Рабочая программа по обществознанию 9 класс
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему
Рабочая программа по обществознанию 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya.ktp_.docx | 60.06 КБ |
titulnyy_list.docx | 11.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа разработана для 9 класса основной общеобразовательной школы на основе рабочей программы А. И. Кравченко, «Обществознание», М., Русское слово, 2013, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации (приказ министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по истории для образовательных учреждений» № 1089 от 05.03.2009г.).
Общая характеристика учебного предмета
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа в год (1 час в неделю). Содержание обучения, требования к подготовке обучающихся по предмету в полном объеме соответствуют примерной программе по предмету.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Учебно-методический комплекс для обучаещегося:
1.Кравченко А.И. Обществознание. 9 класс. М.: Русское слово, 2012.
2. Кравченко А.И Задачник по обществознанию 8-9 классы: Русское слово, 2009.
Методическая литература: Кравченко А.И. Поурочное планирование по обществознанию для 8-9 классов.
Дополнительная литература:
1. Обществознание: сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. М.: Просвещение, 2010.
2. Кишенкова О.В. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Обществознание. Основная школа – М.: «Интеллект - центр», 2009.
3.Певцова Е.А. Обществознание 8-9 классы: Книга для учителя М.: Русское слово, 2009.
4.Кравченко А.И. Тесты по обществознанию для 8-9 классы. Русское слово, 2011.
Формы промежуточной, итоговой аттестации: тестирование, эссе, контрольные работы, обобщающий урок.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Планируемые результаты освоения курса по обществознанию:
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
1) мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
2) заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
3) ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
1) умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
2) умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
3) способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
4) овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
5) умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
- использование элементов причинно-следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
1) относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
2) знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
3) знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
4) умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
1) понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
2) знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
3) приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
1) знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
2) понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
1) понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
2) понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
3) знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
4) знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
5) понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
6) понимание значения коммуникации в межличностном общении;
7) умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
8) знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Система оценивания в соответствии с Уставом школы: пятибалльная
Содержание программы.
РАЗДЕЛ IV. Политическая сфера
Политическая сфера общества — это сцена, на которой заглавные роли исполняет верхушка общества, которую принято называть элитой. Именно здесь разворачивается борьба за власть и разгораются политические страсти по поводу принципов и механизмов управления обществом.
Сущность и происхождение государства, виды и формы политической власти, формы правления в обществе, политические режимы, гражданское общество и правовое государство, наконец, устройство и борьба политических партий составляют содержание политической жизни общества. Они касаются не только элиты, но и рядовых граждан, поскольку влияют на их судьбу.
При изучении политической сферы общества необходимо ответить на следующие вопросы:
- Что такое государство, политические партии, власть, закон и право?
- Как группы людей борются за получение власти, как устраняют соперников и завоевывают симпатии населения, как поддерживают правопорядок?
- Кто составляет избирательную базу партии или движущую силу революции, кто является противником, а кто сторонником в борьбе, кто совершает преступления и кто с ними борется?
Опорные понятия и термины: влияние, сила, власть, авторитет, государство, политическая система, суверенитет, национально-государственное устройство, сепаратизм, централизованное государство, однонациональное и многонациональное государство, формы правления, парламентская и президентская республика, авторитаризм, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, гражданское общество, гражданство, правовое государство, парламент, выборы, электорат, политическая партия, партийная система, политическая программа.
Тема 25. Власть. Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества.
Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.
Тема 26. Государство. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные.
Тема 27. Национально-государственное устройство. Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное государство, их сходство и различие. Одно- и многонациональное государство.
Тема 28. Формы правления. Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).
Тема 29. Политические режимы. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.
Тема 30. Гражданское общество и правовое государство. Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства.
Тема 31. Голосование, выборы, референдум. Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.
Тема 32. Политические партии. Определение и признаки политической партии. Понятие о политической программе партии. Одно- и многопартийная системы, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политической партии. Классификация политических партий. Роль политических партий в обществе.
Повторение. Политическая жизнь современной России: общее и особенное.
РАЗДЕЛ V. Человек и его права.
