья.

 Задание №7. Написать сочинение на тему «Формирование и становление сильной личности на примере Исидора Никифоровича Барахова».

   



Предварительный просмотр:

 Самоанализ урока

  • Тему «Моральные ценности» по обществознанию проходят в 8 классе по разделу «Духовная сфера общества» по образовательному курсу Л.Н. Боголюбова.  
  •  Основными целями урока являются:

- для учителя  -  натолкнуть учащихся  на обсуждение важных моральных ценностей и создать условие правильного самостоятельного выбора.

- для учащихся работая со схемой-сюжетом олонхо и выполняя предложенный алгоритм заданий  формировать и раскрыть свой творческий и критический  потенциал.

- К обучающим задачам урока я отнесла  изучение нового материала по обществознанию и знание понятий как «мораль», «моральные ценности», «вечные вопросы», «человечность»;

- К воспитательным  задачам относятся  привитие и воспитание осознания  необходимости моральных ценностей для установления доброжелательных взаимоотношений в обществе;

- Урок был также призван способствовать развитию  у учащихся  творческого и критического  потенциала.

  •  Это по типу урок применения метапредметных и предметных знаний, он включал в себя 9 этапов.  Основным этапом был пятый, поскольку включает задачи как: развитие креативного, практического и критического мышления у учащихся.
  •  При проведении урока я ориентировалась на принципы проблемного обучения.
  •  Чтобы достигнуть цели урока, я подобрала алгоритм заданий повышенной сложности по методу «ТРИЗ».
  •  Замысел включения сюжета олонхо - «Куруубай Хааннаах Кулун Куллустуур» на урок обусловлен самим временем. В условиях модернизации образования обществоведческое образование обновляется. Кризисное состояние общества, противоречия переходного периода, социальная и политическая поляризация, порождаемая ими нестабильность положение в мире – все это затрудняет усвоение учащимися сложного обществоведческого процесса. Для того чтобы эффективным было усвоение учебного материала, необходимо использовать народную мудрость.  А вся мудрость и философия всей жизни нашего народа – Саха излагается в эпосе - олонхо.
  • Целью включения сюжета олонхо - «Куруубай Хааннаах Кулун Куллустуур» на урок является применение и внедрение национального компонента на уроках обществознания.

  •  Если делать разбор по этапам, то урок  состоит из 9 этапов:

- На первом организационном этапе  происходило эмоциональная и мотивационная подготовка;

-  Второй этап урока можно назвать образовательной напряженностью, поскольку  происходит выявление проблемной ситуации с помощью фронтального взаимодействия на уроке с использованием камней. На данном этапе у учащихся развивается конструированное мышление. Формируются УУД как личностные, познавательные и коммуникативные.

- Третий этап -  актуализация знаний.  Так как через фронтальное взаимодействие  учащиеся устанавливают причину выявленной проблемы – она заключалась на данном уроке, что грубому человеку трудно строить доброжелательное взаимоотношение с окружающими. Этот этап включает развитие критического мышления и способствует формированию личностных, познавательных и коммуникативных УУД.

- На четвертом этапе урока  учащиеся поставили себе конкретную цель – перевоспитать  героя из олонхо Кулун Куллустуура,  образно заколдованного в камень. На этом этапе урока развивается критическое мышление у учащихся. Формируются  личностные и регулятивные УУД.    

-  На пятом самом основном этапе учащиеся приступили к выполнению заданий по группам. К каждой группе был предложен отдельный алгоритм заданий. Каждое задание было ориентировано на развитие креативного, практического и критического мышления учащихся.  Мое  руководство  как учителя при выполнении алгоритма заданий было инструктирующим, потому что в данном этапе учащиеся должны были исходя, из предложенных фрагментов олонхо самостоятельно изъять новое знание.  Раскрыть понятия  «моральные ценности», «вечные вопросы», «человечность» и  решить сложившиеся ситуации во фрагментах олонхо, делать выводы о необходимости моральных ценностей и придумать их. Таким образом, у каждого ученика формируются все основные УУД.

- На шестом этапе урока учащиеся выступали с проделанной работой и выдвигали основные моральные ценности. Данный этап включает развитие практического и критического мышления. Формируются коммуникативные, личностные, познавательные и регулятивные УУД.

- На седьмом этапе  происходило закрепление знания и выдвижение главных ценностей урока, с помощью фронтального взаимодействия. Этап – закрепление знания способствует развитию конструктивного и критического мышления, формируются личностные и коммуникативные УУД.

- На восьмом этапе урока учащиеся подводят итоги и дают самооценку своей деятельности, с помощью образно заколдованного в камень героя, отвечают на вопросы: перевоспитался ли наш герой, достигли ли мы поставленной в начале урока цели? На данном этапе урока развивается критическое мышление. Формируются  личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД.

- На девятом этапе урока было дано  домашнее задание в виде эссе. Учащиеся дома еще раз подумают над основными понятиями урока, порассуждают данные на уроке ситуации и напишут сочинение-рассуждение.  На данном этапе у учащихся развивается критическое,  конструктивное и креативное  мышление

 По течению урока учащиеся имели возможность морального выбора.  Таким образом, можно сделать вывод, что урок можно считать цели достиг.

Мне было трудно -__________________________________________________________

Мне было легко ____________________________________________________________.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Формирование лексических навыков говорения при изучении английского языка в 6 классе средней школы по теме «Здоровье»"

Методическая разработкаФормирование лексических навыков говорения при изучении английского языка в 6 классе средней школы  по теме «Здоровье»...

Методическая разработка занятий по формированию у детей связной речи

Одной из основных задач детских образовательных учереждений является формирование у детей связной речи.Младший школьник должен четко ,логично ,последовательно рассказывать о событиях  ,объектах.И...

Статья на тему: "Формирование духовно-нравственного пространства личности и общества на уроках литературы"

Формирование духовно-нравственного пространства личности и общества на уроках литературы...

Выступление на МО гуманитарного цикла на тему : «Формирование духовно-нравственной основы личности на уроках русского языка и литературы».

Выступление на МО гуманитарного цикла на тему : «Формирование духовно-нравственной основы личности на уроках русского языка и литературы»....

Статья на тему "Формирование мировоззрения и развитие личности на уроках иностранных языков"

Воспитательный аспект является основным в прцессе обучения иностранному языку....