Урок истории в 7 классе "Правление ПавлаI"
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме
Конспект урока в 7 классе по теме "Правление Павла I" позволяет используя проблемное обучение познакомить учащихся с особенностями внутренней и внешней политики данного правителя, сделать учащимся самостоятельно вывод о причинах переворота 1801г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока истории в 7 классе "Правление Павла I" | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории в 7 классе.
Учитель: Саламатова Т.В.
Тема: Правление Павла I.
Цель:
- формирование представления о личности Павла I, об особенностях его деятельности, влиянии ее на историю России.
Задачи:
- познакомить с различными оценками деятельности Павла I, способствовать формированию у учащихся собственного мнения по отношению к личности Павла I и его деятельности;
- развивать логическое мышление, коммуникативные способности учащихся, умения работать с историческими документами;
- работать над формированием основ историко-познавательной и информационной компетентностей
- воспитывать уважение к мнению собеседника, к прошлому нашей страны, активную позицию учащихся;
Ожидаемые результаты урока:
- знание хронологических рамок периода правления Павла I, понимание основных направлений его внешней и внутренней политики;
- знание о существовании различных оценок деятельности Павла I и формирование на основе анализа этой информации собственного мнения;
- умение выражать собственное отношение к деятельности Павла I
Ожидаемые результаты от использования ЦОР:
- Мотивация учащихся на исследование в ходе решения проблемной ситуации;
- Формирование у учащихся представления об эпохе 18 века с помощью репродукций картин, видеороликов, музыки;
- Развитие у учащихся умений извлекать информацию из различных источников (карты, схемы, видеоролики);
- Повышение интереса к предмету;
- Оптимизация учебного процесса.
Ход урока
1.Орг момент
2. Сообщение темы и цели урока.
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Доска, ИКТ |
Вспомним материал, изученный вами ранее Перед вами хронологические рамки соотнесите их с портретами российских правителей: 1741-1761 гг. 1761-1762 гг. 1762-1796 гг. 1796-1801 гг. - Как вы думаете, что означает эта карточка? (показать дату 1796-1801 гг.) - Кто, по вашему мнению, занял российский трон следующим? - С 1796 по 1801 гг. Российской империей управлял Павел I, сын Екатерины II. Именно с периодом его правления мы познакомимся на уроке. Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь: «Правление Павла I (1796-1801 гг.)» - Внимательно посмотрите на хронологические рамки правления Павла I, Сколько лет он находился у власти? -Верно, около пяти лет. Почему же так мало? - Хотя Павел вступил на престол уже достаточно взрослым человеком, в возрасте 42 лет, но период его царствования закончился не из-за его болезни и неспособности руководить государством. 11 марта 1801 гг. ночью очень близкие Павлу люди ворвались к нему в комнату и потребовали отречься от престола. Он отказался это сделать, поэтому его убили. Если прежние дворцовые перевороты проводились при участии солдат, то в этот раз участниками были представители высшего сословия: дворяне. К заговору были причастны даже его сыновья Александр и Константин. - Почему, на ваш взгляд, Павла I насильно лишили власти? Я предлагаю сравнить ваши предположения с текстами документов. Прочитайте в группах документы, обсудите их и выявите возможные причины насильственного лишения власти Павла 1 1 группа Из воспоминаний Тургенева А.М., современника Павла I Павла отличал «запальчивый до исступления характер, опрометчивость», «наклонность к жестоким наказаниям, разрушающим человека». 2 группа Из письма великого князя Александра Лагарпу (своему учителю) (1789 г.) Мой отец, вступив на престол, захотел все реформировать…Все сразу было перевернуто с ног на голову. Это только увеличило беспорядок, и без того в слишком сильной степени царивший в делах… Мое несчастное отечество находится в положении, не поддающемся описанию… 3 группа Воспоминания М.Фонвизина, современника Павла I Павел, сперва враг французской революции… вдруг совершенно изменяется и угрожает войной Англии. Разрыв с ней наносил неизъясненный вред нашей заграничной торговле. Эта торговля открывала единственные пути, которыми в Россию притекало все, для нас необходимое…Разрыв с Англией, нарушая материальное благосостояние дворянства, усиливал в нем ненависть к Павлу… - В чем вы видите причины ранней смерти Павла I, познакомившись с этими документами? (опросить группы, сравнить мнения и подвести к плану урока) Нами были выделены три основных момента, которые мы рассмотрим на уроке (план). Они помогут понять, почему период правления Павла 1 был таким недолгим? | Правление Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины II. Период правления следующего императора Ее сын Павел Записывают тему урока 5 лет Предлагают версии Предлагают версии - Дети хотели захватить власть Дети работают в группах (6), по 2 группы работают над одним заданием - Решение о войне с Англией.. - Тяжелое положение в стране - Плохой характер Личность Павла Внутренняя политика Внешняя политика | 1741-1761 гг. 1761-1762 гг. 1762-1796 гг. 1796-1801 гг «Правление Павла I.» Портрет Павла Фрагмент фильма «Павел 1» План урока: 1.Личность Павла 2.Внутренняя политика 3.Внешняя политика |
3.Изучение нового материала
4.Итог урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Доска, ИКТ |