В этом разделе затрагиваются вопросы, с которыми ежедневно сталкивается каждый гражданин. Это область прав и обязанностей людей, их ответственности перед законом, здесь выясняются причины нарушения закона и последствия, к которым это ведет. Закон и право — такие виды социальных норм, которые организуют повседневную жизнь рядовых граждан и касаются каждого из нас. Поэтому особое внимание в разделе уделено правовым вопросам, с которыми приходится постоянно сталкиваться современному подростку. Кроме того, раскрываются, понятие права, нормы права, отрасли права, конституция как основной закон государства, основы конституционного строя Российской Федерации, ее субъекты, права человека, всеобщая декларация прав человека и международное гуманитарное право, права ребенка, защита прав человека, преступление, уголовная ответственность, административный проступок, действие правоохранительных органов.
Опорные понятия и термины: конституция, закон, права человека, гражданские права, защита прав человека, преступление, уголовная ответственность, правоохранительные органы, санкции, правосознание, правовая культура, отрасли права, суд, юридическое и физическое лицо, правоспособность, презумпция невиновности.
Тема 33. Право, его сущность и особенности. Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов.
Тема 34. Закон и власть. Равенство перед законом. Структура Федерального собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт президентства в России. Права и полномочия президента. Состав и функции правительства. Республиканские и местные органы власти. Структура и функции судебной власти. Структура и функции правоохранительных органов России.
Тема 35. Конституция. Конституция как основной закон государства и ее структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод гражданина, их защита.
Тема 36. Право и экономика. Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Понятие физического и юридического лица. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права.
Правовое регулирование трудовых отношений. Кодекс законов о труде РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора между работником и работодателем. Расторжение трудового контракта с администрацией и увольнение. Защита детского труда.
Тема 37. Правовые основы брака и семьи. Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Условия расторжения брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Классификация прав и свобод ребенка.
Тема 38. Преступление и наказание. Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность. Понятие административного проступка. Субъекты применения взысканий. Разнообразие мер воздействия. Представление о гражданском правонарушении. Нарушения трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия.
Повторение. Права и обязанности подростка.
РАЗДЕЛ VI. Духовная сфера.
Духовная сфера общества охватывает все области и проявления духовной деятельности человека — от создания дворцов и храмов до украшения новогодней елки. Синонимами понятия «духовная сфера общества» выступают термины «общественное сознание» и «духовная культура». Проявлениями или формами духовной сферы общества выступают культура, мораль, искусство, наука, религия, образование. Понятие культуры имеет широкое и узкое толкование, при широком культура равна по объему духовной сфере общества, а при узком она — ее часть. Оба толкования правильные и одинаково широко применяются в литературе. В этом разделе будут освещены культура, религия, искусство и образование. Когда мы анализируем процесс создания духовных ценностей, то неизменно отвечаем на такие вопросы:
1.Что именно создается из культурных ценностей: картины, здания, одежда, идеи и теории, традиции и обряды, танцы, стихи, романы, песни и т.д.?
- Как создаются и распространяются культурные произведения?
- Кто выступает создателем произведений искусства, слушателем, зрителем, критиком, ценителем, меценатом и т.п.?
Опорные понятия и термины: культура, искусство, наука, образование, религия, фетишизм, тотемизм, анимизм, миф, мифология, вера, верование, культурный комплекс, культурное наследие, культурные универсалии, обычаи, традиции, мода, церемония, ритуал, обряд, элитарная культура, народная культура, массовая культура, субкультура, контркультура, молодежная субкультура, христианство, ислам, буддизм, культ предков, художественное творчество, изящные искусства, школа, институт, университет, академия.
Тема 39. Сущность и строение человеческой культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения.
Тема 40. Культурные нормы. Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции. Молодежная мода. Обряд и его символическое значение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Обычное право и юридические законы. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культурная относительность норм.
Тема 41. Формы культуры. Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, ее появление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркультуре, их отличительные черты. Неформальные молодежные группы, их поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлежность.
Тема 42. Религия. Различные определения религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и Божественное откровение. Понятие о церковном и библейском каноне.
Тема 43. Искусство. Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства».
Тема 44. Образование. Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования.
Тема 45. Наука. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий.
Повторение. Школьное образование как механизм приобщения подростка к основам культуры и научным знаниям.
Итоговое занятие.
Календарно-тематическое планирование учебного материала по обществознанию в 9 классе при 1 уроке в неделю (34 часа) по учебнику Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание: учебное пособие для 9 кл. – М.: Русское слово, 2012.
