Рабочая программа по обществознанию для 6 класса
рабочая программа по обществознанию (6 класс) на тему

Куц Людмила Васильевна

Изучение обществознания в 6 классе основной школы посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни в современном социуме и призвано создать условия для формирования у учащихся  представлений об обществе, доступных  по содержанию  школьникам младшего подросткового возраста. В ходе процесса обучения рассматриваются вопросы нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей, реализации и защиты прав человека и гражданина, первичного анализа и использования информации, сознательного неприятия антиобщественного поведения.

      Основой содержания являются моральные и правовые нормы, которые позволяют раскрыть противопоставление добра и зла, определяют нравственные ориентиры, формируют образцы достойного поведения. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена следующая тема – «Нравственные основы жизни», тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp6obshch.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда лицей № 18

Рабочая программа  по обществознанию для 6 класса

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Изучение обществознания в 6 классе основной школы посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни в современном социуме и призвано создать условия для формирования у учащихся  представлений об обществе, доступных  по содержанию  школьникам младшего подросткового возраста. В ходе процесса обучения рассматриваются вопросы нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей, реализации и защиты прав человека и гражданина, первичного анализа и использования информации, сознательного неприятия антиобщественного поведения. 

      Основой содержания являются моральные и правовые нормы, которые позволяют раскрыть противопоставление добра и зла, определяют нравственные ориентиры, формируют образцы достойного поведения. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена следующая тема – «Нравственные основы жизни», тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.

       Изучение курса обществознания осуществляется во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, реальной жизнью школьного коллектива.  

      II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА  ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

 Предметными результатами  освоения  обучающимися содержания программы по обществознанию являются:
•        относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей, что обеспечивается самим содержанием курса;

•        знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

•        умения находить нужную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей;

•        давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

•        понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

•        знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

•        приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

•        знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

•        понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества через участие в общественно-полезном труде, производственные экскурсии и т.п.

•        понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

•        понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества путем проведения экскурсий в музеи;

•        знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

•        знание новых возможностей для коммуникации в обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

•        понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию;

•        понимание значения коммуникации в межличностном общении;

•        умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения путем проведения деловых игр;

•        знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов, используя помощь психолога.

                                       

                                       III. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ   КУРСА   ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (35 ч.)

          Введение (1 час)

Глава I. Человек в социальном измерении (13 ч.)

        Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.

Природа человека. Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека.

        Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.        

Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».

        Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.

        Глава II. Человек среди людей (10 ч.)

        Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.

        Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

        Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.

        Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.

Глава III. Нравственные основы жизни (7 ч.)

        Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс.

        Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

        Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.

        Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы.

        Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью.

        Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.

Обобщение курса (4 ч.)

                                         IV. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН  РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ

Перечень разделов, тем

Количество часов

Разбивка часов по видам занятий

Теоретические занятия: постановка и решение учебной задачи

Практические виды деятельности

Практи

кумы

Проекты

Творческие задания

1.

Введение

1

1

-

2.1

Человек в социальном измерении

13

8

2

1

2

2.2

Человек среди людей

10

5

2

1

2

2.3

Нравственные основы жизни

7

4

-

-

3

3.

Обобщение. Защита проектов

4

-

2

2

V. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Учебная задача.

Раздел (общая тема), система уроков. Требования к элементам содержания

Коли

чество часов

Дата

Оборудование

Характеристика основных видов учебной деятельности.

Требования к уровню подготовки с указанием кода контролируемого требования

Оценка результатов: контрольные виды деятельности

Глава I. Человек  в социальном измерении (14 часов)

1. Введение

КС:1.1;1.2;1.3

1

Знать значение и использование термина «обществознание». Иметь представление о связи обществознания с другими науками.

Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно изучать обществознания. Давать определения  понятиям.

КТ:1.1;1.2;2.4

 

2-4. Человек – личность

 КС:1.4;1.5

3

Презентация «Человек, индивид, личность».

Раскрывать на конкретных примерах смысл понятий «человек», «личность», «индивидуальность».

Научиться понимать, что человек принадлежит обществу, живет и развивается в нем.

