Милосердие и сострадание
план-конспект урока по обществознанию по теме

Каурковская Оксана Алексеевна

ознакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»; научить понимать христианское значение слова «ближний», дать знания о том, как православие учит милосердию, состраданию и помощи людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл miloserdie.docx37.95 КБ
Файл miloserdie.pptx979.36 КБ

Предварительный просмотр:

Милосердие и сострадание    

Цель: воспитание у младших подростков милосердия и сострадания как качественных характеристик современного человека .

Задачи урока:

Обучающая: познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»; научить понимать христианское значение слова «ближний», дать знания о том, как православие учит милосердию, состраданию и помощи людям.

 Развивающая: учить связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при коллективном обсуждении.

 Воспитывающая: формировать понимание, каким должен быть настоящий человек в современном обществе, его моральные и духовные ценности; что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.

 Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа.

 

Основные термины и понятия: милосердие, взаимопомощь, сострадание, взаимопонимание

Ход урока.

Учитель: Вот уже второй месяц мы с вами изучаем новый для нас предмет «Основы православной культуры». Чему учит нас этот  предмет? Учит он доброму отношению друг к другу, учит отличать хорошее от плохого, рассказывает о вечных ценностях. А, значит, учит быть Человеком.

Сегодняшний урок мне хочется начать с хорошо знакомой вам сказки, которая тоже учит добру. Послушайте.

«Лети, лети, лепесток,  

Через запад на восток,  

Через север, через юг,  

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли -  

Быть по-моему вели!»

- Узнали, откуда эти строчки?

- А кто главная героиня сказки?

Это сказка была любимой сказкой моего детства, любили мы смотреть и мультфильм по этой сказке. А как интересно было фантазировать на тему: что бы ты сделал с лепестками волшебного цветка, если бы тебе повезло так же, как и девочке Жене, приобрести такой чудо-цветок?

- Вспомните, а на какие желания Женя израсходовала лепестки цветика-семицветика?

- Принесли ли ей радость игрушки, путешествие на Северный полюс, баранки, вазочка для цветов?

- А что ей принесло радость по-настоящему?

(Самая большая радость для человека – это протянуть руку помощи нуждающемуся, поэтому из всех чудес, которые свершились в сказке о цветике-семицветике, самую большую радость его обладательнице принесло исцеление хромого мальчика).

- Посмотрите внимательно на эту иллюстрацию из одноименного м/ф. Почему таким грустным изображен мальчик?

(Он подумал, что девочка Женя посмеялась над ним, предложив поиграть в догонялки.) К сожалению, это бывает очень часто, когда дети, не подумав, колючими словами обижают людей с физическим недугом. Прежде чем сказать что-либо, подумай: а в свой адрес тебе было бы приятно услышать обидные слова? Кстати, православные люди, живущие по заповедям, очень часто вспоминают слова Иисуса Христа: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

- А почему такою грустной изображена девочка?

(Она сочувствует, сострадает этому мальчику, ведь он из-за травмы ноги лишен в жизни многого.)

- Посмотрите на изображение нашей героини в разных ситуациях. Какое красивое лицо у девочки в ожидании счастья, чуда. А когда она сочувствует, она красива в этот момент?

(Лицо сочувствующего человека также красиво, хотя мы и не видим счастливой улыбки на лице. Оно красиво, потому что одухотворено добротою чувств).

Демонстрируется Слайд, на котором написаны слова:

  • СО-ЧУВСТВИЕ
  • СО-СТРАДАНИЕ
  • СО-ПЕРЕЖИВАНИЕ)

- Вслушайтесь в эти слова, раскрывающие внутренний мир человека. Что их объединяет? (Приставка СО означает своего рода причастность к чему-либо, присоединение, общее участие.)

Слово «сострадание» близко по значению одному из самых красивых слов – милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

Учитель: Тема сегодняшнего нашего урока: «Милосердие и сострадание». Мы узнаем с вами: 

  • О том, что любовь бывает с заплаканным лицом.
  • Кого называют «ближним».
  • Как христианин должен относиться к ближним.

– К кому мы проявляем милосердие?

