Методическая разработка открытого урока по истории по теме "Правление Ивана Грозного"
методическая разработка по истории (10 класс)
Правление Ивана Грозного,годы правления,внешняя и внутренняя политика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ivan_groznyy_10kl.docx | 26.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка открытого урока
по истории по теме:
«Правление Ивана Грозного».
Разработала:
преподаватель истории
МБОУ Кызыл-Дагской СОШ
Биче-оол Роза Болат-ооловна
Тема урока: «Правление Ивана Грозного».
Цель: систематизировать и обобщить знания по эпохе правления Ивана Грозного и дать оценку его деятельности и личности.
Задачи:
1. Раскрыть цели, основное содержание и результаты внутренней политики царя.
2. Раскрыть цели, основные направления и результаты внешней политики Ивана IV.
3. Оценить правление Ивана Грозного для дальнейшего развития страны.
Обучающая цель: сформировать критическое представление об эпохе правления Ивана IV.
Развивающая цель: продолжить развитие информационной, самоорганизаторской, учебно-познавательной и коммуникативной компетенций обучающихся.
Воспитательная цель: воспитывать внимательность, толерантность, негативное отношение к жестокости и насилию, чувство сопричастности к судьбе своей страны.
Приемы и методы обучения: решение проблемных ситуаций, творческие задания, комментирование, различные виды опроса. Данные приемы формируют и развивают мотивацию, устойчивый интерес к изучению предмета, творческое воображение, вовлекают каждого ученика в активную деятельность на уроке.
Оборудование урока: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, текст с заданиями.
Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь объяснять значения понятий: «Избранная рада», «приказ», «Земский собор», «стрелецкое войско», «опричнина», «заповедные годы», «урочные лета», «крепостное право»;
уметь давать характеристику внутренней политики Ивана IV в середине ХVI века, основных мероприятий и значения реформ 1550-х годов;
раскрыть значение присоединения Среднего и Нижнего Поволжья, Западной Сибири к России;
объяснить последствия Ливонской войны для Русского государства;
объяснить причины, сущность и последствия опричнины;
обосновать оценки итогов правления Ивана Грозного.
Ключевые слова: венчание на царство, Избранная рада, реформы, сословно-представительская монархия, приказы, опричнина, основные направления внешней политики.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
- Целеполагание.
- Обобщение и систематизация знаний. Решение проблемы.
- Итог урока. Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
Звучит стихотворение, обучающиеся называют, о ком оно. (называют имя Ивана Грозного). Предлагаю вспомнить им, где они в литературе, кинематографе встречали имя и личность этого человека.
Обучающиеся начинают заполнять таблицу, основываясь на имеющихся знаниях. Прием «До и после». Напротив утверждения написать «да», либо «нет».
Утверждения | До изучения | После изучения |
1. Вскоре после коронации Ивана IV в Москве вспыхнул пожар и произошло восстание. 2. Кружок, сложившийся вокруг Ивана Грозного назвали Негласный комитет.
3. Одной из реформ Ивана стало создание системы управления, ограничивающей власть монарха. 4. Во времена Ивана Грозного Россия потеряла выход в Балтийское море. 5. В годы правления Ивана IV произошло освобождение крестьян от крепостной зависимости |
- Целеполагание.
Задаю обучающимся вопрос: Иван Грозный – что в первую очередь вспоминаете при упоминании этого имени? (называют отрицательные и положительные черты).
Кем же был в истории нашего государства этот человек: реформатором или палачом?
Давайте попробуем выяснить это через его правление (основные события внешней и внутренней политики).
- Обобщение и систематизация знаний. Решение проблемы.
Венчание Ивана Грозного на царство в 1547 году. В чем отличие царя от великого князя и значение венчания на царство? (выдвигают версии).
Выясняем необходимость и причины реформ. (необходимо придти в выводу о следующих причинах: завершить централизацию государства, оформление центральных органов власти, формирование сословно-представительской монархии).
Вводим понятие «Избранная Рада».
Даем краткую характеристику реформам Ивана Грозного. (Слайд )
Делая вывод, отвечаем на вопрос: какие задачи выполняли реформы Избранной Рады.
Реформы 1550-х гг. правления Ивана IV были направлены на:
- укрепление государственного управления,
- усиление централизации,
- преодоление пережитков раздробленности,
- повышается роль служилого дворянства.
- на Руси складывается сословно-представительская монархия.
- реформы способствовали укреплению центральной власти,
- ограничивали привилегии бояр и повышали роль дворян в управлении страной.
Реформы, несомненно, привели к положительным изменениям, но это был бы длительный путь развития. Тогда Иван IV решает ускорить процесс централизации государства.
В 1560 году царь распускает «Избранную Раду», время реформ закончилось.
В 1565 г. Царь разделил страну на опричнину и земщину.
Вспомните, что значит опричнина и земщина?
Опричнина – особый царский удел, состоящий из лучших земель, находился под личным контролем царя.
Земщина управлялась Боярской Думой и приказами.
(Важно обозначить, что с введением опричнины начинается единоличное правление царя, все сословно-представительские начала сворачивают).
Отвечаем на вопрос: причины введения опричнины и ее методы. (Подтверждаем фактами)
Обучающиеся в ходе фронтального опроса выясняют последствия опричнины:
Последствия опричнины:
- Разорение хозяйства. (По официальным сведениям, пашня, облагаемая налогами, уменьшилась более чем на 90%. Многие села, деревни и даже города перестали существовать. Главной приметой аграрной жизни стала пустошь.)