Уметь анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт, работать в группах и парах.

КТ:1.1;2.1;2.4;2.6

Составить портрет девушек (раздел «Картинная галерея») – стр.10-11

 (по выбору учащихся)

5-7.

Познай самого себя

КС:1.4;1.5

3

Уметь характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя.

Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику.

Учиться  работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения. Приводить примеры проявления различных способностей людей.

КТ:1.1;2.5;2.6

Практикум «Самопознание и самооценка»

(выполнение тестов)

8-9. Человек и его деятельность

КС:1.4;1.6

2

Презентация «Человек и его деятельность».

Характеризовать деятельность человека, её отдельные виды.

Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности.

Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности.

Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности. Работать с текстом учебника, анализировать произведения живописи, высказывать собственное мнение, суждения.

КТ:1.1;2.1;2.3;2.4;2.6

Выполнить задания к рубрике  «Картинная галерея» - стр.30

10-11.Потребности человека

КС:1.4;1.5

2

Презентация «Что человек чувствует, о чем размышляет».

Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер.

Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств.

КТ:1.1;2.1;2.4;2.6

12-13.На пути

к жизненному

успеху 

КС:1.4;1.5;1.6

2

Презентация «На пути к жизненному успеху».

Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни.

Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха.

Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты.

Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших своё призвание в жизни и достигших успеха, из адаптированных источников различного типа. Определять понятие «образ жизни», составляющие жизненного успеха.

КТ:1.1;2.4;2.5;2.6;2.7

Мини-проект

« Профессии, которые мы  выбираем» (по выбору учащихся)

14.Практикум по теме

«Человек

в социальном измерении»

КС:1.4;1.5;1.6

1

Определять, что такое деятельность человека, его духовный мир. Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности. Объяснять роль мотивов в деятельности человека. Приводить примеры основных видов деятельности. Описывать способы познания природы, человека, общества и конкретизировать их примерами. Уметь работать с текстом учебника. Высказывать собственное мнение, суждения. Овладеть целостными представлениями о качествах личности человека. Привлекать информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

КТ:1.1;2.4;2.5;2.6;2.7

Выполнить практикум на стр.48 №  2, 3, 4

( по выбору учащихся)

Глава II. Человек среди людей (10 часов)

15-16.

Межличностные отношения

КС: 1.4;1.5;1.7

2

Презентация «Отношения между людьми»

Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе.

Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения.

Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание.

КТ:1.1;1.4;2.1;2.4;2.5

Творческое задание по выбору учащихся

(в.3,4,5 стр.57)

17-18.

Человек в группе

КС: 1.4;1.5;1.7

2

Презентация «Ты
и твои

товарищи».

Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание.

Исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлением лидерства. Уметь определять, что такое культура общения человека. Осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. 

КТ:1.1;1.4;2.1;2.4;2.5,2.7

Выполнение мини-проекта «КТД»

( по выбору учащихся)

19-20. Общение

КС: 1.4;1.5;1.7

2

Презентация «Зачем люди общаются».

Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей.

Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения.

Сравнивать и сопоставлять различные стили общения. Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивать собственное умение общаться.

КТ:1.1;1.4;2.1;2.4;2.5,2.6

Творческое задание по выбору учащихся

21-22.

Конфликты в межличностных отношениях

КС: 1.4;1.5;1.7;1.8

 

2

Презентация «Почему нужно быть терпимым».

Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов.

Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объяснять, в чём заключается конструктивное разрешение конфликта. Иллюстрировать объяснение примерами.

Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации. Уметь сохранять достоинство в конфликте.

Научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

КТ:1.1;1.4;2.1;2.4;2.5,2.6

23-24. Практикум по теме «Человек среди людей»

КС: 1.4;1.5;1.7;1.8

2

Уметь определять основные понятия к главе «Человек среди людей». Овладеть целостными представлениями о качествах личности человека. Привлекать  различную информацию  для решения познавательных и практических задач. Сравнивать разные точки зрения, оценивать  собственную позицию. Развивать навыки работы в группе.