– Кому нужна наша забота?

– Как вы понимаете взаимопомощь? Страдание? Сострадание?

  • Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия
  • Миловать – щадить, прощать кому-нибудь вину

Давайте подумаем, вспомним, обратившись к своему жизненному опыту, когда человек может проявить сострадание и милосердие? Что это за жизненные ситуации?

  (Работа с иллюстративным материалом, обращение к жизненному опыту детей)

При показе этого слайда обратить внимание детей на фотографию в учебнике «Великая княгиня Елизавета Федоровна ухаживает за ранеными солдатами. 1915 год».

Отрывок из стихотворения «Матушка Великая Княгиня» А. Логвинова:

Разве не сестра императрицы?

Как же это – без обиняков

Деньги все – на нищих и больницы,

Силы – на больных и стариков?

Были ведь богаты в самом деле.

Что же не в шелках, не в соболях?..

Руки от работы огрубели,

Ночи напролет в госпиталях.

Где же ваши слуги и кареты?

Отчего не в злате-серебре?

...Но не все бездомные согреты,

И толпа голодных на дворе…

Продолжим размышлять о том, как человек может проявить милосердие.

- Можем ли мы с презрением относиться к людям бездомным: у них нет дома, а у нас есть; мы хорошо одеты, а они носят обноски; мы аккуратны, а у них нет возможности помыться; мы сыты, а они голодают?

- А как мы должны относиться к попавшим в беду людям, внешне не похожим на нас потому, что в силу жизненных обстоятельств (квартирных обманщиков, жестокосердия родственников и др.) попали в беду? Ведь, порой, среди таких несчастных есть и люди с очень богатым внутренним миром.

(С состраданием, помочь одеждой, едой, чем можем.)

Учитель: Сегодня мы познакомимся с вами с одной из известных притч Иисуса Христа, упоминаемых в Евангелии от Луки. Она рассказывает о милосердии и бескорыстной помощи попавшему в беду человеку со стороны прохожего самарянина – человека неместного, приезжего.

- Давайте задумаемся, чему учит нас эта притча?

(Работа с текстом учебника на стр. 42–43 «Притча о добром самарянине»)

Опережающее задание

Во время чтения текста постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые

             I группа - радуют вас, потому что вы согласны со сказанным;

            II группа - печалят вас, потому что так поступать тяжело;

            III группа -  дают определение слову «самарянин».

- Итак, чему нас учит эта притча?

- Кого же христиане называют ближним?

- Легко ли ответить на призыв Христа любить тех, кто обидел тебя, проявил себя как твой враг? Что вам кажется самым трудным в этом?

(Далее внимание ребят учитель обращает на слайд, на котором изображена картина А. Пластова «Слепцы». Учащиеся вместе с учителем выходят на понимание художественного смысла этого полотна, фотография же, изображенная справа, позволяет говорить о том, что милостыня – это помощь нуждающимся и в настоящее время)

/Работа с текстом учебника: комментированное чтение раздела «Милостыня» (стр. 44–45).

То, что мы сегодня с вами прочитали о милостыне, перекликается с содержанием песни «Вера» на стихи Н. Добронравова, музыка А. Пахмутовой:

   

    Ты просящему подай, если он в беде,

    Тем количество добра умножив на земле.

    Милосердию учись, это встреча добрых рук.

    На любовь ты не скупись, верный друг.

Песня называется «Вера», но она и о милосердии. Дело в том, что вера и милосердие связаны между собой, как свет и тепло весной. Когда они объединены, - все на земле расцветает.

Подведение итогов

Работа в группах.

- Посмотрите внимательно на изображение Цветика-семицветика. Посмотрите на незаполненные смыслом милосердных дел лепестки. В каких делах мы с вами можем проявить милосердие и сострадание?

(Милостыня, помощь инвалидам, уход за больными.)

- Давайте проверим, так ли это?

Рефлексия.

  • Что больше всего запомнилось вам сегодня на уроке?
  • Вспомнили ли вы свои милосердные поступки по отношению к другим людям?
  • Появилось ли желание стать милосерднее?
  • Понравилось ли вам работать в вашей группе?