- Значительно уменьшилось трудовое население, вырос налоговый гнет.
- Была ликвидирована политическая оппозиция.
- Опричнина утвердила в России режим личной власти.
- Она привела к ускоренной централизации (без достаточных экономических и социальных предпосылок. В этих условиях свою слабость власть пытается компенсировать террором.) Террор становится средством управления.
- Опричнина способствовала утверждению в России крепостного права. (Слайд )
«+» последствия: 1. борьба с пережитками феодальной раздробленности;
2. укрепление централизации государства.
Подвести обучающихся к тому, что террор и жестокость не могут быть средствами достижения даже благих целей. (Воспитываем неприятие жестокости, насилия, вседозволенности, злоупотребления властью.)
Подводя итог внутренней политики Ивана Грозного, обучающиеся отвечают на вопрос:
подумайте, что могло бы быть, если бы Иван Грозный не перешел на путь опричнины, а остался на пути реформ? (высказывают свое мнение).
Переходим к рассмотрению внешней политики.
Ликвидация раздробленности и централизация государства и власти послужили прочной основой для активной внешней политики. Она была тесно связана с политикой внутренней. Реформы обеспечили удачные внешние походы, а опричнина стала причиной поражений русского войска. Давайте вспомним основные моменты внешней политики Грозного. (выделяем основные задачи внешней политики и основные направления.):
Основные задачи внешней политики: (слайд )
1. Обезопасить Россию от внешних врагов
2. Создать условия для успешного экономического развития.
Основные направления:
- Восточное.
- Южное.
- Северо-западное.
На слайде расположены ключевые слова, обучающиеся должны выстроить их в хронологической последовательности:
- 1. Ливония
- 2. Крым.
- 3. Казань.
- 4. Астрахань.
- 5 Сибирь.
Выполняют работу в тетради, проверяем. Называем сразу даты событий.
Разбираем основные события внешней политики по направлениям:
- Восточное: взятие Казани, присоединение Астраханского ханства, поход Ермака в Сибирь. (обучающиеся читают стихотворения), подводим итоги этого направления.
- Южное направление: борьба с Крымским ханством.
- Северо-западное: Ливонская война (указываем основные причины и результат).
Подводим итоги внешней политики (обращаю внимание обучающихся на то, что успешная реформы привели к успехам во внешней политике, а опричнина послужила причиной неудач).
Подводим итоги конца царствования Ивана Грозного.
5.Итог урока. Рефлексия.
По итогам урока обучающиеся отвечают на вопрос: кто же был Иван Грозный - реформатор или бездушный тиран? Для аргументов пользуются материалом урока.
Возвращаемся к заполнению таблицы, заполняем последнюю колонку.
Отвечаем на вопрос: изменились ли знания по сравнению с началом урока?
Выставление оценок.
Домашнее задание: представьте, что вам нужно написать статью в «Энциклопедию правителей государства Российского» об Иване Грозном. Исходя из своих представлений, сформированных на сегодняшнем занятии, напишите сочинение-эссе об этой эпохе и личности царя.
Список информационных источников:
- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. Дидактические материалы: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2013.
- Баранов П.А. История России в таблицах и схемах: справ. материалы. -М., 2012.
- http://festival.1september.ru
- http://nsportal.ru/shkola/istoriy
- http://www.zavuch.ru/methodlib
- http://www.uchportal.ru/load/53
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Спартанский полис" для учащихся 5 классов.
Урок по типу комбинированный, в форме беседы, с использованием технологии дифференцированного обучения....
Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Путешествие по Древней Греции" для учащихся 5 классов.
Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Путешествие по Древней Греции" для учащихся 5 классов с использованием технологий: игровая, ИКТ, групповая деятельность, сотрудничеств...
презентация к уроку по истории "Начало правления Ивана Грозного"
1.Падение Избранной рады.2.Расправа царя с приближенными.3.Опричники и опричнина.4.Поход на Новгород и борьба с Крымом.5.Итоги опричнины....
Разработка урока по истории "Внешняя политика Ивана Грозного".
Урок по истории России в 6 классе. Взят из Интернета, но вдруг кому-то из учителей-истории пригодится. Разработка хорошая, добротная. и хочется сказать спасибо учителю, который ...
Методическая разработка открытого урока по истории по теме: «Кризисные моменты в истории России и роль Русской Православной Церкви в их преодолении».
Региональный этапXXVII Международных Рождественских образовательных чтений«Молодежь: свобода и ответственность» РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ«НАУКА И ИСКУССТВО В ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ДИСЦИПЛИНА: «ИСТОРИЯ» ТЕМА: «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 г.»
Тема урока: «Отечественная война 1812 г.».Тип урока: изучение нового материалаВид урока: беседа с элементом игры(экскурсия).Планируемые результаты:Личностные: воспитывать уваже...
Методическая разработка открытого урока по истории России 6 класс "Повседневная жизнь населения Древней Руси"
Тема урока по истории России 6 класс - "Повседневная жизнь населения Древней Руси".Цель урока: познакомить обучающихся с повседневной жизнью населения Древней Руси.Планируемые результаты: Пр...