Рабочая программа по обществознанию для 6 класса
рабочая программа по обществознанию (6 класс) на тему
Изучение обществознания в 6 классе основной школы посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни в современном социуме и призвано создать условия для формирования у учащихся представлений об обществе, доступных по содержанию школьникам младшего подросткового возраста. В ходе процесса обучения рассматриваются вопросы нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей, реализации и защиты прав человека и гражданина, первичного анализа и использования информации, сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Основой содержания являются моральные и правовые нормы, которые позволяют раскрыть противопоставление добра и зла, определяют нравственные ориентиры, формируют образцы достойного поведения. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена следующая тема – «Нравственные основы жизни», тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp6obshch.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда лицей № 18
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение обществознания в 6 классе основной школы посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни в современном социуме и призвано создать условия для формирования у учащихся представлений об обществе, доступных по содержанию школьникам младшего подросткового возраста. В ходе процесса обучения рассматриваются вопросы нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей, реализации и защиты прав человека и гражданина, первичного анализа и использования информации, сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Основой содержания являются моральные и правовые нормы, которые позволяют раскрыть противопоставление добра и зла, определяют нравственные ориентиры, формируют образцы достойного поведения. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена следующая тема – «Нравственные основы жизни», тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.
Изучение курса обществознания осуществляется во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, реальной жизнью школьного коллектива.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Предметными результатами освоения обучающимися содержания программы по обществознанию являются:
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей, что обеспечивается самим содержанием курса;
• знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• умения находить нужную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей;
• давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества через участие в общественно-полезном труде, производственные экскурсии и т.п.
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества путем проведения экскурсий в музеи;
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения путем проведения деловых игр;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов, используя помощь психолога.
III. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (35 ч.)
Введение (1 час)
Глава I. Человек в социальном измерении (13 ч.)
Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.
Природа человека. Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека.
Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.
Глава II. Человек среди людей (10 ч.)
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.
Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.
Глава III. Нравственные основы жизни (7 ч.)
Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс.
Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.
Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы.
Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью.
Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.
Обобщение курса (4 ч.)
IV. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Перечень разделов, тем | Количество часов | Разбивка часов по видам занятий | ||||
Теоретические занятия: постановка и решение учебной задачи | Практические виды деятельности | |||||
Практи кумы | Проекты | Творческие задания | ||||
1. | Введение | 1 | 1 | - | ||
2.1 | Человек в социальном измерении | 13 | 8 | 2 | 1 | 2 |
2.2 | Человек среди людей | 10 | 5 | 2 | 1 | 2 |
2.3 | Нравственные основы жизни | 7 | 4 | - | - | 3 |
3. | Обобщение. Защита проектов | 4 | - | 2 | 2 |
V. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Учебная задача. Раздел (общая тема), система уроков. Требования к элементам содержания | Коли чество часов | Дата | Оборудование | Характеристика основных видов учебной деятельности. Требования к уровню подготовки с указанием кода контролируемого требования | Оценка результатов: контрольные виды деятельности | |