Ответим на вопрос, поставленный нами в начале урока: Почему правление Павла I было таким недолгим? Для ответа воспользуйтесь планом урока и записями в тетради. Выскажите ваше впечатление о личности Павла 1 в виде синквейна - стихотворения, составленного по следующим правилам: | Выслушать ответы Павел был противоречивой личностью, хорошие черты характера сочетались с такими недостатками как нетерпеливость, подозрительность, вспыльчивость. Именно они мешали Павлу проводить четкую. последовательную политику как внутри государства так и вне его. Поэтому сословие, всегда являвшееся опорой правителей, - дворяне выступило против Павла. | Портрет Павла |
Внутренняя политика Павла I
Преобразования в стране | Высказывания современников, историков о реформах Павла I | |
1797г. - закон о престолонаследии «Учреждение об императорской фамилии» | - престол передавался строго по мужской линии от отца к старшему сыну, при отсутствии сыновей к старшему брату | |
Преобразования в армии | - прусский военный устав - прусская военная форма - строевая подготовка: шагистика, муштра, смотры |
|
Преобразования, касающиеся крестьян | - указ о «трехдневной барщине» - запрет на продажу крестьян без земли - разрешение крестьянам жаловаться на помещиков - передача государственных крестьян помещикам (Павел более 500 тыс. крестьян предал за 4 года, а Екатерина - 800 тыс. крестьян за 34 года) |
|
Ограничение привилегий дворян | - восстановление обязательной военной службы - ограничение свободы дворянских собраний - обязанность платить налоги - телесные наказания дворян |
|
Изменения в общественной жизни | -предписание носить немецкие камзолы, треуголки, парики и башмаки - запрет на ношение одежды французского стиля - запрет выезжать за границу - запрет на произношение слов «отечество», патриот» и др. |
|
Привилегия - преимущественное право, льгота.
Муштра - суровая система воспитания, обучения.
Воспоминания о правлении Павла I
№1
Из воспоминаний дворянина Тургенева А.М., современника Павла I
Павла отличал «запальчивый до исступления характер, опрометчивость», «наклонность к жестоким наказаниям, разрушающим человека».
Воспоминания о правлении Павла I
№2
Из письма великого князя Александра Лагарпу (своему учителю) (1789 г.)
Мой отец, вступив на престол, захотел все реформировать…Все сразу было перевернуто с ног на голову. Это только увеличило беспорядок, и без того в слишком сильной степени царивший в делах… Мое несчастное отечество находится в положении, не поддающемся описанию…
Воспоминания о правлении Павла I
№3
Воспоминания дворянина М.Фонвизина, современника Павла I
Павел, сперва враг французской революции… вдруг совершенно изменяется и угрожает войной Англии. Разрыв с ней наносил неизъясненный вред нашей заграничной торговле. Эта торговля открывала единственные пути, которыми в Россию притекало все, для нас необходимое…Разрыв с Англией, нарушая материальное благосостояние дворянства, усиливал в нем ненависть к Павлу…
Внешняя политика Павла I.
Заполните пропуски, пользуясь текстом учебника (стр.208-210 пункт «Внешняя политика Павла I») и картами (смотри экран)
Основным направлением внешней политики при Павле I было продолжение борьбы с _____ , стремившейся утвердить господство в Европе. Для этого была создана антифранцузская коалиция в составе: ______, _____, ______, ______.
Военные действия сосредоточились в ____ и на ______ море. Русский флот под командованием ______ осенью 1798 г.вошел в _______ море, где были освобождены от французов _____, _____.
Русскую сухопутную армию, действующую в 1799 г.совместно с Австрией в Северной Италии, возглавил _____. Освободив от французов Северную Италию, _______ ведет войска в Швейцарию через горы ______. Здесь русские войска одерживают ряд побед: при _______, _______.
Победами над Францией сумели воспользоваться лишь союзники России. Это вызвало разрыв России с ____ и ____. В этих условиях Павел выходит из состава коалиции и сближается с ______.
Для борьбы с британской империей Павел I издает указ об отправке казачьих войск в ______. Русский народ отнесся к этому _______.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарный урок истории и обществознания в 11 классе "Тоталитаризм в мировой истории и в истории СССР в 30-е годы XX века"
Бинарный урок разработан мной и коллегой Тихоновой И.А. Сочетает в себе несколько разныйх педагогических стилей - урок-лекция, исследовательский урок, но главное, содержит элементы подготовки к ЕГЭ и ...
Урок истории в 10 классе по теме «Наука история: предмет, содержание, функции, место в системе других наук. Этапы развития исторической науки. Периодизация истории»
Урок истории в 10 классе...
Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"
При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...
Методическая разработка урока истории в 6-м классе "История семьи – страница многовековой истории Отечества"
методическая рабработка...
Презентации к уроку истории по учебнику Вигасина А. А. по всеобщей истории. История Древнего мира - 5 класс.
Презентации к уроку истории по учебнику Вигасина А. А. по всеобщей истории. История Древнего мира - 5 класс....
Презентации к уроку истории по учебнику Вигасина А. А. по всеобщей истории. История Древнего мира - 5 класс.
Презентация к параграфу 8. "Жизнь египетского вельможи"....
Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»
Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...