Урок по обществознанию в 9 классе "Форма правления: республика".
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) по теме

Кузнецова Наталья Викторовна

Урок изучения нового материала по обществознанию в 9 классе "Форма правления: республика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon respublika.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по обществознанию.

Тема: «Форма правления: республика».

 (9 класс)

Подготовила: Кузнецова Н.В.  учитель истории МОБУСОШ

им. С.А. Суркова с. Богословка

Цели:

  1. Образовательная:
  • охарактеризовать основные признаки республики как формы правления;
  • дать представление об основных типах республик (парламентская, президентская, смешанная)
  1. Развивающая:
  • продолжить развивать мыслительные навыки;
  • формировать понятия;
  • развивать умение выделять признаки
  1. Воспитательная:
  • показать преимущества республиканской формы правления

Оборудование:

  • компьютер
  • мультимедийный проектор
  • презентация

Ход урока:

Повторение пройденного материала

Самостоятельная работа: выполнение тестов (4 мин.)

1.Что относится к признакам любого государства?

  

 1) 

право взимания налогов

  

 2) 

многопартийность

  

 3) 

свободные выборы в органы власти

  

 4) 

разделение властей

2. Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Государству принадлежит право осуществлять верховную власть на определённой территории.

Б. Государство наделено правом принимать законы.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

3. Носителем государственной власти является

  

 1) 

президент финансовой компании

  

 2) 

председатель общественного фонда

  

 3) 

лидер оппозиционной партии

  

 4) 

глава кабинета министров

4. В стране Z глава государства получает власть по наследству, законы принимаются законодательным собранием и исполняются правительством страны. Какова форма правления в государстве Z?

  

 1) 

унитарное государство

  

 2) 

парламентарная монархия

  

 3) 

парламентская республика

  

 4) 

абсолютная монархия

5. В государстве Z верховная власть предаётся по наследству. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что государство Z является конституционной монархией?

 

  

 1) 

Монарх принимает законы и вершит правосудие.

  

 2) 

Полномочия монарха ограничены законом.

  

 3) 

Монарх является верховным главнокомандующим.

  

 4) 

Монарх представляет свою страну на международных конференциях.

6. Установите соответствие между примерами и функциями государства, которые они иллюстрируют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

  

ПРИМЕРЫ

 

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

А) 

обеспечение правопорядка

Б) 

подписание президентом договора 
о дружбе и сотрудничестве с главой соседнего государства

В) 

разработка правительством долгосрочной программы экономического развития страны

Г) 

участие армии в военных учениях совместно с армией другого государства

Д) 

государственное финансирование строительства автомобильных и железных дорог

   

1) 

внешние

2) 

внутренние 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Каждые семь лет в стране Z всенародно избирается президент. Он является главой правительства. Законы принимает избираемый на всеобщих выборах парламент. Какая форма правления установлена в стране Z?

Проверяем выполненную работу, и предлагается поставить себе оценки по следующим критериям.

Нет ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2-3 ошибки – «3»

Более трех ошибок – «2».

Фронтальный опрос:

  • Что такое государство
  • Назовите признаки государства?
  • Назовите формы государства?
  • Что такое форма правления?
  • Какие формы правления вам известны?
  • С какой формой правления мы познакомились на прошлом уроке?
  • Что такое монархия?
  • Какие виды монархии вы можете назвать?

  1. Изучение нового материала.

  1. Объясняется происхождение слова «республика» 

RES PUBLICA (лат.) – общественное дело, государство

  1. Вводится определение «Республика» (сл. 5).

Республика – форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти.

При этом особо подчеркивается выборность высшей власти на определенный срок как основной признак республиканского правления.

  • Таким образом, чем отличается монархия от республики?
  • Какого из представителей высшей государственной власти можно выбирать?

  1. Виды республик (сл. 7):
  • парламентская
  • президентская
  • смешанная

Вопрос:

- Как вы думаете, почему республиканские формы правления так названы?

Учащиеся предполагают, что в президентской республике ведущую роль играет Президент, а в парламентской республике – Парламент, в смешанной республике смешиваются признаки президентской и парламентской республик.

  1. G8 – Большая восьмерка (сл. 8).

Давайте изучим список лидеров стран «Большой восьмерки».

«Большая восьмерка» – международный клуб, объединяющий правительства России, США, Франции, Канады, Великобритании, Японии, Италии, Германии. Так же называют и неофициальный форум лидеров этих стран. «Большая восьмерка» не является международной организацией, она не основана на международном договоре, не имеет устава. Решения «восьмерки» не имеют обязательной силы. На этом форуме обсуждаются актуальные международные проблемы, фиксируются намерения сторон придерживаться согласованной линии в решении тех или иных вопросов, а также даются рекомендации другим странам.