№ у р о к а | Дата | Тема урока | Форма урока | Планируемые результаты освоения материала | Дом. задание | Примечание | ||
План. | Факт. | |||||||
Политическая сфера (13 ч) | ||||||||
1 | 05.09. | Власть | Урок изучения нового материала | Уметь анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с деятельностью власти. Знать понятия: влияние, сила, власть, авторитет, господство, диктатура, руководство, гегемония, управление, иерархия, легитимность, оппозиция, разделение властей | § 1 (25), вопросы 1–3; привести примеры легитимной и нелегитимной власти; | |||
2 | 12.09. | Государство | Комбинированный | Знать причины зарождения государства, его функции (уметь их анализировать), основные признаки государства. Уметь анализировать виды монополии государства (вариант: объяснять закономерности развития процессов). Знать понятия: государство, суверенитет, внутренние и внешние функции, политическая система, монополии государства | § 2 (26), вопросы. 1, 3; мини-сочинение на тему «Мое понимание идеального государства» | |||
3 | 19.09. | Национально-государственное устройство | комбинированный урок | Знать конкретные факты, подтверждающие процесс объединения наций и их отделения. Уметь: – объяснять процесс создания централизованных государств; – объяснять причины и особенности распада национальных государств. Знать понятия: интеграция, дифференциация, сепаратизм, централизованное государство, общенациональное государство, империя | § 3 (27), вопросы 1, 3, 5–7; таблица «Формы государственного устройства»; проведение мини-исследования «Сепаратизм в истории России: основные вехи» | |||
4 | 26.09. | Формы правления | комбинированный урок | Уметь: – сравнивать две формы правления: республику и монархию; – разъяснять сущность демократической формы правления; – анализировать политическую систему государства. Знать понятия: монархия, республика, демократия, аристократия, тирания, олигархия, охлократия, импичмент, принципы демократии | § 4 (28), вопросы 2, 3; называть формы правления и национально-государственного устройства Древней Руси, России XVI– XIX вв., XX в. (таблица на с. 38); подготовить сообщение об эволюции форм государства в России (РФ) | |||
5 | 3.10. | Политические режимы | комбинированный урок | Уметь объяснять особенности политических режимов (аргументировать фактами из всеобщей истории и истории России). Знать понятия: политический режим, демократический и недемократический режимы; авторитарный, тоталитарный режимы, фашизм, деспотия, тирания, либерально-демократический режим | § 5 (29), вопросы 1–4, 6; подбор дополнительного материала, в котором отражены особенности политического режима стран Зап. Европы, России и Азии (групповая работа); ответить на вопрос «Какие препятствия на пути к правовому государству существуют в современной России?» | |||
6 | 10.10. | Гражданское общество | комбинированный урок | Уметь: – объяснять сущность явлений, процессов (гражданское общество, правовое государство); – формулировать и отстаивать свою позицию. Знать понятия: гражданское общество, правовое государство, гражданин, гражданство | § 6 (30), вопросы 1–3; написать предложение, заявление или жалобу; провести мини-исследование на тему «Перспективы формирования гражданского общества в Российской Федерации» | |||
7 | 17.10. | Голосование, выборы, | комбинированный урок | Уметь: – объяснить особенности форм участия граждан в политической жизни страны; – высказывать суждения о поведении разных социальных групп в политической жизни страны и крае. Знать понятия: активное избирательное право, пассивное избирательное право, избирательная система, электорат, референдум, собрания, митинги, шествия, пикетирование, предложение, заявление, жалоба, голосование, свободные выборы | § 7 (31), вопросы1, 2, 4, 5; объяснить, почему в процессе становления тоталитарной системы одним из мероприятий государственной власти является ограничение или ликвидация права граждан на выбор; изобразить структурно основные составляющие политической культуры личности. Опережающее задание: определить роль и значение многопартийности в политической жизни страны | |||
8 - 9 | 24.10 31.10. | Политические партии | комбинированный урок | Уметь: – сопоставлять и систематизировать материал, связанный с особенностями различных политических партий; – формулировать и отстаивать свою гражданскую позицию (вариант: выявлять сходства и различия родственных объектов (партий)). Знать понятия: политическая партия, политическая социализация граждан, партийная система, политическая программа; – партии: парламентские и массовые, правящие и оппозиционные, открытые и закрытые; революционные, реформистские, реакционные и консервативные, левые, правые и центристские партии; многопартийность | § 8 (32); представить, что Вы – лидер новой партии; назовите ее, дайте ей характеристику по плану, напишите программу партии (по группам); указать достоинства и недостатки многопартийной и однопартийной системы. Обосновать свой выбор | |||