Домашнее задание

      Подумайте над проектом, который мы условно назовем «Эра милосердия».

      Вот вам несколько предложений: предложите социальную рекламу по нашей теме «Спешите делать добро!», которую можно разместить в транспорте, библиотеке, на улице, в кино, предложить на телевидение. Придумайте пьесу «Будьте милосердны!». Название можете дать свое. Подберите пословицы о добре и милосердии. Подберите стихи, фрагменты из фильмов. Можете подобрать и обсудить примеры немилосердных поступков и героев для обсуждения темы.

Творческие задания для учеников

Придумать рекламу: «Спешите делать добро».

 Подготовить рассказ о проявлении милосердия, сострадания.

 Подобрать стихотворения, пословицы, книги о добре и милосердии.

Дополнительный материал.

Проблемная ситуация.

Чтение учителем притчи

Притча о бабочке

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка.

Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать.

ПАУЗА

  • Человек, желая помочь бабочке, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо ей, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать.  
  • Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
  • Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены.
  • Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас.
  • Мы никогда не смогли бы летать.

Подумай!

  • Почему эта притча рассказана именно здесь, ведь она останавливает человека в его порыве сделать доброе дело?

Обсуждение и заключение по притче

(Надо быть внимательным, от слова вниматьМилосердие милосердию рознь. Милосердие должно помогать, поднимать, но не развращать)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Милосердие и сострадание

Слайд 3

Валентин Петрович Катаев

Слайд 4

Вспомните, на какие желания Женя израсходовала лепестки цветика-семицветика ?

Слайд 8

Сострадательный и милосердный человек помогает тем, кто нуждается в помощи!

Слайд 10

Елизавета Федоровна Романова

Слайд 12

Притча о добром самарянине Одна из известных притч Иисуса Христа , упоминаемая в Евангелии от Луки . Она рассказывает о милосердии и бескорыстной помощи попавшему в беду человеку со стороны прохожего самарянина — представителя презираемой евреями этнической группы. Чему учит нас эта притча?

Слайд 13

Аркадий Александрович Пластов. Слепцы На стр. 44 учебника познакомься с разделом «Милостыня».

Слайд 14

Всякому просящему у тебя - дай. БЛАГО ТВОРЕНИЕ

Слайд 15

А . Пахмутова и Н. Добронравов – участники благотворительного концерта для детей-сирот и инвалидов

Слайд 16

По-мощь без-дом-ным Уте-шение в горе и беде По-мощь пожи-лым лю-дям Уход за боль- ными животными

Слайд 17

Уход за боль-ными По-мощь без-дом-ным Уте-шение в горе и беде По-мощь пожи-лым лю-дям Уход за боль- ными животными По-мощь инвалидам Милостыня

Слайд 18

Будьте внимательными, вдруг кому-то нужна ваша помощь! Не ждите, когда вас попросят, а помогите нуждающимся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Милосердие и сострадание"

Любовь бывает разной.Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать любо...

Урок ОРКСЭ №12 Милосердие и сострадание

Данный урок по теме: "Милосердие и сострадание" №12 разработан по курсу "Основы религиозных культур и светкой этики", модуль "Основы православной культуры". Урок способствует формированию у учащи...

Урок по ОПК в рамках курса ОРКСЭ 4-5 класс "Милосердие и сострадание"

Урок по ОПК в рамках курса ОРКСЭ в 4-5 классах, учебник А.Кураева. Цель - познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия, показать взаимосвязь понятий «милосердие», «ближний», «любовь к вра...

Христианская этика. Долг и ответственность.Милосердие и сострадание.

Конспект урока по основам православной культуры....

Мероприятие для детей "Милосердие и сострадание"

Формирование у воспитанников правильное представление о милосердии и сострадании; ознакомление воспитанников с понятиями: милосердие, сострадание, гуманность, альтруизм, благотворительность, благотвор...

Милосердие и сострадание

Презентация по православной религии. Милосердие....

Милосердие и сострадание

Внеклассное мероприятие духовно-нравственного направления...