Глава I. Человек в социальном измерении (14 часов) | ||||||
1. Введение КС:1.1;1.2;1.3 | 1 | Знать значение и использование термина «обществознание». Иметь представление о связи обществознания с другими науками. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно изучать обществознания. Давать определения понятиям. КТ:1.1;1.2;2.4 |
| |||
2-4. Человек – личность КС:1.4;1.5 | 3 | Презентация «Человек, индивид, личность». | Раскрывать на конкретных примерах смысл понятий «человек», «личность», «индивидуальность». Научиться понимать, что человек принадлежит обществу, живет и развивается в нем. Уметь анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт, работать в группах и парах. КТ:1.1;2.1;2.4;2.6 | Составить портрет девушек (раздел «Картинная галерея») – стр.10-11 (по выбору учащихся) | ||
5-7. Познай самого себя КС:1.4;1.5 | 3 | Уметь характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Учиться работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения. Приводить примеры проявления различных способностей людей. КТ:1.1;2.5;2.6 | Практикум «Самопознание и самооценка» (выполнение тестов) | |||
8-9. Человек и его деятельность КС:1.4;1.6 | 2 | Презентация «Человек и его деятельность». | Характеризовать деятельность человека, её отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности. Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности. Работать с текстом учебника, анализировать произведения живописи, высказывать собственное мнение, суждения. КТ:1.1;2.1;2.3;2.4;2.6 | Выполнить задания к рубрике «Картинная галерея» - стр.30 | ||
10-11.Потребности человека КС:1.4;1.5 | 2 | Презентация «Что человек чувствует, о чем размышляет». | Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер. Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств. КТ:1.1;2.1;2.4;2.6 | |||
12-13.На пути к жизненному успеху КС:1.4;1.5;1.6 | 2 | Презентация «На пути к жизненному успеху». | Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха. Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших своё призвание в жизни и достигших успеха, из адаптированных источников различного типа. Определять понятие «образ жизни», составляющие жизненного успеха. КТ:1.1;2.4;2.5;2.6;2.7 | Мини-проект « Профессии, которые мы выбираем» (по выбору учащихся) | ||
14.Практикум по теме «Человек в социальном измерении» КС:1.4;1.5;1.6 | 1 | Определять, что такое деятельность человека, его духовный мир. Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности. Объяснять роль мотивов в деятельности человека. Приводить примеры основных видов деятельности. Описывать способы познания природы, человека, общества и конкретизировать их примерами. Уметь работать с текстом учебника. Высказывать собственное мнение, суждения. Овладеть целостными представлениями о качествах личности человека. Привлекать информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. КТ:1.1;2.4;2.5;2.6;2.7 | Выполнить практикум на стр.48 № 2, 3, 4 ( по выбору учащихся) | |||
Глава II. Человек среди людей (10 часов) | ||||||
15-16. Межличностные отношения КС: 1.4;1.5;1.7 | 2 | Презентация «Отношения между людьми» | Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. КТ:1.1;1.4;2.1;2.4;2.5 | Творческое задание по выбору учащихся (в.3,4,5 стр.57) | ||
17-18. Человек в группе КС: 1.4;1.5;1.7 | 2 | Презентация «Ты товарищи». | Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. Исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлением лидерства. Уметь определять, что такое культура общения человека. Осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. КТ:1.1;1.4;2.1;2.4;2.5,2.7 | Выполнение мини-проекта «КТД» ( по выбору учащихся) | ||
19-20. Общение КС: 1.4;1.5;1.7 | 2 | Презентация «Зачем люди общаются». | Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения. Сравнивать и сопоставлять различные стили общения. Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивать собственное умение общаться. КТ:1.1;1.4;2.1;2.4;2.5,2.6 | Творческое задание по выбору учащихся | ||
21-22. Конфликты в межличностных отношениях КС: 1.4;1.5;1.7;1.8
| 2 | Презентация «Почему нужно быть терпимым». | Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объяснять, в чём заключается конструктивное разрешение конфликта. Иллюстрировать объяснение примерами. Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации. Уметь сохранять достоинство в конфликте. Научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное. КТ:1.1;1.4;2.1;2.4;2.5,2.6 | |||