10 - 11 | 14.11. 21.11. | Политическая жизнь современной России | комбинированный урок | Знать термины: политическая система, демократия. Уметь: – называть формы правления, формы национально-государственного устройства; – объяснять роль политики в жизни общества; – характеризовать государство; – приводить примеры участия граждан в политической жизни; – высказывать свое отношение к достижениям и проблемам процесса модернизации России, преобразованиям в крае. Знать понятия: идеальная модель политического устройства России, отраженная в Конституции РФ | Для всех учащихся: определить форму государственного правления, форму государственного устройства и политический режим современной России; сравнить политическую систему России с политической системой любой другой страны; написать рефераты по выбору: 1) «Пути повышения политической культуры российских граждан». 2) «Политическая культура жителя области»; 3) «Политическая социализация молодежи». Опережающее задание (групповое): подготовить сообщения о политических организациях и движениях области, их целях и задачах, программах деятельности | |||
12 | 28.11. | Политическая жизнь в нашей стране | комбинированный урок | Знать термины: политические организации, общественно- политические движения. Уметь: – приводить примеры участия населения в политической жизни страны и края; – характеризовать политические организации области | Для всех учащихся: - перечислить общественно-политические движения, существующие на территории области; назвать их цели и задачи; -охарактеризовать какую-либо политическую организацию области, ее программу и значение ее деятельности; - сравнить участие в политической жизни населения края и центральных городов России; – высказать суждения об их общих чертах и различиях, свой ответ аргументировать фактами | |||
13 | 05.12. | Контрольная работа по теме политическая сфера | ||||||
Человек и его права (12 ч) | ||||||||
14 - 15 | 12.12. 19.12. | Право, его сущность и особенности | комбинированный урок | Уметь: – объяснять особый статус права в системе социальных норм; – сравнивать нормы морали и нормы права. Знать понятия: социальные нормы, норма права, отрасль права, правовая культура личности, юриспруденция, юридическая ответственность, обязанность, нормативно-правовой акт, международное гуманитарное право | § 9 (33), вопросы 1, 2, 5, 6; составить схему «Основные понятия темы: система взаимосвязей»; написать сочинение «Право в моей жизни». Опережающее задание: составить схему «Органы власти и управления» | |||
16 | 26.12. | Закон и власть | комбинированный урок | Уметь: – давать оценку изученных политико-правовых явлений; – формулировать и отстаивать свою позицию по поводу необходимости разделения властей; – объяснять сущность разделения властей. Знать понятия: Федеральное собрание, Правительство РФ, Президент РФ, Совет Федерации, Государственная дума, Конституционный суд, Совет безопасности РФ, суды общей юрисдикции, военные суды, суд присяжных, истец, ответчик, состязательность сторон, прокурор, адвокат (адвокатура), арбитражный суд, правоохранительные органы, криминальная милиция, Федеральная пограничная служба, юрисконсульт | § 10 (34), вопросы 1, 2, 4, 5; изобразить схему иерархии высших органов государственной власти; - раскрыть изменение отношений между властью и законом в истории России XI–XX вв. Составить таблицу. Объяснить выбор периода | |||
17 | 16.01. | Конституция – основной | комбинированный урок | Уметь: – объяснять особенности правового статуса гражданина России; – соотносить правовой статус жителя области с правовым статусом гражданина России. Знать понятия: Конституция РФ, статус гражданина | § 11 (35), вопросы 1, 3, 6; таблица «Основные конституционные права»;
| |||
18 - 19 | 23.01. 3.01. | Право и имущественные отношения. Потребитель | комбинированный урок | Уметь: – называть основные нормы, регулирующие имущественные отношения; – характеризовать институт права собственности; – приводить примеры прав потребителя и способов их защиты. Знать понятия: имущественные отношения, право собственности, сделка, договор, иск; права потребителя, исполнитель, изготовитель, срок годности, Федеральный антимонопольный комитет | § 12 (36), вопросы 1, 2; § 13 (37), вопросы 1, 3; | |||
20 | 6.02. | Труд и право | комбинированный урок | Уметь: – характеризовать трудовое право как отрасль права, трудовой контракт; – характеризовать правовой статус несовершеннолетних в трудовых отношениях; – называть: виды трудовых договоров, условия заключения и прекращения трудовых отношений. Знать понятия: трудовое право, детский труд, трудовой договор (контракт), безработный, льготы и гарантии, трудовая книжка, испытательный срок, время работы, увольнение, время отдыха, отпуск | § 14 (38), в опросы 2, 3; а) составить трудовой договор от своего имени, оговорив все необходимые условия; б) составить задачи (ситуации) на нарушение норм трудового права в отношении несовершеннолетних. Продумать правовые пути их решения | |||