КТ:1.1;1.4;2.1;2.4;2.5,2.6

Решение практических задач по теме « Человек среди людей»

( групповая работа)

Глава III. Нравственные основы жизни (7 часов)

25-26.Человек славен добрыми делами

КС:1.4;1.5;2.5;4.4

2

Презентация «Человек славен

добрыми делами».

Характеризовать и иллюстрировать примерами проявления добра. Приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали.

Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали. Понимать, как  отличать добрые поступки от злых. Определять понятия «нравственность» и «безнравственность». Работать с текстом учебника. Высказывать собственное мнение, суждения.

КТ:1.4;2.1;2.3;2.5

Творческое задание

(по выбору учащихся)

27-28.Будь смелым

КС:1.4;1.6;1.7;1.8

2

На конкретных примерах дать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях.

Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла. Определять, всегда ли страх является плохим качеством человека, бороться со своими страхами.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения, вести диалог.

КТ:1.4;2.1;2.3;2.5;2.7

Творческое задание

 « Смелость города берет»

 ( по выбору учащихся)

29-30.Человек и человечность

КС:1.4;1.6;1.7;1.8

2

Презентация «Что такое чело-

вечность».

Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность». Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках. На примерах конкретных ситуаций оценивать проявления внимания к  нуждающимся в нём. Уметь строить свои взаимоотношения с другими людьми.

Развивать навыки работы с текстом учебника,  высказывать собственное мнение, суждения.

КТ:1.4;2.1;2.3;2.4;2.5

Выполнить задания к рубрике  «Картинная галерея» - стр.103

31.Практикум по теме «Нравственные основы жизни»

КС:1.4;1.6;1.7;1.8;

4.4

1

Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей.

Уметь анализировать свои поступки и отношения к окружающим людям.

Определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности.

КТ:1.4;2.1;2.3;2.4;2.5;2.7

32-33. Практикум по теме «Человек и общество»

КС:1.4;1.5;1.6;1.7;

1.8

2

Уметь определять все термины за курс 6 класса.

Осуществлять поиск информации по заданной теме из различных источников. Работать с текстом учебника. Самостоятельно создавать  алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Формулировать собственное мнение и позицию.

КТ:1.4;2.1;2.2;2.3;2.4;2.5;2.6;2.7

 

34-35. Проектная конференция

«Человек  и общество»

КС:1.4;1.5;1.6;1.7;

1.8

2

Развивать навыки исследовательской деятельности. Уметь самостоятельно выделять и формулировать цель работы, использовать  общие приёмы решения поставленных задач. Участвовать в коллективном обсуждении проблем, проявлять активность,

доброжелательность и эмоционально - нравственную отзывчивость в отношении других учащихся.

КТ:1.4;2.1;2.2;2.3;2.4;2.5;2.6;2.7

Защита индивидуальных проектов.

Обсуждение проектов.

VI. Учебно-методическое обеспечение программы

1.Обществознание.6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций  с прил. на электрон. носителе; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой.- М.: Просвещение,2014.

2.Обществознание.6 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой /авт.-сост. И.Ю. Буйволова.- Волгоград: Учитель, 2015.

3. Домашек Е.В.Школьный справочник по обществознанию/Е.В. Домашек. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

4.Иванова Л.Ф. Обществознание. 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. организаций / Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. – М.: Просвещение, 2014.

5.Лазебникова А.Ю.Современное школьное обществознание: метод.  пособие для учителя с дидакт. материалами /А.Ю. Лазебникова. М.: Просвещение, 2014.

6.Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2011.

Интернет-ресурсы:

1. Архив презентаций Power  Point. - Режим доступа: http://power-p.ru/load/obshhestvoznanie/11

2. Архив учебных программ и презентаций. Режим доступа: http: //www.rusedu.ru

3.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. Режим доступа:http: //school collection.edu.ru

4. Справочно - информационный интернет - портал.- Режим доступа: http//www.gramota


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Обществознание" 6 класс

Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др....

рабочая программа обществознание 9 класс база

рабочая программа по обществознанию 9 класс базовый уровень Л.Н. Боголюбов...

Рабочая программапо обществознанию для 9 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программапо геометрии, 11 класс

Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...