23-24. Практикум по теме «Человек среди людей» КС: 1.4;1.5;1.7;1.8 | 2 | Уметь определять основные понятия к главе «Человек среди людей». Овладеть целостными представлениями о качествах личности человека. Привлекать различную информацию для решения познавательных и практических задач. Сравнивать разные точки зрения, оценивать собственную позицию. Развивать навыки работы в группе. КТ:1.1;1.4;2.1;2.4;2.5,2.6 | Решение практических задач по теме « Человек среди людей» ( групповая работа) | |||
Глава III. Нравственные основы жизни (7 часов) | ||||||
25-26.Человек славен добрыми делами КС:1.4;1.5;2.5;4.4 | 2 | Презентация «Человек славен добрыми делами». | Характеризовать и иллюстрировать примерами проявления добра. Приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали. Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали. Понимать, как отличать добрые поступки от злых. Определять понятия «нравственность» и «безнравственность». Работать с текстом учебника. Высказывать собственное мнение, суждения. КТ:1.4;2.1;2.3;2.5 | Творческое задание (по выбору учащихся) | ||
27-28.Будь смелым КС:1.4;1.6;1.7;1.8 | 2 | На конкретных примерах дать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла. Определять, всегда ли страх является плохим качеством человека, бороться со своими страхами. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения, вести диалог. КТ:1.4;2.1;2.3;2.5;2.7 | Творческое задание « Смелость города берет» ( по выбору учащихся) | |||
29-30.Человек и человечность КС:1.4;1.6;1.7;1.8 | 2 | Презентация «Что такое чело- вечность». | Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность». Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках. На примерах конкретных ситуаций оценивать проявления внимания к нуждающимся в нём. Уметь строить свои взаимоотношения с другими людьми. Развивать навыки работы с текстом учебника, высказывать собственное мнение, суждения. КТ:1.4;2.1;2.3;2.4;2.5 | Выполнить задания к рубрике «Картинная галерея» - стр.103 | ||
31.Практикум по теме «Нравственные основы жизни» КС:1.4;1.6;1.7;1.8; 4.4 | 1 | Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей. Уметь анализировать свои поступки и отношения к окружающим людям. Определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности. КТ:1.4;2.1;2.3;2.4;2.5;2.7 | ||||
32-33. Практикум по теме «Человек и общество» КС:1.4;1.5;1.6;1.7; 1.8 | 2 | Уметь определять все термины за курс 6 класса. Осуществлять поиск информации по заданной теме из различных источников. Работать с текстом учебника. Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Формулировать собственное мнение и позицию. КТ:1.4;2.1;2.2;2.3;2.4;2.5;2.6;2.7 |
| |||
34-35. Проектная конференция «Человек и общество» КС:1.4;1.5;1.6;1.7; 1.8 | 2 | Развивать навыки исследовательской деятельности. Уметь самостоятельно выделять и формулировать цель работы, использовать общие приёмы решения поставленных задач. Участвовать в коллективном обсуждении проблем, проявлять активность, доброжелательность и эмоционально - нравственную отзывчивость в отношении других учащихся. КТ:1.4;2.1;2.2;2.3;2.4;2.5;2.6;2.7 | Защита индивидуальных проектов. Обсуждение проектов. |
VI. Учебно-методическое обеспечение программы
1.Обществознание.6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой.- М.: Просвещение,2014.
2.Обществознание.6 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой /авт.-сост. И.Ю. Буйволова.- Волгоград: Учитель, 2015.
3. Домашек Е.В.Школьный справочник по обществознанию/Е.В. Домашек. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
4.Иванова Л.Ф. Обществознание. 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. организаций / Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. – М.: Просвещение, 2014.
5.Лазебникова А.Ю.Современное школьное обществознание: метод. пособие для учителя с дидакт. материалами /А.Ю. Лазебникова. М.: Просвещение, 2014.
6.Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2011.
Интернет-ресурсы:
1. Архив презентаций Power Point. - Режим доступа: http://power-p.ru/load/obshhestvoznanie/11
2. Архив учебных программ и презентаций. Режим доступа: http: //www.rusedu.ru
3.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. Режим доступа:http: //school collection.edu.ru
4. Справочно - информационный интернет - портал.- Режим доступа: http//www.gramota
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Обществознание" 6 класс
Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др....
рабочая программа обществознание 9 класс база
рабочая программа по обществознанию 9 класс базовый уровень Л.Н. Боголюбов...
Рабочая программапо обществознанию для 9 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программапо геометрии, 11 класс
Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...