РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему
ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_obshchestvoznanie_9_klass.docx | 29.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПЯТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РОМОДАНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по УВР на заседании МО Директор школы
______________Л.Н.Исаева Протокол № _____от ____________Тактаева С.В.
«___»___________2016 г. «____» ___________2016 г. «____»_________2016 г.
Руководитель МО
__________ С.М.Тюрькина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
для 9 класса на 2016-2017 учебный год
СОСТАВИЛА:
Баландина И.А.
учитель истории и
обществознания
2016 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
9 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы под редакцией Л.Н. Боголюбова («Просвещение», 2014 г. ).
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета - опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.
Изучение обществознания в 9 классе - это четвёртый этап, который ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует с учетом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
УМК курса:
1. Учебник Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2016.
2. Рабочая тетрадь Обществознание. 9 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений /О. А. Котова, Т. Е. Лискова. - М.: Просвещение, 2016.
3. Пособие для учителя Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. - М.: Просвещение, 2014 г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).
Реализация рабочей программы способствует:
- развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения обществознания ученик должен знать/понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Система оценивания: наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, могут быть использованы методы социологического исследования: анкетирование, самооценка и т. д.
Формы контроля:
- тестирование;
- задания на выявление операционных жизненных ситуаций;
- анализ документов,
- понятийный (терминологический) диктант.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Программы
«Обществознание»
34 часа
Тема 1. Политика и социальное управление (9 часов)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Тема 2. Право (21 час).
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятия и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция – основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятия прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека – идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Право на жизнь в условиях вооружённых конфликтов. Защита гражданского населения в период вооружённых конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования. Закон «Об образовании».
Повторительно-обобщающие уроки за курс обществознания в 9 классе¸ подготовка к ГИА (2 часа).
Календарно-тематическое планирование
по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
9 класс (34 часа)
№ п/п | Тема урока | Тип урока, форма и вид деятельности учащихся, форма контроля | № параграфа в учебнике | Дата проведения | |
по плану | фактически | ||||
Тема 1. Политика и социальное управление (9 часов) | |||||
1. | Политика и власть | Вводный | 1 | ||
2. | Государство | Комбинированный; устный опрос | 2 | ||
3. | Политические режимы | Комбинированный; устный опрос; составление таблицы | 3 | ||
4. | Правовое государство | Комбинированный; устный опрос; составление кластера | 4 | ||
5. | Гражданское общество | Комбинированный; анализ документа | 5 | ||
6. | Участие граждан в политической жизни | Комбинированный; устный опрос; отработка навыков выполнения КИМов по ГИА | 6 | ||
7-8. | Политические партии и движения | 1)Комбинированный; устный опрос; 2)практикум: работа с документом | 7 | ||
9. | Обобщение темы «Политика и социальное управление» | Обобщающий; тестовый контроль | Выводы к главе | ||
Тема 2. Право (21 час) | |||||
10. | Право его роль в жизни общества и государства | Изучение нового материала | 8 | ||
11. | Норма права и система законодательства. | Комбинированный; устный опрос | 8 | ||
12. | Правоотношения и субъекты права | Комбинированный; составление кластера | 9 | ||
13. | Правонарушения | Комбинированный; работа с документом | 10 | ||
14. | Юридическая ответственность | Комбинированный; работа с документом | 10 | ||
15. | Правоохранительные органы. | Комбинированный; проблемные задания | 11 | ||
16. | Конституция Российской Федерации | Комбинированный; устный опрос | 12 | ||
17. | Основы конституционного строя России | Комбинированный | 13 | ||
18. | Основы конституционного строя России | Практическая работа: анализ документов, проблемное задание | 13 | ||
19-20. | Права и свободы человека и гражданина | Комбинированные уроки; работа с документами | 14-15 | ||
21-22. | Гражданские правоотношения | 1)Комбинированный с элементами практической работы; 2)комбинированный; тестовые задания | 16 | ||
23. | Право на труд | Комбинированный; отработка навыков выполнения КИМов по ГИА (пункт В) | 17 | ||
24. | Семейные правоотношения | Комбинированный; с элементами исследовательской работы | 18 | ||
25. | Правоотношения родителей и детей | Комбинированный, отработка навыков выполнения КИМов по ГИА (пункт С) | 18 | ||
26. | Административные правоотношения | Комбинированный; отработка навыков выполнения КИМов по ГИА (пункт С) | 19 | ||
27. | Административное правонарушение | Практикум: отработка навыков выполнения КИМов по ГИА | 19 | ||
28. | Уголовно-правовые отношения | Комбинированный | 20 | ||
29. | Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних | Комбинированный | 20 | ||
30. | Социальные права | Комбинированный; проблемные задания | 21 | ||
31. | Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов | Интегрированный (обществознание – история) | 22 | ||
32. | Правовое регулирование отношение в сфере образования | Комбинированный. | 23 | ||
33. | Урок повторения тем, пройденных в 9 классе | Практикум: подготовка к итоговой тестовой работе | |||
34. | Контрольная работа за курс 9 класса | Тестовый контроль |
Литература
Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008.
Вакуленко, В. А. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. - Изд. 2-е / В. А. Вакуленко, Е. С. Королькова, И. Е. Уколова. - М.: Новый учебник, 2004.
Гордеева, В. В. Правовое воспитание: 9-11 классы: разработки организационно-деятельностных игр / В. В. Гордеева. - Волгоград : Учитель, 2007.
Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 2000.
Мавлютова, Е. А. Основы правовых знаний. 8-11 классы. Интерактивные методы преподавания права / Е. А. Мавлютова. - Волгоград : Учитель, 2009.
Путь подростка в правовом лабиринте / сост. Е. Н. Сорокина. - М. : Экстремум, 2007.
Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи...: метод, разработки социально-психолог. тренингов / А. С. Прутченков. - М.: Новая школа, 1996.
Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
Прутченков, А. С. Школа жизни : метод, разработки социально-психолог. тренинга / А. С. Прутченков. - М. : Международная Педагогическая Академия, 1998.
Кравченко, А. И. Введение в социологию: учеб, пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Кравченко. - М. : Просвещение, 1996.
Кацубо, С. П. Изучаем право : практическое пособие для классных руководителей, социальных педагогов, учителей школ / С. П. Кацубо, Н. А. Сивицкая. - М. : Издательство деловой и учебной литературы, 2006.
Суворова, Н. Г. Основы правовых знаний : 8-9 классы. Ч. 2. Методическое пособие для учителя. - Изд. 3-е, перераб. / Н. Г. Суворова. - М. : Новый учебник, 2007.
Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по общество-знанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М. : Дрофа, 2008.
Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010.
Правовое воспитание школьников : 5-9 классы : конспекты занятий / сост. О. В. Летнева. -Волгоград : Учитель, 2006.
Правоведение: 9 класс. Международное гуманитарное право. Человек имеет право. Система конспектов занятий с нетрадиционными формами контроля: элективные курсы / авт.-сост. Н. И. Чеботарева. - Волгоград.: Учитель, 2007.
Обществознание. Право. Экономика : сб. материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгофадской области / авт.-сост. Е. И. Колусева, Т. А. Корнева. - Волгофад : Учитель, 2006. -123 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...