21 | 13.02. | Правовые основы брака | комбинированный урок | Уметь давать правовую характеристику брачно-семейных отношений; – приводить примеры правового регулирования семейных отношений. Знать понятия: брачный контракт, правоспособность, дееспособность, семья, супруги, свидетельство о браке, совместная собственность, ЗАГС, ребенок, его права | (39), вопросы 4, 5; подготовить сообщение о защите прав ребенка | |||
22 | 20.02 | Правонарушения и виды юридической ответственности | комбинированный урок | Знать, что собой представляют проступки и преступления, совершаемые людьми. Уметь: – анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением; – давать оценку изученным правовым явлениям. Знать, что такое юридическая ответственность и какие виды ответственности существуют, что представляет собой принцип презумпции невиновности; знать наказания, которым могут подвергаться лица, совершившие преступления. Знать понятия: преступление, состав преступления, действие, ответственность и ее виды. Бездействие, деяние, вина и ее формы, проступок и его виды. Презумпция невиновности, хулиганство, обвиняемый, следствие, следователь, суд, наказание и особенности наказание несовершеннолетних, приговор | § 16 (40), вопросы: 2-4, 6, 8,9; таблица «Виды правонарушений»; изобразить модель государства, в котором не нарушается закон. Привести аргументы | |||
23 | 27.02. | Правовая и социальная защита несовершеннолетних в РФ | комбинированный урок | Уметь: – называть основные документы по защите прав детства; – характеризовать современное состояние правовой и социальной защиты ребенка – приводить примеры деятельности государственных органов и общественных организаций по защите несовершеннолетних в области. Знать понятия: особая необходимость в социальной и правовой защите детства в стране и области | Для всех учащихся: - знать правовые источники по защите прав детства и государственные органы по защите прав ребенка; - разработать алгоритм защиты прав ребенка в случае их нарушения; - разработать практические рекомендации по защите прав детства | |||
24 | 6.03. | Местное самоуправление | комбинированный урок | Умение работать с документами (первоисточниками); – сравнивать, сопоставлять федеральное и региональное законодательства; – характеризовать систему органов местного самоуправления. Знать понятия: Устав области, города, областная дума, губернатор, правительство области. Муниципальные образования, мэр города, администрация, бюджет области, города; дотация | - основные понятия; Конституция РФ, ст. 71–73; - составить схему органов местного самоуправления области, города (групповое задание); - составить проект проведения мероприятий по благоустройству своего микрорайона. Указать ответственных | |||
25 | 13.03. | Человек и его права | комбинированный урок | Уметь: – обобщать и систематизировать изученный материал по теме; – вести дискуссию, отстаивать свою позицию; – сопоставлять федеральные и региональные законы; – реализовывать имеющиеся права и защищать свои интересы. Знать понятия: конституция, закон, права человека, преступление, уголовная ответственность, правоохранительные органы, санкции, правосознание, правовая культура, отрасли производства, суд, юридическое и физическое лицо, правоспособность и презумпция невиновности | - указать тенденции развития правовой системы современной России; - составить таблицу прав и обязанностей граждан РФ; - написать реферат на тему «Я – гражданин России» | |||
Духовная сфера | ||||||||
26 | 27.03. | Культура | комбинированный урок | Уметь: – характеризовать духовную жизнь человека и общества; – разъяснять сущность понимания культуры у различных народов. Знать правила этикета и то, как они могут проявляться. Уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей, объяснять сущность культурного наследия. Знать понятия: культура, общая культура, элементы культуры, артефакты, духовная и материальная культура, культурный комплекс; этикет, культурное наследие, культурные универсалии | § 17 (41), вопросы: 1, 2, 4; - составить схему культурного комплекса - указать тенденции развития этикета с древних времен до наших дней (использовать для этого материал учеб-ника, с. 130– 134 (с. 270 – 274)) | |||
27 | 3.04. | Культурные нормы | комбинированный урок | Знать, что такое культурные нормы и чем они определяются. Уметь анализировать привычки, манеры людей, знать их отличие от традиций, обычаев; – разъяснять понятия вкусов, увлечений людей, обрядов и церемоний, ритуалов, нравов; – разъяснять понятие «мораль общества». Уметь объяснить назначение тех или иных санкций в обществе. Знать понятия: культурные нормы, манеры, обычаи, традиции, обряды, ритуал, привычки, мода, этикет, нравы, мораль, обычное право, санкции | §18 (42), вопросы 1- 5, 7; - написать мини-сочинение «Культура моей семьи: традиции и нормы» | |||