Еще раз посмотрим на список. Некоторые государства представляют Президенты, а некоторые главы правительств.

Вопрос:

- Все ли государства G8 являются республиками?

Учащиеся вспоминают на основе материала прошлого урока, какие из перечисленных государств являются монархиями (Великобритания, Канада, Япония).

Только в парламентской республике глава правительства может представлять страну на таком форуме, как «Большая восьмерка».

  1. Парламентская республика

 

Изучим парламентскую республику на примере Германии (сл. 11).

Глава государства  - федеральный президент Германии (Иоахим Гаук). Президент является номинальным главой государства, выполняет представительские функции, его роль невелика, избирается парламентом.

Исполнительную власть и Правительство возглавляет Федеральный канцлер Германии (Ангела Меркель). Правительство возглавляет лидер партии, победившей на выборах в Парламент (Бундестаг). Правительство формируется по принципу парламентского большинства и несет политическую ответственность перед парламентом.

Выводы (в тетради) (сл. 12):

  1. Президент избирается Парламентом.
  2. Президент выполняет представительские функции.
  3. Правительство формируется парламентом, по принципу парламентского большинства.
  4. Основные направления внутренней и внешней политики определяет Правительство.

  1. Президентская республика (сл. 13).

Изучим на примере США (сл. 14).

Президент является главой государства, главой правительства и главой исполнительной власти. Избирается внепарламентским путем. Президентские выборы в США являются двухступенчатыми. Формально американцы избирают коллегию выборщиков, которым принадлежит право окончательного голосования по кандидатуре Президента.

Президент назначает министров. Правительство несет ответственность перед Президентом.

Выводы (в тетради) (сл. 15):

  1. Президент избирается населением (коллегией выборщиков).
  2. Президент возглавляет исполнительную власть.
  3. Президент – глава Правительства. Министры назначаются Президентом.
  4. Основы внешней и внутренней политики определяет Президент по согласованию с Конгрессом.

  1. Смешанная республика сочетает черты президентской и парламентской республик (сл. 16).

Изучим на примере России.

Президент является главой государства. Избирается населением.

Президент назначает Председателя Правительства с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства предлагает кандидатуры министров Президенту. Правительство несет ответственность перед парламентом.

Президент и глава Правительства играют значительную роль в управлении страной.

Выводы (в тетради) (сл. 18):

  1. Президент избирается населением.
  2. Широкий круг полномочий Президента.
  3. Президент назначает главу Правительства с согласия Государственной Думы. Министры назначаются главой Правительства.
  4. Основные направления внутренней и внешней политики определяет Президент.

  • В чем главные отличия парламентской и президентской республик?
  • Какая форма правления в России?
  • Как вы думаете, в чем плюсы, а в чем минусы республиканской формы правления?

  1. Повторение и закрепление пройденного.

Повторяется определение «Республика» (сл. 19).

Повторяем виды республик (сл. 20) и записываем в тетрадь некоторые страны, в которых установлены соответствующие формы правления.

  1. Дом. задание: повторить записи в тетради.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 7 классе "Правление ПавлаI"

Конспект урока в 7 классе по теме "Правление Павла I" позволяет используя проблемное обучение познакомить учащихся с особенностями внутренней и внешней политики данного правителя, сделать учащимся сам...

Урок права с презентацией в 9 классе по теме "Форма правления: республика"

Данный урок предназначен для учащихся 9 класса гуманитарного, социального направлений. Учащиеся знакомятся с основными признаками республики как формы правления, типами республик на примере различных ...

Методическая разработка урока истории в 10 классе "Правление Ивана III: время или ЭПОХА"

Данная методическая разработка с использованием технологии проблемного обучения предназначена для  проведения повторительно-обобщающего урока в 10-ом классе....

План-конспект открытого урока по истории России Тема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6

План-конспект открытого урока по истории РоссииТема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6   Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия...

презентация к уроку " Экономическая политика в период правления Н.С. Хрущева (1953-1964гг)"

Презентация к уроку в 11 классе по теме "Экономическая политика  в период правления Н.С. Хрущева (1953-1964гг)"...

Методическая разработка открытого урока по истории по теме "Правление Ивана Грозного"

Правление Ивана Грозного,годы правления,внешняя и внутренняя политика....