28 | 10.04. | Формы культуры | комбинированный урок | Знать сущность основных форм культуры и ее разновидностей. Знать особенности молодежной субкультуры. Уметь анализировать формы культуры (вариант: высказывать суждения о ценностях разных видов и форм культуры). Знать понятия: элитарная, народная, массовая культура, субкультура, контркультура, доминирующая культура, молодежная культура | § 19 (43), вопросы: 1–3, 5; - таблица «Музыкальные предпочтения»; - написать сочинение от имени одного из сторонников той или иной формы культуры, обосновать свою позицию. Опережающее задание: подготовить сообщения: а) о мировых религиях и их роли в обществе; б) «Вера и безверие» | |||
29 | 17.04. | Религия | комбинированный урок | Знать что такое религия; – иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме и их проявлениях в истории человечества. Знать некоторые особенности мировых религий, уметь сравнивать мировые религии, выделять общие черты и различия. Знать понятия: религия, верование, миф, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ, символ, мировые религии. Культурный символ, ислам, христианство, буддизм | § 20 (44); вопросы 1, 2; - написать сочинение-рассуждение на тему: «Религиозная терпимость – необходимое условие жизни современного общества» | |||
30 | 24.04 | Искусство | комбинированный урок | Знать, что такое искусство и как оно соотносится с художественной культурой; Уметь: – пояснять, кто является субъектом художественной культуры; – анализировать произведения искусства, определяя ценности, которыми они обладают. Знать понятия: искусство, художественная культура, фольклор, «свободное искусство», истина, красота, добро | § 21 (45), вопросы 1–5; - составить развернутый план ответа на вопрос: «Функции искусства в современной России»; - определить свои критерии красоты, добра, истины | |||
31 | 1.05. | Образование | комбинированный урок | Знать, что представляет собой образование как институт общества (вариант: образование – составная часть общечеловеческой культуры). Уметь разъяснять: – эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней; – особенности правового статуса ученика современной школы. Знать понятия: образование, начальное, основное, среднее образование, школа, устав школы, юридический статус ребенка, монастырские школы, профессиональные школы | : § 22 (46), вопросы: 1, 2; основные понятия; - изобразить структуру (схему) непрерывного российского образования; - разработать проект: «Образование будущего» (вариант: «Мои предложения в Устав лицея, гимназии, школы») | |||
32 | 8.05. | Наука | комбинированный урок | Знать, что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки; что собой представляет высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ. Уметь осознанно выбирать высшую школу для продолжения обучения. Знать понятия: наука, Российская Академия наук, наука как социальный институт, виды научного знания, университет, академия, научно-исследовательский институт | § 23 (47), вопросы 1, 2, 4, 6; - изобразить структуру научных учреждений РФ (в виде схемы); - написать доклад «Перспективные направления в развитии российской науки». Опережающее задание: написать реферат по теме «Духовная жизнь края» | |||
33 | 15.05. | Духовная сфера общества | комбинированный урок | Знать основные понятия темы. Уметь: – сопоставлять, сравнивать уровни культуры в разные периоды истории России; – систематизировать и обобщать материал по теме «Духовная сфера общества». Знать понятия: культура, мораль, искусство, наука, религия, образование, система норм и ценностей; культурный комплекс, этикет; менталитет россиянина | Для всех учащихся: «В чем состоит духовная жизнь человека?»; - сопоставить культуру, религию, искусство и образование. Что общего в этих формах духовной сферы общества? - составить таблицу «Духовная сфера российского общества», пояснить взаимосвязь и взаимозависимость всех ее составляющих | |||
34 | 22.05. | Итоговое занятие. Взаимосвязь права, политики и культуры | обобщающе-повторительный урок | Знать высшие органы власти, правовые основы организации власти. Уметь: объяснять взаимосвязь права и политики; соотносить духовную культуру с правовой и политической | ||||
Итого: 34 часа |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Клюквинская средняя общеобразовательная школа- интернат»
Верхнекетского района Томской области
РАССМОТРЕНА на заседании педагогического/методического совета Руководитель МО ___________ Е.И. Омельчук Протокол №___от ________2016г. | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УМР МБОУ «Клюквинская СОШИ» _________О.А. Сафарова «___»__________ 2016г. | УТВЕРЖДЕНА Директор МБОУ «Клюквинская СОШИ» _____________Т.И.Чумаченко Приказ № ___ от ______2016г. |
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса
и календарно-тематическое планирование
на 2016-2017 учебный год
Составитель: Учитель истории и обществознания
Ленев Александр Николаевич
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...